УПП

Цитата момента



Смысл жизни не в ребенке – в улыбке ребенка. У вас есть мужество — выращивать улыбку?
Расти, улыбка, и большая, и маленькая!

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



— Я что-то начало объяснять?.. Видите ли, я засыпаю исключительно тогда, когда приходится что-нибудь кому-нибудь объяснять или, наоборот, выслушивать чьи-нибудь объяснения. Мне сразу становится страшно скучно… По-моему, это самое бессмысленное занятие на свете — объяснять…

Евгений Клюев. «Между двух стульев»

Читать далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/s374/
Мещера-2010
Проработка

Понимание себя.

"Говоришь, что любишь, но не показываешь этого".

"Никогда за тобой этого не замечал, значит это неправда".

"Я знаю, что могу, раз уж я это делаю".

Эти примеры выражают то, как люди представляют удовлетворение своим критериям с точки задействования сенсорных систем. Все эти примеры визуальны: покажи, что любишь; замечаю; вижу, что делаю. И у вас также? Необходимы ли вам внешние свидетельства, чтобы знать, что кто-то вас любит, что это правда, что вы это можете сделать? Если нет, тогда информация какой репрезентативной системы вам необходима?

Понимание других. Как это может быть, что у такой-то женщины целый ворох прекрасных туфель, а она все время выбирает себе теннисные тапочки? Вероятно, покупает она то, что красиво смотрится, а носит, что удобно сидит на ноге.

Что получаем. Определенные действия требуют способности к дискриминации той или другой репрезентативных систем. Если вы хотите играть на музыкальном инструменте, вам необходимо научиться слышать интервалы у себя в голове и подгонять их под то, что слышите извне. Спорт требует развития кинестетических репрезентаций ощущения определенных движений.

Живопись требует развития способности к визуальным дискриминациям в отношении пропорций, линии, цвета, равновесия и т.д.

В своей клинической работе мы помогли многим превозмочь половые расстройства посредством изменения визуального тестирования на тестирование кинестетическое текущих ощущений и эмоций, естественно ведущих к развитию сексуальности. Молодых матерей мы научили, как пользоваться слуховыми тестами, чтобы понять, что значит плач ребенка: мне мокро, я устал, я голоден, мне одиноко, мне больно и т.д. Информацией репрезентативной системы мы даже воспользовались, чтобы помочь нашему другу овладеть автомеханикой. Он проштудировал кучу учебников и тыкался вокруг явно неисправного двигателя, хотя с виду все было замечательно. К сожалению, заведя мотор и исправив, казалось бы, все, сдвинуть машину с места ему не удавалось. И тогда мы смоделировали мастера — механика и нашли, что слуховое тестирование весьма существенно при работе двигателя. Мы передали эту способность нашему другу — по звуку определять все эти гммм — гммм, мяуканье, рев, скрежет, пуфы и стоны мотора.

5. Референтная категория

Результат

Действия

Референтная категория

Временная рамка (Р.С.) Критерии # ЭК

Категория принуждения

Причина — Следствие

Предмет оценки

Все оценки зависят от ссылки на информацию. Например, решение, какую книгу взять с собой в отпуск, может потребовать рассмотрения, что вы уже прочли, какие книги имеются в данный момент в вашей библиотеке, интригующие книги, о которых вы недавно слышали, где будете проводить отпуск и т.д. Все это источники информации, на которые можно ссылаться, решая какую книгу выбрать.

Оценки не происходят в вакууме, наоборот, они зависят от вызова необходимой информации. Кроме того, оценки оформляются, тем источником, на который вы ссылаетесь. Решение о книге с использованием лишь ссылки на "имеющуюся библиотеку", вероятно, будет отличаться от выбора человека, включившего в качестве ссылки интерес "а что же есть в книжных магазинах". Книги из магазина доступны, но пока он не воспользуется в качестве ссылки "а что же есть в книжных магазинах", ему и в голову не придет отправиться в магазин. В качестве примера постарайтесь дополнить следующее упражнение.

