УПП

Цитата момента



Мало, чтобы гора свалилась с плеч. Важно, чтобы она еще придавила соседа!
Да?

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



Золушка была красивой, но вела себя как дурнушка. Она страстно полюбила принца, однако, спокойно отправилась восвояси, улыбаясь своей мечте. Принц как миленький потащился следом. А куда ему было деваться от такой ведьмы? Среди женщин Золушек крайне мало. Мы не можем отдаться чувству любви к мужчине, не начиная потихоньку подбирать имена для будущих детей.

Марина Комисарова. «Магия дурнушек»

Читать далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/d4097/
Белое море

Я вижу сейчас, что сегодняшний день является следствием всех моих вчера и одновременно прелюдией всех моих завтра. Это время, когда я, если захочу, смогу отразить прошлое и сделать обзор как своей собственной жизни, так и попытаться нарисовать обобщенную картину. Это время, когда я смотрю вперед и пытаюсь отыскать звезды, по которым я направлю свой курс в будущее. Но у этого дня есть и свои собственные права, день общения с замечательными людьми, со своими запросами, обязанностями, возможностями, надеждами и страхами. Часть из них может быть связана с будущим, а часть нет. Забавно, что я не знаю истинной стоимости того, о чем я рассуждаю сегодня, за исключением, возможно, случайных вспышек прозрения или интуитивных догадок. Только в будущем, когда я брошу взгляд назад, я буду способен оценить, что же было существенным в моих рассуждениях, а что нет.

Если вы согласны с выводами, которые следуют из этих размышлений, вы видите, что наше внимание спокойно и твердо обращено на сегодня. Подобно омару в кастрюле, вам трудно вернуться назад во времени. Так же как и попасть в будущее, которое еще не родилось. Сегодняшняя работа должна быть сделана хорошо, и вам остается только как следует подготовиться, чтобы выполнить ее наилучшим образом. Но, чтобы выполнить работу, которая основана на вчерашнем и подготавливает вас к завтрашнему дню, вам необходимо тщательно планировать время каждого дня.

На основе личного опыта я предлагаю вам отводить не более десяти процентов вашего дневного времени на подведение итогов вчерашнего дня и планирование завтрашнего. Дни, когда вы составляете планы на большие сроки или подводите итоги за длительные периоды времени, должны быть исключены из этого правила.

Начните с ежедневника на год

Ежедневник — это важный инструмент планирования времени. Некоторые подарки доставляют большее удовольствие, чем ежедневник на следующий год: вы смотрите на все эти пустые страницы и обещаете начать новую жизнь со следующего года.

Вид или форма вашего ежедневника зависят от личного вкуса. Многие люди предпочитают комбинацию ежедневников: большого формата — одна страница на день, который лежит в офисе и используется также и их секретарями, и карманного ежедневника. Важно, конечно, чтобы ежедневники были синхронизированы, в противном случае вы будете принимать приглашение на утренние встречи, а ваши секретари будут говорить другим, что вы свободны. (Вы можете принять систему, при которой ваш секретарь записывает посетителей только на те фиксированные часы приема, которые вы сами установили.)

В настоящее время существует большое разнообразие ежедневников, позволяющих планировать время бизнесменам. Некоторые рассчитаны на 18 месяцев, в других время планируется на два года. Такие планировщики полезны, если в вашей жизни и работе вы смотрите далеко вперед. (У некоторых музыкантов программа выступлений составлена на пять лет вперед.) Политика, когда вы сами назначаете встречи, является весьма разумной и, между прочим, отдает инициативу в ваши руки. В принципе старайтесь сохранить ваше право выбора встреч по возможности дольше. Не берите на себя обязательство встречаться до тех пор, пока не убедитесь, что эта встреча необходима. Используйте ваше право назначать встречи так же, как вы пользуетесь чековой книжкой (ваш текущий счет не резиновый), помните, что ваше время ограничено. Легче с самого начала ограничить встречи, но, когда ваш день слишком ими насыщен, вы испытываете дискомфорт и падает производительность труда.

Лично я предпочитаю пользоваться системой управления с помощью контрольного времени, которую считаю наиболее полезной. В кожаном блокноте для заметок с отрывными листами вы фиксируете ваш день, используете и другие страницы, которые с ним связаны. Вы можете держать на той же странице заметки по вашим ключевым целям и объектам: все важные заметки должны быть собраны вместе.

