УПП

Цитата момента



Любого мужчину красят размышления о высоком…
Заработке.

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



Ребенок становится избалованным не тогда, когда хочет больше, но тогда, когда родители ущемляют собственные интересы ради исполнения его желаний.

Джон Грэй. «Дети с небес»

Читать далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/france/
Франция. Страсбург

Промежуточный итог

В конце работы над темой проводится очередное мягкое ранжирование. Участники снова подводят итоги работы, суммируя полученные баллы, а затем собираются в общий круг по принципу "ранга", в центре которого садится ведущий.

После того, как все участники займут свои места, они должны ответить на уже известные им вопросы: "Почему я на этом месте? Устраивает ли оно меня? Все ли я сделал, чтобы быть ближе к лидеру? Что я могу еще сделать, чтобы в следующий раз быть ближе к первому месту?"

Отвечать каждый должен вслух перед всей группой. И так же каждый принимает на себя обязательство, указывая конкретное место, которое он хотел бы занять в следующем промежуточном ранжировании.

Из высказываний участников тренинга:

"Во время занятий я понял, что людям можно доверять. Я полностью доверился своему другу. Это так приятно".

Олег В.

"Очень долго ждал этого тренинга. Хотел понять самого себя. Получилось ! Конечно, не во всем, но кое-что я понял по-настоящему. Хочется еще !"

Владимир К.

3. Сфера профессиональных интересов

Сделай что-либо — и обретешь силу.

Р. Эмерсон, американский философ

Цель работы с этой важнейшей социальной сферой заключается в том, чтобы помочь членам группы определить уровень своей готовности участвовать во взрослой экономической жизни общества, сравнить свою конкурентоспособность с другими участниками, еще раз задуматься о своем истинном призвании, а может быть и понять его. В какой-то мере тренинг дает возможность попробовать свои силы в реальной деятельности, связанной с экономическими отношениями.

Началом работы с этим разделом тренинга будет тест "Разумное сочетание, или Трудоголик", который поможет участникам осознать свое отношение к работе как интеллектуальной, так и физической. Материалы теста будут использоваться во время проведения этюдов этого раздела.

"Трудоголик"

Разумеется, вы знаете, что есть люди одержимые своей работой. Они настолько увлечены этим, что не замечают все остальные стороны жизни. Семья, отдых, даже собственное здоровье забываются до тех пор, пока есть силы на работу.

А как относитесь к своим трудовым обязанностям вы? Тест поможет определить уровень вашего трудоголизма. На каждое утверждение теста нужно дать либо утвердительный, либо отрицательный ответ, исходя из того, насколько это соответствует вашему обычному стилю жизни.

1. Даже во время еды я думаю о том, что нужно сделать в ближайшее время.

2. В каникулы я лучше поработаю в библиотеке или с репетитором, чем просто лежать на диване и смотреть телевизор.

3. Мне хронически не хватает времени, чтобы все успеть.

4. Одноклассники, которые приходят ко мне, чтобы просто поболтать, раздражают меня.

5. Когда у меня нет конкретного дела, бездействие раздражает меня.

6. Мне часто не дает покоя мысль, что я еще что-то должен сделать.

7. Заболев, я не тороплюсь к врачу, а стараюсь работать в прежнем режиме.

8. Я не люблю сидеть без дела и всегда стараюсь найти для себя занятие.

9. Меня часто раздражает непонятливость и медлительность других людей.

10. Для меня очень важно, чтобы окружающие считали меня работящим.

Ключ к тесту.

За каждый ответ "да" поставьте себе по одному баллу и суммируйте их.

Определение результата и его интерпретация.

1 -- 3 балла. Вы не являетесь рабом работы, видите и другие прелести жизни. Это неплохо, но может быть вы вообще не воспринимаете работу как одну из потенциальных радостей жизни. Вам стоит больше внимания уделять выполнению своих трудовых обязанностей.

4 -- 6 баллов. Ваше отношение к жизни в целом в норме, вы явно считаете работу частью своего бытия, но не предметом поклонения. И вы в этом правы. В жизни нужно видеть радость и от работы, и от общения с окружающими, и от единения с природой, и от простого отдыха.

7-10 баллов. Работа является основой вашей жизни, другие радости вам практически недоступны. Однако всякое излишество вредно для вашего здоровья. Вам стоит пересмотреть свое отношение к работе, иначе…

Подумайте над результатами теста, ведь впереди у вас целая серия специальных тренинговых упражнений, которые помогут вам адаптироваться к современной жизни".

3.1. "Заявление".

