АСПСП

Цитата момента



Спорить надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно потраченное время.
Осваивай «Тотальное ДА!»

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



Правило мне кажется железным: главное – спокойствие жены, будущее детей потом, в будущем. Женщина бросается в будущее ребенка, когда не видит будущего для себя. Вот и задача для мужчины!

Леонид Жаров, Светлана Ермакова. «Как быть мужем, как быть женой. 25 лет счастья в сибирской деревне»

Читать далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/s374/d4612/
Мещера-Угра 2011

А.А. Ермолин. Школа жизни

Уважаемый читатель!

Исполнительный Комитет Межрегиональной общественной организации детей и молодежи "Новая цивилизация" продолжает серию педагогических изданий под общим названием "Новая цивилизация". Основная цель книг и методический пособий, вошедших в данную серию, — оказание практической помощи всем, кто участвует в работе общественно-педагогического Движения "Новая цивилизация", поддерживает детское и молодежное самоуправление в школах и других учебных заведениях России.

Для педагогов издаются методические пособия. Первое из них под названием "Учим и учимся, играя" (Игровая технология экономического воспитания школьников) уже издано в 1998 г. В нем изложены теоретические основы разработки игровой технологии экономического воспитания школьников, даны методики проведения деловых игр, которые целесообразно при изучении основ экономики в общеобразовательной школе.

Перед Вами второе пособие — "Школа жизни". Это методические разработки занятий социально-психологических тренингов. В книге подробно изложены правила организации и проведения тренинга, даны развернутые разработки этюдов и упражнений, приведены рекомендации тренеру, а также советы, которые помогают избежать наиболее типичных ошибок.

Исполком "Новой цивилизации" планирует начать издание материалов, адресованных непосредственно школьникам — будущему процветающей России.

В этой серии в ближайшее время Вы найдете:

— краткий курс психологического саморазвития "Сотвори себя!". Книга является своеобразным дневником и самоучителем, который дает старшекласснику возможность целенаправленно и активно поработать над собой, используя мини-тесты и тренинги, задания и психологический практикум, полезные советы и технику психологической безопасности;

— краткий курс для юного спасателя "Спецспас для вас". В книге подробно излагаются основы различных направлений выживания. Материал ориентирован на школьников, которые входят или собираются вступить в состав "Корпуса юных спасателей Новой цивилизации".

Надеемся, что наши издания помогут Вам организовать интересную и содержательную работу в школе, лучше узнать себя и окружающих людей, разобраться в сложностях современной жизни и практически подготовиться к ней.

Желаю успехов!

А.А. Ермолин, Президент МООДиМ "Новая цивилизация"

Предисловие

Знание самого себя ведет к человечности

Н. Энкельманн, психолог

Систематические тренинговые занятия, которые я вел в течение многих лет в педагогических классах школы № 825 г. Москвы, а последние годы также городской гимназии г. Арзамаса Нижегородской области, в школах Заволжского района г. Ульяновска и целом ряде других школ России, помогли мне собрать богатейший практический материал. Результатом осмысления этого материала является данная книга.

Главное достоинство этой формы проведения занятий — высокая эффективность использования времени для самораскрытия, самоанализа и саморазвития личности. Тренинговые занятия позволяют школьному психологу, учителю, социальному педагогу, проводящему занятия, глубоко и всесторонне изучить участников тренинга, понять основные особенности личности каждого из них, повлиять на отношения, которые сложились в среде старшеклассников, изменить мировоззрение школьников, настроить их на дальнейшую самостоятельную работу над собой.

Материал излагается достаточно подробно, что позволяет использовать его практически без всяких изменений, но можно и нужно подходить к нему творчески, организуя работу с учетом состава конкретной группы, собственного опыта ведущего в проведении тренинговых занятий по другим направлениям.

Выражаю признательность учащимся средней школы № 825 г. Москвы (выпуски с 1994 по 1998 г.г.) за активное участие во всех моих тренингах и конструктивную критику их содержания и формы, а также директору школы Караковскому Владимиру Абрамовичу за предоставленную возможность проведения систематических тренинговых занятий с учащимися школы и постоянную поддержку всех моих начинаний, завучу школы Исаевой Марине Алексеевне за доброжелательное отношение, понимание и готовность во всем и всегда помочь.

Искренне благодарю директора Арзамасской городской гимназии Гулялову Надежду Сергеевну и психолога гимназии Кочкину Эльвиру Анательевну, заведующую Заволжским отделом образования г. Ульяновска Сафонову Любовь Петровну и методиста районо Шкробову Марину Альбертовну за возможность творческой апробации новых тренинговых методик с учащимися их школ.

