УПП

Цитата момента



Взрослые заставляют нас признаваться, а сами никогда не признаются детям!
Дети.

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



«Твое тело подтверждает или отрицает твои слова. Каждое движение, каждое положение тела раскрывает твои мысли. Твое лицо принимает семь тысяч различных выражений, и каждое из них разоблачает тебя, показывая всем и каждому, кто ты и о чем думаешь, в каждое мгновение!»

Лейл Лаундес. «Как говорить с кем угодно и о чем угодно. Навыки успешного общения и технологии эффективных коммуникаций»


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/s374/d3354/
Мещера

Комментарии

Вооружившись этой позитивной информацией, вы должны обрести достаточную уверенность в себе, чтобы подходить с важными делами к своему боссу, учитывая, какое серьезное место вы занимаете в организации.

Хорошо бы припомнить все приобретенные навыки самоутверждения, когда вы общаетесь со своим боссом. Например, когда вы входите в кабинет, стойте прямо, чтобы выглядеть выше, голову тоже держите высоко, смотрите спокойно и открыто, не переминайтесь с ноги на ногу и не сутультесь со смущенным видом.

Поддерживайте правильный визуальный контакт. Хорошо подготовьтесь заранее, чтобы вы смогли говорить ясно и четко. Используйте слова «мы» и «нас», чтобы показать, что считаете себя членом команды.

Выражение лица должно быть приятным и дружелюбным. Знайте, когда надо уйти, — время вашего босса должно быть для вас драгоценным. Всегда благодарите начальника за поддержку, если уместно — похвалите его в корректной форме. Зачастую люди, находящиеся на вершине пирамиды, чувствуют себя весьма одинокими, начальник редко слышит от окружающих искреннюю похвалу.

Демонстрируйте твердый, позитивный настрой постоянно, так чтобы босс сам увидел, что у вас есть серьезный потенциал для продвижения вверх по социальной лестнице. Как уверенный в себе профессионал, вы должны быть способны:

говорить за себя, в то же время проявляя уважение к взглядам других людей;

спокойно защищать свои позиции, когда это необходимо;

представлять свои идеи окружающим, причем в понятной форме;

оказывать влияние, не манипулируя людьми;

быть способным сказать «нет», когда это нужно — и себе, и другим членам вашей команды;

эффективно управлять другими людьми.

Критик

Едва ли среди всех нас найдется хотя бы один человек, который мог бы честно сказать, что ему нравится, когда его критикуют, хотя это в значительной мере способствует нашему саморазвитию и самоутверждению, поскольку мы должны научиться реагировать на критику, не защищаясь и не впадая в агрессию. В самой человеческой природе заключено стремление защищать свои спонтанные чувства и уязвленную гордость или каким-либо образом отрицать критику, оправдываться, рационализировать свое поведение, контратаковать.

Существует много видов ответа на критику, от позитивной, конструктивной реакции до разрушительных словесных атак. Первый шаг — определить тип критики, ее цели, а затем нужно честно принять решение, есть ли в ней хотя бы доля правды. На основании этого вы сможете решать, как вы захотите преодолевать критику: соглашаться с ней, частично соглашаться, не соглашаться совсем. Помните, вы должны анализировать суть, содержание критики, а не то, как она выражена или что вы считаете тайной целью критикующего.

Критика может быть оправданной, неоправданной или представлять собой смесь того и другого. Она может быть высказана решительно и нерешительно, в ней может присутствовать разная степень агрессии — от самой легкой до предельно высокой. Легко распознать деструктивную, уничтожающую критику, когда выбор слов, тон голоса и язык тела свидетельствуют об открытой агрессии, но зачастую только после самого события мы чувствуем какое-то неудовольствие или у нас возникают запоздалые возражения: «Постойте, подождите минутку… когда она сказала все это… что за чушь!» Очень важно вовремя распознать уничтожающую критику и реагировать на нее спонтанно и адекватно, сразу в момент события.

Давайте рассмотрим несколько примеров. В каждом случае А — критика, Б — спонтанный ответ на нее, В — уверенный ответ на критику.

Конструктивная оценка, высказанная в утверждающей форме  

А — «Мне кажется, что использование слова „последствия“ клиент воспримет как угрозу».

