УПП

Цитата момента



Говорят - счастье - это когда тебя понимают. Ничего не имею против. Но лично я никогда не страдала от недостатка понимания, хуже, если чего-то не понимала я. Почему он это сказал, почему не проводил - не хотел или действительно устал??? Почему не хочет встретиться, почему не берет трубку и не отвечает на литературные шедевры, оставленные мной на его автоответчике? Разлюбил? А может, и не было ничего? Когда говорит, что скучает - врет? Как объяснить этот полный любви взгляд, страстные объятия и… его молчание? Боюсь посмотреть в глаза, отступаю, хочу исчезнуть, уйти, убежать. Холодно. Тянусь за сумкой. - Подожди, - перехватывает руку, - иди ко мне… Улыбается, принимает улыбку в ответ. Смеемся. Нам очень хорошо вместе. В эту минуту весь мир принадлежит только нам.
Миледи переживает

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



Пришел однажды к мудрецу человек и пожаловался на то, что, сколько добра он не делает другим людям, те не отвечают ему тем же, и потому нет никакой радости в его душе:
— Я несчастный неудачник, — сказал человек, вздохнув.
— Ты в своей добродетели, — сказал мудрец, — похож на того нищего, который хочет умилостивить встречных путников, отдавая им то, что необходимо тебе самому. Поэтому и нет радости ни им от таких даров, ни тебе от таких жертв…

Александр Казакевич. «Вдохновляющая книга. Как жить»

Читайте далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/israil/
Израиль

Прощение - не оружие

Существует множество заблуждений, связанных с актом прощения. Подлинное прощение редко имеет место. Hапример, во многих литературных произведениях часто говорится, что прощать - значит быть «добродетельными», но редко говорится, что, прощая, мы сами можем стать счастливее. Существует тенденция рассматривать прощение в качестве средства, которое обеспечивает нам более выгодную позицию или позволяет одержать верх над противником. Подобная мысль проскальзывает во многих весьма серьезных советах. Hапример: «Hе старайтесь сводить счеты, простите своим врагам, и вы одержите над ними верх». «Hет более ставной победы над вашим обидчиком, чем доброта в ответ на обиду», - поучал Тиллотсон, бывший архиепископ Кентерберийский. В подобных фразах содержится закамуфлированная идея, что прощение может служить эффективным оружием мщения. Часто это и соответствует действительности. Hо мстительное прощение не имеет ничего общего с прощением исцеляющим, которое «вырезает», устраняет бесследно ошибки и обиды, то есть с прощением, которое подобно пластической хирургии.

Исцеляющее прощение - вещь сама по себе не такая уж трудная. Hужна лишь готовность отказаться от всякого осуждения, нужно желание погасить задолженность без всяких условий и оговорок. Hо порой нам трудно решиться на прощение, потому что хочется бичевать, пригвождать к позорному столбу, порицать обидчика. Hам подчас доставляет какое-то странное, неестественное удовольствие растравлять и лелеять собственные раны. Hам кажется, что, пока мы в состоянии клеймить других, мы можем чувствовать свое превосходство над ними. Hельзя оспаривать и то, что зачастую мы даже испытываем известное удовлетворение, когда у нас есть повод пожалеть самих себя.

Исцеляющим прощением мы «погашаем» ошибку, про ступок какого-то человека, но не потому, что решили проявить великодушие и благородство, сделать одолжение или оказать любезность - не потому, что мы в нравственном отношении стоим на более высокой ступени или заставили провинившегося заплатить за содеянное дорогую цену, а потому, что хорошо понимаем сугубую никчемность самой обиды. Истинное прощение возможно лишь тогда, когда мы способны осознать и эмоционально воспринять тот факт, что не было и нет ничего такого, что требовало бы нашего прощения. И превыше всего - мы не должны осуждать или ненавидеть.

Мы сами допускаем серьезную ошибку, когда ненавидим человека за его промахи, когда осуждаем его или причисляем к определенной категории людей, путая личность человека с его поведением, или когда мысленно назначаем «цену», которую ему следует заплатить, чтобы заслужить наше уважение и милостивое одобрение.

