УПП

Цитата момента



Не плачь, потому что это закончилось. Улыбнись, потому что это было.
Вы хорошо выглядите!

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



Друг подарил тебе любовь, а ты вменил ему любовь в обязанность. Свободный дар любви стал долговым обязательством жить в рабстве и пить цикуту. Но друг почему-то не рад цикуте. Ты разочарован, но в разочаровании твоем нет благородства. Ты разочарован рабом, который плохо служит тебе.

Антуан де Сент-Экзюпери. «Цитадель»

Читайте далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/d4469/
Весенний Всесинтоновский Слет-2010

УПРАЖНЕНИЕ 49.

Участники группы разбиваются на пары.

«Один из участников пары будет „зеркалом", а второй — „обезьяной". „Обезьяна", оказавшись перед «зеркалом», ведет себя достаточно свободно: ее мимика, пантомимика, жестикуляция очень разнообразны. „Зеркало" повторяет как можно точнее все движения „обезьяны" ».

Через три-четыре минуты тренер предлагает партнерам поменяться ролями.

После завершения упражнения можно задать группе такие вопросы: «Какие трудности у вас возникали в процессе выполнения упражнения?», «Насколько точно вам удавалось воспроизводить движения вашего партнера?»

Упражнение направлено на развитие способности вчувствоваться в другого человека, предвидеть его действия.

УПРАЖНЕНИЕ 50.

Все участники разбиваются на группы по 4—5 человек.

«Сейчас каждый из нас скажет о том, что, с его точки зрения, думают о нм как о собеседнике все остальные. Например (тренер подходит к одной из малых групп, в которую входят Таня, Андрей, Олег, Света), Таня скажет, что, по ее мнению, думает о ней как о собеседнике Олег, далее она скажет, что о ней как о собеседнике думает Андрей, а потом — Света. Это может звучать так:

„Мне кажется, что ты, Олег, считаешь (думаешь), что я как собеседник человек много знающий, сообразительный, порой торопливый". После этого Андрей, Олег и Света скажут, с чем они согласны, а с чем нет».

В ходе обсуждения упражнения можно задать такие вопросы: «Каковы ваши впечатления о работе в малых группах?», «Насколько точны вы были, предполагая, что думают о вас как о собеседнике ваши партнеры?». Обычно участники тренинговых групп говорят о сложности этого задания.

Это упражнение направлено на развитие способности человека формировать Я-образы, т. е. представления о том, как он выглядит в глазах других людей, включенных в данную ситуацию. Наличие у человека адекватных Я-образов — важное условие кооперативного взаимодействия. Они обеспечивают гибкость поведения. В то же время, как пишет Т. Шибутани, «вопреки представлениям здравого смысла люди не всегда осознают себя как отличные друг от друга единицы; по крайней мере степень этого осознания может быть, различной». Действительно, как часто люди ожидают от других такого же восприятия событии, какое характерно для них самих. Не так просто взглянуть на мир, а тем более на самого себя, глазами других людей. В этом убеждаются участники упражнения.

УПРАЖНЕНИЕ 51

Участники группы разбиваются на подгруппы по 4—5 человек.

«Для выполнения этого упражнения нам понадобятся добровольцы. Кто готов начать и оказаться в центре нашего внимания? (Тренер убеждается в готовности вызвавшегося участника приступить к работе. Допустим, его зовут Андрей.) Сей час все мы сосредоточимся на Андрее. Вспомните все, что вы уже знаете о нем, ситуации, в которых он участвовал, его высказывания, мнения (тренер делает паузу, давая возможность всем подумать). А теперь каждый скажет об одном из качеств, которое, по его мнению, бесспорно есть у Андрея, и пояснит, на основании чего он делает такое заключение. Андрей, ты, пожалуйста, внимательно слушай и, когда все выскажутся, скажешь нам о чувствах, которые у тебя возникали, когда ты слушал всех, и о том, насколько то, что ты услышал, соответствует твоим представлениям о себе».

После того как работа с Андреем будет завершена, тренер предлагает еще кому-нибудь, кто захочет, побывать в его роли.

УПРАЖНЕНИЕ 52.

Участники группы сидят по кругу, у каждого — чистый лист бумаги.

«Я буду зачитывать вопросы, на которые вы будете отвечать, каждый самостоятельно. Отвечайте откровенно и будьте готовы к тому, что ваши ответы, узнают другие участники нашей группы. Итак:

1. Кто ваш любимый поэт?

2. Какой ваш любимый цвет?