Буду рад получить ваши отзывы о проведенных занятиях (как целиком о тренинге, так и об отдельных этюдах и упражнениях). Может быть у кого-то из вас появятся новые оригинальные тренинговые задания и упражнения, присылайте их по адресу МООДиМ "Новая цивилизация": 111123, Москва, 1-я Владимирская, 20, звоните: тел.: (095) 306 - 23 – 18; тел.: (095) 247-28-72; тел./факс: (095) 345 - 19 – 97. E-mail: или

Успехов, коллеги! И за дело!

Введение

Кто хочет достичь великого, должен собраться с силами.

И. Гете

Практика российской общеобразовательной школы в последние годы обогатилась новыми методическими формами, которые позволяют активизировать учебный процесс, внести значительные изменения в воспитательную работу. В числе этих новых форм следует назвать и социально-психологический тренинг, который все чаще используют не только профессиональные психологи, но и обычные учителя, не имеющие специальной психологической подготовки в данной области.

Возникает естественный вопрос: "А в праве ли педагог, воспитатель, социальный работник, не имеющий специального психологического образования, проводить тренинговые занятия?" Конечно, в каждом конкретном случае следует учитывать степень готовности ведущего, его опыт проведения таких или подобных тренингов. Нужно подумать и о составе участников, уровне их адаптированности к жизни и о многом другом.

Предлагаемый материал является лишь одним из возможных вариантов. Окончательное решение о проведении тренинга, об использовании того или иного этюда или упражнения решает сам ведущий. Еще раз подчеркнем, что при этом он должен помнить о мере своей профессиональной ответственности за те результаты, которые будут получены в ходе тренинга.

Учитывая именно эти обстоятельства, автор решил обобщить свой опыт и познакомить читателя с основами этой формы работы, а также в качестве примера привести методические разработки социально-психологического тренинга "Школа жизни".

Социально-психологический тренинг как форма специально организованного общения

Нигде не найти покоя тому, кто не нашел его в себе самом.

Ф. Ларошфуко, французский писатель

Социально-психологический тренинг — это форма специально организованного общения, психологическое воздействие которого основано на активных методах групповой работы. В ходе тренинга значительно эффективнее решаются вопросы развития личности, успешно формируются коммуникативные навыки. Тренинг позволяет участникам сознательно пересмотреть сформированные ранее стереотипы и решать свои личностные проблемы. Разумеется, ведущему не следует рассчитывать на глубокие изменения в сознании членов группы после одного занятия, но, как правило, в ходе тренинга у большинства из них происходит смена внутренних установок участников, пополняются их психологические знания и появляется определенный опыт позитивного отношения к себе, к окружающим людям и к миру в целом.

Участники социально-психологического тренинга во время занятий, овладевая различными способами межличностного взаимодействия, становятся более компетентными в сфере общения. Это особенно важно сегодня, так как произошел своеобразный коммуникационный "взрыв" — значительная интенсификация отношений в сфере общения. Подобное явление вызвано дальнейшим расширением и углублением специализации практически во всех областях человеческой деятельности. Все это вызывает необходимость в более эффективной координации усилий в различных отраслях жизни, бурное развитие средств связи и транспорта, активизирует обмен информацией разнообразного содержания. Перечисленные изменения делают человеческие контакты легко и быстро воспроизводимыми, а главное — необходимыми и часто просто неизбежными, и даже принудительными. Каждый человек должен быть к этому готов.

Компетентность в сфере общения стала одной из главных составляющих высокого профессионального уровня. Причем это относится не только к таким профессиям, как менеджер, работник сферы обслуживания, педагог или социальный работник, где требуется уже специальная коммуникативная подготовка, но и практически ко всем остальным типам профессий, так как любой работник так или иначе включается в информационный обмен, взаимодействует с людьми (коллеги, клиенты и т.п.).

И в обычной жизни у человека, не понимающего себя, не знающего сильные и слабые стороны своего характера, а тем более не умеющего общаться с другими людьми, могут возникать весьма серьезные проблемы. Изменившиеся условия жизни заставляют его отказываться от многих привычек, ломают сформированные ранее стереотипы, которые еще совсем недавно помогали успешно справляться с различными затруднениями. Неподготовленному человеку очень трудно в этой ситуации решать возникающие проблемы без "потерь", нервных срывов и даже заболеваний. Часто это происходит из-за того, что он боится обратиться за помощью к своим близким, знакомым, окружающим людям, так как просто не умеет общаться или боится широкого общения.

