УПП

Цитата момента



Любитель платит за то, чтобы заниматься любимым делом. Профессионал за занятие любимым делом получает деньги.
Я люблю получать деньги.

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента




Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/d3651/
Весенний Всесинтоновский Слет

4.1. "Помогая природе"

Отрицать ошибки — это двойная ошибка.

Арабская пословица

"Подумайте над своим отношением к окружающей нас природе. Что вы любите? Лес? Море? Почему? Какие чувства вы испытываете, когда бываете в ваших любимых местах? Наверное, желание, чтобы было так всегда или еще лучше в следующий раз. А теперь ответьте сами себе, как вы относитесь к природе, к тем же любимым местах? Всегда ли ваш визит заканчивается бесследно, например, для вашего "любимого друга" леса? Не оставляете ли вы после себя кучу мусора, использованных консервных банок, полиэтиленовых пакетов или еще хуже — сломанные кусты и ветки деревьев и т.п.?

А что вы сделали в своей жизни, чтобы чуть-чуть помочь природе? Посадили ли вы хоть одно дерево? Помогли выпавшему из гнезда птенцу, когда были в лесу? Сделали хоть одну кормушку для птиц на время зимовки? Ваши размышления запишите. Время на эту работу 5 минут. Потом вы сможете поделиться с группой своими размышлениями".

Рекомендации ведущему. Для этого этюда целесообразно подобрать соответствующую музыку, которая напоминала бы о природе. Участникам нужно прочитать эти вопросы, естественно, прокомментировать их, а потом дать им время спокойно подумать, записывая свои мысли. В завершении можно предоставить слово желающим высказаться по этому поводу.

Оценка за эту работу ставится самим участником в пределах 8 баллов.

Психологический комментарий. Для более глубокой и эффективной работы во время этого этюда нужно включить специальную экологическую музыку, которая передает звуки живой природы, крик птиц, шум моря, гром, шум дождя и ветра. Целесообразно на всем протяжении этого раздела использовать именно эту музыку. Она помогает создать настрой на будущее, изменить свое отношение к живой природе.

Примеры из практики. "Очень люблю лес, часто бываю в походах и с классом, и с родителями. Все всегда за собой убираем. А помощь какая? Еще успею".

"Мне нравится рыбалка. Думаю, что природе вреда от этого нет. Наоборот, я м помогаю другим рыбам жить более сытно".

"Люблю полевые цветы. но понимаю, что их рвать не следует. А жалко".

4.2. "Три аргумента"

Не бойся, что тебя не поймут, опасайся не понять другого.

Древняя мудрость

"То, что окружающая среда сегодня нуждается в защите от человека, наверное, не нужно объяснять. Но тем не менее, вы сейчас подумаете и сформулируете три, на ваш взгляд, самых веских аргумента в защиту природы. Подумайте, что вы можете указать как самые важные причины, по которым человечество должно обратить пристальное внимание на охрану окружающей среды.

Первые 2 минуты вы будете работать индивидуально. На втором этапе вы объединитесь в пары для того, чтобы сравнить ваши результаты. Если вы написали примерно одно и то же, уточните друг у друга причины, по которым вы это сделали. Если же вы написали разные аргументы, тем более нужно разобраться в причинах, по которым вы это сделали.

На следующем этапе вашей работы вы должны сформулировать три обобщенных аргумента и затем представить их всей группе. Для этого выберите из ваших аргументов те, которые устраивают вас обоих. Было бы неплохо, если бы одновременно, вы смогли сказать и о своей готовности лично сделать что-то конкретное в этой сфере".

Рекомендации ведущему.Целесообразно систематизировать высказывания участников, записывая их. Те аргументы, которые будут повторяться наиболее часто, нужно обсудить подробно вместе со всей группой. Нужно обязательно выслушать представителей различных точек зрения.

Оценку в пределах 8 баллов участники ставят друг другу в парах в зависимости от содержания выдвинутых аргументов.

Психологический комментарий. Упражнение предназначено для более глубокого осознания участниками важности активной деятельности на всех уровнях по охране окружающей среды. Систематизация аргументов, их обобщение дают именно тот эффект, на который и рассчитан этюд.

Примеры из практики.

"Человеку угрожают выхлопные газы автомобилей. Если не изменить ситуацию, люди будут еще больше болеть, особенно легкими".

"От промышленности страдают деревья в нашем городе. Они стали совсем хилые, многие стоят без листьев даже летом. Жалко их".

" Попробуйте воду из водопровода. И вам все станет ясно. Вот этой бы водой напоить тех, кто сомневается, что природу нужно защищать".

