УПП

Цитата момента



Чтобы заработать на жизнь, надо работать. Но чтобы разбогатеть, надо придумать что-то другое.
Альфонс Карр

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



Биологи всегда твердили и твердят: как и у всех других видов на Земле, генетическое разнообразие человечества, включая все его внешние формы, в том числе и не наследуемые (вроде культуры, языка, одежды, религии, особенностей уклада), - самое главное сокровище, основа и залог приспособляемости и долговечности.

Владимир Дольник. «Такое долгое, никем не понятое детство»

Читать далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/abakan/
Абакан

22. Ежегодно штат Юта продает 27 лицензий на охоту на бизонов на территории в 1500 кв. миль. Плата составляет 200 долл. для жителей штата и 1000 долл. для остальных. Так как каждый год штат получает более тысячи заявок, он проводит лотерею для определения тех, кому достанутся 27 лицензий.

а) Как вы считаете, почему Юта не продаст лицензии тому, кто сделает самую высокую ценовую заявку?

б) Как вы думаете, следует ли разрешать тем, кто получит лицензию, перепродавать ее кому-нибудь другому?

в) К каким последствиям приведет свободная перепродажа лицензий после лотереи?

23. Популярный баскетбольный тренер призывает звезд школьного баскетбола не соглашаться на летнюю работу, работу для членов семьи и не принимать денежных сумм от университетов, т. к. это будет означать нарушение правил Национальной университетской спортивной ассоциации (НУСА). Последние резко ограничивают то, что университет может предложить спортсмену в качестве стимула для поступления. Знаменитый тренер призывает звезд школьного спорта не "продавать свои души".

а) Души или тела продают звезды школьного спорта?

б) Почему вербовщики университетов тайком предлагают большие денежные вознаграждения, чем позволяют правила НУСА?

в) Если вербовщики не могут предложить спортсменам-школьникам такую сумму денег, которая, по их мнению, соответствует их ценности, каким образом конкуренция за спортсменов повысит для университетов затраты на их приобретение?

24. В настоящее время в США число семейных пар, желающих взять приемных детей, заметно превосходит число предлагаемых детей. Можно ли назвать такую ситуацию дефицитом? Почему не повышается цена на приемного ребенка? По каким критериям приемные родители получают детей?

25. Если вдруг в ноябре предложение индеек окажется неожиданно маленьким, как вы думаете, возникнет ли дефицит индеек? Почему да или почему нет?

26. а) В настоящее время существует большая обеспокоенность растущим излишком преподавателей колледжей. Каким образом можно сократить этот излишек? Как вы думаете, произойдет ли это когда-нибудь? Почему да или почему нет?

б) Обратите внимание, что излишек преподавателей колледжей можно рассматривать как дефицит преподавательских вакансий в колледжах. Каким образом будет распределяться ограниченное предложение вакансий, если цене (жалованью преподавателей) не разрешается выполнять эту функцию?

27. Объясните, почему в 1974 г. так много людей было обеспокоено нехваткой продовольствия в мире, хотя всего за пять лет до этого правительства Австралии, Канады и Соединенных Штатов беспокоились об излишках? (В момент написания этих строк предметом беспокойства опять являются излишки.)

28. Самое большое число врачей на душу населения в 1985 г. было в штате Массачусетс; 277 врачей на 100.000 жителей. Самое низкое соотношение было в Айдахо: 107 врачей на 100.000 жителей. Был ли в Массачусетсе избыток врачей? Был ли дефицит в Айдахо? Может быть, в Массачусетсе люди сильнее нуждались в докторах, чем в Айдахо? Почему люди получали больше медицинских услуг (medical services) ("на душу населения") в штате Массачусетс, чем Айдахо, даже если жители Айдахо получали ровно столько же медицинской помощи (medical care) на душу населения, сколько и жители Массачусетса?

29. Подумайте о системе регистрации, при которой студентам устанавливается разная плата за обучение в разное время дня. При этом те, кто начинает занятия в 8 часов утра, платили бы меньше, чем начинающие в 10 часов. Одобрили бы вы такую систему? Почему колледжи не устанавливают более высокие цены за те часы, спрос на которые особенно велик? Студент, готовый заплатить приятелю 5 долл., чтобы тот постоял вместо него в очереди и занял место на 10-часовом занятии, может энергично протестовать, если его попросят платить дополнительные 3 долл. за 10-часовое занятие. Хотя 3 долл. позволяют ему теперь избавиться от очереди так же успешно, как раньше 5 долл. Если вы считаете разумной такую очевидно противоречивую реакцию, то как бы вы могли объяснить это противоречие?

30. В статье журнала "Энерджи" (т. 8, N 8—9, 1983) экономист Чарлз Лэйв писал:

"Быть может, одно из достоинств ценовых решений (price-oriented solutions) (в энергетическом секторе) заключается в том, что люди уже знают, как решать проблемы с помощью цен; существует непрерывная связь с прошлым. И, быть может, основным недостатком бюрократических решений является то, что они не обладают такой непрерывностью и заставляют вместо этого людей заучивать и понимать новые варианты поведения.

