Вирджиния Сатир. Как строить себя и свою семью
Рецензент и автор послесловия доктор психологических наук А. С. Спиваковская
Автор книги — прогрессивный американский психолог В. Сатир, основоположник семейного консультирования, продолжатель гуманистического направления в психологии, приглашает читателя к разговору о проблемах семейной жизни
Как научить любить и быть любимым, как посмотреть на себя глазами своих детей, как сделать взаимоотношения в семье гуманными — вот далеко не полный круг вопросов, затронутых автором. Книга написана с искренней любовью к человеку, верой в его творческие возможности, с тонким и добрым юмором.
Предисловие
Мне было пять лет, когда я решила, что обязательно стану детским детективом. Тогда я смутно представляла себе, какой будет эта работа, но отчетливо ощущала, что в семье есть нечто такое, что трудно сразу разглядеть, не вникнув глубоко в мир человеческих отношений, мир, полный таинственных загадок, нередко скрытых от глаз.
Теперь, спустя столько лет, поработав с тысячами семей, я убедилась в том, что большинство этих загадок так и не разгадано. Работа многому меня научила, открыла новые возможности и перспективы для дальнейших открытий. Сейчас мне совершенно ясно, что семья — это микрокосмос всего мира. Чтобы понять его, достаточно познать семью. Проявления власти, интимности, независимости, доверия, навыков общения, существующих в ней, — ключ к разгадке многих явлений жизни. Если мы хотим изменить мир, нужно изменить семью.
Семейная жизнь напоминает айсберг. Большинство людей видит лишь его малую надводную часть и обманывает себя, думая, что видит его целиком. Некоторые догадываются, что айсберг — несколько больше, но не знают, что же именно представляет собой его невидимая часть. Не зная всех тонкостей семейной жизни, можно направить ее опасным курсом.
Подобно движениям опытного моряка, который должен учитывать форму и размеры скрытой части айсберга для того, чтобы корабль спокойно прошел по намеченному курсу, жизнь семьи зависит от того, насколько она понимает, осознает и учитывает чувства, потребности, намерения, побуждения и мысли каждого своего члена, а они нередко скрыты именно в подводной части, заслонены от нас повседневными событиями, привычными словами, действиями и поступками.
За годы работы я научилась находить ответы на многие семейные вопросы, выбирать пути для их удачного решения. В этой книге я хочу поделиться своими знаниями с читателями.
Я искренне верю, что сегодня, когда человечество проникает в микромир атома и в гигантские пространства межгалактической астрономии, можно существенно продвинуться в понимании не менее важного вопроса: что же происходит, когда один человек общается и взаимодействует с другим? Я верю, что через тысячу лет историки определят наше время как начало новой эпохи, когда каждый человек становится истинно гуманным.
Я долго думала о том, что же такое гуманность, какого человека можно назвать гуманистом. Гуманист — это, на мой взгляд, тот, кто понимает, ценит и развивает свое тело, свой организм, самого себя, считает себя красивым и нужным людям; тот, кто реалистично и честно относится к самому себе и к другим; способен идти на сознательный и обдуманный риск; стремится к мастерству и компетентности в том деле, которым занимается, ищет новые пути в жизни и изменяет ситуацию, если это необходимо; он не боится изменений; готов отказаться от привычного, если это целесообразно и мешает ему и другим людям исправить ошибки, если это наносит вред.
В результате человек становится по-настоящему физически здоровым, жизнь его наполняется любовью, добром, становится естественной, творческой, пронизывается глубокими чувствами, личной ответственностью. Он уверенно стоит на земле, способен глубоко любить, бороться с трудностями и преодолевать их. Он в равной степени способен быть нежным и жестким, продуманно и осознанно подходит к своим поступкам и в результате этого достигает намеченных целей.
В работе с семьями я обнаружила, что все успехи и неудачи в воспитании нового человека связаны с четырьмя основными психологическими явлениями.
Во-первых, это чувства и мысли человека по отношению к самому себе, я называю их самооценкой.
Во-вторых, это способы, с помощью которых люди передают друг другу различную информацию, делятся переживаниями и соображениями, я называю это способами коммуникации.
В-третьих, это правила, которых придерживаются и которым следуют люди в своей жизни. Они составляют некую совокупность, которую я называю семейной системой.
В-четвертых, это методы, с помощью которых семья осуществляет свои связи с другими социальными институтами, я называю их социальными связями.
Совершенно неважно, что конкретно побудило семью обратиться к специалисту за психологической помощью: неверность жены или депрессия мужа, отклоняющееся, противоправное поведение сына или невроз у дочери — важно то, что процесс воздействия во всех случаях может быть идентичен. Чтобы уменьшить или устранить семейную боль, необходимо найти ключик для понимания каждого из перечисленных выше четырех явлений.
При всем разнообразии проблем семья, испытывающая боль, всегда характеризуется: низкой самооценкой, ненаправленными, спутанными, неясными, в значительной степени нереалистичными и нечестными коммуникациями; ригидными, инертными, стереотипными, негуманными, не направленными на помощь другим и чрезмерно ограничивающими жизнь правилами поведения; социальными связями, либо обеспечивающими покой в семье, либо наполненными страхом и угрозой.
Я с радостью встречаюсь с беспроблемными и зрелыми семьями; часть из них стали такими после определенной психологической работы, позволившей выявить свойственный им потенциал. Для зрелых семей характерны такие качества: высокая самооценка; непосредственные, прямые, четкие и честные коммуникации; правила в этих семьях подвижны, гуманны, ориентированы на приятие, а члены семей способны к изменениям; социальные связи открыты и полны позитивных установок и надежд.
Подобные изменения в семье происходят в результате кропотливой работы и обоюдной заинтересованности всех ее членов.
Неважно, где хирург учится своему мастерству, в любом случае он способен оперировать каждого человека, поскольку анатомическое строение в основном одинаково. Работая с семьями, проблемными и благополучными на большинстве континентов Земли, я пришла к выводу, что во всех семьях: каждый так или иначе оценивает себя — позитивно или негативно, главный вопрос — как именно?
Человек общается, налаживает связи с другими, главный вопрос в том, как он это делает и каких результатов добивается в итоге.
Он следует определенным правилам в своей жизни, важно понять, каковы эти правила и насколько успешно человек пользуется ими.
Все перечисленное выше можно встретить в любой семье, где есть родители, которые воспитывают детей, пока те не станут взрослыми, в неполной семье, где один из родителей воспитывает детей после смерти другого, развода или заключения в тюрьму, в семьях с приемными детьми или детьми от предшествующих браков, в которых родители или один из них не является родным отцом или матерью ребенка. То же наблюдается и в жизни детей, воспитывающихся в государственных учреждениях. В настоящее время дети растут в разных семейных структурах.
Конечно же, каждый из перечисленных типов семей имеет свои специфические особенности, и мы остановимся на них позже. Однако базисными для жизни семьи являются все те же психологические составляющие: самооценка, коммуникации, правила и социальные связи.
Отношения в семье — это те нити, узы, связи, которые объединяют людей в единое целое. Мы будем анализировать их различные составляющие, и я надеюсь, это поможет вам лучше понять структуру вашей семьи, найти пути к обновлению отношений с близкими людьми. Это даст вам возможность испытать радость от совместной работы, от общения в вашей «семейной команде».
Читая эту книгу, вы иногда встретитесь с просьбой проделать некоторые упражнения, которые дадут вам знания о том, как вы должны поступить в той или иной ситуации, общаясь с другими людьми. Я прошу вас постараться выполнить все предлагаемые упражнения, даже в том случае, когда они кажутся вас примитивными и глупыми. Выполнение их поможет вам добиться того, чтобы обстановка в вашей семье стала менее тревожной и психологически более зрелой. Чем больше членов семьи примет участие в этой работе, тем значительнее будет ваш успех. Вы ведь прекрасно знаете, что трудно научиться плавать, стоя на берегу, учиться плавать можно лишь на воде.
