Вот вам пример разрыва.
Мужчина: Это тот самый пример, прием, который применил Милтон Эриксон, когда он, в самом деле, пожал руку женщине, после чего она впала в транс?
Нет. Это был случай кинестетической неопределенности. Это другой вид разрыва. Я протягиваю руку и в самом деле обмениваюсь с другим человеком рукопожатием, так что через некоторое время вы должны разжать руки. Но я не отпускаю руку, или, как это делал Милтон Эриксон, отпускаю ее, но неопределенно, чтобы человек не знал в точности, когда, в какой момент будет последнее прикосновение, в таком случае он испытывает ощущение задержки, если не получает дальнейшей программы. Если вы читали, как Эриксон об этом рассказывал, он высвобождал свою руку, меняя характер прикосновений так, что эта женщина не была уверена, когда он в действительности прервал рукопожатие. Перед тем, как совсем отпустить ее руку, Эриксон сделал еще одно: он слегка подтолкнул вверх ее запястье, что привело к каталепсии. Это тоже закономерность, как если вы берете кого-нибудь за руку и покачиваете ее до тех пор, пока мускулы партнера не берут на себя ваши действия, поддерживая руку в поднятом положении.
Норма: Как применяется для разрыва шаблонов несоответствие?
Это превосходный способ разрыва. Любопытно, что как раз Норма об этом сказала. Из других разговоров с Нормой я знаю, что у нее поистине утонченная стратегия проверки соответствий. Это очень важная стратегия, и каждый профессиональный коммуникатор должен ее освоить. И все же она не защищена от некоторых манипуляций. Если вы последовательно излагаете некоторый материал, и вдруг… (Лектор продолжает жестикулировать и делать движения ртом, как будто выговаривая слова, но не произносит ни звука). Если вы продолжаете излагать его, как будто ничего не случилось, но при этом просто выключится один канал, в данном случае слуховой, то, как видите, она просто падает вперед со стула. Стратегия проверки соответствий, которой она пользуется, слушая и наблюдая чью-нибудь коммуникацию, требует, чтобы движения губ сопровождались каким-нибудь звуком, что и дает ей возможность проверять соответствие. Если нет звука, то это разрывает ее программу.
Если вы знакомы с тем видом информации, который мы называем "стратегиями" (см. книгу "Нейролингвистическое программирование" т. 1), то вам доступен подлинно каждый метод разрыва шаблонов. Когда вы разрываете ключевую стратегию какого-нибудь человека, вы получаете глубокий разрыв. Такие разрывы держатся прочно.
Мужчина: Можно также выдавать людям числа, которые они привыкли получать, определенными кусками, разбивая их на непривычные последовательности. Номер страхового свидетельства, например, делится обычно на куски из трех, двух или четырех чисел.
Да, или можно использовать номер телефона. Семь, восемь, два, четыре… три, шесть, семь. Какой стратегией пользуется человек, можно узнать по его реакциям. Если он применяет для запоминания номера слуховые приемы, всякое другое разбивание вызовет у него полный разрыв. Если же он делает это чисто визуально, это произведет далеко не столь сильное действие.
Разрыв шаблонов можно применять в любом игровом виде спорта. Вы замечаете, что на каждый ваш определенный ход возникает определенная реакция. Затем вы можете прервать этот шаблон и получить от этого преимущество.
Моя жена Джуди хорошо умеет фехтовать на саблях. Она составляет некоторый шаблон движений и повторяет этот шаблон полдюжины раз, замечая привычную реакцию противника. Когда она уже знает, какую реакцию получит на свой прием, она соображает, какая реакция на эту реакцию позволит ей нанести удар. Или же она начинает движения, а потом прерывает его. Ее противник уже успевает втянуться в некоторую реакцию на это движение, и Джули может этим воспользоваться. То же делают боксеры. Они составляют шаблон, а затем разрывают его.
Если вы видели, как Бьер Борг играет в теннис, вы знаете, что он не теряет зря свою энергию. Он организует свое сознание в очень узком диапазоне. Его не беспокоит, когда зрители бурно одобряют его или освистывают: он ничего этого не слышит. Его реакция всегда одна и та же, независимо от того, промахнулся он или сделал хороший удар. Он просто поворачивается и снова занимает позицию - он вращает ручку своей ракетки, отходя назад для следующей подачи. Он не теряет зря энергии и полностью сосредоточен на том, что существенно. Эта концентрация защищает его от психологических маневров противника… Если вы сумеете прервать измененное состояние вашего партнера - то самое, которое ему нужно для хорошей игры - то он будет играть плохо, а вы сможете его разбить.
