УПП

Цитата момента



Кто полюбил тебя ни за что, может также и возненавидеть без всякого повода.
В любом случае ты будешь ни при чем.

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



Золушка была красивой, но вела себя как дурнушка. Она страстно полюбила принца, однако, спокойно отправилась восвояси, улыбаясь своей мечте. Принц как миленький потащился следом. А куда ему было деваться от такой ведьмы? Среди женщин Золушек крайне мало. Мы не можем отдаться чувству любви к мужчине, не начиная потихоньку подбирать имена для будущих детей.

Марина Комисарова. «Магия дурнушек»

Читать далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/d4469/
Весенний Всесинтоновский Слет-2010

Мотков О.И. Интегральная модель личности

Мотков Олег Иванович – к. психол. н., ст. науч.с., доцент Ин-та психологии им. Л.С. Выготского РГГУ, Москва.

В психологии личности существуют три основных течения в описании сущности личности, определении ее детерминант, движущих сил и структуры: 1) акцент на преобладании в личности внутренних биологических начал, или особой внутренней инстанции – субъекта; 2) акцент на детерминации личностных образований внешними социальными факторами; 3) интерактивный подход – детерминация личности взаимодействующими внутренними и внешними факторами. 

В советской психологии доминировало марксистское представление о социальной, внешней обусловленности личности. При этом важнейшие понятия психологии не были разведены, их содержание накладывалось друг на друга. Личность отождествлялась то с сознанием, то с субъектом, а то и с психикой в целом. Под прессом «единственно верной» философской доктрины теоретические представления не могли развиваться, за редким исключением. Происхождение субъекта как особого аспекта личности и его место в ней также до сих пор во многом не ясно, в силу очевидной нестыковки представлений о субъектной активности с заученным тезисом о социальной обусловленности личности.

В настоящее время, с учетом современных данных психологии личности, нейропсихологии, нейрофизиологии и психогенетики актуальным для российской психологии является построение интегральной (или природно-культурной, биосоциальной) модели  личности и ее структуры. Такая модель должна, в идеале, опираться как на психологические представления, так и на нейрофизиологические корреляты. В ней должны быть  осмысленно объединены изначальные биологические мотивационно-эмоциональные образования, аппарат субъекта и прижизненно образующиеся под влиянием внутренних и внешних факторов наслоения – Я-образования, прижизненные ценности, ситуативные цели и подцели, значимый опыт. Выстраиваемое взрослой личностью поведение является, очевидно,  функцией всех этих взаимодействующих факторов. Каждый из них занимает свое место в структуре личности, вносит свой особый вклад, выполняет свою специфическую функцию в общем процессе построения оптимального поведения.

Рассматриваемый ниже подход к психике и личности основывается на следующих методологических положениях. 1 – Предметный (структурно-функциональный) принцип. Мир состоит из целостных предметов. В предмете, например, психике, мы интуитивно абстрагируем, выделяем материальный субстрат и функциональную составляющую. Поэтому при изучении психики рассматриваем и ее структуру, и функции, учитываем и психологические, функциональные проявления, и их нейропсихологические корреляты.

2 Принцип детерминизма. Из ничего не может появиться что-то. Например, высшие психические функции не могут появиться в «пустом» мозгу.  3 – Принцип развития. Мы изучаем психику и личность как со стороны их топологии (пространства, структуры), так и во  временном аспекте (изменения в них в течение жизни, развитие).

Итак, что же такое психика? Какую главную задачу она выполняет в живом организме? Психика – функция нервной системы, обеспечивающая побуждение, организацию, регуляцию и осуществление оптимального поведения по удовлетворению базовых физиологических и психологических потребностей и прижизненно образующихся на их основе мотиваций (мотивов, целей, намерений, ценностей, отношений и т.п.). Потребности изначально встроены в психику и составляют ее ядро (З. Фрейд, У. Мак-Дауголл, Г. Мюррей, ранний Л.С. Выготский, Н.Ф. Добрынин, А. Маслоу, П.В. Симонов, Л.Н. Собчик, Диси и Руаян, и др.). Они активируют процессы организации поведения и задают его метанаправленность. Т.о., главная функция психики вовсе не «отражательная», а запускающая, направляющая, организующая и регулирующая поведение (мотивирующая и организующая) – управляющая функция.