Мы колоссально недооцениваем сложность того, что нам привычно. Распределение и продажа бензина казалась тривиальной задачей до тех пор, пока правительство не попыталось само ее решать в 1973 и 1979 гг."

а) Может ли это как-то объяснить "противоречие", отмеченное в предыдущем вопросе, - что мы привыкли к бюрократическим решениям в системе образования?

б) Может ли выдвинутое Лэйвом предположение объяснить, почему едва ли будет введено что-либо похожее на обсуждавшуюся в тексте систему распределения ограниченного воздушного пространства? Потребует ли такая система резкого разрыва с привычными стереотипами поведения?

в) Каким образом сложные системы становятся привычными? Кто их вводит? Почему иногда кто-то пытается ввести новую и сложную систему для того, чтобы заменить старую и знакомую, но менее "эффективную"?

г) Каким образом установилось абсурдное размещение клавиш на пишущей машинке? Если уже было доказано, что существующая система (QWERTY) уступает упрощенной клавиатуре Дворака, почему QWERTY выжила? Почему она воспроизводит себя на клавиатуре компьютеров? (Поучительное обсуждение этой проблемы см. Paul David, "Clio and the Economics of QWERTY", American Economic Review, May 1985.).

31. Плакат в кафе гласит: "Пожалуйста, экономно расходуйте салфетки во время забастовки рабочих на бумажной фабрике" (paper strike). Предложите какие-нибудь способы, при помощи которых кафе могло бы сократить потребление бумажных салфеток, введя плату за пользование ими помимо той, что уже включена в цену обслуживания. Кто будет экономно расходовать салфетки, если кафе ограничится только вывешиванием такого плаката?

32. Почему рестораны применяют такие разные методы ценообразования на различные товары и услуги? Например, за салфетки обычно не берут никакой платы и позволяют клиентам использовать их столько, сколько они захотят. За напитки плата берется, но дополнительные порции предлагаются бесплатно или на льготных условиях. Что касается других товаров и услуг, клиенты платят установленную цену за каждую потребляемую единицу. Если ваш ответ заключается в том, что салфетки стоят не очень дорого, то объясните, почему магазины не позволяют своим клиентам бесплатно брать столько салфеток, сколько те пожелают? И почему кафе, как правило, берут плату за порцию масла, в то время как рестораны обычно бесплатно подают дополнительные порции масла по просьбе клиентов? Как можно объяснить эти различия?

33. Все посетители "Мертл Дайнер" говорят, что утром они выше ценят чашку кофе, чем рулет с корицей. Тем не менее каждое утро "Мертл" удается продать множество рулетов с корицей по 80 центов за штуку, в то время как кофе идет по 35 центов за чашку. Доказывает ли это, что посетители говорят неправду?

34. По данным, которые приводятся в статье экономиста Терри Андерсона в "Уолл-стрит джорнэл" от 30 сентября 1983 г., фермеры в Имперском ирригационном районе (ИИР), Калифорния, должны платить только 6,50 долл. за акро-фут воды, хотя налогоплательщикам это обходится в 350 долл.

а) На какое число - 6,50 долл. или 300 долл. - будут ориентироваться фермеры Имперской долины, решая вопрос о небольшом увеличении или уменьшении орошения?

б) Говорят ли эти числа о том, что на самом деле не имеет смысла производить ирригацию в Имперской долине?

в) Почему кто-либо станет платить 300 долл., чтобы поставить акро-фут воды покупателю, который оценивает его всего в 6,50 долл.?

г) Как вы думаете, каким образом выглядит кривая спроса на воду в ИИР? Что вы можете сказать об альтернативной стоимости поставок воды в ИИР?

35. Во многих городах теннисисты имеют возможность бронировать муниципальные корты, сделав в начале недели заказ по телефону. Что произойдет, если за бронирование не будет взиматься плата? Если вы думаете, что вы можете захотеть поиграть ближе к концу недели, станете ли вы бронировать корт? Что вы сделаете, если впоследствии у вас изменятся планы и вы решите не играть? Почему люди "транжирят" бесплатные блага? На кого ложатся затраты, обусловленные их расточительностью?

36. На приведенной диаграмме исходные данные из 10-го вопроса к 3-й главе воспроизведены в форме кривой альтернативной стоимости, или кривой предложения. В дополнение к этим данным приводится кривая спроса, которая показывает, сколько часов обучения купят студенты при различных ценах.

щелкните, и изображение увеличится

Рисунок 4В. Гипотетические кривые спроса и предложения для преподавания экономической науки

а) Сколько придется платить студентам за час обучения экономической науке? Сколько часов они купят?

б) Альтернативная стоимость преподавания для Маркса была 3,99 долл. - столько он зарабатывал бы, подготавливая революцию. Если, зная об этом, вы попросите Маркса обучить вас за 5 долл. в час, он ответит, что для него ваше обучение стоит 8 долл. Прав ли он? Или пытается вас эксплуатировать?