Закон разрыва шаблонов имеет много применений. Эту реакцию называют "все неожиданное". И пока человек "задержан" тем, что вы сделали что-то совершенно неуместное или неожиданное, вы имеете подходящее время, чтобы внушить ему дальнейшую желательную для вас реакцию.
Вы должны упражняться в этой технике, пока не добьетесь достаточной силы личности и последовательности выполнения. Вы должны внушать всем вашим поведением - словесным и несловесным - что нечто как будто должно произойти,- и это произойдет. Когда вы сможете провести этот маневр с полной согласованностью всего вашего самовыражения, вы должны научиться чувствовать реакцию. Вам нужна обратная связь. Ни одно из применяемых нами сообщений не будет работать всегда. Их надо всегда уточнять в соответствии с получаемой обратной связью.
ТЕХНИКА ПЕРЕГРУЗКИ
Около двадцати пяти лет назад Джорж Мимер подвел итоги обширной области исследований о восприятии человека и животных в своей классической работе "Магическое число 7-2" Человек способен сознательно держать в поле своего внимания около семи "кусков" информации одновременно. За пределами этого числа он испытывает перегрузку и делает ошибки. Если я назову вам последовательность из семи чисел, вы вероятно, сможете безошибочно удержать ее в памяти. Но если я предложу последовательность из девяти чисел, вам будет гораздо труднее ее запомнить, и вы начнете ошибаться. Каждое число - это "кусок" информации Но если вы - или я - разобьем эти девять цифр на три группы, по три числа в каждой, то вам легче будет запомнить все девять чисел. Группируя информацию в большие куски, можно удержать в области сознательного внимания те 7-2 кусков. Вы можете сознательно держать в поле внимания, семь листьев, семь веток, семь сучьев, семь деревьев или семь лесов. Как много вы делите информацию.
Как бы вы ни выбирали размеры кусков, если вы сознательно удерживаете 7-2 кусков информации, то все остальное не подвергается сознательной обработке. Все, выходящее за пределы 7-2 кусков информации становится перегрузкой, обрабатывается бессознательно.
Приведу пример ситуации, возникшей на другом семинаре. Я спросил, владеет ли кто-нибудь способом легко запоминать имена. Это умела одна женщина по имени Карла, и я попросил ее подойти. В зале, среди аудитории сидела Энн Тичворд, и я сказал Карле: "Знаете ли вы эту женщину?" - показав на Энн "Нет" - ответила Карла. Когда Карлу с кем-нибудь знакомили, у нее расширялись зрачки, и она внутренне отпечатывала имя этого человека у него на лбу. Каждый раз, когда она видела его снова, у нее немного расширялись зрачки и она видела у человека на лбу его имя. Поскольку я знал, как она это делает, я знал, в каком месте последовательности ее переживаний она не сможет сознательно представить какой-либо добавочный сигнал, это произойдет, когда ее внимание будет направлено внутрь, и когда все 7-2 кусков информации, доступные ее вниманию, будут заняты изображением имени человека у него на лбу.
Я сказал Карле: "Посмотрите на эту женщину. Ее зовут Энн…" Здесь я остановился, увидел, что у нее расширились зрачки, а затем прибавил: "Тичворд", она услышала Энн и зрительно записала это имя у Энн на лбу. Затем я спросил у нее: "Как зовут эту женщину?" Ее зрачки снова расширились, и она сказала: "Энн". Я спросил: "Знаете ли вы ее фамилию?" "Нет - ответила она,- вы ее мне не называли". Когда ваше ощущение времени и ваш сенсорный опыт достаточно изощрены, вы знаете, когда внимание человека направлено внутрь, и вы можете ввести в него все, что вам угодно. Когда человек направил внимание внутрь, он отреагирует на ваши указания так, как вы этого хотите, поскольку вы обходите его сознание, он не в состоянии выбирать эти ощущения или защищаться от них.
Дальше я сказал: "Ее зовут Энн Тичворд", и Карла ответила: "Да, да! Теперь я вспомнила". Это была изящная демонстрация того факта, что это имя, недоступное ее сознанию, поскольку оно не прошло через свойственный ей процесс запоминания имен, все же присутствовало в ее сознании. Она узнала фамилию Энн, услышав ее, так что эта фамилия была бессознательно обработана и заложена в память.
