II. Смена представлений о предмете психологии
1. Представления древних о душе: материалистические и идеалистические тенденции. С какими аспектами жизнедеятельности живых существ было связано представление древних о душе? Смысл деятельности Сократа; се значение для постановки психологических проблем. Корни каких психологических проблем можно найти в учении Платона о душе?
Лит.: 23 (с. 11-22); 8 (с. 371-374; 394-396); 10 (с. 50-62); 86 (с. 218-228); 87. Т. 2 (с. 64-68; 73-79; 96-114; 244-257).
2. Явления сознания как предмет психологии. Объективные и субъективные элементы сознания. Понятие ассоциации и апперцепции. Объем сознания и объем внимания. Соотношение предмета и метода в психологии сознания.
Лит.: 20 (с. 8—24); Хрестоматия по вниманию. М., 1976 (с. 50-58); 31 (с. 335-351); 32 (с. 124-145).
3. Метод инстроспекции и проблема самонаблюдения. Понятие рефлексии у Дж. Локка. Аналитическая интроспекция: требования, понятие «ошибки стимула». Метод интроспекции — и использование данных самонаблюдения (отличия).
Лит.: 44; 64 (с. 129-131, 140); 65; 69; 109; ПО.
4. Поведение как предмет психологии. Бихевиоризм: критика «психологии сознания», требования объективного метода. Понимание поведения в бихевиоризме; отношение к сознанию. Единицы психологического анализа. Теоретическая программа. Необихевиоризм: понятие «промежуточных переменных»; оперантное обусловливание.
Лит.: 111 (с. 63-70); 114, 115 (с. 17-39; 34-45).
5. Неосознаваемые процессы. Классификация неосознаваемых процессов. Понятие установки. Фрейд о природе бессознательного и его отношении к сознанию. Проявления бессознательного. Методы психоанализа.
Лит.: 69; 113 (с. 135-152); 122; 123.
III. Психологический анализ деятельности
Строение деятельности. Потребности, мотивы и цели деятельности. Деятельность и сознание. Соотношение внешней и внутренней деятельности. Методологическое значение категории «деятельность».
Лит.: 53 (с. 73-114, 247-251, 265-290); 55; 56 (с. 38-40, 269-275) или по 4-му изд. (1981) (с. 48-50, 277-284), а также «А. Н. Леонтьев и современная психология»/Под ред. А. В. Запорожца и др. М., 1983, статьи О. К. Тихомирова и В. В. Давыдова (с. 40-53; 128-139).
IV. Движения и деятельность
Подход к анализу движений в работах Н. А. Бернштей-на. Принцип сенсорных коррекций. Схема рефлекторного кольца. Уровни построения движений. Формирование двигательных навыков. Принцип активности: физиологический, биологический и философский аспекты.
Лит.: 14; 15 (с. 79-97, 97-101, 150-170, 275-298).
V. Возникновение и развитие психики в процессе биологической эволюции
1. Проблема объективного критерия психического. Гипотеза А. Н. Леонтьева. Раздражимость и чувствительность. Стадии развития психики. Инстинктивное поведение и научение у животных.
Лит.: 7 (с. 349-359); 23 (с. 103-114); 56 (с. 5-18, 40-52); 66 (гл. 9-1 Г); 99 (с. 294-311); 118 (с. 41-52, 66-83, 172-175, 187-190, 205-207, 227-230, 244-260); Тинберген Н. Поведение животных. Гл. 6. М., 1980.
2. Биологические предпосылки человеческой психики: групповое поведение, «язык» животных, использование орудий животными и человеком.
Лит.: 118 (с. 266-280), 66.
VI. Общественно-историческая природа психики человека и ее формирование в онтогенезе
Проблема возникновения сознания человека. Культурно-историческая теория Л. С. Выготского. Высшие психические функции человека: их строение, свойства, генезис. Понятие интериоризации. Присвоение общественно-исторического опыта индивидом в процессе онтогенеза.
Лит.: 22. Т. 1 (с. 103-108). Т. 3 (с. 24-161); 24 (с. 25-32); 56 (с. 357-374, 375-379, 439-466).
VII. Индивид и личность
1. Понятия «индивид» и «личность». Способности: определение, задатки, механизмы развития.
Лит.: 50; 53 (с. 173-182); 89; 107.
