Скороговорки
В аквариуме у Харитона
Взял Валерка тарелку,
Варя варит,
Варвара варенье доваривала,
Во дворе стоит забор,
Гроздья рябины Орел на горе, перо на орле. После росы росли розы.
Привез Пров Егорке
Приготовила Лариса
Прохор ехал в Харьков, |
Летели три вороны —
На горе Арарат
На дворе дрова топорами рубят.
На реке поймали рака,
Рапортовал да не дорапортовал, Зарапортовался.
Уточка-вострохвостка ныряла
Три корабля лавировали
У реки росла рябина,
Панкрат да Кондрат
У барана рога скручены-перекручены, |
Пословицы и поговорки
В труде рождаются герои. |
Правду как ни прячь — |
ВЕСЕЛЫЕ СТИХИ
Потерялась буква Р. (В. Творогова)
Разлетаемся, слетаемся. (В. Берестов)
Раки, (Ф. Бобылев)
Я — ластик, я — резинка, (В. Берестов)
— Кра! — кричит ворона. — (В. Орлов)
|
(В. Лунин) |
У Олесика всегда (Н. Тимчак)
Ружье, заряженное пробкой, (Г. Сапгир)
Вместе с тучей золотистой (В. Левин)
Буквы печатные (В. Берестов)
Что растет на нашей грядке? (В. Коркин)
Прогремел над черной тучей, (С. Погореловский) |
Потешки
Растянулся в луже Яшка (В. Мусатов) |
Тряс и тряс портфель Тарас, (Л. Яковлев) |
СЛОВАРЬ
(Крылатые слова и выражения, происхождение слов)
Спустя рукава и засучив рукава. Эти выражения зародились в те далекие времена, когда русские носили одежду с очень длинными рукавами: у мужчин они достигали 95 см, а у женщин были длиннее на 40 см. Попробуйте поработать в одежде с такими рукавами, будет неудобно, получится плохо. Чтобы дело спорилось, рукава надо было засучить. Народ приметил это и стал говорить о людях, которые делали что-нибудь лениво, нехотя, медленно, что они работают спустя рукава. О спором, умелом работнике и теперь говорят, что он работает засучив рукава, хотя рукава могут быть такими короткими, что их и засучивать не надо.
Рукой подать. Это выражение употребляется в значении «близко».
Легкая рука. Кто-либо отличается удачливостью в любом начинании, приносит успех какому-либо делу, предприятию и т.п.
Рука не дрогнет. Хватит решимости, смелости, мужества сделать что-либо.
Рука не поднимается. Не хватает решимости сделать что-либо.
Своя рука. Свой человек, единомышленник, который может посодействовать, помочь в чем-либо.
Рука об руку. Взявшись за руки (идти, двигаться, гулять и т.п.). Действовать вместе как единомышленники.
Чужими руками жар загребать. Пользоваться результатами труда других в своих корыстных целях.
Держать себя в руках. Сдерживать порывы своих чувств, подчиняя их своей воле, сохранять самообладание.
Золотые руки. Мастер своего дела, человек очень искусный.
Опускать руки. Утрачивать способность или желание действовать или делать что-либо.
Рожки да ножки. Если вам от чего-нибудь досталась очень малая, ничтожная часть, вы можете посмеяться над собой: вам остались (достались) рожки да ножки. Слова эти из песенки, которая начинается весело: «Жил-был у бабушки серенький козлик». А кончается печально: «Напали на козлика серые волки, оставили бабушке рожки да ножки».
Родиться под счастливой звездой. Астрономия — наука о небе и небесных телах. Не так давно рядом с этой великой наукой существовала наука астрология. Астрологи уверяли, будто судьба человека зависит от того, под какой звездой он родился. Составляя гороскопы — особые таблицы расположения звезд на небе, звездочеты предсказывали события и в жизни людей, и в жизни всего мира. При этом некоторые звезды у них числились «счастливыми», другие — нет.
Отсюда и пошло сочетание слов «родиться под счастливой звездой» и многие другие образные выражения: «его звезда взошла» (или закатилась), то есть началась (или кончилась) его слава.
Разбитое корыто. Выражение из «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина. Золотая рыбка исполняла все прихоти завистливой, жадной старухи. Но когда старуха захотела быть «владычицей морскою», рыбка разгневалась; воротился старик к старухе
— Глядь: опять перед ним землянка;
На пороге сидит его старуха,
А пред нею разбитое корыто.
Выражение употребляется в значении: утрата блестящего положения, разбитые надежды.
Рог изобилия. Выражение, возникшее из греческих мифов, является символом богатства, изобилия.
Рябчик. Внешний вид птицы (цвет «костюма», необычный клюв, хвост) тоже может стать признаком, важным при выборе названия. Так был назван рябчик (как и зеленушка, горихвостка, клест и др.). Окраска оперения помогает птицам прятаться от врагов. Вот, например, что пишет В.Бианки о рябчике: «У него перо-невидимка. Самого защитного цвета в лесу — пестрого. Все в серых, да черных, да рыжих рябинках. В лесу-то ведь все кругом в глазах так и пестрит».
ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ
Рыбки
У реки росла рябина, |
Рыбки весело резвятся |
(Дети изображают резвящихся рыбок.)
