Скороговорки
Петя пилил пилой пень.
За гиппопотамом по пятам
Пара птиц порхала, порхала —
Повтори без запинки: На осинке росинки
Поле-то не полото,
В знойном поле |
Говорит попугай попугаю:
Про пестрых птиц поет петух,
— Расскажите про
покупки.
Рыбы в проруби — пруд пруди.
Из-под пилки сыплются опилки.
У пенька опять
Кота Потап по лапе
хлопал, |
Пословицы и поговорки
Поздно поднялся —
Признание — половина исправления. |
Правда в огне не горит
Правда глаза колет. |
ВЕСЕЛЫЕ СТИХИ
Погляди, павлин какой! (Ф. Бобылев)
Паучок приехал на
базар, (В. Орлов)
В это время (Г. Сапгир)
Через рельсы — переход, (Г. Сапгир) Петуха спросили дети: (И. Коньков)
Наша острая пила — (Перевод Я. Акима)
Птица хочет пробудиться, (В. Берестов)
«Причина» — какое удобное (В. Викторов)
— Не жалейте пятачка, — (А. Шибаев) |
— Если сможешь, угадай, (Б. Заходер)
Полосатые тигрята (Г. Сапгир)
Адрес перепутали (А. Шлыгин)
Две девчонки говорили: (Л. Фадеева)
Рано утром (В. Орлов)
Начинаю жить по плану. |
Потешки
Топ-топ! Топотушки! |
|
Пляшет утка на реке, |
Считалки
Пчелы в поле полетели,
Прыг да скок, |
|
Собирайтесь быстро, братцы, (Л. Дружинина) |
СЛОВАРЬ
(Крылатые слова и выражения, происхождение слов)
Плясать под чужую дудку. Выражение употребляется в значении: действовать не по собственной воле, а по произволу другого.
По щучьему веленью, по моему хотенью. Выражение из русской народной сказки, употребляется в значении: чудесным образом, как бы само собой.,
Подсластить пилюлю. Сдобрить дурную весть сладкими словами.
Проглотить пилюлю. Испытать неприятность, иногда услышать горькую истину.
Попасть на удочку. Дать себя обмануть, перехитрить, провести.
Петь в унисон. Обычно, когда поет хор, пение ведется на несколько голосов: одни певцы тянут одну, другие — другую мелодию, поющие издают звуки одинаковой высоты, это называется «петь в уни-
сон»; по-латыни «унус» — один, а «сонус» — звук. Таково буквальное значение этого музыкального термина. В переносном же значении мы употребляем его, когда хотим сказать о полнейшем согласии между несколькими людьми, действующими заодно.
Попасть впросак. Это выражение возникло тогда, когда мастеровые люди вили веревки на специальном станке, называемом «просак». Зазеваешься, будешь невнимательным, попадет в станок пола или длинный рукав, не сразу выберешься. Хорошо, что сам жив останешься, лишь одежду попортишь. Вот и теперь говорят: попал впросак, то есть попал в неудобное положение.
Подлещик и Подкаменщик.
Послушайте разговор двух рыб — подлещика и подкаменщика и помогите им разобраться в своих названиях.
— Слушай, Подлещик, почему тебя Подлещиком зовут?
— Как почему? Да потому, что я еще маленький, я еще подлещик. Вот вырасту — лещом стану. Это и дураку понятно.
— Не очень-то понятно Меня вот подкаменщиком называют. По-твоему выходит, что я к старости камнем стану.
(Н. Сладков)
Подлещик не прав. Так же, как не быть карасю щукой, так и подлещику лещом, потому что это совсем разные рыбы. Хоть внешне и похож подлещик на леща, но много меньше его, за что и получил свое название.
Подкаменщик так называется потому, что местом своего жительства выбирает камень на дне и обычно под ним прячется, выскакивая только для того, чтоб схватить добычу.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ
Простокваша
Дети:
Простокваши дали Клаше,
Недовольна Клаша.
