УПП

Цитата момента



Любовь - это свобода. Привязанность - это рабство.
Впрочем, рабство может быть и сладким.

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



Пытаясь обезопасить ребенка на будущее, родители учат его не доверять чужим, хитрить, использовать окружающих в своих целях. Ребенок осваивает эти инструменты воздействия и в первую очередь испытывает их на своих ближних. А они-то хотят от него любви и признательности, но только для себя. Но это ошибка. Можно воспитать способность любить, то есть одарить ребенка этим драгоценным качеством, но за ним остается решение, как его использовать.

Дмитрий Морозов. «Воспитание в третьем измерении»

Читать далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/d542/
Сахалин и Камчатка

Швецов Д.Ф. Современные теории личности и их положения относительно личностного развития

Теории личности различаются между собой по виду элементов, или структурных понятий, которые они используют; они также различаются по способу концептуального осмысления организации этих элементов. Некоторые теории выстраивают сложную структурную систему, в которой много компонентов связано между собой множеством разнообразных связей. Другие теории предпочитают простую структурную систему, в которой имеется всего несколько компонентов, соединенных немногочисленными связями.

За всеми современными теориями личности явно или неявно стоит философское представление о природе человека. Например, одна из теорий рассматривает человека как организм, который размышляет, выбирает и принимает решение (рациональное представление о человеке), в то время как другая видит в человеке организм, который ведет себя иррационально, вынужденно, под влиянием влечений (представление о человеке как о животном); одна теория видит в человеке механизм, автоматически реагирующий на внешние стимулы (механистическое представление), тогда как другие смотрят на него как на систему, перерабатывающую информацию, подобно компьютеру (компьютерное представление).

Так, одной из наиболее ярких и влиятельных концепций личности XX века явилась концепция З. Фрейда. Ученый условно разделил личность на три составляющие: Оно (Id), Я (Ego) и Сверх-Я (Superego). Подразумевается, что человек подвержен мощнейшему влиянию внутренних инстинктов (Оно), которые сталкиваются с общественными требованиями и установками (Сверх-Я) на своеобразной арене борьбы, которой служит Я. Согласно данной психодинамической теории, человеческая личность, как явствует из вышесказанного, представляет собой клубок противоречий, противостояний между природными, сущностными потребностями и требованиями общественного уклада. Движущими силами развития индивида выступают сексуальный и агрессивный инстинкты. Именно движение в сторону их удовлетворения означает реализацию действительного личностного потенциала. Таковая реализация происходит в виде ожесточенной борьбы внутри человека, через проживание тревоги и регуляции противостояния с помощью механизмов психологической защиты. Рост личности человека оценивается с помощью определения его актуальной на данный момент стадии психо-сексуального развития. Так, если человек «застревает» на какой-либо стадии развития (всего Фрейд выделяет три стадии развития: оральная, анальная и фаллическая), то данная личность считается «недоразвитой», подверженной чрезмерной (в отличие от рекомендуемой - оптимальной) фрустрации, и данный кризис личностного роста может быть преодолен с помощью психологического анализа детских комплексов и неврозов. Как мы видим, данный психодинамический подход в понимании личности и ее развития имеет в своей основе философскую предустановку об изначальной порочности человека, и все исследовательское внимание в данном случае направлено внутрь человека (носит интернальный характер), сосредоточившись на процессе борьбы инстинктов и внешних средовых требований. Фрейд рассматривает общественное окружение не как структурный компонент личности, а как некий соперничающий в плане жизненных интересов фактор. И эта позиция, надо сказать, является неким лейтмотивом большинства современных личностных концепций. Но вернемся к этому несколько позже, рассмотрев и другие теоретические конструкты.