4.3. "Зоопарк"

Назови мне свое любимое животное, и я скажу тебе, кто ты…

Народная мудрость

"Вы все, конечно, бывали и не один раз в зоопарке. Видели много разных животных и птиц. Но у каждого из вас, наверное, есть несколько самых любимых зверей. Сейчас вы по очереди будете рассказывать всей группе о своем любимом животном. Постарайтесь во время рассказа передать свое отношение, почему вы так любите именно его. Было бы неплохо, если вы расскажете о том, какую "пользу" ваш "любимчик" приносит природе. Своим рассказом нужно остальных членов группы убедить в том, что вы хорошо знаете это животное, а не просто любите его".

Рекомендации ведущему. Как и многие другие упражнения этот этюд следует провести с музыкальным сопровождением. После рассказов всех желающих вы просите участников некоторое время подумать над следующими вопросами: "Что нужно делать, чтобы ваших любимых животных на Земле не становилось меньше? Какие меры следует предпринять? Кто это должен делать? Какова ваша личная активность? Что могли бы сделать вы, чтобы вашему "любимчику" жилось лучше?"

Если будут желающие высказать свое мнение, нужно предоставить им слово и вместе со всей группой обсудить конкретные предложения ребят.

Оценку ставите вы, используя 10-балльную шкалу. В основе этой оценки должны лежать искренность и аргументированность высказываний.

Психологический комментарий. В содержании упражнения предусмотрена возможность увидеть отношение человека к живой природе. Манера рассказа о своем любимом животном во многом характеризует самого рассказчика. Следует обратить внимание на полноту изложения, теплоту его высказываний, наличие ласковых слов и т.д.

Примеры из практики. "Мне не надо ходить в зоопарк, потому что моя любимая кошечка Муся всегда рядом со мной. Она такая нежная, ласковая, понимающая ! Когда я просыпаюсь, вижу ее милую мордочку и мне становится легко вставать. У Муси очень веселый характер, она любит, когда с ней кто-нибудь играет. Я знаю ее день рождения и стараюсь подарить что-нибудь особенное, чтобы она была довольна. Ну а что касается пользы — польза от Муси в том, что она повышает настроение всей нашей семье. Когда грустно, она просит поиграть с ней, Начнешь играть и настроение улучшается. Я слышала, что кошки помогают снимать стресс. Это точно, могу подтвердить. Если у вас до сих пор нет дома своей кошки, купите пока не поздно".

4.4. "Красная книга"

"Путь человека на Земле отмечен не только достижениями в различных областях. Да мы приручили огонь, научились обрабатывать землю и выращивать большие урожаи, освоили почти все континенты, начали работать и в космосе. Но какой ценой даются эти достижения? Вы, наверное, знаете, что многие виды животных, птиц и рыб занесены в Красную книгу, так как их осталось на Земле очень мало. И основная причина этого — деятельность человека, который вытесняет все большее количество других живых существ. Люди, осознав свое пагубное влияние, решили сохранять исчезающие виды. Для этого и нужна Красная книга. Сейчас мы проведем опрос общественного мнения о том, какие животные, птицы и любые другие представители фауны и флоры должны быть занесены сегодня в Красную книгу. Для этого нужно заготовить опросный лист.

Предложения в Красную Книгу

Тренинговое имя ________________________________

 №

Имя партнера

 Предложения

Подпись партнера

1.

2.

и т.д.

Ваша задача — собрать как можно больше предложений о том, какие животные, птицы или рыбы нуждаются в срочной помощи человека. Не забывайте, что и к вам могут обратиться с такой же просьбой выразить свое мнение о пополнении Красной Книги. Вы можете предложить сразу несколько видов животных или птиц, которые, на ваш взгляд, действительно находятся на грани вымирания. Если бланки готовы, приступайте. У вас есть ровно 5 минут".

Рекомендации ведущему.Учащимся стоит напомнить о некоторых видах животных, которые уже занесены в Красную книгу, особенно если есть информация о тех видах, которые туда попали в последние годы. Также следует акцентировать внимание на местных представителях животного мира, которым угрожает такая опасность в самое ближайшее время.

Через 5 минут вы останавливаете опрос и просите подвести итоги, проанализировать полученные предложения, найти то, которое встречается чаще всего. Целесообразно побеседовать о возможных путях помощи тому представителю животного мира, который чаще всего встречался в ответах ребят.

Оценка осуществляется по принципу "за каждое конкретное предложение — один балл", но не более 10 баллов.