Если вы не уверены, что члены вашей семьи согласятся поработать вместе с вами, я могу вам посоветовать прочувствовать сердцем, о чем именно вы бы хотели их попросить, и выразить свою просьбу очень просто и очень прямо. Если вы по-настоящему настроены на совместную работу и верите в то, что она принесет результат, то просьба будет звучать весьма привлекательно, и ваши близкие захотят помочь вам. Спросите их: «Не хотели бы вы поучаствовать вместе со мной в эксперименте, который может оказаться интересным и полезным для нас?» — такой вопрос максимально настроит их на положительное решение.
Помните, что угрозы, требования, приказы всегда приводят к результатам, противоположным тому, чего мы хотим.
Я наблюдала немало трагедий, происходивших в разных семьях. Каждая из них глубоко трогала меня, проникала в душу. С помощью этой книги мне хочется уменьшить боль тех семей, с которыми я никогда не смогу встретиться. Более того, я надеюсь предотвратить те трудности, которые могут ждать наших детей в будущем. Конечно, нельзя совершенно исключить боль из человеческой жизни. Есть два ее вида: одна — связанная с осознанием проблемы; вторая, которую мы испытываем, когда нас подавляют или обвиняют. И если первой боли избежать невозможно, то второй в нашей жизни может и не быть. Можно направить наши усилия на исправление того, что поддается изменению, и найти наилучшие способы сосуществования с тем, что изменить невозможно.
Господи, дай мне терпение принять то, что я не в силах изменить,
Дай мне силы изменить то, что я могу изменить, И дай мне мудрость научиться отличать одно от другого.
Лучше этого не скажешь. Читая эту книгу, может быть, вы испытаете и ту и другую боль, вспомните что-то неприятное, печальное или трудное. Новое знание о себе и о том, как брать ответственность на свои плечи, наверняка принесет тяжелые и трудные переживания.
Однако, если, закрыв книгу, вы обнаружите в себе новые возможности и силы и увидите новые пути, по которым может идти ваша семья, я считаю, что задача будет выполнена.
Глава 1. Как выглядит ваша семья?
Хорошо ли вам живется сейчас в вашей семье? В тех семьях, с которыми мне приходилось работать, этот вопрос практически никогда не поднимался. Живя вместе, люди полагают само собой разумеющимся, что все довольны. Если в семье нет явного конфликта, принято считать, что все удовлетворены сложившейся ситуацией. Я думаю, что многие из членов семьи даже не осмеливаются задать себе этот вопрос. Они мирятся с жизнью, которая кажется им более или менее удачной, и не предполагают, что семейную ситуацию можно вообще как-то изменить.
Чувствуете ли вы, что живете с друзьями, с людьми, которые вам нравятся, которых вы уважаете, с людьми, которые уважают и любят вас? Этот вопрос обычно вызывает недоумение: «Хм… Я никогда не задумывался над этим, это ведь моя собственная семья» — как будто члены семьи чем-то отличаются от всех остальных людей!
А быть членом вашей семьи — это интересно и приятно? Действительно, существует много семей, члены которых считают, что жизнь в их доме приятнее и интереснее, чем где-либо еще. Но многие люди долгие годы, день за днем живут в семьях, которые им неприятны. Такие люди воспринимают свою семью как поле боя или непосильное, тяжелое бремя.
Если вы ответите «Да» на все три вопроса, то я уверена, что вашу семью можно назвать зрелой и гармоничной. Если вы ответили «Нет» или «Не всегда», вы скорее всего живете в семье, в которой есть определенные трудности и проблемы. Это не означает, что ваша семья плохая. Это говорит лишь о том, что члены вашей семьи не очень счастливы и не научились по-настоящему любить и ценить друг друга.
Познакомившись с сотнями семей, я поняла, что существует как бы два типа семей: зрелая семья и проблемная. Каждая зрелая семья живет своей особой и неповторимой жизнью, хотя можно найти много общего в том, как строятся отношения в таких семьях. Проблемные семьи, независимо от характера проблем, также имеют много общего в своей жизни. Поэтому мне хочется предложить вам некое обобщенное описание каждого из этих двух типов семей. Конечно, эти обобщения не могут отразить все конкретные черты жизни каждой семьи, однако не исключено, что в каком-то из описаний вы более или менее точно увидите нечто, что напомнит вам вашу собственную семейную жизнь. Атмосферу проблемной семьи чувствуешь очень быстро. Как только я попадаю в такую семью, я сразу начинаю испытывать особое неудобство и дискомфорт. Иногда я ощущаю холод, как будто все оказались на морозе: члены семьи чрезвычайно вежливы друг с другом, и каждому очень тоскливо. Иногда я чувствую себя так, словно балансирую на крутой вершине и никак не могу занять устойчивое положение. Или это может быть ощущение тяжести и напряжения, какое бывает перед грозой, когда дождь и гром могут разразиться в любую минуту. Иногда семейная атмосфера полна скрытности, как будто вы находитесь в штабе шпионского главнокомандующего. Порой мне становится очень грустно без видимых причин. Я понимаю, что это происходит оттого, что все источники жизни перекрыты.
Когда я попадаю в одну из перечисленных ситуаций, мой организм мгновенно дает особую реакцию. Меня начинает подташнивать, плечи опускаются, в спине возникает ощущение скованности, появляется головная боль. Интересно, думаю я, неужели члены этой семьи каждый день чувствуют то же, что я сейчас испытываю. Позже, когда мы знакомимся ближе и люди начинают рассказывать о себе и о своей семье, о своих чувствах и переживаниях, я убеждаюсь, что это действительно так. Каждый день они испытывают то же, что я почувствовала при первом знакомстве с их семьей. Вновь и вновь переживая эти ощущения при работе с различными проблемными семьями, я поняла, почему так часто болеют люди, у которых не складывается семейная жизнь. Их организм просто очень по-человечески реагирует на бесчеловечную атмосферу, в которой они живут.
Может быть, вам покажутся странными и удивительными реакции, которые я описала. Хочу отметить, что соматическая реакция каждого человека на окружающих людей крайне индивидуальна и, кроме того, она не всегда осознается. Большинство из нас с возрастом научаются не замечать этих ощущений, а некоторые люди настолько хорошо отключаются, что совсем перестают осознавать реакции своего организма, не могут установить связь своих ощущений с различными внешними событиями, не могут понять их причину и источники. Годы спустя у таких людей может обнаружиться какая-то соматическая болезнь, однако они не могут понять, по каким причинам эта болезнь возникла. Как психотерапевт, я должна была научиться фиксировать в себе эти ощущения и обнаруживать подобные реакции организма своих клиентов. Соматические сигналы помогают мне разобраться во всем, что происходит. Надеюсь, что эта книга поможет и вам научиться распознавать такие важные знаки, которые подает нам организм. Первый шаг на пути к изменению — это понимание того, что происходит на самом деле.
В проблемных семьях лица и тела людей говорят об их страданиях. Их тела скованны и напряженны или неуклюже сутулятся. Их лица кажутся мрачными, угрюмыми или печальными или могут ничего не выражать, словно маски. Глаза смотрят в пол, они не видят других людей. Кажется, что они не только не видят, но и не слышат. Голоса их звучат резко и скрипуче или почти не слышны.
Трудно заметить хоть какие-то проявления дружеского расположения между членами этих семей, где никто никогда не улыбнется. Кажется, что эти люди живут друг с другом исключительно по обязанности. Иногда мне удавалось подметить проблески света от одного из членов семьи, но все попытки разрядить обстановку натыкались на глухое сопротивление. Юмор в таких семьях чаще превращается в иронию, сарказм или даже насмешку. Взрослые настолько заняты, ибо без конца диктуют детям и друг другу, что должно и не должно делать, что у них просто не остается возможности для радостного общения. Нередко члены проблемных семей искренне поражаются тому, что можно наслаждаться обществом друг друга.
