Сюзан Уолен, Раймонд ДиГусепп, Ричард Уэсслер. Рационально-эмотивная психотерапия: когнитивно-бихевиоральный подход
© Уолен С., ДиГусепп Р., Уэсслер Р. 1980 (все авторские права сохранены)
© Институт Гуманитарных Знаний (научное редактирование, оформление) — 1997
Многие всемирно признанные направления психологии и психотерапии в России пока еще мало известны. К их числу относятся бихевиоральная и когнитивная терапия. На Западе они пользуются заслуженным уважением, популярностью и признанием. Их достоинство в серьезном научном обосновании и конкретности рекомендаций и процедур. На основе этих подходов американский психотерапевт А. Эллис создал новое направление названное им РЭПТ (рационально-эмоционально-поведенческая терапия). Личность в РЭПТ рассматривается на трех уровнях: эмоциональном, мыслительном и поведенческом. В РЭПТ отсутствует налет мистицизма и иррациональности так характерный для российского рынка психотерапевтических услуг, напротив, всё предельно точно, ясно и конкретно. Техники РЭПТ можно использовать самостоятельно, но они являются также прекрасным дополнением к другим методикам, расширяя возможности для работы с «сознательной частью» клиента. Данное руководство можно рекомендовать тем, кто хочет работать действительно профессионально. Материал, представленный в книге публикуется на русском языке впервые.
Введение
В последнее время написано много книг и статей по рационально-эмотивной терапии (РЭПТ). Альберт Эллис, создатель и самый яркий представитель РЭПТ, написал самостоятельно и в соавторстве более 40 книг. Большинство из них написаны как практические пособия по самопомощи. Клинические и психологические исследования показали эффективность библиотерапии (Ellis, 1977a, 1978b). При общении с терапевтом пациенты имеют возможность более основательно проработать эти пособия. Данная книга дополняет существующую литературу по РЭПТ и предназначена не для пациентов, а для врачей, желающих овладеть РЭПТ.
Объяснить основные принципы РЭПТ не очень трудно Для РЭПТ характерны простота языка и, как точно выразился доктор Эллис, запоминающиеся идеи (например, «мастурбация ведет к самоосуждению!»). Прочитав «Новое руководство по рациональному образу жизни» (Ellis and Harper, 1975) кто-то сможет без труда выступить с занятной лекцией. И действительно многие пациенты могут прочитать лекцию и вполне прилично пересказать принципы РЭПТ, однако они, быть может, не смогут применять эти знания для решения собственных проблем. Провести пациента через лабиринты РЭПТ часто представляется намного проще, чем это есть на самом деле.
Мы вспоминаем собственные затруднения, когда учились отличать разумные верования от заблуждений и устанавливать связь между эмоциональным состоянием и жалобами пациентов. Мы вспоминаем, с какой легкостью вязли в непринципиальных спорах, когда были начинающими терапевтами. Другими словами, взаимодействие терапевта и пациента во время сеансов не всегда так просто и понятно, как выглядит в книгах. И порой в книгах трудно найти ответы на проблемы и затруднения пациентов.
За прошедшие годы многие терапевты прошли тренинг в Институте по рационально-эмотивной терапии. И даже в течение короткого, но интенсивного, пятидневного цикла по РЭПТ был заметен, если судить по видеозаписям сеансов, ежедневный прогресс в поведении курсантов. Помимо тренировок и обратной связи, существенным фактором отмеченного прогресса терапевтов была сильная традиция общения в РЭПТ. Руководители давали своим курсантам, которые в свою очередь могли стать руководителями, множество полезных советов и подсказок о практической стороне РЭПТ. Традиции общества таковы, что повод для подсказки может потерять актуальность, но сама полезная информация при этом продолжает распространяться. В данном руководстве по крупицам собран клинический опыт таких специалистов по РЭПТ, как Билла Кнауса, Эда Гарсиа, Джона Гейза, Жанет Волф, Гингера Уотерса, Ларри Муди, Ховарда Кассинова, Билла Голдена, Рози Оливер, самого Альберта Эллиса. Здесь потребовалось бы слишком много места, чтобы перечислить всех специалистов.