3. Какое качество вы больше всего цените в людях?

4. Какое время года вы любите больше?

5. Если бы у вас была возможность провести неделю в любой стране мира, какую страну вы бы выбрали? »

После каждого вопроса тренер дает немного времени для ответа, а в конце собирает листы.

«Сейчас я по очереди зачитаю ответы каждого. Выслушав их, постарайтесь понять, кому они принадлежат. Каждый может высказать одно предположение. Если автор будет назван, он раскрывает свое инкогнито, если нет — остается анонимным».

УПРАЖНЕНИЕ 53.

Упражнение проводится на третий-четвертый день работы.

Группа делится на тройки, которые располагаются таким образом, чтобы у каждой из них была возможность беседовать, не мешая другим. У каждого участника есть ручка и бумага для записей.

«Сейчас я буду задавать вам вопросы, которые относятся к каждому из нас. Характер вопросов будет различный, возможно, что ответы на некоторые из них вызовут у вас определенные затруднения. Поэтому я хотел бы попросить всех отнестись к этой работе конструктивно, еще раз вспомнив о целях нашей работы. Итак, вы слышите мой вопрос, после чего письменно отвечаете на него сами и прогнозируете ответы ваших двух партнеров. Когда все справятся с заданием, а для этого у нас будет три минуты, можно будет, не обсуждая и не задавая друг другу вопросов, услышать ответы и прогнозы каждого».

Упражнение предназначено для развития прогностических возможностей, основанных на понимании другого. Тренер постепенно усложняет вопросы. Например: «Какой вид отдыха вы предпочитаете: отдых в горах или на море?»; «Если бы у вас была возможность выбирать: жить в городе или в пригороде, „зеленой зоне", на чем бы вы остановили свой выбор?»; «Что вам нравится больше: керамика, живопись или графика?»; «В ком из участников группы вы видите поддержку?»; «Поведение кого из участников группы иногда вам мешает?»;

«Назовите трех участников группы, которых бы вы пригласили к себе на работу»; «Кто из нас (надо назвать троих) работает в группе с наибольшей пользой для всех?»; «С кем из нас вы чувствуете. себя наиболее комфортно?» и т. д. Перечень вопросов может быть самым различным в зависимости от состава и уровня развития группы.

УПРАЖНЕНИЕ 54.

Упражнение проводится в малых группах на третий-четвертый день работы.

У каждого участника есть ручка и бумага для записей.

«Каждому из нас (тренер также принимает участие в упражнении) надо подготовить перечень вопросов и прогнозируемых ответов на них к каждому участнику своей подгруппы. При формулировании вопросов мы будем учитывать два условия: 1. Вопросы должны направляться на состояния, отношения и качества участников группы 2. При формулировании вопросов надо опираться на те ваши представления, которые вы считаете наиболее верными, точными. Другими словами, вначале вы решаете, что, по вашему мнению. думает, знает, считает, переживает человек, и только тогда формулируете вопрос. Например, вы уверены, что Дима считает, что Лора — человек, который всегда оказывает поддержку в затруднительной ситуации. В этом случае вы можете задать Диме вопросы: „Дима, что тебе кажется особенно характерным в поведении Лоры в нашей группе?" или „Дима, если ты испытываешь какие-нибудь затруднения, на чью помощь ты рассчитываешь в первую очередь?" »

На составление списка вопросов и прогнозируемых ответов дается 7 минут. Когда все будут готовы, тренер продолжает инструкцию: «Сейчас кто-нибудь в каждой подгруппе начнет отвечать на вопросы. Каждый задаст ему вопросы, предназначенные для него. Выслушав ответ, надо будет дословно зачитать свой прогноз, после чего свой вопрос задаст следующий. Упражнение за кончится, когда каждый побудет в роли отвечающего на вопросы».

Если тренер считает, что уровень развития группы недостаточен для того, чтобы выполнить это упражнение вслух, то он может предложить сделать его письменно. В этом случае надо заранее подготовить карточки, а также изменить инструкцию, сообщив участникам, что вопрос надо записывать на одной стороне карточки, оставив место для ответа, а прогнозируемый ответ записывать на обороте карточки. При этом следует отдавать отчет в том, что такой вариант проведения упражнения резко сокращает объем обратной связи, которую могут получить участники группы.

УПРАЖНЕНИЕ 55.

Для проведения упражнения необходима видеозапись беседы или дискуссии двух-трех участников группы, сделанная без участия остальных. Продолжительность записи — десять-пятнадцать минут. Перед началом упражнения группа располагается так, чтобы всем было удобно смотреть запись. У каждого участника есть ручка и бумага.