Следующей яркой теоретической концепцией, рассматривающей природу личности и вводящей свои критерии личностного роста, стала современная гуманистическая концепция, базирующаяся на взглядах К. Роджерса и А. Маслоу. Согласно данной концепции, в противовес концепции традиционного психоанализа, исходным стремлением личности является стремление к самоактуализации. Одним словом, К. Роджерс считает, что у организма есть одна основополагающая тенденция и одно стремление – актуализировать, сохранять и расширять самого себя. Понятие актуализации означает тенденцию организма вырастать из простого существа в сложное, продвигаться от зависимого существования к независимому, переходить от фиксации и ригидности к возможности изменения и свободе выражения. Понятие включает в себя и стремление каждого человека удовлетворять потребности или снижать напряжение, но оно особенно подчеркивает те удовольствия и удовлетворенности, которые вызывает деятельность, способствующая росту организма. И сущностной основой личности в данной теории считается безусловное позитивное начало, которое и обеспечивает каждому организму направление роста – к лучшему и к наиболее удобному, комфортному. Одним словом – к солнцу, в самом широком экзистенциальном смысле данного понятия. И если у Фрейда человек изначально порочен, то у Роджерса человек, образно говоря, представляет собой семя, внутри которого потенциально прекрасное творение жизни, природы, и это прекрасное не проявляется лишь в том случае, если этому целенаправленно мешать. Так, кстати говоря, и происходит, согласно взглядам Роджерса, под давлением не совсем адекватных истинным потребностям личности общественных стереотипов развития. Для обеспечения условий истинного роста личности необходимо усовершенствовать всю систему общественных отношений, которая должна в качестве основополагающих ценностей использовать ценности человеческой индивидуальности и врожденного права на самоактуализацию. А поскольку именно самоактуализировавшаяся личность может быть единственно позитивной в социальном отношении, то и главной задачей общественного развития ставится забота о создании оптимальных условий для личностного развития (по описанным нами выше критериям) и средоточие внимания на внутриличностных процессах.

Хотя Роджерс был озабочен проблемой операционализации введенных им понятий, он так и не создал инструмента для измерения мотива самоактуализации. По прошествии времени был разработан целый ряд разных шкал для измерения самоактуализации. Самая последняя попытка в этой области – шкала из 15 вопросов, которая измеряет способность действовать независимо, уровень принятия себя, или уровень самооценки, принятие своей эмоциональной жизни и доверие в межличностных отношениях. Обнаружилось, что баллы, набранные по этому вопроснику самоактуализации, коррелируют с показателями самооценки и здоровья по другим вопросникам, а также с оценками индивидов как самоактуализирующихся личностей, данными независимыми экспертами.

Как мы можем видеть, данная теоретическая концепция в философском смысле также является интернальной, сосредоточенной на внутриличностных психологических процессах. Хотя очевидным является смена исходных позиций относительно изначальной человеческой сущности: переход от личностного пессимизма к оптимизму. Данное различение, надо сказать, нашло свое отражение в психологической практике работы с личностью, что, в свою очередь, оказало значительное влияние на многие аспекты социально-общественной жизни, особенно применительно к педагогическим наукам. Однако вернемся к дальнейшему рассмотрению личностных теорий.

Одной из разновидностей личностных теоретических подходов, выделяемых на сегодняшний день, являются подходы, отличительной особенностью которых стало внимание к теме отдельных личностных черт. Оллпорт, как один из основоположников данного подхода, считал, что черты (черты личности) являются базовыми единицами личности. По Оллпорту, черты реально существуют и заложены в нервной системе. Они представляют собой обобщенные личностные диспозиции, которые объясняют повторяемость функционирования личности в разных ситуациях и в разное время. Черты можно характеризовать тремя свойствами – частотой, интенсивностью и диапазоном ситуаций. Черты формируются в личности под воздействием факторов двух типов: факторы внешней среды и факторы генетической обусловленности. Таким образом, личность представляет собой некую природную данность, дальнейшее формирование которой, хотя и имеет некоторые индивидуальные предпосылки, связанные с генетической, врожденной детерминацией, обусловлено воздействиями внешней среды. При этом черта, согласно данной концепции, выражает то, что человек обычно делает во многих ситуациях, а не то, что человек сделает обязательно в данной конкретной ситуации. Оллпорт утверждает, что для действительного понимания поведения необходимо пользоваться как понятием черты, так и понятием ситуации. Понятие черты необходимо исследователю для объяснения согласованности поведения личности, а понятие ситуации – для объяснения вариативности поведения. В последствии идея уникальности личности привела Оллпорта к предположению существования у человека неких уникальных черт личности, которые не поддаются научному изучению. Данный акцент Оллпорта на уникальных личностных чертах был трактован как подтверждение невозможности существования науки о личности, что привело в результате к возникновению существенного научного противоречия, не способствовавшего дальнейшему продвижению в этой исследовательской области.