Встречаясь с неблагополучными семьями, я всякий раз спрашиваю себя: как же этим людям удается выжить в подобной атмосфере? Я обнаружила, что в некоторых семьях люди просто избегают друг друга: они настолько погружаются в свою работу или в какие-то дела вне дома, что все реже и реже общаются со своими близкими. Это же очень просто — жить с кем-то под одной крышей и не видеться целыми днями.
Мне очень нелегко работать с такими семьями. Я вижу безнадежность, беспомощность, одиночество. Я чувствую браваду в попытках скрыть от себя и других истинное положение дел, браваду, которая может со временем погубить человека. В некоторых семьях люди цепляются за малейшую надежду, они могут вопить, придираться друг к другу, изводить своих ближних. В других — люди махнули рукой и годами несут свой крест, страдая или принося страдание своим родным. Я бы никогда не взялась за работу с такими семьями, если бы не была убеждена в том, что они могут измениться, и многие из них действительно меняются. Семья может стать тем местом, где каждый найдет любовь, понимание и поддержку, даже если жизнь за пределами дома складывается не очень удачно. В семье можно отдохнуть и набраться сил, чтобы чувствовать себя увереннее в окружающем мире. Но для миллионов неблагополучных семей все это больше похоже на сказку.
В нашем урбанизированном и индустриальном мире социальные институты должны быть экономичными, практичными, эффективными, однако по большей части они бесчеловечны. Почти каждый испытывает на себе определенное давление от взаимодействия с негуманными социальными институтами; мы чувствуем унижение или неравенство, ограничения или отвержение. Для людей, живущих в проблемных семьях, которые находятся в бесчеловечных условиях в собственном доме, эти трудности особенно тяжелы.
Никто не хочет подобной жизни, и люди живут так только потому, что не знают, как все это можно изменить.
А теперь на пять минут прервите чтение и подумайте о тех семьях, которые вы хорошо знаете… Может быть, они напомнят вам описанные проблемные семьи? Были ли в семье, в которой вы выросли, какие-то признаки проблемности: холод и бездушие, сверхкорректность и таинственность, хаос и неразбериха? Какова семья, в которой вы живете? Обнаружили ли вы в вашей семье какие-то проблемы, которых раньше не замечали?
В зрелых семьях совсем другая атмосфера! Как только я попадаю туда, я ощущаю естественность, честность и любовь. Я чувствую, что моя душа, сердце и разум находятся в полном соответствии друг с другом. Люди, окружающие меня, выражают свою любовь и уважение друг к другу.
Я чувствую, что, если бы я жила в такой семье, меня бы всегда выслушали, а я с интересом выслушала бы других, со мной бы стали считаться, и я считалась бы с другими, я могла бы открыто проявлять свою радость и боль, а рассказывая о неудаче, не боялась, что меня поднимут на смех, так как все в моей семье понимают, что вместе с риском, с попытками попробовать что-нибудь новое в жизни, обязательно будут и ошибки, которые означают, что я расту и развиваюсь. Я бы чувствовала себя полноценным человеком: любимым, высоко ценимым, нужным в окружении людей, которые ждут от меня любви, признания и уважения. Мне легко было бы с юмором относиться к жизни, смеяться и шутить, когда это уместно.
В благополучных семьях легко увидеть и услышать проявления особой жизненной силы. Люди, счастливо живущие друг с другом, даже выглядят по-особому. Их движения свободны и грациозны, выражение лица умиротворенное. Люди смотрят друг на друга, а не сквозь друг друга или в пол; они искренни и естественны в отношениях друг с другом. Дети, даже младенцы, в таких семьях выглядят непосредственными и дружелюбными, а все другие члены семьи относятся к ним с уважением, как к полноценным личностям.
Дом, в котором живет такая семья, наполнен светом и яркими красками. Это действительно место для жизни людей, предназначенное для радости и удовольствия.
Когда в семье спокойствие, это мирное спокойствие, а не тревожное молчание или молчание от страха, это и не предостерегающее молчание. Когда в доме буря — это знак какой-то очень важной, значительной активности, а не попытка перекричать всех остальных. Каждый член семьи уверен в том, что дома он может быть услышанным. Если же сейчас в семье почему-либо не до него, он прекрасно понимает, что дело именно в недостатке времени, а не в недостатке любви.
Люди в таких семьях с удовольствием прикасаются друг к другу, открыто выражая при этом свои чувства, совершенно независимо от возраста. Доказательства любви и заботы не ограничиваются только вынесением мусора, приготовлением еды или заработком. Люди проявляют свою любовь, открыто беседуя друг с другом и очень внимательно слушая, они могут быть прямыми, открытыми и честными, могут быть такими, какие они есть, и наслаждаться тем, что могут быть вместе.
Члены зрелой семьи чувствуют себя настолько свободно друг с другом, что не стесняются говорить о своих чувствах. Все, что они чувствуют, может быть высказано — разочарование, страх, боль, гнев, критика, равно как шутка и похвала. Если случается так, что у отца по каким-то причинам плохое настроение, сын может откровенно сказать: «Эй, отец, ты сегодня не в духе». Он не боится, что в ответ услышит крик: «Кто тебе позволил говорить с отцом в таком тоне!» Вместо этого отец дружелюбно скажет: «Да, я чувствую, что сегодня не в форме, у меня был адски трудный день». На это его сын может ответить: «Хорошо, что ты сказал мне об этом, отец. А то я думал, что ты за что-то сердит на меня».
Зрелая семья способна к продуктивному и согласованному планированию своей жизни, однако, если что-то в плане нарушается, она может спокойно принять и оценить эти изменения. Члены зрелой семьи способны без паники реагировать на различные жизненные ситуации. Например, представим себе, что ребенок разбил чашку. В проблемной семье этот эпизод может окончиться получасовой лекцией, шлепками, ребенок в слезах будет препровожден в свою комнату. В зрелой семье вероятнее всего кто-то из родителей заметит: «Джонни, ты разбил свою чашку. Ты не порезался? Сам все уберешь, возьми веник и тряпку, вытри лужу и собери осколки. А я дам тебе стакан». Если потом кто-то из родителей заметит, что ребенок небрежно или неправильно держит чашку, он может сказать: «Я думаю, чашка разбилась потому, что ты не держал ее двумя руками». Таким образом, этот инцидент будет использован как возможность обучения ребенка, что повысит его самооценку, а не обернется наказанием, которое поставит самоценность ребенка под вопрос. В зрелой семье хорошо видно, что человеческая жизнь и чувства людей — это самое важное, гораздо важнее, чем что-либо еще.
Родители ощущают себя лидерами-вдохновителями, а не авторитарными руководителями. Свою задачу они видят в том, чтобы научить детей оставаться людьми в любой жизненной ситуации. Они готовы сообщать своим детям негативные оценки так же, как и позитивные, они готовы огорчаться, гневаться, расстраиваться так же, как веселиться и радоваться… Их поведение не расходится со словами.
В проблемных семьях все происходит наоборот: родители призывают детей не обижать и не огорчать друг друга, а сами шлепают или бьют их за то, что они не сказали «пожалуйста» или невежливо ответили на замечание.
Родители всего лишь люди; они не становятся автоматически воспитателями в тот момент, когда их ребенок появляется на свет. Они усваивают важную истину, что хороший воспитатель умеет выбрать соответствующую ситуацию и время, чтобы поговорить с ребенком тогда, когда тот действительно готов выслушать родителя. Когда ребенок ведет себя неправильно, отец или мать пытаются понять причину такого поведения и проявляют максимум внимания, стараясь свой поддержкой помочь ему. Ребенку становится легче преодолеть свой страх и чувство вины, что значительно укрепляет позицию родителей.