Выбрать ресторан, чтобы сходить туда вечером.

Захватить с собой близкого друга.

Решить, когда встретиться с другом.

Определить, что главное в том, чтобы посидеть в ресторане с другом.

При рассмотрении своих внутренних процессов во время этих оценок вы заметите, что, чтобы сделать необходимые суждения, вы обращаетесь к любого рода информации: в каком ресторане вы уже бывали, что бы вам хотелось поесть, кто ваши друзья, есть ли у них время, что из еды им нравится, ваши ощущения от дружбы и т.д. Это относительно сложные оценки. Но даже такое, казалось бы, автоматическое и простое реагирование, как рукопожатие, требует оценки референтной информации, что вот она, чья-то рука, чтобы ее пожать. (В данном случае ссылка или референция — это вид протянутой руки).

Референтная категория, таким образом, определяет переживания, ощущения, воспоминания, воображение, восприятие и другие источники информации, используемые в оценке. Другими словами, если вы собираетесь приступить к оценке, нужно иметь какие-то данные для оценки. Референтная категория определяет, откуда вы получаете эти данные. Из ссылок или референций можно выделить множество, но мы считаем, что наиболее воздействующими и сильными являются три из них: это временная рамка (прошлое, настоящее или будущее), аутентичность (истинность или надуманность), эмоциональная причастность (личная или информационная). Вначале мы определим и предоставим примеры по каждому из этих трех понятий, затем опишем несколько контекстов, в которых каждое из них к месту или не к месту используется в качестве референции. Представление различий сопровождается описанием уникальных характеристик каждой из 10 типов референций, которые можно дифференцировать как следствие различных комбинаций понятий.

Временные рамки

Обращаясь за информацией к прошлому, мы используем референцию прошлого. К примерам референций прошлого относятся воспоминания о получении подарка, о котором так мечтали, к Рождеству, или о том, как учили такое трудное слово "корова", пишущееся почему-то через "о", или воспоминании о той пытке, через которую должен был пройти отец, когда наказывал вас за то, что вы заперли сестру в сундук. В любом случае информация или опыт, на который вы ссылаетесь, из прошлого.

Во многих контекстах оперирование по референциям прошлого и достаточно, и эффективно. Значение только что прочитанного слова, как починить прохудившуюся камеру, когда перестать заказывать себе коктейли, распознание реакции супруга — все это контексты, где референции прошлого спасают от необходимости обдумывания своей реакции каждый раз при проявлении такого контекста.

Когда вы обращены к информации из своего окружения в настоящем (внутренне или внешне), вы пользуетесь референциями настоящего. Примерами референции настоящего будут ощущения потока внезапного безумного увлечения, осознания, что земля в цветочном горшке совсем высохла, воображение, как вы сейчас предстанете перед своими друзьями. В каждом из этих случаев информация берется из настоящего, из текущих ощущений и восприятий. В целом любой контекст, задействующий чувственные ощущения или необходимость быстрого реагирования, является подходящим для использования референций настоящего. Танцы, занятия любовью, игра в теннис, удовольствие от еды, работа врача — все это контексты, где основой является референция настоящего.

Всякий раз, воображая нечто, что должно все же произойти, вы используете референции будущего. К примерам референций будущего можно отнести воображение собственной уверенности на завтрашнем собеседовании; знание, что вам потребуется на будущей неделе купить в бакалейной лавке; представление, как будете выглядеть и чувствовать себя, если целый год поработаете над собой. Референции будущего в целом уместны, если не сказать совершенно уместны, для контекстов планирования, взятия обязательств, обдумывания последствий. Примерами таких контекстов будут планирование вечеринки, планы получить образование, сделать карьеру, купить дом, решиться жениться, завести ребенка.