Всякий раз, когда сознательная обработка перегружается, вы можете передать информацию прямо в подсознание, и человек будет реагировать на эту информацию. Простейший способ перегрузить внимание человека - это заставить его сосредоточиться на сложном внутреннем переживании.
Я применяю технику перегрузки примерно в половине случаев когда официально навожу транс. Сейчас я это покажу. "Билл, подойдите, пожалуйста, сюда, и встаньте вот здесь.
Хорошо. Теперь закройте, пожалуйста, глаза. Теперь я попрошу вас вслух отсчитывать числа, начиная с двухсот, выбирая каждое третье. И когда вы это делаете, я опускаю руки вам на плечи и поворачиваю вас кругом, один раз за другим. В любой момент вы можете почувствовать, что вам удобнее просто погрузиться в глубокий, приятный транс: тогда вы это сделаете, вполне понимая, что находитесь во вполне надежных руках".
Когда я это делаю, я создаю перегрузку, заняв все его системы представлений. Он использует зрительную систему, помогая себе перебирать числа в обратном порядке. Слуховая система занята у него тем, что он говорит себе эти числа. Наконец, я кинестетически дезориентирую его вращением. Теперь он перегружен разными вещами, требующими его внимания, а я могу себя от этого избавить.
Я мог бы, точно также, сказать: "Теперь медленно поворачивайтесь вокруг своей оси". Но, когда я поворачиваю его руками за плечи, я получаю в изобилии осязательную обратную связь об изменении его состояния и о том, в какое состояние он переходит. Кроме того, я доставляю ему еще один предмет кинестетического внимания: ощущение моих рук у него на плечах.
Чтобы убедиться, что перегрузка действует, надо проверить, все ли системы заняты. Когда он занят зрительным представлением и произнесением чисел, и в то же время дезориентирован кинестетически, я могу сформулировать указания, и эти указания пройдут прямо мимо его сознания в подсознание. Если что-нибудь из сказанного мною отвлечет его от выполнения своей задачи, я сразу же об этом узнаю, потому что он считает вслух. Если он перестанет считать, я узнаю одно из двух: либо он погрузился в глубокий транс, либо избавился от дезориентации и слушает сознательно указания, которые я пытаюсь ввести в его подсознание. Тогда я настаиваю, чтобы он продолжал считать, или, если он уже в глубоком трансе, перестаю дурачиться и перехожу к делу.
Кстати, это весьма традиционное наведение транса. Много лет назад я прочел в книге об этом специальном методе, и без всякого опыта стал его попросту применять, точно следуя указаниям, и, конечно, не понимая смысла того, что я делал. Лишь через несколько лет я понял, на чем этот метод основан, и тогда смог его обобщить, применяя различные способы перегрузки. На этом семинаре мы обучаем вас точно таким же путем, поскольку мы стремимся передать вам большую часть сообщений на уровне подсознания.
Дезориентируя человека, вы можете использовать любую сложную задачу, чтобы занять и отвлечь его (внимание) сознание. Затем вы делаете вполне прямое, непосредственное и легко исполнимое внушение, например: "Если в какой-то момент вам покажется, что проще погрузиться в глубокий транс, тогда сделайте это с удовольствием, отдавая себе отчет, что вы находитесь в полной безопасности…".
Вот еще один вариант: Я беру Джека за руку и хочу его перегрузить. Я говорю ему: "Все, что от вас требуется, это сидеть с полным удобством на этом стуле. Сейчас я буду касаться по очереди всех ваших пальцев, называя их один за другим. Ваше дело всего лишь проверять правильно ли я называю пальцы, или нет".
Затем я начинаю касаться пальцев и называть их: "Указательный палец, средний палец, безымянный палец, мизинец, большой палец. Средний палец, указательный палец, безымянный палец, большой палец". (Гипнотизер касается мизинца).
Каждый раз, когда я ошибаюсь, партнер делает тоже, что он сделал сейчас: у него расширяются зрачки и задерживается дыхание. Ему требуется некоторое время для вычисления. Чтобы решить, что я "ошибся", ему потребуется больше времени, чем в тех случаях, когда я не "ошибаюсь".
