УПП

Цитата момента



Чтобы вы ни делали, количество добра в мире должно увеличиваться.
Да, да, и побольше!

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



Нет ничего страшнее тоски вечности! Вечность — это Ад!.. Рай и Ад, в сущности, одно и тоже — вечность. И главная задача религии — научить человека по-разному относиться к Вечности. Либо как к Раю, либо как к Аду. Это уже зависит от внутренних способностей человека…

Александр Никонов. «Апгрейд обезьяны»

Читать далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/d4469/
Весенний Всесинтоновский Слет-2010

КРАТКИЙ СЛОВАРЬ

Автопортрет — изображение художника, выполненное им самим.

Античное искусство — искусство высокоразвитых рабовладельческих обществ Средиземноморья и Передней Азии в I тысячелетии до н. э. (Греция и эллинистические государства. Римская республика) и в 1-й половине I тысячелетия н. э. (Римская империя).

Почву и арсенал А. и. составляла греческая мифология, то есть «природа и общественные формы, уже (Переработанные бессознательно-художественным образом народной фантазией» (Маркс). В образах богов и мифологических героев греческие художники воплотили идеал человека-гражданина — доблестного, гармонически развитого физически и духовно. Под знаком этого эстетического идеала развивались все виды искусства. В скульптуре преобладал тип статуи, воплощающей излюбленный А. и. образ совершенного человека: пластическая выразительность человеческого тела передана античными скульпторами с высоким мастерством. Античная живопись почти не сохранилась, за исключением многочисленных разновидностей вазописи, нескольких образцов мозаики и фресок римского времени, но, судя по литературным источникам, она была высокоразвита, особенно в эпоху эллинизма. А. и. императорского Рима утрачивает свободолюбивую гражданственность греческого искусства, становится более холодным, официальным. Вместе с тем усиливается интерес к индивидуальной психологии, развивается скульптурный портрет. Падение Западной Римской империи и крушение рабовладельческого строя знаменуют конец А. и., но его традиции оплодотворили собой всю мировую художественную культуру. Особенно ярко они проявились в искусстве Возрождения.

Барбизонцы (художники так называемой «барбизонской школы») — представители реалистического художественного течения во французской пейзажной живописи 30—60-х годов XIX века (Т. Руссо, Ж. Дюпре, Диаз, К. Тройон, Ш.Ф. Добиньи и др.), работавшие в деревне Барбизон и ее окрестностях, близ Фонтенбло.

Барокко (итал. букв, «вычурный», «странный») — стиль, получивший развитие в XVII и первой половине XVIII века в искусстве ряда европейских стран, главным образом в Италии (где Б. зарождается еще во второй половине XVI в.), а также в Испании, Фландрии (в очень своеобразном, наиболее реалистическом варианте), в Германии, Франции и др. Основная социальная почва Б. — дворянская культура эпохи абсолютизма.

Вернисаж (франц. букв, «лакировка») — закрытый просмотр выставки, в котором участвуют лишь специально приглашенные лица.

Название В. происходит от распространенного некогда у французских художников обычая покрывать картины лаком накануне открытия выставки Салона в присутствии приглашенных лиц.

Возрождение, Ренессанс (франц.) — эпоха расцвета культуры в странах Западной Европы XV—XVI веков. По словам Энгельса, это была «эпоха, которая нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе и мысли, страстности и характеру, по многосторонности и учености». В своей классической форме культура В. развивалась в городах Северной и Средней Италии, являвшихся передовыми торговыми и промышленными центрами.

Высокое Возрождение — завершающий этап искусства эпохи Возрождения в Италии конца XV и первой половины XVI века.

Грунт (от нем. «дно», «основа») — тонкий слой специального состава (а также и самый состав), наносимый поверх основы с целью придать ее поверхности нужные художнику цветовые или фактурные свойства и ограничить чрезмерное впитывание связующего вещества. Г. бывает клеевым, масляным и эмульсионным.

Жанр — в изобразительном искусстве понятие, характеризующее область искусства, ограниченную определенным кругом тем. Различают в основном Ж. исторический, бытовой, батальный, Ж. портрета, пейзажа, натюрморта.

Изобразительные искусства — искусства, связанные со зрительным восприятием и создающие изображения видимого мира на плоскости и в пространстве: таковы живопись, графика, скульптура. Часто к видам И. и. относят также архитектуру и всю область декоративно-прикладного искусства.

