Олег Мотков. Природная и гармоничная личность
Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии личности Института психологии им Л.С. Выготского РГГУ
Основные понятия теории природной и гармоничной личности
(к пакету авторских методик “ГАРМОНИЯ”)
Вот уже 30 лет я пытаюсь понять, как устроена личность человека, как устроен Мир. Были изучены многие российские (тогда - советские) и зарубежные психологические подходы. И ни один из них мне не показался достаточно убедительным. Параллельно в ходе анализа экспериментальных данных, жизненных наблюдений и медитативных размышлений вызревали собственные концептуальные представления. Современные исследования психогенетики, генетики поведения, социобиологии дают все больше свидетельств значительной генетической обусловленности многих особенностей личности и путей ее развития (Бушар Т., Матени-младший А.П., Пломин Р., Уилсон Р., Эфроимсон В.П. и др.). Стало ясно, что личность - это биосоциальная и, более того, космическая характеристика живых существ. Личностью и рождаются, и становятся. В ее сущности отражаются основные законы Мироустройства, такие, например, как принципиальная полярность, двойственность характеристик любого предмета Вселенной; наличие как тенденции к разнообразию, к порождению новых форм, так и тенденции к однообразию; наличие тенденции к установлению внутренней и внешней гармонии , и др.
Автором разрабатываются новые для нашей психологии теоретические, методические и исследовательские подходы к пониманию и изучению личности. В теоретическом плане – это концепции природной и гармоничной личности, в методическом - это набор исследовательских и диагностических методик, позволяющих проводить количественный и качественный анализ уровней гармоничности различных аспектов личности.
Свой теоретический подход к личности я назвал концепцией природной личности, в которой каркасом личности является генетически заданный набор стремлений и тенденций, «базовая личность».
Важной составляющей данной теории является разработка представлений о психологической гармонии, о гармоничности строения личности и ее жизни. В российской психологии - это еще не освоенный теоретически и экспериментально пласт личности. Автором проводятся систематические исследования гармоничности личности и жизнедеятельности учащихся школ, студентов и педагогов с помощью пакета специально созданных методик "Гармония". Методики частично апробированы на более чем 300 испытуемых. Определена их связь со стандартизированными тестами Спилбергера-Ханина, САН, ИЖУ и другими.
В серии статей читатели будут ознакомлены со всеми методиками пакета "Гармония", а также с некоторыми результатами исследований и с их прикладным применением.
В данном словаре-справочнике представлены основные понятия, которые используются в моем теоретическом и методическом подходе к личности (см. также файлы «Психологическая гармония», «Литература – Гармония», «Мой собеседник – психотерапевтический сборник стихотворений и полезных личностных установок» и др.).
Психика – орган тела живого существа, обеспечивающий организацию и регуляцию поведения по удовлетворению изначальных и прижизненно образующихся потребностей. Генетически заданный набор базовых стремлений включает как мотивации, ориентированные на самовыживание и выживание вида, так и потребности в саморазвитии и самореализации. Последние включают и «духовные» стремления – нравственные, познавательные, эстетические и т.п. Психика является саморегулирующейся биологической системой, имеющей в своем составе управляющий и исполнительный блоки. Главным управляющим блоком выступает личность. Важнейшая функция психики – выстраивать оптимальное, адекватное ситуации поведение по осуществлению актуальных потребностей организма, с учетом своих физических и психологических возможностей и особенностей окружающей среды.
В традиционном для советской психологии определении психики упор делался на функции «отражения объективной реальности» (см. «Психол. словарь». М.: Педагогика, 1983, с.286 ). Но возникает вопрос: «А для чего необходимо это отражение?» Ответ прост – «отражение» дает возможность живому существу понять текущую жизненную ситуацию и организовать поведение для осуществления актуальной потребности организма. Следовательно, система потребностей (мотивационная сфера) и является на самом деле центральным, управляющим блоком психики, активизирующим другие, исполнительные процессы. Само по себе «отражение» – пассивный психический процесс. Фактически это то, что именуется познавательными и психомоторными процессами. Их активность всегда поддерживается или прекращается мотивацией. Вывод: в определении сущности психики основной акцент следует делать именно на центральном ее блоке, на личности, а не на «отражении».