«Сейчас мы посмотрим запись беседы, которую ведут между собой Игорь и Николай. После каждой фразы, которую произносят Игорь или Николай, я буду останавливать запись. В этот момент все записывают в тетрадь свой вариант прогнозируемой ответной фразы. Например, Николай говорит: „Я все же продолжаю думать, что возможности тренинга, особенно в работе с руководителями, существенно ограничены". Вам надо записать фразу, которую, по вашему мнению, произнесет Игорь. Записывать свои варианты, мы будем быстро, не обмениваясь репликами и не задавая вопросов. Когда все справятся с формулировкой прогнозируемого высказывания, каждый, не объясняя причин и не аргументируя свою позицию, зачитывает свой вариант, после чего мы включаем запись и слушаем правильный ответ».

УПРАЖНЕНИЕ 56.

Участники группы разделяются на подгруппы по 4—5 человек.

«Сейчас каждый из вас постарается вспомнить ситуацию, в которой ваше представление о человеке или его качестве, отношении к вам или другим людям оказалось ошибочным. Когда все будут готовы, по очереди максимально подробно и детально опишите эту ситуацию и постарайтесь сформулировать причину вашей ошибки. Когда все расскажут о своих ситуациях, обобщите обнаруженные вами ошибки и будьте готовы к тому, чтобы сообщить всем нам сделанные выводы».

Упражнение направлено на осознание интерпретационных искажений при восприятии качеств и отношений других людей. При выполнении упражнения могут возникнуть сложности, связанные с тем, что некоторые участники затрудняются вспомнить или подробно описать подобные ситуации. Тренер использует обнаруженные затруднения для создания дополнительной мотивации участников, призывая их к дополнительным усилиям в структурировании собственного опыта. В процессе обсуждения нередки обращения к таким феноменам межличностного восприятия, как эффект ореола первого впечатления, новизны, стереотипизации и др.

УПРАЖНЕНИЕ 57.

Участники группы образуют «внешний круг», т. е. садятся по кругу, повернувшись спиной к центру. В центр круга положены несколько чистых листов бумаги и два фломастера (синий и красный).

«Сейчас по моей просьбе один из нас войдет в круг и на чистом листе бумаги синим фломастером нарисует наиболее устойчивые объединения внутри нашей группы. Каждого из нас можно будет изобразить в виде кружочка, внутри которого написано его имя. Кружочки соединяются синими линиями. Если кто-то из нас, по мнению первого участника, не входит ни в какие объединения, то его надо будет просто нарисовать. После того как первый участник нарисует свои вариант, он касается рукой плеча того участника, который продолжит работу, и садится спиной в круг. Продолжающий работу, а также 6сг те, кто последует за ним, знакомятся с изображенным вариантом группирования участников, отмечая синим крестиком те из них, которые, по их мнению, показаны правильно. Что касается групп, состав которых будет вызывать несогласие, то, отметив их красным крестиком, ни другом листе надо будет нарисовать свой вариант. Например, по вашему мнению, в эту группу входит еще один человек, изображенный в составе другой группы. В этом случае вы помечаете красным крестиком обе группы и на другом листе синим фломастером рисуете новые составы обеих групп. Когда закончит работу последний участник, все мы развернемся в круг и посмотрим на то, что получилось».

Упражнение может вызвать значительное напряжение в группе, поэтому, решив его проводить, тренер должен быть уверен, что группа справится с заданием. Обсуждение упражнения включает в себя преимущественно рациональные аспекты задания. Тренер обращается к участникам с вопросами: «Чей вариант сохранился в максимальной степени?», «Какие варианты группирования наиболее неожиданны для вас? »

УПРАЖНЕНИЕ 58.

Все участники сидят по кругу.

Упражнение проводится на третий-четвертый день работы.

«Сосредоточьтесь на нашем совместном опыте здесь, в группе. Вспомните все, что происходило в группе за три-четыре дня и опишите любой пример объединения двух и более участников группы по любому поводу — поддержка в ходе обсуждения, совместное действие и т. д. Постарайтесь, чтобы ваш пример был конкретным и детальным. Будет лучше, если вам удастся вспомнить несколько примеров, так как, когда мы начнем их представлять, надо будет избежать повторов».

В ходе обсуждения ведущий обращается к участникам, объединение которых описывается, с вопросом: « Согласны ли вы с тем, что рассказала Алла? » и дает возможность для дополнения и коррекции зафиксированного эпизода другим участникам.

