УПП

Цитата момента



Творить – значит оступиться в танце. Неудачно ударить резцом по камню. Дело не в движении. Усилие показалось тебе бесплодным?
Антуан де Сент-Экзюпери

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



Есть универсальная формула достижения любой цели, состоящая из трех шагов:
Первый шаг — трудное необходимо сделать привычным.
Второй шаг — привычное нужно сделать легким.
Третий шаг — легкое следует сделать прекрасным.

Александр Казакевич. «Вдохновляющая книга. Как жить»

Читайте далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/s374/
Мещера

0.5 ГОРЕ

Горе — это потеря. Человек оказывается в тоне горя, когда что-то теряет.

Для этого тона характерны проблемы со здоровьем и подверженность несчастным случаям. Это может быть самоубийство или автокатастрофа. Такого человека легко распознать, он очень неуверен в себе, и у него сильно занижена самооценка.

В состоянии горя человек полностью погружен в горечь своей утраты. И хотя его внимание полностью интравертно, он, тем не менее, способен откликнуться на мягкое прикосновение руки человека, выражающего ему свое сочувствие.

Чего бы это ни касалось — поражения в соревновании, потери любимого человека или нети, горе — это всегда потеря.

Жизнь для человека, переживающего гора. — это жизнь без света и радости, это тоскливое и бесцельное существование.

Утрата тех, кого мы любим, представляет собой настолько драматическую потерю невооб­разимого количества единиц жизненной энергии, что наш запас жизненных сил начинает гаять под влиянием мысленных образов этих утрат, часто бессознательно воссоздаваемых нами.

Эти воспоминания о пережитом нами горе подобны камню на шее. Они остаются где-то на заднем плане, в глубине нашего сознания, но, тем не менее, в полной мере способны оказывать влияние на наше поведение, когда кто-то или что-то в окружающем нас мире «приводит» их в действие.

Банкротство, увольнение с работы, предательство того, кому мы доверяли, драматическим образом влияет на нашу жизнь. Под влиянием этого человек может полностью сменить жизненную ориентацию, т.к. стремится к тому, чтобы ничто в окружающем его мире не напоминало ему о происшедшей с ним трагедии.

Людей в состоянии горя гипнотизирует сам ход жизни. Они могут иметь все, но отказыва­ются от собственного селф-детерминизма, и в силу этого их поведение будет отражением действий внешнего мира.

Такие люди не могут нормально работать, потому что их внимание фиксируется на определенных вещах. Они могут сидеть, не сводя взгляда с выключателя, или ручки, или любо­го другого предмета. Они считают, что думают о чем-то Или мечтают, но на самом деле они просто фиксируют свое внимание на определенных объектах окружающей обстановки. Они быстро устают, часто получают травмы, их легко втянуть в бунт. Скажем, у руководи теля организации возникает неблаговидная цель, для осуществления которой"ему нужны послушные исполнители. Он заваливает их бесчисленными приказами, а они безропотно начинают их выполнять. Они слепо подчиняются самым жестоким распоряжениям, и при этом их совершенно не интересует моральный аспект того, что происходит. Джордж Оруэлл в своей книге «1984 год» очень точно описал, что происходит с людьми, находящимися в данном тоне, когда ими правят жестокие угнетатели.

Крестовые походы совершались во имя того, чтобы вернуть бесценные священные релик­вии, попавшие в руки «варваров», и этот заряд горя и апатии был использован для того, чтобы «уничтожить язычников», не допуская даже возможности их оправдания. Гипноз!

Если вы сталкиваетесь с проявлением деспотизма в коллективе, знайте, что в этом коллек­тиве работают не способные разумно действовать люди в тоне горя или апатии, а руково­дят ими люди в тоне злости.

Прикованный к постели Том Круз в фильме «Рожденный четвертого июля»; Кристофер Ривз в фильме «Где-то в это же время» — после того, как он расстался с любимой женщиной, и перед тем, как опустился до тона апатии, а затем смерти; Джон Войт в «Полночном ковбое»; соседка по комнате в фильме «Единственная белая женщина»; все персонажи книги «Время убивать».