4.5. "Разумное поведение"

Помните об одном: очень немногое нужно, чтобы сделать жизнь счастливой.

Марк Аврелий, римский император

"Окружающая природная среда нуждается не только в нашем сочувствии, а в конкретной помощи. Один из способов оказания такой помощи — ограничение своих потребностей, прежде всего таких, удовлетворение которых требует развития особенно вредных для экологии видов производства. Так что не только благие призывы, но и конкретные действия, которые облегчат экологическую нагрузку. Поэтому сейчас вы составите список тех потребностей, от которых вы могли бы отказаться.

Это вовсе не означает, что мы призываем вас вернуться к пещерному образу жизни, вновь обрасти шерстью, забыть о средствах гигиены и т.п. Но все же… От чего вы смогли бы отказаться достаточно безболезненно? Подумайте и составьте свой перечень. Он будет свидетельствовать о разумности вашего поведения, о практической помощи окружающей среде, которая сможет облегченно вздохнуть некоторое время.

У вас 3 минуты на индивидуальную работу по составлению списка по принципу "Я готов отказаться от..".. Затем вы объединитесь в пары и, обсуждая ваши индивидуальные списки, составите общий перечень разумного поведения примерно из 5-7 пунктов. При составлении общего перечня обязательно продумайте ваши аргументы, включая те преимущества, которые дает ваше предложении природе. Будьте готовы все это объяснить остальным членам группы.

На следующем этапе мы обсудим ваши предложения в общем кругу. Оценка вашей работы будет зависеть от того, сколько ваших парных предложений войдет в общегрупповой перечень. За каждое предложение, которое вошло в этот групповой перечень вы получаете по 2 балла".

Рекомендации ведущему. Участники уже достаточно хорошо поняли основные принципы работы в различных режимах. Но все же есть смысл еще раз объяснить правила работы в парах и в общем кругу. Если возникает необходимость, то следует помочь с распределением пар. Во время ведения общего обсуждения вам целесообразно передать функции ведущего очередному участнику, который еще не имел возможности руководить таким большим коллективом.

Примеры из практики. "Я могу отказаться от телевизора", "от большого количества сладостей", "от курения", "от электричества в течение 3-4 часов в день (кроме ночи, разумеется)", "от нескольких костюмов", "от видеомагнитофона", "хотя у меня ее пока нет, но я отказываюсь от автомобиля", "я хочу отказаться от бытовой химии, особенно полиэтиленовых мешков и упаковок".

4.6. "Самый разумный, или Я никогда не .."..

"Давайте наполним конкретным содержанием следующее утверждение: "Я никогда не вредил природе". Надеюсь, у каждого из вас найдется, что сказать по этому поводу. В чем проявляется ваше сознательное отношение к природы? Сразу договоримся, что нужно конкретно указать свои привычки и действия".

Рекомендации ведущему. На первом этапе участники составляют тезисы своего выступления перед остальными членами микрогруппы по заданной теме.

Второй этап проводится в режиме выступлений членов микрогрупп. Каждый из них имеет ровно 1 минуту для проговаривания своих тезисов. При этом, естественно, тезисы можно расширять, комментировать и т.д.

На третьем этапе участники тренинга должны внутри микрогрупп выбрать наиболее разумного, т.е. человека который сумел доказать свое бережное сознательное отношение к природе.

В конце тренинга целесообразно дать возможность всем желающим высказать свои аргументы, обобщить предложения учащихся и сделать определенный вывод о том, кого же можно назвать разумным по отношению к природе.

Психологический комментарий. Основная задача данного тренинга — формирование навыков внимательного слушания и корректного убеждения.

Примеры из практики: В одном из тренингов участники указали следующие аргументы : "Я никогда не разжигаю костры. Во время выхода на природу я беру с собой термос с чаем и завтрак, который не требует специального разогрева, и никогда не оставляю после себя мусора, т.е. сберегаю живую природу"; "Я никогда не курила, т.е. не загрязняла воздух табачным дымом"; "Я никогда не пользуюсь аэрозольными баллончиками, т.е. не загрязняю воздух"; "Я никогда не ломал вести у деревьев и не стрелял в голубей"; "Я никогда не бил ни кошек ни собак"; "Я никогда не обижал бездомных животных (кошек и собак)".

4.7. "Экологическая карта города"

"В принципе вы знаете, что все более или менее крупные города нашей страны, да и за рубежом испытывают различные экологические перегрузки. Это может быть перенасыщение выхлопными газами автомобилей, выбросы различных заводов, отходы жизнедеятельности людей и прочее. Но даже в одном и том же городе одни районы считаются экологическим более, другие — менее благополучными.