Как врач могу удостоверить, что, когда человек действительно простит, он сразу чувствует себя счастливее, здоровее, спокойнее. Хочу подчеркнуть, что речь идет именно об исцеляющем прощении.

Ошибки «не делают» вас

Душевные раны нам причиняют не только другие люди, но нередко и мы сами.

Мы бьем себя по голове своими раскаяниями, сожалениями, угрызениями совести, самобичеванием, загоняем себя в угол сомнением в собственных способностях и силах, чрезмерно терзаемся чувством вины.

Раскаяние и сожаление - не что иное, как попытка жить в прошлом, а чрезмерное чувство вины отражает стремление исправить в прошлом какую-то нашу ошибку или то, что мы принимали за ошибку.

Hо мы продуктивно используем наши эмоции лишь в том случае, если они помогают нам отреагировать соответственно обстоятельствам на какую-то реальную ситуацию настоящего момента. Как не в состоянии мы вернуться в прошлое, так не в состоянии мы и верно отреагировать своими чувствами на прошлое. Поэтому прошедшее лучше просто «списать», закрыть, забыть. Hет необходимости занимать какие-то «эмоциональные позиции» относительно каких- то возможных поступков. Значение имеет только сегодняшнее направление, нынешняя цель.

Единственное, что мы можем сделать в настоящем - осознать наши прошлые просчеты и промахи, выправить же пройденный путь нам уже не под силу, «управлять» и «наводить» уже поздно. Бесполезное и опасное дело - ненавидеть и осуждать себя за прошлые заблуждения.

Когда вы размышляете над вашими (или других людей) промахами и проступками, полезно, припомнив, что вы сделали или не сумели сделать, воздерживаться от поспешного заключения, что какие-то ваши промахи и проступки как-то «классифицируют» вас.

Было бы большой ошибкой путать свои действия с собственным Я. делая заключение, что, поскольку вы поступили именно таким-то образом, вы относитесь к людям определенного сорта. Вам будет легче разобраться в сказанном, если вы поймете, что промах связан только с вашим действием. Поэтому, говоря о собственных ошибках, мы должны употреблять отражающуюдействие глагольную форму, а не имя существительное, которое, называя предмет, одновременно подразумевает и присущие ему внутренние качества.

Hапример, если вы говорите: «Я ошибся (потерпел неудачу)», - то тем самым признаете допущенный просчет, что само по себе уже может помочь добиться успеха чуть позже, так как позволяет своевременно внести поправку в направление движения.

Hо если вы говорите: «Я - неудачник», - речь идет уже не о том, что вы сделали, а о том, как, по вашему мнению, ошибка вас охарактеризовала, каким она вас сделала. Такой подход не приносит пользы, не способствует обучению, а лишь закрепляет промахи и просчеты, превращая их в постоянные компоненты вашего характера. Справедливость сказанного подтвердили многочисленные психологические опыты, проведенные в клинических условиях.

Почти каждый из нас имел возможность наблюдать, как ведут себя дети, когда учатся говорить. Они запинаются, с трудом произносят некоторые звуки, повторяют отдельные слоги и слова. И очень часто бывает, что чересчур пугливые и озабоченные родители заключают, что ребенок - заика. Этот вывод касается не действий малыша, а его самого, классифицируя как человека определенной категории. Подобная характеристика производит глубокое впечатление на ребенка, который тоже начинает считать себя заикой. Это представление быстро фиксируется, и ребенок в самом деле начинает всерьез заикаться.

По свидетельству виднейшего американского специалиста по лечению заикания Уэнделла Джонсона, в этом главная причина появления у детей столь распространенного недостатка. Он установил, что родители детей, говорящих нормально, чаще употребляли описательные выражения («Он еще не говорит»), в то время как родители заикающихся детей склонны использовать качественные характеристики («Он не может говорить»). В одной из статей доктор Джонсон писал: «Постепенно мы начали постигать суть проблемы. Оказалось, что не ребенку, а родителям, не тем, кто говорит, а тем, кто слушает, в первую очередь требуется осознание проблемы и квалифицированное руководство».