2. Темперамент: поиск физиологических основ, психологические описания; эволюция учения о типах НС, современное состояние проблемы.
Лит.: 38; 80; 81; 106; 108.
3. Характер: определение характера в узком смысле; психопатии и акцентуации; биологические предпосылки, прижизненное формирование, характер и личность.
Лит.: 5; 25; 28; 41; 45; 47; 49; 51; 63; 74; 131; 133.
4. Личность и ее формирование. Понятие о личности в узком смысле. Стихийные механизмы формирования. Самосознание и его функции.
Лит.: 3; 13; 17; 21; 34; 37; 53 (с. 159-231); 57; 71; 72; 73: 75; 78; 82; 95; 119; 120.
VIII. Проблема объяснения в психологии
Виды редукционизма. Психофизическая проблема; варианты ее решения.
Лит.: 53 (с. 113-118); 101; 125. Вып. 1-2 (с. 186-189); Лурия А. Р. О месте психологии в ряду социальных и биологических наук // Вопр. философии. 1977. № 9 (с. 68-76); Ильенков Э. В. Проблема идеального // Вопр. философии. 1979. № 6 (с. 128-140); № 7(с. 145-158); Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. М., 1959 (с. 218-221).
ЛИТЕРАТУРА
- Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд.
- Ленин В. И. Полн. собр. соч. 5-е изд.
- Ананьев Б. Г. Некоторые черты психологической структуры личности // Психология личности. Тексты. М., 1982.
- Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. М, 1977.
- Ананьев Б. Г. Строение характера // Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982.
- Анастази А. Дифференциальная психология // Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982.
- Анохин П. К. Избранные труды. Философские аспекты теории функциональной системы. М., 1978.
- Аристотель. Соч. в 4 т. Т. 1. М., 1975.
- Атеисты, материалисты, диалектики древнего Китая. М., 1967.
- Асмус В. Ф. «Трактат о душе» (вводная статья в кн.: Аристотель) // Соч. Т. 1. М., 1975.
- Бассин Ф. В. Проблема бессознательного. М., 1968.
- Бахтин М. М. Герой и позиция автора по отношению к герою в творчестве Достоевского // Психология личности. Тексты. М., 1982.
- Белкин А. И. Формирование личности при смене пола// Психология личности. Тексты. М., 1982.
- Бернштейн Н. А. О построении движений. М., 1947.
- Бернштейн Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М., 1966.
- Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
- Божович Л. И. Социальная ситуация и движущие силы развития ребенка // Психология личности. Тексты. М., 1982.
- Вагнер В. А. Биологические основания сравнительной психологии. СПб.: М., 1910-1913.
- ВасилюкФ. Е. Психология переживания. М., 1984.
- Вундт В. Введение в психологию. Хрестоматия по вниманию. М., 1976.
- Выготский Л. С. Развитие личности и мировоззрение ребенка// Психология личности. Тексты. М., 1982.
- Выготский Л. С. Собр. соч. в 6 т. М., 1982-1984.
- Гальперин П. Я. Введение в психологию. М., 1976.
- Гальперин П. Я. К. учению об интериоризаиии // Вопр. психологии. 1966. № 6.
- Ганнушкин П. Б. Клиника психопатий, их статика, динамика, систематика // Психология индивидуальных различий. Тесты. М., 1982.
- Гельмгольц Г. Как приходят новые идеи // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. М., 1981.
- Гиппенреитер Ю. Б. К методе измерения звуковысотной различительной чувствительности // Докл. АПН РСФСР. 1957. №4.
- Гиппенреитер Ю. Б. Понятие личности в трудах А. Н. Леонтьева и проблема исследования характера // Вести. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1983. № 4.
- Гиппенреитер Ю. Б., Романов В. Я. Новый метод исследования внутренних форм зрительной активности // Вопр. психологии. 1970. № 5.
- Давыдов В. В. Учение А. Н. Леонтьева о взаимосвязи деятельности и психического отражения //А. Н. Леонтьев и современная психология. М., 1983.
- Декарт Р. Начала философии. Избр. произведения. М., 1950.
- Джемс В. Психология. Спб., 1911.
- Джемс В. Многообразие религиозного опыта. М., 1910.
- Джемс В. Личность //Психология личности. Тексты. М., 1982.
- Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч. в 30 т. М., 1972-1987.
- Зейгарник Б. В. О патологическом развитии личности // Психология личности. М., 1982.
- Ильенков Э. В. Что такое личность ? // Психология личности. Тексты. М., 1982.
- Кант И. О темпераменте // Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982.
- Кант И. О характере как образе мыслей // Психология личности. Тексты. М., 1982.
- КербиковО. В. Клиническая динамика психопатий и неврозов. Избр. труды. М., 1971.
- Ковалев А. Г., Мясищев В. Н. Темперамент и характер // Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982.
- Корчак Я. Избранные педагогические произведения. М., 1979.
- Коффка К. Самонаблюдение и метод психологии // Проблемы современной психологии. М.; Л., 1926.
- КравковС. В. Самонаблюдение. М., 1922.
- Кречмер Э. Строение тела и характер // Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982.
- Лавик-Гудаи Дж. ван. В тени человека. М.. 1974.
- Мазурский А. Ф. Классификация личностей // Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982.
- Левин К., Дембо Т., ФестфингерЛ., Сире П. Уровень притязаний // Психология личности. Тексты. М., 1982.
- Левитов //. Д. Проблема характера в современной психологии // Вопр. психологии. 1970. № 5.
- Лейтес Н. С. Одаренные дети // Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982.
- Леонгард К. Акцентуированные личности. Киев, 1981.
- Леонтьев А. А. Возникновение и первоначальное развитие языка. М., 1963.
- Леонтьев А. И. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1982.
- Леонтьев А. Н. Индивид и личность // Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982.
- Леонтьев А. Н. Мотивы, эмоции и личность// Психология личности. Тексты. М., 1982.
- Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М, 1972.
- Леонтьев А. Н. Формирование личности // Психология личности. Тексты. М., 1982.
- Леонтьев А. Н., Гиппенрейтер Ю. Б. Влияние родного языка на формирование слуха // Докл. АПН РСФСР. 1959. №2.
- Леонтьев А. //., Запорожец А. В. Восстановление движения. Исследование восстановления функции руки после ранения. М., 1945.
- Лесгафт П. Семейное воспитание ребенка и его значение. СПб.. 1898.
- Линдеман Э. Клиника острого горя // Психология эмоций. Тексты. М., 1984.
- Личко А. Е. Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО) для подростков / Под ред. М. М. Кабанова. А. Е. Личко, 15. М. Смирнова. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Л., 1983.
- Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л., 1977.
- Локк Дж. Опыт о человеческом разуме. Избр. филос. произведения. М.. 1960.
- Лопатин Л. Н. Метод самонаблюдения в психологии// Вопросы философии и психологии. Кн. II (62). М., 1902.
- Лоренц К. Кольцо царя Соломона. М.. 1980.
- Лоренц К. Человек находит друга. ML, 1977.
- Лурия А. Р. Курс обшей психологии. Лекции. Эволюционное введение в психологию. М., 1970.
- Лурия А. Р. Диагностика следов аффекта // Психология эмоций. Тексты. М., 1984.
- Макаренко А. С. Лекции о воспитании детей // Избранные педагогические соч. в 2 т. Т. 2. М., 1977.
- Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности. Тексты. М., 1982.
- Массен П., Конгер Дж., Гивитц Дж. Развитие личности в среднем возрасте // Психология личности. Тексты. М., 1982.
- Мейли Р. Различные аспекты Я // Психология личности. Тексты. М , 1982.
- Меили Р. Факторный анализ личности // Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982.
- Мейли Р. Черты личности // Психология личности. Тексты. М., 1982.
- Мерлин В. С. Отличительные признаки темперамента // Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982.
- Мещеряков А. И. Слепоглухонемые дети. М., 1947.
- Мясищев В. Н. Структура личности и отношение человека к действительности // Психология личности. Тексты. М., 1982.
- Найдин В. Л. Чудо, которое всегда с тобой // Наука и жизнь. 1976. №4-6.
- Небылицын В. Д. Актуальные проблемы дифференциальной психофизиологии // Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982.
- Небылицын В. Д. Темперамент//Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982.
- Олпорт Г. Личность: проблема науки или искусства? // Психология личности. Тексты. М., 1982.
- Павлов И. П. Общие типы высшей нервной деятельности животных и человека // Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982.