в) Если Меррилл Линч предложит Рикардо работать полный рабочий день по ставке 13.99 долл. в час, то он больше не захочет преподавать 4 часа в день за 5 долл. в час. Как это отразится на цене преподавания?

г) Если спрос на услуги преподавателей удвоится (т. е. при каждой данной цене будет предъявляться спрос на вдвое большее количество часов), что произойдет с ценой на услуги преподавателей и с количеством часов?

д) Если спрос утроится, каковы будут цена и количество часов?

37. На диаграмме представлена гипотетическая кривая спроса на пшеницу, обозначенная буквой D, и агрегированные кривые альтернативной стоимости для всех фермеров, производящих пшеницу, обозначенные буквой S (предложение).

щелкните, и изображение увеличится

Рисунок 4С. Гипотетические кривые спроса и предложения пшеницы

а) Почему цена на пшеницу будет стремиться к 2,50 долл.? Что произойдет, если цена будет 2,75 долл.? А если 2,25 долл.?

б) Предположим, что фермеры, производящие пшеницу, сумеют убедить правительство "поддерживать" ее цену на "справедливом" уровне в 3,75 долл. и покупать у них по 3,75 долл. за бушель всю пшеницу, которую они сами не смогут продать по этой или более высокой цене. Как это повлияет на общий спрос на пшеницу?

в) Сколько бушелей пшеницы правительству придется покупать и брать на хранение? (Почему оно не может просто купить пшеницу, а потом ее перепродать?) Правильно ли называть это количество излишком?

г) Что произойдет, при данных условиях спроса и предложения, если правительство велит фермерам продавать пшеницу по той цене, которую они могут получить на рынке, а затем получить государственную субсидию в 1,25 долл. за каждый проданный бушель? Какова будет цена пшеницы? Сколько бушелей будет продано?

д) Каковы будут затраты налогоплательщика на финансирование программы поддержки? А на финансирование системы субсидий? Существуют ли еще какие-нибудь преимущества одного метода помощи фермерам перед другим?

38. Несколько лет тому назад, отвечая на жалобы о нехватке одноцентовых монет, Казначейство США заявило, что одноцентовые монеты имелись бы в изобилии, если бы накапливающие их люди вернули эти монеты назад в обращение. Некоторые банки и деловые фирмы попытались извлечь одноцентовые монеты из запаса и пустить их в обращение, предлагая надбавку, например, 1,15 долл. за два "цилиндра" (roll). (В одном цилиндре - 50 одноцентовых монет.) Проанализируйте последствия осуществления этой идеи.

Как изменится величина спроса на одноцентовые монеты? Величина предложения? Насколько вероятно, что подобные меры облегчат проблему дефицита одноцентовых монет? (Будьте внимательны: чей спрос? и предложение кому?)

39. Дома и на работе есть множество приспособлений, сберегающих время, которых не было у наших бабушек и дедушек. Сделали ли эти приспособления время менее редким благом для нас, чем оно было для них? Чем определяется ценность времени для какого-нибудь человека? Что мы имеем в виду, когда говорим: "У меня нет на это времени"?

40. Часто ли встречается сегодня оспа? Является ли она редкой в экономическом смысле? В чем разница?

41. Последний вопрос для обсуждения приглашает вас вернуться к проблеме, поставленной в первом вопросе. Статья в "Уолл-стрит джорнэл" (3 января 1983 г.) была озаглавлена: "Нелегко поменять квартиру в Китае, где государство является единственным домовладельцем".

а) Действительно ли проблема связана с государственной собственностью? Или она связана с тем, что государство удерживает квартплату на очень низком уровне - примерно 3% месячного дохода среднего рабочего?

б) Если бы государство владело всеми жилищами в США и удерживало квартирную плату на уровне 50 долл. в месяц, как вы думаете, легко ли было бы найти жилье в новом городе, куда вы собирались переехать?

в) Ежегодно миллионы людей желают поменять место жительства. Китайское правительство содержит бюро по обмену жилплощади во всех основных городах. Почему такая система менее эффективна, чем система меняющихся цен?

Глава 5. Предельные затраты, необратимые затраты и экономические решения

В процессе взаимодействия спроса и предложения более интересной стороной является предложение. Именно на стороне предложения фермеры осуществляют ротацию сельскохозяйственных культур (rotate crops); нефтеразведчики бурят скважины; электрики устанавливают электропроводку в домах; аптекари делают лекарства; компании, производящие полупроводники, разрабатывают вычислительные устройства, а университеты нанимают профессоров экономики.

Предложение ограничено затратами. Чтобы получить большее количество любого блага, нужно дать потенциальным поставщикам некоторый стимул, который побудил бы перебросить ресурсы из сферы их текущего использования на производство того, что мы хотим. Нужно, чтобы выгоды от такой переброски превысили затраты на нее, - т. е. превысили ценность тех возможностей, от которых придется отказаться потенциальным поставщикам.

Но что входит в затраты? Точнее, какие именно затраты влияют на решения поставщиков? Основной тезис этой главы состоит в том, что затраты, влияющие на предложение, - это всегда предельные затраты, или ожидаемые добавки к затратам потенциальных поставщиков. Отсюда вытекает множество интересных следствий, не всегда очевидных для людей, которые еще не научились мыслить в терминах предельных величин (marginal way of thinking).