Психика является саморегулирующейся системой, имеющей в своем составе две основные взаимодействующие части: Управляющую психику и Исполнительную. За управляющую функцию в головном мозгу отвечают структуры подкорки (гипоталамус, лимбическая система и др.) и лобные доли (блок программирования, по А.Р. Лурия), включая медиобазальные их отделы. Управляющая психика и является собственно личностью.

Исполнительная психика человека осуществляет функции поддержания состояния бодрствования, ориентировки, познания («отражения», сохранения  и переработки информации), выполнения движений и речи. Сюда относятся механизмы сознания (как «поля» ясного видения и понимания поступающей извне и изнутри информации – но это не сама информация!, как аппарата регуляции сна и бодрствования, представленного в мозгу ретикулярной формацией ствола и, возможно, некоторыми отделами правого полушария), познания (восприятия, внимания, памяти, мышления), психомоторики, восприятия и артикуляции речи. Все эти механизмы являются средствами для организации оптимального поведения по осуществлению потребностей, желаний  и целей личности. Они представлены в мозгу блоками поддержания тонуса, приема и переработки информации (А.Р. Лурия, Пенфилд, и др.). Такого рода естественное деление на «цели и средства» есть как в психике в целом, так и в структуре личности.

 Под инициирующим, направляющим и организующим руководством актуальных потребностей и целей, а также аппарата субъекта в онтогенезе механизмами Исполнительной психики нарабатываются полезные информационные средства-ориентиры – когнитивные представления, слова и предложения, схемы действий. Они существенно расширяют диапазон данных генотипом значимых ориентиров и способов осуществления первичных потребностей и производных стремлений. Сама природа потребностей при этом всегда остается одной и той же (она не превращается в какую-то другую, как утверждал А.Н. Леонтьев).

Эскизное рассмотрение сущности психики позволяет перейти к краткому, в рамках тезисов,  определению сущности и структуры личности.

Личность - это мотивационная-эмоциональная и организующая поведение сфера психики, включающая все образования, которые побуждают, направляют, оценивают, организуют, контролируют поведение и выражают в эмоциях состояние организма. Это центральный организатор и регулятор поведения, главная управляющая программа человека. Биосоциальная сущность личности признается большинством зарубежных и рядом современных отечественных психологов (А. Маслоу, Г. Айзенк, К. Купер, Э.Л. Диси, Р.М. Руаян, Л.Н. Собчик, В.М. Русалов, П.В. Симонов и др.). Она была очевидна для И.П. Павлова, В.М. Бехтерева и А.Ф. Лазурского. Предпринятое в советское время в угоду господствующей идеологии выбрасывание из личности системы природных потребностей и темперамента, и размещение их в мифическом «индивиде» разрушило целостный взгляд на личность и затемнило понимание ее природы, структуры и развития. Последние данные психогенетики со всей определенностью доказывают, что по крайней мере на 40% – 50% основные черты личности определяются генотипом (Р. Пломин, А.П. Матени-младший, Т.Е. Бушар и др.). С учетом этих результатов можно уверенно утверждать, что личностью и рождаются, и становятся.

Структура личности. В личности есть как наследственно заданные, так и прижизненно образующиеся под одновременным влиянием особенностей внешней среды и внутренних факторов блоки. В ней можно выделить два больших отдела: Мотивационно-эмоциональный отдел и блок Субъекта - аппарат программирования, принятия решений и контроля поведения.