Поэтому цель данного руководства — систематизировать опыт очного обучения. Полагаясь на свой собственный жизненный опыт и опыт оказания помощи другим мы постарались включить в книгу многое из того, что является камнем преткновения для начинающих терапевтов. Все эти затруднения мы будем преодолевать используя основную АВС-модель рационально-эмотивной терапии, а также с помощью большого количества подсказок, афоризмов, примеров, разъяснений и других традиционных приемов.
Главы в книге построены так, чтобы врач мог бы легко найти описание интересующей его проблемы. Например, у пациента выявлены проблемы, связанные с «А» (так называемое Активирующее событие), при этом он жалуется, что «все болит» или у пациента может быть в целом все в порядке, но он хотел бы добиться более заметных успехов. Как поступить врачу в этой ситуации? Глава 3 содержит соответствующие полезные сведения. Предположим, врач выявил проблему, обозначаемую термином «должен» и не знает, как лучше настроить дискуссию с пациентом. В этом случае полезными могут быть главы 6, 7 и 8. По своей сути это руководство задумано как практический справочник-путеводитель — находить помощь, когда как врач вы испытываете затруднения.
Работая над руководством, мы столкнулись с языковыми проблемами. Особенно с проблемой указания пола. Мы не делали акцента на половых различиях и старались пользоваться нейтральными терминами, хотя иногда для большей ясности мы использовали слова «он» или «она» без существенного ухудшения стиля. Мы надеемся читатель поймет, что наш выбор языка не отражает какой-либо предвзятости по отношению к тому или иному полу.
Подобная проблема возникала при выборе термина для обозначения людей, обращающихся за помощью к психотерапевту. Считается, что термин «больной» или «пациент» служит ярлыком болезни. Слово «клиент», как альтернатива, пока не имеет широкого употребления. Мы решили применять оба эти термина как равноправные ради разнообразия языка.
В этой книге основное внимание уделяется применению РЭПТ у взрослых. Хотя РЭПТ подтвердила свою эффективность при работе с детьми и подростками, мы все же считаем, что для работы с этими группами требуются специальные знания и навыки, что выходит за рамки этой книги. Если у вас уме есть опыт лечения детей и подростков, эта книга будет вам полезна. Но, если такою опыта у вас нет, мы настойчиво советуем вам пройти специальную подготовку прежде, чем заняться детьми, или же направлять их к врачу, имеющему достаточный опыт. Также существуют и другие специфические проблемы, с которыми рациональный терапевт может не справиться без специальной подготовки. Одной из таких областей является консультирование по вопросам секса. Такая дисциплина, как сексуальная терапия, предполагает обширные знания о человеческой сексуальности, ее физиологии, патологии и печении. Без этих специальных знаний терапевт или консультант могут оказать пациенту плохую услугу. Подчеркнем еще раз, когда вы сталкиваетесь с подобными проблемами у пациентов, мы советуем вам пройти специальную подготовку или направлять таких пациентов к более опытному врачу.
Существуют некоторые заболевания, которые плохо лечатся с помощью РЭПТ, хотя они могут уступать другому виду лечения. В частности, РЭПТ имеет ограниченное применение у психических больных. Рационально-эмоционально-поведенческая терапия или какая-либо другая психотерапия может помочь облегчить состояние психических больных, но она не в состоянии остановить психический процесс, в котором задействованы биохимические и патофизиологические факторы. Психопатические больные, однако, могут иметь невротические проблемы или эмоциональные реакции на само психопатическое заболевание. В таких случаях РЭПТ действительно полезна. К той же категории относятся больные с неврологическими повреждениями. РЭПТ не избавит от неврологического расстройства, но поможет пациенту бороться со своим заболеванием и поможет преодолеть невротические реакции на основное заболевание.