Решения на основе предельных величин

Экономический анализ по своей сути является предельным анализом. Многие экономисты даже использовали слово "маржинализм" для обозначения того, что мы называем "экономическое мышление". Предельный означает дополнительный. Экономическая теория основывается на предельном анализе, т.к. предполагает, что решения всегда принимаются на основе сопоставления дополнительных затрат и дополнительных выгод. Никакие другие факторы не играют роли при принятии решений - только предельные затраты и предельные выгоды.

Предположим, что в 9 часов вечера, когда вы лихорадочно готовитесь к завтрашнему экзамену по физике, вам звонит любимая женщина. Она хочет забежать к вам на пару часов. Вы говорите, что должны заниматься. Она очень просит. Но вы говорите "нет". Тогда она произносит обиженным голосом: "Неужели физика тебе дороже меня?" И если к этому времени вы уже овладели экономическим мышлением, то без колебаний ответите: "Только в предельных величинах!"

Если она продолжает хныкать, посоветуйте ей на следующий год записаться на курс по экономике и возвращайтесь к своим занятиям. В этой ситуации просто не возникает вопроса о ее ценности и ценности физики. Вопрос, скорее, состоит в том, являются ли дополнительные два часа, проведенные с ней, более ценными, чем два часа с вашим учебником по физике.

Так как вы не хотите ссоры, то можно попробовать объяснить ей все это чуточку подробнее. Спросите, что для нее важнее: вода или зубная паста? Если она ответит "вода", - то она попалась. Ибо, вне всякого сомнения, она использует воду так, как если бы вода совсем не имела ценности. И если бы в ресторане ее попросили заплатить всего каких-нибудь 5 центов за стакан воды, то она бы возмутилась. Почему? Потому что в данной ситуации ее поведение определяется ценностью и значением дополнительной порции воды, а не ценностью воды вообще. То, от чего вы или она готовы отказаться ради стакана воды, это вовсе не то, что вы будете готовы заплатить, умирая от жажды в пустыне; это то, что вы готовы заплатить, когда вокруг имеется множество водопроводных кранов и питьевых фонтанчиков, предлагающих практически неограниченное количество воды при легком движении руки.

Она мыслит в терминах "все, или ничего". Но не о таком выборе идет речь, когда она звонит вам вечером накануне экзамена. На самом деле, принимая решения, мы редко сталкиваемся с таким выбором. Обычно приходится сравнивать большее количество чего-то одного и меньшее количество чего-то другого с большим количеством чего-то другого и меньшим количеством чего-то одного. Экономическое мышление отрицает подход в терминах "все, или ничего" и фокусирует внимание на предельных затратах и предельных выгодах.

"Необратимые затраты" не имеют значения

Когда вы проходите через раздачу в столовой, берете порцию запеченного тунца и платите кассиру 1,90 долл., вы осуществляете затраты: теряете ценность всех тех возможностей, от которых вы отказались, израсходовав 1,90 долл. Но вот вы откусили первый кусок и неожиданно пожалели, что выбрали это блюдо. Каковы будут ваши затраты, если оставить тунца на тарелке?

Они не будут составлять 1,90 долл., или 1,80 долл., если предположить, что первый откушенный вами кусок тунца стоил 10 центов. Эти затраты уже принадлежат истории. Затраты, связанные с тем, чтобы оставить кусок тунца на тарелке, определяются ценностью всех тех возможностей, от которых придется отказаться, если вы поступите таким образом. Есть ли у вас собака, которая любит макароны с тунцом, сыром и томатным соусом? Если есть, то затраты, связанные с оставленным на тарелке тунцом, - это нереализованная возможность увидеть, как загорятся глаза вашей собаки и как она завиляет хвостом. От этой возможности вы отказываетесь, если не попросите дать вам пакетик для остатков еды (doggie bag).

Ценой, которую вы уже заплатили, экономисты не интересуются, называя ее необратимыми затратами (sunk cost). Необратимые затраты не влияют на экономические решения. Что прошло, то прошло.

---------------

Не изменить того, что начертал калам
Удела своего не увеличить нам.
Не подвергай себя тоске и сожаленьям.
От них напрасное мучение сердцам.

<Омар Хайям. Рубай. Перевод с фарси В. Державина. - Прим. ред.>

<калам - тростниковое перо. - Прим. ред.>.

---------------

Конечно, мы должны быть уверены в том, что затраты действительно необратимы, прежде чем делать вывод, что они не влияют на принятие решений. Если бы вы купили новый мотоцикл и сразу пожалели бы о своем решении, во что обошлось бы вам дальнейшее владение мотоциклом? Ясно, что вы вовсе не обязаны говорить: "Я сделал это, и это навсегда". Вы можете перепродать мотоцикл. Если вы этого не сделаете, то понесете затраты (упустите выгоды), равные его стоимости при перепродаже. Таким образом, подлинные необратимые затраты будут равны разнице между тем, что вы заплатили, и тем, что вы можете выручить при перепродаже. Эта часть ваших затрат уже не имеет значения. В рамках экономического мышления это вообще не затраты, т. к. они не связаны ни с какой возможностью выбора. Они могут служить источником горьких сожалений или наглядным уроком на тему об опасности импульсивных покупок, но они больше не являются затратами, в каком бы то ни было смысле относящимися к экономике сегодняшних решений.

