УПП

Цитата момента



Если человек знает, чего он хочет, он или мало знает, или мало хочет.
Не слишком ли много вы знаете?

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



Помните, глубоко внутри каждого из нас живет Ребенок, который возится и поднимает шум, требуя нашего внимания, и ожидающий нашего признания в том, каким особенным человеком он или она является.

Лейл Лаундес. «Как говорить с кем угодно и о чем угодно. Навыки успешного общения и технологии эффективных коммуникаций»


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/s374/
Мещера-2010

11.1. МОГУЧАЯ СИЛА PNEUMA

Сегодня мы принимаем как данность, что воздух состоит из свободно движущихся атомов и молекул газов. Но древним грекам приходилось лишь гадать о природе загадочной субстанции, незаметно пронизывающей деревья и наполняющей их легкие. Греки называли ее духом pneuma. Для них легкое, или pneumon, было органом, вселяющим в них дух окружающего воздуха. И сегодня мы по привычке говорим, что расстаемся с жизнью, издав последний вздох, а вдохновение в буквальном смысле слова означает поступление воздуха в легкие.

11.2. Значение кислорода для работы мозга

Как и многие другие древние верования, дух pneuma не лишен смысла. Работа мозга, вмещающего все, что мы привыкли называть человеческим духом, очень сильно зависит от снабжения кислородом. Треть всего объема кислорода, потребляемого организмом, направляется непосредственно в мозг, и чем больше это количество, тем эффективнее результат. Например, мозг Эйнштейна, по-видимому, не испытывал недостатка в кислороде и других переносимых кровью питательных веществах. Мариан Даймон обнаружила, что крысы, выросшие в стимулирующей развитие обстановке, имели расширенные капилляры и более высокую плотность глиальных клеток, которые, как предполагается, служат посредниками между нейронами и кровяными сосудами мозга. Как отмечалось в главе 1, Даймон выявила повышенное содержание глиальных клеток и в мозгу Эйнштейна.

Дин Фальк, антрополог из Государственного университета Нью-Йорка (SUNY) в Альбене, даже предположила, что усиление кровоснабжения мозга, вероятно, способствовало эволюции наших человекообразных предков по пути развития интеллекта. Она почти уверена, что у ранних гоминидов1, населявших знойные африканские луга два-три миллиона лет назад, для охлаждения головы в процессе эволюции сформировалась «радиаторная» система, состоящая из пучков ветвящихся вен. Фальк полагает, что подсказанная природой замысловатая система кровообращения в конечном итоге способствовала увеличению размеров мозга гоминидов.

1 Гоминиды — семейство отряда высокоразвитых прямоходящих приматов, от которых и произошли древнейшие люди. (Прим. перев.)

11.2.1. Подводное плавание

Летом 1959 года я поступил в летнюю школу, стараясь заполнить пробелы в своем образовании. Поскольку в дневные часы занятий не было и в школе был бассейн, я проводил время в свое удовольствие. Вскоре я заметил, что почему-то плавание под водой мне дается легче, чем обычное плавание, и я посвящал ему по несколько часов ежедневно, задерживая дыхание до четырех с половиной минут. И вдруг произошло нечто неожиданное. Несмотря на мои прежние скромные успехи, неспособность к учебе и требующую серьезного отношения напряженность курса, который я слушал, мои оценки неожиданно взлетели до небес. От контрольной к контрольной я всякий раз получал 100 баллов. К концу лета мне удалось подняться из отстающих до лучшего ученика в классе.

Лишь много лет спустя я сообразил, в чем было дело. Это произошло на лекции доктора Роберта Домана, доктора медицины Филадельфийского института пределов человеческих возможностей (IAHP), основанного его братом, доктором Гленом Доманом. Доктор Доман объяснил, что, когда содержание углекислого газа (CO2) в крови возрастает, наш организм воспринимает это как сигнал о прекращении подачи кислорода. В ответ сонные артерии, питающие голову, расширяются, увеличивая подачу крови, усиленно орошающей мозг кислородом. В более суровые времена праотцы человечества, еще не владевшие этой спасительной реакцией, не доживали до возраста, позволяющего им стать нашими предками. Сегодня мы имеем возможность эксплуатировать примитивный рефлекс организма, чтобы продвинуться по пути эволюции в направлении совершенствования интеллекта.