УПРАЖНЕНИЕ 59.

Упражнение проводится на третий-четвертый день работы в малых группах по 4—5 человек.

«Известно, что окружающие по-разному воспринимаются нами, и мы различными способами упорядочиваем свои восприятия. Один из вариантов такого упорядочивания — это наши представления о значимых других. Мы уже достаточно долго работаем вместе и можем попытаться отнестись друг к другу по критерию значимости. Сейчас каждый запишет имена пяти участников нашей группы в порядке их значимости для него, а также свой прогноз по отношению к спискам, которые составят ваши партнеры по подгруппе. Отнеситесь к этой работе конструктивно. Понятно, что все мы значимы друг для друга и речь идет о мере, степени этой значимости. Когда все справятся с заданием, я сообщу вам, что делать дальше. На выполнение задания отводится пять минут».

Через пять минут тренер просит каждую группу дать знать о завершении работы. Если требуется дополнительное время, то тренер дает возможность всем завершить работу, после чего продолжает инструкцию: «Пусть каждая группа решит, кто начнет упражнение. Затем по очереди сообщите ему ваши прогнозы и поясните причины, по которым вы включили в свой список именно этих участии ков и именно в такой последовательности. Начинающий упражнение слушает, а когда все его партнеры выскажутся, показывает свой список. Затем точно также обсуждаются прогнозы остальных».

Обсуждение упражнения может проводится как в малых группах, так и в общем круге. Тренер предлагает группам выделить критерии, на которые ориентировались партнеры в своих прогнозах значимости и ее степени. В ходе обсуждения тренер может напомнить участникам о теоретических положениях обусловливания значимости, в частности, о трехмерной модели значимого другого А. В. Петровского, выделившего три фактора, определяющие значимость одного человека для другого:

а) наличие у него новой и неизвестной информации;

б) способность вызывать симпатию, эмоциональная привлекательность;

в) институализированная роль.

УПРАЖНЕНИЕ 60.

Участники группы разбиваются на пары и садятся друг против друга.

«Это упражнение состоит из двух частей или этапов. На первом этапе партнеры, по очереди говорят друг другу фразу, начинающуюся со слов: „Ты такой (такая) же, как я, у тебя…". Один из вас начинает, потом — другой, потом опять первый и т. д. При этом надо смотреть друг другу в глаза, стараться говорить тем же голосом, что и партнер, подстраиваясь под его темп, тембр, высоту голоса, интонацию. На втором этапе упражнения, примерно через семь минут после начала работы, вы будете также по очереди говорить друг другу по одной фразе, начинающейся со слов: „Я очень отличаюсь от тебя, я…" »,

Тренер может попросить кого-либо из участников вместе с ним продемонстрировать, как должно проходить упражнение.

После завершения работы в парах участники садятся по кругу и делятся своими впечатлениями. Тренер может задать такие вопросы: «Какие чувства возникали у вас в ходе работы?»; «Какие чувства у вас возникали на первом этапе упражнения, а какие на втором?»

УПРАЖНЕНИЕ 61.

Группа сидит по кругу,

«Роберто Ассаджиоли, автор концепции психосинтеза, призывал благодарить судьбу за то, что она сталкивает нас с неудобными, неприятными, сложными людьми. Взаимодействуя с ними, мы можем развивать в себе полезные психологические качества. Если какой-то человек „испытывает наше терпение", то для нас это прекрасная возможность развивать терпение; если человек противоположен нам во всем и это постоянно проявляется в нашем взаимодействии с ним — мы можем развивать в себе способность безусловного принятия другого человека; если другой человек слишком импульсивен и постоянно прерывает нас — мы можем использовать эти ситуации для тренировки своей выдержки и т. п.

Итак, мы оказываемся в состоянии развить в себе что-то полезное благодаря тому, что другой человек ставит перед нами проблему — по тем или иным, проблемы возникают и с теми людьми, которые в целом нам близки и приятны.

Давайте сейчас сосредоточимся не на принятой и удовлетворяющей нас стороне общения и взаимодействия друг с другом, а на трудностях и проблемах, которые иногда возникают в процессе вашего общения с кем-либо из участников нашей группы, включая тренера. Вначале нужно осознать эту трудность или проблему, затем осознать, какое ценное качество эта проблема или трудность позволяет нам развивать в себе, а только потом уже сказать, обращаясь к конкретному участнику: „Елена, общаясь с тобой, я развиваю свое произвольное внимание". Тот, кому обращено высказывание, может уточнить причину: „Скажи, а почему?" В этом случае автор высказывания ее называет: „Потому что иногда мне трудно уловить суть длиной речи" ».