Импрессионизм — термин, происходящий от французского слова «impression» — «впечатление» и обозначивший в художественной жизни Парижа 70-х годов XIX века искусство молодых живописцев: Клода Моне, Писсарро, Сислея, Ренуара и некоторых других. Они стали писать пейзажи и жанровые сценки прямо с натуры, стараясь очень чистыми и интенсивными красками передать очарование солнечных бликов, шелест травы, движение городской толпы. Со временем импрессионисты заслужили мировую известность, хотя им не всегда удавалось подняться до социального видения действительности.

Классицизм — художественное направление в европейском искусстве XVII—XIX веков, возникшее в эпоху окончательного сложения в Европе мощных централизованных национальных монархий. Признавая высшим образцом античное искусство и опираясь также на традиции Высокого Возрождения, художники классицизма стремились к выражению идеи гармоничного устройства общества, в котором индивидуальность целиком подчинена интересам нации, государства. Наиболее выдающимися художниками классицизма были Пуссен (XVII век), Давид (XVIII век). Поздний классицизм наполеоновской империи (так называемый ампир) начала XIX века приобретает черты помпезности, ориентируясь главным образом на искусство императорского Древнего Рима.

Краски — в технологии изобразительного искусства: специально приготовленные жидкие, тестообразные или твердые вещества и составы, обладающие повышенным цветовым качеством, хорошей окрашивающей способностью и достаточной устойчивостью. Цветовая основа (пигмент) любого красочного материала в живописи — порошкообразные сухие К. От особенностей примешанного к ним связующего вещества зависят все отличительные свойства К. в отдельных видах живописной техники (масляная живопись, акварель, темпера, гуашь, клеевая живопись, пастель, энкаустика и т. д.).

Малые голландцы — многочисленный круг голландских живописцев XVII века, называемых так в связи с камерным характером их творчества и небольшим размером картин, а также в отличие от современных им выдающихся голландских художников (Рембрандта, Хальса). Малые голландцы (Питер де Хоох, Терборх, Метсю, Стэн и др.) занимают в истории голландского искусства весьма значительное место.

Манера (франц.) — в отношении к художественной практике: характер или способ исполнения как чисто техническая особенность (например, «широкая М.»).

в истории искусства термином М. обозначаются иногда общие свойства исполнения, характерные для художника или художественной школы в определенный период творческого развития (например, «поздняя М. Тициана»).

Маньеризм (франц.) — художественное течение в итальянском искусстве XVI века, основанное на формальном одностороннем истолковании и утрировке приемов, «манер» художников высокого Возрождения.

Марина (итал., от латин. «marinus» — «морской») — произведение пейзажной живописи, посвященное изображению моря. В качестве самостоятельного жанра М. появилась в Голландии в начале XVII века. Художник, специализирующийся в данной области, называется маринистом.

Масляная живопись — важнейшая и широко распространенная разновидность живописной техники, основанная на применении растительного масла в качестве основного связующего вещества.

Основные достоинства М. ж.: гибкость, податливость богатого возможностями материала и относительная прочность красочного слоя. Недостатки: склонность к почернению и пожелтению под воздействием времени; усложненность технологических требований при длительной работе.

Известная с X века М. ж. широкое распространение получила с конца XIV — начала XV века, после усовершенствования ее Яном Ван-Эйком. Возможность М. ж. достигать исключительной полноты в передаче реальной действительности обусловила ее широкое распространение в связи с развитием реализма в живописи. М. ж. — техника, в которой работает подавляющее большинство художников начиная с XVI века.

Мольберт — деревянный станок для живописи, укрепляющий подрамник с холстом, картон, доску и пр. на различной высоте (и часто с различным наклоном). Разновидности М. многочисленны. Широко распространен очень легкий раздвижной треножник, предназначенный для пейзажных этюдов.

Натюрморт (франц. букв, «мертвая натура») — один из жанров изобразительного искусства, посвященный воспроизведению предметов обихода, снеди (овощи, мясо, битая дичь, фрукты), цветов и пр. Отдельное произведение этого жанра также называется Н.

Задача художника в области Н. состоит не только в передаче вещей самих по себе, но и в том, чтобы выразить отношение к ним человека данной эпохи, а через них к окружающему миру вообще. Так, голландский Н. XVII века явился поэтическим художественным утверждением национального голландского быта.

Палитра (франц.) — 1) небольшая и тонкая доска четырехугольной или овальной формы, на которой художник смешивает краски во время работы; 2) точный перечень красок, которыми пользуется тот или иной художник в своей творческой работе.

Пастель (франц.; произн. «пастэль») — красочный материал, предназначенный для особой техники живописи (или рисования), также называемой П. Он изготовляется в виде обернутых в бумагу коротких разноцветных палочек (так называемых карандашей) и состоит из сухого красочного порошка с примесью скрепляющих или разбеливающих веществ.