11.3. ОБОГАЩЕНИЕ МОЗГА КИСЛОРОДОМ

Увеличение притока кислорода к мозгу, во-первых, активизирует области мозга, не функционирующие при слабом кровотоке, во-вторых, замедляет постоянно идущий процесс старения и отмирания клеток мозга. Внутри черепа сонные артерии разветвляются на все более и более мелкие сосуды, превращаясь в фантастически запутанную сеть тончайших капилляров. Мельчайшие кровеносные тоннели достигают каждой извилины мозга, снабжая максимально возможное количество нейронов. Однако одним клеткам неизбежно достается меньше кислорода, чем другим, и самые убогие из них обычно идут в ход в последнюю очередь и отмирают раньше остальных.

После тридцати лет циркуляция крови в мозгу стано-вится все менее и менее эффективной. По меньшей мере 35 000 мозговых клеток будут ежедневно отмирать — примерно 200 штук за минимум времени, который необходим, чтобы дочитать главу до этого места. За неделю теряется почти миллион. Поскольку человеческий мозг располагает по крайней мере ста миллиардами клеток, эти потери практически не заметны. Правда, с годами процесс усугубляется, и если система кровоснабжения продолжает истощаться, то отмирать начнут активные, приносящие пользу нейроны, а не только полуживые, которые вечно дремлют.

Можно задержать или даже обратить этот процесс вспять, стимулируя церебральное кровообращение. Чем больше приток крови к мозгу, тем больше ее стекает через вены. Усиленный дренаж создает дополнительное преимущество, обеспечивая вывод токсинов и шлаков, мешающих работе мозга.

11.3.1. Метод маски

У сонных артерий наблюдается тенденция к более интенсивной работе. Они способны переносить значительно больше крови, чем необходимо для компенсации небольшого превышения содержания CO2. По этой причине доктор Доман предположил, что можно спровоцировать обогащение мозга кислородом, искусственно вызвав увеличение концентрации CO2 в крови. Эффективный способ, рекомендованный Дорманом для достижения этой цели, называется методом маски.

Метод маски подразумевает дыхание в замкнутом пространстве в течение нескольких минут (в IAHP с этой целью разработана специальная маска). Во вдыхаемом воздухе содержится все меньше и меньше кислорода, и все больше и больше CO2. Такое дыхание в течение минуты лишь незначительно уменьшит потребление кислорода, но зато вызовет столь сильное расширение клапанов сонной артерии, что они буквально затопят мозг кислородом и питательными веществами, содержащимися в крови.

После первого упражнения с маской ваш кровоток вскоре «войдет в обычное русло». Однако, тренируясь по 30 секунд каждые полчаса в течение дня и придерживаясь такого режима две-три недели, вы обучите свои сонные артерии переносить больший поток крови постоянно. Доктор Глен Доман и его коллеги из IAHP пришли к выводу о том, что метод маски позволяет стимулировать работу мозга. Миллионы его пациентов без риска для здоровья годами пользуются ею, добиваясь неподражаемых результатов.

Однако, как предупреждает IAHP, при некоторых обстоятельствах применение метода маски может быть опасно. Никогда не следует пользоваться им без предварительной консультации с врачом. Специалисты филадельфийского IAHP, например, не назначают эти упражнения, пока детально не изучат историю болезни пациента.

11.3.2. Реакция ныряльщика

Любые энергичные физические упражнения с целью насыщения организма кислородом — такие как бег трусцой или вверх по лестнице — будут способствовать повышению уровня содержания CO2 в крови и улучшению подачи крови мозгу. Но подводное плавание, по моему мнению, куда более эффективно, чем любая аэробика или использование маски.