- «Павловские среды». Протоколы и стенограммы физиологических бесед. Л.. 1949.
- Пиаже Ж. Эгоцентрическая речь // Психология мышления. Тексты. М.. 1981.
- Платон. Смерть Сократа // Психология личности. Тексты. М, 1982.
- Платон. Соч. в 3 т. Т. 1, 2. М., 1970.
- Психология. Статья в БСЭ. Т. 21.
- Равич-Щербо И. В. О природных предпосылках индивидуальности // Психодиагностика и школа. Таллинн, 1980.
- Равич-Щербо И. В. Исследование природы индивидуальных различий методом близнецов // Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982.
- Рише Ш. Сомнамбулизм, демонизм и яды интеллекта. СПб., 1885.
- Рогинский Я. Я., Левин М. Г. Основы антропологии. М., 1955.
- Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. 1-е изд. М., 1935; 2-е изд. М., 1946.
- Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М., 1973.
- Рубинштейн С. Л. Самосознание личности и ее жизненный путь// Психология личности. Тексты. М., 1982.
- Рубинштейн С. Л. Теоретические вопросы психологии и проблема личности // Психология личности. Тексты. М., 1982.
- Рубинштейн С. Л. Понятие «характера» в психологии и психиатрии // Вести. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1979. №2.
- Русалов В. М. Биологические основы индивидуально- психологических различий. М., 1979.
- Северное А. Н. Эволюция и психика // Собр. соч. в 3 т. Т. 3. М;Л., 1945.
- Селье Г. Стресс без дистресса. М., 1979.
- СингДж. Беседы о теории относительности. М., 1973.
- Спиноза Б. Избранные произведения. М., 1957.
- Спок Б. Ребенок и уход за ним. М., 1971.
- Стендаль. Собр. соч. в 12 т. М., 1978.
- Сухарева Г. Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. Т. 1. М., 1956. Т. 2. М., 1959.
- Теплое Б. М. Современное состояние вопроса о типах высшей нервной деятельности человека и методика их определения // Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982.
- Теплое Б. М. Способности и одаренность// Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982.
- Теплое Б. М. Типологические свойства нервной системы и их значение для психологии // Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982.
- Теплое Б. А/. Об объективном методе в психологии. М., 1952.
- ПО. Титченер Э. Учебник психологии. М., 1914.
- Толмен Э. Когнитивные карты у крыс и у человека // Хрестоматия по истории психологии. М., 1980.
- Толстой Л. Н. Собр. соч. в 22 т. М., 1978-1984.
- Узнадзе Д. Н. Психологические исследования. М., 1966.
- УотсонДж. Психология как наука о поведении. Госиздат Украины, 1926.
- Уотсон Дж. Бихевиоризм // Хрестоматия по истории психологии. М, 1980.
- Уотсон Дж. Психологический уход за ребенком. М., 1930.
- Фабр Ж.-А. Инстинкт и нравы насекомых. СПб., 1914.
- Фабри К. Э. Основы зоопсихологии. М., 1976.
- Феофраст. Характеры//Психология личности. Тексты. М, 1982.
- Франкл В. Поиск смысла жизни и логотерапия // Психология личности. Тексты. М., 1982.
- Фрейд 3. Печаль и меланхолия // Психология эмоций. Тексты. М., 1984.
- Фрейд 3. О психоанализе. Пять лекций // Хрестоматия по истории психологии. М., 1980.
- Фрейд 3. Психопатология обыденной жизни //Хрестоматия по обшей психологии. Психология памяти. М., 1978.
- Фромм Э. Характер и социальный процесс // Психология личности. Тексты. М., 1982.
- Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. Вып. 1-2. М., 1966.
- Хемингуэи Э. Избранные произведения в 2 т. М., 1959.
- Хольт Р. Образы: возвращение из изгнания // Зрительные образы: феноменология и эксперимент. Душанбе, 1972.
- Цвейг С. Новеллы. М., 1975.
- Чапек К. Рассказы. М., 1981.
- Чехов А. П. Рассказы. Л., 1972.
- Шелдон У. Анализ конституционных различий по биографическим данным // Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982.
- Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Психология личности. Тексты. М.. 1982.
- Юнг К. Психологические типы// Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982.
- Ярошевский М. Г. Психология в XX столетии. М., 1974.