И все же мы знаем, что люди не всегда рассуждают таким образом. Многие из тех, кто совершил подобную покупку, а потом пожалел о ней, склонны скорее оставить мотоцикл, чем продать его по цене, заметно ниже исходной. Они могут оправдывать свои действия, говоря: "Я не могу себе позволить понести такие потери". Но ведь потери-то налицо! Ошибка сделана, и полные потери возникли в тот самый момент, когда ее совершили. Если кто-то, тем не менее, предпочитает не продавать мотоцикл, то, скорее всего, он занимается самообманом. Многие убеждают себя, будто мотоцикл, обрастающий паутиной в гараже, имеет такую же ценность, что и деньги, которые заплатили, чтобы его туда поставить, и большую ценность, чем те возможности, которых лишается владелец, оставляя его там. Но единственные затраты, которые имеют теперь значение, - это те возможности, от которых приходится отказываться, если не продать мотоцикл.

История с поездкой в Лас-Вегас

Поупражняемся в применении этого подхода. Предположим, что вы владелец магазина, торгующего телевизорами, и один из ваших оптовых поставщиков проводит гигантский конкурс продавцов телевизоров. За каждый купленный вами телевизор (возвращать их не разрешается) можно провести один день в Лас-Вегасе с оплатой всех расходов. Вы радостно заказываете 28 телевизоров, и ваша жена начинает готовиться к совместному двухнедельному отпуску.

Вернувшись из Лас-Вегаса, вы начинаете думать, как бы продать все эти телевизоры. Месяц спустя вы еще продолжаете думать. Похоже, никто из ваших клиентов не интересуется этой маркой или этой моделью. Вы уже готовы сдаться и перенести их на хранение в заднюю комнату.

Но вот поступает предложение от детского дома из далекого города забрать у вас все эти телевизоры за 2000 долл. Вы знаете, что бизнесмен не может делать деньги, продавая по ценам ниже издержек, так что вы садитесь вычислять издержки. За каждый телевизор вы заплатили поставщику 70 долл. Кроме того, они простояли у вас месяц, занимая ценную площадь. Для их покупки вы одолжили деньги под 12% годовых. Издержки на погрузку-разгрузку вы оцениваете в 200 долл. Вы также затратили 80 долл. на рекламу в тщетных попытках продать телевизоры. Оценив еще в 140 долл. место на вашей витрине в течение месяца, вы получаете, сумму примерно в 2400 долл. Вы пишете ответ в детский дом, в котором сообщаете, что готовы продать все телевизоры за 2400 долл., отказываясь от всякой прибыли в этой сделке ради интересов благотворительности. Детский дом отвечает, что 2000 долл. - его верхняя цена, ибо за такие деньги они могут получить телевизоры и в другом месте. Но вы хороший бизнесмен, вы знаете, что убытки не приносят прибыли, и потому отказываетесь.

На самом деле вы оказались довольно плохим бизнесменом. Все те "затраты", которые вы включили в сумму в 2400 долл., представляют собой прошлые расходы, и потому они вовсе не являются затратами. Правильный подход при расчете затрат заключается не в том., чтобы оглядываться на прошлое, а в том, чтобы смотреть вперед, в будущее. Если вы продадите, то вашими затратами окажутся те возможности, от которых вам придется в связи с этим отказаться, или, другими словами, то, что вы можете выручить за эти телевизоры, если не продадите их детскому дому. Вы знаете рынок достаточно хорошо: сдав их в утиль, можно получить 560 долл. Поэтому предельные затраты, связанные с продажей детскому дому, составляют 560 долл.

Следовательно, ваш выигрыш от продажи детскому дому составляет 1440 долл. Все те потери, о которых вы беспокоитесь, следует отнести на счет приобретенного опыта и славных воспоминаний о Лас-Вегасе. Они не играют роли в процессе принятия решений.

Решениями управляют предельные эффекты

Слово предельный (marginal) означает в экономической науке то же самое, что и в обыденной речи: "расположенный на границе или на краю". Это понятие фундаментально для экономического мышления, потому что экономические решения, как и все эффективные решения, всегда предполагают предельные сопоставления. То есть они всегда связаны с движением вдоль границы, с положительными или отрицательными приращениями. Каковы будут дополнительные или предельные затраты, которые явятся следствием этого решения? И как они соотносятся с предельными затратами альтернативных решений? Если чуть-чуть подумать, обнаружится, что стоимость альтернативных возможностей - это всегда ожидаемые предельные затраты. Понятие предельных затрат всего лишь облегчает, хотя и весьма заметно, в некоторых аспектах "альтернативно-стоимостное" мышление.