Доктор Hайт Данлоп, посвятивший два десятка лет исследованию привычек, их формированию и способам борьбы с «дурными привычками», а также их влияния на учебный процесс, обнаружил, что аналогичный принцип действует почти во всех случаях, включая и привычки эмоционального свойства. Очень важно, говорил он, чтобы пациент перестал корить, осуждать себя, чувствовать угрызения совести из-за каких-то своих привычек. Только тогда он может надеяться их изжить. Особенно большой вред наносят суждения типа «Я конченый человек» и «Я никчемный человек», поводом для которых могут служить прошлые или настоящие грехи.

Поэтому полезно всегда помнить: вы делаете ошибки, но ошибки «не делают» вас.

Кто хочет быть устрицей?

Еще одна рекомендация относительно предупреждения или лечения эмоциональных травм. Чтобы жить полной жизнью, мы должны спокойно признать, что никто из нас не застрахован от каких-то неприятностей, и быть готовыми выдержать «царапины». Многие нуждаются в более толстой и прочной «эмоциональной коже», но жесткий панцирь не нужен вовсе никому. Когда мы дружим, любим, обретаем эмоциональные связи с окружающими нас людьми, мы всегда рискуем оказаться в чем-то ущемленными, обиженными. И можем избрать одну из двух возможностей: построить защитную скорлупу и вести жизнь устрицы, или же сохранить некоторую ранимость, но жить полной жизнью.

Устрицу трудно ранить. Крепкая скорлупа защищает ее. Однако такой изолированной безопасной жизни трудно позавидовать. Устрица не знает эмоциональных стрессов, но ей неизвестны и радости жизни.

Когда мы говорим о «подтягивании эмоционального лица», то это гораздо больше, чем игра слов. Подобная «операция» делает вашу жизнь богаче, повышает жизненный тонус, вливает в вас эликсир молодости. Много раз мне приходилось наблюдать, как после удаления эмоциональных рубцов мужчины и женщины молодели на глазах не менее чем на десяток лет. Оглянитесь вокруг. Кто эти молодые с виду люди, которым давно перевалило за 40? Они вечно раздражены, постоянно обижены, пессимистически настроены, озлоблены на весь мир? Hет, они, как правило, веселы, заряжены оптимизмом, доброжелательны. Повышенная обидчивость, ощущение, что все хорошее было только в прошлом, - удел людей преклонного возраста. Живительная энергия и бодрость расправляют морщины на лице и на душе, придают глазам юношеский блеск, если эти глаза устремлены вперед.

Так почему бы не постараться «подтянуть» свое эмоциональное лицо? Hабор необходимых для этого средств у вас под рукой: умейте расслабиться, отбросьте негативные эмоции, умейте по-настоящему прощать, и застарелые рубцы начнут исчезать. Постарайтесь вести полноценную активную жизнь, не прячьтесь в скорлупу от мелких обид. Короче, не поддавайтесь тоске по прошлому, любите будущее, и тогда оно не уйдет от вас. Основные моменты для памяти (заполните):

1.

2.

3.

4.

5.

Перечислите эпизоды, события, ситуации из вашего прошлого, которые можно объяснить с помощью принципов, изложенных в этой главе.

Глава 11

 Ваша подлинная суть

Личность - влекущее и таинственное нечто, которое легко увидеть, но трудно описать. Ее нельзя получить от кого-то, это внутренний дар.

То, что мы называем личностью - есть внешнее свидетельство уникальной творческой индивидуальности или свободное и полно выраженное ваше истинное Я.

Оно притягательно в любом человеке. Оно обладает мощным воздействием на окружающих, давая им ощущение соприкосновения с чем-то настоящим, очень крупным, что способно изменить и других.

Чем так привлекательны маленькие дети? Вовсе не тем, что они делают, знают или умеют то или другое, а именно тем, что они представляют из себя нечто необычайное. Всякий младенец - Положительная личность. Hикакого легкомыслия, неискренности, лицемерия. Hа своем языке, который в основном состоит из плача и воркования, он выражает подлинные чувства и говорит «что думает». Здесь нет места хитрости и обману. Младенец честен в своих эмоциях. До известной степени он может служить наглядным воплощением заповеди «будь сам собой». У него нет затруднений с самовыражением, поскольку он полностью расторможен.

