УПП

Цитата момента



Тебе важно - предупреди. Не предупредил – твои проблемы.
Я тебя предупредил, да?

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



Мои прежние мысли были похожи на мысли макаки, которая сидит в клетке и говорит:
— Если они там за решеткой такие умные, как ты говоришь, почему я этого не знаю? Почему они не демонстрируют? Почему нам не объясняют? Почему нам не помогают, то есть не дают целую гору бананов?

Мирзакарим Норбеков. «Где зимует кузькина мать, или как достать халявный миллион решений»

Читать далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/d4097/
Белое море

УПРАЖНЕНИЕ 6.

Участники группы сидят по кругу.

«Сейчас мы познакомимся. Для начала у нас будет некоторое время, в течение которого надо будет вспомнить какой-нибудь жизненный эпизод, случай или ситуацию, в которой Вы вели себя нестандартно, необычно, творчески. Когда все будут готовы, кто-то первый начнет, назовет свое имя и расскажет этот случай или жизненную ситуацию. Затем то же самое сделает каждый из нас».

Этот вариант представления дает возможность участникам познакомиться, сделать шаг на пути осознания своего опыта, сосредоточиться на проблематике, соответствующей содержанию тренинга креативности. Кроме того, в ходе такого знакомства в группе за короткое время появляется обширная, эмоционально окрашенная, разнообразная информация. Применяемая нами методика измерения информационной насыщенности среды тренинга в условных единицах новой информации показывает, что в ходе этого упражнения каждый участник группы общей численностью 15 человек может получить до 400 условных единиц, что в 200 раз повышает фоновый дневной показатель (под условной единицей новой информации мы понимаем факт или событие, которые до настоящего времени не были известны человеку, а также неизвестное ему ранее отношение к знакомому факту, необычная интерпретация, угол зрения, рассмотрения). Этот эффект значительно усиливает мотивацию на участие в тренинге, так как воспринимается как сигнал «здесь происходит много нового, интересного».

УПРАЖНЕНИЕ 7.

Этот, а также следующий вариант знакомства лучше использовать после того, как участники группы представились и немного рассказали о себе: например, где они работают, какова сфера их интересов.

Участники группы сидят по кругу.

«Продолжим наше знакомство. Представьте себе, что сложилась такая ситуация, что вам необходимо перевоплотиться в какой-то объект материального мира, животное или растение. Подумайте и скажите, какой объект, какое животное и какое растение Вы бы выбрали».

Данный вариант представления активизирует один из механизмов творческого процесса, при котором происходит неоднократная проработка проблемы логическими средствами (левополушарные процессы) и ее перевод в образную форму, ассоциирование появляющихся идей с содержанием опыта (правополушарные механизмы). Участники групп придерживаются различных стратегий при выполнении этого задания. Эти стратегии не анализируются на данном этапе работы, вместе с тем ведущий фиксирует их проявления. Впоследствии полученный опыт применяется для иллюстрации данных об этапах и механизмах творческого процесса.

Наиболее распространены две стратегии. В первом случае перевоплощение происходит как бы само собой и тогда участник стремится сразу проговорить возникшие образы, или еще какое-то время обдумывает, уточняет их. В другом случае участник выделяет несколько своих характеристик и подбирает символизирующие их объект материального мира, животное и растение.

УПРАЖНЕНИЕ 8.

Участники группы сидят по кругу.

«По-видимому, каждый из нас в тот или иной момент своей жизни идентифицировал себя с кем-то из литературных героев, исторических личностей, известных людей, представлял себя на их месте, мысленно пытался пожить жизнью этого человека, посмотреть на мир его глазами, пережить его чувства. Вспомните об этом…

А теперь продолжим знакомство и будем еще раз называть свое имя и говорить о тех людях, героях, персонажах, с которыми мы себя так или иначе идентифицировали».

Этот вариант знакомства оказывает позитивное влияние на групповую атмосферу: повышается уровень доверия, участники многое узнают друг о друге.

Для некоторых людей это задание может оказаться сложным в силу личного характера сообщаемой информации. Тренер принимает в нем участие и стремится к тому, чтобы его представление прозвучало одним из первых. При этом он не торопит участников и не комментирует то, что говорят о себе члены группы. После того как все выскажутся, тренер может предложить участникам задать вопросы друг другу, если в этом есть необходимость.

УПРАЖНЕНИЕ 9.

Участники группы сидят по кругу.

Тренер стоит в центре круга.

