УПП

Цитата момента



Одиночество — это когда ты всегда знаешь, где лежат твои вещи.
Мы этим — не страдаем!

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



Современные феминистки уже не желают, как их бабушки, уничтожить порочность мужчин – они хотят, чтобы им было позволено делать то, что делают мужчины. Если их бабушки требовали всеобщей рабской морали, то они хотят для себя – наравне с мужчинами – свободы от морали.

Бертран Рассел. «Брак и мораль»

Читать далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/s374/d4612/
Мещера-Угра 2011
4.

«Мечтатели, закройте глаза и не открывайте их до тех пор, пока я не попрошу вас поменяться ролями с партнером. Все мечтатели закрыли глаза? Отлично. А теперь, наблюдатели, смотрите прямо в лицо своему партнеру и внимательно следите за ним. Любое движение глаз под закрытыми веками говорит о том, что он что-то видит. Как только вы это заметите, немедленно спросите: «Что ты видишь сейчас?» Пока не говорите этого. Во-первых, я хочу провести предварительную тренировку, чтобы объяснить наблюдателям, на что они должны ориентироваться. Мечтатели, при закрытых веках посмотрите из стороны в сторону. Проделайте это прямо сейчас. Наблюдатели, следите за тем, как ваши партнеры двигают глазами. Есть разница между обычным подрагиванием век и поворотом глазного яблока. Вы должны реагировать только на движения глаз. Обратите внимание на особое скольжение ресниц из стороны в сторону. Это очень важный признак. Итак, мечтатели, подвигайте глазами. Все в порядке? Все понятно? Отлично. А теперь начали».

5.

«Мечтатели, я хочу дать совет новичкам. Не пытайтесь старательно высматривать образы. Всякие направленные усилия стоят на пути непроизвольной реакции, которой мы добиваемся. Самое важное — расслабиться. Сейчас мы начнем упражнение, которое называется бархатно-гладким дыханием. Оно поможет вам расслабиться. Представьте себе, что вы гладите длинный, приятный на ощупь, нежный кусок бархата. Постарайтесь дышать медленно, глубоко и как можно ровнее. Закончив длинный вдох, немедленно начинайте длинный выдох. Между ними не нужна пауза: вдохи и выдохи должны сливаться в одно гладкое, непрерывное дыха-а-а-а-а-ание. При каждом выдохе вы чувствуете, как все напряжение и беспокойство уходят от вас. Они вытекают вместе с выдыхаемым воздухом, а каждый вдох приносит хорошее самочувствие. И вдох и выдох есть составляющие нашего спокойного, глубокого — гладкого дыхания. Если кто-то из вас уже начинает различать образы, немедленно приступайте к их описанию. Не ждите вопросов. Если вы ничего не видите, то продолжайте глубоко и спокойно дышать и расслабляться, пока я инструктирую ваших партнеров».

6.

«Теперь, наблюдатели, обратите внимание: если ваш партнер начинает задерживать дыхание, то это признак сосредоточенности. Значит, он увидел что-то в потоке образов. Как только вы заметите задержку дыхания или движение глаз, немедленно, но осторожно спросите: «Что ты сейчас видишь?» Возможно, он не сможет ответить вам с первого или даже с десятого раза, но рано или поздно скажет, что увидел две оранжевые точки справа, или ветку дерева, или ромашку, покачивающуюся на ветру, или еще что-то. Даже если вы сомневаетесь, правильно ли распознали признак сосредоточенности, все равно спрашивайте. Со временем вы обязательно получите ответ».

7.

«Мечтатели, как только вы начинаете распознавать какой-то образ, немедленно приступайте к его описанию, каким бы расплывчатым, эфемерным или нелепым он вам ни казался. Наблюдатели, поощряйте мечтателей описывать абсолютно все, что они видят. Ваша помощь необходима. Мечтатели, имейте в виду, что, если образ только промелькнул перед вами и исчез, вы все равно должны описать его по памяти, но в настоящем времени, будто он все еще стоит перед вашими глазами. Сам рассказ заставит видение снова сформироваться в вашем воображении. Описывайте как можно более живо, с чувственными подробностями, чтобы вашему наблюдателю предстала та же картина. Чем подробнее вы описываете, тем больше порождаете образов, причем при этом они свободно перетекают друг в друга».

8.

