Роджер Джон, Маквильямс Питер. Жизнь 101
Все, что мы хотели, но не смогли узнать о жизни в школе
ПРЕДИСЛОВИЕ
Так называется книга Джона-Роджера и Питера Маквильямса, ставшая бестселлером 1991 года в США.
Один из ее авторов - Джон-Роджер, написавший в соавторстве со своим издателем Питером Маквильямсом более 10 книг, посвященных проблемам самосовершенствования человека; известен в Америке как организатор и ведущий нескольких крупных духовных школ и семинаров, таких, как Институт индивидуального и всеобщего мира (Institute for Individual and World Peace), цикл семинаров персонального развития (Insight Seminars), Университет здоровья (University for Health), и других.
Он также является основателем Движения за духовное внутреннее сознание (Movement of Spiritual Inner Awareness), объединяющего людей, для которых дух и Бог - неотъемлемая составляющая жизни. Кроме того, Джон-Роджер - автор и ведущий телевизионной программы "Тот, который" (That Which Is). Аудиокассеты с записями медитативных курсов Джона-Роджера "Медитация любви к себе" в сопровождении музыки известного американского композитора и исполнителя Скотта Фицджеральда пользуются большой популярностью.
ПРЕЛЮДИЯ
Что, если бы?
Что, если бы жизнь была совершенной?
Что, если бы Вы жили в совершенном мире совершенных людей, где все и всегда делают совершенные вещи?
Что, если бы Вы имели все, что хотите, и только то, что хотите, именно то, что Вы хотите и именно в то время, в которое хотите?
Что, если, наслаждаясь жизнью в этом совершенном мире в течение довольно длительного времени, Вы вдруг начали бы чувствовать себя не в своей тарелке из-за предсказуемости этого совершенства?
Что, если, спустя еще некоторое, может быть довольно долгое время, Вы начали бы думать: "Похоже, в этом совершенстве недостает риска, приключений и веселья. Постоянная возможность делать все так, как я хочу, начинает казаться скучной".
Что, если, спустя еще более длительный промежуток времени, Вы решили бы: "Совершенство - это совершенно скучное дело".
Что, если именно в этот момент Вы вдруг обнаружили бы в вашем совершенном мире кнопку с надписью: "Удивление".
Что, если, подойдя к ней и прикинув, что могло бы содержаться в понятии "удивление", Вы бы решили: "Возможно, это все же лучше, чем скучное совершенство", - и, глубоко вздохнув, нажали бы на кнопку… и оказались там, где Вы сейчас и находитесь, чувствуя то, что Вы сейчас чувствуете, думая то, что Вы сейчас думаете, имея в жизни все то, что Вы сейчас имеете, читая эту книгу.
ЧАСТЬ 1 Введение в жизнь
Добро пожаловать в жизнь.
Мы назвали эту книгу "ЖИЗНЬ 101", потому что в ней Вы найдете все, что мы хотели узнать о жизни еще в школе, но так и не узнали.
После 10, - а то и более - лет учебы в школе мы знаем, как вычислить квадратный корень (что совсем не нужно нам в повседневной жизни), но мы не знаем, как прощать себя и других (и не знаем, насколько это важно).
Мы знаем направления миграции птиц, но мы не уверены, в какую сторону хотим идти мы сами.
Мы препарировали лягушек, но, наверное, никогда не пытались понять динамику человеческих взаимоотношений.
Мы знаем, кто написал "Быть или не быть, - вот в чем вопрос", но не знаем ответа.
Мы знаем, что такое число ПИ, но не можем с уверенностью сказать, кто мы есть.
Мы знаем, как составить морфологическую схему предложения, но не знаем, как любить себя.
То, что наша система образования не предназначена для того, чтобы учить нас "секретам жизни", не является секретом. В школе нас учат всему, чему угодно, но только не тому, как жить.
Может быть, все так и должно быть. Для того чтобы разоблачить тайны и раскрыть секреты жизни (которая в действительности не является ни таинственной, ни засекреченной), может потребоваться мужество и решительность.
Поскольку Вы взяли в руки книгу с названием "ЖИЗНЬ 101", можно без особого риска сказать, что у вас есть по крайней мере временный интерес к такому объекту изучения, как жизнь. Вы вероятно уже знаете, что жизнь требует от вас чего-то большего, чем просто умения читать, писать и считать.
