УПП

Цитата момента



Чтобы заработать на жизнь, надо работать. Но чтобы разбогатеть, надо придумать что-то другое.
Альфонс Карр

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



Я - герой. Быть героем легко. Если у тебя нет рук или ног - ты герой или покойник. Если у тебя нет родителей - надейся на свои руки и ноги. И будь героем. Если у тебя нет ни рук, ни ног, а ты к тому же ухитрился появиться на свет сиротой, - все. Ты обречен быть героем до конца своих дней. Или сдохнуть. Я герой. У меня просто нет другого выхода.

Рубен Давид Гонсалес Гальего. «Белым по черному»

Читать далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/israil/
Израиль

щелкните, и изображение увеличитсяАнатолий Гармаев. Психопатический круг в семье

Предисловие

В предлагаемой книге мы рассмотрим такие явления из области Нравственной Психологии как Психопатический Круг и психопатические отношения.

Психопатические отношения возникают, в основном, по душевной немощи людей, когда Душевные Силы неразвиты, подавлены, нераскрыты, помрачены. В таком случае у человека нет возможности стерпеть, смолчать, не хватает сил прощать, тем более просто любить другого.

Формирование душевно обессиленного человека происходит чаще всего в тот период, когда мать еще носит ребенка в утробе. В первой книге«Обрести себя» из серии «Нравственная Психология и Педагогика» мы отчасти коснулись этого явления. В предлагаемой ныне книге подробнее всмотримся в фундаментальную причину, которая порождает очень сложные отношения между родителями и детьми в современных семьях.

Мы будем исходить из того, что существуют две формы психопатических отношений: явная, или открытая, и неявная, или скрытая психопатия. Явная, открытая, психопатия имеет место в 25–30% семей. Скрытая — в 70% семей. Сегодня свободных от психопатических отношений семей, по-видимому, практически нет. В той или иной форме Психопатический Круг задевает любую семью, касаясь самых различных отношений между родителями и детьми. Усвоенный с детства определенный характер отношений между детьми и родителями, переносится сначала в супружество, а затем и в личные отношения со своими собственными детьми. В результате постепенно, из поколения в поколение, происходит нарастание Психопатического Круга.

Чем больше продолжается такое нарастание, тем глубже и тягостнее картина, которую мы сегодня наблюдаем в нашей стране в четвертом поколении.

Любая ссора, происходящая между родителями и детьми, является ссорой Психопатического Круга, его проявлением. Если человек никогда в жизни своей не ссорился ни со своими детьми, ни с супругом, ни с родителями, тогда можно сказать, что он свободен от Психопатического Круга. Если все же ссоры происходят, если внутренне человек переживает раздражение, возмущение, ненависть к другому (неважно, к кому) значит, он находится в Психопатическом Круге.

Я хотел бы попросить читателей после прочтения книги или ее части в течение какого-то времени ни с кем не делиться впечатлением от прочитанного, несмотря на то, что желание рассказать будет очень сильным. Необходимо, особенно поначалу, этот импульс немножко в себе погасить. Попросите также, чтобы между всеми, кто тоже прочитал эту книгу, некоторое время не обсуждалось то, что они отсюда узнали. На чем основано такое предупреждение?

Когда мы начинаем рассказывать то, что нас заинтересовало, то проговариваем только то, что логически схвачено, что уловлено вербально, рассудочно, рационально. Схваченное яркое впечатление, полученное человеком, еще не стало частью его личного опыта. Человек уловил только отдельные пятна, знакомые слова, сродные логические конструкции, не дающие цельного представления о прочитанном.

Когда же человек даст время всему узнанному отстояться, когда в какой-то момент своей жизни переживет нечто аналогичное, когда прочитанное станет частью его личного опыта, тогда его рассказ может приобрести большую глубину и достоверность.

Еще одна особенность, она более свойственна человеческой эмоциональности. В состоянии увлеченного рассказа человек способен открывать или находить ассоциативную связь между отдельными логическими блоками, и в конце рассказа он чувствует: «Теперь я понял, о чем вообще говорилось». Но он и не подозревает, что его понимание не соответствует сказанному в действительности. От услышанного в его сознании остается несколько точек, а все остальное — собственное эмоциональное наполнение и ассоциативное творчество, которое человек во время рассказа досочинил сам.