Подводное плавание развивает то, что гидробиологи называют реакцией ныряльщика. Когда мы ныряем, растет приток крови не только к мозгу, но и ко всем остальным основным органам. Такая реакция типична для всех млекопитающих и может частично объяснить наличие у китов и дельфинов — несомненных чемпионов всех времен по задержке дыхания — столь же развитого и сложного мозга, как и у человека.

В 30-х годах нашего столетия британский гидробиолог Алистер Харди высказал предположение, что первые люди жили в воде. Его гипотеза наилучшим образом разрешает ряд давних вопросов: почему мы лишились своей шкуры; почему, как у китов, дельфинов, тюленей и гиппопотамов, у нас есть слой подкожного жира; откуда у нас сознательный контроль за дыханием (у других наземных млекопитающих эта способность отсутствует); как возникло прямохождение (в мелких болотах голова должна быть над водой) и откуда у нас сальные железы, создающие водонепроницаемую пропитку для кожи. Если средой обитания наших далеких предков и в самом деле была вода, то их привычка глубоко нырять раскрывает секрет совершенствования человеческого мозга. В таком случае можно поспорить, что в определенной мере эволюционное развитие человека обязано подводному плаванию.

По всей вероятности, не менее важно, что подводное плавание доставляет удовольствие и тем самым сулит надежду достичь долговременных результатов путем систематических занятий. Тем из читателей, кто ходит в плавательный бассейн, следует стремиться проводить как можно больше времени под водой. Но не насилуйте себя. Вырабатывайте выносливость постепенно. И помните, как и при занятиях по любой другой методике, предлагаемой в этой главе, вам следует предварительно проконсультироваться у терапевта.

11.3.3. Ноги вверх

Сила тяжести не менее действенное средство увеличения кровотока, чем углекислый газ. Я советую каждому читателю испробовать позицию «ноги вверх» во время ежедневных 10–15 минут работы с потоком образов.

Лягте спиной на пол без подушки. Положите ноги на стул или диван. Убедитесь, что голени покоятся на опорной плоскости до самого колена, так что вам не приходится их напрягать и кровоток в области колена не подавляется (рис. 11.1).

щелкните, и изображение увеличится

Рис. 11.1. Поток образов более интенсивен, когда мозг обильно омывается кровью. Это достигается в позиции «ноги вверх».

Избавьтесь от тесной одежды. Удобно устроившись, насладитесь несколькими глубокими вздохами. Наконец, закройте глаза и погрузитесь в поток образов, вооружившись магнитофоном или пригласив партнера. Мы обнаружили, что позиция «ноги вверх» придает необычную интенсивность потоку образов, а обогащенный дополнительным притоком крови мозг способен быстрее продуцировать моменты «Ага!».

Вставая из позиции «ноги вверх», особенно в первый раз, делайте это медленно, чтобы ваша сосудистая система успела перестроиться. Тяжесть, которую вы ощутили вначале, непременно обернется свежестью и ясностью мысли. Поскольку естественные биологические часы нашего организма стремятся замедлить течение всех процессов в светлое время, многие народы имели обыкновение устраивать себе днем сиесту. Кроме всего прочего, 10–15 минут работы с потоком образов в позиции «ноги вверх» придадут неповторимую пикантность каждому вашему рабочему дню.

11.4. ДЫХАНИЕ И ОСОЗНАНИЕ

В тот самый момент, как вы начали читать этот абзац, вы на мгновение задержали дыхание. Стоп! Когда бы вы ни переключали внимание на новый стимул — скажем, новое предложение, происходит непроизвольная задержка дыхания. Затем вы вновь начинаете дышать ровно. Но в момент возобновления дыхания автоматически срабатывает цепная реакция сознания, в результате чего внимание переключается на другой объект или явление. Как только оно цепляется за что-то еще, дыхание вновь замирает. Заметьте: когда внимание переключается на что-то, а не когда это «что-то» попадает в поле зрения.