«Мечтатели, вы правильно дышите? Дышите спокойно, глубоко и гладко? Без пауз? Отлично. Наблюдатели, вы высматриваете признаки сосредоточенности внимания? Вы задаете вопросы? Отлично. Мечтатели, продолжайте глубоко и свободно дышать, и как только из вашего потока выплывет образ, не дожидаясь вопросов, начинайте подробнейшим образом описывать его. Начали!»

Отведите на это упражнение от трех до пяти минут. Проверьте, чтобы все пары работали эффективно. Помните, что очень важно не переусердствовать с руководством. Не вмешивайтесь в процесс. Лучше всего, если вы потратите время на собственное пребывание в потоке образов. За тридцать секунд до окончания этого этапа ударьте в гонг один раз и сделайте следующее объявление:

9.

«Полуминутная готовность. Продолжайте свою работу, но готовьтесь через 30 секунд выслушать новые инструкции». Через 30 секунд ударьте в гонг три раза или больше, возвестив конец упражнения.

10.

«Хорошо! Всем спасибо. Теперь, пожалуйста, поменяйтесь ролями — наблюдатели станут мечтателями и наоборот. Все поменялись? Теперь повторяем весь процесс с новыми ролями. Начали!»

Отведите на это упражнение столько же времени, сколько на предыдущее, дав за 30 секунд предупреждение одним ударом гонга. Наконец, завершите упражнение тремя ударами гонга.

12.3.3. Совместное путешествие

Если вы видите, что все пары обращаются к потоку образов достаточно легко и обмен ролями не вызывает затруднений, то вы можете попробовать проделать совместное путешествие, как описано в главе 3. Если же не все хотят принимать в нем участие или вы чувствуете усталость или беспокойство, то лучше пропустить это упражнение и перейти к завершающему этапу.

«Поскольку у нас все так хорошо получается, давайте попробуем выполнитьупражнение, которое называется «совместное путешествие». Мечтатели, вы продолжаете быть мечтателями. А вот наблюдатели теперь тоже становятся мечтателями. Каждый из вас рассказывает партнеру о своих образах — по несколько предложений за один раз, а потом начинает рассказывать другой. Очередность условная. Когда один из вас останавливается, чтобы перевести дыхание, немедленно начинает рассказывать второй. Между рассказами не должно быть пустоты. Большинство из вас будет одновременно слушать другого и воспринимать собственные образы. Начали!»

Отведите 3–5 минут для совместного путешествия, за 30 секунд до конца просигнальте одним предупреждающим ударом гонга, а завершение упражнения обозначьте тремя ударами.

12.3.4. Завершающий этап

Независимо от того, состоялось ли «совместное путешествие», завершающий этап выглядит всегда одинаково. Когда вы готовы закончить сеанс потока образов, скажите примерно следующее:

«Очень хорошо. Отлично. Всем спасибо. А сейчас, полностью сохранив в памяти все, что вы пережили, вернитесь сюда, в эту комнату. Желаю всем прекрасного самочувствия!»

В течение нескольких минут будет нестройный шум. Подождите, пока все успокоится, затем ударьте в гонг несколько раз и с юмором напомните участникам, что процесс продолжается и самый важный момент еще впереди. Сейчас им предстоит поменяться партнерами для проведения брифинга.

12.3.5. Брифинг

1. «Космонавт, вернувшийся из путешествия к дальним мирам, должен отчитаться перед контрольной комиссией. Он должен сообщить все свои впечатления о пережитом, чтобы ученые смогли извлечь информацию, не отраженную в отчетах или не замеченную в момент события. Мы можем использовать этот же метод для извлечения скрытого смысла из потока образов. Вообразите себя космонавтом, а своего партнера — ученым из контрольной комиссии. Рассказывая партнеру о путешествии, постарайтесь уложиться в две минуты, упомянув все, что вы увидели в потоке образов. Даже несмотря на то, что вы рассказываете по памяти, вы должны использовать глаголы только в настоящем времени, как если бы все это происходило прямо сейчас. Вместо «я видел то-то и то-то» говорите «сейчас я вижу то-то, такого-то цвета, такого-то оттенка, поверхность этого предмета на ощупь кажется такой-то». Старайтесь, чтобы все описания были живыми, многоцветными и подробными, тогда ваш партнер сможет прочувствовать и разделить ваши переживания. Однако на стадии брифинга вы должны рассказывать не с закрытыми, а с открытыми глазами. Это даст вам новое визуальное представление о пережитом опыте и поможет навести дополнительные мосты между левым и правым полушариями мозга. Брифинг — очень важный этап. Именно в этот момент многие люди переживают свои моменты «Ага!», неожиданно осмысливая увиденное в потоке образов. Вам дается две минуты для краткого рассказа, а затем сигнал гонга возвестит о смене ролей и партнер тоже в течение двух минут будет описывать свои впечатления. Приготовились, начали!»

