УПП

Цитата момента



Есть только два смертных греха: желать, не действуя, и действовать, не имея цели.
Прицеливайся… Пли!

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



Есть слова - словно раны, слова - словно суд,-
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.

Вадим Шефнер «Слова»

Читать далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/s374/d4328/
Мещера-2009. Коллаж
Интраперсональные критерии ЛР

1. Принятие себя. Это означает признание себя и безусловную любовь к себе такому, каков я есть, отношение к себе как «личности, достойной уважения, способной к самостоятельному выбору» (Роджерс К., 1993, с.69), веру в себя и свои возможности, доверие собственной природе, «организму». Последнее следует подчеркнуть особо, так как в данном случае доверие к себе не означает лишь веру в возможности сознательного «Я» (тем более - лишь в силу своего интеллекта), но также понимание того, что «цельный организм может быть - и часто является - мудрее, чем его сознание» (Роджерс К., 1994, с.242).

2. Открытость внутреннему опыту переживаний[1]. «Опыт переживаний» - одно из центральных понятий в гуманистической психологии используемое для обозначения сложного непрерывного процесса («потока») субъективного переживания событий внутреннего мира (включающих и отражение событий мира внешнего). Чем более сильная и зрелая личность - тем более она свободна от искажающего влияния защит и способна прислушаться к этой внутренней реальности, отнестись к ней как к достойной доверия и «жить настоящим».

3. Понимание себя. Как можно более точное, полное и глубокое представление о себе и своем актуальном состоянии (включая реальные свои переживания, желания, мысли и т.д.); способность увидеть и услышать себя подлинного, сквозь наслоения масок, ролей и защит; адекватная и гибкая «Я»-концепция, чувствительная к актуальным изменениям и ассимилирующая новый опыт, сближение «Я»-реального и «Я»-идеального -вот основные тенденции ЛР по этому критерию.

4. Ответственная свобода. Во взаимоотношениях с самим собой это означает прежде всего ответственность за осуществление своей жизни именно как своей, осознание и принятие своей свободы и субъектности (своего, как говорил М.М. Бахтин, «не-алиби-в-бытии»). Это также означает «внутренний локус оценивания» - ответственность за выбор ценностей и вынесение оценок, независимость от давления внешних оценок. И, наконец, это ответственность за актуализацию своей индивидуальности и самобытности, за то, чтобы остаться верным себе.

5. Целостность. Важнейшее направление ЛР - усиление и расширение интегрированности и взаимосвязанности всех аспектов жизни человека, а особенно -целостности внутреннего мира и самой личности. Точнее было бы говорить о сохранении и защите целостности, которой человек обладает изначально. Как подчеркивал К.Роджерс, с самого начала «младенец … является интегрированным и целостным организмом, постепенно индивидуализирующимся» (Тиллих П., Роджерс К. 1994, с. 140). Проблема в том, чтобы эти нарастающие индивидуализированность и дифференцированность не вели к утрате внутреннего единства человека, к потере конгруэнтности, к разрывам или диспропорциям, например, между интеллектом и чувствами, «Я»-реальным и «Я»-идеальным и вообще между Личностью и Организмом. Целостность и конгруэнтность являются непременным условием эффективной регуляции жизни человека.

6. Динамичность. Внутриличностное единство и согласованность не означают косности и завершенности. Наоборот, личность существует в постоянном, непрерывном процессе изменений. В этом смысле зрелая личность - это непременно становящаяся личность, т.е. рост личности есть способ ее существования. Поэтому важнейший критерий ЛР - динамичность, гибкость, открытость изменениям и способность, сохраняя свою идентичность, развиваться через разрешение актуальных противоречий и проблем и постоянно «быть в процессе» - «скорее быть процессом зарождающихся возможностей, чем превратиться в какую-то застывшую цель» (Роджерс К., 1994, с. 221).

