10.3. КОНЧИНА ПРЕПОДАВАНИЯ
Метод Сократа позволил Афинам — городу с населением меньше 100 000 человек — достичь небывалых высот культуры и образования, внушающих благоговейный трепет и 2400 лет спустя. Этот метод вплоть до середины девятнадцатого века составлял основу педагогики Запада. Затем неимоверное количество учащихся, заполонивших американские общеобразовательные школы, заставило преподавателей отказаться от сократовского подхода. Столкнувшись с классами, насчитывающими сорок, а то и шестьдесят детишек с неиссякаемой энергией, учителя уже не могли улучить свободную минутку, чтобы во время урока задать вопросы в сократовском стиле хотя бы одному-двум ученикам.
Именно в этот момент прекратилось преподавание и началось обучение. Сегодняшние дидактические методы исходят из того, что каждый студент — это «пустой горшок», который в процессе учебы должен быть наполнен (рис. 10.2).
Рис. 10.2. Для многих современных преподавателей студент — это емкость, куда вливаются знания.
Умение глубоко мыслить, данное природой каждому студенту, уже более не находит своего применения, как это было в Афинах во времена Перикла. «Реликтовые останки» метода Сократа сохранились сегодня лишь в тесных взаимоотношениях, складывающихся между профессорами и студентами старших курсов. Хотя принято считать, что сократовский метод используется в начальной школе, он подвергся там существенной адаптации, в результате чего угроза немедленного отчисления за неправильный ответ заставляет учеников постоянно концентрировать свое внимание. Воцарившийся современный метод куда более навязчив по сравнению с сократовским.
Только сегодня мы начинаем понимать, какую цену заплатили, отказавшись от преподавания в пользу обучения. Поэтому процитированное выше замечание Эйнштейна «Образование — это то, что остается, когда забудешь все, чему учили в школе» приобретает новый горький смысл для современных педагогов.
10.4. ИНСТИНКТ САМОВЫРАЖЕНИЯ
Кому не известно жгучее желание ввязаться в обсуждение и высказать свое мнение? Независимо от того, сколь красноречиво или убедительно говорят другие, мы их почти не слышим, так как поглощены повторением про себя снова и снова метких фраз долгожданного выступления. Даже после того как, наконец, представится возможность высказаться, сознание вновь продолжает проигрывать наши собственные слова, смакуя каждый нюанс и оборот речи, в то время как обсуждение идет своим чередом. Попробуйте угадать, чье выступление мы запомним лучше всего?
И уж совсем огорчительно, что чем интереснее обсуждаемая тема, тем больше нас тянет говорить и тем меньше мы обращаем внимание на происходящее вокруг! Такое поведение обычно оценивают как неучтивое и эгоцентричное. Все наши инстинктивные движения и в самом деле представляются неприглядными, если мы оставляем их без контроля. Великое множество разных книг по самосовершенствованию просто умоляет читателей «закрыть рот и послушать, что говорят окружающие!» Однако этому совету не суждено быть услышанным. Необходимость самовыражения любой ценой столь же неистребима в нашем сознании, как желание набить желудок или влечение к противоположному полу.
10.4.1. Затор в аrticulariae
То, что мы обычно подразумеваем под человеческим сознанием, в основном располагается в аrticulariae — структурах мозга, управляющих самовыражением. Это и речевая зона Брока, ведающая способностью говорить, и область Вернике, обеспечивающая процесс чтения и восприятие чужой речи. Более «физические» способы выражения, такие как письмо, рисование, танец, существенно затрагивают также дополнительную моторную область.
На протяжении миллионов лет естественным и неизменным направлением потока информации через articulariae был внешний мир. Эта своеобразная система «озвучания» выдергивает из бурного океана впечатлений, наполняющих сознание человека, отдельное восприятие какого-нибудь предмета или явления в целом и придает ему конкретную форму, благодаря чему и сам человек, и окружающие могут получить представление о нем.
К сожалению, современное школьное обучение построено так, что в девяноста девяти случаях из ста делаются попытки не вытянуть, а запихнуть информацию в мозг через те же самые каналы самовыражения. Сложившаяся ситуация постоянно усугубляется снижением внимания к невербальным предметам — таким как искусство и музыка. Со временем затор в articulariae притупляет и парализует способности к восприятию и обучению.
10.4.2. Мозговое дзюдо
Борцы дзюдо, вместо того чтобы закрываться или противостоять атакам противника, направляют силу его ударов против него самого. Этим высоко эффективным принципом можно воспользоваться для борьбы с затором в каналах самовыражения.