0.8 УМИЛОСТИВЛЕНИЕ

От горя совсем недалеко до умилостивления. Для поведения человека, находящегося в тоне 0.8, характерно стремление откупиться от обидчика всем, чем угодно, только бы заставить его отступить. Это — отчаянная попытка «лерейти на сторону» источника опас­ности.

Умилостивление означает «избирательное дарение, жертвование, одаривание с целью избе­жать наказания». Его используют тогда, когда необходимо отвести от себя угрозу и сдаться на милость победителя, использовав для этого подарки, .улыбки, что-то принадлежавшее вам и т.д.

Следует иметь в виду, что человеку, который находится в тоне умилостивления, может просто казаться, что определенные люди представляют для него угрозу, в то время как это может совсем не соответствовать действительности. Это — особенность его восприятия, поскольку в тоне 0.8 способность адекватного восприятия настолько понижена, что челове­ка переполняют воображаемые угрозы.

Вот несколько примеров данного состояния.

Врач откупается от разгневанных пациентов тем, что лечит их бесплатно. Продавец делает неправомочные скидки на товары из-за того, что не может спокойно смотреть в лило будущего.

Заказчик соглашается на все условия продавца и покупает совсем не то, что собирался, только потому, что хочет избежать гнева продавца, который так много времени потратил на переговоры с ним.

Служащий пишет отчеты своему боссу с целью заслужить его благосклонность, хотя эти отчеты не соответствуют действительности.

Это и те, кто всюду сует свой нос: доносчики, лизоблюды, подхалимы, вызывающие раз­дражение всех служащих офиса.

Это руководитель, так сильно старающийся, чтобы все его любили, что его подчиненные перестают что-либо делать. Это происходит оттого, что находясь в тоне 0.8, он утрачивает способность контролировать движение, и люди, находящиеся у него в подчинении, разбра­сываются в своей деятельности, погрязая в незавершенных делах и хаосе.

Умилостивление — это тон, находясь в котором шантажист стремится загнать в клетку свою жертву, а «слуга церкви» пытается тайно соблазнить свою прихожанку. Добившись этого, они будут продолжать преследовать их угрозами разоблачения и осыпать проклятия­ми, лишив их положения, здоровья, покоя и всего, что им было дорого.

Чарли Шин в фильме «Уолл Стрит» (пытаясь заполучить большой счет); Джеймс Кан в фильме «Нищета», Марлон Брандо в фильме «Отражение в золотом глазу», Ингрид Бергман в фильме «Газовая лампа».

0.9 СОЧУВСТВИЕ

Очень часто неверно понимают, что означает сочувствие. Необходимо учитывать, что этот тон имеет два аспекта: 1) состояние человека, который выражает сочувствие; 2) состояние человека, которому выражают сочувствие.

Первый аспект отражает тон человека, который понимает эмоциональное состояние, в котором находится тот или те, кому адресовано его сочувствие. Такой человек всегда чувствует боль окружающих его людей, раненых животных и сопереживает им.

Действия родителей, осыпающих детей подарками и создающих им тепличные условия во время болезни, приводят к тому, что их дети, вырастая, начинают донимать своих началь­ников больничными листами и жалобами на то, что им «тру-у-удно» (ведь это всегда «срабатывало» тогда, когда он были маленькими, ведь так?)

Это не значит, что сочувствие не имеет право на существование. Л. Рон Хаббард писал о том, что если бы мы не выражали сочувствия друг другу, мы не смогли бы выжать как вид. (Из курса «Оценка поведения человека») Речь идет о другом: сочувствие как длитель­ное эмоциональное состояние приносит вред.

Управляющий, находящийся в тоне 0.9, может до такой степени проникнуться жалобами своих подчиненных, что сильно рискует довести компанию до банкротства.

Второй аспект тона 0.9 — это эмоциональное состояние человека, которому выражают сочувствие. Этот аспект выражает как бы другое направление потока. Человек стремится к тому, чтобы его пожалели и поддержали.

Эта поддержка совсем иного рода, чем помощь друга по дому в воскресенье днем. Это смиренная коленопреклоненная мольба о моральной и физической поддержке. При этом человеку не нужно, чтобы его научили ловить рыбу, ему гораздо более необходимо, чтобы нашелся человек, который дал бы ему рыбу. Он разыграет целый спектакль на тему того, сколько трудностей он пережил, как тяжко ему было работать, и как от многого ему при­шлось отхазаться и т.д. К тому же он так болен!