Интерперсональные критерии ЛР

7. Принятие других. В интерперсональном направлении ЛР проявляется прежде всего в динамике отношения к другим людям. Личность тем более зрелая, чем в большей мере она способна к принятию других людей такими, какие они есть, к уважению их своеобразия и права быть собой, к признанию их безусловной ценностью и доверию им. А это, в свою очередь, связано с «основополагающим доверием к человеческой природе» и чувством глубинной сущностной общности между людьми.

8. Понимание других. Зрелая личность отличается свободой от предрассудков и стереотипов, способностью к адекватному, полному и дифференцированному восприятию окружающей действительности вообще и в особенности - других людей. Важнейший. критерий ЛР - готовность вступать в межличностный контакт на основе глубокого и тонкого понимания и сопереживания, эмпатии.

9. Социализированность. ЛР ведет ко все более эффективному проявлению фундаментального стремления человека - к конструктивным социальным взаимоотношениям. Человек в контактах с другими становится все более открытым и естественным, но при этом - более реалистичным, гибким, способным компетентно разрешать межличностные противоречия и «жить с другими в максимально возможной гармонии» (The Саг1 Rogers …, 1989, р.251).

10. Творческая адаптивность. Важнейшее качество зрелой личности - готовность смело и открыто встречать жизненные проблемы и справляться с ними, не упрощая, а проявляя «творческую адаптацию к новизне конкретного момента» (1Ыс1.) и «умение выразить и использовать все потенциальные внутренние возможности» (Роджерс К., 1994, с.81).

Естественно, изменения в каждом из этих направлений ЛР происходят (если происходят) в соответствии со своими специфическими закономерностями. В то же время это процесс целостный, взаимосвязанный и рост в одном «личностном измерении»

способствует продвижению в других. Поэтому важнее всего сам факт движения в этих направлениях, включение в процесс открытия и обретения себя, что дает возможность человеку становиться все более свободным и ответственным, аутентичным и неповторимым, дружелюбным и открытым, сильным и творческим и, в конечном итоге, -более зрелым и способным воспринимать мир (внешний и внутренний) не как угрозу, а как ВЫЗОВ ЖИЗНИ и одновременно - ПРИЗЫВ К ЖИЗНИ…

 

В заключение - несколько слов об условиях личностного роста. Их можно разделить на две группы: первичные и вторичные.

Первичные условия - это то, что непосредственно обеспечивает возможность развития личности ребенка, т.е. - такая межличностная среда, атмосфера, которая соответствует трем известным критериям «помогающих отношений» (блестяще описанных в работах К.Роджерса): конгруэнтность, принятие и эмпатия, базирующихся на «основополагающем доверии к человеческой природе». Очевидная проблема здесь  состоит в том, что условием ЛР Ребенка является, по сути, личностная зрелость Взрослого, достижение которой, в свою очередь, предполагает предварительное выполнение тех же условий по отношению к самому Взрослому. Иными словами, ключ к личностному росту Ребенка - в личностном росте Взрослого.

Вторичные условия - это все то, что способствует актуализации этих помогающих отношений. Если говорить о сфере образования, то это означает ориентацию на обеспечение благоприятных для личностно-развивающих отношений условий во всех составляющих каждой «педагогической системы», - начиная от содержания образования, принципов организации, управления и контроля и заканчивая пространственно-временными параметрами (хронотопом) образовательной «среды обитания».

Именно в ориентации на требования этой экологии личности - т.е. на первичные и вторичные условия ЛР - я вижу главный смысл гуманизации образования. Аналогия с экологией здесь далеко не случайна. Экологизация, например, промышленности не означает полный отказ от производства и других форм активности, но предписывает следование экологическим критериям для создания более щадящих, не разрушающих природу технологий. Гуманизация образования это тоже не отказ от педагогического процесса как такового, не замена его «просто человеческими отношениями», а признание в качестве приоритетной ценности - именно развитие Ребенка как личности. Это означает, что образование, наряду с показателями уровня знаний, способностей, психического развития, социализации и т.п., должно иметь еще одно измерение - гуманистическое, личностное измерение. И любые достижения по другим параметрам не могут считаться самоценными, а должны проходить своеобразную гуманитарную экспертизу образования для определения - какой личностной ценой они получены (для этого приведенный выше перечень показателей должен быть, конечно, уточнен, операционализирован и дополнен диагностическими средствами).

