УПП

Цитата момента



Я понимаю, что за все в жизни нужно платить. Но ведь можно же и поторговаться…
Умная женщина.

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



Однажды кто-то стал говорить ей о неземном блаженстве, о счастье, которое ожидает нас в другой жизни. «Откуда вы об этом знаете? — пожала плечами с улыбкой Елена. — Вы же ни разу не умирали».

Рассказы о Елене Келлер ее учительницы Анны Салливан

Читать далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/s374/
Мещера

4. 5. ДИАГНОСТИКА СОСТОЯНИЯ АГРЕССИИ У ПОДРОСТКОВ

Проявление агрессии в детских и учебных заведениях является проблемой, которая все больше волнует учителей и родителей. Задачей психолога должна стать психокоррекционная работа с лицами, которые более агрессивны по сравнению с другими. Но, как определить это «более» или «менее»? Ответ на этот вопрос невозможен без достаточно точного определения понятий «агрессии» и «агрессивности».

Необходимость такого определения обосновывается тем, что термин «агрессия» чрезвычайно часто употребляется сегодня в самом широком контексте и поэтому нуждается в серьезном «очищении» от целого ряда наслоений и отдельных смыслов.

Различные авторы в своих исследованиях по-разному определяют агрессию и агрессивность: как врожденную реакцию человека для «защиты занимаемой территории» (Лоренд, Ардри); как стремление к господству (Моррисон), реакцию личности на враждебную человеку окружающую действительность (Хорни, Фромм). Очень широкое распространение получили теории, связывающие агрессию и фрустрацию (Маллер, Дуб, Доллард).

Под агрессивностью можно понимать свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъектно-субъектных отношений. Вероятно, деструктивный компонент человеческой активности является необходимым в созидательной деятельности, так как потребности индивидуального развития с неизбежностью формируют в людях способность к устранению и разрушению препятствий, преодолению того, что противодействует этому процессу.

Агрессивность имеет качественную и количественную характеристики. Как и всякое свойство, она имеет различную степень выраженности: от почти полного отсутствия до ее предельного развития. Каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности. Отсутствие ее приводит к пассивности, ведомости, конформности и т. д. Чрезмерное развитие ее начинает определять весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной на сознательную кооперацию и т. д. Сама по себе агрессивность не делает субъекта сознательно опасным, так как, с одной стороны, существующая связь между агрессивностью и агрессией не является жесткой, а, с другой, сам акт агрессии может не принимать сознательно опасные и неодобряемые формы. В житейском сознании агрессивность является синонимом «злонамеренной активности». Однако само по себе деструктивное поведение «злонамеренностью» не обладает, таковой его делает мотив деятельности, те ценности, ради достижения и обладания которыми активность разворачивается. Внешние практические действия могут быть сходны, но их мотивационные компоненты прямо противоположны.

Исходя из этого, можно разделить агрессивные проявления на два основных типа: первый — мотивационная агрессия, как самоценность, второй — инструментальная, как средство (подразумевая при этом, что и та, и другая могут проявляться как под контролем сознания, так и вне него, и сопряжены с эмоциональными переживаниями: гнев, враждебность). Практических психологов в большей степени должна интересовать мотивационная агрессия как прямое проявление реализации присущих личности деструктивных тенденций. Определив уровень таких деструктивных тенденций, можно с большой степенью вероятности прогнозировать возможность проявления открытой мотивационной агрессии. Одной из подобных диагностических процедур является опросник Басса-Дарки.

А. Басс, воспринявший ряд положений своих предшественников, разделил понятия агрессию и враждебность и определил последнюю как: «. . . реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий». Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басс и А. Дарки выделили следующие виды реакций:

1. Физическая агрессия — использование физической силы против другого лица.

2. Косвенная — агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.

3. Раздражение — готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

4. Негативизм — оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

5. Обида — зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.

6. Подозрительность — в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.

'7. Вербальная агрессия — выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).

8. Чувство вины — выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

Вопросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает «да» или «нет».

ВОПРОСНИК «БАССА-ДАРКИ»

 

 

 

 

 

1. Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим

 

Да

 

нет

 

2. Иногда сплетничаю о людях, которых не люблю

 

Да

 

нет

 

3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь

 

Да

 

нет

 

4. Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню просьбы

 

Да

 

нет

 

5. Я не всегда получаю то, что мне положено

 

да

 

нет

 

6. Я знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной

 

да

 

нет

 

7. Если я не одобряю поведение друзей, я даю им это почувствовать

 

да

 

нет

 

8. Когда мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительные угрызения совести

 

да

 

нет

 

9. Мне кажется, что я не способен ударить человека

 

Да

 

нет

 

10. Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами

 

да

 

нет

 

11. Я всегда снисходителен к чужим недостаткам

 

Да

 

нет

 

12. Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его

 

Да

 

нет

 

13. Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами

 

да

 

нет

 

14. Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал

 

да

 

нет

 

15. Я часто бываю не согласен с людьми

 

да

 

нет

 

16. Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь

 

да

 

нет

 

17. Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему

 

да

 

нет

 

18. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверями

 

да

 

нет

 

19. Я гораздо более раздражителен, чем кажется

 

Да

 

нет

 

20. Если кто-то воображает из себя начальника, то я всегда поступаю ему наперекор

 

да

 

нет

 

21. Меня немного огорчает моя судьба

 

да

 

нет

 

22. Я думаю, что многие люди не любят меня

 

да

 

нет

 

23. Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной

 

да

 

нет

 

24. Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины

 

