УПП

Цитата момента



Воля любого — сказать что-то в наш адрес, наша же воля — принять это или не принять.
Хм. Принять это — или не принять?

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



При навешивании ярлыка «невежливо» следует помнить, что общие правила поведения формируются в рамках определенного культурного круга и конкретной эпохи. В одной книге, описывающей нравы времен ХV века, мы читаем: «когда при сморкании двумя пальцами что-то падало на пол, нужно было это тотчас затоптать ногой». С позиций сегодняшнего времени все это расценивается как дикость и хамство.

Вера Ф. Биркенбил. «Язык интонации, мимики, жестов»

Читать далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/d4097/
Белое море

Виды тренингов

Тренингов существует огромное количество. Ежегодно на рынке появляются десятки новых книг с описанием тренингов, плюс к тому же каждый профессиональный тренер со стажем может разработать новый тренинг под ваш индивидуальный заказ. И во всем этом растущем море различных тренингов как-то хочется ориентироваться. А для этого их можно классифицировать, объединять и группировать по определенным признакам. Что мы и сделаем ниже.

Личностно-ориентированные тренинги можно условно разделить на три большие группы:

1.Психологической компетентности

2.Выработки навыков

3.Личностного роста

На тренингах психологической компетентности участники групп знакомятся с огромным миром психологии и философии, познают основы этики и культуры поведения на тренингах. Как правило, подобные тренинги “условно легкие” и практически не задевают личностной сути участника. Теплая и доброжелательная атмосфера во время тренинга располагает к открытому душевному разговору и групповому обсуждению тематики, которая заявлялась в названии тренинга. Как результат, расширение кругозора и психологической компетентности.

Тренинги выработки навыков (коммуникативных, стрессоустойчивости, уверенности в себе, лидерские, взаимодействия с другими людьми) – это большая группа тренингов для тех, кто уже четко знает, чего хочет. Эту группу можно разделить на подгруппы:

1.Я и ОНИ – взаимодействие с социумом, коллективом, с незнакомыми людьми. К этой подгруппе относятся тренинги: Трудные игры, Мастерство коммуникации.

2.ОН И ОНА – взаимодействие с противоположным полом: Семьеведение, Любовь и дружба, Давай дружить, Сексология, и др.

3.Я и БИЗНЕС – деловое взаимодействие с другими людьми с целью получения прибыли или развития своего дела, развитие своей карьеры: Взаимоотношения с деньгами, Технология успеха, Деловое общение, Техники продаж, Как найти работу, и др.

Тренинги личностного роста направлены на внутреннее развитие личности. Их принципиальное отличие от развития навыков в том, что на этих тренингах происходит изменение внутренней сущности человека, расширение его мировоззрения, (точки сборки, модели реальности, карты мира): Дистанция, Настрой свою жизнь, Трансформация, Телесное осознание, и др. Как правило, классические психологические методы направлены на развитие личности.

Корпоративные тренинги также делятся на группы:

1.Управленческие:

-формирование миссии и разработка стратегий ее реализации – на выходе получаем четко сформулированную миссию, которая внутренне принимается и поддерживается всеми участниками тренинга, а также конкретные стратегические планы по ее реализации;

-принятия эффективных решений – на выходе получаем готовые решения задач, которые ставились перед участниками, а также выработанный навык принятия решений у участников тренинга;

-оптимизация организационных изменений – оптимальный план организационных изменений, выработанные навыки у участников управления процессом изменений;

-формирования лидерских навыков – наличие лидерских качеств и навыков у участников тренинга;

-и другие.

2.Маркетинговые:

-управление маркетингом на предприятии – участники осваивают тактику и стратегию управления маркетингом на предприятии;

-искусство продаж;

-эффективной обратной связи от потребителей;

-эффективной презентации;

-работа с претензиями клиентов;

-изучение потребностей потребителей;

-успешная выставка.

3.Кадровые:

-технологии эффективного поиска новых сотрудников;

-введения в должность;

-формирования команды;

-эффективного общения;

-межличностного взаимодействия;

-разрешения конфликтов;

-уверенности в себе.