Любой наш недостаток более простителен, чем уловки, на которые мы идем, чтобы его скрыть.

Ларошфуко

"Профессиональная деятельность требует определенных знаний, навыков и умений. Безусловно, у каждого из вас они в той или иной мере уже есть. Давайте сейчас зафиксируем то, что вы можете в профессиональном плане в виде заявления на биржу труда. Представьте себе ситуацию, что вы обратились туда со своим заявлением. В нем должны быть отражены все ваши профессиональные знания и умения: что вы закончили или где учитесь, какой разряд имеете и т.д. Обязательно напишите, сколько вы хотели бы получать за свой труд.

В течение 3 минут поразмышляйте над этими серьезными вопросами, которые связаны с вашим настоящим и будущим. Что вы можете противопоставить сложным экономическим обстоятельствам современной жизни: росту цен, снижению благосостояния семьи, угрозе безработицы и т.п.? Чем вы владеете в достаточной степени, чтобы это пригодилось в жизни? Что умеете делать уже сегодня почти профессионально? Чем и как вы сможете зарабатывать себе на жизнь, и не только обеспечивая себя, но и помогая своим родителям !

Желательно, чтобы это были ответы, характеризующие вас непосредственно в данный момент. Но допускается и взгляд в будущее, на 1-2 года вперед, если вы уверены, например, что за это время научитесь профессионально работать на компьютере и сможете зарабатывать деньги именно так".

Рекомендации ведущему. Этот самоанализ желательно сделать письменно, но если некоторые участники не захотят этого делать, не следует настаивать, пусть просто подумают о себе эти 3 минуты. Не забудьте включить музыкальное сопровождения этого этюда. Обязательно проведите обсуждение этой темы.

Итоги подводятся с помощью самооценки в пределах 10 баллов. Когда вы будете оценивать себя, обратите внимание на свою готовность к серьезной работе. Действительно ли вы можете уже сегодня профессионально выполнять какие-то виды деятельности? Ответьте сами себе предельно откровенно. И чем выше уровень вашей профессиональной готовности, тем большее количество баллов вы вправе выставить себе.

Психологический комментарий. Это очень сложная тема, и для некоторых участников она является весьма трудной. Но уходить от ее обсуждения не следует, так как все равно школьники над этими вопросами задумываются, пытаются найти пути применения своих сил, чтобы помочь семье или заработать на свои мелкие расходы. Нужно дать им возможность взглянуть на себя, свои возможности более серьезно, подумать над собой, своим образом жизни и, главное над своей будущей профессиональной деятельностью.

Обратите внимание участников на слова эпиграфа, разъясните их смысл и помогите настроиться на откровенный разговор с самим собой.

3.2. "Фотография дня"

Успешно прожить один день — с этого начинается искусство жить.

"Самый главный экономический ресурс — время. Это единственное, что нам никогда и ни за какие деньги, ни при каких условиях не вернуть назад. Потерянный час (день, месяц) утрачен навсегда. А как у вас складываются отношения со временем? Умеете ли вы его ценить? Не бывает ли в вашей жизни периодов, когда вы просто не знаете, чем заняться, куда девать время? И помните ли вы о том, чем занимались вчера, позавчера? А несколько дней назад?

Давайте сейчас проанализируем всего один день из вашей жизни. Вспомните с точностью до одного часа, что вы делали, например, вчера или позавчера. Для этого заполните бланк "Фотографии дня", который используется специалистами для хронометрирования различных процессов.

"Фотография дня"

Тренинговое имя ____________________________

 Время

Содержание деятельности

 7.00 - 8.00

 8.00 - 9.00

 9.00 - 10.00

10.00 - 11.00

11.00 - 12.00

12.00 - 13.00

13.00 - 14.00

14.00 - 15.00

15.00 - 16.00

16.00 - 17.00

17.00 - 18.00

18.00 - 19.00

19.00 - 20.00

20.00 - 21.00

21.00 - 22.00

22.00 - 23.00

23.00 - 24.00

После заполнения этого бланка вы объединитесь в пары и обсудите результаты работы".

Рекомендации ведущему. Заполнение бланка "Фотографии дня" проводится индивидуально в течение 3 минут. После этого участники объединяются в пары и обсуждают полученную информацию.

По итогам работы в парах участники выставляют друг другу взаимные оценки в пределах 8 баллов. Основными критериями оценки могут быть: полнота заполнения бланка и содержательность прожитого дня.