Если на этом этапе наблюдается большое оживление (а так обычно и бывает!), то лучше отвести на него не две, а три минуты. Затем следует один удар гонга для обозначения полуминутной готовности, и наконец — несколько завершающих ударов.

2. «Приношу извинения тем, кто не успел довести свой брифинг до конца, и прошу поменяться ролями, если вы этого еще не сделали, чтобы ваш партнер тоже мог выполнить это упражнение. Пожалуйста, закончите брифинг!»

Повторите ту же самую процедуру, завершив ее ударами гонга.

12.3.6. Аналитик - шутник

«Некоторые из вас, возможно, пережили свой момент истины во время брифинга, у некоторых этого не произошло… Независимо от этого давайте выполним следующее упражнение, которое называется «аналитик-шутник» и поможет вам еще глубже проникнуть в смысл ваших образов. Все наблюдаемые образы — носители какого-то сообщения из глубин вашего подсознания, представленного в символической форме. Даже если образы самые тривиальные и приземленные, обязательно существует причина, по которой ваше подсознание выбрало для показа именно их.

Юмор является наилучшим способом выявления скрытого смысла образов. Представьте себе, что вы — Карл Юнг, Зигмунд Фрейд, Милтон Эриксон или какой-нибудь другой знаменитый исследователь глубин подсознания. Вы — великий психиатр, ваш поток образов — сны, которые поведал вам ваш пациент, а партнер — это большой ученый, и вы с ним будете консультироваться. По моему сигналу начинайте сверхсерьезное, наукообразное и даже помпезное обсуждение «сна» со своим партнером. Представьте, что каждый, пусть даже самый тривиальный образ, буквально насыщен символическим смыслом. Рассуждайте с партнером о возможных потаенных значениях ночного видения вашего так называемого пациента. Делайте все весело. Гораздо важнее, чтобы процедура была забавной, чем правильно выполненной. Как это ни парадоксально, чем глупее все выглядит, тем больше шансов отвлечь внимание своего внутреннего цензора и нащупать, пусть и случайно, верную интерпретацию потока образов. Начали!»

Этот этап проходит оживленно и весело, особенно в больших группах, — ведь смех и шутки очень заразительны. В зависимости от обстоятельств отведите на него от трех до десяти минут или даже дождитесь, когда шум стихнет сам собой. Сделайте полуминутное предупреждение, а затем несколько раз ударьте в гонг для обозначения конца этапа.

12.3.7. Заключительная речь

«Спасибо всем! Это было просто великолепно! На сегодня опыты с потоком образов закончены. Практика потока образов — это навык, которому можно научиться. Если вы будете регулярно тренироваться, то сможете очень легко обращаться к просмотру образов и находить смысл каждого из них.

Очень важно вслух рассказывать о своих видениях какому-нибудь слушателю. И это не обязательно должен быть человек. Если вы практикуетесь в просмотре образов самостоятельно, используйте магнитофон. Просто описывайте вслух все, что вы видите, как если бы вы рассказывали кому-то. Но только в настоящем времени! И побольше подробностей.

В книге утверждается, что 10–15 минут ежедневных упражнений по методике просмотра образов разовьют ваш интеллект за счет наведения мостов между левым и правым полушариями мозга. Вы можете научиться задавать вопросы своему подсознанию, и оно в виде символических образов предоставит вам ответы, которые зачастую исполнены глубокого смысла в отличие от результатов логического анализа левого полушария. Пожалуйста, продолжайте применять метод просмотра образов и обязательно приходите на следующее совместное занятие. Спасибо вам за то, что этот эксперимент состоялся!»