«Сейчас у нас будет возможность продолжить знакомство. Сделаем это так: стоящий в центре круга (для начала им буду я) предлагает поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает каким-то умением. Это умение он называет. Например, я скажу: „Пересядьте все те, кто умеет водить машину", и все те, кто умеет водить машину, должны поменяться местами. При этом тот, кто стоит в центре круга, постарается в момент пересаживания занять одно из освободившихся мест, а тот, кто останется в центре круга без места, продолжит работу, Используем эту ситуацию для того, чтобы побольше узнать друг о друге. Кроме того, надо быть очень внимательным и постараться запомнить, кто пересаживался, когда называлось то или иное умение. Это нам понадобится немного позже».

В ходе упражнения тренер побуждает участников называть разнообразные умения, отмечав особенно оригинальные и интересные.

После того как названо примерно 8—12 умений, тренер останавливает упражнение и продолжает инструкцию: «Сейчас у нас будет пять минут, в течение которых каждый напишет рассказ о нашей группе, используя ту информацию, которую вы сейчас узнали о каждом из нас».

Через пять минут тренер предлагает каждому прочитать получившийся у него рассказ. При этом тренер проявляет активность и при каждой подходящей ситуации дает участникам группы позитивную обратную связь.

В ходе выполнения упражнения происходит существенное изменение групповой атмосферы, появляется эмоциональная свобода, снижается напряженность, столь характерная для начала работы группы. Участники открываются порой с неожиданных, новых сторон. В опыте нашей работы неоднократно встречались случаи, когда рассказ о группе был написан в стихах, в виде репортажа, притчи, сказки и т. д.

УПРАЖНЕНИЕ 10.

Участники группы сидят по кругу.

«Давайте познакомимся и сделаем это так: каждый будет называть свое имя и те свои качества, особенности поведения, вообще все, что в нем есть такого, что побуждает других людей к творчеству, созданию нового, к нестандартному, креативному поведению. У нас будет время для того, чтобы подумать, и когда все будут готовы, мы начнем знакомство».

Этот вариант знакомства побуждает участников говорить о себе, что способствует сближению членов группы, создает более доверительную атмосферу. Кроме того, появляется много идей, которые в дальнейшем могут быть полезны при обсуждении характеристик креативной среды.

Участники групп тренинга креативности обычно говорят о том, что других людей побуждает к творчеству, такие их особенности: любовь, интерес к людям; безоценочность; отсутствие давления; энтузиазм, проявляемый в ситуациях создания чего-то нового; готовность учиться у других и т. п.

УПРАЖНЕНИЕ 11.

Участники группы сидят по кругу.

«Сейчас мы познакомимся и сделаем это несколько необычным способом. Вспомните, кем вы можете работать, кроме вашей теперешней профессии, и, называя свое имя, перечислите несколько вариантов этих возможных профессиональных ролей. При этом будьте внимательны, постарайтесь запомнить, что говорят остальные участники группы. Это нам скоро пригодится».

После того как каждый представится, тренер предлагает всем взять по листу бумаги и написать небольшой рассказ о группе, в котором в качества героев выступают ее участники в названных ими профессиональных ролях. Тренер также сообщает, что рассказ может быть написан в любом жанре, главное, чтобы в действие были вовлечены по возможности все участники группы.

После завершения работы над рассказами, каждый зачитывает то, что он (а) написал (а).

В ходе обсуждения проделанной работы обычно возникает важная для тренинга креативности идея, что для создания чего-то нового необходимо достаточное количество информации, материала, для получения которого надо быть внимательным, наблюдательным, восприимчивым и заинтересованным.

2. ПСИХОГИМНАСТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ОСОЗНАНИЕ ТОГО, ЧТО ТАКОЕ КРИАТИВНОСТЬ, КАКОВЫ ЕЕ ПРОЯВЛЕНИЯ, БАРЬЕРЫ И ЭТАПЫ КРЕАТИВНОГО ПРОЦЕССА.

Упражнения этого раздела позволяют перевести отвлеченные, порой умозрительные представления о креативности и ее феноменах в целостные, достаточно детализированные образы, связанные с переживаниями и реальным поведением участников тренинга.

Упражнения, включенные в данные раздел, направлены также на осознание имеющихся барьеров проявления креативности и создание условий для преодоления или уменьшения их влияния.

Сюда вошли также упражнения, позволяющие осознать этапы креативного процесса, а также основные характеристики опыта, которые оказываются существенными и часто определяют поведение человека в ситуациях, побуждающих находить креативные решения или способы поведения.

УПРАЖНЕНИЕ 12.

Участники группы сидят по кругу.

«Сейчас мы потратим некоторое время на то, чтобы сосредоточиться на себе, на своих мыслях, чувствах, переживаниях».