Б (оборонительная позиция) — «Ну, разве это возможно? Видно по контексту, что оно ничего такого не означает».

В — «Да, я понимаю, о чем вы говорите, но какая формулировка может быть более удачной?»

Оценка, высказанная в агрессивной форме  

(Ситуация та же самая, но мнения воспринимаются как факты и критикуется человек, а не отдельный его поступок.)

А — «Не используйте слово „согласованность“. Клиент почувствует угрозу, если вы будете составлять тексты таким образом!»

Б (контратака) — «Я использовал слова, которые вы предложили, это вы дважды написали слово „последствия“ в своем письме мистеру Смиту!»

В (затуманивается и начинает защищать себя) — «Возможно, вы правы, я мог бы сформулировать эту мысль более удачно. Однако, полагаю, вы правильно восприняли общий тон моего письма. Я вполне удовлетворен документом».

Критика, с которой вы категорически не согласны  

А — «Вы выглядите совершенным неряхой, у вас рубаха торчит из-за пояса!»

Б (агрессия) — «Занимайтесь своими делами. Я одеваюсь так, как мне нравится!»

В (отпор агрессии и самозащита) — «Я не согласен с вами. Я считаю, что я одеваюсь вполне модно и хорошо».

Обратите внимание на разницу между словами «я не согласен», которые сказаны в последнем случае, и утверждением «вы не правы». Какое влияние окажет каждое из этих заявлений на вас, если вы услышите это от своего собеседника? Самоутверждение — это еще и выбор приемлемой терминологии в каждой ситуации.

Рассмотрим, как затуманивание происходит на практике.

Том: Ты превратил это собеседование в совершенную путаницу!

Гарри: Наверное, ты прав, я мог бы справиться с этим гораздо лучше.

Том: Ты предоставил кандидатам слишком широкий простор, не определив критерии отбора.

Гарри: Ты уловил самую суть дела, мне следовало жестче и точнее формулировать вопросы.

Том: И зачем ты рассказал им о проектах Найвелла? Гарри: Разве я упоминал об этом?

С помощью затуманивания вы избегаете необходимости спорить и возражать или соглашаться с критикой, просто признавая, что другой человек, возможно, прав. Вы избираете тактику непротивления, так что другой человек не может выдвигать против вас энергичные аргументы. Если вам удобно применять прием затуманивания, вы можете попасть в особую ловушку, потеряв чутье на реальную критику, с которой следует соглашаться. Вы знаете, что можете справиться с любой критикой, не вступая в борьбу и не принимая принципиальных решений, избегая и самозащиты, и агрессии.

Вы можете многое узнать о себе, проанализировав, как обычно вы реагируете на критику. Негативная оценка со стороны может помочь вам разобраться с тем, каковы ваши истинные установки, какова реальная производительность, какие отношения оказались испорченными, кто рассержен на вас и почему.

Негативная оценка заставляет вас проявлять инициативу — задавать вопросы, чтобы уточнить, в чем суть претензий, прояснить суть своего поведения, узнать больше о том, чему вам следует научиться, понять, чем вы обижаете или утомляете окружающих.

Энн: …Итак, вы злитесь, что я слишком давлю на вас и чрезмерно командую. Бывало раньше, чтобы вы оставались недовольны моими решениями?

Бее: Ну да, раз уж вы это упомянули. Я чувствовала, что вы недооцениваете и принижаете меня, когда сказали, чтобы Мэри шла обедать. Она — член моей команды, это мое право определять расписание ее работы.

Энн: Я понимаю, почему вы сердитесь, такого больше не случится. Есть ли еще что-то, о чем вы бы хотели сказать, — когда я вмешивалась в ваши права как руководителя?

Бее: Вы могли бы несколько изменить тон, которым даете указания.

Энн: Я не понимаю. Что не так с моим тоном?