Одно из основных достоинств тренинга в том, что во время занятий человек чувствует себя принятым и активно принимающим других. Он пользуется полным доверием группы и самое главное — не боится доверять свои мысли и чувства, переживания и сомнения другим. В группе создаются условия, когда каждый член группы окружен человеческим вниманием и душевным теплом, он имеет возможность искренне заботиться о других участниках тренинга, помогать им в случае необходимости и вправе рассчитывать на их помощь и поддержку.

Работая в тренинговой группе, участник может активно экспериментировать с различными стилями общения, осваивать и отрабатывать совершенно иные, не использованные ранее коммуникативные умения и навыки, ощущая при этом психологическую поддержку, комфорт и личностную защищенность. С этой точки зрения, тренинг следует рассматривать как целенаправленную и интенсивную подготовку к более активной и полноценной жизни в обществе.

Важнейшая задача социально-психологического тренинга — помочь участнику выразить себя своими индивидуальными средствами, именно своими, т.е. характерными для каждого члена группы, а для этого сначала нужно научиться воспринимать и понимать себя.

Самовосприятие личности осуществляется по пяти основным направлениям:

1. Восприятие себя через соотнесение себя с другим человеком.

Мы часто используем другого человека в качестве модели, удобной для наблюдения и анализа своих личностных особенностей. В этом случае мы смотрим на себя как бы со стороны, соотносим свои поступки с поведением другого человека, про себя спрашивая: "А я так смог бы?" или утверждая: "А я могу лучше, выше, больше и т.д"..

Тренинговые занятия дают участникам прекрасную возможность идентифицировать, сопоставить себя с другими членами группы. При этом происходит коррекция самооценки в ту или иную сторону. Здесь принципиальное значение имеет состав группы, т.е. люди, с которыми будут сравнивать себя участники.

2. Восприятие себя через восприятие себя другими людьми.

Мы используем информацию, передаваемую нам окружающими. В данном случае функционирует так называемый механизм "обратной связи", когда мы узнаем, что же о нас думают другие люди.

Во время социально-психологического тренинга постоянно действует обратная связь, что позволяет участникам узнавать мнение членов группы о своей манере поведения, о чувствах, которые испытывают люди, вступающие с ними в контакт. Причем эта информация может быть легко проверена прямым вопросом: "А как ты относишься к моим словам?" или "Что ты думаешь о моем поступке?" Участники должны быть готовы к действенной и эффективной обратной связи. Это суть тренинга.

3. Восприятие себя через результаты собственной деятельности.

Мы сами вправе оценивать то, что сделали. Это механизм самооценки, который может помогать развитию личности или мешать этому процессу. Прежде всего он влияет на самооценку, что особенно важно для формирующейся личности школьника.

В группе тренинга осуществляется постоянное определение уровня самооценки каждого участника и ее необходимая коррекция.

4. Восприятие себя через наблюдение собственных внутренних состояний.

Мы в состоянии осмысливать, проговаривать, обсуждать с окружающими свои переживания, эмоции, ощущения, мысли.

В этом одно из принципиальных отличий тренинга от других форм работы — проникновение в свое "Я", получение опыта понимания своего внутреннего мира. Подавляющее большинство тренинговых этюдов, упражнений и процедур направлены именно на решение этой задачи — понять себя, свое "Я".

5. Восприятие себя через восприятие собственного внешнего облика.

Мы принимаем свое тело, свое физическое "Я" как то, что у нас есть от рождения. В этом случае мы можем радоваться, глядя в зеркало: "Как здорово, что у меня такой нос (рот, уши, глаза и т.д.)" и огорчаться, спрашивая себя: "Ну почему у меня такой нос (рот, уши, глаза и т.д.)?"

В ходе тренинга участники учатся принимать свой внешний облик таким, какой он есть, и, приняв его, развивать себя и свои возможности.

Основная гуманистическая идея любого из приведенных тренингов заключается в том, чтобы не принуждать человека, не давить на него, а помочь ему стать самим собой, принять и полюбить себя, преодолеть стереотипы, мешающие ему жить радостно и счастливо, прежде всего в общении с окружающими людьми в различных социальных сферах.

Для эффективного функционирования группы социально-психологического тренинга руководителю, организующему и проводящему занятия, необходимо осознать общую цель тренингаразвитие личности.