Мы рады, что в свое время Вы научились читать, иначе Вы не смогли бы прочитать эту книгу. Нас радует также, что Вы научились писать. И считать. Как однажды сказал Май Вест, "один и один будет два, два и два будет четыре, а пять позволит вам получить десять, если Вы знаете, как с этим всем обращаться".
Именно об этом и повествует данная книга: о том, как с этим со всем обращаться и при этом испытывать радость.
Ведь если в этом не будет радости или это будет скучно, вам будет неинтересно.
Хотя многому можно научиться на неудачах и несчастьях, большую часть тех же уроков можно получить через смех и радость. Если Вы чем-то похожи на нас, то у вас, вероятно, неудач и несчастий было более чем достаточно. (Большинство людей, закончив Школу Тяжелых Ударов, тут же автоматически поступают в Университет Неудач и Несчастий.)
Мы относимся к жизни ИСКРЕННЕ, но не собираемся воспринимать ее ВСЕРЬЕЗ. Если Вы ищите серьезную, педантичную, дидактическую инструкцию, то Вы не найдете ее в этой книге. Мы собираемся - с легким сердцем - предоставить в Ваше распоряжение сотни техник и предложений, относительно каждого из которых у нас есть к вам одно и то же предложение:
Попробуйте их.
Если они вам помогут, прекрасно - пользуйтесь ими. Если нет, не расстраивайтесь и займитесь чем-нибудь другим, что окажется подходящим для вас.
Не все в "ЖИЗНИ 101" будет для вас. Мы накрываем большой стол. И салат из моркови с изюмом, от которого Вы откажетесь, может оказаться пределом мечтаний для кого-то другого, а понравившаяся вам икра любителю салата может показаться всего лишь черной соленой массой, не вызывающей желания попробовать ее еще раз.
Если мы скажем нечто, что вам покажется "неправильным", пожалуйста, не спешите переносить свое недоверие на все остальное в этой книге. Это может оказаться "правильным" для кого-то другого. Кто-то, может быть, скажет: "Что за чушь!" о чем-то, что заставило вас задумчиво пробормотать: "Как это верно". Это большой мир, а жизнь имеет не одну правду. Возьмите то, что сможете использовать, и отбросьте остальное.
Если Вы возьмете десять процентов - любые десять процентов - и воспользуетесь ими по своему усмотрению, мы будем считать свою работу сделанной более чем хорошо.
На вопрос: "Кто же НАСТОЯЩИЙ учитель в "ЖИЗНИ 101"?" - мы ответим коротко: "Не мы".
А теперь - добро пожаловать в "ЖИЗНЬ 101". Когда Вы родились, Вы, вероятно, уже получили приглашение, но в то время Вы были слишком молоды, чтобы запомнить это. Поэтому, если Вы начинаете эту "жизнь", пожалуйста, считайте себя приглашенными.
Хотя это всего лишь книга, книга идей, передаваемых из наших умов в Ваши. Это книга лучших пожеланий, передаваемых из наших сердец в Ваши. Если Вы почувствуете этот дух, Вы поймете, что время, которое Вы проводите с нами, может быть очень приятным.
Добро пожаловать!
Почему жизнь?
Что все это означает? Зачем мы здесь? В чем смысл всего этого? И есть ли он вообще, смысл? И почему это кого-то должно волновать?
Почему жизнь?
Вы, вероятно, уже пытались понять смысл жизни и получили устроивший вас ответ, независимо от того, стоил ли он времени, которое Вы на него потратили. А может быть, Вы просто, пожав плечами, пробурчали: "Черт бы меня побрал", - и заказали чизбургер.
Вопросу "В чем смысл жизни?" предшествует вопрос: "А существует ли в жизни какой-либо смысл?". Черт бы нас всех побрал! Мы собираемся искать ответ на первый вопрос, КАК БУДТО ответом на второй является слово "ДА".
Если правда заключается в том, что жизнь не имеет смысла, не имеет цели, тогда то, что мы посвятили несколько страниц рассуждениям о смысле жизни не имеет значения. Фактически, если жизнь не имеет цели, то НИЧТО не имеет значения. Это все равно, что играть в игру без правил, без поля, без ворот, без команд и счета - просто играть общей толпой в пять миллиардов игроков.
Поэтому давайте начнем игру, УСЛОВИВШИСЬ, что в жизни все же есть цель. Тогда наш вопрос приобретет вид: "Если в жизни есть цель, то в чем она?".