Сядьте, пожалуйста, поудобнее и медленно закройте глаза. Обратите внимание на ваше дыхание, ощутите, как воздух проходит через нос, горло, попадает в грудь, наполняет ваши легкие. Ощутите, как с каждым вдохом в Ваше тело попадает энергия, а с каждым выдохом уходят ненужные сейчас заботы, напряжения… Обратите внимание на ваше тело. Почувствуйте ваше тело: все — от ступней ног до макушки головы… Вы сидите на стуле (кресле), слышите какие-то звуки.., ощущаете прикосновение воздуха на вашем лице. Может быть, вам захочется изменить позу, сделайте это.

А теперь сосредоточьтесь на идее изменчивости мира, в котором мы живем… Наше сложное время характерно быстрыми и резкими изменениями…

Порой они бывают молниеносными… Социальные и технологические изменения, которые в прошлые столетия тянулись десятки лет, теперь могут произойти в считанные месяцы или даже недели, и все это постоянно действует на каждого из нас.

Подумайте об этом.

Какие мысли у вас возникают?.. Как вы чувствуете себя в этом изменчивом мире?.. (Эти вопросы тренер повторяет с интервалами 2—3 раза.)

Подумайте о том, какие ваши качества, особенности поведения помогают вам жить в этом изменчивом мире, а какие мешают?

А теперь вспомните, что вы сидите здесь, в этой комнате, и здесь есть еще другие люди. Вернитесь сюда, в наш круг, и сделайте это в удобном для вас темпе. Вы можете сразу открыть глаза или посидеть еще некоторое время с закрытыми глазами. Вернитесь сюда, 6 наш круг, и сделайте это в удобном для вас темпе».

После того как все участники группы открыли глаза, тренер может предложить всем еще некоторое время остаться со своими впечатлениями, чувствами, переживаниями и нарисовать их. Для этого участникам группы предлагаются бумага, краски, фломастеры, цветные карандаши, пастель и т. п.

Рисунки участников группы желательно расположить так, чтобы все могли их видеть на протяжении дальнейших занятий.

После того как все закончили рисовать, и рисунки прикреплены на натянутую леску или к стене, тренер продолжает инструкцию: «Продолжим нашу работу. Сейчас мы объединимся в группы: по 4—5 человек в каждой — и поделимся нашими впечатлениями, размышлениями, расскажем друг другу о том, какие наши качества, особенности поведения помогают, а какие затрудняют нашу жизнь в изменчивом мире. Составьте, пожалуйста, в вашей группе перечень этих качеств. Не стремитесь к обобщениям, пусть качества или особенности поведения, которые вы включите в список, будут конкретными. Будьте готовы в конце работы, в малых группах поделиться с остальными тем, что у вас получится».

В ходе представления каждой группой своего перечня качеств тренер побуждает остальных участников задавать вопросы, прояснять то, что им, не вполне ясно. При этом тренер записывает называемые качества, особенности поведения на доске или листе ватмана.

Это упражнение направлено на осознание каждым участником группы своего опыта жизни в изменчивом мире. Проведение этого упражнения в тренинге креативности позволяет сделать шаг на пути понимания того, в чем проявляется креативность, а также некоторых барьеров, блокирующих ее проявление.

Ниже мы приводим сокращенный перечень качеств, особенностей поведения, помогающих и мешающих жить в изменчивом мире. Эти качества были предложены в разных группах тренинга креативности, проведенных нами.

1. Качества, особенности поведения, помогающие жить в изменчивом мире:

любовь к людям, позитивное отношение к миру, оптимизм;

принятие себя и мира во всех проявлениях;

умение посмотреть на проблему глазами других;

чувство юмора;

переживание своей «незаконченности», незавершенности;

общительность, контактность;

сенситивность, эмпатия;

желание помогать людям;

работоспособность;

мечтательность, способность фантазировать;

решительность, настойчивость, целеустремленность и т. д.

2. Качества, затрудняющие жизнь в изменчивом мире:

неуверенность в себе, своих силах;

предвзятость мнений;

заниженная самооценка;

несамостоятельность;

чрезмерная приверженность принципам;

формализм, заорганизованность;

стереотипность мышления и поведения;

ориентация на общепринятые нормы, правила, излишняя чувствительность к мнению других;

тревожность;

высокая внушаемость и т. д.

УПРАЖНЕНИЕ 13.

Участники группы сидят по кругу.