Условное целое, которое мы называем «психикой», обслуживает желания тела, как голова у лягушки. Представленные в головном мозгу животного желания тела и являются ядром его личности (мотивационной сферы психики). Требования тела – это широко понимаемые потребности и желания (здесь я солидарен с А. Маслоу) . Это не только стремление к сохранению его жизни, но и стремления жить интересно, разнообразно, красиво, исследуя Мир, играя и радуясь. Т.е. это и требования к характеристикам процесса жизни, или, как говорил К. Роджерс, это желание «хорошей жизни», а не просто жизни как таковой. С точки зрения критериев здоровья, приятности, интересности, устойчивости, длительности жизни процессы функционирования могут быть более или менее оптимальными, гармоничными.
Личность человека - это центральный организатор и регулятор поведения, главная управляющая программа психики. Состоит из мотивационной сферы, включающей все образования, которые побуждают, направляют, организуют и контролируют поведение, и из аппарата внутреннего программирования поведения («внутреннего программиста»). Фундаментальной, генетически детерминируемой, природной основой личности является ее корневой подблок, который можно обозначить как "Базовая личность". Из данного здесь определения следует, что личность есть и у животных. Личностью и рождаются, и становятся.
Искусственное разделение советской психологией (А.Н. Леонтьевым, А.Г. Асмоловым и др.) единой сущности личности на «индивида» и «личность» в угоду марксистско-ленинской идеологии подобно отрезанию корней от остальной части живого дерева. А.Н. Леонтьев выбросил из личности систему природных потребностей, темперамент и характер – и поместил их в мифическом «индивиде». Такая операция разрушает единое и затемняет понимание природы, структуры и развития личности. Последние данные психогенетики со всей определенностью доказывают, что по крайней мере наполовину черты личности определяются генотипом (см. « ДЕТСТВО ИДЕАЛЬНОЕ И НАСТОЯЩЕЕ»: сборник работ современных западных ученых/ Ред. Слободская Е.Р. Новосибирск: Сибирский хронограф, 1994,. Наследственность и воспитание - статьи: Пломин Р. Среда и гены. Что определяет поведение ? МАТЕНИ-МЛАДШИЙ А.П. Генетические основы развития детей. Его же - Темперамент и несчастные случаи в детстве.)
«Внутренний программист» - инстанция личности, соотносящая и оценивающая различные актуальные мотивации друг с другом, а также эти мотивации с внутренними текущими психологическими, физическими, материальными возможностями и с особенностями внешней ситуации. В результате определяется наиболее актуальная и, в то же время, инструментально обеспеченная мотивация для построения программы поведения по ее дальнейшему осуществлению. Строится план ее реализации – программа, в ходе выполнения которой идет процесс регуляции, контроля, коррекции способов осуществления программы или даже самой программы. В сложных случаях возможен и отказ от реализации выбранной цели. Блок программирования личности (см. у А.Р. Лурия) тесно связан как с мотивационной, так и с познавательной сферой, а также с блоком активации, сознания. Он является фактически той составляющей личности, которая в западной психологии обозначается как «реальное Я».
Полярная природа личности. Личностные образования любого уровня изначально имеют двойственную, полярную природу. Каждому стремлению (в широком смысле - т.е. любому мотивационному образованию) можно отыскать в личности противоположное по направленности побуждение. Например, стремлению жить противостоит стремление умереть. Полярность свойств проявляется и в Исполнительном , неличностном блоке психики: в восприятии, памяти, внимании, мышлении, моторной сфере, речи, сознании, способностях.
Базовая личность - природный каркас личности. Это система главных, заданных Природой, жизненных ориентиров, стремлений (потребностей) и тенденций , вокруг которых при жизни создаются целые деревья, иерархии различных мотиваций. Она содержит следующие, общие у всех людей, основные компоненты: Базовые стремления, Характерологические и Культурологические тенденции, Жизненные предназначения, Функциональные тенденции к осуществлению адаптивно необходимых занятий (видов поведения – образа жизни). Если набор основных природных ориентаций остается всю жизнь неизменным и одинаковым у всех людей, то характер их реализации в поведении во многом определяется возможностями и характеристиками внешних по отношению к структурам базовой личности сред: внутрипсихической, телесной, социальной сферами, живой и неживой Природой, Миром в целом.