Обязательное условие. Объяснения причин высказывания должны даваться только в форме «Я - посланий» и ни в коем случае не в форме «Ты - посланий», так как в последнем случае упражнение может выродиться в привычный для обыденного общения обмен взаимными упреками и претензиями. Суть же упражнения состоит в том, чтобы осознать собственную проблему в общении и затем сообщить другому человеку, почему эта проблема возникает именно в общении с ним. Но сделать это нужно особым «психосинтетическим» способом, не нарушающим личностной целостности другого человека.

«Я - послания» говорят о том, что нечто создает для меня проблему и, решая ее, я становлюсь в чем-то лучше. «Ты - послания» же говорят о том, что ты ставишь передо мной проблему и из-за тебя мне приходится что-то менять в себе. Поскольку привычнее для нас «Ты - послания», посмотрим, как они могут быть превращены в «Я - послания».

«Ты - послания»

«Из-за того, что ты очень много говоришь, мне приходится слишком напрягать свое внимание».

«Я - послания»

«Общаясь с тобой, я развиваю произвольное внимание». (Пояснение, если его просят дать: «Это потому, что мне бывает тру л но уловить суть длинной речи»).

«Ты - послания»

«Ты все время сидишь с непроницаемым видом, так что трудно понять, какая ты на самом деле».

«Я - послания»

«Общаясь с тобой, я благодарю судьбу! Ибо в процессе общения с тобой я развиваю свою психологическую проницательность». (Пояснение, если его просят дать: «Это потому, что мне очень трудно улавливать тонкие и незаметные невербальные сигналы. Я понял, что смотрю все время только на тех, кто чаще высказывается, смеется, восклицает и т. п.»)

Упражнение требует иногда дополнительного смягчения. Например, можно предложить всем участникам высказываться еще более ритуализированно — ведь более жесткий ритуал смягчает эмоциональную остроту высказывания. Например, можно предложить всем высказываться в особом «восточном» стиле: «Игорь, я столь благодарен судьбе за встречу с тобой! Какой это благословенный подарок для меня!» Ибо общаясь с тобой, я развиваю свои аналитические способности». Игорь: «А почему?» Ответ: «Наверное, потому, что мне не все бывает сразу понятно, когда речь идет о тонких материях. Я не привык все подвергать анализу и поначалу мне было трудно вникать».

Иногда участникам группы сложно переключиться с приятных сторон общения на проблемные. Некоторые из них начинают в своих высказываниях подчеркивать положительные стороны другого человека, которые воспринимают как пример для себя: «Общаясь с тобой, я учусь выдержке, ты такая выдержанная!» и т. п. В этом случае необходимо повторить инструкцию.

Упражнение заканчивается только после того, как каждый из участников по крайней мере один раз выскажется. После этого можно задать группе вопрос: «Что дает это упражнение?» Чаще всего участники указывают на то, что благодаря этому упражнению они осознали свои собственные проблемы — «слепые пятна», не позволяющие воспринимать и принимать других людей такими, какие они есть. Кроме того, упражнение помогает участникам понять, что именно в поведении других людей затрудняет их общение с ними. Наконец, участники, как правило, высоко оценивают используемую в упражнении «психосинтетическую» модель построения нашего сообщения другому человеку о том, какие проблемы у нас возникают в процессе общения с ним.

Данное упражнение может прояснить или обострить напряжения, существующие в группе, вызвать новые источники напряжений. То, насколько успешно группа справляется с этим упражнением, может служить показателем степени групповой сплоченности и зрелости. Если тренер почувствует, что участники группы защищаются от этого упражнения, повторяя фактически одни и те же высказывания о произвольном внимании, выдержке, чуткости и т. п., то ему придется решать, следует ли настаивать на выполнении упражнения или довольствоваться формальным его прохождением группой.

В любом случае данное упражнение дает ценную информацию тренеру, проявляя скрытые напряжения в группе и проясняя личностные качества участников, в том числе их самокритичность, гибкость, личностную глубину и широту взглядов. Информативным будет и фактический отказ группы выполнять упражнение. На какую глубину готовы пойти участники группы? В состоянии ли они выдержать ситуации выражения негативных чувств? Необходимо помнить, что данное упражнение не только «измеряет» групповую динамику, но и влияет на нее — как и всякое упражнение, проясняющее отношения между участниками группы.

