Страница 64
Карен идёт в детский сад: грустная история (но со счастливым концом)
Вот эта история. Наша дочь Карен пошла в детский сад в три года и девять месяцев. В первый день она поднялась рано утром, вся сияющая. Мы одели её и бодро сообщили, что настало время ей отправляться в детский сад. За несколько недель до этого мы водили её туда и она прекрасно провела время. Карен восприняла это известие с большим энтузиазмом и даже стала что‑то взволнованно лепетать. Когда мы вошли в садик, то подумали, что всё складывается очень здорово: там повсюду весёлые детишки забирались на различные гимнастические снаряды, карабкались вверх, скакали и прыгали. Улыбаясь от удовольствия, наша малышка устроилась на качелях среди других детей. Она настолько погрузилась в игру, что едва обратила внимание, когда мы попрощались с ней и ушли.
«Это же просто чудесно! — думали мы. Совершенно никакого беспокойства при расставании!» Всё оказалось намного проще и легче, чем мы ожидали. Наверное, мы её очень хорошо подготовили, с чем мы себя и поздравили.
На следующее утро мы разбудили Карен и сказали, что пора собираться в детский сад. На этот раз вместо радостного прыжка из кровати она закричала «НЕТ!» и мёртвой хваткой вцепилась в перекладину кровати так, что мы вдвоём не смогли разжать её пальцы. После десятиминутной борьбы нам наконец удалось оторвать Карен от кровати и втолкнуть в одежду. Когда мы тащили её к машине, она изо всех сил кричала и брыкалась; в конце концов мы сумели усадить её в специальное сиденье и пристегнуть ремень. Когда подъехали к садику, нам пришлось практически тащить её в помещение, а затем и в раздевалку.
Что крылось за этим сопротивлением? Очевидно, она думала, что все прежние разговоры о детском садике и наши посещения его летом были подготовкой к однодневному событию. Она побывала там, весело провела время и этим дело кончилось. Она совершенно не собиралась делать всё это снова! Мы не предупреждали её, что это будет на следующий день и во все дни недели! В этот раз, когда мы попрощались с ней, она бросилась на пол и стала колотить по нему руками и ногами, успокоить её было невозможно.
Мы стояли, ошеломлённые и совершенно беспомощные, не зная, что делать, убеждённые только в одном: мы не можем оставить её здесь в таком состоянии. Однако воспитательница Карен, наблюдавшая всю эту сцену, не сомневалась в том, что следует предпринять. «С ней всё будет прекрасно, — заверила она нас, — Попрощайтесь и быстро уходите, она тут же встанет. Так бывает всегда».
Нас проводили в другую комнату, организованную специально для родителей, не желающих оставить плачущего ребёнка, где нас ожидала директор детского сада, которая сказала нам, что мы можем обойти здание с обратной стороны и осторожно наблюдать за нашей дочкой через затемнённое окно.
Мы сделали это и увидели, что наша Карен уже не лежит на полу, а стоит у мольберта, одетая в халатик. Она была хмурой, но усердно рисовала. Успокоенные тем, что всё будет хорошо, мы отправились на работу.
Когда мы забирали её вечером, она взяла с собой рисунок. Мы ахали и охали, называя его шедевром (он и на самом деле был таковым. Мы сохранили его для неё и собираемся хранить всегда).
Но на следующее утро всё повторилось. На третий день было не лучше. Каждое утро нам приходилось отрывать Карен от кровати, с борьбой готовить к выходу и вести в детский сад. И каждый раз — протесты и рыдания, и каждый раз, когда мы подглядывали через затемнённое окно, видели, что через минуту‑другую, полагая, что мы уже ушли, наша малышка вставала, шла к своему мольберту и принималась рисовать.
В конце первой недели мы всерьёз задались вопросом: готова ли она посещать детский сад? Может быть, всё же стоит забрать её оттуда и подождать, пока она всё больше привыкнет к этой мысли… Эта ежедневная драма и борьба не идут ей на пользу…
Охваченные смущением и беспокойством, мы не замечали очень слабых, но совершенно определённых признаков некоторого улучшения. С каждым днём она протестовала всё меньше и всё меньше плакала. К середине второй недели, просыпаясь по утрам, Карен больше не плакала, а в конце этой же недели, отправляя её в классную комнату, мы вдруг осознали, что, прощаясь с нами, она не пролила ни слезинки. В конце третьей недели она уже улыбалась по утрам, а к концу четвёртой всем, кто её спрашивал, говорила, что любит свой детский сад.