Базовые стремления являются, в свою очередь, природным ядром Базовой личности, всего Внутреннего мира человека, и представляют собой четыре пары полярных стремлений.
К базовым стремлениям, изучаемым с помощью методики «Базовые стремления», относятся:
1 - желание жить и продолжить жизнь - стремление умереть (к саморазрушению);
2 - стремление к силе личности, т.е. к высокой самооценке и уверенности в себе - тенденция к слабости личности, т.е. к занижению самооценки , к неуверенности;
3 - стремление к свободе (опоре преимущественно на себя ,к самостоятельности) - тенденция к зависимости, преимущественной опоре на других;
4 - стремление к развитию, к самореализации - стремление избегать каких-либо изменений в своих желаниях, отношениях, ценностях, целях и т.п.
Первый полюс каждой пары этих стремлений - жизнеутверждающие тенденции, потенциально продуктивные с точки зрения обеспечения психического, физического и духовного здоровья, более полной и гармоничной самореализации природных. возможностей человека. Это положительные побуждения личности.
Второй полюс каждой пары - это потенциально дезадаптирующие, жизнеподавляющие тенденции, блокирующие в конечном итоге при своей сильной выраженности процесс прогрессивного развития и самореализации человека, угнетающие его здоровье. Одним из основных смыслов существования Мира и Человека является творческая игра, бесконечный процесс порождения новых форм. Именно осуществление этого жизненного предназначения, а также процесс жизни в целом, и подавляются хронически выраженными активными стремлениями второго полюса в парах базовых побуждений. Такие стремления будем называть отрицательными.
Как показывают статистические данные, у большинства людей наблюдается преобладание положительных базовых побуждений над отрицательными. Тем более это наблюдается у людей, нашедших себя, свое дело, вставших и идущих по пути саморазвития и познания. Базовые стремления активированы в каждый определенный период жизни неравномерно - всегда существует иерархия, доминирование одних стремлений над другими. В норме сила и степень реализации в поведении положительных побуждений выражены выше, чем аналогичные параметры отрицательных стремлений. По этим основным параметрам базовых стремлений можно ориентировочно определить текущее базовое состояние личности.
У маленького ребенка многие базовые стремления изначально актуальны, т.е. активированы и готовы к организации поведения. Актуальность различных базовых стремлений может меняться в различные периоды жизни и при различных психических состояниях.
У каждого человека существует свой индивидуальный узор по-разному активированных положительных и отрицательных базовых стремлений. Этот узор одновременно универсален и уникален.
С целью изучения силы, степени реализации и уровня гармоничности функционирования базовых стремлений была разработана методика "Базовые стремления" (одна из методик пакета "Гармония".
Универсальность базовой личности проявляется в том, что как набор базовых стремлений, так и остальных ее компонентов одинаков для всех людей (а возможно, и вообще для всех живых существ). Он является всеобщим космическим жизненным архетипом.
Уникальность базовой личности проявляется в присущей только данному человеку мозаике соотношений по-разному активированных и по-разному реализующихся базовых стремлений и других составляющих природного личностного каркаса - т.е. в индивидуальном узоре выраженности жизненных полярных стремлений и ориентаций и особенностей их реализации в поведении. Такого рода закономерность наличия и одновременного проявления универсальности и уникальности существует на любом уровне Базовой личности, а также на уровне устойчивых прижизненных личностных образований типа различных Я-отношений и на других структурных уровнях личности. Структурные компоненты личности в виде наборов определенных стремлений и тенденций всегда универсальны, общечеловечны (а может быть, и общекосмичны), выраженность же отдельных параметров этих компонентов в каждом случае уникальна.
Текущее состояние базовой личности человека подвижно и зависит от многих внутренних и внешних факторов, например, от числа жизненных противоречий в данный период жизни, от баланса успехов и неудач в разных сферах жизнедеятельности, от степени развития мужества и мудрости, и т.п.
Наблюдения и данные обследования более 300 учащихся и студентов показывают, что существуют диапазоны оптимальных, гармоничных состояний базовых стремлений и других компонентов базовой личности.