…И так далее. Этот пример показывает, как руководитель может выслушивать конструктивную критику от одного из нижестоящих менеджеров. Это также и образец того, как вы в качестве менеджера можете спровоцировать своего босса на то, чтобы он помог вам повысить результативность работы. Иначе говоря, вы можете использовать негативные оценки в отношениях с равными, выше — и нижестоящими сотрудниками. Если вы умеете контролировать свои эмоции, у вас отличное самообладание, вы уверены в себе, занимаете определенное, устраивающее вас положение в коллективе, вы сможете успешно использовать негативные оценки для достижения позитивных результатов в общении и развития личных и деловых взаимоотношений. Вы сможете многому научиться и узнать новое о себе, если будете поощрять тех, кто вас критикует и дает конструктивную оценку вашей деятельности и ваших поступков.

Упражнение

К этому упражнению не будет дано никаких комментариев, потому что ответы зависят целиком и полностью от вашего отношения к предложенным ситуациям, оттого, какая у вас возникает реакция, то есть нравится вам прием затуманивания или вам кажется, что нужно категорически не соглашаться с утверждением или принимать часть высказанной критики. Помните, что необходимо отвечать, используя местоимения первого лица, когда это уместно.

Ваш босс: Вы взяли на себя слишком много.

Вы: ______________________________________________________________

Ваш коллега: Вы слишком снисходительны к своим подчиненным.

Вы: ______________________________________________________________

Ваш партнер: Ты никогда не поступаешь так, как я хочу.

Вы: ______________________________________________________________

Глава 13. Затруднительные ситуации

Последняя глава посвящена анализу ситуаций, в которых вам приходится инициировать то, что иногда называют трудным взаимодействием, — скажем, критиковать других людей. Она также затрагивает другие области, в которых важны и необходимы навыки самоутверждения, особенно для менеджеров, например посещение и проведение совещаний, презентаций. Все это остается серьезной проблемой, несмотря на большое количество пособий, посвященных этим вопросам, поскольку нигде не дается анализ глубинных проблем и ролевых характеристик, лежащих в основе подобных ситуаций.

Критика

Прежде всего подумайте о том, почему критикуете другого человека. Он вызывает в вас спонтанное раздражение, вы хотите «наехать» на него, чтобы самому на время почувствовать себя лучше, или у вас есть конструктивные причины: вы хотите совместно работать над изменением поведения или установок, что принесет выгоду вам обоим? Конечно, уверенный в себе человек всегда работает на основе последнего фактора и соответствующей системы критериев.

Критиковать значит испытывать стресс не меньший, чем когда вы выслушиваете критику, — зачастую даже больший, — и это занятие требует такой же серьезной подготовки. Расслабьтесь, настройтесь на позитивное мышление, вспомните все потребности и чувства другого человека. Используйте все навыки самоутверждения, и все пойдет хорошо. Может быть, на этот раз вы не будете самым популярным человеком месяца, но гораздо полезнее позитивно настроиться на правильное состояние, прежде чем критиковать. Вас, возможно, не полюбят за это, но уважать будут непременно, даже испытают благодарность, поскольку вы поможете кому-то улучшить производительность труда, усовершенствовать поведение или установки.

Давайте рассмотрим последовательно этапы критики, шаг за шагом.

1. Обдуманно выбирайте время и место для критики. Обычно лучше всего высказать критику сразу же, по факту, чтобы человек в точности знал, о чем вы говорите, и не должен был рыться в памяти в поисках ответа. Однако если присутствуют другие люди, убедитесь, что вы можете отойти в сторону, чтобы приватно и тихо поговорить. Обеспечьте достаточное время, чтобы обсудить тему. Не вызывайте, например, сотрудника к себе в кабинет за пять минут до обеденного перерыва. Его внимание будет рассеянным из-за чувства голода и ощущения несправедливости, поскольку его критикуют в свободное, а не в рабочее время.

2. Позаботьтесь о подходящей обстановке. Вы оба сидите или стоите? Посылаете ли вы адекватную информацию на невербальном языке?

3. Вы хотите «смягчить удар» или сделать критику максимально жесткой и требовательной? Если вы выбрали первый вариант, вы можете начать разговор с подобной фразы: «Я признаю, что у вас много интересных идей, однако…» Такая ремарка или упоминание о каком-то позитивном достижении или установке человека сделают беседу более спокойной. Например, вы можете сказать вначале: «Я очень доволен тем, как вы работаете с клиентами. Однако я чувствую, что у вас возникают серьезные проблемы с канцелярскими делами, — я прав?» Проследите, чтобы позитивное вступление к критике было искренним, а не придуманной «ложкой меда» перед «горьким лекарством».

