УПП

Цитата момента



Любовь - это свобода. Привязанность - это рабство.
Впрочем, рабство может быть и сладким.

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



«Любовь — что-то вроде облаков, закрывавших небо, пока не выглянуло солнце. Ты ведь не можешь коснуться облаков, но чувствуешь дождь и знаешь, как рады ему после жаркого дня цветы и страдающая от жажды земля. Точно так же ты не можешь коснуться любви, но ты чувствуешь ее сладость, проникающую повсюду. Без любви ты не была бы счастлива и не хотела бы играть».

Елена Келлер Адамс. «История моей жизни»

Читать далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/s374/d3354/
Мещера

1.8. "Какой Я?"

Самое трудное — не защищать свое мнение, а знать его.

А. Моруа

"Безусловно, вы много раз пытались понять себя, узнать свои достоинства, поработать над изменением своего характера. Это значит, что вы в принципе готовы систематизировать все свои размышления. Сейчас за 3 минуты вы должны ответить на единственный вопрос "Какой Я?", используя для этого 20 слов или предложений. Не ищите верных ответов, пишите первое, что приходи вам в голову.

После этого вы обязательно поделитесь своими мыслями с другими участниками группы".

Рекомендации ведущему. Лучше, если эту работу участники будут делать в одиночестве под спокойную музыку, т.е. используется индивидуальный тип тренинга. Ровно через 3 минуты работу следует остановить. Обсудите, сколько и какие ответы давали участники.

Оценка за работу в этом этюде определяется следующим образом: количество написанных ответов делится на два, полученный результат и является оценкой, которую участник может записать в ведомость учета.

1.9. "Любимые роли"

Искренность, уравновешенность, понимание самого себя и других — вот залог счастья и успеха в любой области деятельности.

Г. Селье

"Каждый человек в течение своей жизни играет множество социальных ролей. Некоторые из них достаточно постоянны, например, роль ученика-школьника, ее приходится играть целое десятилетие. Потом у многих появляется роль студента, потом специалиста с дипломом. Это лишь две линии жизни — образование и профессиональная деятельность. А семья! Сколько разнообразных ролей приходится играть людям в семье: младший сын, старшая дочь, любимая бабушка, родной дядя и т.д.

Разумеется, этими ролями не исчерпывается все многообразие жизни. Давайте вспомним сейчас те роли, которые вы уже отыграли, еще играете и собираетесь играть. Итак, вы на сцене жизни, кроме вас на ней никого нет. Подумайте и заполните предлагаемую ниже таблицу социальных ролей. На этом вам дается 5 минут.

Социальные роли

 №

 Сыгранные роли

 Актуальные роли

Роли будущего

1.

2.

и т.д.

Рекомендации ведущему. Полученную информацию следует обсудить в малых группах по 3-4 человека. При обсуждении нужно обратить внимание участников на то, сколько ролей они смогли написать в каждом столбике. Количество можно поставить цифрой прямо внизу таблицы.

Оценку работы участников осуществляет лидер группы, который имеет право назначить каждому до 10 баллов в зависимости от качества анализа системы своих ролей.

Одним из возможных вариантов продолжения этой работы может быть добавление в перечень указанных ролей мнения членов группы, которые говорят, кем они видят конкретного человека, т.е. просят его вписать в уже имеющийся список ту или иную роль. Участник может отказаться от предложения, но лучше все предложения записать, а потом спокойно подумать над ними.

Психологический комментарий. Результаты этого этюда дают возможность показать участникам, насколько каждый из них внутренне устремлен, живет в прошлом, в настоящем или в будущем. Если в списке значительное преобладание сыгранных ролей, это может означать, что человек больше живет своим прошлым, оно его притягивает тем хорошим, что там было, а будущее страшит своей неопределенностью. Если же в перечне больше будущих ролей налицо стремление забыть то прошлое, которое может вызывать негативные эмоции. Идеальное сочетание — примерно равное количество ролей. указанных во всех трех перечнях.

Часто возникают вопросы, можно ли одну и ту же роль указывать в нескольких столбиках, например, дочь — роль прошлого, настоящего и будущего. Если такая потребность есть, то разумеется, можно, но целесообразнее все же указывать разные социальные роли.

Возможно проведение этого этюда в ином ключе, когда участники не только вспоминают свои собственные социальные роли, но пытаются "усовершенствовать" эти роли. Для этого им нужно представить, что они видят театральную постановку с хорошей игрой актеров. И каждому из них нужно включиться в действие этой пьесы. Но для этого нужно решить, какая роль подойдет больше всего, соответствует характеру данного участника тренинга. Кого он может играть? Кто этот человек? Чем от отличается от других? В чем его сила и притягательность? Чего не хватает, чтобы быть этим человеком?

Примеры из практики. Чаще всего участники тренинга указывают следующие группы ролей.

