УПП

Цитата момента



Мужчина подобен единице, женщина — нулю. Когда живут каждый сам по себе, ему цена небольшая, ей же и вовсе никакая, но стоит им вступить в брак, и возникает некое новое число… Если жена хороша, она ЗА единицей становится и ее силу десятикратно увеличивает. Если же плоха, то лезет ВПЕРЕД и во столько же раз мужчину ослабляет, превращая в ноль целых одну десятую.
Самая древняя математика. А как у вас?

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



Насколько истинно первое впечатление о человеке? Обычно я советую относиться к этому с большой осторожностью. Может быть, наше знакомство с человеком просто совпало с «неудачным днем» или неудачными четвертью часа? А хотели ли бы вы сами, чтобы впечатление, которое вы произвели на кого-нибудь в момент усталости, злости, раздражения, приняли за правильное?

Вера Ф. Биркенбил. «Язык интонации, мимики, жестов»

Читать далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/abakan/
Абакан

Самостоятельный учет результатов

Во время тренинга каждый член группы самостоятельно ведет учет своих результатов, т.е. полученных баллов и штрафов, используя для этого специальную ведомость учета.

Ведомость учета

Тренинговое имя ___________________________________________

Название

упражнения

 Сумма баллов

 Штраф в баллах

 

 Итого

 Подпись

1

2

3

и т.д.

Правила заполнения ведомости учета. В графе "Название упражнения" указывается очередной этюд, который проводится ведущим. В графе "Сумма баллов" записывается количество полученных баллов по итогам проведенного упражнения. Если в ходе упражнения участник не получил штраф, то в этой строчке в графе "Штраф" ставится прочерк. Затем в графе "Итого" фиксируется итоговая сумма баллов. Итоговый показатель записывается по принципу "автоматического расчета остатка", т.е. полученные баллы прибавляются к вышестоящей сумме, или вычитается, если получен штраф.

В графе "Подпись" участник расписывается сам или дает на подпись тому, кто распределяет баллы, например, лидеру микрогруппы, который производит оценку участников.

Постоянный самоотчет

Через каждые 4-4,5 часа занятий учаcтники тренинга пишут самоотчет, в ходе которого они должны ответить на несколько вопросов. Его форма и примерные вопросы приводятся ниже.

Самоотчет № ____

Тренинговое имя _______________________

 №

Вопрос

Ответ

 1

Что нового я узнал о себе?

 2

Что нового я узнал о других?

 3

Что мне мешает быть более искренним и откровенным?

 4

Кто мне помогает в работе над собой?

 5

 и т.д.

После этого обсуждаются поступающие от участников предложения об изменении правил или добавлении новых положений. Во время обсуждения правил вы даете возможность высказаться желающим, выслушиваете все предложения и замечания и проводите их обсуждение. После голосования окончательно согласованные и принятые правила оформляются на отдельном листе бумаги и являются законом для работы группы.

Если кого-то из членов группы эти правила не устраивают, он должен принять решение: признать эти правила и следовать им во время работы группы, или не продолжать занятия совсем. Свой выбор участник делает самостоятельно, без советов и давления со стороны других членов группы. Вам также не следует настаивать.

Психологический комментарий. Обсуждение и принятие правил очень серьезный и ответственный этап, так как в зависимости от степени осознания участниками тренинга принимаемых ими правил будет строиться работа группы особенно в первые часы. Поэтому на процедуру объяснения, обсуждения и принятия правил группы нужно отвести достаточное количество времени, чтобы потом постоянно не возвращаться к ним.

Кроме того, обсуждение и принятие правил это первая серьезная процедура данной группы. Она поможет присутствующим принять более осознанное решение о дальнейшем участии в тренинге.

3. "Контракт"

"Принять участие в работе тренинга-марафона вправе любой человек, который хорошо понимает, что это серьезная и большая работа над собой. Кроме огромного желания необходимо быть достаточно здоровым, по крайней мере не болеть во время проведения тренинга. Естественно, что ваши родители должны быть в курсе, где вы находитесь.