В этой категории людей мы находим таких, которые плачутся по поводу того, что «они не перенесут этих изменений в политике компании» и что «на выполнение этого проекта уйдут годы работы».

В этом тоне пребывают люди, которые не верят в то, что смогут выжить без поддержки других.

Сочувствие имеет практическую ценность тогда, когда человек получил травму и нуждается и помощи. Поскольку человеку в таком состоянии естественно выражать сочувствие, он действительно нуждается в поддержке. Вы, наверное, не раз наблюдали, что больных или травмированных людей окружают бодрые и энергичные люди. Это — часть механизма сочувствия.

Вы могли заметить, что в последнее время увеличивается количество людей в тоне сочув­ствия, которые работают, «чтобы заработать себе на хлеб». Если вы все же решитесь на нять такого человека на работу, не подпускайте его близко к оборудованию, которое может сломаться. Движение механизма будет раздражать человека в тоне 0.9, и он допустит его поломку просто, чтобы избавиться от дискомфортного состояния.

С этими людьми «не в порядке» лишь то, что они находятся низко на шкале тонов и поэтому не обращают внимание на то, что их окружает. Они подвержены несчастным случаям. У них неясные ощущения, и их способность контролировать движение падает по мере того, как они опускаются вниз по шкале тонов.

Интересно отметить, что когда к человеку, находящемуся в этом тоне, систематически проявляется милосердие, это ему не помогает! Ему становится еще хуже, поскольку его бессилие подтверждается теми, кто дарит подарки, оказывает поддержку, а от него не требуется ничего взамен!

Сказанное выше не предполагает, что для того, чтобы люди нормально работали, необхо­димо ввести режим жестокого подчинения или иные суровые меры, как не предполагает и того, что мы не должны обращать внимание на людей, нуждающихся в помощи! Сказан­ное выше означает лишь то, что сочувствие, как эмоция, имеет очень ограниченное прак­тическое применение. Мы должны понимать, что реальная помощь означает изменение ситуации таким образом, что человеку больше не требуется помошь, и нам нужно очень хорошо подумать для того, чтобы понять, как именно нам следует поступать в подобных случаях, чтобы человеку, которому мы хотим помочь, от нашей помощи не стало еще хуже!

Нашей целью должно быть не выражение сочувствия, а эффективная помощь. В результате мы будем иметь процветающие группы и высокий моральный дух их членов.

Устойчивый тон 0.9 означает потери в бизнесе и личной жизни, и его необходимо подни­мать — ради всеобщего блага, а особенно ради блага человека, находящегося в этом тоне!

В фильме «Унесенные ветром» — соперница Скарлетт О 'Хара, благовоспитанная леди, которая вышла замуж за Эшли; мать убийцы в фильме «Мертвая зона».

1.0 СТРАХ

Страх — это очаровательный тон. Люди, пребывающие в тоне 1.0, врут даже тогда, когда вполне можно сказать и правду.

Этому тону сопутствуют болезни, на которые люди тратят большую часть своей жизни.

Такие люди подчиняются всем, но их преданность очень непостоянна. Они дружат с теми, кто в данный момент представляет для них самую большую угрозу, и разрывают дружбу, как только чувствуют, что угроза миновала.

Это трусы, которые избегают любого соприкосновения с опасностью — реальной или мнимой.

Поскольку они находятся низко на шкале тонов, их внимание обращено в прошлое, и их легко обмануть людям пребывающим в тоне скрытой враждебности и контролировать тем, чей тон 1.5 — злость.

Один из аспектов того, почему люди, находящиеся в тоне страха, опасны для окружающих — это то, что они создают огромный беспорядок вокруг себя. На их наблюдения совер­шенно нельзя полагаться, их выводы неверны и приукрашены трагичными домыслами.

Сталкивались ли вы с тем, что кто-то, не имеющий абсолютно никакого личного опыта в том, что вы хотите сделать, яростно доказывал вам опасность последствий?