«Сейчас кто-то из нас, по желанию, задумав какой-либо признак, которым обладают некоторые из нас и не обладают остальные, выйдет в круг и будет подходить по очереди к каждому. Каждый из нас задаст ему только один вопрос: (например, в круг выйдет Таня) „Таня, я с пум-пум-пумом?", и Таня ответит „да" или „нет" в зависимости от того, есть задуманный признак у этого человека или отсутствует. Признаки должны быть конкретными, известными всем нам.

Наша задача — понять, какой пум-пум-пум задуман. После того, как ведущий подойдет к каждому и ответит на заданный вопрос, мы сможем высказать возникшие у нас гипотезы.

В процессе поиска „пум-пум-пума" обращайте внимание на возникающие у вас состояния и постарайтесь уловить момент появления ответа».

Тренер может сам принимать активное участие в упражнении, в том числе выходя в центр круга со своим вариантом «пум-пум-пума», однако лучше это сделать не сразу, предоставив возможность проявить активность участникам группы.

Данное упражнение имеет многочисленные эффекты. Оно полностью соответствует содержанию тренинга креативности, создавая проблемную, неопределенную среду, проходит весело, побуждает участников быть изобретательными, гибкими, развивает их воображение и наблюдательность.

Однако мы рекомендуем его использовать на этапе ориентации, когда основной целью работы является осознание того, что такое креативность, каковы барьеры ее проявления и этапы креативного процесса.

В этом случае эффективными будут два вопроса, которые тренер задает участникам группы. Первый из них «Как возник ответ?» задается участнику группы, нашедшему ответ. Второй вопрос можно задать всем, кто занимался поиском ответа: «Какие чувства, состояния у вас возникали, как они изменялись во время поиска ответа?»

Ответы на первый вопрос позволяют приоткрыть завесу над механизмами обнаружения ответа в тех проблемных ситуациях, где решение не может быть найдено логическим путем. В частности, участники тренинговых групп достаточно быстро выходят на то, какое важное значение в этих случаях имеет ассоциативный механизм.

Отвечая на вопрос «Как возник ответ?», участники начинают говорить об этапах креативного процесса. Появляется идея, что для того, чтобы найти ответ, надо собрать полную информацию! проявляя психологическую наблюдательность, просмотреть все возможные варианты, переходя из одной содержательной области в другую. Таким образом, начинается разговор об этапе подготовки, и тренер получает возможность подхватить эту тему, зафиксировать высказанные идеи. Уже здесь можно предложить участникам осознать те тактики, которыми они пользовались на этом этапе и рассказать о них.

Ответы на второй вопрос дают возможность продолжить разговор об этапах креативного процесса. В частности, участники часто говорят о том, что в какой-то момент у них возникало впечатление, что им не удастся найти «пум-пум-пум», рассказывают о напряжении, периодически возникающем желании прекратить поиск ответа. Таким образом, появляется возможность обозначить этап фрустрации и, подводя итог, перечислить те состояния, которые возникают на этом этапе креативного процесса,

Обычно кто-то из участников в ходе обсуждения говорит примерно следующее: «В какой-то момент я перестал(а) думать о „пум-пум-пуме", стал(а) думать о чем-то своем и вдруг, это, кажется, было после слов Наташи, у меня сам собой возник ответ». В этом случае иногда оказывается возможным выяснить, что этот участник группы тщательно прошел этап подготовки и, не оставаясь долго на этапе фрустрации, перешел на этап инкубации. Во время нахождения на этом этапе его подсознание «услышало» то, что сказала Наташа, «объединило» эту информацию с уже имеющейся и «нашло» ответ.

Участники тренинга также, как правило, говорят о тех эмоциях и чувствах, которые у них возникали в момент нахождения ответа: радость, восторг, « было приятно » и т. д. Эти впечатления тренер может соотнести с этапом инсайта.

В процессе обмена впечатлениями после завершения упражнения обычно высказываются идеи, которые позволяют поговорить и об этапе разработки (верификации, воплощения).

Кто-то из участников может сказать примерно следующее; «Мне показалось, что я нашел ответ, и я стал его проверять, соотносить с условиями задания и понял, что он подходит (не подходит)». Опираясь на такое высказывание, тренер говорит о необходимости проверки возникающих идей, придания им завершенной формы.

Приведем пример поиска «пум-пум-пума» в одной из проведенных нами групп тренинга креативности.

Загадывающий выбрал в качестве «пум-пум-пума » первую гласную букву в полном имени участников тренинга. Таким образом, Александра, которую в группе звали Саша, Ольга и Антонина (в группе ее называли Тоня) были обладательницами «пум-пум-пума». Группа начала поиск с перебора признаков внешнего облика. После того как были названы цвет волос, форма прически, цвет глаз, форма лица (круглое), наличие украшений, часов, форма выреза на платьях, рубашках, блузках и многое другие, у некоторых членов группы возникло беспокойство, которое выражалось фразами:

«Может быть, ты нам что-нибудь подскажешь», «А если мы не найдем ответ, то что будет?», «А этот „пум-пум-пум" действительно есть?» и т. п.