Продолжая этот процесс, я буду совершать все больше таких "ошибок". Скоро партнер будет перегружен сложностью своей задачи, и, защищаясь, начнет переходить в глубокий транс. В этот момент я скажу "Когда я коснусь сейчас вашего безымянного пальца,- причем я коснусь другого пальца,- вы почувствуете себя более расслабленно". Затем, продолжая перегружать, я начну вводить дополнительные указания о нужных мне конкретных наблюдаемых реакциях, свидетельствующих о переходе в транс.
Я посылаю человеку одновременно сигналы по всем трем каналам и требую, чтобы он проверял, соответствует ли слуховой сигнал зрительному или кинестетическому. Скоро он сдастся и скажет, по существу, следующее: "Хорошо, скажите мне, что я должен по существу, делать?"
Вместо того, чтобы перегружать все системы представления, вы можете дать человеку столь сложное задание для одной или двух систем, чтобы оно заняло все 7-2 куска его сознательного внимания. Например, попросите его считать, начиная с тысячи, в обратном порядке, через одну треть, представляя себе каждую дробь с одним цветом для числителя, другим для черты, и третьим для знаменателя, причем так, чтобы каждая следующая дробь имела три других цвета. Затем вы можете прибавить указания такого рода: "С каждым числом вы погружаетесь все глубже". Все это способы манипулировать человеком, перегружая его входные каналы, и тем самым ослаблять его способность понимать то, что вы делаете.
Женщина: Является ли примером перегрузки двойное наведение, описанное в вашей книге "Шаблоны", в томе II?
Да - двойное наведение - это частный случай того, что я сейчас сделал. В этом случае для перегрузки партнера используются два человека. Это действует очень быстро. Вы получаете перегрузку, причем быстро, и получаете очень сильную реакцию. Мы впервые применили двойное наведение случайно, во время семинарских занятий, и заметили, насколько сильной была реакция. Тогда мы начали применять этот метод в частной практике, чтобы выяснить, как его можно использовать.
Примерно через шесть месяцев вышла книга Карлоса Кастанеды "Путешествие в Икстлан". В конце этой книги есть очень живое описание двойного наведения. Дон Хуан говорит в одно ухо, а Дон Хенаро одновременно в другое. Описания людей, с которыми мы раньше делали двойное наведение, превосходно совпали с описаниями Карлоса, - ощущение расколотого посередине тела и т. д.
Из описания в книге можно понять, что Карлос представляет собой то, что мы называем "производным кино". Он применяет образы и слова, обращая внимание главным образом на ощущения, которые из них проистекают. У такого человека двойной слуховой канал на самом деле вызывает ощущение кинестетического расщепления. Каждое сообщение обрабатывается противоположным полушарием, и производные ощущения испытываются в той же половине тела, куда поступает слуховой сигнал. Различие слуховых сигналов, поступающих в два уха, различным образом представляются в двух половинах тела, различие между такими кинестетическими представлениями наиболее отчетливо выражено вдоль средней линии тела, что и приводит к переживанию расщепления или разделения.
Разрыв шаблонов, рычажное наведение и перегрузка имеют между собой то общее, что все они позволяют вбить свой клин в начатый процесс переживания. Вы применяете эти методы, чтобы сломить состояние сознания, с которым человек к вам приходит, и заменить его более пластичным состоянием. Как только вы построили перегрузку, разрыв шаблонов или ситуацию рычага, вы просто начинаете действовать более повелительно, связывая эту ситуацию с тем, что вы хотите вызвать. "И когда все это происходит или продолжается, ваши глаза слипаются и начинают закрываться, и у вас возникает состояние глубокой расслабленности". Вы продолжаете развивать транс, а затем начинаете использовать состояние транса, как условие для изменений, которые вы хотите провести.
СИЛА ЛИЧНОСТИ
Другой метод наведения - это попросту прямая сила личности. Вы просто говорите другому человеку, убедительно поддерживая это всем своим поведением, чтобы он перешел в транс. Если он переходит в транс, превосходно, если нет - подождите, пока он перейдет. Конечно, вам должны быть доступны при этом и при том, одновременно, и все другие приемы (несловесное отражение и т. д.). Если вы указываете человеку перейти в транс, и все ваше поведение со стопроцентной убедительностью говорит, что он перейдет в транс, то он перейдет. Чтобы этот маневр удался, вы должны быть очень убедительны, если вы убедительны в ваших желаниях, вы добьетесь нужной реакции.