В результате получается: — во-первых, неправда ощущений. Кажется, будто я знаю, о чем прочитал. На деле я знаю только то, что мною услышано.

— во-вторых, желание действовать от того, что человек услышал. При этом он не подозревает, что его действие будет идти вовсе не от прочитанного. Это будет действие, рожденное его фантазией или же ассоциативно продолженное его опытом. Подлинный же смысл прочитанного может оказаться вовсе не воспринятым.

Чтобы ничего этого не произошло, для усвоения прочитанного требуется некоторое время. Причем усвоения не столько ярких логических фраз, сколько того, что осталось как впечатление в душе и не усвоилось сразу как содержание внутреннего опыта.

Для более глубокого усвоения требуется время: примерно три-четыре месяца. Предполагается, что за это время прочитанные фрагменты могут быть так или иначе прожиты человеком в его собственной жизни. И через это проживание некоторые основные моменты будут усвоены, образуется собственный опыт аналогичных ситуаций. Большая же часть может осознаваться и прорабатываться человеком на протяжении нескольких лет.

Но каждый из нас нетерпелив, поэтому все равно будет желание рассказать. Поэтому, если невозможно сдержаться полгода, три-четыре месяца, то можно попытаться в чем-то сдержаться хотя бы месяц. Когда не получится месяц, хотя бы неделю, ну а если не неделю, то хотя бы три дня. Если и это не получится, то хотя бы самое маленькое — один день.

Такова примерная предпосылка для начала работы.

Нравственное и безнравственное в современной семье

Трудовое действие

Беседу о нравственном или безнравственном в современной семье мне хочется начать с разговора о навыке к труду.

Подлинное основание жизни человека — труд. Безосновательна жизнь человека, который развлекается. Низменна жизнь человека, который ворует.

Запечатление трудового действия начинается с младенчества, а активно усваивается в возрасте 10–14 лет. Мы выделяем три ступеньки трудового действия: начало, само трудовое действие и завершение.

Ложное и истинное трудовое действие

В возрасте 10–14 лет ребенок усваивает для жизни одно из трех — трудовое действие, праздность или воровство. От того, что он усвоит в этом возрасте, будет зависеть его дальнейшая жизнь. До тридцати лет он будет выполнять или то, или другое, или третье. При этом механизм запечатленного в младенчестве и усвоенного в отрочестве будет подсознательно работать в нем, и изменить, перестроить что-то будет чрезвычайно сложно и часто стоить крови. Лишь после тридцати, когда открывается внутреннее зрение на самого себя, когда появляются переживание чувства жизненной ошибки, внутреннее ощущение необходимости продолжения ученичества у жизни, когда события жизни могут становиться уроком, только после этого человек начинает перестраиваться из тех запечатлений, которые он усвоил, получил в детстве до 14 лет.

Существуют два вида трудового действия: ложное и истинное. Что же есть ложное и что есть истинное трудовое действие?

Ложное трудовое действие начинается с задумки, мечтаний, грез. Отсюда планирование самых различных форм и видов деятельности. После того, как первая ступень преодолена, наступает вторая — выполнение и, наконец, третья ступень ложного трудового действия — это успех, переживание успеха. Педагогика, да и психология отчасти, вот уже около пятидесяти лет трудятся для того, чтобы культивировать предощущение успеха. Сегодня стадия трудового успеха активно обеспечена.

В советской школе это выглядело таким образом. Один из вариантов: ученик ставится перед классом, один стоит — все аплодируют. Более изощренный вариант: ученик ставится перед лицом всей школы, один стоит — целая школа аплодирует. Еще более изощренный вариант: сцена и зрительный зал. Один на сцене — все аплодируют, причем, зрительный зал украшен, звучат фанфары, да не просто аплодируют, а еще вручают грамоту, да не просто грамоту, а еще и ценный подарок, да не просто ценный подарок, а еще и путевку в «Артек» или в «Орленок»…

Для того, чтобы ситуация успеха действительно состоялась, необходимо правильно обеспечить второе действие, т.е. исполнение задумки. И пятьдесят лет было положено на то, чтобы действие-исполнение интенсивно шло на успех, чтобы постоянно подогревалась ситуация соревнования. Поэтому были разработаны самые различные формы соревнований, состязаний, которые позволяют в конце добиться успеха и переживать тем больший успех, чем более были включены люди в сам азарт соревнования.