Характерологические тенденции – важные характеристики Базовой личности. Включают в себя мотивационные составляющие черт темперамента и характера. Они придают индивидуальный рисунок всему процессу жизнедеятельности, реализации базовых и прижизненных мотивационных образований, конкретизируют базовую направленность личности, задают ей дополнительную своеобразную метаориентацию, а рассматриваемые как черты - и стиль ее осуществления. Эти черты окончательно созревают примерно к 15 - 16 годам. Как и особенности темперамента, черты характера обусловлены в основном генетически, но в несколько меньшей степени. Несмотря на свою "тугоподвижность", неподатливость воспитанию, они при интенсивной тренировке и самовоспитании поддаются некоторой коррекции, смягчению, или, наоборот, усилению, большему самоконтролю. Граница между чертами темперамента и характера очень условна и до сих пор неясна, поэтому мы объединили их в один тип личностных базовых образований - "Характерологические тенденции".
Они могут изучаться с помощью известных методик: ММРI, Мини-Мульт, вопросников Леонгарда-Шмишека, Айзенка, Спилбергера, ПДО А.Е.Личко, ОСТ В.М.Русалова, ИТО и ДМО Л.Н. Собчик, рисуночных тестов и др.
Жизненные предназначения - это изначально заданные природные ориентации человека, его общая жизненная направленность, выражающая предрасположенность к определенному типу функционирования, стилю деятельности, типу отношений к себе, людям и Миру в целом. У большинства подростков и взрослых обнаруживается целая система предназначений и вытекающих из них жизненных задач. Они могут заявлять о себе и одновременно, и последовательно. В определенный период жизни на передний план выходит одна или две наиболее актуальные жизненные ориентации и задачи.Как и другие личностные образования , предназначения имеют полярную , двойственную природу.
Рассматриваются четыре полярных пары предназначений: Исполнитель -Творец, Руководитель - Подчиненный, Поддержка себя - Поддержка других, Ситуативная ориентация - Духовная ориентация (в значении: широкомасштабная).
В методике “Жизненное предназначение”, помимо определения содержания жизненных ориентаций, через комплекс характеристик локуса контроля, осознанности и действенности, жесткости и широты предназначений выявляется степень гармоничности процесса их осуществления. Анализируются внутренние факторы, в большей или меньшей степени благоприятствующие организации успешного процесса самореализации предназначений. Оптимальным считается наличие у испытуемого этих особенностей на достаточно высоком уровне. Однако выраженность таких характеристик на близком к максимальному или на максимальном уровне считается уже не оптимальной, а псевдооптимальной, псевдовысокой. Таким образом, методика выявляет, помимо содержания предназначений, факторы, организующие процесс самореализации жизненных предназначений, а также показатель включенности опрашиваемого в их осуществление.
Культурологические тенденции - это присущие всем людям изначальные жизненные предпочтения или склонности, “архетипы”, в которых выражаются как общечеловеческие культурные ценности, так и разрушительные для человечества с точки зрения его макросоциальной и природной адаптации антиценности. Как и любые другие личностные образования, рассматриваемые тенденции имеют полярный, двойственный характер. С одной стороны, это глубинные ориентации на культурные ценности добра, поиска истины, красоты, владения собой, здоровья и внутренней гармонии, с другой - склонности к личному и групповому эгоизму, грубости и безобразию, психической инерции и стереотипности мышления, бесконтрольности желаний и поведения, беззаботности в отношении к своему здоровью и дисгармоничному образу жизни.
Культурологические тенденции являются компонентом природной Базовой личности человека ( в нее входят также: базовые стремления, характерологические тенденции, жизненные предназначения и мотивация к адаптивно необходимым видам деятельности). Они, вместе с остальными компонентами, составляют обусловленный генотипом универсальный природный каркас личности любого человека. Рассмотрение культурологических тенденций как природных личностных образований опирается на современные данные психогенетики (Г. Айзенк, Т. Бушар, К. Коулб, А.П. Матени-младший, Р. Пломин, В.П. Эфроимсон и др.).
Как и черты характера, они конкретизируют базовую направленность, придают ей культурологическое своеобразие и задают определенный стиль процессу реализации базовых стремлений, представляющих собой фундаментальное, изначально заданное ядро личности. Если, например, у человека сильно выражено базовое стремление повысить самооценку, поддерживать уверенность в себе (стремление к силе личности), то он может делать это более или менее культурным образом в зависимости от степени выраженности его культурных и акультурных тенденций. При преобладающей культурной ориентации он сохранит в ходе осуществления этого базового стремления уважение к людям и самому себе, не станет грубить и навязывать свое мнение, срывать на других свое плохое настроение.