Наряду с этой основной целью назовем ряд сопутствующих:

а) повышение социально-психологической компетентности участников и развитие их способности эффективно взаимодействовать с окружающими;

б) формирование активной социальной позиции участников и развитие их способности производить значимые изменения в своей жизни и жизни окружающих людей;

в) повышение уровня психологической культуры.

Цели социально-психологического тренинга конкретизируются в частных задачах:

1. Овладение новыми социально-психологическими знаниями;

2. Развитие способности адекватного и наиболее полного познания себя и других людей;

3. Диагностика и коррекция личностных качеств и умений, снятие барьеров, мешающих реальным и продуктивным действиям;

4. Изучение и овладение индивидуализированными приемами межличностного взаимодействия для повышения его эффективности.

Цели и задачи тренинга отрабатываются на разнообразном социальном материале тех сфер, в которых участвует любой человек практически на протяжении всей своей сознательной жизни.

Принципы организации и работы тренинговой группы

Важнейшим условием успешной работы тренинговой группы является понимание ее ведущим основных принципов организации этой формы общения. В этом разделе назовем ведущие принципы, без которых тренинг может утратить свою специфику и превратиться в обычный учебный процесс. Кроме того, при формировании конкретной группы следует учитывать и дополнительные факторы, которые могут повлиять на организацию тренинга.

1. Принцип гетерогенности, т.е. предпочтительно объединение в тренинговую группу людей, различающихся по полу, степени знакомства, а если тренинг проводится за пределами школы, то и по возрасту.

Принято считать, что наиболее оптимальный возрастной период для участия в работе тренинговых групп — с 16 до 40 лет. В состав социально-психологического тренинга можно включать и подростков, если у ведущего есть возможность постоянного послетренингового сопровождения и контакта с ними с целью коррекции их поведения или психологической поддержки в случае необходимости. Педагог, работающий в школе в качестве практического психолога, как правило, такую реальную возможность имеет.

Примечание. Тренинг-марафон требует от участников достаточно много сил, поэтому включение подростков до 15 лет нецелесообразно.

2. Принцип постоянного состава группы. Тренинговая группа работает наиболее продуктивно и в ней возникают особые процессы, способствующие самораскрытию участников, если она закрыта, т.е. работает постоянный состав участников и нет постоянного притока новых членов на каждом занятии. Это означает, что после начала занятий не следует включать новых участников, и крайне нежелательно, чтобы приступившие к занятиям уходили из группы до полного окончания тренинга.

Тем, кто начинает свой первый самостоятельный тренинг, лучше работать с малой группой в 10-12 человек, а после приобретения определенного опыта можно увеличить количество участников в одной группе до 30-40 человек.

3. Принцип диалогизации взаимодействия, т.е. равноправного и полноценного межличностного общения во время занятий группы. Такое общение основано на взаимном уважении участников, на их полном доверии друг другу, когда человек не боится рассказать о своих чувствах и мыслях, стремится быть максимально откровенным. Это возможно лишь при полном равноправии участников как собеседников, так как в случае доминирования одного из них или нескольких членов группы общение теряет характер подлинного диалога и переходит в русло монолога, что противоречит самой природе тренинга.

4. Принцип постоянной обратной связи, т.е. непрерывное получение участником информации от других членов группы о результатах его действий в ходе тренинга. Благодаря именно обратной связи человек может корректировать свое последующее поведение, заменяя неудачные способы общения на новые, проверяя эффективность их воздействия на окружающих. В группе должны быть созданы условия, обеспечивающие готовность участников подавать обратную связь (говорить другим о них самих) и принимать ее (слушать других о себе). Такая намеренная обратная связь, т.е. осуществляемая сознательно, дает максимальный развивающий эффект.

Особенно эффективна обратная связь во время тренинга-марафона, когда участники имеют возможность обмена информацией в течение целых суток.

5. Принцип самодиагностики, т.е. постоянное самораскрытие участников, осознание и четкое формулирование ими собственных личностно значимых проблем. В содержании занятий предусматриваются упражнения и процедуры, помогающие человеку познавать себя, особенности своей личности. У члена группы должна быть возможность увидеть себя в разных ситуациях, где от него требуется принятие определенного решения и его осуществление. Причем, чаще это не вербальный способ, а практические действия, чем тренинг и отличается от обычных учебных занятий.

Различные разделы тренинга-марафона начинаются с небольшой тестовой процедуры, в ходе которой участники получают первичную информацию о себе. Используя эту информацию, участник в ходе тренинга может перепроверить ее, а если есть необходимость, то и в значительной степени измениться.