Вот наш ответ (который более подробно мы раскроем перед вам в следующих трех главах):
Жизнь предназначена для делания, познавания и удовольствия.
Жизнь слишком важна для того, чтобы о ней говорить.
Делание
У людей есть одна особенность: мы существа, которые постоянно что-то ДЕЛАЮТ. Когда мы не делаем что-либо, мы ДУМАЕМ о делании, что, конечно, тоже является деланием. Когда мы спим, мы ворочаемся и видим сны. Мы делаем упражнения, чтобы держать наше тело в хорошей форме, чтобы мы могли делать еще больше.
Люди прекрасно "спроектированы" для делания. В отличие от деревьев, наши тела могут перемещаться с места на место. Наши эмоции могут меняться от ощущения счастья к печали и обратно в считанные минуты. Наши мысли перемещают нас в места, в которые мы не смогли бы попасть физически: наша память возвращает нас назад в прошлое, наш интеллект способен предвидеть будущие события, и наше воображение переносит нас в места, где мы никогда не были.
Мы даже пытаемся делать нечто с природой. Например, менять в ней что-то местами. Мы, похоже, имеем склонность к реорганизации мира. Мы изобретаем приспособления для перемещения того, что не способны перемещать своей силой в одиночку.
У известного театрального директора Мосса Харта был загородный дом. Обычно во время приездов туда на уик-энд он просил своего дизайнера по ландшафту посадить в одном месте несколько деревьев, в другом - сделать ручей и постараться передвинуть гору на несколько сот футов влево. Автор пьес Джордж С. Кауфман, побывавший в доме у Харта, заметил: "Именно так это сделал бы Господь, если бы у Него были деньги".
Часто говорят, что на расстоянии людские дела напоминают суету муравьев. Мы должны задаться вопросом: "А в чем цель всего этого делания?" В конце концов, мы не скалы, которые, похоже, не многое могут сотворить. Нас наделили способностью к деланию, - но для чего?
Разумеется, нам приходится работать, чтобы удовлетворять свои физические потребности (которые были бы не такими большими, если бы мы работали поменьше), но даже после того, как эти потребности оказываются удовлетворенными, мы продолжаем работать. Почему? Наше предположение:
Наше делание позволяет нам больше познавать.
Познавание
Жизнь для познавания? Познавания чего? Вы сами можете привести пример. Существует много, чему можно было бы поучиться. Первые пять лет мы учимся координировать движения, ходить, говорить, есть. Учимся взаимодействовать с семьей и товарищами по играм. Узнаем много интересного об этой планете и много других вещей, которые отделяют пятилетнего ребенка от новорожденного.
От пяти до десяти мы учимся чтению, письму, арифметике, географии, истории, музыке и занимаемся спортом. Если бы при этом мы не смотрели телевизор, то узнали бы побольше о людях: друзьях, родственниках, врагах, союзниках, соперниках - тех, кто нас поддерживает или, наоборот, нам мешает.
Познавание продолжается. Что-то из того, что мы узнали раньше, оказывается верным (земля круглая; если Вы хотите иметь друзей, будьте другом; чистота - это нечто почти невозможное), а кое-что оказывается ложным (Санта Клаус, например).
Некоторым вещам нам приходится учиться заново или отучаться от них, и в ходе этого процесса мы, возможно, учимся тому, как нужно вести себя при неудачах и разочарованиях. А может быть, и нет.
Оглядываясь на жизнь большинства людей, мы видим, что растут они до возраста 15 или 20 лет. Затем рост замедляется, прекращается или, в некоторых случаях наступает регресс.
Большинство людей объявляют себя "сделанными", как только завершается их формальное образование.
Не подумайте только, что вокруг нас не осталось больше ничего, чему можно было бы учиться. Отнюдь. "Завершение" вовсе не означает окончания. Оно означает всего лишь новое начало.
Чем больше мы узнаем, тем больше мы можем делать.
Чем больше мы делаем, тем больше мы узнаем. Но среди всего этого делания и познавания не забывайте самый важный урок - радость.
Носите свои знания, как часы, в своем кармане и не вынимайте их только для того чтобы показать, что они у вас есть.
Удовольствие
Похоже, удовольствие - это нечто такое, что может иметь место независимо от того, какие еще события, чувства или физические ощущения имеют место.