Актуализация тенденций в ходе развития. В процессе собственной саморазвивающей активности ребенка и целенаправленного воспитания его личности происходит актуализация доселе эскизных, заданных природой, тенденций - их развертывание, закрепление в активной структуре личности, и конкретизация в реалиях жизненных ситуаций, то есть их перевод с обобщенного языка природы на конкретно-предметный язык данной жизни и язык внутренних и окружающих сред развития. Усиливается и становится более устойчивым их звучание в общем хоре мотивации дальнейшего развития.
Общая культура жизнедеятельности. Вместе взятые культурные тенденции в своем развитом и упроченном виде составляют общую культуру жизнедеятельности личности. Она позволяет достаточно целостно учитывать требования внутреннего и внешнего мира и оперативно находить природно и социально приемлемые, т.е. “одобряемые” природой и человечеством, пути и способы действия в различных ситуациях. Ее противоположностью является общая акультура жизни человека, являющаяся результатом несбалансированного, хронически нездорового и конфликтного функционирования. Законы сохранения мировой гармонии и творческой игры требуют сохранения такой интересной природной формы жизни, какой является человечество, что в свою очередь предполагает самоорганизацию им гармоничного преобладания культурных видов своей жизнедеятельности над акультурными.
Тенденция - как и “черта личности” или “черта характера” - это сплав мотивации, соответствующих переживаний и стиля поведения. Однако, в отличие от “черты”, она генетически задана как потенциально возможные побуждения, эмоции и поведение и чаще функционирует в скрытом, слабо выраженном, неосознаваемом виде. Собственно личностным компонентом тенденции можно считать мотивацию и ее эмоциональное выражение (мотивационная тенденция).
Соотношение культурных и акультурных тенденций личности
В культурологических тенденциях ведущее значение имеет ориентация на определенные ценности и антиценности - в них поэтому выделяются культурные тенденции, положительные с точки зрения успешности протекания природно-социальной адаптации человека (и человечества в целом), и акультурные отрицательные тенденции, ведущие в конечном итоге к дезадаптации личности или целой группы людей, у которых они преобладают. Как те, так и другие тенденции стремятся в определенной степени к проявлению в поведении. Для этого в психике существуют изначально заданные эмоциональные и поведенческие механизмы, часто еще слабо выраженные в детском возрасте.
Не случайно природой дан такой противоречивый репертуар возможных личностных тенденций и типов функционирования и развития. Он как-то соотносится с набором вероятных жизненных ситуаций, в которых может оказаться растущий человек. Экстремальные, конфликтные ситуации способствуют стихийной актуализации акультурных импульсов в личности. Эти импульсы могут давать ситуативное преимущество, временный выигрыш, но в стратегическом плане всегда ведут к жизненному проигрышу, так как не учитывают многих важных внутренних и внешних особенностей. То есть они не целостны, а значит - не духовны, не сопряжены с широкой системой координат жизни, в пределе - с вечными законами жизни и бытия Мира. Поэтому таких акультурных импульсов должно быть в человеке на порядок меньше, чем культурных черт. Лишь при наличии развитых культурных ориентаций и привычек культурного реагирования они будут актуализироваться в конфликтных ситуациях одновременно с акультурными тенденциями и использоваться личностью для канализации последних в приемлемое культурное русло, для придания им культурной формы выражения (на культурном эмоционально-поведенческом и “отношенческом” языке). В конечном итоге культурные способы выражения своего отношения и эмоций, разрядки своей энергии наиболее приемлемы не только для общества и природы, но и для самого выражающего их человека. - для самого себя!
Преобладание культурных склонностей над акультурными не должно быть абсолютным., так как подавляемые акультурные импульсы будут искать скрытый выход и могут мстить за себя в виде повышения тревожности, внутренней напряженности и т.п. Акультурные тенденции иногда можно и нужно проявлять, но в безопасной для общества и природы умеренной форме. Так, агрессия в рамках спортивных правил необходима борцу и боксеру, и даже альпинисту, идущему на вершину. Свободный крик и битье кулаками подушек используется в некоторых видах психотерапии для отреагирования конфликта, накопившихся отрицательных эмоций. То же можно сказать о плаче, о слабо контролируемых экстатических действиях, многих танцах, песнях, нудистских “одеждах” и пр. Они позволяют смягчить внутреннее давление культурного самоконтроля и, в умеренных и безобидных дозах, просто необходимы для более полного и гармоничного самовыражения и жизненного функционирования.