Возможен более целенаправленный качественный вариант анализа дня, например, в следующем стиле с учетом конкретных показателей:

"В течение дня я работаю… часов, ем… раз, отдыхаю… часов. Я читаю… страниц, смотрю телевизор в течение… часов. За один день я успеваю… часов поболтать с друзьями, провести… деловых встреч.

Кроме того, я прохожу… км., … раз пользуюсь общественным транспортом и т.д".

Психологический комментарий. Упражнение предназначено для осознания участниками необходимости бережного отношения к своему времени, так как для юношеского возраста характерна определенная безответственность, безалаберность, разбросанность. Кроме того, можно порекомендовать участникам тренинга и после занятий записывать ежедневно расходы времени.

3.3. "С первого взгляда, или Философия преуспевающих"

Сильнейший тот, кто улыбается.

Японская пословица

"Преуспевающего человека узнают с первого взгляда. Сразу видно, что в нем "что-то есть", чувствуется, что он несет в себе творческий заряд. У него открытый взгляд, уже с первых его слов ясно, что он способен добиться превосходных результатов. Он овеян определенным духом. Это дух инициативы. Мужества и радости труда. У преуспевающего человека свои, присущие только ему взгляды на жизнь. Он не верит в интриги и ложь, не верит в случайность. Он не ждет лучших времен, он знает, что это только отговорки. Он верит в действенность своих усилий, верит, что способен превозмочь трудности. Он верит прежде всего в движущуюся силу, которая исходит от великих целей.

А теперь несколько признаков неудачника, по которым мы можем достаточно легко определить, что перед нами далеко непреуспевающий человек. У него "все валится из рук", толком ничего не выходит. Он очень редко встречается с успехом и в делах и личной жизни. Ему вечно перебегают дорогу черные кошки. Он часто подавлен. Любые трудности ему кажутся непреодолимыми.

А кто вы? Если принять за 100% личность человека, то сколько процентов в вас будет от преуспевающего человека, а сколько от неудачника? Дайте приблизительный ответ, исходя из ваших субъективных ощущений. При этом сумма должна составлять 100%.

После этого вы объединитесь в малые группы и обсудите свои показатели. Каждая группа должна решить вопрос о том, кто же из вас более преуспевающий, т.е. проголосовать за одного человека, который докажет, что он действительно самый преуспевающий. Каждый из вас аргументирует свое утверждение, комментируя его, и отвечает на вопросы остальных участников. На это отводится 5-6 минут".

Рекомендации ведущему. Эта форма работы в малых группах участникам уже знакома, но тем не менее им нужно помочь объединиться и сесть лицом друг к другу. В микрогруппе не должно быть по 3-4 человек.

После выступления всех участников микрогруппа оценивает выступление каждого по прежней схеме: максимальный балл — 10 ставится общим решением микрогруппы тому участнику, который сумел доказать, что он самый преуспевающий Восемь баллов ставится второму члену микрогруппы, шесть баллов — за третье место, и три балла — за четвертое.

Время на обсуждение и распределение мест 2 минуты. Результаты обсуждения и голосования в микрогруппе оформляются специальным протоколом.

Психологический комментарий. В основе данного упражнения лежит фрагмент работы немецкого психолога Н. Энкельмана "Преуспевать с радостью", с которой мы рекомендуем познакомиться.

Работа над содержанием этюда помогает участникам осознать свои сильные и слабые стороны именно в деловой сфере. Для более глубокой и содержательной проработки данного материала следует обобщить предложения участников. Оформление можно поручить одному из участников, который выступает в роли секретаря. Предложения в перечень признаков преуспевающего человека вносятся большинством голосов, но обязательно после обсуждения и выслушивания аргументов "за" и "против". Если таких аргументов участники высказать не могут, ведущий сам приводит свои доводы. Точно такой же перечень признаков неудачника составляется путем общей дискуссии, в ходе которой участники могут высказать свою точку зрения.

После утверждения обоих списков участники определяют свое место на диаметрально противоположной шкале:

Х -------------------------------------------------------------------------------------------------Х

Преуспевающий человек Неудачник

Для обозначения своего места на этой шкале можно использовать любой удобный знак, например, "+" или "Х". К какому полюсу ближе каждый из участников? Почему? Что позволяет ему быть ближе к полюсу "Преуспевающей человек"? А другому — к противоположному полюсу "Неудачник?"

Кроме самооценки по этой шкале, участникам можно предложить расставить на ней несколько других членов группы. После этого участники обмениваются своими шкалами, чтобы поделиться своими оценками друг друга.