Долгие годы бытия в ложном трудовом действии привели к тому, что сегодня большинство людей старшего поколения несут в себе эту систему ложного трудового действия и в этом ложном устроении сызмальства воспитывают своих детей. Поэтому ребенок включается в ложное трудовое действие вовсе не в школе и не в детском саду, а еще в домашних условиях.

Трехлетний малыш бежит к маме и говорит: — Ма-ма-а, дай помогу!

Мама отвечает: — Помоги.

Малыш помог, и больше ему ничего не надо. В нем — полнота удовлетворения от того, что он откликнулся на нужду мамы и помог ей.

Детство — это открытое состояние Совести и Душевных Сил. Ребенок слышит потребности окружающих людей и часто правильно реагирует на них, откликаясь в исполнении нужды. Поэтому он, выполнив нужду, внутренне удовлетворен, ему больше ничего не нужно. Но мама поворачивается вдруг к ребенку и говорит: — Молодец!

И нужно видеть, что происходит с ребенком! На мгновение — замешательство, а потом лицо расплывается в счастливой улыбке. Это уже улыбка тщеславия, которая откликнулась на мамино «Молодец!». И с этого времени ребенок будет бросаться к маме, проситься исполнить эту нужду: «Мама, помогу!», но только уже не потому, что Душевные Силы открыты и слышат потребность, а потому, что «Молодец!» работает.

А мама на этом не остановилась. Она взяла, и вечером, когда все пришли домой, сказала: — Вы знаете, что сегодня Катюшка сделала?!!

И надо видеть Катюшку, которая будет переминаться с ноги на ногу, водить плечами, вся внутренне как бы созревая в насаждающемся в этот момент тщеславии, которое происходит от такого активного внимания окружающих взрослых людей. Но мама и на этом не остановится. Она на Катюшкиных именинах, или на ее дне рождения, когда соберется множество гостей, начнет рассказывать, какая Катюшка «Молодец!». А если еще Катюшка занимается в музыкальной школе, мама позовет Катюшку и скажет: — Вы знаете, моя пятилетняя дочка ко всему еще и занимается музыкой! Катюша, сыграй!

Катюша переминается с ноги на ногу, ужимается, стесняется. Тщеславию, которое начинает подниматься в ребенке, которое начинает созревать, необходимы дивиденды наперед. И когда попросят все, когда уже половина дивидендов будет получена, тогда Катюшка согласится, сядет и поиграет с тем, чтобы после этого получить вторую половину причитающегося ее тщеславию.

Истинное трудовое действие тоже состоит из трех этапов, трех ступенек.

Первая ступенька — это отклик на нужду, вторая ступенька — это исполнение нужды другого человека, третья — это переживание благодарности. Может показаться, что это благодарность тех, чья нужда исполнена, благодарность ребенку. Но не об этой благодарности идет речь. Здесь само трудовое действие происходит не вовне, а в самом ребенке, и поэтому переживается благодарность не тех, кто благодарит, а благодарность самого ребенка. Кому же ребенок благодарен, исполнив нужду других людей? Оказывается, если ребенок верующий, он благодарен Богу и тем Небесным Силам, благодаря которым он свершил эту нужду, покрыл ее. Оказывается, ребенок благодарен своим родителям за то, что они его вырастили, за то, что они дали ему жизнь. Он благодарен своим учителям, наставникам, которые развили его способности, развили его мастерство и благодаря этому он исполнил эту нужду качественно. В истинном трудовом действии все происходит совсем по-другому: и другая атмосфера, и другие слова.

Читайте далее: Три вида трудового действия



Страница сформирована за 0.6 сек
SQL запросов: 191