Однажды, когда я еще учился в колледже, наша группа собиралась идти в поход в горы, и мы пригласили одну девушку присоединиться к нам. Так вот, ее реакцией было предуп­реждение о том, как это опасно, потому что в горах живет огромное количество людей, до зубов вооруженных топорами, и они убивают всех подряд!

Она рассказывала жуткие истории при эти горы, и только после того, как мы вернулись из похода, мы узнали, что она никогда в жизни не была в горах!

Я вспоминаю, как во время этого похода мы лежали в спальных мешках, смотрели на звезды над головой и уже собирались заснуть, и тут моя девушка спросила меня, есть ли в горах медведи. Этого я не знал, но, на всякий случай, просто чтобы она выбросила это из головы, сказал, что здесь слишком высоко и медведей и здесь не бывает.

Она спокойно заснула, а я провел всю ночь без сна. Я боялся, что где-то поблизости бродят эти свирепые звери и я даже видел какие-то подозрительные тени!

Я хочу еще раз подчеркнуть, что ни тон страха, ни другие тона, которые находятся внизу шкалы, не являются чем-то плохим. Каждый из них существует в силу того, что, находясь на более высоких уровнях, мы не всегда можем получить то, что нам необходимо для выживания. Каждый тон занимает свое место в общей схеме и оказывается даже полезным в игре, называемой жизнью.

Например, гуляя по лесу и встретив медведя, вы не станете говорить ему: «Здравствуй, Мишка!» и протягивать руку, чтобы потрепать его за ухом. Естественным чувством, кото­рое испытывает нормальный, рационально действующий человек в тот момент, когда встречает медведя в лесу, является чувство страха. Страх необходим для выживания — испытывая чувство страха, мы ощущаем, что наши ладони и ступни покрываются потом. Это включает ваше внимание и скорость. Вы лучше видите дорогу, ветки деревьев, повер­хность скалы и все остальное — и вот вы уже с воплем несетесь прочь, спасая свою жизнь!

Оказавшись в безопасности, вы снова поднимаетесь вверх по шкале!

Надо иметь в виду одну важную вещь, которая касается тонов, расположенных внизу на шкале: все они представляют ограниченную ценность для выживания. Но если человек долгое время находится в низком тоне, его жизнь становится все более и более невыноси­мой и все труднее поддается контролю.

Джуди Фостер в фильме «Молчание ягнят», когда она сталкивается с характером Хопкина; Энн Арчер в фильме «Узкая полоса»; все те, кто смотрит фильмы с участием Стивена Кинга, Майкл Дуглас в фильме «Фатальный исход», Рой Шейдер, когда он думает о лодках в «Челюстях», молодой священник в фильме «Экзорсист», Дастин Хоффман в фильме «Человек дождя».

1.1 СКРЫТАЯ ВРАЖДЕБНОСТЬ

Скрытая враждебность — это самый опасный тон на шкале. Кроме того, его труднее всего определить, поскольку человек в тоне 1.1 демонстрирует вам, что он — ваш друг, между тем, как истинное его намерение скрыто, и он в любой момент готов вонзить нож вам в спину.

Тон 1.1 находится на шкале тонов между страхом и злостью. Человек злится на что-то, но боится того, что произойдет, если он продемонстрирует свою злость. Поэтому он улыбает­ся, но готов нанести вам удар сзади. Скрытая враждебность разрушает бизнес, репутацию, брак, культуру.

Враждебность называется скрытой, потому что это эмоция, проявления которой не видно. Истинная цель человека — не показать своих разрушительных намерений и скрыто кон­тролировать других.

У человека не хватает смелости открыто говорить то, что он думает, и поэтому его бунт будет скрыт ото всех, он подрывает и парализует деятельность других.

Человек в тоне 1.1 говорит вам «как друг», что вам стоит похудеть на несколько килограммов. Истинным его намерением при этом, конечно, не является желание помочь вам. Он стремиться к тому, чтобы вы сосредоточились на самом себе, чтобы ваше внимание обра­тилось на себя, а это именно тот случай, когда человек не способен заметить «змею, при­таившуюся в камнях».