Свой вклад в развитие теории личностных черт внес Айзенк, который предположил, что факторный анализ позволяет обнаружить те естественные структурные элементы, которые существуют внутри человеческой личности. А именно, если некие явления (например, переменные или ответы на тестовые вопросы) совместно варьируют, т.е. если они появляются и исчезают вместе, то из этого можно заключить, что они имеют некую общую основу и относятся к одному и тому же аспекту личностного функционирования. Факторный анализ как раз и базируется на той идее, что действия, которые совместно варьируют у множества индивидов, каким-либо образом связаны между собой. Факторный анализ, таким образом, является статистическим методом, позволяющим определить, какие действия связаны между собой, но независимы от других; тем самым он фиксирует единицы, или, другими словами, естественные элементы структуры личности. Их называют факторами. В своих ранних исследованиях Айзенк обнаружил два базовых параметра личности, которые получили название интроверсия-экстраверсия и невротизм (эмоциональная стабильность-нестабильность). Айзенком было выявлено, что параметр экстраверсия-интроверсия устойчиво воспроизводится в разных культурах, а также то, что индивидуальные различия стабильны во времени и что велик вклад генетического фактора в эти различия. Это объективно свидетельствует в пользу сильных биологических оснований данного параметра. Согласно Айзенку, «генетические факторы определяют что-то порядка двух третей вариативности базовых личностных параметров».

В настоящее время сторонники теории личностных черт выделяют пять факторов черт личности (так называемая Большая Пятерка): невротизм(измеряет приспособленность либо эмоциональную нестабильность; идентифицирует индивидов, подверженных неприятным переживаниям (дистрессам), склонных к чрезмерным страстям и порывам, к идеям, далеким от реальности, и к неадекватным реакциям на действительность); экстраверсия (измеряет широту и интенсивность межличностных взаимодействий; уровень активности; потребность во внешней стимуляции; способность радоваться жизни); открытость опыту (измеряет активный поиск нового опыта и признание его самостоятельной ценности; терпимость к чужому, непривычному и исследовательский интерес к нему); доброжелательность (измеряет качество отношения человека к другим людям на всем континууме от сочувствия до враждебности в мыслях, чувствах и действиях); сознательность (измеряет степень организованности, настойчивости и мотивированности индивида в целенаправленном поведении; противопоставляет людей надежных и требовательных тем, кто апатичен и не тщателен в работе).

Психологи черт личности полагают, что индивидуальные оценки человека по параметрам вышеприведенной Большой Пятерки остаются стабильными где-то после 30 лет. До этого возраста возможны значительные изменения и рост, что позволяет некоторым психологам утверждать, что, «подобно интеллекту и физическому росту, черты личности, видимо, имеют свою точку полной зрелости… развитие личности не завершено до окончания третьего десятилетия жизни».

По последним оценкам психологов, сторонников теории личностных черт, общая доля генетического фактора в чертах личности составляет где-то порядка 40%. Другими словами, около 40% индивидуальных различий в чертах личности объясняется наследственностью. И при этом важно понимать, что сильное генетическое влияние отнюдь не означает зафиксированность черты личности раз и навсегда - она может изменяться под влиянием среды.

Сторонники теории личностных черт дают свой ответ на вопрос: «Откуда у личности такая высокая лонгитюдная стабильность?». Частично дело – в генетических факторах, вносящих вклад в черты личности. Кроме того, люди сами выбирают и формируют свое окружение таким образом, чтобы подкреплять и усиливать уже имеющиеся у них черты личности: экстраверт не просто дожидается ситуации, чтобы пообщаться, но ищет и собирает компанию и часто побуждает окружающих тоже вести себя экстравертированно. И наконец, составив однажды представление о человеке, люди ведут себя по отношению к нему таким образом, чтобы поддержать и закрепить уже существующие характеристики. В результате, хотя личность может меняться, в дело вступают мощные силы, направленные на сохранение стабильности на протяжении длительного времени. Подобная стабильность, по мнению сторонников теории черт, имеет большую адаптивную ценность: «Благодаря тому, что личность стабильна, жизнь до некоторой степени предсказуема. Люди могут совершать свой профессиональный выбор с определенной уверенностью в том, что их интересы и энтузиазм не исчезнут в одночасье. Они могут выбирать себе друзей и партнеров, совместимость с которыми они скорее всего сохранят надолго… Они могут определять, с кем из сотрудников они сработаются, а с кем – нет. Личная и общественная польза стабильности колоссальна».

Вышеприведенная теория личностных черт имеет один существенный недостаток – она не является объяснительной моделью личности, поскольку сначала мы, допустим, наблюдаем действия личности и характеризуем их как экстравертированные (и называем в этой связи человека экстравертом), а затем объясняем его экстравертированное поведение тем, что он – экстраверт. Здесь нарушается причинно-следственная связь.