4. Употребляйте слово "я": помните, что именно вы хотите что-то изменить в человеке, а не наоборот. «Вы» звучит обвинительным приговором и настраивает человека на негативный лад, например: «Вы должны сосредоточиться на том, чтобы привести в порядок канцелярские дела». Слово "я" делает ваше послание более рациональным, так как вы принимаете на себя ответственность за внесение изменений в поведение другого человека, например: «Я бы хо тел, чтобы вы уделяли больше внимания канцелярской работе».

5. Совершенно точно и конкретно укажите, чем вы недовольны в поведении человека. Не обобщайте. Говорите о фактах, а не о мнениях. Комментируйте поведение, а не личность.

6. Не бойтесь проявить эмоции, если это поможет другому человеку получить представление о силе ваших чувств по отношению к предмету разговора. Это может быть нечто такое: «Я возмущен тем, что мне приходится вам об этом говорить…» или «Я был в ярости, когда…».

7. Используйте молчание. После произнесения основного критического замечания, которое, конечно же, должно быть честным, ясным и разумным, дайте человеку шанс ответить вам. Ему может понадобиться время на обдумывание ответа. Не бойтесь молчания, не пытайтесь заполнить его, постоянно задавая вопросы или высказываясь, поскольку этим вы только снизите силу основного критического замечания.

8. Будьте настойчивым, используя метод «заезженной пластинки», если это понадобится. Объясните, чего вы хотите, с помощью примера альтернативного поведения. Если это уместно, проясните позитивные аспекты желаемого изменения и или возможные последствия несогласия с вашим требованием.

9. Всегда старайтесь закогтить разговор на позитивной ноте. Как только вы убедились, что вас услышали и поняли, как только вы сошлись на каких-то изменениях, скажите нечто подобное: «Я очень доволен, что мы оба понимаем друг друга. Теперь расскажите мне о контракте с такой-то компанией, который вы подготовили, — я слышал, дела там идут хорошо».

Комплименты

Мы часто спешим с критикой, но медлим с похвалой. Нам постоянно указывают на наши ошибки, но, если мы делаем нечто хорошо, это принимается как само собой разумеющееся. Признавайте и отмечайте хорошо исполненную работу, благодарите людей, которые нашли время вас выслушать, хвалите по собственной инициативе, без внешних причин, воздавайте должное за дополнительные усилия, направленные на улучшение качества, и т. п. Не принимайте как должное еду, которая появляется перед вами на столе каждый вечер, или тот факт, что шины вашего автомобиля каким-то чудесным образом всегда оказываются накачанными, так что вы просто не замечаете, когда это делается. Поблагодарите своего партнера за заботу. Не игнорируйте своих подчиненных, которые приносят вам почту, ждут возле стола, подгоняют машину к указанному месту и т. д.

Похвала и благодарность имеют долгосрочные последствия. Если даже вам придется критиковать человека, ваши комментарии прозвучат более веско, если все знают, что вы можете оценить не только негативно, но и позитивно.

Некоторые люди признают, что им трудно делать комплименты окружающим по поводу внешности или поведения. Это особенно справедливо в отношении лиц противоположного пола, поскольку ваши намерения и слова могут быть неверно истолкованы. Но это не меняет факта, что большинство людей довольны, когда их усилия оказываются замеченными, а заслуги признаются, так что практикуйтесь в искренних комплиментах.

Если вы услышали комплимент в свой адрес, мягко выразите благодарность за это, примите это как подарок от человека, например: «Спасибо вам, эта вещь — рождественский подарок от сына, мне она тоже очень нравится».

Просьба о повышении зарплаты или продвижении по службе

В главе 12 мы коротко рассмотрели вопрос об уверенном общении с начальником. Если вы хорошо подготовились, выстроив гармоничные отношения и добившись того, что ваш вклад в общее дело признается и высоко ценится, такая задача, как просьба о повышении зарплаты или статуса, окажется для вас не слишком сложной. Вы можете заранее спланировать разговор с боссом и прорепетировать свое обращение. Договоритесь о встрече, предупредив начальника, что у вас есть к нему личный разговор, который очень важен для вас. В зависимости от уровня ваших отношений это может быть формальная встреча в его кабинете или беседа за обедом в местном кафе. Для начала просто договоритесь о встрече. Не начинайте заранее обсуждать предстоящую тему, иначе можете понапрасну растерять свои аргументы.