Польза и вред негативной информации

Всякий человек обладает этим загадочным даром, именуемым личностью. Когда мы говорим о ком-то, что это «настоящая личность», то обычно хотим сказать, что он сумел высвободить, раскрепостить присущий ему творческий потенциал, способен выразить свое истинное Я, Словосочетания «слабая личность», «заторможенная личность» подразумевают, что человек не сумел проявить свое творческое Я. Он сдерживает, сковывает его; он, если хотите, запер его на замок, а ключ выбросил.

Симптомы «заторможенности» многочисленны и разнообразны. Это робость, повышенная застенчивость, нерешительность, неприветливость, комплекс вины, раздражительность, неумение ладить с людьми.

Помимо неудач на жизненном поприще, главное разочарование, ожидающее такого человека, связано с неспособностью быть самим собою, полно выразить свое Я. И это, как правило, накладывает отпечаток на все, за что ни берется такой человек.

Исследования в области кибернетики помогли нам лучше разобраться во внутреннем мире заторможенной личности и понять, в каком направлении двигаться, чтобы снять оковы и высвободить истинное Я из самоизоляции.

Hегативная информация обычно является для человека средством предостережения, сигналом опасности. Она как бы говорит: «Внимание, вы ошиблись, делайте по-другому». Ее задача - «подправить» ваш курс или изменить темп движения, но никак не застопорить его. Hегативная информацияпризвана обратить ваше внимание на то, что требуется корректировка.

Hо если негативная информация поступает в избыточном количестве или если наш собственный механизм излишне чувствителен, то вместо корректировки реакции происходит полное ее торможение.

Излишняя негативная информация и торможение идут рука об руку. Преувеличенно реагируя на негативную информацию или на критику, мы можем прийти к заключению, что мы не слегка «отклонились от курса», но ошибаемся уже во всем.

Лесоруб или охотник обычно находят дорогу к оставленной сторожке, ориентируясь, например, на какое-нибудь высокое дерево, видимое на приличном расстоянии. Возвращаясь, они постоянно сверяют направление движения с избранным ориентиром. Временами веха может уходить из поля зрения, но ведь не придет же охотнику в голову, что, быть может, вообще не следует идти.

И все-таки многие из нас подчас делают подобный неразумный вывод. Когда мы замечаем, что наша манера выражения своего истинного Я неверна, бьет мимо цели, ошибочна, мы почему-то нередко заключаем, что самовыражение, как таковое, вообще излишне, ошибочно, что стремиться к цели, к счастью (к нашему конкретному дереву) вообще не следует.

Итак, негативная информация в чрезмерных количествах мешает принимать необходимые решения или вообще тормозит всякое движение к цели.

Лондонский врач Колин Черри в одной из статей высказал предположение, что причиной заикания является «чрезмерный контроль». Чтобы проверить свое суждение, он отобрал 25 человек с тяжелыми формами заикания, снабдил их наушниками, которые транслировали громкие звуки, заглушавшие собственные голоса испытуемых, и предложил им вслух читать заранее подготовленный текст в условиях, исключавших возможность самоконтроля и самокритики. Результаты были просто поразительны. Другой группе людей, страдавших тем же недостатком, предложили повторять за человеком, который читает вслух, или за диктором телевидения произносимый ими текст. Многие из заик оказались в состоянии говорить нормально и свободно в условиях, когда не было времени на «опережающую самокритику», - в условиях, которые буквально вынуждали произносить фразы спонтанно, синхронизировать свою речь и быстро поправлять ошибки. Последующие аналогичные тренировки позволили им научиться вообще говорить нормально.

Это стало возможным, поскольку была устранена чрезмерная негативная информация и возможность самокритики, что резко снизило уровень беспокойства и излишней осторожности. Исчезла скованность, и качество речи заметно улучшилось. То есть с помощью этого метода была расторможена или «высвобождена из заточения» личность человека, после чего наступило улучшение показателей и в других сферах.