Вот одна старая история: два брата отправились покататься на пони на ранчо своего дяди, но дядя потребовал, чтобы сначала они выгребли из стойла огромную кучу навоза. Одному брату этот предложение не понравилось, и он не переставал сердито ворчать, пока работал. А другой брат смеялся и пел, самозабвенно работая лопатой. "Чему это ты так радуешься?" - спросил его первый брат. "Ну, - ответил второй, - раз здесь столько навоза, то должны быть и пони".
То же самое и в жизни. Когда жизнь кажется нам действительно, извините, дерьмовой, мы можем - даже во гневе, отчаянии или боли - сказать себе: "Где-то здесь кроется какой-то урок!"
Научитесь получать удовольствие от процесса познавания.
Когда учиться вроде бы и нечему, Вы можете учиться наслаждаться наслаждением. Как заметил две с половиной тысячи лет назад Конфуций, "если у меня есть горсть грубого риса для еды, вода для питья и мои сложенные руки вместо подушки, я нахожу в этом радость". Тортон Уайлдер сказал: "Наслаждайтесь вашим мороженым, пока оно на вашей тарелке, - это моя философия".
Радость может быть не просто чем-то, чем Вы наслаждаетесь в процессе познавания. Она может быть также техникой познавания наиболее глубокого урока. "Когда наши глаза успокоены силой гармонии и мы чувствуем глубокую силу радости, - писал Вордсвос, - мы смотрим в глубь жизни, вещей и явлений".
Жизнь - это метафора
Существует много моделей жизни - аналогии, аллегории и метафоры, позволяющие нам понять такое сложное, запутанное и, на первый взгляд, недоступное для понимания явление, как жизнь.
Существует школа, которая учит, что жизнь - это игра (а также ее варианты типа: жизнь - это бейсбольная игра, жизнь - это футбольная игра, жизнь подобна теннису, жизнь подобна шахматам, жизнь - это "монополия", жизнь - это крокет).
"Жизнь подобна игре в вист, - заметил некоторое время назад Евгений Харе. - Из невидимых запасов извлекаются карты, и все зависит от Ваших рук". Позднее Джон Биллинг закончил мысль: "Жизнь заключается не в том, чтобы иметь хорошие карты, а в том, чтобы хорошо играть теми, какие у вас есть".
Некоторые верят, что Жизнь - Это Запутанная Машина (этот подход очень популярен в Германии). В Северной Калифорнии верят, что Жизнь- Это Компьютер. Вакминстер Фуллер соединил эти два символа: "Земля подобна космическому кораблю, который не поддается ручному управлению".
Так что же такое жизнь - работа или игра? Карл Маркс сказал: "Жизнь - это работа", и Генри Форд был единственным, кто с этим согласился. Не согласились Леон де Монтенакен, который сказал: "Жизнь - это не что иное, как игра", и Лайза Минелли, которая пела: "Жизнь - это кабаре".
Сенека сказал: "Жизнь - это игра. И значение в ней имеет не ее длина, а ее содержание".
Что это за игра? Жан де Ла Брюйер предположил, что жизнь - "это трагедия для того, кто чувствует, и комедия для того, кто думает". Кирк Дуглас назвал жизнь "сценарием фильма". (От Сенеки до Кирка Дугласа в одном параграфе. Неплохо.)
Шекспир, конечно, назвал жизнь "актером, который отпущенные ему часы важно ходит или мучается на сцене…". Бернард Шоу для ответа на вопрос обратился к искусству Барда: "Жизнь для меня не просто короткая свечка. Это нечто вроде великолепного светильника, который мне довелось подержать некоторое время".
Некоторым нравятся музыкальные аналогии. "Жизнь похожа на тромбон, - указывал В.-С.Ханди. - Если Вы ничего не вкладываете в нее, Вы ничего не получаете от нее". Сэмюэль Батлер сказал: "Жизнь подобна игре на скрипке перед публикой, в процессе которой Вы осваиваете этот инструмент". Элла Вилер Вилкокс пела: "Наши жизни - песни. Господь пишет слова, а мы кладем их на музыку, как нам нравится, - и песни получаются радостные, или нежные, или печальные, в зависимости от того, в каком такте мы исполняем музыку".
Одна из лучших литературных аналогий позаимствована из Еврейской Теологической Семинарии: "Жизнь - это единственная буква в алфавите. Она может не иметь смысла. Или может быть частью великого смысла".
Одна из известнейших американок, Хелен Келлер, провозгласила: "Жизнь - это либо приключение, требующее отваги, либо ничто". Бернард Шоу согласился, хотя и по-своему: "Жизнь - это серия вдохновенных глупостей. Трудность заключается в том, чтобы понять, как можно заставить их работать на себя. Не упускайте шанса: он представляется вам не каждый день".