Не так давно я была свидетельницей того, как мастерски и очень человечно справилась с конфликтной ситуацией одна мама из зрелой гармоничной семьи. Когда она увидела, что ее сыновья, пяти и шести лет, дерутся, она спокойно развела их в стороны, взяв каждого за руку, и села так, что слева от нее сидел один мальчик, а справа — другой. По-прежнему держа их за руки, она попросила каждого рассказать ей, что произошло, и внимательно выслушала обоих по очереди. Задавая вопросы мальчикам, она шаг за шагом восстановила причину конфликта: пятилетний брат взял монетку из кошелька шестилетнего. По мере того как ребята говорили о своих обидах, она помогала им восстановить контакт между собой, вернуть монетку настоящему владельцу и помириться. Ребята получили хороший урок конструктивного решения проблемы.
Родители в зрелых семьях знают, что изначально дети не могут быть плохими. Если ребенок ведет себя плохо, это означает только, что между ним и родителями возникло недопонимание или что самооценка ребенка угрожающе снизилась. Такие родители знают, что научиться чему-либо можно лишь в том случае, если у тебя высокая самооценка и ты чувствуешь, что окружающие также положительно тебя оценивают. Поэтому они никогда не реагируют на поведение своих детей так, чтобы унизить их достоинство. Даже если с помощью наказания или унижения можно изменить что-то в поступках ребенка, это еще не будет истинным результатом. Настоящих изменений нельзя добиться так быстро и легко.
Когда нужно поправить ребенка, а все дети время от времени нуждаются в этом, зрелые родители спрашивают о том, что происходит, выслушивают их, стараются получше понять и вникнуть в их переживания, принимая во внимание естественное желание ребенка учиться новому и быть хорошими. Все это помогает быть успешными воспитателями. Да и дети учатся на примере взрослых, повторяя то, что они делают.
Семейная жизнь, пожалуй, самый трудный вид деятельности в мире. Семейные отношения напоминают организацию совместной деятельности двух предприятий, объединивших свои усилия для производства единого продукта. Когда взрослая женщина и взрослый мужчина вместе воспитывают ребенка от младенчества до зрелости, они сталкиваются со всеми проблемами, которые когда-либо знало человечество. Родители из зрелых семей понимают, что проблемы обязательно будут возникать, хотя бы потому, что сама жизнь будет их ставить, но они будут всякий раз искать творческие решения возникающих проблем. В отличие от них проблемные семьи стараются направить всю свою энергию на безнадежную попытку жить так, чтобы вообще не иметь проблем. Когда же проблемы возникают, а они не могут не возникать, оказывается, что возможности для их решения уже исчерпаны.
Зрелые семьи отличаются от проблемных тем, что родители верят: изменения неизбежны — дети переходят от одной стадии развития к другой, и взрослые никогда не останавливаются в своем развитии и постоянно переходят от одного состояния к другому. Ведь мир вокруг нас постоянно меняется. Взрослые принимают изменения как неотъемлемую часть бытия, стараются творчески использовать их в своей жизни, чтобы сделать семью более зрелой.
Задумывались ли вы когда-нибудь о том, что такое зрелая семья? Можете ли вы вспомнить моменты, когда ваша собственная семья вела себя так, как это свойственно зрелым людям? Попробуйте вспомнить, как вы себя чувствовали и что ощущали в эти моменты. Часто ли такие моменты возникают в вашей семье?
Некоторые люди, вероятно, посмеются над моими описаниями зрелой семьи или подумают, что невозможно организовать жизнь и отношения в каждой семье таким образом. Мне им хочется сказать, что я имела счастливую возможность видеть множество таких семей, и уверяю вас — это на самом деле вполне реально! Душа человека всегда тянется к любви.
Другие мои критики, наверное, заметят, что напряжение и труд ежедневной работы на производстве не оставляют возможности тратить много времени и усилий на отношения в семье. На этот вопрос я отвечу так: хорошо налаженные семейные отношения — это вопрос выживания, вопрос первостепенной жизненной важности.
Неблагополучные семьи порождают неблагополучных людей с низкой самооценкой, что толкает их на преступление, оборачивается душевными болезнями, алкоголизмом, наркоманией, нищетой и другими социальными проблемами. Если мы приложим все усилия, чтобы семья стала тем местом, где человек может получить настоящее гуманистическое воспитание, мы обеспечим себе более безопасный и человечный мир вокруг. Семья может стать местом формирования истинных людей. Каждый из нас — это открытие, каждый из нас уникален.
Все люди, в чьих руках сила и власть, когда-либо были детьми. Как они используют свои возможности, во многом зависит от того, чему они научились в детстве в своей семье. Если помочь неблагополучной семье стать зрелой, а зрелой подсказать как быть еще гармоничнее, гуманистический потенциал членов таких семей значительно возрастет и вместе с ними проникнет в правительство, школы, на предприятия и организации, — словом, во все социальные институты, влияющие на качество нашей жизни.
Я убеждена, что каждая проблемная семья может стать зрелой. Большинство причин неблагополучия таких семей кроется в личном опыте каждого члена семьи, опыте, который он приобрел в течение жизни. А поскольку этот опыт есть результат научения, можно научиться жить иначе. Вопрос только в том, как это сделать.
Во-первых, вам необходимо признать, что временами ваша семья действительно бывает неблагополучной.
Во-вторых, вы должны простить себе прошлые ошибки и изменить свою жизнь, хорошо осознавая, что можно жить по-другому, не так, как это было до сих пор.
В-третьих, надо принять решение о необходимости изменения ситуации.
В-четвертых, сделать первые шаги на пути к этим изменениям.
Как только вы отчетливо увидите проблемы вашей семьи, вы поймете, что всё, что вы раньше делали, было лучшим из того, что вы вообще могли тогда делать. Нет смысла начинать новую жизнь с самообвинения или упреков в адрес близких людей.
Однако мне приходилось встречаться и с людьми, у которых постоянно низкая самоценность. Они все время ждут насмешки, обмана, унижения, оскорбления со стороны окружающих людей. В конечном итоге они становятся жертвами. Ожидая угрозы, такие люди, как правило, именно это и получают. Защищая себя, они прячутся за стеной недоверия и погружаются в мучительное состояние одиночества и изоляции. Отделяясь от остальных людей, они становятся апатичными, вялыми, равнодушными как к самим себе, так и ко всему, что их окружает. Таким людям очень трудно видеть, слышать, понимать других, четко мыслить и принимать самостоятельные решения, поэтому они или унижаются перед окружающими, всецело и слепо подчиняются им, или же грубо и деспотично подавляют других людей. Они выстраивают внутри себя психологические барьеры.
Таким людям свойствен постоянный страх — неизменный спутник недоверия и одиночества. Страх сковывает и ослепляет человека, мешает ему найти новые решения собственных жизненных проблем. Вместо этого страх толкает человека на самозащиту. (Страх — это всегда предвидение чего-то неприятного в будущем. Я заметила, что, как только человек выражает готовность понять, чего он боится в настоящем, его прежний страх исчезает.)
Человек с низкой самооценкой не только охвачен страхами, но он еще как бы накапливает опыт неуспеха, ошибок, поражений и постепенно начинает чувствовать себя полностью безнадежным. «Я абсолютный неудачник, иначе все эти ужасные вещи не происходили бы со мной», — частенько говорит он себе. Некоторые люди спасаются тем, что начинают пить, принимать наркотики или как-то иначе стараются уйти от ответственности.