Для большей эффективности вы можете добавить дополнительные маневры. Если человек отвечает: "Я хотел бы, но не могу", вы говорите: "Конечно, вы не можете. Я жду его". Таким образом, вы отклоняете сознательную реакцию, ожидая появления кого-то другого. Если он возражает, не реагируйте на это, а просто ждите того, что должно произойти. Весьма вероятно, что он вернется обратно, и снова попытается перейти в транс, пока это ему не удастся.
Метастратегия для создания в себе убедительности состоит в следующем: вы должны помнить, что можете потерпеть неудачу лишь в одном случае - если ограничите себя во времени. Люди чаще всего полагают, что потерпели неудачу, если им не удалось добиться глубокого транса сразу. Но это означает лишь, что надо действовать дальше, или попробовать что-нибудь другое.
Если у вас есть какие-то личные колебания, или то, что вы хотите делать, выходит у вас неубедительно, можно придать себе убедительности, пользуясь языковым приемом под названием "цитирование". Вы можете сказать: "Я расскажу вам, как последний раз ездил в Финикс, чтобы увидеть Милтона Эриксона". "Я вошел в кабинет Милтона, и он въехал в комнату на своем кресле… и он посмотрел на меня и сказал: "Перейдите в транс!" Пользуясь цитатами, вы окружаете себя барьером с надписью "это не я: это рассказ о моем переживании". Но конечно, вы передаете при этом желательное для вас наведение с полной силой. Если вы получаете реакцию транса, чудесно, используйте. Если нет, и если вам не хочется продолжать до тех пор, пока вы не добьетесь успеха, вы можете отказаться от этого. "Вот, что мне сказал Милтон: конечно, я сам этого делать не стал бы".
Прием цитирования представляет собой очень хороший способ попробовать новое поведение, в котором вы еще не уверены. Вы можете узнать, как бы все это выглядело, если бы вы умели это делать: для этого вы в самом деле это делаете, изображая, что это делает кто-то другой.
ПЕРЕКРЫВАНИЕ РЕАЛЬНОСТЕЙ
Другая процедура наведения называется - "перекрывание реальностей". Мне кажется, простейший способ объяснить, что такое перекрывание реальностей, это рассказать вам о том, как я вел однажды семинар в штате Мичиган. Я находился тогда в гостинице Вебера, и говорил с группой людей о метафорах. Когда я говорил им о метафоре, это напомнило мне историю, которую мне рассказывал Милтон Эриксон, о том, как он однажды вел группу в Чикагском университете, где было много народу и они сидели вокруг него точно так же как здесь, в виде полукруга, а он был перед ними. И вот, когда он сидел так и говорил с этой группой людей с Чикагского университета, ему показалось, что лучше всего рассказать им историю, слышанную им от отца, о его дедушке, приехавшем из Швеции. Его дедушка Свем имел в Швеции молочную ферму, и он убедился, что коровы лучше всего успокаивались, когда он рассказывал им спокойным и утешительным голосом что-нибудь, что было у них на уме.
Я сделал только что следующее: я погружал одну историю в другую до тех пор, пока не перегрузил вашу способность следить, к чему относится каждое предложение. Даже с изощренной группой, вроде вашей, я мог бы продолжить эту историю, включая в нее внушения для наведения и вам было бы трудно понять, о какой реальности идет речь: говорю ли я о дедушке Свеме, говорящем что-то своим коровам, или об Эриксоне, говорящем с группой в Чикаго или об отце Эриксона, рассказывающем ему какую-то историю, или это я говорю с вами. В то время, как ваше сознание будет пытаться во всем этом разобраться, ваше подсознание будет выдавать требуемые реакции.
Рассмотрим пример, более связанный с терапией. Предложим ко мне приходит женщина и говорит: "У меня возникла проблема". Я предлагаю ей посмотреть в окно, на секвойи, заметить, как ветер качает верхушки этих деревьев, и начинаю ей рассказывать историю о молодой женщине, которая когда-то пришла ко мне, и сидела на том же стуле, и смотрела… внимательно… на те же верхушки деревьев… и, конечно, их качал такой же ветер… туда-сюда… и эта молодая женщина впала в глубокую задумчивость, и когда она сидела здесь и слушала звук моего голоса, она вспомнила сон, в котором она поехала в деревню кого-то навестить… кого-то, с кем ей было особенно хорошо…
Я только что инкорпорировал в перекрывание реальностей я перегружал сознание этой женщины, ее способность следить, на каком уровне реальности я действую в данный момент. В итоге получается замешательство, но обычно гораздо более слабое замешательство, чем в случае сенсорной перегрузки. Один из способов усилить этот эффект - инкорпорирование в рассказываемую историю элементов сиюминутной реальности. Секвойи существуют в нынешней реальности точно так же, как и в моей истории, и когда я говорю о секвойях, легко связать две эти реальности переходя от одной к другой. Скоро партнер перестает различать, о какой реальности я говорю.
