УПП

Цитата момента



Если тебя бьют по щеке, подставь другую, если бьют и по этой, сломай руку.
Шутка от мастера айкидо

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



«– А-а-а! Нынче такие детки пошли, что лучше без них!» - Что скрывается за этой фразой? Действительная ли нелюбовь к детям и нежелание их иметь? Или ею прикрывается боль от собственной неполноценности, стремление оправдать себя в том, что они не смогли дать обществу новых членов?

Нефедова Нина Васильевна. «Дневник матери»

Читать далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/d3651/
Весенний Всесинтоновский Слет

Марк Шрефлер. Шкала тонов

Часть первая.

Почему люди оказываются в затруднении?

Это — книга о людях.

Цель этой книги — познакомить вас с основами того, как можно предсказать поведение людей и как правильно общаться с ними.

Информация имеет ценность только тогда, когда приносит пользу, и это утверждение касается тех данных, на которых основаны наши решения и из которых мы исходим в своих поступках — как в личной жизни, так и в служебных отношениях.

Как часто вам хотелось бы точно знать, кому вы можете доверять, кого вам следует взять на работу, с кем работать, а от кого нужно бежать, как от чумы?!

Вы говорили когда-нибудь: «О Боже, зачем я ему доверился!» или: «Я знал, что она какая-то странная».

Может быть, вы так и не узнали, кто же на самом деле был виноват в разрыве ваших отношений с кем-то, или по чьей вине дела в компании пошли из рук вон плохо, несмот­ря на все ваши усилия спасти ее от краха».

Правильный выбор делового партнера или друга определяется не удачей или интуицией. Конечно, в этом что-то есть, но вы, наверное, сами убеждались в том, что на это не всегда можно полагаться.

Когда мы ищем людей, которые должны войти в нашу жизнь, очень часто мы подходим к этому вопросу так: вот этого человека я определенно не хочу видеть рядом с собой, и обычно это происходит только после того, как на своем горьком опыте, методом проб и ошибок, мы, наконец, убеждаемся в этом.

Без надежного метода, позволяющего определить, от кого мы должны держаться подальше в бизнесе и личной жизни, и кто, наоборот, нам необходим, мы не можем чувствовать себя достаточно уверенно. Временами мы перестаем быть приемлемыми для самих себя. Один известный комик как-то сказал: «Я никогда не войду в состав труппы, которая пригласит меня выступать в ней!»

Как нам следует выбирать друзей? Как определить, кому можно доверять, а у кого на лбу написано, что он предаст вас? И как, в процессе этого отбора, сохранить человечность и чувство справедливости и не бояться собственной предвзятости и предубежденности?

Иными словами, каким образом мы можем конфиденциально выбирать себе сослуживцев, друзей, любовников и знать, что наш выбор будет конструктивным, полезным и ПРАВИЛЬНЫМ?

Другой жизненно важный вопрос — как нам вести себя в разных эмоциональных ситуаци­ях, которые уже являются неотъемлемой частью нашей жизни? Что, если мы уже женаты, а наш брак «прокис»?

Что, если мы уже наняли кого-то, кто оказался «посланником преисподней», или работаем на кого-то, кого сами предпочли бы изжарить на сковородке?

Что, если наш самый крупный заказчик — это наша постоянная головная боль, спасение от которой мы находим только в домашней аптечке?

А как насчет эмоциональных конфликтов между представителями разных групп, нацио­нальностей, культур, которые угрожают не только нашей безопасности, но и самому су-шестиоианию. Есть ли возможность решить и эту проблему? Возможно, вы и сами знаете ответы на все эти вопросы, только не догадываетесь об этом. Если бы сядете и запишете все ваши многолетние наблюдения за людьми, а затем особым образом систематизируете их, вы будете поражены точностью выводов, к которым вы придете.

К примеру, вы, вероятно, замечали, что когда кто-то очень злится на вас, этого человека не особенно интересует то, что вы хотите ему сказать.