Приобретя ежедневник на следующий год, отметьте праздники, семейные события, дела, не связанные с работой, такие, как собрание членов гаражного кооператива или советов, членом которых вы являетесь. Это время у вас уже занято. Перенесите также все ваши рабочие обязательства в новый ежедневник. Добавьте в него все контрольные сроки, к которым должны быть выполнены основные дела.

Вдруг вы заметите, что календарь ваших дел на следующий год оказался весьма заполненным. Конечно, еще остается достаточно много времени, когда вы ни с кем не встречаетесь, однако этим временем вы должны распорядиться сами.

ПЛАНИРОВАНИЕ ДНЯ

Тот, кто каждое утро планирует дела дня и последовательно выполняет этот план, видит, что планирование прокладывает для него путь в лабиринте очень насыщенной и деятельной жизни. Упорядочение своего времени подобно лучу света, который проносится через все его дела. Нотам, где нет плана, где контроль времени отдан на произвол случайностей, вскоре начинает царствовать хаос.

Виктор Гюго

Ежедневный лист

Непростая работа составить программу дел для одного дня. Выберите день и отметьте на этом листе все дела, которые вы планировали сделать в этот день, а также то, что вы хотите выполнить в свободное время. К делам, которые запланированы заблаговременно, добавьте текущие: рутинные и те, что появились в последние дни.

С течением времени, когда вы наберетесь опыта, вы сможете воспроизводить лист в своей памяти, используя ежедневник только для контроля вашей памяти, а также в очень напряженные дни, когда вам предстоит много встреч и различных дел.

Установите пределы времени для выполнения каждой задачи. Вырабатывайте умение всегда оценивать время, необходимое для выполнения любой работы, например проведение интервью или написание отчета. Проверяйте впоследствии реальные затраты времени, чтобы убедиться, были ли ваши оценки реальными.

Затем установите приоритеты. Приоритеты состоят из двух компонентов в различной пропорции: срочность и важность. Срочность означает, что вы должны отремонтировать проколотую шину вашего автомобиля, но само дело не является важным. Важное дело означает, что вам пора подумать о маркетинговой стратегии вашей компании, но это дело не является срочным. Но если дело и срочное, и важное, то это означает, что исполнительный директор вашей компании пригласил вас на совещание к нему в 4 часа 30 минут пополудни для обсуждения новой стратегии продаж.

Некоторые задачи, не являющиеся важными и срочными, тем не менее следует выполнить в первую очередь. В качестве хорошего критерия здесь можно использовать отношение время/прибыль. Если прибыль (или польза) велика, а затраченное время мало, то делайте это дело. Например, перед тем, как вы приступите к важному занятию, например к написанию письма с деловым предложением к вашему основному клиенту, может быть, вы поручите выполнение пары второстепенных дел вашим сотрудникам. Тогда вы сможете уделить те несколько минут, которые вы намеревались потратить на эти простые задачи, для более глубокого и обоснованного составления предложения вашему клиенту.

Некоторые люди используют систему приоритетов выполнения дел. Приоритеты обеспечиваются либо системой записи, либо присвоением номера, либо проставлением некоторого числа звездочек рядом с записанным делом. Приведем пример записи:

  • А - ДОЛЖНО быть сделано сегодня
  • В - СЛЕДОВАЛО БЫ сделать сегодня
  • С - ВОЗМОЖНО сделать сегодня

Возможно, вы и не дойдете до конца листа с записями А и В, но пусть это вас не беспокоит. Если вы будете выполнять работу в соответствии с теми приоритетами, которые вы сами установили, вы сделаете все важные дела, и это будет означать, что ваша система управления временем исправно работает.

При планировании вашего дня не пожалейте несколько минут и посмотрите на обложку вашего ежедневника. На ней приведен грамотный дневной бюджет вашего времени. Некоторые люди предпочитают планировать дневные дела утром, другие составляют дневной план накануне вечером. Такое планирование имеет преимущество, потому что вы можете заснуть на своем плане (то есть планирование может быть использовано как безвредное, но сильнодействующее снотворное).

Иногда после ночного отдыха в вашем плане возникают новые дела и могут меняться приоритеты (утро вечера мудренее). Ваше подсознание работает, пока вы спите, и предлагает эти решения так же, как и компьютер, решающий задачу в фоновом режиме. В качестве примера можно привести таблицу Менделеева: решение задачи было получено Дмитрием Ивановичем во сне.