Руки в стороны (зарядка для рук)
Дети вытягивают руки в стороны, сжимают кисти в кулак, разжимают и кладут на пояс, декламируя при этом стихотворение:
Руки в стороны, в кулачок, |
В стороны, накрест, |
Физкультминутка для урока рисования
Мы сегодня рисовали,
Наши пальчики устали.
Наши пальчики встряхнем,
Рисовать опять начнем.
Ноги вместе, ноги врозь,
Заколачиваем гвоздь.
(Дети плавно поднимают руки перед собой, встряхивают кистями, притоптывают.)
Вороны
Вот под елочкой зеленой |
Спать ребятам не
давали: |
Дети бегают, размахивая руками, как крыльями, произнося стихотворение вместе с учителем. Садятся на корточки, руки под щеку — засыпают.
Руки
Где же, где же наши руки,
Где же наши руки?
Где же, где же наши руки?
Нету наших рук.
(Дети прячут руки за спину.)
Вот, вот наши руки,
Вот наши руки.
Пляшут, пляшут наши руки,
Пляшут наши руки.
Дети протягивают руки, показывая их, выполняют различные движения руками.
Буква С
Что за буква светится (В. Степанов) |
(Г. Виеру) |
Шел конь, (Е. Тарлапан) |
ЗВУК
Фонетическая зарядка
Как воздух выходит из шарика? (С-с-с.)
Кто внимательный?
1. Найдите одинаковый звук в словах: слон, миска, лиса, автобус, Карлсон, Самоделкин.
2. С какого звука начинаются слова: стул, санки, собака, сорока, сыр, смородина.
3. Запомните слова со звуком [с, с'], которые встретятся вам в рассказе.
Семь сыновей стариков Синицыных
Жили-были старик и старуха. Он — Синицын, а она, соответственно, Синицына. И было у них семеро сыновей: Степан, Семен, Сергей, Савелий, Станислав, Спиридон и Саша.
Степан был в семье самым солидным, серьезным и скупым на слова.
Он был старшим следователем в Саратове.
Семен, совсем наоборот, был смешливым и словоохотливым. Он состоял в секции сатириков — сочинял смешные сценки, стихи и сказки.
Сергей считался самым сильным среди своих сверстников. Он был самбистом, спортсменом из «Спартака».
Савелий был слабее Сергея, но зато он был способным скрипачом. Его скрипку слушали не только в Саратове, но и в Стамбуле, Сеуле, в столицах Скандинавских стран.
Станислав был старшиной. Он служил на крейсере «Стремительный» в Севастополе. Спиридон был сыщиком. Вместе со своей служебной собакой Султаном он сумел своевременно — в считанные секунды — схватить Сеньку-Сыча — «специалиста» по сейфам и сберкассам.
Саша — студент. Он собирается стать скульптором.
Сосчитайте-ка, сколько слов на букву С в рассказе. Сосчитали? Спасибо.
(Л.Каминский)
Узнайте звук
1. Поднимите правую руку, если услышите в словах звук [с]. (Слоненок, Зоя, санки, матрос, золото и т.д.)
2. Хлопните в ладоши один раз, если услышите звук [ч], два раза — звук [ц], вставайте, если услышите звук [с]. (Цыпленок, стриж, цапля, щенок, чиж, сын.)
Цапля важная, носатая,
|
В небе коршун кружится
|
Твердый-мягкий
Если в слове твердый звук [с], встают друзья Тома, если мягкий— Тима. (Сад, Сеня, карась, рис, колос, бусы, синий, сядь, суп.)
Кто больше?
1. Придумайте слова, в которых есть звук [с]. (Снегурочка, снеговик, снежные горы, подснежники, санки, солнце и т.д.)
2. Назовите дни недели, месяцы, времена года, в которых есть звук [с]. (Ответ: среда, суббота, воскресенье; август, сентябрь; весна, осень.)
3. Придумайте слова, в которых звук [с] в начале (Света, Саша), в середине (паспорт, трасса), в конце слова (час, кросс, лес).
4. Назовите предметы в классе, в названии которых есть [с] (стол, стул, доска).
5. Подберите игрушки, в названии которых есть звук [с].
6. Учитель показывает картинку и просит показать и назвать как можно больше предметов со звуком [с].
Доскажите словечко
Взял дубовых два бруска,
На шесте — дворец,
Жил-был маленький щенок. |
Грянул гром, веселый гром,
И в море не купаются, |
Сочиним сказку
Жили дружно две девочки. Одну из них звали так, что в ее имени был звук [с]. Как ее звали? (Чем больше имен назовет ребенок, тем лучше.) Правильно, одну из девочек звали Светой. (Произнося имя, выделите голосом звук [с]: Сссвета.) В имени другой девочки был звук [з]. Как ее звали? Верно, вторую девочку звали Зоя. (Повторите имя, выделив в нем звук [з]: Зззоя.) У Светы были такие игрушки, в названии которых есть звук [с]. Какие игрушки могли быть у Светы? (Ребенок называет: «Санки, самолет, лиса, автобус»,— произнося слова так, чтобы ясно был слышен звук [с]: сссанки, гусссь.) А у Зои были игрушки, в названии которых есть звук [з]. Какие игрушки могли быть у Зои? Правильно: зззонтик, зззайка, козза, ваззочка.
Доскажите словечко
Слово спряталось куда-то. |
Филиппок за окуньком |