Это руководство предназначено для практикующих врачей, незнакомых с РЭПТ. Поскольку РЭПТ представляет собой объемную когнитивно-обучающую терапию, мы предполагаем, что читатель имеет определенные представления о психологических принципах, приемах изменения поведения, об общих правилах консультирования. Без этого есть риск, что РЭПТ, как и любой другой метод психотерапии, будет применяться механистично, что не так уж страшно для пациентов, но менее эффективно.
Во всяком случае, если вам не достает общих психологических знаний, мы советуем вам начать изучение РЭПТ с чтения первых шести глав книги «Новое руководство по рациональной жизни» (Ellis and Harper, 1975) и классической книги Эллиса «Рассудок и эмоции в психотерапии» (1962).
В процессе учебы в Институте по рационально-эмотивной терапии курсанты делают видеозаписи всех своих лечебных сеансов, конечно, с согласия пациентов. По ходу чтения этой книги мы не один раз будем просить вас, читатель, выполнить упражнения по самопроверке, так что в дополнение к возможности наблюдения за работой коллег у вас будет возможность наблюдать за собой. Поэтому, если вы еще не привыкли к записям своих лечебных сеансов, начинайте сейчас.
Мы хотим выразить благодарность коллегам, прочитавшим рукопись и высказавшим свои замечания: доктору Альберту Эллису, доктору Жоржу Спиваку, доктору Аарону Беку, доктору Барри Бассу, Доктору Моррису Роземану, доктору Лоренс Доннер, аспирантам и студентам Государственного Университета Тоусон и Университета Хофстра.
Глава 1. Основные принципы РЭПТ и как их излагать
Работы Альберта Эллиса (1962, 1976, 1978а) охватывают три основные области: рационально-эмотивную теорию, рационально-эмотивную философию и рационально-эмотивную терапию. Теория базируется на концепции Эллиса о причинах человеческих эмоций; философия исповедует гуманистический гедонизм как цель жизни; терапия представляет собой прагматическую клиническую систему. Мы построили настоящую главу в соответствии с этой триадой и начинаем с рационально-эмотивной теории.
Рационально-эмоционально-поведенческая теория
Тремя основными психологическими аспектами деятельности человека являются мышление, эмоции и поведение. Все три аспекта взаимосвязаны, изменение одного из них часто вызывает изменение других. Если человек изменяет способ мышления, т.е. думает о событии по-другому, очень вероятно, что вслед за этим изменится и его эмоциональная реакция на событие и, возможно, также изменится поведение. Поведенческая психология делает акцент на изменении окружающей обстановки для изменения поведения, в то время как когнитивная психология сосредотачивается на изменении содержания мыслей. Существует немного психологических направлений, ориентированных непосредственно на эмоции, поскольку на эмоции трудно оказать прямое воздействие. В этом отношении теория РЭПТ, возможно, является уникальной, поскольку она фокусируется на взаимодействии мыслей и эмоций. Итак, первый и наиболее важный принцип рационально-эмотивной теории состоит в том, что мысли являются главным фактором, определяющим эмоциональное состояние человека. Проще говоря, как мы думаем, так и чувствуем. Не события и другие люди заставляют нас «чувствовать хорошо» или «чувствовать плохо», а наши собственные мыслительные процессы определяют самочувствие. Поэтому, хотя внешние события в прошлом или настоящем оказывают влияние на нас, но они не являются причиной наших эмоций. Наши внутренние качества, наше восприятие и оценка внешних событий и обстоятельств являются более прямым и мощным источником наших эмоциональных реакций.
Второй главный принцип рационально-эмотивной теории гласит, что в основе патологии эмоций и многих психопатологических состояний лежат нарушения мыслительных процессов. К ним относятся: преувеличение, упрощение, чрезмерное обобщение, алогичные предположения, ошибочные выводы, абсолютизация. Для описания этих когнитивных ошибок Эллис использует термин «иррациональные верования». Эллис выделил некоторые конкретные иррациональные верования, типичные для нашей культуры, которые, по его мнению, создают много эмоциональных проблем. Например, широко распространено мнение, что человек должен быть любим и понимаем всеми значимыми лицами из своего окружения (Ellis, 1962, р. 61). Это верование иррационально, потому, что просто невозможно, чтобы все значимые лица одобряли наше поведение, всегда найдется кто-нибудь с другими взглядами. Даже если бы все одобряли нас, нам пришлось бы всё время беспокоиться о том, как сохранить их одобрение. Поэтому верование в необходимости одобрения со стороны всех значимых лиц является непосредственной причиной тревоги.