Мы обычно задерживаем дыхание также перед длительной физической нагрузкой, например перед подъемом тяжестей. Некоторые люди, намеренно концентрируясь на каком-либо занятии, требующем внимания (таком как ремонт двигателя автомобиля), иногда задерживают дыхание, вплоть до головокружения. Теперь вы, скорее всего, попытаетесь прочесть несколько следующих предложений, старательно избегая остановок дыхания. Это совсем нетрудно. Вам наверняка удастся с первого раза, однако успех будет лишь временным. Вскоре вы все позабудете и вернетесь к своему обычному «дыхательному поведению».

11.4.1. Лидер внимания

В 80-х годах тогдашнему госсекретарю США Джорджу Шульцу удивительно мало удалось сделать в первый год работы при президенте Рональде Рейгане. Несмотря на серьезную подготовку и большую практику выступлений перед публикой, казалось, что он совершенно неспособен сформулировать предлагаемую последовательную внешнюю политику и путается в словах, стараясь обосновать свою позицию. Нетрудно догадаться, в чем было дело. Видеозаписи телеинтервью Шульца на протяжении нескольких лет демонстрируют, что ему постоянно не хватало дыхания и часто приходилось попыхтеть, чтобы закончить очередную фразу. Это наносило непоправимый вред способности концентрировать внимание и основательно подорвало его служебный авторитет.

Проверьте на себе. После возвращения с вашей очередной пробежки, будучи в почти бездыханном состоянии, попробуйте заняться какой-либо интеллектуальной деятельностью — например, почитайте книгу. Вам не удастся сконцентрироваться на чтении до тех пор, пока ваше дыхание не выровняется. Ведь ритм дыхания является, по существу, лидером для внимания, неотступно следующего за ним. Если вы совершаете короткие вдохи, всплески вашего внимания станут также короткими и вы сможете говорить лишь отрывистыми фразами. Глубокое, размеренное дыхание рождает плавную речь с использованием длинных и сложных предложений, формулирующих более продуманные мысли.

Подводное плавание — лучшее средство борьбы с прерывистым дыханием. Оно поможет научиться растягивать отдельный дыхательный цикл и продумывать каждую мысль. Кто знает… Быть может, скандал с Иран-контра1 не приобрел бы таких угрожающих масштабов, проводи Джоржд Шульц хотя бы по часу в день в плавательном бассейне!

1 Скандал Ирангейт — такое название было более распространено в российской прессе —разразился в годы правления президента Рейгана. США продавали оружие Ирану с целью освобождения американских заложников в Ливане, но вместе с тем также тайно направляли его для поддержки никарагуанских «контрас». (Прим. перев.)

11.5. ДЫХАНИЕ - РИТМ ЖИЗНИ

Отлив и прилив кислорода в легкие, по существу, определяет ритм нашего существования. Лишь несколько основных функций организма не реагируют на изменения глубины или частоты дыхания. Так как 40 процентов энергии тела сжигается в мозгу, этот орган более других зависим от потребления кислорода — основного агента метаболизма (обмена веществ в организме).

Элементарное регулирование режима подачи крови мозгу предоставляет уникальную возможность контроля за его работой и может послужить как ее улучшению, так и ухудшению. Я настоятельно советую всем читателям почаще глотать чистый воздух. И еще: сидеть под водой «до потери сознания», как доктор Накаматс, совсем не обязательно, но я все же предлагаю вам начать хотя бы раз в неделю заглядывать в ближайший плавательный бассейн.

Глава 12. РАБОТА В ГРУППЕ

Девятилетний мальчик из племени Оглала Сиу заболел горячкой. В бреду ему пригрезилось, как четыре табуна могучих коней несутся с четырех концов Земли. Затем в облаках явились шестеро Старейшин — духов-хранителей племени — и сообщили ему важную для всего племени весть. Мальчик выздоровел, но о своем видении никому не рассказал. Время шло, и однажды, спустя пять лет, его охватил ужасный страх от ударов грома, напомнивших ему грохот конских копыт из сна. Старый шаман велел мальчику непременно поведать всему племени о своих видениях. Когда он все рассказал, страх покинул его.