Вам понадобятся все приобретенные навыки самоутверждения — умение хорошо представить себя, поддерживать прямой визуальный контакт, показать всем своим обликом и выражением лица, что вы уверены в себе и расположены к взаимовыгодным контактам. Вы должны будете использовать язык, который характерен для вашего босса, добиться соответствия его тону и манерам. Вы должны дать ему возможность подробно ответить вам, а сами внимательно выслушать все, что он вам скажет. И самое главное, вы должны уметь «петь себе хвалу» — а это то, что с большим трудом дается очень многим из нас.

Вам следует продемонстрировать, почему вы заслуживаете увеличения зарплаты или продвижения по службе, привести примеры отлично выполненной вами работы, особенно подчеркнув те случаи, когда вы принесли значительную пользу организации. Если вы покажете подбором слов, голосом и интонацией, языком тела, что вы серьезный человек, что ваша просьба очень важна для вас, то радикально повысите шансы на успех.

Если вы получите немедленное согласие, отлично. Но не падайте духом, если начальник не поспешит с подобным решением. Ему на самом деле может потребоваться время на то, чтобы обдумать ваш запрос или обсудить его с вышестоящим руководством. Однако вы должны быть настойчивы, просите о следующей встрече, во время которой сможете привести еще некоторые доводы в свою пользу, которые в первый раз «припрячете в рукаве». Главный принцип состоит в том, что, если вы являетесь ценным сотрудником, но это еще не было осознано менеджментом, вы должны подтолкнуть руководство к пониманию того, что вам пора подыскать более подходящее место в организации, перевести на более прибыльную должность. Конечно, вы не должны угрожать и требовать. Ваш босс должен сам принимать решение.

Если вам на этот раз не удалось добиться желаемого успеха и получить то, что вы хотели, воспользуйтесь возможностью спросить у босса, что вам следует делать — какие дополнительные навыки или профессиональный опыт вы должны приобрести, — для того чтобы в дальнейшем заслужить прибавку к зарплате или повышение по службе. Спросите, когда ваше положение может вновь стать предметом обсуждения, попросите начальника назвать примерную дату.

Помните, что ваш босс может быть ограничен в возможностях что-то предложить вам. Но в любом случае вам следует демонстрировать свою твердую решимость, поднимать производительность труда и желание расти по работе. Помните, что так же необходимо позитивно закончить встречу, как и начать ее. Не показывайте своего разочарования, поблагодарите босса за время, которое он вам уделил, улыбайтесь. Выходите из кабинета с поднятой головой, уверенным шагом.

Возможно, вы не настолько честолюбивый человек, но все же следует использовать шансы на улучшение своего статуса и финансового положения, а для этого вы должны в своей работе всегда прилагать усилия, чтобы в любой момент быть готовым заявить о себе. В любом случае правила всегда одни и те же. Хорошо готовьтесь к разговору, объясняйте, что вам нужно и почему, используйте язык, соответствующий тому, на котором говорит ваш босс.

Собеседование при приеме на работу

Если собеседование проходят два человека, причем оба имеют примерно одинаковые навыки и опыт работы, но один не уверен в себе, а второй вполне уверен в себе, у кого будет больше шансов получить желаемую должность? Так разве нет смысла в том, чтобы развивать свои навыки самоутверждения? Если вы производите впечатление человека спокойного и уверенного в себе, правильно ведете себя во время собеседования и умеете представить себя с лучшей стороны, у вас гораздо больше возможностей расположить к себе собеседников и стать в их глазах наилучшей кандидатурой, чем у того, кто недооценивает себя и принижает свои способности. Планируйте все заранее. Обдумайте еще раз упражнение, предложенное в главе 12. У вас есть скрытые таланты и качества характера, а в течение предыдущих лет вы приобрели немало разнообразных навыков.

