5. 5. 4. Измерение степени выраженности сниженного настроения — субдепрессии.
Для проведения исследования можно использовать шкалу сниженного настроения — субдепрессии (ШСНС), основанную на опроснике В. Зунга и адаптированную Т. Н. Балашовой. Шкала включает в себя 20 утверждений, характеризующих проявления сниженного настроения — субдепрессии.
Условия проведения эксперимента аналогичны условиям предыдущих исследований. Инструкция испытуемому: «Внимательно прочитайте каждое из приведенных ниже предложений и поставьте знак плюс в одну из четырех граф справа, в зависимости от того, как Вы чувствуете себя в настоящее время».
ШКАЛА СНИЖЕННОГО НАСТРОЕНИЯ - СУБДЕПРЕССИИ
(ШСНС) Варианты ответов:
1 — нет, неверно;
2 — пожалуй, так;
3 — верно;
4 — совершенно верно.
1.
|
Я чувствую подавленность, тоску
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
2.
|
Утром я чувствую себя лучше всего
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
3.
|
У меня близко слезы
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
4.
|
У меня плохой ночной сон
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5.
|
У меня аппетит не хуже обычного
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
6.
|
Мне приятно общаться с привлекательными женщинами (мужчинами)
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
7.
|
Я теряю в весе.
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
8.
|
Меня беспокоят запоры
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
9.
|
Мое сердце бьется быстрее, чем обычно
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
10.
|
Я устаю без всяких причин.
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
11.
|
Я мыслю так же ясно, как и всегда.
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
12.
|
Мне легко делать то, что я умею.
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
13.
|
Я чувствую беспокойство и не могу усидеть на месте
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
14.
|
Я надеюсь на будущее
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
15.
|
Я более раздражителен, чем обычно.
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
16.
|
Мне легко принимать решения.
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
17.
|
Я чувствую, что полезен и необходим.
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
18.
|
Я живу достаточно полной жизнью.
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
19.
|
Я чувствую, что другим людям станет лучше, если меня не будет.
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
20.
|
Меня и сейчас радует то, что радовало всегда
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ. После заполнения тестового бланка производится подсчет баллов, набранных испытуемым. В опроснике содержится 10 «прямых» (1, 3, 4, 7, 8, 9, 10, 13, 15 и 19) и 10 «обратных» вопросов (2, 5, 6, 11, 12, 14, 16, 17, 18 и 20). Каждый ответ оценивается от 1 до 4 баллов. «Обратные» ответы подсчитываются отдельно при помощи специального шаблона с прорезями, накладываемого на заполненный испытуемым тестовый бланк, при этом оценки ответов находятся над прорезями. Затем баллы, набранные испытуемым по «прямым» и «обратным» ответам, суммируются, и полученная таким образом «сырая» оценка переводится в шкальную при помощи формулы
Нормативные данные, полученные на 200 здоровых испытуемых, указывают, что средняя величина индекса снижения настроения равна 40, 25±5, 99 балла. Весь диапазон шкальных оценок делится на 4 зоны: ниже 50 баллов — лица, не имеющие в момент опыта сниженного настроения; от 51 до 59 баллов — незначительное, но отчетливо выраженное снижение настроения; от 60 до 69 баллов — значительное снижение настроения и выше 70 баллов — глубокое снижение настроения (субдепрессия или депрессия).
Таким образом, результаты каждого испытуемого соответствуют одной из четырех степеней снижения настроения. Полученные данные записываются в протокол занятия с указанием как количества набранных испытуемым баллов, так и степени снижения настроения.
Основные направления АНАЛИЗА данных, полученных при помощи любой из выше перечисленных методик состоят в сопоставлении их с показателями других психологических характеристик испытуемых; в поисках корреляций, основных факторов и закономерностей развития состояний нервно-психического напряжения, астении и сниженного настроения, а также в нахождении связей между характеристиками психических состояний и особенностями психических процессов и свойств личности. Особыми аспектами анализа являются исследование влияния изучаемых психических состояний на деятельность человека, в частности на ее продуктивность и эффективность, и установление закономерных связей с психофизиологическими, клинико-психологическими, анамнестическими и другими характеристиками испытуемого.