Сыгранные роли: ребенок, дочь, сестра, ученица, внучка, подруга, октябренок, пионер, сын, брат, пациент детской поликлиники, одинокий человек, зависимый человек, единственный ребенок, беззаботный.

Актуальные роли: девушка, подруга, активный работник, честный человек, сестра, дочь, племянница, ученица, любимый человек, выпускник, покупатель, житель Москвы, прохожий, нестандартная личность, человек, имеющий убеждения.

Будущие роли: жена, мать, дочь, сестра, бабушка, студент, женщина, отец, дед, взрослый человек, хозяйка дома, трудящийся, врач, педагог и т.д. Особенно много ролей связано с профессиональной деятельностью, так как участники именно об этом думают в старших классах.

1.10. "Премия"

"Мы заканчиваем работу над первым разделом тренинга. Каждый стремился быть максимально эффективным, но не у всех это получалось. Это стремление нужно поощрить.

У каждого из вас есть 10 премиальных баллов, которые вы вправе раздать в любом сочетании или оставить себе. Как вы это сделаете, какими принципами будете руководствоваться, решаете сами. На раздачу премии вам отводится 2 минуты".

Рекомендации ведущему. Для быстрого включения ребят в проводимый этюд следует заранее приготовить бланки личных счетов, которыми они будут пользоваться. Если нет возможности приготовить их заранее, вы на доске оформляете образец, по которому ребята готовят свои бланки.

Личный счет

Тренинговое имя __________________________________________

Раздача

Получение

Кому

Сколько

От кого

Сколько

1

2

и т.д.

Количество полученных баллов каждый участник записывает в свою ведомость.

Психологический комментарий. "Народное мнение" — это массовая форма тренинга, когда все участники одновременно выполняют определенную работу. Данная форма предполагает активное и свободное участие всех в проводимом этюде. Это дает возможность участвовать в работе в меру своих сил и в зависимости от настроения. В такой свободной работе участник не чувствует никакого давления ни со стороны группы, ни со стороны тренера. Он самостоятельно решает, к кому подойти и сколько баллов отдать. Это хорошая возможность для тренировки навыков принятия ответственного решения, выбора в достаточно жестких условиях.

Общий настрой этого типа тренинга способствует тому, что даже самые пассивные участники проявляют желание включиться в общую работу. Такая массовая активность создает хороший рабочий настрой на последующие разделы, в ходе которых участникам также предстоит активно анализировать себя и свои особенности.

Промежуточный итог

В конце работы над определенной темой целесообразно проводить мягкое ранжирование. Для этого участники подводят итоги работы, суммируя полученные баллы, а затем собираются в общий круг по принципу "ранга", т.е. рядом с ведущим, справа от него, садится участник, который получил максимальный балл, справа от него второй человек, у которого столько же или чуть меньше баллов, справа от второго третий, у которого столько же. сколько у второго участника или меньше и т.д., до тех пор, пока все члены группы не найдут свое место. В результате слева от ведущего окажется человек, у которого меньше всех баллов.

После того, как все участники займут свои места, они должны ответить на вопросы: "Почему я на этом месте? Устраивает ли оно меня? Все ли я сделал, чтобы быть ближе к лидеру? Что я могу еще сделать, чтобы в следующий раз быть ближе к первому месту?"

Отвечать каждый должен вслух перед всей группой. И так же каждый принимает на себя обязательство, указывая конкретное место, которое он хотел бы занять в следующем промежуточном ранжировании.

Примеры из практики. "Я оказалась на этом месте потому, что во время не разобралась и не приложила достаточно усилий, чтобы меня поняли и оценили. Хочу быть на 3-4 месте".

"Я оказалась на этом месте потому, что плохо знаю сама себя. В следующий раз надеюсь быть первой".

"Это место меня вполне устраивает. Приложу все силы, чтобы не уступить его. Для этого буду: активна, внимательна, тактична, настойчива".

Из высказываний участников тренинга:

"Я обнаружила, что у меня есть такие слова, о которых я даже и не знала". Надя Б.

"Ни за что не поверил бы, что тренинг может так сблизить. Раньше я думал, что только поход может сдружить ребят. Ура тренинг !" Олег П.

2. Сфера здоровья

Душевное здоровье — это возможность жить полноценной жизнью.

М. Палохеймо, финский врач

Цель этой части тренинга — осознание участниками важности разумного отношения к своему здоровью с самых ранних лет, определение вредных привычек, знакомство с образом жизни других участников группы и выработка реальных "рецептов здоровья". Эта сфера жизни во многом определяет ее качество. И участники должны это хорошо понять. В начале раздела предлагается тест, который поможет настроить участников на обсуждение сферы здоровья.

"Мое здоровье"

"Как и в первом тесте вам следует ответить "да" или "нет" на утверждения, которые приведены ниже. Наверное, вы уже поняли что лучше быть откровенным перед самим собой. Информация, которую вы получите по итогам тестирования, полезна прежде всего вам. Она помогает в тренинговых этюдах, дает возможность поразмышлять над своими привычками, которые ухудшают состояние здоровья, и понять, что же нужно делать, каких правил придерживаться, чтобы сохранить свое здоровье в полном порядке на долгие годы.