УПРАЖНЕНИЕ 62.

Группа сидит по кругу.

«Это упражнение называется „Молва". Нам потребуется доброволец, желающий узнать как можно больше нового о себе. Он должен будет выйти за дверь, в коридор, чтобы не слышать, о чем мы тут говорим. Каждый из участников выскажется об этом человеке, а я запишу все эти высказывания, которые могут быть длинными или лаконичными. Это могут быть слова, выражающие ваше мнение об ушедшем человеке или ваше отношение к нему или даже цитаты из стихов и других произведений — все, что угодно. После того как мною будут собраны высказывания всех участников, мы пригласим того, о ком шла „молва».

Его задача — выслушивать каждое высказывание, которое я буду воспроизводить, и пытаться определить, кто его автор».

Выбор обсуждаемого в данном упражнении имеет главенствующее значение. Этот человек не может быть случайным. Для успеха упражнения необходимо, чтобы он мог безошибочно понимать невербальные сигналы тренера. Роль тренера в этом упражнении состоит в том, чтобы запомнить выражение лица, позу, жесты, интонацию, характерные вкрапления в речь, — все, чем сопровождалось высказывание каждого отдельного члена группы. Это трудная работа, требующая настройки последовательно на многих людей, запоминания их невербальных и паралингвистических сигналов, а затем — их воспроизведения. Задача участника, о котором «шла молва», состоит не в том, чтобы логически пытаться «вычислить», что каждый мог сказать о нем, а в том, чтобы реагировать на невербальные и паралингвистические изменения в поведении тренера и безошибочно определять по ним авторов всех высказываний.

Успех упражнения определяется тем, сможет ли тренер выбрать человека, способного распознать его невербальные коды, и тем, сможет ли сам тренер воспроизвести реакции участников группы.

Можно спросить у самих участников, кто из них хорошо понимает невербальные сигналы тренера. Опыт показывает, что потенциально возможные исполнители этой роли почти всегда себя обнаруживают.

Обязательное условие. После того как все участники высказались, тренер спрашивает каждого из них: «Согласен ли ты, чтобы твое высказывание произносилось мною с твоими интонациями, жестами и выражением лица?» Только получив согласие участника, тренер может воспроизводить его поведение.

Когда выходивший участник возвратится в комнату, тренер говорит: «Постарайся сосредоточиться на мне, на том, как я буду это говорить. Не отвлекайся на логические рассуждения, старайся быть все время здесь, с нами. Тогда ты наверняка отгадаешь всех».

Будет лучше, если сначала тренер воспроизведет высказывание человека, отличающегося наиболее характерными интонациями, жестами или чем-то иным. Если угадывающий правильно называет имя автора высказывания, это вызывает у него и у многих участников группы прилив воодушевления. Если он не отгадывает автора первого высказывания, можно перейти к следующему со словами: «Постепенно ты определишь всех. Сосредоточься на том, как я это говорю». Как правило, угадав одного участника, игрок затем отгадывает всех, хотя, может быть, и не с первого предъявления. В нашей практике была лишь одна неудача, причина которой состояла в том, что на роль отгадывающего был выбран участник, очень желавший выполнять упражнение, но не очень подходивший для этой цели.

Упражнение вызывает у участников не только острый интерес, но и удивление и озадаченности Многим бывает приятно, что тренер их «изображает», другие могут испытывать смешанные чувства, гораздо реже это вызывает неприятные ощущения. В конце упражнения важно спросить участников о том, какие чувства они испытывали. После этого тренер говорит и о своих чувствах; чаще всего это ощущение эмоциональной близости к каждому человеку, в которого он пытался вжиться. Это может быть также ощущение недостаточного понимания тех людей, которых тренеру было труднее всего изобразить.

Упражнение можно завершить обсуждением закономерностей «кинестезического» понимания других людей, описанных У. Джемсом, Н. Ланге, Г. В Оллпортом, позже — Ф. Фромм-Рейхманн. Воспроизводя рисунок поведения другого человека, мы начинаем чувствовать нечто похожее на его чувства и думать, как он. Можно привести также описана поведения мальчика из рассказа Эдгара По «Похищенное письмо». Этот мальчик безошибочно понимал своих партнеров в игре «Чет и нечет» благодаря тому, что старался придать своему лицу такое же выражение, которое видел на лице каждого из них.

По существу это упражнение является вводным для следующего.



Страница сформирована за 0.6 сек
SQL запросов: 190