КАК ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ В ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОМ ДРЕВЕ ГЕШТАЛЬТА
1. Общая ориентировка
- по левую руку (что соответствует правому полушарию головного мозга) синтетическое и холистическое направление, явно не пренебрегающее эмоциональными и телесными составляющими (перлзовское направление);
- по правую руку (что соответствует левому полушарию головного мозга) более аналитичное, вербальное и рационалистичное направление (гудмановское направление);
- в центре феноменологический метод, философия экзистенциализма и Гештальт-психология пытаются связать оба вышеуказанных подхода.
2. Имена авторов-предшественников и гештальтистов (более 120 имен) Каждое имя было помещено:
- по оси ординат, напротив даты, когда гештальтист начал практику или автор приобрел известность,
- по оси абсцисс, над именами тех, кто его наиболее вдохновил (его «учителей»).
Имена ведущих представителей отдельных направлений Гештальта даны заглавными буквами (например, ПОЛЬСТЕР, ДЕЛИЛЬ).
Что касается современных французских Гештальт-практиков, то здесь представлены те, кто регулярно и постоянно практикуют Гештальт, имея в нем серьезное образование (в частности, действительные члены Французского общества Гештальта). Перед фамилиями женщин стоит начальная буква их имени. Отдельные имена в скобках (например, Морено) отмечают терапевтов-негештальтистов; их местоположение на Древе соотносится с датой выхода тех их важных произведений, которые оказали непосредственное влияние на Гештальт.
3. Школы и их «расположение»
Можно выделить три основных ветви:
- восточная: Нью-Йорк и Бостон (основные представители направления: Гудман и Фром),
- центральная: Кливленд — откуда, в частности, выделились монреальская и брюссельская школы, которые, в свою очередь, дали толчок развитию институтов в Бордо, Гренобле и Нанте (основной представитель направления: Зинкер),
- западная: Калифорния (Исален, Сан-Франциско и Лос-Анжелес), где обучалось большинство парижских Гештальт-практиков (основные представители направления: Перлз и Польстер).
Места «расположения» школ (например, КЛИВЛЕНД, БРЮССЕЛЬ) даны по тем же принципам, что и представленные авторы: по оси ординат—время их официального открытия; по оси абсцисс— каждая новая школа располагается над той предшествующей школой, что оказала на нее наиболее вдохновляющее влияние.
Иногда те или иные терапевты и школы «располагаются» скорее в направлении их методологической общности, чем по географическому принципу. Впрочем, среди гештальтистов немало тех, которые получили смешанное образование или перенесли свою деятельность в другую местность: так, например, Польстеры переехали из Кливленда в Сан-Диего (Калифорния), тогда как Латнер, наоборот, прежде чем обосноваться в штате Нью-Йорк, сначала практиковал в Калифорнии.