Или — вы, возможно, наблюдали, что в конфликте двух сторон всегда незримо присут­ствует третья сторона.

А если вы достаточно хорошо знаете людей, вы видели, что люди, критикующие других, всегда сами делают что-то не то и скрывают это от других.

И вот, наблюдая все это, что же вы делали для того, чтобы решить проблемы, порожден­ные этими ситуациями? Как вы применяли ваши знания? Что вы делали, чтобы покончить с конфликтом, критикой или чтобы правильно разговаривать с разгневанным человеком?

Мы видим большую брешь между нашими наблюдениями и тем, что необходимо сделать для того, чтобы превратить их в руководство к действию.

Если мы систематизируем наши наблюдения и облечем их в удобную для использования форму, мы получим замечательный инструмент, с помощью которого мы сможем решить массу проблем. С первого взгляда мы сможем определить, кого брать на работу и почему. Мы сможем конфиденциально решать конфликты и восстанавливать испорченные отноше­ния.

Точно так же, как плотники используют свои инструменты, мы можем использовать ин­струмент прицеленных и систему знаний для того, чтобы создавать семьи, группы, нацио­нальности и мир, которым мы можем гордиться.

Возвращение в страну чудес

Если наши наблюдения за поведением людей не будут систематизированы, они превратят­ся в случайные факты, не имеющие между собой ничего общего. Они будут слишком громоздкими для того, чтобы ими пользоваться. И они неизбежно уступят место расхожим мнениям и теориям, не имеющим никакого практического применения и ценности и дающим, в лучшем случае, кратковременное облегчение.

Нам необходимо понять, как нам жить в гармонии друг с друтом, как общаться на рынхе, дома, как себя вести, решая повседневные проблемы. Как добиться того, чтобы автомеха­ники работали быстрее (и лучше!)? Как добиться слаженности в работе коллектива? Как эффективно помочь человеку оправиться от эмоционального шока и как поднять человека вверх по шкале тонов — человека, который настолько привык находиться внизу, что ему кажется, что «быть внизу» равнозначно понятию «жить»? Как сохранить энтузиазм в груп­пе? Как, как, как..!

Нам трудно стало понимать друг друга из-за невероятного количества неверной информа­ции, с помощью которой пытаются объяснить поведение людей. Психиатры превратились в посмешище, изобретая все новые и новые «умственные заболевания» и добавляя их к уже нагроможденным ими грудам. «Терапии», используемые ими, существуют в таком же ог­ромном количестве. Возрастающее их число говорит об отсутствии основополагающего понимания того, что дает людям силы жить.

Запрограммированные запретами нашей культуры, которая делает ставку на сходство инди­видуального мышления, мы с ранних лет учимся соответствовать им, в то время как ис­тинную ценность представляет собой личная неповторимость каждого человека. Мы пре­вращаемся в точную копию людей, окружающих нас, и представляющих собой устойчивую модель социального поведения.

Недавний всплеск интереса к так называемым «записям подсознания» говорит о том, что нам грозит либо дальнейшее программирование, либо мы должны противопоставить существующим программам свои альтернативные программы. В противном случае нас погубят фантазии и «теории мозга», сменяющие друг друга.

Очевидно, что нам не нужно дальнейшее программирование. Нам не нужны стереотипы и мнения «экспертов».

Нам необходимо практическое применение понимания.

Когда мы понимаем что-либо, мы освобождаем себя от необходимости опираться на соци­альные «подпорки» и соглашаться с непонятными объяснениями, которые заставляли Алису поверить в разумность Страны Чудес.

Эта книга излагает новую и простую точку зрения людей, которые не лишают себя права иметь свою собственную индивидуальность и не наносят ей вред.

Информация, которая содержится в этой книге, развеивает представление о сложности обучения людей и переводит эту проблему в плоскость овладения точными и применимы­ми на практике знаниями.