Проверьте ваш спланированный день: есть ли в вашем расписании окна или небольшие промежутки времени, которые можно заполнить и эффективно использовать? Как говорил Фридрих Ницше: «День имеет сотню карманов, но только в том случае, когда вы способны все эти карманы заполнить». Весьма вероятно, что вы сможете заполнить запасные карманы, если вы сможете их найти и подобрать для них соответствующие задачи, такие, как написать письмо или позвонить по телефону.

Предупреждение: если вы сами переносите какое-то дело с одного дня на другой, это может рассматриваться как промедление. Тщательно проверьте этот случай, чтобы убедиться, что это не так.

Помните, что план должен быть гибким, если кто-то — член вашей семьи или важный покупатель — может предложить вам срочную встречу, причем эта встреча будет иметь самый высокий приоритет среди всех ваших ежедневных дел.

Какие дела являются самыми важными сейчас? Этот вопрос вы должны задавать себе постоянно в течение дня. Ответ, конечно, зависит от постоянно меняющихся обстоятельств и от запросов в данную минуту, и, кроме того, он не должен быть согласован с вашими долговременными планами. Поэтому необходимо выработать ряд критериев, которые время от времени будут проверять свою ментальную дисциплину и будут служить совершенствованию правильного ощущения времени.

ЦЕННЫЙ СОВЕТ

Чарльз Шваб — человек, который преобразовал Бетлехемскую стальную компанию в крупнейшего в мире независимого производителя стали, однажды за обеденным столом поставил сложную задачу перед консультантом в области менеджмента Чарльзом Ли: «Покажите мне, как я могу увеличить свою производительность труда, и я заплачу вам любую сумму в пределах разумного». Ли положил перед ним лист бумаги. «Каждый вечер записывайте все дела, которые вы собираетесь выполнить завтра, — сказал он, — и пронумеруйте их по степени важности. Начните следующее утро с выполнения дела под номером один и продолжайте его выполнять до тех пор, пока не закончите. Затем начинайте дело номер два, затем номер три, затем номер четыре и т. д. Не беспокойтесь, вы не успеете выполнить их все. Если вы не сможете выполнить ваши дела согласно этой системе, вы не сможете их выполнить ни в какой другой. Используйте эту систему каждый день».

Вскоре после этого Шваб отправил Ли чек на 25 тысяч долларов. Позднее он сказал, что это был самый полезный урок, который он получил за всю свою карьеру бизнесмена.

Эта практика проводить несколько последних минут каждого рабочего дня, подготавливая список дел на следующее утро, заслуживает всяческого поощрения. Менеджеры, добившиеся больших успехов, чаще всего отмечают именно ее в качестве инструмента, позволяющего эффективно планировать время. Если вы откладываете планирование до утра, часто приходится заполнять лист в спешке или небрежно, поскольку другие дела начинают занимать ваше время. Срочные дела выходят на первый план, совершенно вытесняя дела важные, которые вы бы поставили под номерами один, два или три.

Если вы обнаружите, что в результате вашего планирования работа идет не очень хорошо, спросите себя: «Выполняю ли я дела, которые обладают наивысшим приоритетом?» Если ответ будет «Нет» или «Сомнительно — только частично», то вам следует поработать с контрольным листом, на котором будут написаны нижеследующие вопросы:

  • Пытаетесь ли выполнить за день максимальное количество дел?
  • Может быть, стоит отложить выполнение некоторых задач, поскольку их время еще не пришло? Ясно ли сформулирован каждый вопрос или задача?
  • Возникают ли трудности при принятии решений?
  • Обладаете ли вы всей необходимой информацией для принятия решения?
  • Не пришлось ли вам существенно отклониться от плана, поскольку вы находились под прессингом и испытывали цейтнот?
  • Не приходилось ли вам отказаться от задачи из-за того, что она оказалась слишком трудной или слишком надоедливой?
  • Не является ли причиной ваших неудач отсутствие уверенности в себе?

Внимательное изучение этих вопросов позволит установить в первую очередь, является ли реальным ваш бюджет времени. Если бюджет времени реален, то тогда проблема в его исполнении.