Что касается личностного роста, то, согласно данной концепции личностных черт, он представляет собой скорее спонтанный процесс формирования, являющийся результатом действия окружающего мира на исходную природную данность человека, нежели некий процесс, хоть как-то человеком управляемый (теория личностных черт упоминает, как мы смогли убедиться, о возможности изменения личностных характеристик, но каким образом осуществить эти изменения – ответа не дает).

Следующей разновидностью теорий о личности являются так называемые теории научения, которые рассматривают процесс личностного становления с позиций «стимул-реакция». В целом теория стимула и реакции интерпретирует рост и развитие личности как аккумуляцию привычек, которые затем упорядочиваются в виде иерархии или по значимости, т.е. человеческое поведение представляет собой реакцию на подкрепления, находящиеся в окружающей среде, и оно более ситуативно, специфично, чем это предполагалось другими теориями личности (например, теорией черт и психоанализом). Согласно теории научения, ни одна реакция не является результатом конфликтов в сфере бессознательного, а представляет собой лишь усвоенную неадаптивную реакцию, которая может быть устранена. И при этом, как полагают сторонники теории научения, нет никаких оснований предполагать, что устраненную неадаптивную реакцию заменит другая неадаптивная реакция. Скиннер, один из основоположников теории научения, в своих представлениях о личностном росте и развитии продолжает особо подчеркивать важность режимов подкрепления в процессе усвоения и исполнения поведения.

Данный подход к личности и личностному развитию, сводимый лишь к процессу внешнего стимулирования и получаемой в результате индивидуальной личностной реакцией, многократно критиковался различными учеными-человековедами, особенно сторонниками гуманистической концепции, за недостаточное внимание к активной позиции самого человека относительно собственного личностного изменения и роста. Однако, при всей неоднозначности теорий научения, следует признать, что и принцип «стимул-реакция» играет немалую роль в становлении, воспитании человека, особенно на ранних этапах развития. При этом в более зрелые периоды своего развития личность становится не просто объектом социального воздействия, но и субъектом, активно участвующим в формировании социо-культурной реальности.

Следующей теорией личности, подлежащей нашему рассмотрению, является теория личностных конструктов, основателем которой является Дж. Келли. Многие идеи Келли, включая его взгляды на науку, базируются на философской позиции конструктивного альтернативизма. Согласно этой позиции, нельзя открыть ни объективной реальности, ни абсолютной истины – их не существует. Вместо этого мы можем говорить о попытках конструировать события – интерпретировать явления, чтобы понять их. Для иллюстрации и лучшего понимания методологического подхода Келли в общенаучном плане приведем некоторые представления Келли о науке:

Не существует ни объективной реальности, ни «фактов». В разных теориях содержатся разные конструкции (интерпретации) феноменов. Эти теории обладают различными зонами применимости и различными фокусами применимости.

Теории должны приводить к исследованиям. Однако чрезмерный перенос центра тяжести на измерение может оказаться серьезным ограничением и привести к взгляду на понятия как на «вещи», а не всего лишь как на репрезентации.

Клинический метод полезен, потому что порождает новые идеи и привлекает внимание к важным вопросам.

Хорошая теория личности должна помогать нам решать проблемы человека и общества.

Теории обречены на то, чтобы пересматриваться и отбрасываться.

Согласно данной теории, личность представляет собой активный элемент, который ориентируется в окружающем мире и строит свою жизнедеятельность на основе личностных конструктов. Конструкт – это способ конструирования, или интерпретации мира. Человек переживает события, интерпретирует их, структурирует и наделяет их значениями.

Принципы развития Келли-Пиаже:
  • признание прогрессивного движения от глобальной недифференцированной системы к дифференцированной целостной системе.
  • рост использования абстрактных структур с целью охвата большего количества информации более экономным способом.
  • развитие как ответ на попытки ввести новые элементы в когнитивную систему.
  • развитие когнитивной системы как целостной системы в отличие от простого добавления к ней новых частей или элементов.

Развитие личности в данном контексте представляет собой движение от более простых личностных конструктов к более сложным, что способствует структурированию накопленной в процессе жизнедеятельности информации с помощью интеграции отдельных данных в одно целое, в конструкт, имеющий обобщенный характер и позволяющий ориентироваться в мире с помощью полученной матрицы мировосприятия. И чем больше информации интегрировано в личностный конструкт (при условии цельности и смысловой структурированности), тем выше уровень личностного развития.