Суть дела состоит в том, что истинные источники проблем вашей семьи оставались как бы невидимыми для всех вас, для всех ваших близких, — причем не потому, что кто-то отказывался их видеть, а потому, что вы все не знали, куда смотреть, или были приучены воспринимать жизнь так, что ничего разглядеть просто не удавалось.
Вам нужны особые «очки разума» или особые «умственные увеличительные стекла», с помощью которых вы сможете разглядеть, а может быть, впервые увидеть причины ваших семейных трудностей.
Читая эту книгу, вы время от времени будете брать такие «очки» и смотреть прямо туда, где находятся истинные причины ваших проблем, чтобы понять, что может привести к счастью или к горю ваш семейный корабль.
Итак, первое, что нам нужно как следует разглядеть, это самооценка.
Глава 2. Котел, которого никто не видит
Определить, что такое самооценка, не так уж легко: самооценка — это отношение и чувство к себе, представление человека о себе. Самооценка проявляется в поведении каждого из нас.
Когда я была маленькой девочкой, я жила на ферме в Висконсине. На заднем крыльце дома возвышался огромный черный котел, он блестел на солнце своими круглыми боками и стоял на трех ногах. Моя мама готовила в котле свой особенный суп, поэтому какую-то часть года в котле был суп. В разгар молотьбы мы наполняли котел тушеным мясом. В другое время года мой отец хранил в нем луковицы цветов. Мы все называли этот котел котлом трех «с» (т. е. котлом трех содержаний). Любой, кто хотел использовать этот котел, обязательно должен был поинтересоваться: чем сейчас он наполнен? Насколько он полон?
Много лет спустя, когда люди рассказывали мне о себе, о том, чувствуют ли они свою жизнь наполненной или пустой, есть ли у них ощущение собственной ненужности или внутреннего надлома, я вспоминала об этом старом котле.
Как-то у меня на приеме была семья, и члены ее никак не могли объяснить друг другу, что они чувствуют, тогда я вспомнила этот черный котел и рассказала им про него. Вскоре члены семьи начали говорить о своих индивидуальных «котлах» — есть ли у них чувства уверенности или одиночества, стыда или безнадежности. Потом они рассказали мне о том, насколько им помогла эта метафора.
Пользуясь таким простым образом, многие мои пациенты оказываются способными высказать то, о чем им было очень трудно говорить. Отец, например, может сказать: «Мой котел сегодня полон». И его близкие поймут, что он чувствует себя как бы стоящим на вершине горы, что он полон энергии, хорошо и бодро себя чувствует, уверен в своей значимости для других. Или сын скажет: «Мой котел пуст». Это говорится тогда, когда он чувствует, что никому не нужен, когда он чувствует себя усталым, неинтересным, обиженным, неспособным любить. Это также может означать, что с ним не все благополучно, он вынужден мириться с тем, что имеет, и даже не может пожаловаться.
Безусловно, «котел» слишком прозаичное слово. Кому-то оно может показаться неуместным. Однако многие научные понятия, которыми пользуются профессиональные психологи для определения самооценки, звучат совершенно нежизненно, они выглядят выхолощенными и стерильными. Семьям порой легче выразить свои чувства и ощущения, используя термин «котел», с помощью этой метафоры легче понять и других людей.
Обогатив свой лексикон подобной терминологией, люди внезапно ощущают свободу и легкость, потому что этот несложный способ выражения своего внутреннего состояния позволяет им преодолеть внушенное этикетом и культурой табу на выражение подлинного чувства. Например, жена, сомневающаяся в том, может ли она сказать своему мужу о чувстве одиночества, отверженности, тоски, теперь, пользуясь термином «котел», открыто говорит: «Не надо сейчас меня беспокоить — мой котел весь грязный!»
Итак, в этой книге, когда я пользуясь словом «котел», я имею в виду самоценность или самооценку; эти термины взаимозаменимы. (Если вам больше нравятся какие-то другие шуточные слова, пользуйтесь ими.) Я уже говорила о том, что каждый человек как-то оценивает себя — позитивно или негативно. Любой может спросить себя: какова моя самооценка сейчас? Что в ней преобладает — хорошее или плохое?
Самооценка — это способность человека честно, с любовью и по достоинству оценить себя. Тот, кто любим, открыт для нового. Наши телесные оболочки не отличаются друг от друга. За многие годы консультирования детей, занимаясь психотерапией семей разных экономических и социальных уровней, встречая людей, ведущих совершенно различный образ жизни, я убедилась в том, что самое важное, что происходит внутри каждого человека и между людьми, — это самооценка, личный «котел» каждого.
Человек, чья самооценка высока, создает вокруг себя атмосферу честности, ответственности, сострадания, любви. Такой человек чувствует себя важным и нужным, он ощущает, что мир стал лучше оттого, что он в нем существует. Он доверяет самому себе, но способен просить в трудную минуту помощи от других, однако он уверен, что всегда способен принимать самостоятельные решения, совершать обдуманные поступки. Только ощущая свою собственную высокую ценность, человек способен видеть, принимать и уважать высокую ценность других людей. Человек с высокой самооценкой внушает доверие и надежду. Он не пользуется правилами, которые противоречат его чувствам. В то же время он не идет на поводу у своих переживаний. Он способен делать выбор. И в этом ему помогает его интеллект.
Он ощущает свою высокую значимость постоянно, все время. Конечно же, иногда, когда жизнь ставит перед ним сложные задачи, когда возникает состояние временной усталости, когда проблемы вдруг возрастают и требуют своего решения, когда жизнь заставляет прилагать большие усилия одновременно во многих направлениях, самооценка такого человека может снизиться. Однако он воспринимает это временное чувство как естественный результат возникшего кризиса. Этот кризис может оказаться началом каких-то новых возможностей. Понятно, что в период кризиса чувствуешь себя не лучшим образом, но человек с высокой самооценкой не прячется от трудностей, зная, что преодолеет их и сохранит свою целостность.
Чувствовать себя не на высоте — это не то же самое, что чувствовать свою низкую самоценность. По сути второе из этих чувств означает, что вы испытываете какие-то нежелательные переживания и стараетесь вести себя так, словно их вовсе нет. Нужно иметь достаточно высокую самооценку, чтобы принять переживания неуспеха.
Важно также напомнить, что люди с высокой самооценкой тоже могут чувствовать себя не на высоте. Однако из-за этого они не считают себя безнадежными и не делают вид, что ничего такого не чувствуют. Они также не перекладывают свои переживания на других. Вполне естественно время от времени чувствовать себя не в лучшей форме. Это очень большая разница — обманываете ли вы себя, утверждая, что все в порядке, или признаете, что бывают нелегкие времена, с которыми вам необходимо справиться. Хотелось бы обратить ваше внимание на этот процесс преодоления трудностей.
Чувствовать себя не на высоте и не признаваться в этом — значит обманывать себя и других. Отрицая таким образом свои чувства, вы начинаете недооценивать и самих себя. Все остальное, что происходит с нами, часто является следствием такого отношения к себе. До тех пор пока это только отношение, давайте попробуем поменять его.
А теперь на минуту расслабьтесь. Закройте глаза, сосредоточьтесь на своих ощущениях. Что вы чувствуете? Что произошло с вами или что происходит в эту минуту? Как вы реагируете на то, что происходит? Что вы чувствуете по поводу вашей реакции? Если вы чувствуете себя скованно, расслабьте ваше тело и проследите за своим дыханием. Теперь откройте глаза. Вы должны ощутить в себе силы.
Это простое упражнение поможет вам почувствовать себя более уверенно: в течение нескольких мгновений вы можете изменить свое состояние. Это придаст устойчивость вашей позиции и сделает более ясным сознание.