Наиболее общая причина, по которой большинство менеджеров не исполняет бюджет времени, заключается в препятствии, которое может быть выражено одним словом — прерывания. Существуют хорошие и не очень хорошие прерывания. Иногда, когда доктору звонят среди ночи, прерывание — это вызов на работу, которая будет оплачена. Другие возможные прерывания больше напоминают встречный ветер, дующий нам в лицо. Чтобы учитывать их, вы должны научиться использовать одно из самых коротких и сберегающих время слов — «нет».

Учитесь говорить «нет»

Эффективность работы зависит от знания ситуаций, когда вы должны сказать «нет». Чрезмерное количество обязательств — это дорога к провалу. Это может подорвать ваше здоровье.

Сью Таунсенд, автор двух бестселлеров об Адриане Моуле, в возрасте сорока лет перегрузила свое сердце и заработала сердечный приступ. «Я была трудоголиком до тех пор, пока не заработала себе приступ, — признавалась она. — Я делала все, что меня просили. Я понимала, что это небезопасно, но я никогда не была в состоянии сказать «нет». После приступа я исправилась, и теперь я обычно предпочитаю похоронить любое предложение, часто даже раньше, чем успеваю отказаться от него».

Вы можете считать, что трудно отказать кому-то в просьбе уделить некоторое время. Возможно, вы будете ощущать, что те, кому вы отказали, будут думать о вас не очень хорошо. Учитесь отказывать тактично и твердо.

Не поймите меня неправильно; я вовсе не советую вам отказывать в помощи людям. Я говорю только о тех случаях, когда вы говорите «да», в то время как ваше сердце подсказывает вам сказать «нет». Вы сможете сберечь это время, чтобы использовать его с большей пользой.

Когда вы говорите «нет», лучше сказать это сразу. В таком случае вы предотвратите растущую надежду и сильное разочарование, которое проситель испытает впоследствии. Такие неопределенные фразы, как: «Я подумаю об этом» или «Я не знаю», — порождают надежду. Конечно, если вы и в самом деле сомневаетесь, тогда эти фразы будут к месту. Задайте уточняющие вопросы, может быть, вы попросите, чтобы просьба была подана в письменном виде и содержала вспомогательные данные.

Помните, что вы должны иметь право сказать «нет». Хотя вполне естественно объяснить причину, даже придумать отговорку, вы не должны оправдываться каждый раз, когда вы отказываете в просьбе. Никогда не пренебрегайте учтивостью. По возможности будьте деликатны; вы можете считать, что вас ждут более важные дела, хотя у просителей может быть на этот счет другое мнение. Но что действительно важно и что не зависит до некоторой степени от рассмотренных выше соображений, так это где вы сидите.

Фанатик времени

Итак, ваш энтузиазм увеличился, и вы приобрели некоторые навыки в ежедневном планировании времени. Но на этом пути вы рискуете стать фанатиком времени. Арнольд Беннет предупреждал своих читателей против «ужасной опасности, когда появляется наиболее отвратительный и отказывающий в помощи человек — педант». Он определил педанта, как «скучную личность, делающую открытия, и он настолько охвачен впечатлениями от собственных открытий, что способен всерьез рассердиться на весь мир, потому что мир не восхищается его открытием».

Поэтому, когда вы заняты предпринимательством и уделяете ему все свое время, было бы очень хорошо, чтобы вы сами помнили, что материал, с которым вы должны работать, — это ваше собственное время, а не время других людей. Земля вращалась вокруг своей оси до того, как вы начали планировать свое время, и будет продолжать вращаться, не обращая внимания на то, что вы делаете со своим днем. Воздержимся от многословия по поводу вашего нового энтузиазма или частичной переработки части вашего плана времени, избегая разговоров о вашей жене и детях, вашем начальнике и подчиненных, о том, как много времени они теряют каждый день. Вы можете определить совершенно точно, что все, что вы можете сделать, — это спланировать ваше собственное время.

Другая опасность заключается в том, что вы можете попытаться сделать из вашей программы подобие сторожевой собаки. Ежедневный план — хороший слуга, но плохой хозяин. Ваш лист с ежедневными делами и приоритетами следует уважать, но не канонизировать, как Святое писание. Это инструмент, которым следует пользоваться, но не кумир для поклонения. «Рассматривать какую-либо программу как абсолютно неизменную, относиться к ней с чрезмерным почтением, не иметь возможности хоть в какой-то степени скорректировать ее — такая ситуация лежит вне жизни, так как мы не можем предусмотреть все возникающие ситуации», — заключает Арнольд Беннет.