Тот из участников, кто верно (с допуском в отклонении до 5%) отметил место другого на этой шкале получает дополнительный от 3 до 5 баллов за проницательность.

Закончить этот этюд можно ранжированием по признаку "Преуспевающий человек".

Вполне возможно проведение ранжирования с использованием приема "дирижер". Роль дирижера играет один из участников, который строит ранг "Преуспевающий человек", исходя из своих представлений о членах группы. Дирижер называет тренинговое имея участника и приглашает его встать в начале ранга, затем называет другого и так далее до тех пор, пока каждый не будет поставлен в общий ряд.

У участников есть право спросить: "Почему я на этом месте?" Дирижер отвечает, какими обстоятельствами он руководствовался во время своего выбора. В конце дирижер должен сам встать в этот общий ранг, тем самым обозначив свое место.

Примеры из практики. Обобщенный список признаков преуспевающего человека: трудолюбие, умение общаться, ум, ловкость, энергичность, умение учиться, вера в себя, свои силы, сила воли, собранность.

В перечень признаков неудачника были включены следующие: слабохарактерный, ленивый, опустивший руки, медлительный, разочарованный, фаталист, глупый, не желающий учиться, глух к советам, неорганизованный, застенчивый, непрезентабельный, скучный, занудный.

3.4. "Мое призвание"

Счастье людей заключается в том, чтобы любить делать то, что они должны делать.

К. Гельвеций, французский философ

"Человеку хочется узнать мнение о себе окружающих людей. Что о нем думают другие люди? Каким они воспринимают его, в том числе и в профессиональной сфере? Сейчас у вас есть возможность узнать, каким видят ваше профессиональное будущее члены группы. Мы проведем опрос внутри группы. Каждый присутствующий имеет определенное мнение по поводу ваших способностей и той профессии, которая вам больше всего подходит. Поэтому будете задавать друг другу только один вопрос: " Какое у меня призвание, чем лучше мне заниматься в жизни?" Для более организованного проведения этого опроса будем использовать специальный бланк — опросный лист.

Опросный лист

Имя партнера

Призвание

Подпись партнера

1.

2.

и т.д.

Каждый из вас должен подойти к возможно большему числу членов группы и задать зтот вопрос. Тот, к кому обратились, может и не отвечать, ему ведь самому нужно собрать как можно больше мнений о своем профессиональном будущем. Но если он решается ответить на этот вопрос, то нужно записать в графе возможную профессию обратившегося человека. Вы делаете вывод, исходя из своих представлений о нем и того нового, что вы уже смогли узнать на этом занятии. Наименование профессии сразу записывается в опросный лист того участника, который ее получил. Не забудьте вместе с наименованием профессии получить и подпись опрашиваемого члена группы. Если не будет подписи, то балл не будет засчитан. На весь опрос дается максимум 5 минут.

После окончания времени, отведенного на проведение опроса, мы подведем итоги, определяя, какие призвания вам пришлись по душе, а какие совсем не понравились. Для этого в бланке опроса отметьте знаком "+" первые, и знаком "—" вторые. А затем вы поблагодарите тех, кто хорошо понял ваше призвание, и скажите, с кем не согласны".

Рекомендации ведущему. Участникам следует объяснить, что призвание необязательно должно быть выражено конкретной профессией. Это может быть просто определенное направление или сфера деятельности, например, искусство или наука, техника или общение и т.п.

Если кто-либо из членов группы подходит со своим опросным листом к вам, вам желательно высказать свое мнение, назвав возможную сферу его профессиональной деятельности.

Оценка осуществляется следующим образом. При подведении итогов за каждое "понравилось", т.е. знак "+" участник получает один балл, а за "не понравилось", т.е. "— " — один штрафной балл. Вычитая из суммы положительных балов сумму штрафов, участник получает результат своей работы во время социологического опроса. который и записывается в ведомость учета.

Психологический комментарий. Этот этюд вызывает особое оживление в группе, так как для участников любого возраста всегда интересно узнать, какими же видят их окружающие, какие способности у них проявляются.

Во время работы часто возникают досадные сбои, связанные прежде всего с тем, что из-за ограничения времени группа пытается ускорить контакты. В результате этой спешки участники повторяют одни и те же наименования призвания разным лицам. Поэтому в начале работы их следует предостеречь от этой ошибки. Кроме того, нужно посоветовать не смотреть на то, что написали до тебя. Это сразу сбивает с самостоятельного пути. Лучше сначала подумать, решить, какое же призвание у спрашивающего, а уже затем заполнять бланк.



Страница сформирована за 1.48 сек
SQL запросов: 190