В отличие от тона выраженной злости, тон 1.1 способен убить вас. Ведь вы живете, совершенно ничего не подозревая, в то время как за кулисами, не покладая рук, трудится чело пек, желающий вашей гибели!

Он опасен. Он постоянно меняет свое мнение по поводу проектов и решений. Такой человек передает только плохие новости и выставляет других на посмешище, преследуя свои неблаговидные цели.

В отличие от людей, находящихся в тоне «отсутствия сочувствия» (1.2), которые испытыва­ют удовлетворение, видя, что вы страдаете, люди, находящиеся в тоне скрытой враждеб­ности, заставляют вас страдать!

Они контролируют других без их ведома, причем делают это, сводя на нет их достоинства и уничтожая их как личности.

Для людей в тоне 1.1 главное — придерживаться условностей, принятых в обществе. Обычно они хорошо выглядят, подтянуты, одеты таким образом, чтобы подчеркнуть, что у них более тонкий вкус, чем у других людей, а также для того, чтобы скрыто контролировать внимание людей, их окружающих.

Несколько лет назад я присутствовал на одном семинаре. Во время перерыва я обратил внимание на молодую особу, которая разговаривала с своим боссом. На ней была плотно облегающая фигуру кожаная блузка, молния на которой была наполовину расстегнута.

Всякий раз, когда она поворачивалась, чтобы бросить взгляд на присутствующих (что она делала довольно часто), она наклонялась так, чтобы была видна ее грудь. И каждый раз при этом глаза ее босса на мгновение оказывались прикованными к ее груди. Он не хотел чтобы она видела его взгляд. Он не понимал, что она знала, что он смотрит на нее. Она играла с ним, как с марионеткой!

Они продолжали разговаривать, и их разговор казался непринужденной дружеской болтов­ней, но оба они находились в состоянии скрытой враждебности, и каждый из них хотел осуществлять контроль над другим без его ведома. Это было интересное соревнование!

Я подошел к ним и спросил ее, знает ли она о том, что ее грудь видна всякий раз, когда она поворачивается. Он покраснел, она заморгала, а я сказал: «Пожалуйста, застегните блузку. Эти неприятно и неприлично».

Они не знали, что делать — то ли смотреть на часы, то ли в пол, и я отошел от них. На следующий день она подошла ко мне и стала говорить, как ей понравился семинар, и на этот раз на ней была очень милая блузка с высоким воротником! Она случайно потерпела банкротство и из-за этого поднялась вверх по шкале тонов, добившись больших успехов на семинаре!

Пожалуйста, запомните: эти тона не являются постоянными. Тон человека можно очень легко поднять, если знать, как это сделать. Об этом мы поговорим в следующих главах, а пока что не впадайте в панику, если вы обнаружите себя или кого-то из ваших близких в одном из рассмотренных нами тонов. Важно то, что этому можно помочь, и вам станет легче, когда вы узнаете, что это совсем не сложно!

А вот еще один пример тона скрытой враждебности в действии. Когда я был в Сиэтле, я дал задание группе людей познакомиться с тремя незнакомыми людьми, которые находи­лись в той же комнате. Они приступили к выполнению задания, а я наблюдал за тем, как изменяется их тон.

Мое внимание привлек человек, классический пример тона 1.1. Он был безупречно одет, на нем была яркая спортивная куртка и бабочка, волосы великолепно уложены, и у него были точеные черты лица, словно он сошел с плаката, рекламирующего смокинги. Боже мой, как же он был хорош!

На его лице словно было написано: «Я такой замечательный и заботливый». И с этим выражением липа он пожимал кому-то руку и затем тряс ее двумя руками. И продолжал, продолжал, продолжал трясти!

Тем временем жертва нашего денди с бабочкой, стараясь не показаться обиженным или невежливым, пытался закончить это бесконечное рукопожатие. На лице его было написа­но: «Отдайте мне, пожалуйста, назад мою руку». Он все более и более сосредоточивался на самом себе и чувствовал себя очень неловко.

А человек с бабочкой все продолжал трясти его руку, глядя ему в глаза.

Тот, кто стал жертвой грубой выходки, окончательно ушел в себя и решил, что это он делает что-то не то. На самом деле он все делал правильно. Он просто ощущал себя как человек, испытавший на себе воздействие тона скрытой враждебности.