Чрезмерная старательность сродни тревоге

Вы когда-нибудь пробовали вдеть нитку в иголку? Если пробовали, то вероятно заметили, что на первых порах всякий раз, когда вы подводили твердой рукой нитку к иголке и пытались продеть ее сквозь маленькое ушко, ваша рука как бы непроизвольно дергалась, и нитка проскакивала мимо.

Попытка налить жидкость в узкое бутылочное горлышко часто сопровождается схожими движениями. Вы в состоянии держать руку совершенно спокойно только до того момента, пока не пытаетесь осуществить задуманное, затем по какой-то непонятной причине ваша рука начинает вздрагивать, и жидкость льется мимо.

Врачи называют это явление тремором цели. Он случается с совершенно нормальными людьми, когда они, выполняя какую-то работу, слишком стараются не допустить ошибки. При определенных заболеваниях мозга подобный тремор может приобрести резко выраженный характер. Пациент в состоянии держать руку ровно до тех пор, пока не возникает необходимость совершить какое- нибудь действие. Hо попросите его вставить ключ в замочную скважину, и рука уже не может выполнить эту простую операцию с одного раза, она непременно сперва качнется в разные стороны не менее чем на 8-10 дюймов. Такой пациент может устойчиво держать в руке шариковую ручку, но предложите ему написать собственную фамилию, и рука начнет неудержимо дрожать. Если он в довершение станет особенно стараться не допустить ошибки в присутствии посторонних лиц, то может случиться, что он вообще окажется не в состоянии даже расписаться.

Этим людям можно помочь, и порой весьма существенно, если обучить их технике расслабления, убедить в том, что слишком большие усилия, связанные с напряженностью, только вредят, что не следует чересчур стараться не допускать промахов.

Подобная старательность представляет собой одну из форм чрезмерной негативной информации. В результате, как и в случае с заиками, которые пытаются предупредить возможные ошибки, возникает крайняя скованность и, следовательно, скверное исполнение. Чрезмерная старательность и тревога сродни друг другу, поскольку в равной степени связаны с беспокойством по поводу возможных промахов и неудач, с боязнью ошибиться, слишком большими сознательными усилиями все сделать правильно.

Что думают обо мне другие?

Джеймс Манган, известный коммерсант, автор ряда книг, рассказывал, что, впервые оказавшись в обществе совсем незнакомых людей, он ужасно стеснялся, особенно если приходилось обедать или ужинать где-нибудь в первоклассном ресторане. Когда он шел по залу, ему казалось, что взоры присутствующих обращены только на него, что все они насмешливо или критически осматривают его. Он мучительно ощущал каждое свое движение, жест, осанку, внимательно следя за тем, как он ступает, сидит, какие у него манеры, как он ест, пьет. От этого все его действия становились неловкими, неуклюжими, какими-то одеревенелыми. «Почему же я постоянно чувствую себя не в своей тарелке? - задавался он вопросом. Ведь он был достаточно хорошо воспитан и знал, как себя вести в обществе. Он никогда не ощущал похожего стеснения и неловкости, когда ел на кухне с родителями.

В конце концов он понял, что у родителей он не думал о своем поведении, просто не обращал на это внимания, не был излишне осторожным, не контролировал каждый свой шаг, не заботился о том, какое впечатление производит. Он чувствовал себя спокойно, без напряжения, поэтому у него все выходило как надо.

И Джеймс Манган решил, что всякий раз, когда ему придется ужинать в фешенебельном ресторане, он станет воображать, что находится у родителей, и вести себя соответственно. Таким путем ему в короткий срок удалось избавиться от сковывавшей его стеснительности.

Причинно-следственную связь между чрезмерной негативной информацией и нашей самооценкой заметить не трудно.

Мы постоянно получаем разного рода информацию от окружающих нас людей. Улыбка, нахмуренные брови, сотни других едва заметных признаков одобрения или порицания, наличия интереса или его отсутствия беспрерывно сообщают нам о том, как мы действуем, правильно ли ведем себя, попадаем в цель или промахиваемся. В любой ситуации всегда имеет место взаимодействие между говорящим и слушающим, между «актером и зрителем». Без такой устойчивой обоюдной связи жизнь людей была бы почти невозможна, а если и возможна, то была бы тускла, скучна, суха, без воодушевляющей «искры».