Эти знания не являются специфическими для какой-то одной культуры, конкретного географического места или нации. Они не отражают ни политических, ни религиозных предпочтений. Эти знания дают возможность понимать, предсказывать, оценивать и улуч­шать человеческое поведение.

Эмоции — это основа

Эмоциональное состояние — это трамплин к успеху. Эмоциональные расстройства — это первопричина организационных неудач и семейных неурядиц.

Эмоции нужно изучать на практике, потому что это МОЖНО делать. Они не существуют в теории и не зависят ни от каких гипотетических предположений.

Когда какой-то человек злится на вас, не имеет значения, где вы находитесь в этот мо­мент — в Бразилии, Швеции, Европе, Израиле или в Штатах. Вы знаете, что этот человек готов разорвать вас на куски. Вы знаете это, потому что характеристики злости постоянны для всех. Точно так же, характеристики всех остальных эмоций НЕ ИЗМЕНЯЮТСЯ и являются общими для всех людей вне зависимости от их культуры, цвета кожи, вероиспо­ведания или политических предпочтений.

Поэтому эмоции — это ключ к настоящему пониманию и предсказанию человеческого поведения.

До того, как Рон Хаббард закончил свои исследования, не существовало систематизированного перечня эмоций, ровно как и их характеристик. Теперь эта работа завершена, а надежность и достоверность содержащейся в трудах — информации проверена на практике.

Изучение эмоций требует умения наблюдать. Из этих наблюдений делаются практические выводы. На основе полученных выводов принимаются правильные решения, которые и определяют наши личные и профессиональные взаимоотношения.

«Наблюдение — это не пассивное занятие. Оно активно и включает в себя максимально пол­ное изучение того, что мы наблюдаем. Необходимо приучить себя реагировать следующим образом: если что-то является для вас тайной, не надо ломать над этим голову. Если что-то является для вас тайной или приводит в недоумение или вы не можете найти выход из ситуа­ции, это значит, что вы не располагаете достаточной информацией и все, что нужно сделать это получить ее».

Информация, которая лежит в основе технического обоснования предмета нашего обсуждения, — это результат обширных наблюдений и исследований. Примеры и шутки, содержащиеся выдайте, помогут вам применить полученные знания на прак­тике. В последнем разделе книги от вас потребуется вдохнуть жизнь в полученную вами информацию, использовав ее в повседневной жизни. Это покажет вам ее истинную цен­ность.

Я надеюсь, что, прочитав эту книгу, вы гораздо лучше будете понимать и себя, и людей, которые вас окружают.

А еще я мечтаю о том, что знания, полученные вами станут той искрой, которая побудит вас заново открыть для себя все богатство самого ценного, что у нас с вами есть: друг друга.

Часть вторая

Понимание эмоций

Слово «эмоция» происходит от двух слов, означающих движение, направление наружу (вовне). Словарь определяет эмоцию как «любое специфическое чувство, такое, как лю­бовь, ненависть, страх, злость и т.д.».

Если мы рассмотрим данную проблему более детально, то обнаружим, что эмоция на самом деле означает выражение готовности и способности человека переносить и контро­лировать движение.

Жизнь — это движение. Вне зависимости от того, с чем мы имеем дело — с детьми, на­чальниками или подчиненными, с изучением нового предмета или с регулированием меха­низма — общим для них является движение. Это может быть коммуникация, корреспон­денция, мысли, услуги или продукты, продаваемые на рынке или эмоциональные напряже­ния, перерождающиеся в войны. О чем бы мы ни говорили — о частицах атома или о разрушении скал — любая форма жизни включает движение.

Основным фактором, определяющим насколько велика или насколько мала способность человека к выживанию, является его готовность переносить и контролировать движение. Если он хорошо переносит движение, его способность к выживанию выше. Человек, кото­рый не в состоянии переносить движения, не способен выжить вообще! Мы можем дать полное описание человеческих эмоций, наблюдая за тем, как люди реагируют на движение.

Кроме того, когда у человека повышается или снижается способность переносить движе­ние, его поведение очень четко и предсказуемо меняется.