«Лист» может стать тираном над людьми, причем неважно, являются ли они исполнительными директорами или домохозяйками. Нижеприведенное высказывание принадлежит кембриджскому историку доктору Джонатану Стейнбергу, и оно может сделать вам прививку против опасности стать фанатиком планирования времени:

«Неожиданный звонок, приятный или неприятный, возмущает рисунок вашего времени. Это время уже распределено. Следовательно, нет времени помочь тому, кто в этом нуждается, нет времени успокоиться и насладиться дружеской беседой на улице.
Наслаждение всегда после: после того, как выполнены все дела, для которых установлен крайний срок: даны ответы на письма, сделаны звонки и т. д. Но все-таки это время никогда не приходит. Потому что появляются новые письма, крайние сроки работы, и жизнь опять откладывается до этого неопределенного после — пока, наконец, не станет слишком поздно. Хомяк на топчане имеет столько же свободы».

Эффективное использование времени — это идеал, к которому следует стремиться, но он не должен становиться навязчивой идеей. Если вы правильно оцениваете ситуацию, то эта навязчивая идея никогда не овладеет вами. Всегда помните, что существует предельное время, которое вы спланировали. Если появляется новое «предельное» время, будьте гибкими, не держитесь за план, яко слепой за стену. Одна из целей планирования времени и состоит в возможности маневра: вы должны иметь некоторый запас времени для непредвиденных дел. Это запасное время позволяет выполнить все необходимые дела наиболее экономичным путем. Когда вы не ловите рыбу, чините свои сети.

Ключевые моменты

  • Тактическое планирование фокусирует ваше внимание на вашем ближайшем будущем, которое измеряется днями.
  • Проверяйте ваше отношение к настоящему (не предавайтесь чрезмерным размышлениям о вчерашнем и завтрашнем днях), без концентрации мышления на сегодняшних делах вы ничего не достигнете.
  • Выпишите на листе дела, которые вам нужно делать каждый день, расположите дела по порядку выполнения или пронумеруйте их в соответствии с приоритетами. Сделайте это вечером, а потом можете заснуть на этом листе.
  • Подводите краткие итоги каждого дня, отмечая успехи и анализируя причины неудач. Избегайте отговорок перед самим собой; ищите истинные причины неудач.
  • Учитесь говорить «нет», иначе вы станете обычным слугой у других людей.
  • Нелегко достичь эффективной работы и при этом не стать одиозной личностью. Ваш опыт по планированию времени должен позволить вам повысить эффективность вашей работы на благо всего общества и отдельных людей, а не превращаться в их судью.
  • Не превращайтесь в раба вашего ежедневного плана. Цель плана в том, чтобы освободить вас от прессинга со стороны времени и помочь вам работать и жить более достойно. Всегда найдется время для важных дел. Если появляется важная задача, вы сможете выделить для нее время. Старайтесь испытывать удовольствие от работы, которую вы выполняете, и не растрачивайте время в бесполезных сожалениях, что у вас не хватает времени, чтобы что-то сделать.

«Недостаточно быть занятым. Вопрос в том: чем же вы заняты?»
Генри Давид Торо

ГЛАВА 7. ИСПОЛЬЗУЙТЕ ВАШЕ ЛУЧШЕЕ ВРЕМЯ НАИЛУЧШИМ ОБРАЗОМ

Качество времени значит больше, чем его количество. Поэтому все, что может быть названо контролем качества вашего времени, должно быть предметом вашего пристального интереса. Основной принцип такого подхода: наилучшим образом использовать ваше наилучшее время.

Первая цель этой главы — довести до вашего сознания, что ваше наилучшее время или время высшего качества следует использовать для выполнения самой высококвалифицированной работы. Поскольку такая работа почти всегда заключается в мышлении того или иного рода, вторая цель этой главы состоит в том, чтобы напомнить вам, как наиболее эффективным образом использовать ваш мозг.

Вы чувствуете, что знаете самого себя достаточно хорошо. Но исследование обнаружило факт, довольно неожиданный, что подавляющее большинство менеджеров не знают, в какие часы их мозг чувствует себя наиболее комфортно и работает наиболее активно, и не учитывают этот фактор при планировании времени. Поэтому часто время высшего качества используется для выполнения второсортных дел.