Важно не перепутать понятие предельной величины с понятием средней. Может быть, у вас и не было намерения путать предельные и средние величины; если это так, то последующее изложение может только заморочить вам голову. Будем надеяться, что этого не произойдет. Различие может проиллюстрировать простой пример. Ниже показаны возможные объемы производства и затрат гипотетического производителя безделушек.

Число
произведенных
безделушек

Полные издержки
на производство безделушек

42

4200 долл.

43

4257 долл.

44

4312 долл.

45

4365 долл.

Немного деления в столбик позволяет установить, что 42 безделушки могут быть произведены со средними издержками (т. е. совокупными издержками в расчете на единицу) в 100 долл.; для 43 безделушек средние издержки составляют 99 долл., для 44 - 98 долл., и для 45 - 97 долл. Однако, поупражнявшись немного в вычитании, обнаруживаем, что издержки на производство 43-й безделушки составляют не 99 долл., а 57 долл. Прирост расходов, или дополнительные издержки на производство 43-й безделушки - это ее предельные издержки. Предельные издержки 44-й и 45-й безделушки составляют соответственно 55 долл. и 53 долл. Очевидно, что предельные издержки могут быть как больше, так и меньше средних издержек, и могут даже очень значительно отличаться от них. Так же должно быть очевидно, что производитель безделушек, принимая решения, должен руководствоваться именно предельными издержками. Нужно ли увеличивать или уменьшать производство? Результатом действий являются предельные затраты, следовательно, они и должны направлять их.

Средние цены

$ 4200/ $ 42 = $ 100
$ 4257/ $ 43 = $ 99

Предельная цена

$ 4257
 - 4200
$    57

Означает ли это, что деловые люди не интересуются средними издержками? Если они не получат достаточной выручки, чтобы покрыть все свои издержки, то понесут убытки. Они не будут добровольно предпринимать каких-либо действий, если только не ожидают полного покрытия своих издержек. Поэтому они могут поставить задачу в терминах сопоставления ожидаемых издержек на единицу продукции с ожидаемой продажной ценой. Но обратите внимание, что при любом решении ожидаемые затраты есть на самом деле предельные затраты. Ибо последние не обязательно означают дополнительные затраты на одну единицу продукции. Они могли бы означать дополнительные затраты на серию единиц или дополнение к затратам, ожидаемым от принятия решения по всему производственному процессу. Решения часто принимаются таким "кучным" ("lumpy") образом.

Например, никто не планирует строить фабрику по разливу содовой воды, рассчитывая произвести всего один ящик содовой. В большинстве производств существует значительная экономия на масштабах, так что если деловые люди не видят способа произвести большой объем продукции, они не станут производить ничего. Они не будут заниматься этим делом. Они вообще не построят фабрику по разливу содовой. Все решение целиком - строить или не строить, строить завод одного размера или другого, строить так или иначе - это предельное решение в тот момент, когда оно принимается. Помните, что добавки могут быть не только очень маленькими, но и очень большими.

Независимо от того, мыслят ли деловые люди в терминах средних величин, их решения направляются ожидаемыми предельными затратами. Впоследствии можно посмотреть и на средние, чтобы понять, насколько хорошо или плохо все получилось, и, может быть, даже узнать кое-что о будущем, если считать, что будущее будет похоже на прошлое. Но это опять-таки история (знать которую, безусловно, поучительно), в то время как экономические решения принимаются в настоящем с прицелом на будущее.

Затраты на езду на автомобиле

Корпорация "Хертц" ежегодно проводит обследование затрат на эксплуатацию автомобиля, чтобы определить, во что обходится их владельцам одна миля поездки. "Хертц" учитывает износ автомобиля в зависимости от срока эксплуатации, плату за получение водительских прав, страховые премии, процент по ссуде на покупку автомобиля, техническое обслуживание и, конечно же, бензин и масло. Затем они объявляют, что одна миля езды на автомобиле среднего размера обходится в столько-то центов, если вы пользуетесь этим автомобилем уже четыре года и проезжаете ежегодно по 10.000 миль.

Но о чем на самом деле говорят эти цифры? Может ли на них ориентироваться тот, кто пытается решить, как ему ездить каждый день на работу: на автомобиле или на автобусе? Или тот, кто выбирает между самолетом и семейным автомобилем для поездки в отпуск? Предположим, что университет предложил вам поехать на конференцию на вашем собственном автомобиле. Вы планируете принять участие в конференции независимо от того, поедете ли вы на своем автомобиле, или нет. Университет предлагает вам 25 центов за милю. Стоит ли соглашаться, или лучше от этого отказаться и отправиться на попутной машине? Если для того, чтобы принять решение, вы рассчитаете, укладываются ли ваши затраты на владение и эксплуатацию автомобиля в 25 центов за милю, то вы поступите глупо. Рассуждать о том, сколько стоит владение автомобилем в расчете на одну милю, так же глупо, как и о том, сколько стоит в расчете на одну милю владение домом. Ни домами, ни автомобилями не владеют в расчете на милю. Ими владеют "на месяц" или "на год", но не "на милю". Если, тем не менее, вы решите поделить ту сумму, в которую вам обходится владение автомобилем, на количество наезженных миль, то получится всего лишь, что чем больше вы ездите, тем дешевле он вам обходится. Но это просто неверно. Каждая поездка кое-что добавляет к вашим затратам. Для того чтобы решить, ехать или не ехать, вы должны знать предельные затраты на поездку.