Другой пример, тетя Хелен спрашивает вас, и ее голос полон тревоги: «Как у тебя дела, дорогой?» Вы отвечаете: «Все прекрасно, тетушка».

Ее брови ползут вверх, и она говорит: «Ты в этом уверен?» -подразумевая, что совсем не все прекрасно. Она очень спокойно усомнилась в том, что вы ей сказали, и вы чувствуете, что уже менее уверены в том, что было сказано минуту назад, и теперь вам надо защи­щаться.

Случалось ли вам вступать в разговор с кем-либо, чувствуя себя при этом «открытым миру», а заканчивать его с чувством, что вы ровным счетом ничего из себя не представля­ете? Начинать разговор в приподнятом настроении, а заканчивать, думая: «А ведь я и не думал, что стал почти лысым». На самом деле лысина здесь не при чем. Просто когда ваш собеседник, не отрываясь, смотрел на линию ваших волос, вы чувствовали, что вас нега­тивно оценивают, но не понимали, в чем дело. В этом состоит скрытая враждебность.

Мы с Бредом дружили уже много лет. Несколько лет назад у нас с ним родился проект, и мы создали свою компанию. Наш бизнес процветал, мы трудились, не покладая рук, и жена Бреда была недовольна тем, что Бред полностью был поглощен своей работой. Она никогда не высказывала вслух своего беспокойства, и я вообще не знал, что это ее волну­ет. Бред тоже не обращал на это никакого внимания!

В начале каждой новой недели Бред еле-еле, будто сонный, тащился в контору.

Время от времени он говорил, что ему необходимо быть более заботливым супругом. И довольно часто он был погружен в себя.

Интересно то, что когда дела в конторе шли плохо, она готовила ему прекрасный обед и старалась во всем угодить ему, чего никогда не было, когда дела в конторе шли хорошо 1

Все это всплыло после того, как мы пережили кризис в делах. На самом деле .она прово­дила закулисную работу, чтобы развалить наш бизнес и нашу дружбу! У нас с Бредом никогда в жизни не было разногласий, а тут ни с того ни с сего стали жить, как кошка с собакой. Как выяснилось потом, она за моей спиной рассказывала Бреду пикантные под­робности обо мне (которые были ложью), а мне рассказывала то же самое о нем! А мы были так поглощены тем, что удача неожиданно отвернулась от нас, что нам просто не­когда было оглянуться и посмотреть на то, что на самом деле происходит вокруг!

Скрытая враждебность. Очень опасное, смертельно опасное эмоциональное состояние для неинформированных и неподготовленных!

А вот еще один случай. Несколько лет назад, когда я пришел на консультацию к хироман­ту, в приемной я увидел секретаршу, которая под самым носом у своего шефа намеренно разваливала дела его офиса!

Потребовалось немного времени, чтобы убедиться в этом, и после того, как она получила расчет (уже не было времени поднимать ее тон, поскольку по ее вине в офисе создалась чрезвычайная ситуация), мы подошли к столу, за которым она работала, и нашли там три неоплаченных счета за аренду помещения, а также уведомление о лишении права аренды, присланное неделю назад разгневанным хозяином-арендодателем.

Все служащие взбунтовались. Помимо всего прочего выяснилось, что по офису циркулиро­вали сенсационные (и ложные) слухи, которые исходили от кого бы вы думали? Ну, ко­нечно же, от нашей секретарши в тоне скрытой враждебности.

Сразу же было доказано, что эти слухи не соответствуют действительности, и тем самым всем служащим стали ясны истинные цели человека, от которого исходили эти слухи.

Когда это все открылось, тут же было прекращено дело, возбужденное против одного из пациентов. Она подала против него иск в суд только на основании того, что он отказывал­ся отвечать на ее телефонные звонки. Она чувствовала себя абсолютно никому не нужной, и ей стало казаться, что именно он в этом виноват. А он и понятия не имел о том, что она ему звонила, потому что кто кроме нее мог ему об этом сказать, если именно она сидела в приемной на телефоне!



Страница сформирована за 1.63 сек
SQL запросов: 190