Муж Мери Стеннард был уволен по сокращению штатов из американской фармацевтической компании, где он работал менеджером по продажам. Он не смог найти для себя подходящей работы, и после года безуспешных поисков он и Мери решили вложить деньги, полученные при увольнении, в покупку небольшого магазинчика в Фарнхеме. Незадолго до этого у Мери обнаружились способности к журналистике, и она проявила к ней интерес. Но после рождения детей Мери оставила работу и больше никогда к ней не возвращалась. Теперь Мери решила заниматься детьми, водить их в школу, обеспечить семейный уют, выполняя работу по дому, помогать мужу в магазине, ведя ежедневный учет, и присматривать за стареющей матерью, которая жила поблизости, при этом она мечтала когда-нибудь вернуться к журналистике. Помимо всего прочего, она хотела иметь дополнительный доход. «Я помогу тебе, — предложил муж. — Я буду укладывать детей спать и готовить ужин». Но к пяти вечера, когда Мери наконец садилась за пишущую машинку, она так уставала, что была совершенно не в состоянии думать. Что же ей следовало бы сделать в подобной ситуации?

Какое время для вас наилучшее?

Естественно, что наилучшим для вас будет то время, когда вам лучше работается. Вы сможете описать такую ситуацию, проведя эксперимент. Возможно, для вас наилучшим временем является раннее утро, может быть, полдень, а может быть, поздний вечер. Например, Уинстон Черчилль считал наилучшим рабочим временем позднюю ночь и раннее утро. До самого завтрака он оставался в постели; он оставался в постели большую часть утра, читая бумаги, диктуя письма и общаясь с людьми.

Некоторые люди лучше всего работают в утренние часы и после полудня, но такие нечасто встречаются. Вообще, все люди делятся на жаворонков и ночных сов.

Ряд исследований показал, что застенчивые и не имеющие амбиций люди, составляющие большинство, преобладают среди жаворонков, в то время как открытые натуры чаще принадлежат к ночным совам. Справедливо ли это по отношению к вам?

Для большинства из нас в таком случае любую задачу, требующую уединения, концентрации и созидательного мышления лучше всего выполнять до 10.00 утра.

Вы сможете выполнить больше с меньшими усилиями, если вы спланируете решение этих задач в это высокопродуктивное время. Может быть, вы принадлежите к меньшинству, которым лучше всего работается ночью или после полудня. Если так, то разработайте стратегию использования вашего лучшего времени для продуктивного мышления или стратегически важных участков вашей работы.

Друг Мери Стеннард, который прочитал о принципах наилучшего использования наилучшего времени, предложил, чтобы она отложила такие дела, как домашнюю работу и ведение бухгалтерии, на послеполуденное время и договорилась со своим мужем помогать ему в магазине только до ленча или во время, близкое к ленчу, когда в магазине много народа. Занимаясь делами один час до завтрака и ведя бухгалтерию в течение двух часов между 9.30 и 11.30 утра, Мери решила задачу. «Я в самом деле могу сделать пятичасовую работу за эти три часа», — сказала она своему мужу после первой недели работы. Год спустя она снова стала внештатным репортером местной газеты и постоянным корреспондентом различных национальных журналов.

Почему же большинству людей легче думать ранним утром? Рассмотрим связь между умственной и физической усталостью. Менеджер, который провел долгий тяжелый рабочий день, возвращается домой, страдая от ментальной усталости. Его глаза и мускулы лица утомлены, он раздражен, он больше не хочет думать и полагает, что у него нет сил, чтобы принимать какие-либо решения. Если же он примет какое-нибудь решение в таком состоянии, то и качество решения будет соответствовать состоянию менеджера. Он хочет успокоиться, его голова все еще переполнена мыслями. Лекарство от такой умственной усталости весьма простое: перестать работать и восстановить силы — зарядка на открытом воздухе или любой другой вид деятельности, выполняемый с интересом и не требующий работы ума.

Мужчина, который целый день рыл канаву, или женщина, присматривающая за детьми и целый день выполняющая домашнюю работу, страдают в основном от физической усталости. Их мускулы устали, тело испытывает тяжесть. Для них мышление будет разрядкой. Для него или нее необходимо поудобней устроиться в кресле и попытаться восполнить сахар в крови, который они израсходовали днем. В экстремальных ситуациях необходима полная релаксация и, следовательно, сон. Однако часто физическая и умственная усталость идут рука об руку.