да

 

нет

 

25. Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на драку

 

да

 

нет

 

26. Я не способен на грубые шутки

 

да

 

нет

 

27. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются

 

да

 

нет

 

28. Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались

 

да

 

нет

 

29. Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится

 

да

 

нет

 

30. Довольно многие люди завидуют мне

 

да

 

нет

 

31. Я требую, чтобы люди уважали меня

 

да

 

нет

 

33. Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей

 

да

 

нет

 

33. Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их «щелкнули по носу»

 

да

 

нет

 

3 4. Я никогда не бываю мрачен от злости

 

да

 

нет

 

35. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь

 

Да

 

нет

 

36. Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю внимания

 

да

 

нет

 

37. Хотя я и не показываю этого, меня иногда гложет зависть

 

да

 

нет

 

38. Иногда мне кажется, что надо мной смеются

 

да

 

нет

 

39. Даже если я злюсь, я не прибегаю к «сильным» выражениям

 

Да

 

нет

 

40. Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены

 

да

 

нет

 

41. Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня

 

да

 

нет

 

42. Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь

 

да

 

нет

 

43. Иногда люди раздражают меня одним своим присутствием

 

да

 

нет

 

44. Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел

 

да

 

нет

 

45. Мой принцип: «Никогда не доверять чужакам»

 

да

 

нет

 

46. Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать все, что я о нем думаю

 

да

 

нет

 

47. Я делаю много такого, о чем впоследствии сожалею

 

да

 

нет

 

48. Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь

 

да

 

нет

 

49. С детства я никогда не проявлял вспышек гнева

 

да

 

нет

 

50. Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться

 

да

 

нет

 

51. Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко работать

 

да

 

нет

 

52. Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня

 

да

 

нет

 

53. Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ

 

да

 

нет

 

54. Неудачи огорчают меня

 

да

 

нет

 

55. Я дерусь не реже и не чаще, чем другие

 

да

 

нет

 

56. Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее

 

да

 

нет

 

57. Иногда я чувствую, что готов первым начать драку

 

да

 

нет

 

58. Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо

 

да

 

нет

 

59. Раньше я думал, что большинство людей говорит правду, но теперь я в это не верю

 

да

 

нет

 

60. Я ругаюсь только со злости

 

да

 

нет

 

61. Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть

 

да

 

нет

 

62. Если для защиты своих прав мне нужно применить физическую силу, я применяю ее

 

да

 

нет

 

63. Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу

 

да

 

нет

 

64. Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся

 

да

 

нет

 

65. У меня нет врагов, которые бы хотели мне навредить

 

да

 

нет

 

66. Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает

 

да

 

нет

 

67. Я часто думаю, что жил неправильно

 

да

 

нет

 

68. Я знаю людей, которые способны довести меня до драки

 

Да

 

нет

 

69. Я не огорчаюсь из-за мелочей

 

Да

 

нет

 

70. Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня

 

да

 

нет

 

71. Я часто только угрожаю людям, хота и не собираюсь приводить угрозы в исполнение

 

да

 

нет

 

72. В последнее время я стал занудой

 

да

 

нет

 

73. В споре я часто повышаю голос

 

да

 

нет

 

74. Я стараюсь обычно скрывал» свое плохое отношение к людям

 

да

 

нет

 

75. Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить

 

да

 

нет

 

 

При составлении вопросника авторы пользовались следующими принципами:

1. Вопрос может относиться только к одной форме агрессии.

2. Вопросы формулируются таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить влияние общественного одобрения ответа на вопрос.

Ответы оцениваются по восьми шкалам следующим образом:

1. Физическая агрессия:

«да»=1, «нет»=0: 1, 25, 31, 41, 48, 55, 62, 68 и «нет»=1, «да»=0—9 и 7 утверждения.

2. Косвенная агрессия:

«да»=1, «нет»=0: 2, 10,18, 34, 42, 56, 63 и «нет»=1 «да»=0 — 26 и 49.

3. Раздражение:      

«да»=1, «нет»=0: 3, 19, 27, 43, 50, 57, 64, 72 и «нет»=1, «да» =0: 11, 35,69.

4. Негативизм:

«да»=1, «нет»=0: 4, 12, 20, 28 И «нет»=1, «да»=0 —36.

5. Обида:

«да»=1, «нет»=0: 5, 13, 21, 29, 37, 44, 51, 58.

6. Подозрительность:

«да»=1, «нет»=0: 6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59 и «да»=0, «нет»=1: 33, 66, 74,75.

7. Вербальная агрессия:

"да»=1, «нет»=0: 7, 15, 23, 31, 46, 53, 60,71, 73 и «да»=0, «нет»==1:

33, 66, 74, 75.

8. Чувство вины:

«да»=1,«нет»=0: 8, 16, 24, 32, 40, 47, 54, 61, 67.

Индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкалу, а индекс агрессивности (прямой или мотивационной) включает в себя шкалы 1, 3, 7.

Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21±4, а враждебности — 6, 5-7 + 3. При этом обращается внимание на возможность достижения определенной величины, показывающей степень проявления агрессивности.

Пользуясь данной методикой, необходимо помнить, что агрессивность, как свойство личности, и агрессия, как акт поведения, могут быть поняты в контексте психологического анализа мотивационно-потребностной сферы личности. Поэтому вопросником Басса-Дарки следует пользоваться в совокупности с другими методиками: личностными тестами психических состояний (Кеттелл, Спилбергер), проективными методиками (Люшер) и т. д.



Страница сформирована за 1.62 сек
SQL запросов: 190