В методике “Культурологические тенденции” рассматриваются следующие виды культурных и акультурных тенденций (склонностей):
Общекультурные в целом |
Акультурные в целом |
Нравственные 7 |
Безнравственные |
Эстетические 8 |
Неэстетические (анэстетические) |
Познавательные, творческие 9 |
Нетворческие (рутинные) |
Культурно-психологические 10. |
Акультурно-психологические |
Культурно-физические 11 |
Акультурно-физические |
Гармонизирующие 12 |
Дисгармонизирующие |
Методологический подход к теории психологической гармонии
Гармония жизни должна определяться как реально достижимое состояние в ближайший период жизни. Это первоначально удачный опыт оптимальной жизнедеятельности, который нужно постепенно делать долговременным, устойчивым стилем жизни. С этой точки зр. многие религии предъявляют жесткие и утопические, нереализуемые, требования к человеку. Они поэтому дисгармоничны.
Критерии гармоничности личности всегда будут только рабочими, неабсолютными критериями. Они могут изменяться по мере накопления экспериментальных данных.
Высокая гармоничность личности и жизни конкретного чел. – это всегда не абсолютное, а лишь относительное совершенство, оптимальная пропорция для данного типа его различных стремлений и качеств в наличной жизненной ситуации с определенными внутренними и внешними характеристиками его жизни, существенными для настоящего периода. Т.е. это динамическая характеристика личности. Гармония для своего удержания в личности требует умеренных. но ежедневных усилий человека.
Идеал гармоничной жизни - долгая, творческая, в целом здоровая физически, психически, духовно и социально жизнь, с оптимальным уровнем согласия с самим собой, с людьми и с природой. Это оптимально протекающая жизнь, хорошо сбалансированная здесь и теперь с внутренними и внешними требованиями. При этом могут и должны быть отдельные негативные эмоции и поступки, «грехи», всплески сильных эмоций. Но они в целом управляемы и не приносят большого вреда себе и окружающему миру.
Психологическая гармония - это комплексная характеристика человека, проявляющаяся и в личности (мотивации и эмоциональной сфере), и в психических процессах, и в поведении. Включает три группы признаков:
- согласие с собой - оптимальный баланс различных мотиваций друг с другом, с психическими и физическими возможностями, желаний и поведения (внутренняя гармония); согласие с людьми, с живой и неживой природой - оптимальные, преимущественно положительные отношения с ними;
- наличие здоровья - психического, личностного, духовно-личностного, социального, физического;
- оптимальная сбалансированность - Ö - разнонаправленных и полярных мотиваций, положительных и отрицательных эмоций и состояний, желаемого и реально осуществимого друг с другом и с психическими и физическими возможностями построения поведения;
- Ö - личности с окружающими ее средами - психической, телесной, социальной и природной.
Собственно психологическая гармония связана с психическим, личностным и духовно-личностным аспектами жизни человека.
Высокий уровень психологической гармоничности выражается следующим примерным диапазоном пропорций, балансов разнонаправленных и полярных характеристик личности и психики в целом:
(1,8 ¸ 5,0) : 1 или, усредненно, примерно 3 : 1. В отдельных ситуациях преобладающей может быть другая пропорция, например, 2 : 1, или даже 1 : 1 (см. Собчик Л.Н., 1998).