А теперь пригласите членов вашей семьи поучаствовать в другом упражнении. Выберите себе партнера и расскажите друг другу о своих чувствах («Сейчас я почувствовал себя немного напуганным, скованным, растерянным, счастливым» и т. п.). Выслушав, каждый просто благодарит другого, не давая никаких оценок.
Теперь вы услышали о чувствах каждого, значит, вы лучше узнали своего партнера.
Старайтесь как можно чаще делать это упражнение с теми людьми, кому вы доверяете.
А теперь расскажите друг другу о том, что помогает вам чувствовать себя на высоте, а что, напротив, снижает веру в себя. В результате перед вами могут открыться новые перспективы в отношениях с людьми, с которыми вы жили все эти годы. Вы почувствуете, как стали чуть ближе друг другу. Более реалистично посмотрите на себя и своих родных. Закончив это упражнение, позвольте себе рассказать о том, что с вами сейчас произошло.
Ребенок входит в мир без прошлого, без каких-либо представлений о том, как себя вести, без критериев самооценки. Он вынужден ориентироваться на опыт окружающих его людей, на те оценки, которые они дают ему как личности. За первые пять или шесть лет он формирует свою самооценку почти исключительно на основе информации. Которую получает в семье. Потом он идет в школу и на него начинают влиять и другие факторы, однако роль семьи по-прежнему остается очень важной. Внешние факторы, как правило, подкрепляют высокую или низкую самооценку, которую ребенок приобрел дома: уверенный в себе подросток справляется с любыми неудачами и в школе, и среди домашних; ребенок с низкой самооценкой, несмотря на все свои удачи, постоянно терзается сомнениями. Для него достаточно одной маленькой промашки, чтобы зачеркнуть все предыдущие успехи.
Каждое слово, мимика, жест, интонация, тембр и громкость голоса, прикосновение и действия родителей несут ребенку сообщения о его самоценности. Увы, большинство родителей даже не осознают, какой именно смысл содержится в этих посланиях своему ребенку. Например, трехлетний ребенок преподносит своей маме букет цветов, а мама берет букет со словами: «Где же ты их взял?» При этом ее улыбка, голос, интонация говорят: «Какие замечательные цветы ты мне принес! Где же растут такие прелестные цветы?» Такое материнское послание повышает самооценку ребенка. Но ситуация может сложиться иначе. Мама скажет: «Как мило!» А потом добавит: «Ты случайно не сорвал эти цветы в саду у нашей соседки?» Ребенок поймет, что его считают способным совершить не вполне достойный поступок. Естественно, подобное высказывание вряд ли будет содействовать формированию высокой самооценки малыша.
Какую именно самооценку у детей и взрослых формирует ваша семья, вы сможете узнать из следующего небольшого эксперимента.
Вечером, когда вся семья соберется за ужином, постарайтесь почувствовать, что происходит с вами, когда к вам обращаются другие члены семьи. Конечно же, будет много реплик, которые не вызовут у вас никакой реакции. Однако, может быть, к вашему удивлению, вы заметите, что даже такая просьба, как «Передай, пожалуйста, картошку!», — вызовет у вас чувство собственной ценности или приниженности в зависимости от тона, выражения лица собеседника. А также от того, в какое время она была произнесена. Может быть, вы сами что-то собирались сказать и вас перебили, выразив этим полное равнодушие к вашим намерениям.
Важно и то, как вы сами к себе относитесь. Если ваша самооценка высокая, то вы имеете выбор ответа из нескольких вариантов. Однако, если вы не уверены в себе, вы почувствуете, что возможности выбора у вас весьма ограниченны.
Когда обед будет подходить к середине, взгляните на ситуацию по-другому. Прислушайтесь к тому, что вы сами говорите своим близким. Постарайтесь поставить себя на их место и представьте, что они чувствуют, когда вы разговариваете с ними так, как вы это обычно делаете. Помогаете ли вы своим близким почувствовать, что они пользуются вашим уважением и любовью?
На следующий день расскажите им о вашем эксперименте. А теперь предложите членам своей семьи принять участие в нашей игре. Перед началом эксперимента прочитайте вслух эту главу. А после обеда обсудите то, что вы заметили и почувствовали.
Ощущение самоценности может сформироваться только в такой атмосфере, где принимаются любые индивидуальные различия, где любовь выражается открыто, где ошибки служат для приобретения нового опыта, где общение откровенно и доверительно, а правила поведения не превращаются в застывшие догмы, где личная ответственность и честность каждого — неотъемлемая часть взаимоотношений. Это атмосфера той самой зрелой семьи, о которой мы говорили с вами выше. Не удивительно, что дети в такой семье чувствуют себя нужными и любимыми, вырастают здоровыми и умными.
Напротив, дети из неблагополучных семей часто беспомощны, они растут в атмосфере жестких правил, критики, постоянно ждут наказания и не имеют возможности почувствовать личную ответственность за что-либо. У этих ребят очень высок риск деструктивного поведения по отношению к самим себе или к окружающим людям; их внутренний потенциал остается нераскрытым. Если это касается ваших детей, я надеюсь, теперь вы постараетесь помочь им раскрыть свои возможности
Подобные различия в самооценке проявляются и у взрослых членов семей. Если семья не влияет на представление взрослого человека о себе (хотя, конечно, и такое бывает), то самооценка родителей сильно влияет на то, какой тип семьи они создадут: родители с высокой самооценкой вероятнее сформируют гармоничную семью, родители с низкой самооценкой скорее всего создадут неблагополучную семью. Система отношений в семье зависит от архитекторов семейного здания — родителей.
Мой многолетний опыт совершенно уверил меня в том, что все боли человека, его проблемы, а иногда недопустимо безобразная жизнь и даже преступления — все это результат низкой самооценки, которую люди не смогли ни осознать, ни изменить.
Для того чтобы лучше понять, что такое высокая или низкая самооценка, проведем небольшой эксперимент.
Давайте попробуем вспомнить те моменты вашей жизни, когда ваше настроение поднималось. Может быть, вы вспомните день, когда ваш начальник сообщил вам о ваших успехах или, может, о повышении в должности, а может быть, вы надели новое красивое платье и получили множество комплиментов, а может быть, вы сумели помочь ребенку справиться с трудностями в школе? Постарайтесь вспомнить ощущения, чувства и переживания в эти дни, и вы поймете, что значит чувствовать себя высоко самоценным.
А можете ли вы вспомнить другие ситуации, когда допустили какой-то промах или совершили серьезную ошибку, может быть, вы ужасно сердились на начальника или коллег по работе, а может быть, ощутили себя совершенно бессильным перед ситуацией в семье или никак не могли исправить поведение ваших детей? Постарайтесь вернуться к тем чувствам, которые вы испытывали, вспомните их, даже если эти воспоминания принесут вам некоторую боль. Тогда вы поймете, что значит чувствовать себя малоценным, что означают переживания низкой самооценки.
После многих лет работы с семьями я поняла, что не могу стыдить или обвинять родителей, сколь бы глупыми или разрушительными ни были их поступки. Я только помогаю им почувствовать ответственность за последствия их действий и научиться вести себя иначе. Это, на мой взгляд, первый шаг на пути к улучшению всей семейной ситуации.
К счастью для всех нас, существуют способы повышения самооценки человека в любом возрасте, поскольку самооценка возникает в результате научения. Формирование самооценки происходит постоянно на протяжении всей жизни человека. Поэтому, пока он жив, заняться этим никогда не поздно.
А сейчас я хотела бы сформулировать самую главную мысль моей книги: «Всегда есть надежда, что ваша жизнь может измениться, потому что в каждый ее момент вы узнаете что-то новое».
Сущность человеческой жизни состоит в том, что человек находится в постоянном движении, он развивается и меняется на протяжении всей жизни. Чем старше мы становимся, тем труднее нам меняться, тем больше времени занимает процесс развития, однако знать, что все люди меняются, — это первый шаг. И пусть не каждый из нас хороший ученик, но все мы обучаемы!