Некоторые из участников в этот период снизили свою активность, по их невербальному поведению можно было предположить, что они думают о чем-то, не относящемся к поиску «пум-пум-пума». Позже, в ходе обсуждения эти участники говорили о том, что в какой-то момент они потеряли интерес к заданию, им стало лень дальше заниматься этой проблемой.

Однако большинство участников группы продолжали поиск решения. Они переходили все в новые и новые области.

Качественный скачок в процессе поиска решения произошел после высказывания Андрея, который обратил внимание группы на то, что до сих пор поиск шел в одной содержательной области — внешний облик, и предложил поискать «пум-пум-пум» в других областях: местоположение в комнате, место работы, характер увлечений (о своих увлечениях, хобби участники группы рассказывали друг другу в начале занятий). После этого стали возникать новые идеи, что позволило в конце концов выйти на содержательную область «имена» и найти, правда далеко не сразу, ответ.

УПРАЖНЕНИЕ 14.

Участники группы сидят по кругу. У тренера в руках мяч.

«Сейчас, бросая друг другу мяч, будем, не повторяясь, называть качества, особенности поведения, присущие, с нашей точки зрения, креативному человеку. Постараемся быть внимательными, запоминать названные характеристики, а также и то, у кого уже мяч побывал. Будем стараться, чтобы все принимали участие в работе».

После того, как мяч побывает два-три раза у каждого, тренер изменяет инструкцию: «А теперь, продолжая бросать мяч, будем называть качества, особенности поведения антипода креативного человекам.

Это упражнение способствует осознанию проявлений креативности, что дает возможность тренеру в дальнейшем предложить участникам группы ориентировочную основу с перечнем этих проявлений и на следующем этапе работы перейти к их развитию, тренировке.

УПРАЖНЕНИЕ 15.

Участники группы сидят по кругу.

«Давайте все вместе напишем рассказ о городе, 6 котором собрались и живут самые некреативные люди из всех живущих на Земле. Кто-то из нас начнет и скажет одну-две фразы, с которых начнется наш рассказ. Далее будем двигаться по часовой стрелке по кругу, и каждый по очереди будет, продолжая повествование, говорить свои фразы».

Обычно достаточно сделать два круга, после чего остановить работу. При этом тренер может предложить тому участнику, который замыкает второй круг, предложить придумать именно заключительные фразы.

Это упражнение позволяет участникам группы через описание противоположности осознавать, что такое креативность и в чем она проявляется. Рассказ может получиться достаточно мрачным, если участникам не удается отнестись к ситуации с юмором. В этом случае после завершения рассказа можно предложить сделать что-то более веселое, например, заняться поисками «пум-пум-пума».

УПРАЖНЕНИЕ 16.

Участники группы сидят по кругу. В центре круга лежит бумага, краски, фломастеры и т. д. — все, что необходимо для рисования. «Сейчас я предлагаю каждому из нас взять лист бумаги и нарисовать креативность так, как вы ее понимаете. У нас будет достаточно времени на рисование, мы подождем, когда все закончат свои рисунки».

После того как все завершат рисунки, каждый рассказывает о своем рисунке, о том, как он (а) понимает, что такое креативность.

Упражнение позволяет сформулировать многие сущностные характеристики креативности как свойства личности, творческого процесса, а также отличительные особенности именно творческих продуктов деятельности.

Приведем примеры того, что говорили некоторые участники групп тренинга креативности, рассказывая о своих рисунках.

Ольга. «Я хотела на своем рисунке показать роль внешних условий: из ручейка получается океан. Это означает, что креативность развивается в подходящих условиях, и сама потом питает других».

Татьяна (на рисунке — мозаика): «Для меня креативность — это движение от хаоса к гармонии».

Саша (на рисунке разноцветная спираль): «Креативность — это развитие, радость, бесконечность».

По ходу обсуждения тренер предлагает участникам задавать друг другу вопросы, уточнять содержание высказываний. После того как все выскажутся, тренер подводит итог, перечисляя основные идеи, касающиеся проявлений креативности, условий ее формирования и развития, которые соответствуют содержанию ориентировочных основ (содержательных модулей), в рамках которых будет проходить дальнейшая работа.



Страница сформирована за 0.64 сек
SQL запросов: 190