Критериями гармоничности состояния, направленности личности и ее жизнедеятельности являются:
- наличие у человека преимущественно положительного, умеренного эмоционального тона;
- наличие и поддержание физического, психического, социального и духовного здоровья;
- наличие оптимально направляемого и организуемого процесса жизнедеятельности (преобладания внутреннего локуса контроля над внешним, достаточной осознанности, гибкости и широты жизненных ориентаций, действенности жизненных целей, и др.);
- наличие устойчивого продуктивного развития (вовлечения себя в новые виды деятельности, в новый круг людей, в новые творческие темы и задачи, и т.п.);
- удовлетворенность процессом своей жизни в целом ;
- умеренность стремлений, выражающаяся народной формулой "лучшее - враг хорошего", а также оптимальное преобладание позитивных стремлений над негативными;
- здоровый образ жизни, выражающийся в наличии оптимального числа регулярно совершаемых , адаптивно необходимых видов деятельности;
- хороший , оптимальный уровень самореализации, понимаемой и как процесс, и как результат;
- в большинстве ситуаций согласие с самим собой (оптимально положительная Я-концепция и оптимальные балансы между своими желаниями и поведением, между различными внутренними мотивациями), согласие с людьми (оптимально позитивная Я-Ты-Вы-Мы-концепция), взаимопонимание с живой и неживой Природой (достаточно хорошая адаптация в различных природных средах, чувство чуда Природы, уважение к ней и ее созданиям).
Гармоничная личность в целом - это оптимально сбалансированная по большинству важнейших своих характеристик личность. У такого счастливого человека преобладают чувства меры, полноты жизни, спокойствия, ощущение интересности жизни. Он ставит себе сложные и подчас трудные задачи, но не сверхтрудные, памятуя о том, что "лучшее - враг хорошего".
Гармоничный человек не ставит себе цели обязательно достигнуть в чем-то максимума. Он больше ориентируется на достижение и сохранение оптимального процесса жизнедеятельности, то есть в большей степени на параметры процесса жизни, а не на некие конкретные предметные результаты. Хотя и достижения имеют для него достаточно важное значение (но не самое главное !). Он мудр и понимает, что находиться в творческом и разнообразном жизненном процессе в течение всего, по возможности более длительного, отпущенного Природой срока, ощущать себя при этом целостным и здоровым важнее, чем достигать каких-то очень высоких престижных успехов (в виде, например, высокого социального положения, богатства, большой власти, покорения сверхсложной вершины и т.п.).
Максимальные достижения очень часто в конечном итоге оборачиваются "пирровой победой" - разрушают здоровье, нарушают хорошие отношения со значимыми и близкими людьми, фанатизируют личность, делают однобоким образ жизни человека и его личность в целом. Т.е. они дисгармонизируют жизнь и не дают длительного и спокойного чувства удовлетворенности ею.
Гармоничность личности - характеристика личности, определяется степенью оптимальности соотношения силы разнонаправленных и полярных мотиваций друг с другом, с психологическими исполнительными возможностями и с поведенческими проявлениями (“согласием с самим собой”), уровнем конструктивности отношений с людьми и с окружающей природой, характером преобладающего эмоционального тона и др.
Гармоничное состояние личности предполагает и наличие некоторого уровня противоречивости, стимулирующего саморазвитие и вкус к жизни. Процесс самоиспытания не имеет границ. Если человек вовлечен в него, то в его базовом состоянии всегда будет определенная, но не очень большая, толика проблемности, возникающей от неполного выполнения поставленных перед собой задач, тем более, если эти задачи имеют практически бесконечный характер.
Наличие некоторой, оптимальной доли противоречивости личности, неполноты ее согласованности с собой и с Миром, неполной ее самоудовлетворенности, процессов самоиспытания и саморазвития является существенным признаком гармоничной личности и гармоничной жизни человека. Важно отметить, что это противоречия и проблемы, которые реально разрешаются самой личностью путем проб и ошибок, попыток специальной (под проблему) самоорганизации своей жизнедеятельности. То есть жизнь - это и эксперимент с самим собой и с миром. Каждый шаг такого по возможности разумно организуемого эксперимента представляет пусть и небольшое, но движение вперед. Итак, гармоничное состояние личности - это в целом самоуправляемое состояние и самоуправляемый процесс, отличающийся в то же время некоторой долей проблемности, принципиальной незавершенности.
Интегральный фактор "общая конструктивность личности” - выражает общую продуктивность и гармоничность (оптимальность) организации и протекания жизненного процесса человека. В нем учитываются как общая результативность жизни, так и процессуальные ее проявления. Высокому уровню общей конструктивности соответствует наличие обоих главных составляющих: достаточно высокой результативности и высокой гармоничности организации личности и ее жизни.
В методике “Личностная биография” составляющими этого фактора являются: уровни жизненного самоопределения, самореализации, трансформации и гармоничности личности.