После того как вы закрыли формальную часть встречи, позвольте участникам в живой беседе поделиться впечатлениями. Вы можете подходить к ним и неожиданно предлагать закрыть глаза и вглядеться в проносящийся перед ними поток образов. Описание таких моментальных картин может пролить дополнительный свет на суть разговора. Кроме того, это довольно своеобразный способ закончить встречу и возможность прочувствовать всю глубину и богатство потока образов.

12.3.8. Сделайте сами!

Никто не утверждает, что предложенный сценарий является единственно возможным. Нет закона, который заставил бы следовать ему слово в слово. Это не более чем справочное руководство. Но предложенная форма может легко адаптироваться для каждого из изложенных в книге методов, включая методы мгновенного ответа, описания пейзажа, «гений напрокат», «на альтернативной Земле». Когда вы хорошо освоите все эти приемы и будете лучше ориентироваться в динамике группы, вы сможете написать собственный сценарий, который будет столь же эффективен, как и мой, или даже превосходить его. (Готовые аудиокассеты многочисленных методик можно заказать в фирме Project Renaissanse, PO Box 332, Gaitherburg, MD 20884. Tel 301-948-1122, 800-649-3800.)

12.4. ПРИНЦИП РАБОТЫ В ГРУППЕ

Все мои методы работают по принципу штурмовой группы. Поначалу, в эпоху увлечения приемом мозговой атаки, было модно собирать в конференц-зале до тридцати—сорока человек и высказывать различные идеи. Но, как довольно скоро выяснилось, такая форма неэффективна: большинство участников уходили разочарованными, потому что просто не имели возможности выразить себя.

В настоящее время сеансы мозговых атак проводятся в группах не более трех—пяти человек, так, чтобы каждый мог высказаться. Если не избежать большого числа участников, то обычно разбиваются на подгруппы, а результаты сообщают на общей встрече.

12.4.1. Растянутый эффект

Занимаясь «Проектом возрождения», я убедился, что сам процесс работы штурмовой группы важнее результата. При помощи сократовского приема самовыражения каждый участник достигает своего момента истины, который имеет для него непреходящее значение, независимо от того, делится ли он достижениями со всей группой.

Проводя семинары и занятия в разных компаниях, я использую метод работы в штурмовой группе, называемый растянутым эффектом. Его отличительная особенность в отсутствии необходимости сбора и обобщения результатов, достигнутых каждой штурмовой группой. Реальная отдача от использования метода растянутого эффекта проявляется спустя недели и месяцы после семинаров, в процессе совместной работы, отдыха и общения участников друг с другом изо дня в день. Эффект оказывается растянутым во времени. Особенно важно, что при этом каждый опирается на собственный пережитый опыт.

Семинары по просмотру образов также проводятся по принципу работы в микрогруппах. Иногда бывает забавно в конце занятия собрать все группы вместе, с тем чтобы участники могли познакомиться с достижениями соседей. Но позитивный результат таких коллективных обсуждений ничтожен, так как слишком длительное пассивное выслушивание рассказов других неизбежно приводит к рассеянию внимания и потере терпения. Если уж и проводить массовые встречи, то они должны быть как можно короче.

12.5. ВЫ - АВАНГАРД!

Методика просмотра потока образов родилась в 70-е годы, когда группа энтузиастов ускоренного обучения решила провести серию экспериментов. Как правило, именно в групповых сеансах выявляются наиболее восхитительные и заряжающие доброй энергией возможности просмотра образов.

Используя такие методы, как «гений напрокат» или «мозговой центр», участники семинаров способны обсуждать наиболее животрепещущие вопросы современной жизни, от проблемы национального дефицита до школьных факультативных курсов по СПИДу. Я установил, что когда люди собираются вместе, чтобы поделиться своими образами, то завязывающиеся дискуссии проходят особенно ярко, целенаправленно и необыкновенно продуктивно. При необходимости энтузиасты метода просмотра образов могут объединиться в ядро единомышленников и посвятить себя достижению одной общей цели, а затем переключиться на следующую и т. д. Тогда, за какое бы дело вы ни взялись, вам непременно будет обеспечен успех благодаря особым глубоким связям, возникающим между людьми только в результате общения в сфере высшего сознания. По мере того как метод потока образов и подобные ему приобретают все большее распространение, мы постепенно превращаемся в провидцев, лелеющих собственные мечты о переменах. Близится время, когда мы должны будем поведать о своих видениях всему племени. Я призываю вас первыми собрать в своем кругу группу энтузиастов просмотра образов. Вместе с друзьями, коллегами, соседями вы создадите авангард истинно демократического сообщества, где тревожные вопросы обсуждаются не сталкивающимися противоборствующими группировками, выкрикивающими политические лозунги, а свободными людьми с разными мнениями и взглядами, ведомыми волшебными озарениями собственных потоков образов и объединенными духом сопереживания.