Например, когда люди катаются на американских горках, наступает момент, когда они начинают кричать. Это происходит тогда, когда движение механизма превышает способ­ность человека переносить это движение.

Но аттракцион и существует для того, чтобы создать этот эффект, поэтому в данном слу­чае непереносимость приносит удовольствие. Как и фильм ужасов.

А теперь давайте представим себе, что «аттракцион», на котором человек катается, — это работа, на которую он ходит каждый день. Когда скапливается куча неоконченных дел, когда возрастают требования шефа, способность служащего переносить эти движения снижается и соответственно снижается его способность контролировать объем работы.

Поведение и эмоции

Эмоция — это не более, чем набор тех характерных особенностей, которые проявляет человек, сталкиваясь с движением жизни.

Родители, которые хорошо переносят движение, могут устраивать дни рождения, хоккейные соревнования, успокаивать плачущего ребенка и т.д. Они ровно и спокойно воспитывают детей, относятся к ним справедливо и с уважением.

Родители, которые плохо переносят движение, легко раздражаются, когда дети требуют их внимания. Такие родители относятся к дисциплине с точки зрения того, насколько она удобна им, а не с позиции того, что было бы полезно для их ребенка.

А это, безусловно, приводит к несправедливым и незаслуженным наказаниям, которые непонятны детям — и дети становятся неустойчивыми. Это, в свою очередь, увеличивает движение в их окружении и побуждает родителей, которые и так плохо переносят движе­ние, к более жестоким действиям.

И потом наступает момент, когда родители до такой степени оказываются не в состоянии переносить движение, что они начинают стремиться к тому, чтобы покинуть дом в поисках «покоя», а их дети оказываются предоставленными сами себе.

Шкала тонов

Тонами мы называем различные проявления эмоций.

«Тон» — это «способ выражения». Это слово мы используем для определения эмоциональ­ного состояния человека. Каждая эмоция сопровождается определенным поведением.

Человек, находящийся вверху на шкале тонов, оптимально ведет себя в окружающей его обстановке и хорошо себя чувствует. Человек, находящийся внизу на шкале тонов, дей­ствует нерационально и плохо себя чувствует.

Когда мы рассматриваем эмоциональную шкалу тонов, нас интересует, каким образом ведут себя люди в зависимости от того, насколько хорошо или плохо они переносят увели­чение или уменьшение движения.

Рон Хаббард присвоил номера всем эмоциям на шкале тонов для того, чтобы показать, насколько далеко или близко друг от друга расположены эмоции, а также для того, чтобы показать, как эмоции соотносятся друг с другом.

Тон «2.0 — антагонизм» — находится посредине шкалы, и эту точку мы используем для дифференциации высокого и низкого тона. Все тона, расположенные выше тона 2.0, счи­таются высокими, а ниже тона 2.0 — низкими.

Изучая эмоциональную шкалу тонов, обратите внимание на то, что каждая эмоция, распо­ложенная ниже предыдущей, является проявлением снижающейся (ухудшающейся) перено­симости движения.

4.0 — энтузиазм

3.5 — бодрость

3.0 — консерватизм 2.5 — скука

2.0 — антагонизм

1.8 — боль

1.5 — злость

1.2 — отсутствие симпатии

1.1— скрытая враждебность

1.0 — страх

0.9 — сочувствие

0.8 — умилостивление (жертвоприношение)

0.5 — горе

0.1 — апатия

0.0 — смерть

 

 Шкала тонов в действии

Человек, находящийся высоко на шкале тонов, имеет высокий потенциал выживания и принимает решения, направленные в сторону выживания.

Люди, находящиеся на шкале тонов ниже тона 2.0 (антагонизм), имеют низкий потенциал выживания и обшей их характеристикой является стремление уступить давлению извне. При этом способ выражения этого стремления будет зависеть от конкретной эмоции, но результат будет один: отсутствие стремления к выживанию.