Мы ссылались на слишком эзотерические вещи, давайте вернемся на землю. Как Вы отнесетесь к тому, чтобы завершить эту главу аналогиями из серии "жизнь - это еда?" "Жизнь - это лук, - писал Карл Сандбург. - Вы чистите его и плачете". "Жизнь подобна поеданию артишоков, - говорит нам
Т.-А.Дорган, - вам приходится пройти через многое, чтобы получить так мало". Или, может быть, она больше похожа на то, о чем говорила Аунти Мам: "Жизнь - это банкет, а некоторые бедные сукины дети умирают с голоду"? Дон Маркие назвал жизнь "яичницей-болтуньей". Вы можете сделать из нее все, что вам захочется. То же самое мы можем сказать и о жизни, не так ли?
А что мы думаем относительно того, что такое жизнь? Какую модель мы используем для описания времени, которое проводим вместе? Пожалуйста, переверните страницу.
Главная цель нашего существования - это примирить наше блестящее мнение о себе самих с теми ужасными вещами, которые думают о нас другие.
Жизнь - это классная комната
Вы должны согласиться, что если мы полагаем, что жизнь предназначена для познавания, то сам процесс жизни нам следует представить классной комнатой. Но это не скучная классная комната, в которой Вы-сидите-ровными-рядами-и-слушаете-зануду-профессора. Это (как, мы уверены, Вы уже заметили) - экспериментальный класс. В этом смысле жизнь больше похожа на практический семинар.
Нам доставляет удовольствие думать, что этот класс для семинара жизни устроен так, чтобы мы могли учиться тому, чему нам нужно учиться именно таким образом, каким и надлежит изучать то, что нужно.
Принятое здесь слово не "ХОЧУ", а "НУЖНО".
Мы не всегда изучаем то, что ХОТИМ изучать, когда мы действительно хотим учиться. В курсе биологии в десятом классе нас интересовал только один способ размножения животных, но мы вынуждены были начинать с деления амеб. Нам оставалось только благодарить небеса за "Плэйбой" и "Космополитэн".
У учителя биологии был план урока, не совпадавший с нашим. Похоже, что и у жизни тоже.
Уроки жизни пришли к нам во всех формах и размерах. Как и в школе, наиболее важные уроки иногда приходят в неформальных, совсем не похожих на урок ситуациях. В иные дни за время пятиминутной перемены между уроками Вы, вероятно, узнавали больше, чем во время сорока пяти минут официальных занятий.
Иногда то, что нам необходимо знать, мы познаем формальным путем, например, читая книгу или сидя на уроке. Иногда мы познаем в неформальном, на первый взгляд, случайном процессе: из объявления, прозвучавшего у нас над головой, когда мы ехали на эскалаторе метро, из мимоходом брошенного замечания друга или из песни, льющейся из приемника в руке прохожего ("Don't worry, be happy" - Не беспокойся, будь счастлив).
Нам приятно считать, что случайностей не бывает.
Позитивные уроки не всегда дают позитивное знание. Проколотая шина (вряд ли это можно считать позитивным случаем, если только это не чужая проколотая шина или Вы не владелец магазина автопокрышек) может преподать вам массу уроков: готовность принимать все, что ниспослано судьбой, ценность планирования, терпение, радость оказать услугу (если прокол в шине оказался у другого), благодарность за услугу (если помогли вам) и так далее.
Мы также можем использовать ту же проколотую шину, чтобы пройти (или повторить, или переповторить) уроки, не вызывающие ничего, кроме депрессии: в этой жизни все устроено нечестно; ничему нельзя доверять; если может случиться что-либо плохое, то оно случится в самый неподходящий момент; жизнь - это боль, а затем Вы умираете; никто меня не любит и т. п.
Вы уже начинаете понимать свою роль во всем этом? Класс жизни это вам не третий класс, где каждый предмет и то, что Вы будете учить каждый день, тщательно продумано и запланировано, включая ошибки и неудачи. Вы ВЫБИРАЕТЕ, что Вы будете узнавать из многих уроков, преподанных вам, и именно от вашего ВЫБОРА будет зависеть, чему же Вы в действительности научитесь.
Уроков может быть сколько угодно - и поднимающих вас, и опускающих вниз - мы можем учиться на любом жизненном опыте.