Объединитесь в группы по 4-5 человек и попробуйте составить карту экологической обстановки того населенного пункта, в котором вы живете. На этой карте должны быть указаны наиболее неблагоприятные с экологической точки зрения микрорайоны и кварталы. Отметьте также специальными знаками самые экологически чистые участки, которые можно рекомендовать жителям и гостям для отдыха или проживания, поскольку там и воздух чистый, и вода прозрачная, и лес зеленый.

Для обозначения загрязненных и экологически чистых районов придумайте специальные знаки, которые должны быть понятны любому человеку, читающему вашу карту (даже если он не знает вашего родного языка).

На втором этапе мы опять объединимся в общий круг и составим обобщенную карту города. Принцип получения баллов тот же — "чем больше предложений вошло в общий итого работы, тем выше балл".

Рекомендации ведущему. Эта работа также требует довольно серьезной предварительной подготовки, поэтому целесообразно заранее предупредить участников об этом этюде. На предварительном собрании группы скажите о том, что во время тренинга пригодятся знания экологической ситуации, сложившейся в их родном городе.

Во время обсуждения предложений малых групп руководить этим процессом должен кто-то из участников, который получает за это дополнительные премиальные баллы в пределах 5.

Психологический комментарий. Составление такой экологической карты города (населенного пункта), в котором живут участники тренинга, помогает осознать реальность угрозы экологических проблем. Они становятся реальными, а не абстрактными, как это было ранее, и участникам легче понять, что нужна конкретная деятельность по облегчению ситуации в городе.

4.8. "Чрезвычайная ситуация"

"Сегодня утром вы узнали, что в том районе города, где вы живете, произошла серьезная экологическая авария, последствия которой угрожают жизни жителям целого города, — утечка ядовитого вещества со склада химического комбината, который находится на окраине города.

Вам необходимо принять срочные меры по ликвидации вредного воздействия на окружающую среду и предотвращению расширения неблагоприятных последствий этой аварии.

Каждый из вас является специалистом-экологом, поэтому будьте активны. От вашего мнения зависит судьба многих тысяч людей".

Рекомендации ведущему. На первом этапе участники должны составить перечень самых неотложных мер, осуществление которых позволит локализовать расширение района экологического бедствия, в максимально короткий срок ликвидировать сначала угрозу для жизни населения, а затем устранить его последствия.

На втором этапе участники объединяются в общий круг и приступают к выработке решения, которое и будет реализовано. Для принятия наиболее квалифицированного решения необходимо выслушать мнение всех участников, обсудить поступившие предложения и голосованием принять исчерпывающий перечень первоочередных мер.

Голосование проводится по принципу квалифицированного большинства, т.е. решение принимается 2/3 или 3/4 голосов. Если необходимого количества голосов не набирается, то процесс обсуждения начинается снова. И так до тех пор, пока не будет принят исчерпывающий, с точки зрения участников, перечень первоочередных мер.

Каждый участник получает установку на то, что "он специалист в этой области" и поэтому чем больше его решений (предложений) будет включено в общий перечень, тем выше уровень его квалификации. Эта установка создает бодрый эмоциональный фон, стимулирует активность и стремление участников более серьезно отнестись к решению предложенной ситуации, не оставаться в стороне во время обсуждения, т.е. действовать.

Время на обсуждение чрезвычайной ситуации ограничено (15 минут), так как нужно принимать срочные меры.

Масштаб экологической катастрофы определяет педагог, исходя из уровня подготовки участников игры.

Психологический комментарий. Это психологическая игра, основная цель которой помочь участникам осознать, что природа, особенно в экстремальных ситуациях может быть чрезвычайна враждебна по отношению к человеку. И если во время не принять необходимые меры, то это может привести к непоправимым последствиям.

4.9. "Закон об охране природы"

"Вы, конечно, знаете, что приняты и действуют законы, направленные на охрану природы. Но, видимо, или законы не до конца продуманы, или применяются не эффективно, так как в стране очень много зон экологического бедствия. Одним словом, нужно помочь законодателям. Каждая микрогруппа будет работать над составлением текста нового Закона об охране природы.

На эту работу вам отводится 15 минут. На следующем этапе вы будете представлять свои проект Закона всей группе, отвечая на все вопросы и замечания участников. Поэтому готовьтесь серьезно и аргументировано отстаивать свои проект".

Рекомендации ведущему. Вы должны иметь ввиду, что в текст Закона, как правило, входят: 1. Вступительная часть (преамбула), где объясняется необходимость и важность данного закона.