В каждую из этих реальностей я могу инкорпорировать процессуальную инструкцию, ведущую к изменениям поведения: "И когда я говорил с этой молодой женщиной, пришедшей ко мне… хотя у нее было сновидение… которого я не знал, и не должен был знать… важно было только, что знала она… и изменения, бывающие после таких снов… должны благотворно проявляться в ее будущем поведении. И когда я видел ее спящей, я вспомнил кое-что, случившееся однажды, когда я посетил моего старого друга в Финиксе, штат Аризона".
Здесь я делаю две вещи: перекрываю реальности таким образом, чтобы невозможно было за ними уследить, и делаю указание о том, что должна делать пациентка в течение моего дальнейшего рассказа, а именно, увидев сои, который благотворно изменит ее поведение, и т. д.
Если в кабинете окажется еще кто-нибудь другой, я имею все нужное для прямого наведения. Я посмотрю на этого другого человека и скажу: "И Милтон Эриксон посмотрел на меня и вдруг он сказал: "Спите… так долго, сколько вам надо, чтобы… получить удовольствие… совершенно изменив поведение… это вас удивит и обрадует… и вы узнаете о том, что изменилось… как только заметите это в своем поведении… где-то в ближайшие 24 часа… потому что это всегда чудесно… когда вас удивляет ваше подсознание…" и вот Милтон сказал тогда этому человеку, что он может, конечно… в любой момент… когда это будет полезно… и когда его подсознание будет удовлетворено… тем, что оно убедилось в особенной перемене… которая будет ему полезна… он может просто… с чувством свежести и обновления… вернуться медленно и постепенно… на уровень реальности, привычный для него, чтобы научиться важным вещам".
Во всем этом я предполагаю несколько очень важных вещей:
1. силу личности: я убежден в том, что я делаю.
2. раппорт: я достаточно хорошо подстроился к человеку, чтобы он доверял мне, как исполнителю требуемой перемены.
Когда вы этого добились, вы всегда можете инкорпорировать прямое указание, вызывающее гипнотическую реакцию, например, глубокий транс. Перекрывание реальностей дает вам возможность построить раппорт и оценить полученные реакции. Перекрывающая реальность создает не столь сильную перегрузку, как другие виды замешательства и другие виды перегрузки. И поскольку в рассказываемой истории может произойти все, что угодно, вы находит случай инкорпорировать в нее все наведение и последующую утилизацию. Конечно, чтобы сделать все это легко и изящно, вам потребуется больше времени, чем я на это затратил сейчас.
Перекрывание реальности может иметь различные функции. Оно не только предоставляет мне случай инкорпорировать в истории нечто такое, что могло бы вызвать сопротивление создания, оно может также послужить для меня механизмом запуска соответствующего поведения, посредством изменения интонации голоса для наведения транса. Когда я говорю об Эриксоне, я слышу, как я говорю тем же тоном каким говорил он, это открывает мне доступ на уровне подсознания ко всему моему опыту общения с Эриксоном. Я не могу представить себе лучший образец наведения гипноза, чем поведение Милтона Эриксона.
Тем из вас, кто хотел бы работать вместе, я предложил бы некоторый проект: разработать весьма общую, открытую систему метафор с целью наведения транса. Постройте набор перекрывающихся реальностей, в который можно было бы инкорпорировать весьма общее гипнотическое наведение. Говоря об открытых метафорах, я имею в виду, что вы, вообще говоря, знаете, куда идете. Вы знаете, где вы начнете, знаете расстановку фигур. Должны произойти некоторые весьма общие взаимодействия, но вы вполне уверены в окончательном общем результате, к которому вы хотите прийти. И при этом вы составите ваши истории настолько открытыми, чтобы в них можно было инкорпорировать любую возможную реакцию. Если вы не получите желательных реакций, вы всегда должны иметь возможность перейти в другую реальность.
Перекрывающиеся реальности предоставляют вам широкие возможности для работы. В рамках этого метода можно найти место для всех остальных методов и приемов, которым мы вас учим.