А теперь мне хочется поделиться с вами тем, что я говорю самой себе о самоценности.
Итак, декларация моей самоценности.
Я — это Я.
Во всем мире нет никого в точности такого же, как Я.
Есть люди чем-то похожие на меня, но нет никого в точности такого же, как Я.
Поэтому все, что исходит от меня, — это подлинно мое, потому что именно Я выбрала это.
Мне принадлежит все, что есть во мне: мое тело, включая все, что оно делает; мое сознание, включая все мои мысли и планы; мои глаза, включая все образы, которые они могут видеть; мои чувства, какими бы они ни были, — тревога, удовольствие, напряжение, любовь, раздражение, радость; мой рот и все слова, которые он может произносить, — вежливые, ласковые или грубые, правильные или неправильные; мой голос, громкий или тихий; все мои действия, обращенные к другим людям или ко мне самой.
Мне принадлежат все мои фантазии, мои мечты, все мои надежды и мои страхи.
Мне принадлежат все мои победы и успехи. Все мои поражения и ошибки.
Все это принадлежит мне. И поэтому Я могу очень близко познакомится с собой. Я могу полюбить себя и подружиться с собой. И Я могу сделать так, чтобы все во мне содействовало моим интересам.
Я знаю, что кое-что во мне озадачивает меня, и есть во мне что-то такое, чего Я не знаю. Но поскольку Я дружу с собой и люблю себя, Я могу осторожно и терпеливо открывать в себе источники того, что озадачивает меня, и узнавать все больше и больше разных вещей о себе самой.
Все, что Я вижу и ощущаю, все, что Я говорю и что Я делаю, что Я думаю и чувствую в данный момент, — это мое. И это в точности позволяет мне узнать, где Я и кто Я в данный момент.
Когда Я вглядываюсь в свое прошлое, смотрю на то, что Я видела и ощущала, что Я говорила и что Я делала, как Я думала и как Я чувствовала, Я вижу, что не вполне меня устраиваем. Я могу отказаться от того, что кажется неподходящим, и сохранить то, что кажется очень нужным, и открыть что-то новое в себе самой.
Я могу видеть, слышать, чувствовать, думать, говорить и действовать. Я имею все, чтобы быть близкой с другими людьми, чтобы быть продуктивной, вносить смысл и порядок в мир вещей и людей вокруг меня.
Я принадлежу себе, и поэтому Я могу строить себя.
Я — это Я, и Я — это замечательно!
Глава 3. Магический узор вашего Я
Цель данной главы — заинтересовать вас самими собой и пробудить у вас стремление жить полноценной человеческой жизнью и крепить истинно человеческие отношения.
Я бы хотела обратить ваше внимание на то, как действуют разные части вашего Я для того, чтобы вы лишний раз убедились в том, каким сокровищем вы владеете. Люди на удивление хорошо скроены.
Для начала представим, что вы воспринимаете мир с помощью специальных очков, у которых восемь линз. Каждая из них отражает важную часть вашего Я. Назову эти линзы:
Ваше тело — отражает физическую часть вашего Я.
Ваши мысли — отражают ваш интеллект.
Ваши чувства — отражают вашу эмоциональную сферу.
Ваши _ощущения — отражают работу ваших органов чувств: глаз, ушей, кожи, языка, носа.
Ваши отношения — отражают вашу способность вступать во взаимодействие с различными людьми.
Ваша среда — пространство, время, атмосфера, цвет, звук и температура, т. е. факторы существования вашего Я.
Ваша пища — жидкие и твердые продукты, которыми вы питаетесь.
Ваша душа — духовная часть вашего Я.
Через первую линзу вы видите свое тело со всеми его частями и органами. Если вы никогда не видели, из чего состоит организм человека, а большинство из нас никогда не видели этого, найдите хороший анатомический атлас и рассмотрите рисунки, на которых изображены кости, мышцы, внутренние органы и все системы организма: кровообращение, дыхательная и нервная системы.
А теперь соотнесите все это с вашим собственным организмом. Прислушиваетесь ли вы к потребностям своего тела? Ваш организм может сообщить вам, голодны ли вы, или устали, или, быть может, слишком напряжены.
Вторая линза отражает ваш интеллект, познавательные способности и возможности вашего мозга. Благодаря когнитивной, рациональной части вашего Я вы можете получать ответы на вопросы типа: «Как я могу научиться новому? Как могу анализировать ситуацию и решать различные проблемы?» Мы стоим лишь у самых истоков понимания того, как устроен и функционирует наш мозг.
Через третью линзу отражаются наши эмоции и чувства. Насколько вы свободны в осознании и принятии своих чувств? Какие ограничения вы налагаете на собственные эмоции и переживания? Как вы выражаете свои чувства? Можете ли вы дружески относиться к ним, ведь от того, как вы обращаетесь с ними, очень многое зависит? Все чувства человечны. Они вносят в нашу жизнь своеобразие, краски и остроту. Без эмоций мы все были бы роботами. Они отражают ваше сиюминутное состояние. Ваши чувства по поводу эмоциональных переживаний отражают связь вашей самооценки и вашего эмоционального Я.
Четвертая линза дает представление о том, как вы себя ощущаете. Каково физическое состояние ваших органов чувств? Насколько свободно вы позволяете себе видеть, слышать, обонять, воспринимать вкусовые и тактильные ощущения? Какие ограничения вы наложили на действия ваших органов чувств? Можете ли вы отбросить эти ограничения?
Когда мы были детьми, многих из нас учили тому, что видеть, слышать, трогать можно только строго определенные вещи. Часто это кончалось тем, что мы не в полную силу использовали свои органы чувств. Если же мы полностью принимаем наши ощущения и эмоции, свободно пользуемся нашими органами чувств, мы расширяем круг своих связей с миром и значительно обогащаем себя. Нам нужно немало сенсорных стимулов для того, чтобы внимательно прислушиваться к тому, о чем нам говорят наши органы чувств.
Пятая линза отражает то, как складываются ваши отношения с людьми. Они формируются в процессе общения. Как вы оцениваете качество различных отношений, которые складываются между вами и другими людьми? Как вы используете свою силу и авторитет? Может быть, вы стараетесь их не показывать и предпочитаете быть жертвой? А может быть, вы используете их, чтобы стать диктатором? Можете ли вы направить свою силу и власть на гармонизацию отношений с другими людьми и самим собой, занимая позицию разумного лидера? Другими словами, вы используете свою силу для помощи и поддержки других и самого себя или для того, чтобы держать всех в страхе? Можете ли вы объединяться вместе с членами вашей семьи или с другими людьми для того, чтобы действовать сообща? Как обстоят у вас дела с чувством юмора, любите ли вы шутить, хватает ли вам хорошего настроения для того, чтобы сделать свою собственную жизнь и жизнь других людей легче и счастливее? Помните, юмор и любовь обладают величайшей целительной силой.
Шестая линза сообщает вам о том, чем вы питаетесь. Чем вы кормите и поите ваш организм? Понимаете ли вы, что для того, чтобы он был сыт, вам нужна хорошая еда? Последние исследования показали, что существует прямая связь между тем, как питается человек, и тем, как он себя чувствует.
Седьмая линза отражает среду, в которой вы живете. Она фокусирует ваше внимание на звуках, образах, различных предметах, температуре и освещенности, качестве воздуха и особенностях пространства, в котором вы живете и работаете. Каждый из факторов влияет на вашу жизнь. Например, количество и качество света значительно сказываются на вашем здоровье. Мы понимаем связь между цветом, звуками, музыкой и тем, что происходит в нашем организме.