Совет старика оказался верным. Более того, решено было увековечить видения в новой церемонии, во время которой кони съезжаются вместе с четырех сторон. После этого племени стала сопутствовать удача, сила пришла ко всем и даже исцелились многие больные. Мальчик, имя которого было Черный Лось, со временем стал могущественным шаманом. Он описал эти события в книге «Рассказы Черного Лося».

12.1. ОТЗВУКИ ГРОМА

Многие в наше время, подобно этому мальчику, трепещут от далеких раскатов грома. Кажется, что в сознании людей доминируют страх и пессимизм. Опросы общественного мнения показывают, что большинство американцев ожидают в будущем ограничения своей свободы. Мы склонны представлять себе, что наши дети будут расти менее свободными, менее здоровыми, в вечной опасности и не зная процветания, что они унаследуют от нас перенаселенный голодающий мир, страдающий от ядовитых газов и отравленных вод. Неудивительно, что психологи сообщают о беспрецедентном росте числа депрессивных состояний практически среди всех возрастных групп. Это явление Мэрилин Фергюссон в своей книге «Заговор Водолея» назвала «великой депрессией».

И все же, отмечает Фергюссон, известнейший психиатр Карл Меннингер считал, что душевные потрясения часто являются предвестниками драматического прорыва в высшие уровни мышления. Не может ли наша нынешняя подавленность быть предтечей позитивных перемен? Не говорит ли душевный непокой о здоровом недовольстве устаревшим образом жизни, время которого уходит прямо из-под ног? Я верю — все именно так.

12.2. ПОДЕЛИТЕСЬ ВИДЕНИЕМ

Я верю и в то, что, как в истории Черного Лося, путь к исцелению депрессии в обществе лежит через преодоление изоляции. Человеку, несомненно, станет легче, если он поделится своим видением «со всем племенем».

В наше время повсюду стало тесно от докторов, профессоров, аспирантов и прочих ученых людей, чего прежде никогда не бывало в истории человечества. Кто-то подсчитал, что 90 процентов всех когда-либо существовавших ученых живут в наше время. Ни одно из прежних поколений не достигало такой интеллектуальной мощи.

Сейчас нужно начать объединение — сеть, — нужно идти навстречу друг другу и делиться своими мыслями, мнениями, видениями, мечтами… Только таким образом мы сможем создать, пополнить и сохранить гигантский запас интеллектуальных ресурсов. Я верю в то, что коллективный гений человечества уже сегодня взывает к нам через сны, интуитивные прозрения, потоки образов — подобно тому, интуитивные прозрения, потоки образов — подобно тому, как шестеро старейшин обратились к Черному Лосю в его горячечном бреду. Подсознание знает, как решить проблемы, обременяющие душу. И подобно племени Оглала Сиу, мы должны лишь исполнить ритуалы, которые позволят ему говорить.

12.2.1. Групповой поток образов

После пятнадцатилетнего опыта проведения семинаров по своим методикам я пришел к выводу, что групповые сеансы просмотра потока образов являются наиболее мощным средством обращения ко внутреннему гению. Мы, люди, по сути своей — существа общественные. Кажется, что мозг человека работает лучше в коллективе, устремленном к достижению общей цели. Методика просмотра образов дает массу преимуществ при индивидуальном использовании, но во всей своей силе он проявляется именно в группе. Много раз я сам и участники моих семинаров испытывали искреннюю радость и восторг от ярких прозрений, возникающих в группе, настроенной на единую волну.

Если вы серьезно увлеклись идеями нашей книги, попытайтесь найти единомышленников в своем кругу. Помните, что в век Internet «вашим кругом» может быть вся планета. Сеть энтузиастов-единомышленников укрепит ваш цикл обратной связи и придаст вам силы продолжать работать по выбранной программе. Домашние вечера, посвященные просмотру потока образов, установят удивительную связь между вами и вашими друзьями и наполнят жизнь ароматом приключений.

12.3. ГРУППОВОЙ МЕТОД

Существует множество способов проведения группового сеанса просмотра образов, но все они требуют присутствия лидера или координатора, который будет держать всех в поле зрения, инструктировать новичков, следить за временем и дирижировать каждым этапом. Если группа работает уже не первый год, то лидерство должно быть переходящим, чтобы каждый мог воспользоваться случаем испытать власть.