Попытки, размахивая дубиной, заставить людей, сосредоточившись, безропотно внимать чему-либо всегда будут обречены на неудачу. Даже если мы все же и достигнем успеха, то все равно неясно, сколько информации будет пассивно воспринято. Подумайте, далеко ли зашли бы китайцы в «промывании мозгов», усади они пленников с заклеенными липкой лентой ртами в классы и часами втолковывая им основы марксизма! «Проект возрождения» предлагает эффективную методику мозгового дзюдо, которая обеспечивает полный выход самовыражению во время любого заседания, лекции или урока и в то же время позволяет информации проникать в память на подсознательном уровне. Эта методика, ставшая краеугольным камнем программы PAAL, носит название непринужденных заметок.
10.5. НЕПРИНУЖДЕННЫЕ ЗАМЕТКИ
Большинство истинных любителей книг с глубоким презрением относятся к привычке оставлять заметки на полях. Но, как ни парадоксально, во многих знаменитых античных томах нет-нет да и попадутся комментарии каких-нибудь прославленных гениев. Великие умы питали неутолимую страсть оставлять свои впечатления о прочитанном тут же на полях, отмечая мысли и факты, спровоцировавшие их воображение. Эти заметки — настоящий клад для историков, открывающий перед ними уникальную возможность проследить за ходом мыслей непревзойденных мира сего.
Непринужденные заметки являются продолжением давней человеческой привязанности. По существу, это просто запись всех мыслей, возникающих в сознании во время урока, лекции или при чтении книги. Отличие непринужденных заметок от обычных состоит в запрете излагать факты, о которых говорит лектор. Напротив, позволяйте перу забираться в дебри, далекие от центральной темы лекции, куда вас неизбежно поведет ваше воображение. Стремитесь записывать быстро, чтобы вам практически не удавалось следить за ходом изложения — такой прием обеспечит вам подсознательное восприятие материала.
Метод непринужденных заметок, аналогично фоточтению, позволяет «схватывать» материал лекции значительно полнее, чем при обычном внимательном прослушивании. Более того, заметки, как оказалось, содержат ценнейшие прозрения, обобщающие информацию в свете личных практических интересов слушателя.
10.5.1. Увидеть - значит поверить
Как и многие методики ускоренного обучения, требующие получения информации нетрадиционным путем, непринужденные заметки вызывают скептическое отношение у начинающих. Сама идея чтения или присутствия на лекции без привычной должной концентрации внимания кажется пустой тратой времени. В связи с этим я очень обрадовался письму, которое получил от Тони Бригмана, жителя Гранд Патрика, что в Техасе. Вот что он пишет:
Должен признаться, я весьма скептически относился к вашему заявлению о том, что запись комментариев по поводу прочитанного сможет и в самом деле помочь больше запомнить. Так что сегодня с утра я решил все проверить на собственном опыте.
Вооружившись своим верным магнитофоном, я выбрал для чтения главу из Библии. (Неплохая идея для проведения теста на полноту восприятия!) Как только я принялся за чтение, мое сознание стало заполняться потоком свежих мыслей, ассоциаций, идей, аргументов и т. д. Я только успевал записывать их на пленку. Я заметил, что, чем активнее начинаешь комментировать, тем быстрее приходят в голову прозрения, мысли и ассоциации.
Закончив чтение главы, я закрыл книгу и попытался припомнить содержание прочитанного. Я был поражен. Я запомнил намного больше, чем когда-либо ранее, читая Библию по старинке. Как известно, некоторые сюжеты книги книг не так-то легко поддаются запоминанию…
Правда, я так и не понял, почему материал лучше воспроизводится не когда мы концентрируем на нем все наше внимание, пытаясь запомнить, а если просто фиксируем мысли, идеи и аргументы, приходящие на ум? Но с уверенностью могу сказать, что убедился в этом сегодня утром на собственном опыте. В ваших словах, безусловно, есть смысл, Вин, но я должен был сам все испытать. Ожидаю новых приятных открытий в будущем.
Случай с мистером Бригманом лишь подтверждает старое правило: во всем надо убедиться на собственном опыте.
10.5.2. Техника непринужденных заметок
1. Захватите с собой на лекцию обыкновенную тетрадь и магнитофон.
2. Запишите всю лекцию на пленку, параллельно фиксируя свои непринужденные замечания в тетради. Позднее вы сможете использовать магнитофонную запись для сканирования и углубленного повторения.
3. Записывайте быстро и непрерывно, не сдерживая воображения и в то же время не уходя уж совсем далеко от темы лекции. Вы могли бы воспользоваться магнитофоном, но это помешает вашим соседям.