При оценке прошлого желательно иметь по крайней мере несколько референций прошлого для оценки; при оценке настоящего уместно иметь по крайней мере несколько референций настоящего для оценки; а если вы оцениваете будущее, хорошо бы иметь несколько референций будущего для оценки. Без каких-то данных из настоящего попытка оценки понравился ли супруге приготовленный вами обед ни в коем случае не будет отражением происходящего, а скорее отразит какие-то переживания прошлого или образы будущего. (Так, мужу может показаться, что его жена обожает какое-то блюдо, он не заметит, что она едва к нему прикасается, вздыхает и кривит рот). Точно так же скорее всего не удается сделать соответствующий тест, не воспользовавшись референцией прошлого, пытаясь оценить прожитое на прошлой неделе.

Аутентичность: Истинная и Надуманная Референция.

Стюарт возвращался домой после совершенно неудачного дня на работе. Ему хотелось вечера, совсем не похожего на только что прошедший день. Подходя к дверям, он несколько воспрял духом, мечтая о радости и романтичности вечера со своей дамой, с Анной. А вот и Анна — она сидела на стуле на заднем дворе, вздыхая и медленно выводя ногой круги на траве. Лицо ее опухло, слезы высохли, но оставили на лице следы. Стюарту уже приходилось видеть эти медленные круги и слышать вздохи, и те же самые чувства при воспоминании о прошлом, чувства сострадания и беспокойства, зародились в его душе. Понимая всю неуместность своих планов, он отбросил их, опустился на колени рядом с Анной, взял ее за руку, поцеловал руку и терпеливо стал ждать, когда она поведает о несправедливостях своего дня.

В данном примере Стюарт тестирует и реагирует по настоящему в отношении эмоционального состояния Анны. Этот тест основан на нынешнем виде и поведении Анны и на воспоминаниях Стюарта о подобном в прошлом. Тестирование Стюарта по настоящему основано на истинной референции переживаний. То есть Стюарт смотрит на Анну, слушает ее (истинная референция настоящего) и вспоминает о ее моментах депрессии в прошлом (истинная референция прошлого). Комбинация этих двух референций обеспечивает Стюарта опытной основой, необходимой для распознания, что Анна расстроена какой-то несправедливостью.

Отзывчивый к потребностям других

Распознание

Н (вид и поведение другого человека)

П (опыт общения с человеком)

Н (в,с)

критерии # ЭК

Категория принуждения

Причина — Следствие

Эмоциональные состояния других людей

Если бы Стюарт не заметил поведения Анны или если бы он не вспомнил о прошлых подобных переживаниях, он бы не распознал значение ее поведения и, вероятно, не отреагировал бы так. Даже имея ясно определенный критерий, оценивать без релевантных референций все равно, что пытаться вырезать мраморную статуэтку не имея мрамора. Когда вы собираетесь оценивать, вам не только необходим стандарт (критерий) для сравнения, но нечто, к чему примерить этот стандарт. В данном случае Стюарт использовал истинное переживание в качестве основы для оценок. Истинное переживание, однако, не единственная основа, к которой прибегают для оценки. Возьмем следующий пример.

Престон с женой решают, куда отправиться в отпуск и приходят к соглашению, что им следует поехать туда, где до этого они не бывали. Жена предлагает Аризону, а Престон вспоминает, что видел в кино пустыню, и представляет, как это будет, видит перед собой пустынный пейзаж, как ему приходится щурить глаза, чувствует, как зной иссушает его жизненные силы. "Ни в коем случае", — говорит он. Следующее ее предложение — Нью-Йорк. О больших городах Престон читал и слышал предостаточно, он воображает себе орды людей, несущихся между небоскребами, слышит какофонию гудков на улицах, кругом толчея, лихорадочный темп. "Ни за что", — говорит он. Жена делает третью попытку:" Купим себе палатку и отправимся в горы". Вспоминая идиллические картины, расписанные друзьями, об отдыхе на открытом воздухе, Престон опять представляет себе, как это все будет, в этот раз он видит ковер из сосновых иголок, зелень деревьев и бескрайнюю синеву неба. Он слышит, как журчит ручей, ощущает дуновение свежего ветерка и смягчается. "Да, вот туда я хочу", — мечтательно вздыхает он.