Опыт, как говорится, лучший учитель - при условии, что мы стали лучшими учениками.
Но кто же, на самом деле, учитель?
Кто настоящий учитель?
Настоящий учитель в жизни - не опыт. Это и не подслушанный разговор, и не строка из песни, и не то, что Вы читаете в книгах (и не люди, которые пишут книги).
Настоящий учитель - это ВЫ. Вы тот единственный из всех, кто встречается на вашем пути, кто должен решать, что истинно, а что нет, что вам подходит, а что нет, чему вам учиться сейчас, а что Вы отложите на потом.
Замечали ли Вы, что два человека могут прочитать одну и ту же книгу или посмотреть один и тот же фильм, или прослушать один и тот же курс и в результате запомнить совершенно разные вещи? Лучшее, что жизнь может сделать для вас, - это ПРЕПОДАТЬ вам урок. А усвоите ли Вы его или нет, зависит от вас.
Мы, авторы этой книги, не можем вместе создать ничего лучше, чем жизнь. Все, что мы можем сделать, это представить определенные точки зрения, возможные объяснения и то, что мы (и некоторые наши друзья) вынесли из определенных жизненных ситуаций.
Ознакомившись с тем, что мы предлагаем, Вы можете сказать: "Да, это годится", "Нет, это не пойдет" или "Дайте-ка мне попробовать, а там посмотрим". Если это вам подходит, воспользуйтесь этим: это Ваше. Мы всего лишь облекли в словесную форму то, что Вы уже знали.
Если Вы внимательно прислушаетесь, Вы услышите (или почувствуете) голос внутри себя. Это голос вашего внутреннего учителя. (Мы используем слово "голос", но для вас это может быть образ, или чувство, или ощущение, или любая комбинация из этого.) Этот голос "изнутри" может быть не самым громким, но часто это самый настойчивый, терпеливый и упорный голос.
Как звучит Ваш внутренний учитель? Это тот, кто только что сказал: "Я звучу так".
Если Вы похожи на нас, у вас, вероятно, были и другие голоса, отвечавшие на этот вопрос. "Нет, нет, я звучу так", "Никакого внутреннего голоса нет", "Несколько внутренних голосов? Они думают, я ненормальный?", "Внутренний учитель… Что за бред!"
Но сквозь шум - с любовью, спокойно и, возможно, с некоторым удивлением, вызванным примитивностью этого первого вопроса, - внутренний учитель напоминает вам:
"Я здесь. Я был здесь всегда. Я на твоей стороне. Я люблю тебя".
Кто Вы есть? Кто Вы есть? Кто Вы есть?
А кто эти другие голоса? Кто это там говорит все это? И зачем? И кого мы подразумеваем под ВЫ, когда говорим: "ВЫ - настоящий учитель"?
Проделайте короткий эксперимент. Попробуйте почувствовать, осознать свое тело. Быстро "просканируйте" его от ног до головы. Какие ощущения Вы заметили в нем? Нет ли где участков напряжения? Действительно ли каждая его частичка чувствует себя хорошо? Нет ли где боли или неудобства? Вы чувствуете себя усталым или бодрым?
Теперь обратите свой взор на свои эмоции (или лучше сказать: "Обратите свою способность чувствовать на свои эмоции"). Что Вы чувствуете? Возбуждение? Страх? Раздражительность? Спокойствие? Часто ли Вы испытываете ощущения в области сердца (в центре груди) и в желудке. Что Вы чувствуете там?
Еще один объект для наблюдений: обратите внимание на свои мысли. Какие мысли крутятся в вашей голове? Прислушайтесь к своему уму, занятому процессом мышления. Кто-то однажды замерил по часам скорость человеческого мышления и сказал, что мы думаем со скоростью 1200 слов в минуту. Как они сосчитали их, мы не знаем. Как они перевели мышление, которое протекает в форме зрительных образов и ощущений, в слова, мы тоже не знаем. Однако эта цифра создает ощущение "болтовни", которая звучит в наших головах. Прислушайтесь к этой болтовне на минутку.
Благодарим вас. Теперь несколько вопросов: кто делает все это? Кто исследовал тело? Кто прислушивался к ощущениям? Кто наблюдал за умом?
Может быть, это было нечто большее, чем тело, большее, чем эмоции, большее, чем ум. Возможно, это были ВЫ.
Никто не может быть точно таким же, как я. Иногда даже мне удается это делать с трудом.