Люди, находящиеся высоко на шкале тонов, двигаются, действуют, живут, говорят и при­нимают решения с такой скоростью движения, которая недоступна для людей, находящих­ся низко на шкале тонов. Понимание этого принципа и применение его в общении с людьми дает фантастические результаты. О чем бы мы ни говорили — о двух людях, двух группах или двух нациях, та сторона, которая находится ниже на шкале тонов, будет нега­тивно реагировать на движения той, которая находится выше.

Эта реакция противодействия и она меняется в зависимости от того, где именно на шкале тонов ниже тона 2.0 находится человек или группа.

Реакция не зависит от политических или религиозных различий, цвета кожи или каких-то других внешних характеристик. Она является ничем иным, как драматизацией способа реагирования на движение.

Партнеры по браку часто оказываются на разных ступенях шкалы тонов. Если тон мужа ниже, он будет стараться либо замедлить, либо вовсе проигнорировать движение жены в зависимости от его положения на шкале тонов. Если тон жены ниже, она, в соответствии со своим тоном, будит либо ссорится с ним, либо избегать его, либо подчиняться его требованиям (если ее тон — апатия).

Из-за того, что люди, находящиеся низко на шкале тонов, плохо переносят движение, они избегают общения, «забывают» важную информацию, жалуются на окружающих и т.д.

Зная это, можно практически применить эти данные для правильной расстановки персона­ла на рабочих местах.

Например, если тон человека ниже 2.5 (скуки), ему не следует работать с механизмами, поскольку движение машины будет действовать на него раздражающе. К тому же механиз­мы плохо работают в руках людей с низким тоном, а если этот тон очень низкий, напри­мер, 1.1, такой человек специально ломает машину, чтобы остановить ее движение!

Нельзя доверять человеку с низким тоном работу в приемной офиса или на телефоне во время встреч с перспективными заказчиками. Результаты будут катастрофическими!

Приходилось ли вам когда-нибудь звонить в какое-либо учреждение, чтобы получить необ­ходимую вам информацию, и нарываться при этом на человека, который грубо и нетерпе­ливо разговаривал с вами? И возможно, вы помните, что вашим желанием было никогда больше не иметь дела с этим учреждением!

Если тон человека, отвечавшего по телефону, был еще ниже, вы могли и вовсе не до­ждаться ответа! Если поставить на руководящую должность человека с низким эмоцио­нальным тоном, для организации это будет равносильно гибели!

Хаббард опубликовал статью, озаглавленную «Диагноз и восстановление здоровья групп», где он приводит следующее наблюдение:

«Восстановление здоровья группы зависит от изучения шкалы тонов и высокого интеллектуаль­ного оснащения руководителя группы».

От эмоционального состояния руководителя группы - будь то семья, компания или нация - зависит потенциал выживания этой группы. Нетолерантный руководитель, который находится низко на шкале тонов, будет направлять свои усилия на то, чтобы остановить движение этой группы и приспособить ее к своему личному, очень ограниченному, пред­елу переносимости.

Очень толерантный руководитель (который находится высоко на шкале тонов) будет поощ­рять инициативу и коммуникацию и все то, что необходимо для конструктивной, продук­тивной и слаженной работы организации.

Это утверждение справедливо для всех групп, но в качестве примера давайте разберем типичную семейную ситуацию.

Отец в хорошем настроении возвращается домой после успешно проведенного дня. Войдя в дом и слыша возню детей, он бросается на кухню, где у него хранится водяной пистолет. Он заливает в него воду, затем врывается в детскую и начинает обливать их водой из пистолета. Дети в восторге кричат: «ПАПА ПРИШЕЛ!» Они начинают брызгаться водой друг в друга и все заканчивается общей свалкой на куче одеял на полу и разговорами о том, какими интересными делами был наполнен этот день.

Толерантный отец, внося свой вклад в движение окружающего мира, получает удовольст­вие от активности других.