Решение Престона куда ехать в отпуск задействует две оперативные формы и в значительной степени основано на надуманных, а не истинных переживаниях. То есть это переживания, которых он никогда раньше не имел на самом деле, но создал в своем воображении. В первой оперативной форме Престон оценивает, каким будет каждое возможное место проведения отпуска. Склеивая вместе отрывки истинных референций прошлого (из кино, книг, устных) о пустыне, Нью-Йорке и горах, он способен сконструировать для себя переживание, предполагаемое для каждого из этих мест. Конечно, никогда в действительности не будучи в этих местах, он может не ведать о важных аспектах, как, например, о комарах, нарушающих своим вечным гудением тишину гор. Независимо от того, точно его воображаемое будущее или нет, Престон использует его в качестве информации для оценки, куда отправиться на отдых.

Откуда же исходят эти воображаемые переживания? Рассматривая каждое из мест для отпуска, Престон создает будущее, однако ясно, что природа этого будущего (т.е. переживания, воображаемые для пустыни, Нью-Йорка и гор) определяется референциями прошлого, которые он связывает с этими местами. Когда-то где-то он видел в кино, читал, кто-то ему говорил, что в пустыне знойно и сухо. Используя собственные референции переживаний зноя и жажды, Престон может вообразить, что значит оказаться в пустыне. Если бы ему никто прежде не говорил, что в пустыне сушь да зной, а наоборот, сообщил бы, что это место душистых вечеров и тихого покоя, Престон создал бы в воображении посещение пустыни, основанное на референтных переживаниях "душистых вечеров" и "тихого покоя". (Если бы его жена предложила им отправиться в Наини Тал в отпуск, вот когда бы ему ничего не оставалось, как запросить еще информации, поскольку он совершенно не знает никакого Наини Тала, ему не известно поэтому за какую референцию переживаний взяться для оценки выбора). Надуманные референции Престона показаны в таблице литерой "н". (Истинные референции не обозначены особо).

Престон —

Выбор места проведения отпуска

Решение

П (Прочитанное, услышанное и увиденное о месте)

Пн (Воображаемое о месте)

Б критерий # ЭК

Категория принуждения

Причина — Следствие

Каким будет каждое из мест

Поскольку Престон использовал свои референции прошлого для создания воображаемых будущих переживаний (как оно все будет в Нью-Йорке, пустыне и в горах), эти три воображаемых будущих переживания становятся будущими надуманными референциями для использования во второй оперативной форме в процессе выбора. В этой следующей оперативной форме Престон оценивает каждую воображаемую возможность по отношению к типу желаемого отпуска (т.е. по отношению к критерию, которому хочется удовлетворить).

Престон —

Выбор места проведения отпуска

Решение

Бн (Возможные места)

Б

Новое # никогда прежде не был

Отдых # тишина, покой

Категория принуждения

Причина — Следствие

Куда я хочу поехать

Таким образом, результаты одной оперативной формы могут обнаруживаться как референции в другой оперативной форме. Это разделение результатов может быть одновременным (как в примере с Престоном), где "каково это быть в пустыне" оценивается наравне с оценкой "а хочу ли я туда?". Результаты одной действующей формы могут передаваться и последовательно как референция на другую оперативную форму. Если бы Престон оперировал последовательно, то он сначала вообразил бы, каково это быть в пустыне, без увязки с грядущим отпуском.

Все референции будущего надуманы. Можно вспомнить истинные переживания былого, можно заметить происходящее сейчас. Однако по крайней мере на нынешней стадии концептуальной и научной эволюции "стрела времени" не позволяет шагнуть из настоящего в будущее или иметь воспоминания об истинных переживаниях будущего. Поэтому будущее не может выступать источником референции истинных переживаний, поскольку нам не дано ни быть в нем, ни иметь о нем воспоминаний1. Мы можем, однако, тестировать будущее, чтобы вообразить, каким оно будет. Такое воображение становится надуманной референцией будущего, которую можно использовать в наших оперативных формах. Референция будущего автоматически создается каждый раз, когда тестируется будущее.