Затраты на покупку, права, страховку, кредит, а также затраты на техническое обслуживание и износ, не обусловленные эксплуатацией, никак не связаны с решением о поездке. Именно поэтому они не имеют значения. Значение имеют предельные затраты: насколько легче станет ваш кошелек, если вы поедете? Не забудьте включить сюда не только затраты на бензин, но и на масло, износ шин, возможные поломки. В той мере, в какой затраты будут пропорциональны пройденному расстоянию, их можно адекватным образом выразить в центах на милю. Если они меньше, чем 25 центов (а скорее всего, так и будет), то вам выгодно поехать на автомобиле. До тех пор, пока предельные затраты меньше цены, которую платит университет, вы выигрываете от каждой дополнительно "произведенной" и "проданной" мили.

Но разве затраты на покупку, права, страховку, кредит и износ, связанный с течением времени, не имеют совсем никакого значения? Разве вы не должны иметь возможность покрыть и эти затраты? В конце концов, их нужно оплачивать, даже если они не имеют отношения к поездке, которую вас просят совершить.

Вы, конечно, вольны просить у университета сколь угодно высокую плату за милю. Если вы не слишком щепетильны, то можете даже демонстрировать все свои необратимые затраты, размахивая ими с чувством собственной правоты. Так поступают многие. Но незачем морочить голову самому себе. Только предельные затраты имеют отношение к вашему решению, какую бы цену в конечном итоге ни согласился заплатить университет.

Быть может, у вас возникнет подозрение, что этот пример не имеет отношения к рассматриваемому вопросу. В конце концов, нас интересуют обычные решения в сфере бизнеса, и, что бы там ни говорили о студенте-шофере, выступающем в роли предпринимателя, деловые предприятия, несомненно, должны покрывать все свои издержки, а не только предельные. Может показаться, что это так. Но это не так. В мире бизнеса покрывать необратимые затраты не более необходимо, чем в рассмотренном нами примере.

Банальным фактом является то, что каждый год множество деловых предприятий оказывается не в состоянии покрыть необратимые затраты. Но большинство из них при этом не прекращает свою деятельность. Пусть, к примеру, вы купили автомобиль с намерением предложить университету свои услуги в качестве водителя. То есть решили стать кем-то вроде таксиста, надеясь заработать достаточно денег, чтобы закончить университет. Поэтому вы купили автомобиль, права и страховку. Наверное, вы бы этого не сделали, если бы знали, что университет предложит вам только 25 центов за милю. Быть может, у вас имелись основания полагать, что он заплатит вам 50 центов. В этих условиях ваши расчеты могли бы выглядеть следующим образом:

Покупная цена

-

8000,00 долл.

Права

-

200,00 долл.

Страховка

-

500,00 долл.

Бензин и масло

-

0,08 долл. за милю

Техническое обслуживание

-

0,04 долл. за милю

Услуги водителя

-

6,00 долл. в час

Теперь вам предстоит решить хорошо известную задачу о том, как сложить яблоки и апельсины. Или даже еще хуже: яблоки и скорость. Каким образом вы можете прибавить к 8000 долл., скажем, 8 центов за милю и 6 долл. в час? Ясно, что этого сделать нельзя.

Однако можно было бы перевести эти цифры в затраты за год, примерно так, как это делает "Хертц". Расходы на права и страховку - это ежегодные затраты. Покупную цену можно было бы также перевести в годовые издержки, оценив ежегодный износ и приплюсовав процент на ваш первоначальный расход в 8000 долл. Но остальные затраты нельзя пересчитать в "ежегодные" величины, не зная, сколь далекие и продолжительные поездки вы будете совершать. Нужно сделать некоторые предположения. Вспомните, о чем мы говорили ранее: самые важные затраты и выгоды в экономике - это ожидаемые затраты и выгоды. Это значит, что с ними связана неопределенность. Но неопределенность присуща нашей жизни, и если вы хотите быть студентом-предпринимателем, вам придется с ней смириться. Таким образом, вы прикидываете, что получится такое-то количество миль и такое-то количество часов в год. Затем, на основе этой прикидки, вы можете получить годовые цифры для бензина и масла, технического обслуживания и водительских услуг.

Теперь нетрудно выполнить операцию сложения и выйти на итоговую цифру ежегодных затрат вашего делового предприятия. Затем вы можете взять то ориентировочное количество миль, на основе которого вы рассчитали расходы на бензин, масло и износ, умножить его на тариф, по которому, как вы ожидаете, вам будут платить, и вычислить предполагаемую ежегодную выручку. Если ожидаемая ежегодная выручка превышает ожидаемые ежегодные затраты, вы делаете решительный шаг и покупаете автомобиль. Если нет, то нет.