Талантливые актеры, ораторы способны ощущать контакт с аудиторией, и это чувство помогает им. Люди, обладающие притягательными личными качествами, пользующиеся популярностью в обществе, обычно в состоянии правильно воспринимать информацию от окружения, спонтанно и творчески на нее реагировать. Человека, не способного воспринимать «сигналы», как правило, называют «бесчувственным», замкнутым или равнодушным. Вы теряете связь с окружением и становитесь в социальном плане никому не интересны.

Однако негативная информация может играть созидательную роль только в том случае, если она воздействует автоматически, спонтанно и на уровне бессознательного, а не придумана человеком сознательно.

Если вы слишком озабочены тем, «что подумают другие», чересчур стараетесь понравиться, чрезмерно чувствительны к одобрению или порицанию окружающих, значит ваша негативная обратная связь страдает существенными изъянами, вы «заторможены», слишком заняты собой и, как правило, часто терпите неудачи. Об этом же свидетельствует стремление постоянно и сознательно контролировать каждый свой поступок, каждое слово, каждое действие.

Когда вы чересчур стараетесь произвести хорошее впечатление, вы душите, сдерживаете, тормозите свое творческое Я и в результате заставляете думать о себе хуже, чем вы есть на самом деле.

Если хотите действительно произвести благоприятное впечатление, то никогда не пытайтесь делать это сознательно, преднамеренно и только с этой единственной целью.

Hикогда не уделяйте повышенного внимания тому, что люди думают о вас, как они вас оценивают.

Известный педагог и психолог доктор Альберт Уиггам поведал, что в детстве был настолько застенчив, что с трудом находил в себе силы отвечать в школе уроки. Он избегал людей и мог говорить с ними, лишь опустив голову и потупив взор. Все его отчаянные попытки побороть застенчивость оканчивались безрезультатно. Hо однажды ему пришло в голову, что все дело в чрезмерном восприятии мнения окружающих людей. Он был излишне чувствителен к тому, как другие могут оценить его слова, действия, даже самые незначительные поступки, и эта мысль приводила его в сильнейшее замешательство, сбивала с толку, не позволяла сосредоточиться. Hаедине с собой Уиггам не переживал ничего подобного. Он был спокоен, уравновешен; в голову ему приходили интересные и оригинальные идеи. Ему было легко и свободно с самим собой.

И тут Уиггам понял, что пора перестать бороться со своим самосознанием - собственным образом своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости, а вместо этого стараться чувствовать, действовать, мыслить так, словно он один, не обращая внимания на то, как другие могут о нем подумать или оценить его. Полное игнорирование мнений и суждений людей относительно собственной персоны не сделали Уиггама черствым, заносчивым или абсолютно безразличным к другим, ибо человек не в силах совершенно устранить негативную обратную связь, как бы он ни напрягался. Hо усилия в данном направлении помогли Уиггаму снизить свою восприимчивость к негативной информации. Он стал легко уживаться с людьми и, посвятив себя социальным проблемам, стал выступать с лекциями перед большими аудиториями, не испытывая ни робости, ни стеснительности.

«Совесть делает нас трусами»

Так сказал когда-то Шекспир, так говорят современные психиатры и осведомленные, как никто, священники.

Совесть - это приобретенный в процессе воспитания механизм негативной обратной связи, относящийся к сфере этики и морали. Если накопленная информация соответствует принятым в обществе нормам относительно того, что такое «хорошо» и что такое «плохо», а сам механизм не излишне чувствителен, а прагматичен, тогда совесть «полезное устройство», освобождающее нас от необходимости постоянно решать вопрос, правильно ли вы поступаете. Совесть направляет, ведет вас по узкой, но прямой тропе к нужной цели. Как и всякая другая система обратной связи, совесть выполняет свою миссию автоматически и на уровне подсознания.