Глава 13. ВСЕ НАЧИНАЕТСЯ С ДЕТСТВА

В1995 году невропатолог из университета штата Алабама Бритт Андерсон установил, что плотность нейронов в лобной доле коры головного мозга Эйнштейна была гораздо выше, чем у других людей. Если предположить, что такая концентрация нейронов характерна для всех отделов мозга великого физика (хотя сам Андерсон не задавался таким вопросом), значит ли это, что у него от рождения количество нервных клеток намного превышало необходимое?

Не обязательно. Все мы появляемся на свет с избытком нейронов. В ходе естественного процесса апоптоза (его еще называют «запрограммированным отмиранием клеток») огромное количество нейронов исчезает еще до того, как человек достигает двухлетнего возраста. Скорее всего, Эйнштейн родился примерно с таким же запасом нейронов, как и мы все, но по какой-то неведомой причине в ходе апоптоза понес меньшие потери. Это только один пример существенных изменений, которые происходят в детском мозгу. Используя различные факторы влияния окружающей среды — например, регулируя питание, — родители могут вмешиваться в развитие умственных способностей своих детей.

К примеру, ученые из Университета Генриха Гейне в Дюссельдорфе недавно установили, что у профессиональных музыкантов, занимающихся музыкой с семи лет, мозг значительно отличается от мозга тех, кто овладел инструментом в десять лет или позже. С помощью магнитного резонанса было также выявлено, что у музыкантов обеих групп левая часть височной доли мозга гораздо больше правой. Хотя это свойственно всем людям, у приобщившихся к музыке в более раннем возрасте степень такой асимметрии значительно выше.

13.1. ОКНО В МИР ВОЗМОЖНОСТЕЙ

Дюссельдорфское исследование, результаты которого были опубликованы в феврале 1995 года, — всего лишь один пример из длинного списка работ, свидетельствующих о том, что мы способны влиять на интеллектуальное развитие наших детей.

В предыдущих главах в качестве примера я уже упоминал монахинь из Манкато как иллюстрацию возможности совершенствования умственных способностей даже взрослых людей. На самом деле возраст не имеет значения, если вы решили подтянуть свой интеллект. Более того, уже сейчас высказываются некоторые сомнения относительно небывалой восприимчивости маленьких детей к методикам умственного тренинга. Кульминационные моменты в развитии человеческого мозга приходятся на три четко различаемых периода. Первый начинается через восемь недель после зачатия и длится до тринадцатой недели. Второй — за десять недель до рождения и продолжается до двух лет. В это время формируется большая часть взаимосвязей между нейронами. И наконец, в период между двумя и пятью годами мозг растет и достигает 90 процентов своего окончательного веса. Бесценные годы — от зачатия до пятилетнего возраста — это решающий временной промежуток, в течение которого можно «запрограммировать» выдающиеся умственные способности детей, дав им таким образом ни с чем не сравнимое изначальное преимущество.

13.1.1. Впечатления, впечатления кругом

Всем родителям известно, что дети намного впечатлительнее взрослых. Их легче испугать, они сильнее обижаются. Они восприимчивее к прекрасному и страстно же лают все знать. Последние два качества сулят неограниченные возможности обучения детей — открывают им дорогу к знаниям.

13.1.2. Тонкая оболочка

Несколько лет назад психиатр Эрнест Хартман заинтересовался, почему некоторые люди чаще, чем другие, видят во сне кошмары. Под руководством Хартмана в научной лаборатории исследования сна госпиталя Лемюэля Шаттака в Бостоне было выявлено, что живописные картины ужасов мучают по ночам около 5 процентов человечества — причем примерно раз в неделю.