2. Содержательная часть, где отражаются основные положения и требования закона в виде отдельных конкретных статей по различным аспектам охраны природы.

3. Меры ответственности за нарушения каждой статьи закона. Не обязательно писать объемный текст, будет достаточно несколько статей, но нужно их хорошо продумать и грамотно сформулировать.

4.10. "Письмо - Протест"

"Задача вашей микрогруппы — составить проект письма с протестом против повсеместного загрязнения окружающей среды. В качестве аргументов можно и нужно использовать факты загрязнения природы в вашем родном городе, поселке или селе. Письмо должно быть достаточно коротким, но ярким, таким, чтобы на него откликнулись люди, которые еще не поняли всей важности охраны природы.

На составление первоначального текста письма вам отводится 5 минут. Затем каждая микрогруппа выбирает одного человека, который должен будет прочитать текст письма и ответить на возможные вопросы класса. После представления всех проектов решается вопрос о том, чье письмо получилось наиболее содержательным, интересным и ярким. Эта группа будет объявлена победителем".

Рекомендации ведущему. Вполне возможно написание реального письма- протеста на основании тех текстов, которые составили участники во время тренинга. В этом случае педагог вместе с учащимися отбирает наиболее удачные фрагменты из текстов различных микрогрупп и, соблюдая стилистическое единство, составляет письмо. Его действительно можно отправить, например, в адрес федеральных органов.

4.11. "Китайский синдром"

"Проблемы охраны окружающей среды давно волнуют не только экологов, но и деятелей культуры. В частности, кинематографисты отражают в своем творчестве тенденцию к сознательной защите природы. Например, фильм "Китайский синдром", главный герой которого спасает человечество от ядерной катастрофы. В фильме "Целитель" — главный герой биохимик ведет исследования в дождевых лесах Бразилии, которые находятся на грани уничтожения. Юный лесоруб, главный герой фильма "Папоротниковый овраг", присоединяется к обитателям леса, спасающим свой дом, то есть лес от варварского уничтожения.

Вспомните названия фильмов, в которых речь идет об экологических проблемах.

А теперь составьте сценарий фильма, где отражены одна или несколько современных экологических проблем. Но сценарий должен быть таким, чтобы привлечь внимание зрителей и главное — побудить их к реальным практическим действиям в защиту окружающей среды".

Рекомендации ведущему. При составлении киносценария участники работают в больших группах (по 7-8 человек). Время на составление сценария примерно 15 минут. После этого каждая "творческая группа" начинает представление своего сценария, комментируя в случае необходимости его замысле и отвечая на вопросы остальных членов тренинговой группы.

"Самоотчет"

"Мы успели отработать материал четырех социальных сфер. Продолжаем формировать умение осмысливать ход и результатысвоей деятельности. После работы над двумя очередными сферами жизни вы пишите самоотчет. Это ваша вторая попытка более глубоко и серьезно взглянуть на себя, на свои особенности. Вспомните, что вы писали в прошлый раз и дополните свои выводы.

Самоотчет № ____

Тренинговое имя _______________________

Вопрос

Ответ

 1.

Какие черты характера я обнаружил у себя?

 2.

Кто мне показался наиболее интересным?

 3.

Какая черта характера мешает мне быть более эффективным?

 4.

Что мне помогает в работе над собой?

 5.

Какое упражнение оказалось самым полезным для меня?

Рекомендации ведущему. Бланки для этого отчета также целесообразно приготовить заранее. По просьбе участников им можно на время выдать заполненные бланки первого отчета, но обязательно собрать и хранить до следующего самоотчета.

Промежуточный итог

В конце работы над очередной темой проводится мягкое ранжирование по общей сумме баллов с традиционными вопросами: "Почему я на этом месте? Устраивает ли оно меня? Все ли я сделал, чтобы быть ближе к лидеру? Что я могу еще сделать, чтобы в следующий раз быть ближе к первому месту?"

Из высказываний участников тренинга:

"Я уже хочу снова на такой же тренинг. Хочу жить по правилам, которые помогают понять себя, лучше увидеть других, просто подышать атмосферой особой жизни".

 Алена В.

"Я долго не могла принять правил тренинга. Мне все казалось, что они надуманные и ребята не смогут быть искренними и откровенными. Но на моих глазах произошло чудо — я сама смогла втянуться в доверительную атмосферу, и сейчас не хочется расставаться с группой".

Светлана К.



Страница сформирована за 1.56 сек
SQL запросов: 190