Сейчас мы обсудим текст контракта. Если вы согласны с его условиями, вы сможете стать полноправными членами тренинговой группы, подписав его. Если вас что-то не устраивает в данном контракте, то вы можете остаться еще на 2 часа в качестве наблюдателей. Но за это время вы должны принять окончательное решение, подписывать данный контракт или нет".

Рекомендации ведущему. Перед началом занятий участники, желающие стать полноправным членом группы, должны ознакомиться с текстом контракта и подписать его. В контракте оговариваются основные моменты, связывающие ведущего, группу и отдельных участников между собой. Примерный текст контракта приводится ниже. Естественно, что для конкретного тренинга этот текст может быть значительно изменен, но целесообразно оставить его основные разделы, особенно третий, где излагаются обязанности сторон.

Контракт

Группа участников тренинга-марафона "Школа жизни", именуемая в дальнейшем "Группа", действующая на основании настоящего контракта (список прилагается), с одной стороны, и ведущий тренинга ____________________, именуемый в дальнейшем "Тренер", с другой стороны, заключили настоящий контракт о нижеследующем:

1. Предмет контракта

1.1. Группа поручает, а тренер обязуется провести занятия социально-психологического тренинга-марафона под названием "Школа жизни".

2. Права сторон

2.1. Группа имеет право ознакомиться с общей идеей предстоящего тренинга, узнать примерное содержание этюдов и упражнений, которые будут предложены во время занятий.

2.2. Группа может обратиться к тренеру с предложениями по содержанию или процедуре проводимого тренинга только во время очередного перерыва. Во время занятий такие предложения тренером не рассматриваются.

2.3. Тренер вправе снять с дальнейших занятий члена группы, который явно мешает нормальному течению тренинга. Причины, по которым снимается данный участник, тренер не обязан объяснять всей группе, достаточно объяснить это самому участнику.

2.4. Тренер вправе по своему усмотрению менять содержание и процедуру как отдельных этюдов, так и целых частей тренинга в зависимости от развития ситуации в группе.

2.5. Тренер может сократить на 1/3 или даже на 1/2 время проведения тренинга, если в этом появится такая необходимость. Причины, по которым тренер сокращает время тренинга, он может объяснить группе. Независимо от того, какое мнение складывается у группы, решение тренера остается в силе.

3. Обязанности сторон

3.1. Тренер обязуется организовать проведение занятий социально-психологического тренинга-марафона "Школа жизни", включающего все основные социальные сферы современной жизни.

3.2. Тренер обязуется сохранять в течение всей своей жизни в тайне ставшую ему известной во время тренинга информацию, являющуюся конфиденциальной или могущей нанести моральный или иной ущерб кому-либо из участников тренинга.

3.3. Кроме основных правил социально-психологического тренинга группа обязуется выполнять перечисленные ниже особые положения, которые помогают тренеру организовать проведение высокоэффективных занятий:

3.3.1. Тренер всегда прав.

3.3.2. Во время занятий запрещается болтать, перебивать тренера и задавать неконструктивные вопросы.

3.3.3. За нарушение правил тренинга назначается штраф (в баллах).

3.3.4. В ходе тренинга побеждает сильнейший. Слабый на время он становится наблюдателем до решения тренера ("оказывается за бортом жизни").

3.3.5. Подсчет баллов ведется самостоятельно каждым участником. Кто не честен, обманывает только себя. При обнаружении обмана участник штрафуется или выбывает с занятий (по решению тренера).

3.3.6. Систему подсчета баллов определяет тренер. Тренер всегда прав.

3.3.7. После подписания настоящего контракта человек становится полноправным членом группы. Член группы не имеет право на уход по-английски. Если решил уходить, то обязан аргументированно объяснить группе причину своего ухода.

4. Особые условия контракта

4.1. Вся произведенная в соответствии с настоящим контрактом интеллектуальная продукция является исключительной собственностью тренера.

4.2. Участник, прошедший тренинг-марафон "Школа жизни", может приходить на следующий тренинг в качестве ассистента тренера.

"___" ____________________ 199 __г.

Тренер: ____________________________

 (подпись)

Члены группы

 Фамилия, Имя

Тренинговое имя

Подпись

1

2

3

и т.д.