4. Забудьте об анализе написанного. Никто не заглядывает вам через плечо. Не редактируйте — записывайте любые соображения, ничего не зачеркивая. В большинстве случаев вам не удастся выделить лучшие идеи, пока вы не запишете их в тетрадку или на магнитофон.
5. Не останавливайтесь и не стесняйтесь. Ваша цель — направить поток информации через каналы самовыражения. Поток должен быть настолько интенсивным, чтобы большая часть содержания лекции воспринималась подсознательно.
6. Используйте машинальные зарисовки, карикатуры и диаграммы. Любое обращение к правому полушарию расширит ваш нейрологический контакт с изучаемым предметом и будет способствовать успеху. Стремитесь оставаться более или менее в контексте того, что вы считаете темой (я пишу «считаете» потому, что, возможно, вы не совсем уверены, какова же, собственно, тема — особенно если заметки фиксируются в быстром темпе).
7. Ищите глубокие взаимосвязи. Постарайтесь обнаружить скрытые взаимоотношения предмета изучения и человеческого знания вообще. Не бойтесь при этом коснуться глобальных метафизических систем, преследующих цель объединить все события во Вселенной. Выявление подобных ассоциаций означает, что подсознание старается «вписать» предмет изучения в ваше мировоззрение, а это ключевой шаг к глубокому изучению любого предмета.
10.5.3. Чем придудней , тем лучше
Известно, что великие умы пользовались ассоциациями, подстегивая свою память. Они связывали информацию, которую нужно запомнить, с каким-нибудь воображаемым объектом, цветом или мелодией. Непринужденные заметки автоматически способствуют лучшему запоминанию, ассоциируя ключевые моменты информации с возникающими мыслями. Чем дерзновенней, смешней и причудливей игра вашего воображения, тем эффективнее работает память.
На лекции по химии, например, вы можете представить себе вещества, легко вступающие в реакцию с водородом, покрытыми густым мехом, в котором и застревают крошечные атомы. Пусть у каждого химического элемента будет свой особенный мех. Кислород, например, мог бы «носить» очень мокрую шубу.
Вообразите, что лектор изображает серьезного человека, будучи на самом деле комиком. Выискивайте в лекции смешное и стремитесь в своих заметках начинить юмором любой самый сложный изучаемый предмет.
10.5.4. Гештальт непринужденных заметок
В главе 5 мы обсудили, как беспорядочные, кажущиеся случайными мысли превращаются в цельный образ, куда более значимый, чем простая совокупность его частей. Непринужденные заметки черпают свою силу в таких же образах. Когда лекция закончится, вы обнаружите, что ваши заметки содержат значительно больше полезной информации, чем было предоставлено лектором. Могущественное подсознание заглянуло в глубины фактов, лежащих на поверхности, и ухватило самую суть информации. Благодаря этому у вас мгновенно возникли оригинальные мысли и свежие наблюдения. Подсознание удивительно глубоко проникает в структуру лекции, и вы можете столкнуться с тем, что услышите от лектора уже записанное вами минутой раньше.
10.5.5. Делайте заметки читая эту книгу
Вы могли бы проверить эффективность методики непринужденных заметок прямо сейчас, используя эту книгу в качестве вашего первого лектора. Читая, прерывайтесь через равные промежутки времени и в течение 5–15 минут без остановки быстро записывайте свои мысли (или воспользуйтесь магнитофоном).
Лучше всего делать заметки, когда возникает идея или приходит вдохновение, но можно останавливаться и специально, например в конце главы или каждые десять минут. Независимо от того, когда вы остановитесь, в вашей голове обязательно возникнут какие-нибудь интересные ассоциации, причудливо отклоняющиеся от основной линии изложения материала. Следуйте этим блужданиям мысли до самого конца и лишь потом возвращайтесь к чтению.
Я могу поручиться, что если вы станете использовать метод непринужденных заметок, читая оставшиеся пять глав книги, то непременно поразитесь появлению множества новых мыслей и оригинальных прозрений. Их будет куда больше, чем принесли вам предыдущие страницы. Несомненно, и первые десять глав вызвали у вас не меньший отклик, просто добрая половина родившихся соображений и идей затерялись, так как не были записаны.
Комментируя «Неужели я гений?», вы наверняка разработаете свои собственные оригинальные приемы, развивающие интеллект и способность к обучению. Они могут быть совершенно не похожи на предложенные мной, но работать столь же успешно. Ожидаемые результаты трудно вообразить, но даже если сделанные вами заметки будут почти копией моих мыслей, вы можете быть уверены, что сознание пропитало их вашими взглядами и адаптировало их к вашим личным насущным потребностям.