При выполнении упражнений, требующих контроля времени, я обычно ударяю каким-нибудь металлическим предметом о графин, наполовину наполненный водой, чтобы напомнить участникам о начале или окончании действия. Для этой цели неплохо подойдет китайский гонг или любой предмет, издающий приятный, но в то же время пронизывающий звук.

Ниже приводится проверенный временем сценарий проведения просмотра потока образов в группе. Вы можете записать его на аудиокассету, чтобы в дальнейшем использовать ее для индивидуального или группового сеанса. При этом роль лидера играет сама магнитофонная запись, так что все оказываются в равном положении.

12.3.1. Подготовка группы

1. Подберите помещение, где вас никто не будет беспокоить в течение по крайней мере получаса. Отключите все телефоны.

2. Попросите каждого участника выбрать себе партнера, чтобы все смогли работать в парах. Если участников нечетное количество, то кому-то придется работать втроем.

3. Попросите партнеров в паре сесть поближе, чтобы хорошо слышать друг друга, даже когда все в комнате будут говорить одновременно.

4. Объясните участникам, что, услышав один удар, они могут продолжать свои занятия, но должны быть готовы через 30 секунд замолчать и выслушать следующую инструкцию. Три удара и более говорят о полном прекращении данного шага упражнения. Услышав три удара, участники должны немедленно замолчать, остановиться даже на полуслове и выслушать следующую инструкцию. Нужно держать глаза закрытыми и продолжать просмотр потока образов даже во время инструкций, чтобы процесс не прерывался.

12.3.2. Сценарий группового потока образов

1.

«Пожалуйста, разбейтесь на пары и решите между собой, кто будет мечтателем, а кто будет наблюдателем. Через минуту я расскажу вам о действиях партнеров. А пока, как я уже сказал, определите, кто из вас кем будет». Если в группе три человека, то двое будут наблюдателями, а один будет мечтателем. Предоставьте участникам две минуты для распределения по парам и выбора ролей.

2.

«Спасибо. У всех ли есть партнеры? Все ли знают свои роли? Отлично. Итак, мечтатели через несколько минут погрузятся в спонтанный поток образов. Наблюдатель должен помогать мечтателю держаться на волне просмотра образов. Через минуту я объясню, как это делается. Каждый из вас побудет в свою очередь и мечтателем, и наблюдателем. Спустя нескольких минут я попрошу всех поменяется ролями. Все понятно? Тогда начинаем».

3.

«Согласно используемой мной методике, в голове каждого из нас проносится постоянный поток, который мы в обычной жизни даже не замечаем. Это и есть поток образов. В приходящих образах содержится глубокая мудрость подсознания, представленная в символической форме, — подобно тому, как это происходит в сновидениях. Но после некоторой подготовки вы сможете окунуться в поток образов и бодрствуя. Многие люди считают, что они не видят никаких мысленных образов. На самом деле в сознании каждого из нас постоянно проносятся целые потоки картин — мы только должны научиться замечать их. Если я попрошу вас представить себе Тадж-Махал и начать описывать его, то, несомненно, перед вашим мысленным взором предстанет образ этого храма. Но даже и без таких подсказок достаточно просто закрыть глаза, и вскоре наиболее сильные образы овладеют вашим вниманием. Именно в этот момент в игру вступает наблюдатель. Когда мысленному взору предстает наиболее впечатляющая картина, вы реагируете непроизвольной задержкой дыхания, а если вы отслеживаете перемещение объекта — движением глаз под закрытыми веками. Как только наблюдатель заметит признаки пристального внимания, он должен немедленно спросить мечтателя: «Что ты сейчас видишь?» Это поможет мечтателю осознанно воспринимать образы, которые проносятся перед ним в данный момент. А теперь давайте готовиться к погружению в поток образов».



Страница сформирована за 0.9 сек
SQL запросов: 170