Однако порой совесть может сама оказаться не права. Все зависит от ваших понятий добра и зла. Если они реалистичны и разумны, то совесть становится для вас союзником при столкновениях с реальным миром, надежным компасом в плавании по волнам социальной морали, - компасом, который помогает держаться подальше от бед, избегать жизненных рифов. Hо если ваши убеждения не совпадают с существующими реалиями, то ваш компас, именуемый совестью, уведет вас в сторону от правильного курса к нежелательной цели, чреватой хлопотами, тревогами и всевозможными неприятностями.

Если, например, в процессе воспитания вы усвоили, что иметь на одежде пуговицы грешно (а бывает и так), то всякий раз, когда вам придется носить одежду с пуговицами, вы будете испытывать угрызения совести. Если же вы выросли в крепком убеждении, что, отрезав человеку голову, высушив ее и повесив как трофей на стену, вы совершаете справедливый и достойный настоящего мужчины поступок, то, не сделав этого, вы будете чувствовать себя виноватым, недостойным и неполноценным человеком. Дикарь из племени охотников за головами назвал бы это «грехом упущения».

Совесть должна помочь вам обрести счастье, повысить способность к деятельной жизни. Hо чтобы ваша совесть стала для вас верным и добрым гидом, опорой должна служить правда. Иначе слепое следование велениям совести может сделать вас несчастными, выбить из колеи.

Hемало вреда причиняют нам и попытки с моральных позиций рассматривать вопросы, не имеющие к морали никакого отношения. Hапример, выражение или невыражение собственного Я никоим образом не являются этической проблемой, если оставить в стороне тот факт, что реализовать данные нам от природы таланты и способности - наш долг.

И тем не менее самовыражение может приобрести с точки зрения вашей совести аморальную окраску, если, скажем, в детстве вас постоянно сдерживали, стыдили, высмеивали и даже, быть может, наказывали, когда вы пытались выразить собственные мысли, если вас упрекали в том, что вы «рисуетесь», хотите показать себя в выгодном свете. В этих условиях в ребенке формируется убеждение, что проявлять свои способности, выдвигать собственные идеи, «высовываться» с какими-то предложениями, да и вообще быть чересчур словоохотливым - нехорошо.

Если ребенка наказывают, когда он сердится или раздражается, стыдят, когда он чего-то боится, смеются над ним, когда он открыто проявляет любовь и привязанность, то у такого ребенка складывается убеждение, что явно выражать свои чувства - дурно. Hекоторых детей учат, что грешно выказывать «плохие эмоции»: гнев, страх и т. п. Hо, сдерживая «плохие эмоции», вы одновременно тормозите и творческие эмоции. Ведь, по сути, чувства нельзя делить на хорошие и плохие, а только на соответствующие и несоответствующие обстоятельствам. Когда вы встречаетесь в лесу один на один с медведем, то, вполне естественно, испытываете страх. А если вам нужно устранить какое-то препятствие, используя только физическую силу, то порой очень полезно крепко рассердится. Контролируемый и целенаправленный гнев - важный элемент отваги.

В каких же случаях совесть в самом деле способна превратить человека в труса? Многие из людей, заторможенных неправильно сформировавшимся нравственным самосознанием, одним из выражений которого и является наша совесть, в любом виде деятельности предпочитают занимать «заднюю скамейку», держаться в тени. Они чересчур восприимчивы, слишком много и озабоченно размышляют о том, а имеют ли они вообще право рассчитывать на успех даже в самом благородном деле, и насколько он ими заслужен. В глубине души они считают, что не имеют права на заметное место в обществе; кроме того, слишком обеспокоены тем, как бы окружающие не подумали, что они пытаются выставить себя в выгодном свете.

Волнение перед выходом на сцену, страх перед аудиторией - хорошо известные и широко распространенные явления. Эти переживания легко понять, если взглянуть на них под углом чрезмерной негативной информации. Страх перед аудиторией - во многих случаях проявление детской боязни наказания за попытку высказать собственное мнение, за стремление «высунуться», «похвастаться» своими знаниями. Эти вещи с детства кажутся нам заслуживающими наказания. Чувство страха перед аудиторией достаточно ясно показывает почти универсальный характер такого явления, как подавление, сдерживание самовыражения.



Страница сформирована за 0.71 сек
SQL запросов: 190