Любые сообщения о прозрениях, возникавших в процессе чтения этой книги, и ваши идеи помогут нам разработать новые теории и методы ускоренного обучения. Пишите нам через нашего издателя.
10.6. ОБУЧЕНИЕ - ЭТО ТВОРЧЕСТВО
Когда вы грызете морковку или поглощаете бифштекс, вы знаете, что не насытитесь, пока пища не пройдет свой неизменный путь по пищеварительному тракту. Так же и информация, попадающая в мозг, должна быть преобразована,чтобы вы смогли ею воспользоваться. Не существует «магической пилюли» знания, проглотив которую, можно было бы овладеть любой наукой или умением. Обучение — это творческий процесс. Данные, содержащиеся в книге или изложенные на лекции, представляют собой лишь сырой продукт. Вы не сможете овладеть информацией, не «переварив» ее.
10.7. ПРИНЦИП АРТИКУЛЯЦИИ
В главе 3 мы обсуждали подробное описание, идея которого проистекает из глубокого метапринципа, названного мною принципом артикуляции. Он гласит, что чем подробнее мы описываем свое восприятие предмета или явления, тем сильнее осознаем его и глубже постигаем связанные с ним ощущения. Принцип артикуляции является рациональным зерном как метода сократовских вопросов, так и метода непринужденных заметок. Изложение собственных мыслей по какому-либо вопросу само по себе позволяет узнать о предмете намного больше — даже если не поступило никакой новой информации.
Наши знания в таких случаях пополняются не за счет фактов извне, а через восприятие собственных ощущений, которое, формируя цикл обратной связи, растет как снежный ком. Трудно переоценить огромное и зачастую игнорируемое значение принципа артикуляции для увеличения производительности в практически любой области человеческой деятельности.
10.7.1. МУЗЫКАЛЬНАЯ ПОДПИТКА
Давайте предположим, что мы наблюдаем, как «нарастает снежный ком» в какой-нибудь области — пусть даже выходящей за границы обсуждаемой в книге темы. По чистой случайности я открыл свой подход к этой проблеме почти тридцать лет назад — задолго до того, как сформулировал теорию гениальности.
Где-то во второй половине 60-х годов я взял за привычку тренькать на пианино с включенным на запись магнитофоном. У меня не было никакого музыкального образования и еще меньше природного таланта к музицированию, но тем не менее вскоре я обнаружил, что, когда касался клавиш без принуждения, просто с наглой претензией на блестящее выступление, некоторые куски звучали весьма сносно и хотя и туманно, но напоминали музыку. При прослушивании записей собственной игры у меня появилось желание стереть какофонию, вносящую диссонанс, и сохранить удачные места. Такая обратная связь укрепила во мне навык извлечения некоторого подобия мелодии. Довольно быстро я разучился третировать фортепьяно, вызывая разноголосые шумы, и вдруг с удивлением обнаружил, что способен исполнять довольно длинные и весьма мелодичные пассажи. Все мои музыкальные произведения имели четко выраженные начало, середину и концовку. Таким образом я «сочинил» не один десяток приятных слуху вещей.
10.7.2. Внутренний композитор
Как доказали успехи ускоренного обучения, в определенной мере в любом из нас таятся всевозможные таланты, которые вполне реально раскрыть, если заняться развитием соответствующих способностей.
Все мы храним мощный инстинкт к музыкальному сочинительству. Музыкальные темы, возникшие в результате моих спонтанных ударов по клавиатуре, родились из глубокого источника вдохновения в моем подсознании. Груз работы, забот о детях, собаках и гнет домашних неурядиц заставили меня прервать музыкальные импровизации и не вспоминать о них в течение тридцати лет. Когда же я вновь вернулся к «композиторской деятельности», мое подсознание включилось на том самом месте, где оно выключилось, и продолжало создавать все те же знакомые, но изменчивые темы мелодий, которые, вероятно, и заключали в себе мой уникальный музыкальный язык.
10.8. ЗАПИСЬ ИМПРОВИЗАЦИЙ
Уникальность методики записи импровизаций в том, что она полезна в равной степени и начинающему, и профессиональному музыканту. У начинающего она вырабатывает уверенность и своеобразное инстинктивное чувство, столь необходимое как для музыкального исполнения, так и для создания композиций. Профессионалу она помогает избавиться от табу, которое, возможно, однажды было наложено или бесконечными изматывающими тренировками, или благоговейным трепетом перед процессом сочинительства.
При записи импровизаций властвуют хаотические силы. Когда ваше спонтанное самовыражение в музыке беспорядочно накладывается на ваше же собственное внимательное осознание содеянного, стоячие волны внезапно принимают элегантную форму.