Пленэр (франц.) — правдивое отражение красочного богатства натуры, проявляющегося в естественных, природных условиях, то есть под открытым небом, при активной роли света и воздуха; в более узком смысле — живопись на открытом воздухе (вне мастерской), связанная с изучением пленэрных эффектов. Термин обычно употребляется по отношению к пейзажу, хотя применим ко всякому изображению на открытом воздухе.

Постимпрессионизм — к постимпрессионистам относятся Ван Гог, Сера, Гоген, Боннер и некоторые другие художники конца XIX и начала XX века. Постимпрессионисты наследовали живописные завоевания импрессионистов, исходя в своем творчестве из зрительно воспринимаемой окружающей реальности, но все они протестовали против узости импрессионистов, хотели вырваться за пределы чисто оптического восприятия. Их отличала полная разобщенность, анархия, столь характерная для импрессионизма. Постимпрессионистов расценивают как предшественников искусства XX века. Позднейшие художественные направления опирались на достижения постимпрессионизма.

Раннее Возрождение — эпоха складывания и развития реалистического искусства Возрождения в Италии XV века, Основным его центром была демократическая республика Флоренция.

Реализм (от латин. «действительный», «вещественный») — метод художественного творчества, отвечающий объективно-познавательной природе искусства и его прогрессивной общественной роли; конкретное художественное творчество на основе этого метода.

Рококо (франц.) — стилистическое направление, развивавшееся в XVIII веке главным образом во Франции в период регентства и правления Людовика XV.

Игривость, легкая развлекательность, прихотливое изящество — черты, свойственные Р., особенно сказавшиеся в орнаментально-декоративной трактовке архитектуры и прикладных искусств. В живописи Р. культивируются фривольно трактованные мифологические мотивы, преобладает тематика «галантных сцен» и пасторалей.

Романтизм (франц.) — направление в европейском искусстве 20—30-х годов XIX века, пришедшее на смену классицизму.

В искусстве Р. большую роль играет острое индивидуальное восприятие и переживание, а также образы фантастического характера. Наряду с реакционным Р. существовал Р. бунтарский, устремленный в будущее, в котором эстетически утверждали себя прогрессивные классы общества. Прогрессивный Р. ярко выражал реалистические тенденции эпохи, он был, в сущности, своеобразной, исторически обусловленной формой реализма. Жерико, Делакруа, Рюд и другие прогрессивные романтики восставали против уродств капиталистической действительности, настойчиво боролись за идеал человека-героя, свободолюбивого и гордого. Уделяя много внимания эмоциональной выразительности искусства, романтики внесли много нового в область композиции, в трактовку освещения и колорита.

Салон (франц. «гостиная») — в специальном значении: наименование выставки французской Академии в XVII—XIX веках. Салоны устраивались в Париже начиная с последней трети XVII века; к концу XIX века, когда они перестали быть государственным мероприятием, С. стали называться и другие крупные периодические выставки во Франции.

«Старые мастера» — термин, обычно употребляемый для обозначения европейских- художников XV—XVIII веков, преимущественно выдающихся реалистов (Мазаччо, Донателло, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Тициан, Микеланджело, Дюрер, Веласкес, Рубенс, Рембрандт, Хальс, Шарден и др.). С. м. внесли величайший вклад в сокровищницу мирового искусства, создав произведения непреходящей ценности, идейно глубокие и художественно совершенные.

Холст, полотно — в живописи основа из какой-либо достаточно прочной ткани, преимущественно в загрунтованном виде. Иногда X. называют и самую ткань (льняную, пеньковую, джутовую и др.), если она предназначается для живописи.

Термин «полотно», взятый в ©го переносном значении, указывает на произведение живописи в целом.

Школа — в истории искусства понятие, применяющееся для обозначения группы художников или художественных произведений, связанных общностью стилистического, тематического и технического характера. Различают широкое понимание термина «школа» как национально-стилевого объединения и узкое, охватывающее учеников и последователей какого-либо большого мастера.

Экспрессионизм — одно из течений в искусстве Западной Европы и Америки. Э. появился в Германии около 1905 года, но особенное развитие получил после первой мировой войны. Всякого рода психологическая мистика, надрыв оказываются с точки зрения Э. наиболее значительным состоянием души. Наиболее известными экспрессионистами были Кирхнер, Марк, Кампедонк, Кокошка, Клее, Пехштейн и др.



Страница сформирована за 0.94 сек
SQL запросов: 169