Перечитайте составленный вами список своих талантов и выберите те параметры, которые вы хотели бы подчеркнуть в ходе собеседования. Это, если не что-то другое, станет основой для радикального роста вашей уверенности в себе. Обдумайте вероятные вопросы, которые вам могут задать во время собеседования, продумайте, как можете ответить на них, максимально подчеркнув свои сильные стороны.

Например, человек, который проводит собеседование, может спросить вас, почему именно вам должны предложить эту работу. Вопрос может быть сформулирован по-разному, но что-то подобное обязательно спрашивают на собеседованиях. Вы можете ответить примерно так: «Я считаю, что мой предыдущий опыт работы в… приобретенные мной навыки в области… моя профессиональная подготовка… позволят мне стать полезным сотрудников вашей компании и внести свой вклад в общее дело».

Когда приходит время собеседования, не забудьте правильно одеться и позаботиться о том, чтобы производить приятное внешнее впечатление, соответствующее статусу, на который вы претендуете. Уверенно входите в комнату, с улыбкой приветствуйте сотрудников фирмы. Пожимайте руку только в том случае, если это предложит человек, проводящий собеседование, в противном случае сразу садитесь на стул, который вам предложат, убедившись, что чувствуете себя комфортно, спокойно и можете сосредоточиться на разговоре. Помните о важности позитивного языка тела, который проявляется в том, как вы сидите, как располагаются ваши руки и т. п. Следите за жестами и манерами, сопротивляйтесь искушению нервничать и показывать свою неуверенность или страх.

Во время первого момента знакомства внимательно выслушайте имена тех, кто проводит собеседование, особенно если вы раньше их не знали. Имена очень важны для людей, и, если вы помните их и используете в подходящие моменты разговора, чувство собственной значимости ваших собеседников возрастет и вы с большей вероятностью произведете на них благоприятное впечатление. В официальной ситуации, даже если вы знаете лично кого-то из сотрудников, проводящих собеседование, как Салли из отдела маркетинга, проявите уважение к ней, называя ее полным именем или по должности, пока вам прямо не предложат какую-то иную форму обращения. Точно так же, если кто-то, ранее вам незнакомый, назовет себя Маркусом Кингом, обращайтесь к нему во время собеседования по фамилии и должности.

Поддерживайте визуальный контакт с каждым из присутствующих сотрудников фирмы, независимо от того, кто задал вопрос. Он спрашивает вас от лица всей группы, так что обращайте свой ответ ко всем сотрудникам.

Отвечайте на вопросы коротко и конкретно, указывая только самые необходимые подробности, без которых ответ не будет полным, и с учетом того, что вы хотите произвести хорошее впечатление и подчеркнуть свои достоинства. Если это нужно, спросите у тех, кто проводит собеседование, интересуют ли их дополнительные сведения по данному вопросу.

Если вам задают дискриминационный вопрос, на который вы предпочитаете не отвечать (например, если женщину спрашивают, как она будет поступать в случае заболевания ребенка, — мужчинам такие вопросы обычно не задают), скажите нечто подобное: «Я не понимаю вас, объясните, пожалуйста, смысл вопроса».

Если сотрудники, проводящие собеседование, не имеют достаточного опыта в этом деле и задают вам невнятные вопросы, помогите им, предоставляя больше информации, чем просто «да» или «нет». На самом деле это идеальная возможность взять в свои руки часть инициативы и сообщить о себе все, что вы считаете наиболее важным.

Не уходите с собеседования, не предоставив всю важную и необходимую информацию о себе, которая может обеспечить вам получение желаемой работы. Если у вас не получается сделать это в ходе ответов на вопросы, воспользуйтесь возможностью сказать в конце собеседования, когда вас спрашивают: «Есть ли вам еще что добавить к нашему разговору?» — и заявите: «Да, но, прежде чем я это сделаю, я хотел(а) бы коротко вернуться к предыдущему вопросу…»

Если вам сообщают об окончании собеседования, но не говорят, каковы будут следующие шаги, и если вы по-настоящему хотите получить эту работу, вы можете сказать примерно так: «Кстати, миссис Смит, я должен еще две недели работать на предыдущем месте, но сразу после этого готов приступить к работе у вас». Это может показаться несколько прямолинейным, но в любом случае вам не повредят энтузиазм и желание вступить в организацию.



Страница сформирована за 1.34 сек
SQL запросов: 190