4.Безопасность:

-коммерческая разведка и контрразведка;

-организация корпоративной безопасности.

Кроме описанного выше деления тренингов по задачам, которые решаются в процессе тренинга, есть и другие, более простые классификации тренингов:

1.По продолжительности тренинга:

-одноразовые: от одного до семи дней;

-постоянные: продолжительностью в несколько часов с периодичностью от одного-двух раз в неделю до одного раза в месяц.

2.По количеству участников группы:

-малые группы - 4-8 участников;

-средние группы - 8-30 участников;

-большие группы - более 30 участников.

3.По стилю ведения:

-"дрессура" – формирование нужных образцов поведения и устранение ненужных с помощью жестких манипулятивных приемов;

-тренировка – формирование и отработка умений и навыков эффективного поведения;

-активное обучение – передача психологических знаний, а также развитие некоторых умений и навыков;

-создание условий для самораскрытия участников – самостоятельный поиск ими способов решения собственных психологических проблем.

Чем полезен тренинг предпринимателю

Многие из нас знают или интуитивно чувствуют, что контроль – это один из основных компонентов успешного управления. Вместе с развитием прогресса менялась и технология контроля. Буквально за одно поколение механика уступила место компьютеру, который контролирует все больше и больше процессов в бизнесе. Сегодня сложно себе представить современный офис без компьютера.

Так же быстро, как мы перешли от механического контроля к компьютерному, вскоре перейдем от компьютерного контроля - к психологическому. Мне сложно сегодня описать, как конкретно это будет происходить и сколько потребуется времени для перехода, но то, что переход произойдет, могу сказать однозначно – да. Сегодня это кажется фантастикой, а через несколько лет станет реальностью.

Точно так же, как в конце 80-ых радиолюбители и аматоры собирали свои первые ПК (Z80 и подобные), предприниматели только наблюдали за процессом развития техники, в лучшем случае думали о том, как заработать деньги на выпуске этих ПК. О массовом их использовании в офисах тогда только мечтали. Так же и сегодня в клубах и центрах практической психологии ведутся работы по созданию, проверке и развитию тренинговых технологий. Технологий, которые через несколько лет станут лидирующими в сфере управления бизнесом и те компании, которые своевременно внедрят у себя новые технологии, будут иметь преимущество на рынке при прочих равных условиях.

Что могут тренинги сегодня? Это создание открытой доверительной и рабочей психологической среды, атмосферы на предприятии и ее поддержание. Возможность из группы людей сформировать единую рабочую команду, создать среду для формирования миссии предприятия, стратегических целей, выбора ценностей и корпоративной культуры. Формирование конкретных навыков и приемов работы сотрудников, решение актуальных ситуационных задач предприятия.

Как выбирать тренинги

Выбор тренинга – достаточно сложная и разноплановая задача, которая требует определенных знаний и квалификации. И эту задачу чуть раньше - чуть позже каждой компании придется решать. Ниже приводится обобщенный алгоритм решения этой задачи.

Определите, какие конкретно задачи вы хотите решить с помощью тренинга.

Хочу обратить ваше внимание на наиболее часто допускаемы ошибки. Наличие у вас тех или иных ситуаций, которые вы называете словом “ПРОБЛЕМА”–это только повод для обращения в тренинговую компанию.

Сначала рассмотрим, в чем принципиальное различие между ПРОБЛЕМОЙ и задачей. Обычно проблемой люди называют те ситуации, из которых они хотят выйти, или от которых они хотят избавиться. Представьте себе человека, который пришел в кассу и просит кассира продать ему БИЛЕТ ИЗ КИЕВА. При наличии у него денег кассир, может поинтересоваться, куда бы тот хотел попасть, или даже порекомендовать хорошие (по мнению кассира) места и в результате продать человеку билет на все те деньги, которые человек готов заплатить за то, что он “уедет из Киева”. Как человек будет себя чувствовать в дороге и на новом месте - это уже второй вопрос, или вторая проблема (которая, впрочем, будет прямым следствием неверного решения первой). Как минимум первую проблему кассир честно решил. Человек, как и сам того просил, уехал из Киева.