В дополнение к будущему надуманные переживания могут создаваться в настоящем или создаваться и вызываться из прошлого. Так, если планируя, как представить себя на грядущем собеседовании при приеме на работу, вы обращаетесь к референции о желаемом исходе предыдущих собеседований, значит вы используете надуманные референции прошлого. В этом случае вы пользуетесь референциями переживаний из своего прошлого, вспоминая, как предлагали свои качества, а не вспоминая, как запинались и потели на самом деле. Точно так же, воображение, что вы играете в теннис, как ваш инструктор, в то время как сидите и наблюдаете за его игрой, является примером надуманной референции настоящего.

При разграничении понятий истинных и надуманных референций мы исходим из понятия "консенсуальной реальности". Харви, кролик Элвуда П.Дауда, был для него "истинным", но не являлся частью консенсуальной реальности и поэтому (как это ни огорчительно) является примером надуманной референции настоящего.

Существует определенный класс надуманных референций, столь сильно воздействующих и преобладающих, что необходимо на этом остановится — это так называемые опосредованные референции переживаний, являющиеся надуманными референциями о переживаниях других людей. Можно было бы, к примеру, представить себя на месте своего отца во время наказания или вас за какой-то детский проступок (Пн). Или можно вообразить себя своим отцом сейчас, когда он видит, как ваши собственные дети также шалят (Нн). Такое на самом деле бывает, и все же у вас нет переживаний именно своего отца. Оба эти опосредованные референции переживаний сконструированы из кусочков прошлого и (или) настоящего, что дает вам понятие о переживаниях отца.

Книги, кино, телевидение, радио — частые источники опосредованных переживаний. Идентифицируясь с придуманными героями, мы способны опосредованно жить жизнью других, конструируя, каково это быть ими. Во тьме театрального зала, когда Пол Ньюмен осушает последний бокал и отправляется на бой с жирными миннесотцами, сотни рук в зале сжимают "курки"; миллионы сердец замирают, когда герой, пройдя через все невзгоды, обнимает героиню; когда, наконец, наступает та самая ночь для Клодетты Колберт и Кларка Гейбла, и занавес опускается, мы все еще остаемся с полюбившимися героями. Книжки, такие, как "Джунгли" А. Синклера, дают столь будоражащие опосредованные референции переживаний (в данном случае речь идет о скотобойне), что порождает целые народные движения протеста, изменения в законодательстве. Радио превращает миллионы слушателей в адвокатов, сыщиков и супергероев. А телеверсии таких драм, как "Корни" и "На следующий день", наделяют миллионы зрителей опосредованными референциями переживаний тем лишения дома и семьи, закабаления и рабства или немедленных последствий ядерной войны. Факт надуманности референции не обязательно означает меньшее ее воздействие по сравнению с истинной референцией. Часто мы создаем для себя свои прошлые, настоящие и будущие, наполненные такой же субъективной аутентичностью, которую мы обычно связывали с истинными переживаниями прошлого или настоящего. К примеру, вам, вероятно, известен кто-либо, обычно конструирующий будущую возможность (свидание, предложение работы, выигрыш в лотерею и др.) и затем реагирующий на надуманное будущее как на "верняк". (Этот вопрос мы несколько разовьем в главе о Категории принуждения). В целом, однако, если имеется истинное референтное переживание, то предпочтительнее конструировать переживания по нескольким причинам.

‑ Истинные референции переживаний гораздо богаче в смысле ощущений, восприятий, реагирования окружения и т.д.

‑ Они более точны в смысле ощущений, восприятий, поведений и реакций, присущих переживанию.

‑ Часто они более субъективно возбуждающи, поскольку "всамделишны".

Надуманные референции переживаний более уместны для таких контекстов, где невозможны личные переживания — проникновение в чьи-то переживания, чтобы расширить свои; использование воображения для исследования незнакомых контекстов.



Страница сформирована за 0.57 сек
SQL запросов: 191