Несколько лет назад был проведен эксперимент, во время которого была сделана попытка измерить ментальную усталость. Человеку был предложен ряд арифметических задач, состоящих в перемножении в уме двух рядов четырехзначных арифметических чисел. Работа была начата в 11.00 утра и продолжалась без перерыва до 11.00 вечера. Он выполнил 67 вычислений. Время, затраченное на задачу, менялось от 5 минут для первой задачи до 10 минут для последней задачи. Понятно, что увеличение времени вычисления связано с ростом усталости.

Другому человеку был предложен тот же самый тест в 11.00 вечера после тяжелого дня работы. Первые 20 задач он решил так же, как и первую, затратив на них полтора часа. Затем он затратил на решение одного примера 25 минут. Ясно, что усталость после рабочего дня начала играть свою роль.

Человеческая жизнь подчинена природному ритму: вставать после восхода солнца и ложиться спать после захода. Этот ритм очень трудно нарушить; даже после многих ночей бодрствования и сна днем человек будет обнаруживать склонность к усталости.

щелкните, и изображение увеличится

Рис. 7.1. Кривая энергии

Даже когда вы бодрствуете всю ночь, вы будете чувствовать новый прилив энергии только с наступлением рассвета. Характер и устойчивость такого ритма зависят от индивидуальных темпераментов, привычек и климата. Но он воздействует на нас столь сильно, что в нормальных условиях наилучшая политика планировать творческую или срочную работу на то время, когда вы ощущаете прилив энергии, то есть до и после завтрака. Утро — это время для трудной работы. Планируйте интересную работу — встречи или общественные мероприятия — на время вне пика вашей работоспособности, чтобы таким образом давать себе некоторый стимул к напряженному труду.

Помните, что вы сэкономите больше времени, если избавитесь от усталости раньше, чем она вас одолеет. Чем меньше вы устаете, тем короче время отдыха до полного восстановления сил. Лучше проводить технический осмотр вашего автомобиля и подлечивать его, чем заездить его до такой степени, что он превратится в груду металлического лома.

Перерывы в работе играют важную роль. Один час абсолютно необходим для ленча, и очень важно, чтобы вы имели возможность немного пройтись на свежем воздухе.

Наилучшее время для коротких перерывов лежит в области пика утренней и дневной работы, скажем, в 11.00 утра и 16.00 пополудни. Мы стараемся работать интенсивнее, как будто делаем ускорение, сразу перед перерывом и после него.

Отчасти здесь играет роль ожидание. Отчасти значение перерывов в работе зависит от их длительности и формы их проведения. Если перерыв слишком длинный, то это приводит к потере времени или причинению ущерба вследствие потери скорости мышления. У спортсменов есть аналогичный эффект — затвердение мышц. Если перерыв слишком короткий, то тогда он называется прерывание и не приведет к снятию вашей усталости.

Теперь вы видите, почему час или два перед завтраком — это наилучшее время для большинства людей. Вы должны использовать прилив энергии, возникающий на рассвете.

Перерыв в работе на завтрак — это наилучшее время дня для приема пищи для многих из нас. Пока весь остальной мир пребывает во сне, вам обеспечена тишина и одиночество. Есть и другие преимущества раннего подъема.

После того как ваш мыслительный аппарат разогрелся и разогнался, после завтрака он работает быстро и уверенно в течение всего ключевого периода времени от 9.00 часов утра до полудня. Ну и, наконец, трудно не ощутить чувство глубокого удовлетворения и уважения к самому себе, потому что вы смогли рано встать и продуктивно поработать, в то время как другие проспали лучшую часть дня!

Возможно некоторое неудобство от привычки рано вставать, так как вы можете почувствовать себя более уставшим, чем обычно, к трем часам дня и будете ощущать сонливость во время обеда и после него. Вы можете подремать после ленча. С возрастом вам, возможно, будет меньше хотеться спать. Если же нет, то, вообще говоря, нет такого закона, который бы требовал, чтобы вы каждый день вставали в одно и то же время. Все, что вам необходимо, так это гибкость ума и хороший будильник.



Страница сформирована за 0.99 сек
SQL запросов: 170