А задача - это когда человек четко знает, куда и когда он хочет попасть. Еще лучше - если он знает, как он хочет туда попасть: самолет, пароход, поезд, автобус и т.д., и какая степень комфорта ему нужна в дороге.

Как правило, перевод проблемы в задачу – это первый этап, решением которой занимаются консалтинговые компании и честные тренера. Результатом данного этапа является четко описанная на бумаге задача, которую вы хотите решить, а также условия, например, в какие сроки и какими средствами. Вы знаете, что вы хотите получить в результате решения задачи, у вас есть методы и средства, с помощью которых вы сможете качественно и количественно оценить, насколько хорошо вы решили поставленную задачу.

Еще один вопрос: как и когда после проведения тренинга вы сможете узнать о том, что успешно решили поставленные задачи? Четко определите для себя, что, когда и как должно измениться в вас или вашей организации после проведения тренинга.

С помощью каких количественных показателей вы сможете оценить оперативность и качество решения задач? И как вы узнаете о том, что количественные показатели, которые вы оцениваете, изменились в результате проведения тренинга, а не случайных внешних изменений на рынке. Если это тренинг продаж, тогда оценивать результаты легко, а если это формирование команды и определение миссии? В этом случае можно брать косвенные показатели, например – уменьшение конфликтов, уменьшение текучести кадров, и т.д.

Когда вы формулируете задачу, которую хотите решить с помощью тренинга, консультироваться с тренерами можно и нужно, только при этом следует помнить о мерах безопасности. Пока у вас отсутствует четкая определенность, что вы хотите получить с помощью тренинга, вам довольно легко можно продать любой тренинг.

Некоторые тренеры продаж открыто заявляют о том, что “хороший продавец - это тот, который может продавать холодильники эскимосам”. Продавать холодильники эскимосам или песок в Сахару - это вроде бы и хорошо, только перед общением с таким тренером ответьте себе честно на следующие вопросы:

Хотите ли вы быть жителем Сахары, который вынужден покупать песок за рубежом? Уверены ли вы в том, что тренер, который предлагает вам обучить ваших продавцов вышеуказанному навыку, не продает вам, “эскимосу”, - “холодильник”? Как вы считаете, после тренинга, когда ваши продавцы научаться продавать холодильники эскимосам, и это будет нормой их морали, за какую цену они будут продавать свое рабочее время вам?

Рассмотрение и сравнение альтернативных вариантов решения задач.

Сначала вы просто записываете на бумагу все возможные варианты решения задачи. Существует множество альтернативных вариантов решения бизнес-задач и без тренингов. Лет семь назад о тренингах мало кто знал, а бизнес развивался довольно успешно, следовательно, подобные задачи решались и раньше. Знаете ли вы, как это делалось в вашей организации или в других компаниях раньше? Можете ли вы сегодня воспользоваться прошлым опытом? Например, просто обучающие курсы, технические новшества, и другие.

Затем - определяете критерии, по которым вы будете сравнивать записанные варианты. В качестве критериев сравнения можно выбрать качество, стоимость или время решения задачи, при этом следует помнить о том, что достичь одновременно всех трех показателей невозможно. Поэтому, выбирая один или два показателя из указанных трех, необходимо учесть возможные побочные эффекты в том или ином варианте.

Также необходимо предварительно поговорить с теми, для кого вы планируете заказать тренинг, и узнайте, а хотят ли они участвовать в таком тренинге? Как относятся сотрудники к варианту решения поставленной задачи через тренинг? И как соотносятся суммарные затраты компании на проведение тренинга с суммарной зарплатой участников тренинга? Например, вы решили провести командообразующий тренинг. И если участники тренинга узнают о том, что стоимость тренинга плюс конференц-услуги плюс фуршет в 10 раз больше суммарной месячной зарплаты участников, маловероятно, что им понравится такое решение руководства. Как результат, эффективность тренинга скорее всего будет равняться нулю.

Если бы им отдали денежный эквивалент стоимости тренинга, смогли бы они решить поставленные задачи самостоятельно?