10.8.1. Техника записи импровизаций
1. Выберите инструмент, с которым вы хотели бы работать. Совершенно неважно, играли вы ранее на этом инструменте или нет.
2. Играйте на выбранном вами инструменте по 30 минут в день, записывая свои опыты на магнитофонную пленку.
3. Избегайте попыток наигрывать знакомые мелодии, написанные чужой рукой, и постарайтесь сделать все возможное, чтобы ваша музыка была как можно оригинальнее, как бы ужасно она при этом ни звучала.
4. В некотором смысле следующий шаг — самый трудный. По часу в день прослушивайте сделанные записи. Поначалу это занятие может показаться довольно мучительным. В течение первых 30 минут слушайте мелодию очень внимательно, а затем можете использовать свои опусы в качестве фона для других занятий.
5. Уделяйте особое внимание тем фрагментам записи, которые кажутся наиболее приятными. В полном соответствии с первым законом поведенческой психологии близкие вам темы закрепятся и будут появляться вновь и вновь в вашей игре, хотя и в несколько измененном виде. Те же части, что утомляют вас или режут слух, постепенно исчезнут.
6. Продолжайте ежедневно практиковаться хотя бы в течение двух недель. Фаза содроганий и какофонии продлится не более 3–5 дней. Правда, за это время ваши вера, усердие и чувство юмора подвергнутся тяжелейшему испытанию, поскольку вы не сможете не ужасаться звукам собственных импровизаций.
7. К концу первой недели занятий то тут то там станет проглядывать ваша тема. Вы сможете «добыть руду» из записей и более традиционным способом — выбирая отдельные куски. Я называю эту фазу разработкой рудника мелодий. Тем временем все нестройные элементы игры исчезнут вследствие эффекта снежного кома, который основан на вашей постоянной обратной связи и закреплении достигнутого успеха. На ранней стадии старайтесь избегать непременных повторов одной-двух простых мелодий. Эта привычка может легко превратиться в инструмент, лишь вчерне набрасывающий глубинные и сложные переживания.
8. После первой недели музыкальных занятий вы должны вступить в фазу создания целостного музыкального произведения. В мире музыки царствуют свои логические законы построения. Ваши импровизации возникают как сложнейшие оригинальные композиции, густо усеянные сюрпризами. Вы в самом деле поразитесь, насколько мелодична и благозвучна стала ваша игра.
Мы обнаружили, что разновидности метода импровизаций так же хорошо работают и в сфере других искусств — например, при рисовании красками или выполнении эскизов. Богатым источником методик, основанных на приложении сократовского приема к рисованию и другим искусствам, является книга Джона Пирсона «Рисунки изобретательного ума» (1992, PO Box 25367, Los Angeles, CA 90025), тел. (310-312-9022). Книга Пирсона адаптирована для детей и поэтому отлично подходит для школьного обучения.
10.9. СИЛА САМОВЫРАЖЕНИЯ
По существу, мысли, выраженные учеником, в тысячу раз продуктивнее с точки зрения обучения, чем мысли, выраженные ученику. Сам Сократ охотно бы под этим подписался.В главе 3 вы научились открывать пути к своему потоку воображения, расширяя нейрологический контакт с возникающими мысленными образами. Весь наш опыт на переднем крае ускоренного обучения показывает также, что это лучший способ получения знаний. Уверен, что, следуя ему, вы найдете несколько даже более перспективных приемов, чем метод самопознания Сократа, основанный на эффекте снежного кома.
Глава 11. РОЛЬ КИСЛОРОДА
Доктор Еширо Накаматс, наверное, самый выдающийся из ныне живущих изобретателей. Среди его 2356 запатентованных творений такие столпы современной технологии, как дискета, жесткий диск и цифровой дисплей часов.
Способ мышления Накаматса так же оригинален, как и его изобретения. Как пишет журнал Success, когда Накаматс готовится к мозговой атаке, он ныряет в бассейн и находится под водой, пока хватает воздуха. В это время он и записывает возникающие мысли на специально предусмотренной небольшой пластинке из плексигласа. Накаматс всплывает, когда уже ни секунды не может сдерживать дыхание. Он утверждает, что лучшие идеи посещали его именно при «плавании до последнего издыхания».
Где бы ни появлялся Накаматс, к нему стекаются журналисты, заранее настроенные на нестандартные высказывания и сумасбродное поведение «японского Эдисона». Техника подводного плавания Накаматса также эксцентрична, как и ее автор, но ее корни уходят в физиологию мозга.