Так что же, необратимые затраты все же надо учитывать? Конечно, нет. Пока вы не сделали свой решительный шаг, они еще не стали необратимыми. Они остаются предельными. Они являются добавкой к тем затратам, о которых вы размышляете, делать их или нет. В этом суть предельности. И до тех пор, пока они предельные, их надо учитывать. Но только до тех пор! Пока вы не связали себя каким-то образом с функционированием делового предприятия, все ваши затраты являются предельными. После того ситуация очевидно изменилась. Если вы хотите максимизировать свою прибыль (или минимизировать убытки, что на самом деле одно и то же), то должны производить и продавать все те единицы продукции, чьи ожидаемые предельные затраты меньше ожидаемой цены, которую установит университет.

Кто оплачивает необратимые затраты?

Но если деловое предприятие не покрывает свои необратимые затраты, кто же их оплачивает? Кто платит по счетам за ошибочные решения, принятые в прошлом? Общий ответ состоит в том, что это делают инвесторы: те, кто предоставил средства, на которые были сделаны ошибки. Они надеялись получить прибыль, но обстоятельства сложились не так, как ожидалось, и они несут убытки.

Рассмотрим простой пример. Эмбер Кромби и ее муж Фич заплатили 250.000 долл. за участок и строительство дома с видом на красивое озеро Лиллипэд. Они рассчитывают, что, проживая в своем новом комфортабельном доме, из которого открывается захватывающий вид, они получат удовольствия (benefits) более чем на 250.000 долл. Однако вскоре после переезда они обнаруживают, что озеро Лиллипэд не только имеет прекрасный вид, но и распространяет неприятный запах. Со временем запах становится все хуже и хуже. В конце концов Эмбер и Фич, не в силах больше этого выносить, решают переехать. Однако когда они хотят продать свой дом, то самое лучшее предложение, которое они получают, это 60.000 долл. от пары, страдающей хроническим насморком. Что произойдет дальше?

Эмбер и Фич должны соотнести сократившийся из-за запаха положительный эффект от проживания в доме со связанными с этим затратами - 60.000 долл., от которых им придется отказаться.

Иными словами, решить, купили бы они этот дом, зная о нем то, что они знают теперь, по полной цене в 60.000 долл.? Если нет, то им следует продать.

А что произошло с оставшимися 190.000 долл., которые были инвестированы? Это убытки, которые они понесли, заплатив 250.000 долл. за нечто такое, что, как оказалось, стоит только 60.000 долл. Они не могут избежать этих убытков, оставшись жить в доме (во всяком случае, если сами они расценивают дом ниже, чем то, что готова заплатить страдающая насморком пара). Их богатство сократилось на 190.000 долл. И при наших предположениях их убытки будут еще больше, если они попытаются избежать их, не продавая дом.

Предположим, однако, что Кромби оплатили только 75.000 долл. первоначальных затрат, а на остальные 175.000 долл. получили ипотечную ссуду в банке. На кого в этом случае ложатся убытки? После продажи дома банк потребует погашения ипотечной ссуды; но 60.000 долл., вырученные от продажи, и близко не покрывают задолженность Кромби. Если у них нет никаких других активов, при помощи которых они могли бы удовлетворить требования банка, то банк может принять решение запретить им такую продажу дома. Но что тогда помешает Кромби объявить о своей неплатежеспособности по ипотечной ссуде и передать дом банку? После чего банк продаст дом, чтобы вернуть вложенные деньги (recover investment), и получит… 60.000 долл. от той же пары с притупившимся обонянием. В этом случае Кромби потеряют 75.000 долл. - свои первоначальные инвестиции, а банк потеряет 115.000 долл. - разницу между выданной ссудой и тем, что он получит назад, аннулировав закладную и продав дом.

$ 75.000 выплачено
+175.000 банк.кредит
$250.000 итого расходов
 - 60.000 перепродано за…
$190.000 общий убыток
 -  75.000 убыток Кромби
$115.000 убыток банка

Возможны, конечно, и другие варианты. Кромби могут решить, что (ожидаемая будущая!) потеря чести и кредитоспособности стоит слишком дорого, и не станут признавать свое банкротство, продолжая честно платить деньги банку еще долго после того, как покинут озеро Лиллипэд. Весьма вероятно, что Кромби или банк попытаются переложить убытки на того, кто может быть признан ответственным за распространение запаха, или на того, кто должен был предупредить Кромби об "ароматах", испускаемых озером Лиллипэд.

Что бы ни произошло в конечном итоге, затраты на покупку участка и строительство дома были оплачены в тот момент, когда предпринимались эти шаги. Вся сумма, за исключением 60.000 долл., составляет необратимые затраты и является убытком. В данном случае платежи по ипотечной ссуде образуют предельные затраты по дальнейшему владению домом, или, - если Кромби продадут его, но будут продолжать платить банку, - предельные затраты на сохранение своего рейтинга кредитоспособности и своей чести.



Страница сформирована за 0.6 сек
SQL запросов: 172