БУКВА
А теперь посмотрим, какой же буквой обозначаются звуки [ф], [ф']. Эта буква родится у вас, ребята, прямо в руках. Для этого нужно «выщипать» уже известную вам букву Р. (На партах у детей вдвое сложенные листочки, на которых написана буква Р.) Раскрыв сделанную букву Р, дети с радостью убеждаются, что она превратилась в неизвестную ранее букву Ф.
Буква потерялась
Давайте попробуем прочитать слова, в которых потерялась наша новая буква: — лаг, шар —, — абрика, — лот.
На что похожа буква
Дети смотрят на сделанную ими букву Ф и фантазируют, на что она похожа. На доске — рисунки и стихи:
Федя ходит руки в боки, |
|
Филин, в книжки залетев, |
Загадка
Куда ни взглянет этот глаз,
Все на картинке передаст.
(Фотоаппарат)
Эти стихи написаны на доске или на заранее приготовленном плакате, с обратной стороны которого рисунок отгадки.
Словарь
Учитель рассказывает о фотоаппарате, расширяя кругозор детей. (Фотография — светопись.) Взгляд у аппарата очень быстрый (с помощью светочувствительной пленки он может быстро «нарисовать» бегущего зайца), очень зоркий (может мгновенно сфотографировать Луну). Есть такие аппараты, которые моментально, через несколько секунд выдают готовые фотокарточки. А вот раньше надо было сидеть перед камерой очень долго, не мигая и не разговаривая. Если склеить несколько изображений предметов и быстро пропустить их через особые «рамки», получится живая фотография — кино.
Скороговорка
Флот плывет к родной стране.
Флаг на каждом корабле.
(Дети сначала читают скороговорку с доски, а потом произносят по памяти.)
Игра «Флот помог»
С помощью слова ФЛОТ, дети составляют новые слова. На доске картинка с изображением четырех кораблей, на флагах которых написаны буквы ф л о т, а чуть выше четыре слова: пена, бор, метр, шар. (Получаются новые слова: пенал, борт, метро, шарф.)
Слоговое лото
Учитель предлагает детям вспомнить как можно больше слов, начинающихся со слога фи. Каждый раз после ответа детей он стучит в бубен и произносит: «Кто больше?» Затем дети составляют слова: филин, фиалка, фикус в индивидуальных кассах букв.
На доске слоговые карточки: фор, фар, фла, фи, фы, кон, тук, ма, жок, шар, кус. Нужно составить с ними как можно больше слов. (Форма, фартук, флакон, флажок, шарфы, фикус.)
Слово рассыпалось
Составьте слово, начинающееся с ф: ТЫФКУР (фрукты). Занимательные модели.
ф — — — (флот, флаг)
— — — ф (шарф)
Наборщик
Нужно составить как можно больше слов из слова ФАБРИКА. (Фара, фа, факир, брак, бирка, бар, бра, раб, рак, краб.)
Ребусы
На доске картинка с четырьмя ребусами:
ф + (рис. рака) = фрак; рис. школьной формы, вверху вместо зачеркнутого о стоит е = ферма; рис. воздушного шара + ф = шарф; две ноты на нотном стане: фа, соль = фасоль.
Итог урока. (Ответы детей.)
В заключение учитель может повесить на доску рисунок, изображающий открытую книгу или тетрадь (на правом листе — гласные Е Е Е А, на левом — согласные П Р М Н) и предлагает детям прочитать слово, составляя слоги-слияния (согласный + гласный). Получится слово: ПЕРЕМЕНА.
Список использованной литературы
Аким Я. Буква за буквой. — М., 1964.
Александрович Н.Ф. Занимательная грамматика. — М., 1964.
Александрович Н.Ф. Внеклассная работа по русскому языку. — Минск, 1964.
Арсирий А.Т., Дмитриев Г.М. Занимательная грамматика. — М., 1967.
Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова. — М., 1960.
Берестов В. Парад алле! — М., 1988.
Благинина Е. Научусь-ка я читать. — М., 1987.
Бобылев Ф. Веселая азбука. — М., 1980.
Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. — М., 1985.
Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. — М., 1987.
Вартаньян Э. Эти мудрые слова. — М., 1980.
Виеру Г. Веселая азбука. — М., 1979.
Волкова К.А. Произношение: Школа глухих. — М., 1985.
Гилева А.А., Иванова Л.К. Дидактические игры и игровые занятия на уроках русского языка. — Тбилиси, 1987.
Жуковская Р. и др. Родной край. — М., 1985.
Закирьянов К.З. Внеклассная работа по русскому языку в башкирских школах. — Уфа, 1980.
Заходер Б. Моя вообразилия. — М., 1987.
Заходер Б. Считалия. — М., 1979.
Игры в логопедической школе с детьми. — М., 1987.
Игры и игровые упражнения с детьми шестилетнего возраста. — Киев, 1987.
Козловский Я. У буквы-невелички волшебные привычки. — М., 1987.
Лунин В. Азбука. — М., 1987.
Маршак С. Веселая азбука. — М., 1986.
Маршак С. Про все на свете. — М., 1979.
Максаков А.И., Туманова Г.А. Учите, играя. — М, 1983.
Минский Е.М. От игры к знаниям. — М., 1987.
Михалков С. Азбука. - М., 1962.
Нуртазина Р. Занимательная грамматика. — Алма-Ата, 1973.
Панов М. Занимательные задания по русскому языку. — М., 1963.
Пудваль А. Зеленый букварик. — Свердловск, 1967.
Сборник загадок / Сост. М.Т.Карпенко. — М., 1988.
Сапгир Г. Забавная азбука. — М, 1963.
Тимофеев Б. Веселый букварь. — Л., 1963.
Трынцы-брынцы-бубенцы / Сост. Г.Науменко. — М., 1984.
Успенский Л. Почему не иначе? — М., 1967.
Ушаков Н. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах. — М.,1971.
Фразеологический словарь русского языка / Под ред. А.И.Молоткова. — М., 1987.
Хамибрахманова М.И., Николаева Т.В. Дидактические игры и занимательные упражнения при обучении шестилетних детей. — Йошкар-Ола, 1987.
Шанский Н.М. В мире слов. - М, 1985.
Шибаев А. Язык родной, дружи со мной. — Л., 1981.
Шибаев А. Буква заблудилась. — Л., 1986,
Юрмин Г. Про тетрадь и карту, карандаш и парту. — М., 1983.