Большинство иррациональных верований можно отнести к одной из следующих основных категорий:
1. катастрофизация, т.е. преувеличение негативных последствий событий;
2. выражения « следует», «должен», «обязан», которые отражают неадекватно требования к людям или ситуациям;
3. выражения оценки ценности человека, как себя, так и других. Такая оценка предполагает, что одни люди имеют меньшую ценность, чем другие;
4. выражения потребностей, т.е. субъективных условий для счастья или выживания. В состоянии эмоционального дискомфорта у нас появляются нереальные желания. Само по себе желание безвредно, но нарушения возникают из-за того, что наши желания разрастаются до неадекватных требований, которые и являются источником эмоциональных нарушений. Эти требования составляют суть иррациональных верований и распознаются по таким ключевым словам как «следует», «должен», «обязан», «необходимо», «прихода гея».
Эллис часто знакомит своих пациентов с этой моделью эмоциональных расстройств на следующем примере:
Психотерапевт (В): Предположим, когда Вы уходили сегодня утром из дома, Вы сказали себе: «Я хотел бы взять с собой сегодня пять долларов, больше мне не нужно. Хотя это и не обязательно, но всё же я бы предпочел иметь с собой пять долларов». Позднее Вы обнаружили у себя в кармане только четыре доллара. Как по вашему мнению Вы бы себя чувствовали?
Пациент (П): Думаю, я был бы огорчен.
В: Правильно! Вы были бы огорчены или испытывали сожаление, но по этому поводу Вы бы с собой не покончили. А сейчас представьте, что уходя из дома Вы сказали себе: «Я должен взять с собой сегодня пять долларов, не больше. Но эти деньги я должен иметь при себе всегда». Позднее выяснилось, что у Вас только четыре доллара. Как бы Вы себя чувствовали?
П: Мне кажется, был бы очень расстроен.
В: Вы наверняка были бы расстроены, если бы обнаружили, что у Вас нет того, что Вы ДОЛЖНЫ иметь. Теперь допустим, Вы также считали, что всегда должны иметь пять долларов, однако в кармане у Вас оказалось шесть долларов. Как бы Вы себя чувствовали?
П: Был бы счастлив. Может быть даже слишком?
В: Да, возможно Вы бы чувствовали себя счастливым, но скоро Вы бы вновь испытывали беспокойство. Знаете почему?
П: Нет.
В: Предположим Вы потеряли два доллара или потратили, или Вас обворовали. Видите, в любом случае Вы чувствуете себя несчастным, когда считаете, что ДОЛЖНЫ иметь что-либо. Вы волнуетесь, когда у Вас этого нет и также волнуетесь, когда есть!
Поскольку основной тезис рационально-эмотивной теории гласит, что как мы думаем, так мы чувствуем, то чтобы разрешить эмоциональные проблемы, мы начинаем с анализа мыслей. Если дистресс является результатом нарушения мышления, то лучший способ избавиться от дистресса — изменить наши мысли.
Следующий принцип рационально-эмотивной теории утверждает, что разнообразные факторы, включая влияние наследственности и окружающей среды, имеют значение в происхождении иррационального мышления и психопатологии. Вероятно, у всех народов есть склонность легко формировать иррациональные верования, о чем свидетельствует их широкая распространенность. При этом культура, которой мы принадлежим, наполняет эти верования конкретным содержанием.