Мы проводили собеседование с несколькими нянями, собираясь пригласить одну из них на полный рабочий день. Несколько раз представлялись прекрасные варианты, но, к сожалению, наш трехлетний Кевин ни один из них не воспринял также, как мы. Больше всего я опасалась, что в первые же несколько недель с ним будет так тяжело, что это отпугнет любую няню.
Если вам удастся подыскать няню высшей квалификации, не сомневайтесь: у нее найдется, что противопоставить упрямому малышу. Главное, чтобы вы были уверены — она обладает необходимым опытом, характером и уверенностью в своей способности растопить лед в сердечке юного «нянененавистника».
В качестве наиболее полного руководства, включающего буквально все для правильного выбора человека, которому вы сможете доверить заботу о своем ребенке, мы без колебаний предлагаем нашу книгу: Пегги Робин, «Справочник по выбору надежной няни». В ней освещены различные аспекты темы — начиная с объявления о приглашении няни и до проведения собеседования, поверки анкетных данных, рекомендаций о профессиональной пригодности, переговоров и подписания договора о приеме на работу. Руководство к тому, как избежать нежелательных осложнений и поэтапно подготовить встречу малыша с няней, смотрите на стр. 56‑57.
Одна из главных тем, обсуждаемых в книге: как по секрету от малыша помочь няне быстрее завоевать его расположение. Заранее найдите время, чтобы посидеть с ней вместе и познакомить ее с характером ребенка, его слабостями, неприязнями и предпочтениями. Предположим, что он обожает Тигру из фильма о Винни Пухе и уже смотрел его раз пять. Убедите няню, чтобы она нашла возможность посмотреть этот фильм и, может быть, даже выучить песенку Тигры. Тогда в первую встречу с малышом она может сказать: «Знаешь, ты такой симпатичный и задорный; ты напоминаешь мне Тигру из „Винни Пуха“. Ваш малыш будет в восторге от встречи с человеком, разделяющим его увлечение и считающим его похожим на обожаемый персонаж.
С самого начала няня должна знать, какие игры больше всего любит ваш ребенок и какой десерт считает самым вкусным. Всегда беспроигрышна идея угостить малыша в первый же день знакомства его любимым блюдом, приготовленным няней специально для него.
В первые несколько дней пребывания няни в доме вам обязательно нужно находиться рядом. Необходим так называемый «тренировочный» период, когда кто‑то из родителей будет помогать ей осваиваться в вашем доме. Если же нет возможности оставаться дома в будние дни, оплатите няне работу в выходные, когда вы будете дома. За это время вы убедитесь в правильности своего выбора и сможете спокойно доверить няне любимого малыша. (Если же после «тренировочного» периода у вас будут сомнения, придется начать процесс поиска сначала!) Кроме того, у него будет возможность адаптироваться к новой ситуации. Ваше присутствие успокоит малыша, как бы показывая, что вы доверяете няне, а значит, и он может ей доверять.
Однако иногда даже самые лучшие няни вызывают неприятие со стороны ребенка. Некоторые дети очень долго не соглашаются оставаться ни с кем, кроме родителей. В таком случае вы должны убедиться, что няню не смутит такой ход событий, и она будет искать другие способы завоевать расположение малыша. Если она любит детей, наделена добротой, энергией и сообразительностью, ей это удастся гораздо быстрее, чем вы полагаете.
Однако контакт может наладиться еще быстрее, если в первые трудные дни няня подарит ребенку хорошие подарки. Естественно, оплатить их должны вы, но пусть упакует и преподнесет сама няня. Будьте внимательны и постарайтесь, чтобы следование этой стратегии не продлилось более недели, иначе ребенок будет ждать подарка при каждом ее появлении.
Но сильнее подарков на малыша повлияет ваше собственное отношение. Если он заметит, что вы относитесь к ней как к второсортной замене родительской заботы, он — будьте уверены! — отвергнет ее. С первых дней примите няню как чудесное пополнение вашей семьи — проявите уважение к ней, а когда узнаете получше и она вам понравится, то и любовь.
Одну вещь вам следует напрочь изгнать из своего сознания: дьявольский фильм Диснея «Мэри Поппинс». Этот образ отравил жизнь многим хорошим няням, потому что ни одна из них не могла соответствовать стандарту вымышленной волшебницы: в конце концов реально нельзя сделать так, чтобы все детские проблемы разрешались волшебным способом. Так что помните, ваша няня — всего лишь человек, поэтому дайте ей время и возможность для того, чтобы втянуться в работу, а малышу — время приспособиться к новой ситуации.