Такая экспертиза имеет и иной, более глубокий смысл. Если мы признаем права человека, его свободное развитие как личности и другие гуманитарные (гуманистические) ценности в качестве приоритетных и универсальных, то тогда мы должны признать и соответствующие критерии оценки - приоритетными и универсальными. Иными словами: критерии личностного роста должны стать исходной точкой и инвариантом оценивания работы любой педагогической системы - вне зависимости от заявляемых ее авторами конкретных воспитательных и образовательных целей и задач. Смысл такой оценки состоит в выявлении реального влияния данной педагогической практики на ребенка как личность, на его личностный рост.

Особенно остро стоят эти вопросы в последнее время, когда наша школа все активнее впитывает разнообразные инновации. Для этих новых программ такое оценивание особенно актуально, т.к. в стремлении доказать свою результативность по главным для данной программы параметрам (которые сами по себе могут быть очень важными и ценными), легко упустить из виду последствия в «личностном измерении».

По сути, речь идет о необходимости обеспечить защиту ребенка как личности от негативных последствий педагогического влияния, которые появляются под напором нарастающей педагогической экспансии - новых технологий, интенсификации, компьютеризации, религиизации и т.д. Все эти нововведения должны проходить проверку на экологичность по личностным критериям.

Таким образом, полноценная оценка качества образования вообще и каждой конкретной программы в отдельности должна осуществляться прежде всего по базовым, первичным - гуманитарным, общечеловеческим - критериям, которые в каждом конкретном случае должны дополняться соответствующими частными, вторичными показателями: уровнем знаний и умений, уровнем развития отдельных психических функций и т.п. Именно дополняться - а не подменяться.

Поэтому гуманистическая психология, заинтересованная в диалоге и сотрудничестве с другими подходами, предлагает задуматься прежде всего над главным вопросом: как сделать так, чтобы те цели развития, на которые ориентированы эти подходы, не только достигались бы без ущерба для личности и Ребенка и Взрослого, но и способствовали их личностному росту?!

УКАЗАТЕЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса. //Собр. соч., т.1,М., 1982, с.291-436.

2. Лэндрет Г. Игровая терапия: искусство отношений. М., 1994.

3. Роджерс К. Эллен Вест и одиночество. // Моск. психотерапевтич. журн. 1993, №3, с.60-74.

4. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994.

5. Снайдер М., Снайдер Р., Снайдер Р. - мл. Ребенок как личность. М, - СПб, 1995.

6. Тиллих П., Роджерс К.: диалог// Моск. психотерапевтич. журн. 1994, N 2. с. 133-150. 

7. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. М., 1993.

8. Rogers С. A theory of therapy, personality and interpersonal relationship, as developed in client-centered framework//Psychology: A Study of a Science. 1959. Vol. 3. - p. 184-256.

9. Rogers C. On becoming a person. Boston, 1961.

10. The Carl Rogers reader. /Ed. by H.Kirschenbaum, V.L. Henderson. Boston, 1989.


[1] О П Ы Т (ехрепепсе) - одно из центральных понятий в гуманистической психологии, используемое для обозначения сложного непрерывного процесса ("потока") субъективного переживания событий внутреннего мира (включающих и отражение событий мира внешнего). Именно опыт-переживание рассматривается как подлинная внутренняя реальность, которая, однако, самим человеком может осознаваться и символизироваться с разной степенью адекватности.

  • 1
  • 2


Страница сформирована за 0.76 сек
SQL запросов: 190