Как и многие современные психологические теории, рационально-эмоционально-поведенческая теория подчеркивает влияние на поведение не прошлого, а настоящего. Поэтому, согласно другому принципу рационально-эмотивной теории, наследственность и окружающая среда, хотя и играют важную роль в возникновении психопатологических расстройств, не так значимы для понимания механизмов сохранения этих расстройств. Люди сохраняют свои нарушения за счет внушения себе определенных идей.
Причиной эмоционального дистресса является приверженность людей иррациональным верованиям. Каким бы образом не возникали иррациональные верования, если бы пациенты критически оценивали свое мышление и отказывались от заблуждений, их деятельность была бы совершенно другой.
Еще один принцип рационально-эмотивной теории утверждает, что актуальные верования можно изменить, хотя не всегда это просто. Иррациональные верования поддаются постепенному изменению посредством активного и настойчивого наблюдения за своим мышлением и самоанализа. Таким путем достигается снижение уровня эмоционального дистресса.
Мифы и заблуждения
Мы хотели бы развеять некоторые из распространенных заблуждений о РЭПТ. «Рациональный» не означает «безэмоциональный». Рационально-эмоционально-поведенческая теория не утверждает, что все эмоции должны быть подавлены, наоборот, это естественно, что иногда мы бываем сильно расстроены. Даже когда рассудок доминирует, человек может испытывать неприятные эмоции, хотя и менее выраженные. Рациональное мышление отличается от иррационального по частоте, выраженности и продолжительности негативных эмоций, а не по их наличию или отсутствию.
Эмоции являются мощным мотиватором поведения в целом и изменения поведения в частности. Классический закон Иеркеса-Додсона (Yerkes-Dodson), описанный в большинстве учебников по общей психологии, указывает на связь между выраженностью эмоций и поведением. Когда люди не испытывают никаких эмоций или отмечается другая крайность — чрезмерно сильные эмоции, эффективность действий снижается. Например, если студент чрезмерно волнуется, он может провалиться на экзамене. Если же студент совершенно безразличен, то, вероятно, у него никогда не было мотивации изучать предмет и он также может не сдать экзамен.
Существует другое заблуждение: если человек не считает ситуацию «ужасной», у него не будет стремления изменить ее. Однако, термин «рациональный» не означает пассивного принятия событий. События и обстоятельства бывают двух видов: те, которые мы можем изменить и те, которые не можем. Принятие неблагоприятной реальности без слишком сильного расстройства предполагает следующее: признание того, что эта реальность существует, что она неприятна, но что было бы неразумно требовать или настаивать, чтобы такие события не повторялись. Конечно, индивид может сохранять бдительность и настойчиво пытаться предотвратить повторение таких событий. Однако, когда мы чувствуем себя расстроенными, мы не очень хорошо готовы решать проблемы и эффективно изменять окружающую обстановку.
Итак, рационально-эмоционально-поведенческая теория строится на следующих принципах:
- 1. Когнитивная сфера является наиболее важным, хотя и не единственным, фактором, определяющим эмоциональное состояние.
- 2. Иррациональное мышление часто вызывает нарушение эмоционального состояния.
- 3. У нас есть склонность мыслить иррационально и расстраивать себя, эта склонность получает подкрепление из нашего окружения.
- 4. Мы сами затягиваем состояние эмоционального дистресса, продолжая культивировать в себе иррациональное мышление.
- 5. Лучший способ уменьшить эмоциональный дистресс — изменить наши мысли и поведение путем настойчивой тренировки.
- 6. Рациональное мышление ведет к снижению частоты, выраженности и продолжительности эмоциональных расстройств, но не притупляет аффект и чувства.
Рационально-эмоционально-поведенческая философия
Рационально-эмоционально-поведенческая теория опирается на глубокие философские корни. Эллис выбрал следующую цитату Эпиктета, философа-стоика первого века нашей эры, в качестве отправной точки РЭПТ:
«На людей влияют не сами события, а то, как люди их воспринимают».