Изучив около сотни жертв ночной напасти, Хартманн обнаружил нечто общее: обычные сны у этих людей также удивительно ярки и гораздо чаще остаются в памяти. Кроме того, отмечалось, что все, прошедшие исследование, сохранили отчетливые воспоминания о раннем детстве, начиная, как правило, с трехлетнего возраста. Следует отметить, что Хартманн в основном имел дело с творческими людьми — музыкантами, художниками, писателями. Они с детства воспринимались окружающими как «странные», «чудные», часто отклонялись в разговорах от, казалось бы, главной темы, давая волю воображению, и имели привычку мыслить, как выразился Хартман, «широко и тангенциально».

В своей книге «Границы сознания», опубликованной в 1992 году, Хартманн делает вывод, что у человека, склонного к ночным кошмарам, удивительно «тонкая оболочка сознания» — то есть он чрезвычайно впечатлителен и необычайно восприимчив по отношению к другим людям и окружающему миру.

13.1.3. "Я не могу от этого отделаться"

Согласно Хартманну, люди с «тонкой оболочкой» нередко оказываются захваченными потоком чувств и эмоций при вполне ординарных проявлениях жизни. Так, громкие звуки раздражают их и действуют на нервы, яркий свет ослепляет, воображаемые картины насилия пугают.

«Я не могу от этого отделаться», — жаловалась тридцатилетняя художница, одна из тех, кто участвовал в исследованиях Хартманна.

«Поразительно то, — рассказывает Хартманн, — что люди с «тонкой оболочкой»… не пользовались готовыми, заранее выработанными защитными средствами, такими как размышление, сдерживание или подавление чувств… Я отношу их к беззащитным или необыкновенно ранимым. Одним словом, они впечатлительны, как дети».

13.1.4. Автоматический предохранитель

Зигмунд Фрейд первым высказал идею о существовании внутренних барьеров сознания — эго-оболочек, предохраняющих от психологических травм. По Фрейду, защитные механизмы личности подавляют и вытесняют из сознания ту информацию, которая не соответствует требованиям моральной цензуры. Хартманн, в свою очередь, предполагает, что у них более важная роль — обеспечение упорядоченной работы мозга путем торможения то одних, то других его функций. Он сравнивает эти внутренние барьеры с дамбой или плотиной, сдерживающей морскую стихию.

Можно представить себе такого рода ограничение в виде автоматического предохранителя, который отключает электроэнергию, когда ток достигает критической величины. Без него мозг бы вышел из строя, подобно компьютеру при перепаде напряжения.

13.1.5. Проницаемость

Хартманн утверждает, что в детстве эго-оболочка у всех нас была тоньше, хотя у каждого в разной степени. По мере того как мы растем и стареем, появляется все больше болезненных раздражителей, от которых необходима защита, и толщина оболочки растет. Однако она, как правило, вписывается в интервал допустимых значений по тесту Хартманна, диагностирующему состояние эго-оболочек, поэтому большинство из нас не относятся ни к сверхчувствительным, ни к бессердечным, ни к непреклонным догматикам, ни к категории с буйным воображением.

Усредненная толщина эго-оболочки является идеальУсредненная толщина эго-оболочки является идеальной для жизни в обществе, но, к сожалению, она мало подходит для простого размышления и ускоренного обучения. Тонкая, легко проницаемая оболочка обеспечивает преимущество при выполнении упражнений, о которых вы узнали в этой книге. Ее обладатели во сне часто принимают облик животного или человека противоположного пола, поэтому они успешнее пользуются приемом «гений напрокат», а необычайная яркость их сновидений позволяет предполагать наличие у них способности вызывать мощнейший поток образов.

Вполне вероятно, что личности с «тонкой оболочкой» более восприимчивы к сигналам подсознания — откуда берут начало их проницательность, интуиция и сопереживание. Тот же самый автоматически срабатывающий предохранитель, что защищает нас от боли и смятения, обыкновенно обрывает и поток самых ярких картин воображения. Тонкая внутренняя эго-оболочка — есть первое и непременное условие существования человеческого гения, потому что он возникает из слияния тех самых образов, звуков, мыслей и воспоминаний, против которых так отчаянно борется примитивный защитный механизм.

Вопрос в том, как самостоятельно, по собственному желанию, изменять толщину внутренней эго-оболочки вслед за меняющимися обстоятельствам. К примеру, увеличить ее совсем не сложно.



Страница сформирована за 1.07 сек
SQL запросов: 170