Анализируя предлагаемые утверждения, используйте принцип "как правило", т.е. если данное утверждение характеризует вашу обычную манеру поведения, то вы отвечаете "да", если это случается с вами редко, то нужно отвечать "нет".

Итак:

1. У меня часто плохой аппетит.

2. После нескольких часов работы я меня начинает болеть голова.

3. Часто я выгляжу усталым и подавленным, иногда раздраженным и угрюмым.

4. Периодически у меня бывают серьезные заболевания, когда я вынужден несколько дней оставаться в постели.

5. Я почти не занимаюсь спортом и физическими упражнениями.

6. Последнее время несколько прибавил в весе.

7. У меня часто кружится голова.

8. В настоящее время я курю.

9. В детстве я перенес несколько серьезных заболеваний.

10. У меня плохой сон и неприятные ощущения утром после пробуждения.

Ключ к тесту

За каждый ответ "да" поставьте себе по одному баллу и суммируйте их.

Определение результата и его интерпретация

1-2 балла. Несмотря на некоторые признаки ухудшения здоровья, вы в хорошей форме. Ни в коем случае не оставляйте усилий по сохранению своего здоровья.

3-6 баллов. Ваше отношение к своему здоровью трудно назвать нормальным, уже чувствуется, что вы его растратили довольно основательно.

7-10 баллов. Как вы умудрились довести себя до такой степени? Удивительно, что вы еще в состоянии ходить и работать. Вам немедленно нужно менять свои привычки, иначе…

 Конечно, вы вправе не согласиться с данной интерпретацией результатов, особенно если вы набрали от 7 до 10 баллов. Но лучше подумайте над своим образом жизни, над теми привычками, которые губительно влияют на ваш организм. Ведь в тесте нет многих других признаков плохого состояния здоровья, о которых автор предпочел умолчать, понимая, что вы сами откровенно обсудите их во время тренинга. Воспользуйтесь этой возможностью".

2.1. "Домашний доктор"

Что человек сделал, то у него и есть.

В. Каппони, психолог

"Представьте на минуту, что в вашей семье появился настоящий домашний доктор. Это очень добрый и тактичный человек, который никуда не торопится, готов выслушать все ваши жалобы и опасения по поводу здоровья. Более того, к нему не надо идти на прием, он периодически заходит к вам на огонек, попить чаю и поговорить о вашем здоровье.

Сегодня как раз очередной визит вашего домашнего доктора. Вы уже попили чай и остались с ним (с ней) вдвоем. О чем вы хотели бы рассказать своему доктору. Он с готовностью выслушает вас и, кончено, даст квалифицированный совет. Не упускайте такой возможности, ведь болезнь гораздо легче предупредить или остановить ее развитие в самом начале, чем потом долго и упорно лечиться у различных врачей, пытаясь вернуть утраченное здоровье. Итак, ваш доверительный разговор с доктором".

Рекомендации ведущему. Это индивидуальная работа. Вы предлагаете участникам записать свои жалобы, устроившись в укромном месте, где никто не сможет помешать откровенному разговору с самим собой.

На втором этапе можно организовать обсуждение этих записей, но только при добровольном согласии участника, который решит высказаться перед всей группой. Возможно обсуждение в парах, когда партнер принимает на себя роль домашнего доктора в соответствии с названием проводимого этюда.

В заключении упражнения вы предлагаете участникам оценить себя по 10-балльной шкале. В основе оценки лежит степень откровенности, насколько человек смог доверить воображаемому доктору проблемы своего здоровья.

Психологический комментарий. Участники могут испытывать определенные затруднения и смущение от необходимости делиться довольно щепетильной и интимной информацией. Поэтому им нужно помочь, настроить на полную откровенность, подчеркнув, что все их записи останутся у них. Никто не будет об этом знать без согласия самого участника, т.е. полностью сохраняется основной принцип индивидуального тренинга — первичный самоанализ, получение информации только для себя самого.

Примеры из практики.

"Курю и ни как не могу справиться с этой привычкой. Пытался много раз, но не получается. Что делать, доктор?"

"Я очень часто читаю, лежа в постели. Это портит глаза, но ничего сделать не могу. Если интересная книга, я обо всем забываю, в том числе о предупреждении родителей".

"Знаю, что нельзя, но очень долго смотрю телевизор. Наверное, из-за этого у меня зрение ослабло".

"Я обожаю сладости. Знаю, что вредно, тем более что я итак довольно полная, но… Как только я вижу конфеты или торт, все обещания, которые я давала себе, сразу забываются и я начинаю наслаждаться. Слова о том, что нужно найти другое любимое занятие, не помогают. Занятие любимое есть, но и сладостей тоже хочется".



Страница сформирована за 1.55 сек
SQL запросов: 190