Если вы определились, что именно тренинг является лучшим вариантом решения вашей задачи, и ваши сотрудники, которым предстоит принимать участие в тренинге, принимают ваше решение, вы можете приступать к поиску и выбору тренинговой компании и тренеров, которые бы взялись за решение вашей задачи.

Поиск тренинговой компании.

Поиск можно осуществить в Интернете по ключевым словам, или в специализированных журналах – источников сейчас много. При выборе тренинговых компаний можно руководствоваться теми же общими критериями выбора любого поставщика товаров и услуг (например, чтобы можно было их найти через год-два, для того, чтобы предъявить претензии - или поблагодарить за удачно проведенный тренинг):

-продолжительность работы компании в данном секторе рынка, и ее специализация на тех задачах, которые вы планируете решить;

-наличие у компании своего стационарного офиса и тренингового зала;

-наличие своих штатных тренеров;

-наличие своего сайта в Интернете, адреса и телефона;

-форма регистрации (ОАО, ЗАО, ООО, ЧП, СПД).

При этом обязательно обратите внимание на соответствие вашей корпоративной философии и философии тренинговой компании. Иначе либо вы с тренерами просто не поймете друг друга, либо после проведенного тренинга вам придеться "перевоспитывать" своих сотрудников в обратную сторону.

В результате данного этапа у вас есть список из 3-5 тренинговых компаний, с представителями которых вы хотели бы встретиться. При необходимости можете запросить у интересующих вас компаний дополнительные сведения о самой компании и ее тренерах.

Окончательный выбор тренера, с которым вы хотите работать.

При выборе тренера существуют два этапа:

-Официальный. Заключается со знакомства с портфолио тренера (образование, стаж работы, наличие сертификатов, проведенные тренинги, отзывы участников). На данном этапе желательно собрать максимум информации и проанализировать ее. Хорошо бы найти несколько различных участников тренингов, проводимых выбираемыми тренерами, и пообщаться с ними. Во время разговора с участниками тренингов выяснить сильные и слабые стороны потенциальных тренеров.

-Неформальная оценка - ваши интуитивные внутренние ощущения от общения с тренерами.

Хорошо, если у вас есть возможность побывать на днях открытых дверей или Workshop (мини-презентация) у выбираемых тренеров. В результате такого посещения вы получите гораздо больше информации о тренере, нежели в личной беседе с ним.

На данном этапе основное внимание необходимо обратить наличную философию тренера, его жизненное кредо, на ваше желание доверить свои задачи тренеру (если доверия тренеру нет, то какой бы он ни был хорош, лучше искать другого), а также на обсуждение задачи и условий сдачи работ:

Результатом является то, что вы определились с компанией и тренерами, которые будут проводить тренинг.

Согласование с тренером сценария проведения тренинга.

Когда, где и как долго будет проходить тренинг?

И напоследок, быть или не быть?

Во времена перестройки пострадало огромное количество людей. Многие коммунисты покончили жизнь самоубийством, так и не сумев изменить свое мировоззрение с "коммунистического" на "капиталистическое". Многие талантливые инженеры просто спились, не сумев адаптироваться к новым рыночным условиям.

Многие люди сегодня живут в бедности, так как не позволяют себе перешагнуть через красные флажки "совковой" культуры. Их основные стереотипы-убеждения:

-"предприниматель=буржуа=эксплуататор", забывая о том, что именно предприниматель создает рабочие места и является главной движущей силой в развитии общества;

-"продавцы – это спекулянты, которые наживаются на честных людях", забывая о том, что именно благодаря продавцам товары движутся к потребителю.

Всего вышеперечисленного можно было избежать, если бы они обратились к психологам-тренерам, когда их душевные боли только начинались.

Тренинги личностного роста и корпоративные тренинги значительно более эффективны как профилактическое воздействие, нежели как терапевтическое. И если есть желание, чтобы было меньше проблем завтра, лучше начать работать над собой сегодня.

Зарядку можно делать самостоятельно, без никого, а можно вместе с друзьями и единомышленниками, можно индивидуально с тренером, а можно в группе с тренером – это выбирать вам.

  • 1
  • 2


Страница сформирована за 0.67 сек
SQL запросов: 191