СВОДНАЯ ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА
(некоторые опорные даты, связанные с развитием Гештальта)
1. ОТДЕЛЬНЫЕ ПРЕДШЕСТВЕННИКИ
Год |
Рождение |
Смерть |
Отдельные публикации и события |
1770 |
Гегель |
||
1775 |
фон Шеллинг |
||
1803 |
Эмерсон |
||
1813 |
Кьеркегор |
||
1838 |
Брентано |
||
1842 |
Кропоткин |
||
1844 |
Ницше |
||
1849 |
Павлов |
||
1856 |
Фрейд |
Ницше: Человеческое, слишком человеческое |
|
1859 |
Гуссерль |
||
|
фон Эренфельц |
|
|
|
Бергсон |
||
1866 |
Гродцек |
||
1870 |
Адлер |
||
1873 |
Смуте Ференчи |
Ницше: Так говорил Заратустра |
|
1874 1875 |
Шелер Юнг |
Кропоткин: Слова бунтаря |
|
1878 |
Голдштейн |
Кропоткин: Научные основы анархии |
|
|
Бубер |
||
1879 |
Корцибский |
||
Эйнштейн |
|||
1880 |
Вертхаймер |
||
1881 |
Тейяр де Шарден |
||
Бисвангер |
|||
1882 |
Мелани Кляйн |
||
1883 |
Ясперс |
||
1884 |
РАНК |
||
Шульц |
|||
1885 |
Карен Хорни |
||
Э. Минковский |
|||
1886 |
Коффа |
||
1887 |
Келер |
||
1888 |
Ассаджоли |
||
1889 |
Хайдеггер |
||
Габриель Марсель |
|||
1890 |
Морено |
||
Левин |
|||
Дезуайль |
2. РОЖДЕНИЕ ОСНОВАТЕЛЕЙ
Год |
Рождение |
Смерть |
Отдельные публикации и события |
1893 |
Перлз |
||
1894 |
Шарлотта Бюлер |
Ницше: Воля к власти |
|
1895 |
Энгельс |
Фрейд: Этюды по истерии |
|
1896 |
Винникотт |
Фрейд вводит термин психоанализ |
|
|
Ида Рольф |
||
1897 |
Райх |
||
1898 |
Маркузе |
||
1899 |
фон Берталанфи |
||
1900 |
Нищие |
Фрейд: Интерпретация снов |
|
1901 |
Милтон Эриксон |
Фрейд: Психопатология повседневной жизни |
|
1902 |
Роджерс |
|
|
1904 |
Бейтсон |
||
Скиннер |
|||
1905 |
Лаура перлз |
Фрейд: Три эссе по теории сексуальности |
|
|
Сартр |
Эйнштейн: Частная теория относительности |
|
|
Мунье |
|
|
1906 |
Кропоткин: Взаимопомощь |
||
1907 |
Фрейд встречает Юнга |
||
Бергсон: Творческая эволюция |
|||
1908 |
Мерло-Понти |
Фрейд встречает Ференчи |
|
Маслоу |
|||
1909 |
Путешествие Фрейда по США с Ференчи и Юнгом |
||
1910 |
Берн |
Фрейд: Пять лекций по психоанализу |
|
|
|
|
Основание Международной психоаналитической ассоциации (JPA) |
1911 |
Гудман |
Бошан: первая французская статья по психоанализу |
|
1912 |
Разрыв между Фрейдом и Юнгом |
||
1913 |
Фрейд: Тотем и табу |
||
|
|
|
Гуссерль: Ведущие идеи в феноменологии |
1916 |
Фрейд: Введение в психоанализ |
||
|
|
|
Эйнштейн: Общая теория относительности |
|
|
|
|
1918 |
Фридландер: Творческая пустота |
||
|
|
|
Ференчи избран президентом 1РА |
1920 |
Фрейд: По ту сторону принципа удовольствия |
||
|
|
|
Юнг: Психологические типы |
1923 |
Бубер: Я и Ты |
||
1924 |
Ранк: Травма рождения |
||
1925 |
Фрейд: Моя жизнь и психоанализ |
||
1926 |
von Bertalanffy (фон Берталанфи): Zur Theorie des organischen Gestalt |
||
Смуте: Холизм и эволюция |
|||
|
|
|
Ассаджиоли основывает в Риме Институт психосинтеза |
1927 |
Фрейд: Будущее одной иллюзии |
||
|
|
|
Хайдеггер: Бытие и время |
|
|
|
Райх: Функция оргазма |
1929 |
Ференчи: Релаксация и неокатарсис |
||
1930 |
Фрейд: Тревога и цивилизация |
||
1931 |
Ференчи: Совместный анализ детей и взрослых |
||
|
|
|
|
1932 |
Ференчи: Клинический журнал |
||
|
|
|
Ранк: Искусство и художник |
|
|
|
Мелани Кляйн: Детский психоанализ |
|
|
|
Шульц: Аутотренинг |
1933 |
Лэнг |
Корцибский: Наука о здоровье |
|
|
|
|
Райх: Анализ характера |
3. СОЗДАНИЕ ГЕШТАЛЬТА