Следует обратить пристальное внимание и на социально-когнитивную теорию личности. Современная социально-когнитивная теория придерживается взгляда на человека как на активное существо, использующее когнитивные процессы, чтобы представлять события, предвосхищать будущее, выбирать направление действия и взаимодействовать с другими людьми. Альтернативные взгляды на человека, как на пассивную жертву бессознательных импульсов и своего прошлого или как на существо, пассивно реагирующее на окружающие события, отвергаются. Теории личности, которые отдают предпочтение внутренним факторам вплоть до полного исключения влияния окружающей среды, тоже отвергаются из-за невнимания к реактивности индивида на изменение ситуаций. Теории же, которые отдают предпочтение только внешним факторам вплоть до полного исключения внутренних, отклоняются из-за своей неспособности учитывать роль когнитивных процессов в поведении. Таким образом, отвергая как представление о том, что люди постоянно находятся под ударами стимулов окружающей среды, социально-когнитивная теория полагает, что жизнеповедение можно объяснить в категориях взаимодействия между человеком и его окружением. Да, действительно, люди находятся под влиянием окружающей среды, но в то же время они сами выбирают способы действия. Человек одновременно и реагирует на ситуации, и активно создает ситуации, влияя на них. Люди и отбирают ситуации, и формируются под их влиянием; они воздействуют на поведение других людей и формируются под влиянием поведения этих других.

Социально-когнитивная теория выделяет развитие когнитивных компетентностей, ожиданий, целей-стандартов, убеждений в самоэффективности, а также саморегулятивных функций, которое происходит как в процессе приобретения собственного опыта, так и посредством наблюдения за поведением других людей. Научение через наблюдение означает способность усваивать сложные образцы поведения, наблюдая за людьми. «Благодаря тому, что люди могут хотя бы приблизительно обучаться на чужом примере, прежде чем начинать действовать, они избегают ненужных ошибок». Данная теория (социально-когнитивная) подчеркивает способность людей отличать одну ситуацию от другой и гибко регулировать поведение в соответствии с внутренними целями человека и внешними требованиями ситуации.

 А личностный рост рассматривается данной концепцией как процесс научения оптимальным формам жизнеповедения через обучение, самообучение, наблюдение за поведением других людей, через моделирование на основе полученных данных собственных, адекватных ситуации и окружению, форм реагирования.

Существуют также и когнитивные, информационно-процессуальные, подходы к личности. Они рассматривают человеческую личность, проводя аналогии с компьютерами, вычислительной техникой. Согласно данной концепции, человек живет на основе функционирующих в его сознании программ, когнитивных схем, определяющих самоотношение, жизненные ожидания и др. И развитие личности, личностный рост можно условно обозначить как постоянное «обновление программного обеспечения», совершенствование когнитивных компетентностей, призванных повысить адаптационные жизненные возможности личности.

Итак, мы рассмотрели основные, существующие на данный момент теории личности. Основным отличительным свойством описанных выше концепций является принадлежность западной культуре, западному мировосприятию. Но наряду с этим существуют и другие личностные концепции, имеющие корни в восточной философии, которые, однако, менее представлены и интегрированы в науке, хотя и имеют в структуре своих взглядов на человека позиции, заслуживающие пристального внимания научной общественности. Например, одно из ярких различий между восточной и западной культурами заключается в том, в какой степени человек видит себя связанным с другими. В культурах Востока связи с другими людьми входят в Я-концепцию и индивиды представляют собой части, которые нельзя понять, когда они отделены от более широкого коллективного целого. Это понимание индивида резко отличается от доминирующего представления о человеке в западной цивилизации, которая рассматривает индивида как нечто уникальное и отдельное от других. А ведь рассмотрение личностной позиции относительно совокупного общества, мира в целом является необходимым условием для определения приоритетов в рассмотрении личностной сущности. И за средоточием внимания на данном аспекте понимания личности стоит будущее науки о человеке и его развитии. Вместе с этим, на данный момент представляется возможным предложить общие контуры новой личностной концепции, которая имеет в своей основе интеграцию положений об индивидуальной значимости человека и о его значении в рамках общественного развития, которое является закономерным продолжением развития индивидуального.

Но, прежде чем мы предложим свою концепцию личности и личностного роста, необходимо дополнить общую картину научных представлений о личности рассмотрением отечественных концепций, так или иначе имеющих в фокусе своего внимания личность и личностное развитие, и занимающих в системе мирового научного знания весьма существенное место.



Страница сформирована за 0.77 сек
SQL запросов: 190