Наша точка зрения на события зависит от нашего восприятия и оценки, которые в свою очередь отражают наши личностные системы ценностей. Как и другие философские школы, рационально-эмоционально-поведенческая философия включает:
- 1. эпистемологию, теорию познания
- 2. диалектику, искусство аргументации
- 3. систему ценностей
- 4. этические принципы
Эпистемология
Как мы отличаем истинное от ложного? Каковы самые верные и надежные способы приобретения знаний? Рационально-эмоционально-поведенческая философия утверждает, что лучшим способом получения знаний о себе, других и о мире является научный метод. В то время, как религия признает наиболее важным способом познания озарение и святое вдохновение, РЭПТ отстаивает научное мышление. На любое верование пациента РЭПТ имеет хороший вопрос: «Где доказательства верности вашего мнения?» В РЭПТ мы помогаем нашим пациентам стать хорошими учеными, чтобы они могли собирать правильную информацию, логически использовать имеющиеся данные и могли формировать здоровые полезные верования.
Наука начинается с вопроса «Что это?», следующий вопрос касается взаимосвязи между явлениями. Гипотезы создаются для того, чтобы ответить на поставленные вопросы, а наблюдения и измерения проводятся с целью проверки гипотез. Если наблюдения подтверждают гипотезу, то гипотеза принимается и мы говорим о чем-то как об истинном факте. Строгое наблюдение помогает избавиться от мистицизма и магии. Кроме того, результаты наблюдений должны быть подтверждены несколькими исследователями для того, чтобы исключить влияние «особой силы» интуиции и озарения.
Каким образом всё же мы приходим к выводу об истинности или ошибочности чего-либо? Мы устанавливаем вероятность истинности путем неоднократной проверки результатов наблюдения. Конечно, мы надеемся сделать больше, чем просто подтвердить отдельные факты; мы надеемся сделать обобщения или даже создать теорию. Применяя созданную теорию мы имеем возможность предвидеть повторение одних и тех же явлений. Для этого мы формулируем новые гипотезы, работающие в различных ситуациях.
Мы предприняли этот краткий экскурс в эпистемологию для того, чтобы показать некоторые важные особенности РЭПТ. Мы хотим, чтобы наши пациенты научились делать умозаключения на основе тщательного отбора доказательств и логического мышления, а не судили бы об истинности ориентируясь на нас, специалистов в области человеческих отношений и отчасти священников. С этих позиций пациенты будут создавать более реалистичную картину ( или теорию) себя и мира, в котором они живут.
Диалектика
Достигнуть искусства логического мышления непросто; большинство людей выглядят специалистами по нелогичности. Вот типичный пример алогичного мышления, содержащего самоосуждение:
Я должен быть совершенным.
Я сделал просто ужасную ошибку.
Это доказывает, что я несовершенен и поэтому никчемен.
Имеет ли такое рассуждение научную строгость? Конечно нет. Где доказательства правоты утверждения «Я должен быть совершенным»? Их нет, хотя есть достаточно доказательств, что я, как и любой человек, несовершенен и поэтому исходя из здравого смысла я «должен» быть несовершенным, а не наоборот.
Рассмотрим утверждение «Я сделал просто ужасную ошибку». Можно показать, что я сделал ошибку (хотя лучше не спешить с оценкой, может быть, прошло слишком мало времени, чтобы твердо заявить, что это была ошибка), но как я могу доказать, что любая ошибка «ужасна»? Насколько плохим что-то должно было быть в прошлом, чтобы провести разграничение между «очень плохим» и «ужасным»?
То, что я несовершенен, подтверждается моей ошибкой, но следует ли из этого логический вывод о моей никчемности? Разумеется нет, хотя те люди, кто мыслит дихотомически , ответят утвердительно. В дихотомическом мышлении есть только две категории, такие как «совершенный» и «никчемный».
Пациенты редко осознают основные особенности своего мышления или течение собственных мыслей. Чаще они концентрируются только на выводах. Если выводы нелогичны, то они могут создавать эмоциональные проблемы. Рациональное мышление предполагает логические рассуждения, опирающиеся на проверенные данные. Если мы мыслим рационально, то маловероятно, что мы придем к выводам, которые вызовут очень сильные отрицательные эмоции.