Восьмая линза отражает духовные связи нашего Я, наше отношение к источнику жизни. Как вы воспринимаете свою жизнь? Гордитесь ли вы ею? Присутствуют ли проявления духовного начала в вашей повседневной жизни?
Каждая из этих восьми частей нашего Я играет свою роль и может быть рассмотрена в отдельности. Однако ни одна из них не функционирует самостоятельно. В каждый момент времени они взаимодействуют друг с другом.
На рисунке изображены все восемь частей нашего Я в виде отдельных окружностей. Все эти кружки собираются в центре и формируют то, что называется вашим Я.
Представьте себе, что каждая окружность раскрашена в свой цвет. Вы даже можете их сделать. Просто надо вырезать восемь кружков из разноцветной бумаги.
Расположите все эти кружочки на листе бумаги внутри одной окружности. Это все — магический узор вашего Я. Посмотрите на него внимательно и подумайте, насколько вам знакомы все его элементы и как вы их используете в своей жизни.
Еще до недавнего времени идея взаимосвязи различных частей нашего Я была вне области внимания медиков. Потом врачи обратили внимание на то, что, например, развитие язвы нередко провоцируется дисгармоничными взаимоотношениями между разумом и эмоциями. Это привело к возникновению нового направления в медицине, названного психосоматическим. Дальнейшее развитие идей, положенных в основу психосоматического направления, позволило сформулировать следующий вывод: здоровье можно обеспечить гармонией между всеми частями человеческого Я.
Это очень важный вывод. Теперь же мы приходим к тому, что все восемь частей нашего Я влияют друг на друга. Нам просто необходимо узнать как можно больше о том, как это происходит. Правда, сегодня мы только разрабатываем методику, которая позволит нам все это понять. Например, мы уже можем проследить влияние плохих мыслей на химические процессы в нашем организме.
Постарайтесь узнать о себе как можно больше. Вы откроете для себя огромный мир новых знаний. Сегодня много говорят о стрессе и его негативных последствиях для тела, разума и эмоций. Теперь, когда вы знаете о всех этих взаимосвязях, вы сможете лучше объяснить те или иные реакции своего организма и понять то, что с вами происходит.
По мере того, как мы все больше узнаем о себе, первостепенное значение приобретает забота о поддержании и развитии нашего здоровья. Для того чтобы быть физически здоровыми и ощущать полноту жизни, мы должны:
1. Оказывать своему телу внимание, любить его, заботиться о нем и развивать его с помощью упражнений.
2. Развивать свой интеллект, обучаясь новому и окружая себя тем, что стимулирует нашу мыслительную деятельность: книгами, работой, общением с другими людьми, посещением специальных курсов.
3. Уметь управлять своими чувствами.
4. Развивать наши ощущения, научиться тому, как заботиться об органах чувств, использовать их как дорогу жизни, соединяющую наш внутренний и внешний мир.
5. Научиться гармонично решать всевозможные проблемы, успешно выходить из конфликтных ситуаций, развивать честные и здоровые отношения с людьми.
6. Изучить наши физические потребности и научиться их удовлетворять. Помните, каждый человеческий организм уникален: для одного, например, клубника — наслаждение, для другого — гадость.
7. Создать себе комфортное пространство из звуков, света, цвета, тепла, воздуха, чтобы чувствовать себя в нем наиболее комфортно.
8. Развить в себе способность чувствовать биение пульса жизни, принадлежность к Вселенной, полностью раскрывать и проявлять себя.
Обращая внимание на свое здоровье в целом, заботясь о нем, мы в конце концов начнем жить более цельной, гармоничной и счастливой жизнью. Возможно, наградой за это станет установление более тесных связей между нами и нашей планетой. Сегодня мы живем в тени ядерных ракет и установок, которые могут положить конец всей жизни на Земле.
Не так давно в одной из телевизионных программ я видела кадры, в которых сначала показали ядерные ракеты, а спустя некоторое время приземление космического корабля. По форме они были очень похожи, но по своим целям они принципиально отличались друг от друга. Ядерное оружие несет в себе смерть и уничтожение, космический корабль — открытие нового.
Мы, люди, должны благословлять удивительные возможности своего организма. Поэтому мы должны аккуратно использовать данные нам возможности. Я верю, что наша энергия, интеллект, знания, воля, любовь позволят нам сделать правильный выбор в пользу прогресса. По-настоящему зная и понимая себя, мы можем достичь вершин человеческой природы.
Глава 4. Как мы говорим и как мы слушаем
Общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все, что происходит между людьми. Общение — один из важнейших факторов, отражающих характер отношений каждого человека с другими людьми и фиксирующих то, что происходит с ним в окружающем мире.
Наша способность к выживанию, к установлению близких отношений с другими, наше представление о смысле жизни, верность собственным идеалам — все это во многом зависит от того, как мы ведем себя в общении с другими людьми.
Это многогранный процесс. Его можно рассматривать, например, как особый измерительный прибор, с помощью которого люди определяют ценность друг друга. Одновременно это инструмент, позволяющий изменить самооценку каждого из нас. Общаясь, люди обмениваются информацией.
Каждый ребенок приходит в мир, не имея ни малейших представлений ни о себе, ни о том, как взаимодействовать с другими людьми, ни о том, что представляет из себя окружающий мир. Всему этому ребенок учится, общаясь с людьми, которые несут за него ответственность с первого дня его рождения.
К пяти годам каждый человек овладевает огромным числом различных способов и типов общения. К этому возрасту человек имеет представление о том, чего следует ждать от других, что можно делать, а чего — нельзя. Пока какие-то особо важные события жизни не поставят под сомнение эти представления, мы фактически руководствуемся ими на протяжении всей жизни.
А можно ли изменить тип общения, если нам этого захочется. Для этого надо сначала проанализировать, из каких элементов состоит этот процесс. Человек реагирует на то, что происходит в процессе общения, как кинокамера, записывающая также и звук. Мозг регистрирует картинки и звуки, все, что происходит между мной и тобой, здесь и теперь.
Так мы общаемся. Мы смотрим друг на друга, твои чувства отражают информацию обо мне, мой внешний вид, звуки, которые я произношу, мой запах, и если ты дотрагиваешься до меня, ты чувствуешь мою реакцию на тебя. В этот момент твой мозг истолковывает все это на основе твоего прошлого опыта, особенно того, который получен в ходе общения с родителями и другими людьми, на основе того, что ты узнал из книг, и в зависимости от того, насколько ты способен воспринимать информацию, которую посылают твои органы чувств. В зависимости от этого ты чувствуешь себя спокойно или напряженно.
Со мной в это время происходит то же самое. Я тоже вижу, слышу, чувствую что-то, думаю о чем-то. У меня тоже есть прошлый опыт, ценности и ожидания. Ты по сути не знаешь, что я чувствую, ощущаю, что представляет из себя мой прошлый опыт, мои ценности, не знаешь, как реагирует на тебя мой организм. Ты можешь только догадываться или что-то воображать, и со мной происходит то же самое. Пока наши догадки и фантазии не нашли своего подтверждения или не опровергнуты, они играют роль так называемых фактов и в этой своей ипостаси часто становятся источником недопонимания и ошибок.
Чтобы разобраться в том, какую информацию посылают нам в процессе общения органы чувств, что говорит нам наше сознание, что мы ощущаем, давайте рассмотрим такую ситуацию. Я нахожусь рядом с вами; вы — мужчина. Я думаю: «Его взгляд обращен вовнутрь себя, должно быть, этот человек погружен в раздумья» или «У него длинные волосы, он, наверное, хиппи». Чтобы понять смысл увиденного мною, я обращаюсь к своему опыту и знаниям, и то, что я говорю себе, влияет на меня, вызывая определенные чувства по поводу вас и самой себя еще до того, как мы обменяемся словами.