Через несколько месяцев у меня родится второй ребенок. Поэтому я пыталась спокойно обсудить с двухлетней дочерью новую ситуацию, но стоит мне только заговорить об этом, она начинает плакать: «Ведь это я твоя малышка!» Могу ли я надеяться на то, что к моменту появления в доме новорожденного ее поведение изменится?
О да, ее чувства обязательно изменятся, но к худшему, если только вы не найдете способ переломить ситуацию. Существуют пять проявлений состояния обеспокоенности, которые испытывают старшие дети и которые вы должны развеять, пока воображение ребенка не преувеличивало их.
Прежде всего необходимо убедить свою дочь, что ее место никто не сможет занять. Но слишком часто повторять ей: «Ты всегда будешь моей малышкой» или же «Ты — мой первенец, поэтому ты — особенная», не следует.
Говоря о новорожденном, вы должны дать ей ясно понять, что его появление — чудесное событие для всей семьи. Ребенок будет не у вас, а у всех: у нее будет братик (или сестренка) и она сможет с ним играть. Расскажите дочке, какие имена для младенца вы выбираете (но ни в коем случае не оставляйте за ней последнее слово!); покажите колыбельку, в которой он будет спать. Пусть она поможет вам сложить и убрать в шкаф крошечные детские вещи; расскажите, как вы будете кормить малыша, а если для этого понадобятся бутылочки, скажите, что всегда будете рассчитывать на ее помощь.
Покажите ей одежду для младенца, дайте подержать и сравнить с ее собственной.
Всякий раз, говоря о будущем младенце, вы должны описывать реальную картину того, каким он будет. Вот как мы говорили об этом с нашей двухлетней дочерью: «Твоя маленькая сестренка очень долго будет беспомощна. Она умеет только спать, плакать, сосать, писать и какать. Ей надо научиться сидеть, стоять, ползать, ходить, говорить. Ты уже умеешь делать все это, так что многому ее научишь сама». Такая предварительная беседа не только предупреждала Карен о том, чтобы она не ожидала получить уже готового партнера для игр, а также оберегала от разочарования, потому что на это понадобится почти весь первый год, но и убеждала ее в том, что она обладает возрастными преимуществами по сравнению с новорожденной.
Рекомендуем: сядьте рядом со своей малышкой и просмотрите ее младенческие фотографии. Покажите, какой очаровательной она была в первый день от роду, через неделю, месяц и т.д. Объясните, как это замечательно иметь еще одного малыша.
Безусловно, если старший ребенок остается дома, вы не сможете скрыть тот факт, что будете заняты намного больше, чем раньше. Предупредите об этом дочку, но тут же добавьте, что вы всегда найдете время для нее: будете укладывать ее вечером спать, читать интересные истории и у вас обязательно будет время посетить вдвоем любимые места.
Поскольку вам скоро предстоят роды, очень важно так спланировать время, чтобы это прошло как можно более спокойно для дочери. Убедите ее, что во время вашего отсутствия о ней позаботится тот, с кем ей действительно нравится оставаться. Если ее всегда укладывали спать только вы, то вам с мужем стоит уже сейчас уехать куда‑нибудь на выходные, чтобы она привыкала к тому, кто заменит вас на время отсутствия.
В идеале этим человеком должен быть тот, кто сможет окружить ее вниманием, похвалами и подарками. Она должна почувствовать себя центром Вселенной.
Вас не должны беспокоить последствия этого кратковременного «баловства», потому что именно в тот период малыш теряет статус единственного ребенка в семье. Для большинства детей самый удачный путь лежит через тщательно выбранные подарки, которые ребенок получит от имени новорожденного. Подарки не должны быть дорогостоящими; совершенно ни к чему, чтобы это был какой‑то необыкновенный медвежонок ручной работы — ребенку вполне достаточно маленькой недорогой мягкой игрушки. Кроме того, многое из того, что вам подарят в связи с появлением новорожденного, можно отдать старшему. Новорожденный пока еще не понимает, что подарки предназначены ему; кроме того, он сможет играть с ними как минимум через шесть‑семь месяцев. Тем временем старший малыш полюбит эти игрушки, и они будут ассоциироваться в его сознании с появлением в доме маленького братика или сестренки, т. е. в нем с самого начала утвердится мысль, что произошедшие изменения в целом —очень хороши.