Психологический комментарий. Подписание контракта довольно серьезный и ответственный шаг, который многим участникам, особенно тем, кто впервые работает в такой необычной группе, дается нелегко. Требуется определенное время на обдумывание. Те из участников, кто сразу не может преодолеть свой страх или стеснение, могут какое-то время оставаться в роли "наблюдателя", то есть не участвовать в проводимых этюдах, наблюдать за происходящим со стороны. Но это не просто наблюдение для себя или отдых. После очередного этюда "наблюдатель" должен поделиться с группой своими впечатлениями, сказать о том, чьи действия или слова на него произвели самое благоприятное впечатление, чьи реплики или поступки его неприятно поразили, то есть дать оценку со стороны.

Это довольно трудное занятие. Ведущему целесообразно постоянно выделять 1-2 наблюдателей, чтобы группа имела возможность услышать "взгляд со стороны". Член группы имеет право занять позицию "наблюдателя" в любое время, например, если накопилась определенная усталость. Только таких "выходов" одного человека не должно быть более 2-3 за все время марафона.

1. Сфера частной жизни

Человек — бездна. Что таится в этой бездне, неведомо даже ему самому.

Шевелев И.Н.

Основная цель работы над данной социальной сферой — настроить участников тренинга на основательный самоанализ, помочь им с самого начала разобраться в своих особенностях, задуматься над своей индивидуальностью, лучше понять себя.

В начале работы над этой и другим сферами жизни участникам предлагается небольшой тест, так как диагностика — это первая ступень работы над собой. По мнению Д.Бернса: "Тестирование — ключ к самопомощи". Поэтому участникам предлагается первый тест.

"Мое самочувствие"

"Вам следует ответить "да" или "нет" на утверждения, которые приведены ниже. Постарайтесь быть максимально откровенным. Информация, которую вы получите по итогам тестирования, нужна прежде всего вам. Она поможет при участии в тренинговых упражнениях, даст возможность поразмышлять над собой, своими привычками и индивидуальными особенностями.

Анализируя утверждения теста, используйте принцип "как правило", т.е. если данное утверждение характеризует вашу обычную манеру поведения, то вы отвечаете "да". Итак:

1. У меня часто плохое настроение, я плачу.

2. При встрече с человеком я избегаю смотреть ему прямо в глаза.

3. Часто я выгляжу сердитым, подавленным.

4. Большинство людей, которых я знаю или знал, разочаровали меня.

5. Я почти не интересуюсь тем, что для многих является очень важным в жизни (спорт, работа, отношение окружающих).

6. Последнее время я очень редко бываю веселым, практически не смеюсь.

7. Я часто чувствую слабость, жалуюсь на жизнь своим близким и знакомым.

8. В настоящее время у меня нет собственной позиции по многим вопросам.

9. Я говорю, как правило, очень тихо, так что меня с трудом понимают собеседники.

10. Часто я не знаю, как ответить на тот или иной вопрос собеседника и просто пожимаю плечами.

Ключ к тесту

За каждый ответ "да" поставьте себе по одному баллу и суммируйте их.

Определение результата и его интерпретация

1-2 балла. Несмотря на некоторые жизненные затруднения, вы видите жизнь в несколько розовом свете. Это не так уж плохо, но до определенного предела.

3-6 баллов. Ваше отношение к жизни в целом в норме, но уже чувствуется определенная доля скепсиса, усталость. Не рано ли еще?

7-10 баллов. Почти все, что с вами происходит, вы воспринимаете черном свете. Неужели в вашей жизни совсем нет радостных мгновений?

Конечно, вы вправе не согласиться с данной интерпретацией результатов. Но тем менее есть смысл задуматься над полученной информацией. Тем более, что впереди у вас целая серия тренинговых этюдов, которые помогут вам лучше понять самого себя и измениться, если в этом есть необходимость".

1.1. "Мое имя — мой характер"

Судьба человека, города и даже государства предначертана его именем.