Клаша:
Не хочу я простокваши,
Дайте просто каши.
Дети:
Дали вместо простокваши
Каши нашей Клаше.
Клаша:
Не хочу я просто каши,
Так — без простокваши.
Дети:
Дали вместе с простоквашей
Каши Клаше нашей.
Ела, ела Клаша кашу
Вместе с простоквашей.
А поела встала
Клаша:
«Спасибо »
Дети:
Сказала.
(Е.Благинина)
Пожалуйста
Учитель отдает команды, но ученики выполняют только те из них, которые сопровождаются словом пожалуйста.
(Задания могут быть самые различные: встаньте, наклоните голову направо, руки на бедрах, левую ногу вперед, подпрыгните четыре раза, сядьте и т.д.)
Пальчики (на уроке письма)
Мы писали, мы писали, |
Прискакали на лужок. |
(Декламация сопровождается движениями пальцев.)
Вот помощники мои,
Их как хочешь поверни.
Хочешь эдак, хочешь так —
Не обидятся никак.
(Руки вперед, пальцы выпрямить и разжать. Ладони повернуть вниз. Пальцы сжимать и разжимать в такт стиха.)
Паровоз
Паровоз кричит:
«Ду-ду, Я иду, иду, иду!..
А колеса стучат,
А колеса говорят:
«Так-так-так!»
(Ходьба на месте, с продвижением вперед на полусогнутых ногах, согнутыми руками делаются движения вперед-назад.)
Едем, едем, долго едем, |
Колеса стучат, |
Пильщики
Мы пилили доску, |
Мы сейчас бревно распилим, |
(Дети имитируют движения пильщиков.)
Поезд
Паровоз, паровоз, |
Кто едет в поезде? |
(Декламируя стихотворение, дети имитируют движение поезда.)
Поезд
Учитель изображает паровоз, становится впереди колонны детей. Дети изображают вагоны.
— Какой у нас длинный поезд. Покажите, как колеса двигаются. (Дети, согнув руки в локтях, двигаются вперед-назад.)
Вот наш поезд едет, |
Пыхтит паровоз, |
— Стоп! Остановка! Кто хочет гулять? Скорей выходите! (Дети выходят из поезда, гуляют, собирают грибы, ягоды.)
Гудок паровоза — они снова становятся в колонну и едут дальше. Учитель предлагает детям повторять стихи вместе с ним. Варианты стихов могут быть самыми различными:
Загудел паровоз |
Вагончики зеленые |
Потягушки
Чтоб совсем проснуться,
Нужно потянуться!
И.п. — основная стойка, руки вниз перед туловищем, пальцы сплетены. Положить руки на затылок, локти отвести, туловище выпрямить. Вернуться в и.п.
Птички
Птички в гнездышке сидят
И на улицу глядят.
Погулять они хотят
И тихонько все летят.
(Дети «разлетаются», машут руками, как крыльями.)
Буква Р
Буква Р — на мачте парус, (В. Степанов)
— Дрожу от страха до сих пор! — (Е. Тарлапан) |
(Г. Виеру) |
Почему тигры рычат: «Р-р-р», (П. Высоцкий) |
ЗВУК
Фонетическая зарядка
Как рычит собака? (Р-р-р )
Артикуляционная гимнастика
Цель: активизация кончика языка.
«Чищу зубы». Приоткрыть рот и кончиком языка почистить верхние зубы с внешней и внутренней стороны, двигая язычок слева направо и наоборот.
«Вкусное варенье». Кончиком языка проводить по верхней губе сверху вниз. Рот приоткрыт.
«Индюк». Водить языком по верхней губе из стороны в сторону сначала медленно, затем быстро; добавить голос.
«Лошадка цокает копытами». Щелкать кончиком языка по твердому нёбу.
«Стук». Стучать кончиком языка по верхним зубам с внутренней стороны, произнося отрывисто согласный звук [р].