А вот пример отца, имеющего низкий эмоциональный тон. Он приходит домой с работы. У него был неудачный день, или неудачи преследуют его последние десять лет. Он злится и поэтому очень нетолерантен к движению.

Он слышит, что дети с восторгом во что-то играют в своей комнате, и когда до него доходит, что они являются причиной такого движения, он вопит: «А ну, прекратите немед­ленно эту возню!»

Дети, слыша его крик, моментально «опускаются» вниз по шкале тонов до тона, который находится ниже «злости», это может быть «страх» или «горе». Эти эмоции уже переносимы для отца, поскольку включают в себя меньше движения. Точно так же руководитель, имеющий низкий эмоциональный тон, может полностью разрушить группу!

Сварливый управляющий своим низким эмоциональным тоном создает атмосферу, не способствующую высокой производительности. Одного только взгляда на уровень тона руководителя страны достаточно для того, чтобы написать целые тома о характере ее жителей и о состоянии внутренних дел этой страны.

Поведение

Такие характеристики, как состояние здоровья, то, насколько эффективно можно исполь­зовать человека для передачи информации, его память, отношение к сексу и детям и тд., изменяется в зависимости от того, какая эмоция выражается человеком.

Например, если вы бросаете мяч в кого-то, кто находится в тоне энтузиазма, этот человек вполне толерантен к скорости мяча и с готовностью принимает его, и затем, в процессе игры, отбрасывает.

Но если вы бросаете мяч в человека, тон которого эмоционально враждебен вашему, он в раздражении отпихнет его и вы сами пойдете его подбирать!

При эмоциональном тоне 1.5 (злость) человек схватит мяч, который вы ему бросили и, поскольку его толерантность еще ниже, он захочет в ярости проколоть этот мяч или (если вам повезет) он просто зашвырнет его за забор.

А человек, эмоциональный тон которого 0.1 (апатия), попросту не заметит мяч, брошен­ный в него. Кроме этих физических реакций на движения в окружающей среде, необыкно­венно интересно наблюдать за тем, как изменяются мотивации и намерения людей по

мере того, как они двигаются по шкале тонов.

Например, люди, которые находятся в хорошей эмоциональной форме, ориентированы на будущее, их деятельность и планы связаны с будущим. Они работают в настоящем ради будущего.

Люди, находящиеся на шкале тонов несколько ниже, погружены в текущие дела, нервно реагируя на напряженные ситуации. С будущим они связывают больше тревог, чем планов. Они много времени тратят на «пережевывание» прошлого и не уверены в себе. Люди, находящиеся внизу на шкале тонов, погружены в прошлое. Они говорят о прошлых неуда­чах, трудностях, болезнях и тд. Они избегают будущего и настоящего, они «застряли в прошлом».

Проиллюстрируем вышесказанное.

Джон едет в Чикаго на машине на встречу с друзьями. Не успевает он выехать из Атлан­ты, как прокалывает колесо. Но вот — все в порядке, он ставит запаску и продолжает путь.

Вскоре у машины заклинивает двигатель. У Джона сразу же падает настроение, он опуска­ется вниз по шкале тонов, жалуется на судьбу, ему жаль терять время, ожидая ремонта. Он вспоминает обо всех своих прошлых несчастьях и начинает подумывать о том, так ли ему уж необходимо ехать в Чикаго, чтобы увидеться с друзьями.

Но вот он опять в пути, и тут налетает ураган, и ему приходится устраиваться на ночь в гостинице. Он в оцепенении сидит перед телевизором, и не может заснуть из-за того, что его обуревают проблемы! Теперь он уже не сомневается в том, что ему не следовало ехать в Чикаго, и начинает переживать по поводу того, что еще может с ним произойти в дороге из-за того, что удача «отвернулась» от него.

На следующее утро он обнаруживает, что у него проколоты шины — и берет билет на автобус до Атланты, дав себе слово, что никогда в жизни не поедет в Чикаго на встречу с друзьями!



Страница сформирована за 0.6 сек
SQL запросов: 190