6. Принцип оптимизации развития, т.е. в ходе тренинга осуществляется не только четкая диагностика и квалифицированная констатация определенного психологического состояния отдельных участников и группы в целом, но и активное вмешательство в происходящие события с целью оптимизации условий, необходимых для личностного развития. Используя различные специальные упражнения, ведущий должен стимулировать саморазвитие участников, направлять их усилия в нужное русло.

Во время марафона участники ведут постоянный самоотчет, в котором отмечают то, над чем им еще предстоит поработать.

7. Принцип гармонизации интеллектуальной и эмоциональной сфер. С одной стороны, для тренинга характерен высокий эмоциональный накал, участники искренне переживают происходящие в группе события. Это помогает им настроиться на откровенность, в большей мере доверять партнерам, становиться более гуманными по отношению друг к другу. Но, с другой стороны, тренинг активизирует и интеллектуальные аналитические процессы — обсуждение событий. И главная форма такой интеллектуальной деятельности — групповая дискуссия, которая используется на протяжении всех занятий.

Для любого тренинга чередование интеллектуальной и эмоциональной нагрузки является принципиально важным, так как длительность однородных занятий может привести к переутомлению и снижению эффективности проводимых этюдов.

8. Принцип добровольного участия как во всем тренинге, так и в его отдельных занятиях и упражнениях. Участник должен иметь естественную внутреннюю заинтересованность в изменениях своей личности в ходе работы группы. Принудительно личностные изменения в положительном смысле, как правило, не происходят и не следует требовать этого от участников.

Например, начиная марафон, участник подписывает специально разработанный контракт, которым подтверждает добровольность участия в тренинге.

9. Принцип изолированности. Безусловным требованием является полная уверенность участников в том, что их никто не подслушивает. Если у ведущего есть необходимость вести аудио- или видеозапись занятия, он должен получить согласие всех членов группы. Большая часть тренинговых упражнений и заданий может быть специально записана на аудио- или видеокассету для последующей работы с этим материалом самих участников (рефлексивный разбор ситуации и действий членов группы). В любом случае запись занятия делается только с согласия членов группы.

10. Принцип свободного пространства. В помещении для занятий должна быть возможность свободного передвижения участников, их расположения по кругу, объединения в микрогруппы по 3-5 человек, по 7-8 человек, а также для уединения. Естественно, что это возможно лишь в том случае, когда стулья, столы и другая мебель, используемая для тренинга, могут легко перемещаться, а помещение должно быть достаточно просторным.

11. Принцип погружения. Продолжительность занятий должна быть определена в самом начале работы. Опыт проведения социально-психологического тренинга дает основание для вывода: наибольший эффект достигается при работе крупными временными блоками — погружениями на 3-4 часа за одно занятие или даже более. Это обусловлено тем, что много времени теряется на "размораживание" участников, их эмоциональное вхождение в групповые процессы после длительного перерыва в занятиях.

В условиях школы тренинговые группы вполне вписываются в рамки школьного расписания. Лучше проводить сдвоенные уроки (пары) и не реже одного раза в неделю.

Если есть возможность, то целесообразнее "сжать" занятия до 2-3 дней, провести интенсивный тренинг по 6-7 часов в день. И как один из возможных вариантов — тренинг-марафон, длящийся от 12 до 24 часов, но его можно проводить только с хорошо подготовленными участниками. Вполне допустимо распределить материал на десять занятий (по одной социальной сфере, которые представлены в содержании тренинга, на каждое занятие).

Первая встреча.

Важным элементом подготовки тренинга является первая встреча с будущими участниками. Она состоит, как правило, из двух этапов. На первом этапе проводится групповая беседа, в ходе которой рассказывается о задачах, о сроках и продолжительности встреч и т.д. Собравшиеся принимают решение об участии в тренинге или отказываются в силу каких-либо причин.

На втором этапе проводится индивидуальное собеседование с теми, кто твердо решил участвовать в занятиях. В ходе собеседования уточняются мотивы участия (интерес, жажда знаний, стремление получить новый опыт, подготовка к жизни, решение своих проблем). Это нужно для того, чтобы в группу попали действительно мотивированные участники, а не случайные люди.

Участников следует предупредить, что тренинг достаточно серьезная процедура, требующая душевных и физических сил. Они должны быть здоровы. Следует предупредить родителей о том, что предстоит большая и серьезная работа, чтобы они не волновались, а наоборот, помогли настроиться на предстоящий марафон.



Страница сформирована за 0.69 сек
SQL запросов: 191