Мотивационно-эмоциональный отдел содержит у  взрослого человека пять блоков: четыре мотивационных - Базовая личность, Я-личность, Ситуативная личность, Инструментальная личность (значимый опыт), - и блок Эмоций. Мотивационные блоки построены по иерархическому принципу. Стержневым блоком здесь является Базовая личность, состоящая в свою очередь из следующих основных компонентов: базовые физиологические и психологические потребности (стремления), характерологические и культурологические тенденции, жизненные предназначения (склонности). Базовая личность  является фундаментальной, генетически детерминируемой, природной основой личности, побуждающей и направляющей любое поведение движущей силой, ядром личности. Это система главной метанаправленности жизни живого существа, на основе которой, как вокруг ствола дерева, в процессе жизнедеятельности создаются иерархии различных, конкретизирующих общую направленность, мотиваций.

Прижизненно образующиеся мотивации, подчиненные Базовой личности,  представлены следующими блоками. Блок Я-личности – его составляют относительно устойчивые и обобщенные отношения  Я-концепции, Я-Ты-Вы-концепции, Я-Мир-концепции. Он включает также долговременные мотивы и задачи. Блок Ситуативной личности  - это образуемые здесь и теперь ситуативные намерения и цели, самооценки и притязания.  Блок Инструментальной личности составляют оцененные как важные для удовлетворения стремлений и целей личности конкретные представления, слова и словосочетания, схемы действий, определенные эмоции, мнемосхемы и т.п. Т.е. это значимый опыт организации и осуществления поведения в узких, конкретных ситуациях, являющийся результатом работы механизмов Исполнительной психики. Он во многом образуется под влиянием факторов обучения, воспитания и собственной субъектной активности. Значимость воспринимаемой информации определяется и присваивается  изнутри, со стороны актуальных потребностей и целей. Богатый значимый инструментарий облегчает работу Субъекта по организации более оптимального поведения.

Блок Эмоций – это определенные переживания, выражающие состояния отдельных мотиваций (степень их осуществления или неосуществления) и организма в целом. Существует набор первичных, заданных наследственно, базовых эмоций, на основе которых в ходе жизни образуются более дифференцированные и опосредствованные эмоциональные переживания. Любое личностное образование имеет ту или иную эмоциональную окраску.  

Блок Субъекта. Это – второй большой раздел личности, отвечающий за  ситуативную организацию, регуляцию, контроль и  поддержание произвольного поведения. Представляет собой отдельную инстанцию личности, не сводимую к другим блокам! Вспомним «Эго» З.Фрейда,  «блок программирования» А.Р. Лурия, нейропсихологическим коррелятом которого являются лобные доли головного мозга,  «инстанцию принятия решений» Р.П. Ловелле, и др. Субъект - своего рода  диспетчер, управляющий в личности. В нем не содержатся постоянные мотивации и представления, как в других блоках. Он производит анализ актуальных стремлений, выбирает из них наиболее приемлемое здесь и теперь и принимает решение о его осуществлении - на основе соотнесения стремлений с признаками конкретной жизненной ситуации и с внутренними возможностями. Субъект  удерживает одни цели и тормозит другие, контролирует и корректирует процесс осуществления избранной им цели. Он – посредник между стремлениями личности и окружающей средой. Субъект отвечает за сохранение ситуативной целенаправленности поведения и действует в одной упряжке с блоками Сознания и значимым опытом Инструментальной личности.

Все компоненты структуры личности непрерывно взаимодействуют друг с другом, и через Субъекта - с Исполнительной психикой - с блоками сознания, познания, психомоторики и речи. Вся эта психическая система непрерывно взаимодействует с остальным организмом (телом) и окружающими природными и социальными средами, с Миром в целом.

Итак, личность является главной управляющей и регулирующей частью психики. Субъект – отдельный самостоятельный блок личности. В генотипе изначально прописаны блоки Базовой личности, Субъекта и базовых Эмоций. В онтогенезе идет как биологическое созревание некоторых составляющих Базовой личности, механизма Субъекта и механизмов Исполнительной психики, так и образование прижизненных блоков личности, отличающихся друг от друга степенью обобщенности своей направленности - от метанаправленности потребностей Базовой личности до конкретных  образований Инструментальной личности.



Страница сформирована за 0.6 сек
SQL запросов: 191