Древняя мудрость

"Каждый из нас при рождении получает имя, которое сопровождает нас всю жизнь. По имени нас называют близкие, знакомые и совсем незнакомые люди. Наше имя записано в паспорте и во всех других документах. Но что оно означает? Знаете ли вы значение вашего имени? А нравится ли вам ваше имя? Может быть вам хотелось, чтобы вас называли другим именем? Каким? И почему вы взяли на время тренинга именно это имя? Это ваше настоящее имя или взяли себе другое? Почему? Что оно выражает?

Кроме изложения общепринятого смысла, например, Полина — разговорная форма имени Апполинария, происходит от слова Апполон (в древнегреческой мифологии Бог солнца, покровитель искусств, Бог предсказаний), вам нужно подумать над своим характером. Для этого вы на каждую букву, из которых состоит ваше назовете черту своего характера. Например, Полина:

П — принципиальная

О — обаятельная

Л — любознательная

И — интеллигентная

Н — настойчивая

А — аккуратная

Подумайте 2 минуты, запишите свои размышления, а потом по очереди назовите признаки своего характера, связанные с вашим именем.

Если в вашем имени есть две или даже три одинаковые буквы, то вы можете ограничиться расшифровкой этой буквы только один раз. Естественно, что буква Й заменяется на И, а буквы Ъ, Ь, Ы пропускаются, но по вашему желанию могут быть заменены любыми другими буквами.

При обсуждении ваших имен группа вправе высказать сомнение по поводу любого качества характера, выраженного в букве вашего имени. И если вы не докажете обратное, причем с аргументами и согласитесь с этим, то получаете один штрафной балл. За каждую черту характера, раскрытую с помощью имени, вы получаете по одному баллу".

Рекомендации ведущему. В начале этюда участники работают индивидуально, записывая свои мысли, а затем объединяются в общий круг для обсуждения полученных результатов. Для подведения итогов и их записи в ведомость учета кроме премиальных и штрафных баллов, о которых сказано в инструкции к упражнению, можно использовать индивидуальную самооценку участников. В данном упражнении минимальный балл может быть 2, а максимальный — 5. Участник самостоятельно решает вопрос о том, насколько эффективно он отработал в этом этюде и свое мнение выставляет в ведомости учета.

После выполнения упражнения и подведения итогов проводится рефлексия — осмысление тех проблем, с которыми столкнулись участники во время самоанализа и обсуждения своих записей.

Через 12 часов участник имеет право сменить свое имя, взяв другое, которое соответствует его пониманию себя после первой части тренинга.

Психологический комментарий. Этот этюд открывает серию индивидуальных тренингов под общим названием "Размышляя о себе самом". Основное назначение этой формы работы — формирование навыков самоанализа. Данные тренинги помогают участникам глубже и полнее разобраться в себе, научиться понимать себя, свои сильные и слабые стороны, осознать свое отношение к различным социальным явлениям.

Для проведения индивидуальных этюдов прежде всего следует подумать об отдельном месте для каждого участника. Член группы должен быть уверен, что он работает в данный момент один и никто не мешает ему откровенно записывать свои мысли.

Во время работы целесообразно использовать легкую или классическую музыку, которая помогает настроиться на спокойные размышления, сосредоточиться, гасит посторонний шум. Все это усиливает ощущение уединения, не дает отвлекаться от серьезной аналитической работы.

Еще раз подчеркнем основной принцип этой формы тренинга — самостоятельная аналитическая работа по изучению своих личностных особенностей. Следует иметь в виду, что далеко нее у всех участников есть хотя бы первичные навыки такого самоанализа. Поэтому на первых порах им нужно помочь, приводя конкретные примеры, легкой шуткой снимая возникшее психологическое напряжение.

Примеры из практики. Владислава (Впечатлительная — Любвеобильная — Аккуратная — Дружелюбная — Искренняя — Способная — Л — Активная — Влюбчивая — Агрессивная); Татьяна (Твердая — Абсолютно нелогичная — Такая же как все — Ь — Язвительная — Нормальная — Агрессивная (в меру); Катюша (Капризная — Агрессивная — Терпеливая — Юморная — Шаловливая — Активная).



Страница сформирована за 0.75 сек
SQL запросов: 190