УПП

Цитата момента



Гораздо благороднее полностью посвятить себя одному человеку, нежели прилежно трудиться ради спасения масс.
Интересно, о ком же конкретно тут идет разговор?

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



Творить – значит оступиться в танце. Неудачно ударить резцом по камню. Дело не в движении. Усилие показалось тебе бесплодным?

Антуан де Сент-Экзюпери. «Цитадель»

Читать далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/france/
Франция. Страсбург
Терри:

Например, я бы не хотела проводить много времени без моего мужа.

Хорошо. Значит, у вас есть часть, чьей функцией является убеждать вас в том, что вы должны проводить много времени с вашим мужем. А один из способов выполнения этой функции - это занятие психотерапией, поскольку в этом случае вас с мужем связывает работа.

Терри:

Правильно.

Да, сейчас это возражение имеет смысл. Тем не менее существует множество способов для того, чтобы встроить в новую часть совместное проведение времени с вашим мужем. Новая часть вашей личности, которая будет отвечать за поддержание вашего веса, должна убедиться в том, что эта часть весьма и весьма удовлетворительна. В программу деятельности новой части надо включить условие "часто будь вместе с мужем". Сейчас это станет частью вашей новой фантазии, которую вы будете строить. Вы не станете худой и не убежите, поскольку новая часть позаботится об этом..

Хорошо. А сейчас приведите, пожалуйста, другой пример функции.

Пэтт:

Функция моей новой части заключается в том, чтобы давать мне знать о том, что я что-либо знаю. Возражение состоит в том, что при этом у меня может снизиться мотивация к изучению чего-то нового.

Хорошо. Если у вас будет часть, которая будет давать вам знать о том, что вы что-то уже знаете, то вы потеряете желание учиться. Таким образом, в новую часть, построением которой вы занимаетесь, вы должны встроить желание знать, что находится там, за следующим горизонтом. Нужно его проинтегрировать с тем чувством, которое скажет вам о том, что вы что-либо знаете. "Я действительно знаю, что такое переформирование; я хотела бы знать, чему я могу научиться?" Это должно быть встроено в вашу новую фантазию.

Итак, теперь вы должны модифицировать вашу исходную фантазию так, чтобы она удовлетворяла всем возражениям.

Билл:

Я нашел одну возражающую. часть, функцией которой является сохранить мою честность.

Это не функция - это поведение. Это пример того, чего бы я не хотел слышать. Что она делает для вас, охраняя вашу честность?

Билл:

Защищает меня от обвинений во лжи… Или хочет, чтобы мне высказывали слова уважения за то, что я так честен.

Ну, уточните, пожалуйста, что же именно она хочет. Существуют огромные различия, между. обвинениями во лжи и…

Билл:

Она в большей степени чувствует отвращение, нежели…

Хорошо. Но будьте тщательны, насторожены. Обратитесь внутрь себя, установите сигнал "да-нет" и найдите, какой из них имеет место. Проверьте это и будьте внимательны.

Терри:

Я наконец пришла к главному во всем этом. Единственный раз в жизни. Когда я была стройной, я при этом была сумасшедшей. У меня есть такая часть, которая не хочет, чтобы я была стройной, потому что я не хочу быть сумасшедшей.

Ну, я действительно думаю, что вы можете встроить в новую часть жесткий контроль над вашим психическим здоровьем. Подумайте об этом именно так, Терри. Вес тела и психическое здоровье никак не связаны между собой. Они могут быть связаны только с помощью якоря. Сколько бы вы не верили тогда, когда, по вашему мнению, были "сумасшедшей", это не имеет никакого отношения к психической болезни. Тогда это было просто совпадением. Меду потерей веса и психической болезнью, новым ее наступлением, нет никакой причинно-следственной связи. Тут мы имеем" дело с тем же самым явлением, с которым мы имели дело, выполняя упражнение на ложь на прошлой неделе. Я сказал: "Так, наступило время лгать", а кто-то мне ответил: "О, мы готовы врать". А вы сказали: "Если я буду лгать, то это значит, что я буду сумасшедшей." Раньше я врала и я была сумасшедшей. И. если я сейчас снова начну врать и не смогу сказать, в чем разница между правкой и ложью, я снова буду сумасшедшей, потому что именно потому я была сумасшедшей раньше. Если вы хотите сделать их сумасшедшими, пожалуйста, делайте, но я лучше пойду отсюда!.. Остальные же закричали:

"Нет, нет, мы хотим остаться здесь и стать сумасшедшими".

Тогда я вышел к вам за дверь и сказал: "Посмотрите, ложь плюс незнание того, что есть ложь, а что есть правда, было для вас якорем для сумасшествия. У остальных людей в комнате нет такого якоря, насколько мне известно. Когда вы сделаете это сейчас, мы собираемся дать вам новый якорь. Давайте обведем черными линиями те образы, говоря о которых вы будете лгать, и то будут очень важные черные линии. Сейчас вы можете лгать и знать, что вы лжете, и, таким образом, в этот раз вы не сойдете с ума"… Все, что я в действительности сделал, это поставил буквально метарамку вокруг того, что происходило. Это очень маленькое изменение в вашей стратегии. Вы. по-прежнему создаете сконструированные визуальные образы. Вы просто отделяете сконструированные образы и выделяете те из них, которые обведены черной линией, и это создает у вас новое чувство по поводу того, что вы делаете. Когда я говорю: "Так, а сейчас сами", то вы солжете. Я спрошу: "Вы сумасшедшая?" И вы ответите: "Нет". Я спрошу тогда, что же из этих двух утверждений ложь? "Ну вот это вот, что обведено черной линией, это и есть ложь. Каждому это видно". Суть заключается в следующем: если вы собираетесь снизить свой вес и вернуться к тому весу, который у вас связан с состоянием сумасшествия, вы тоже должны поставить вокруг этого новую рамку. Это должно стать функцией новой части. Если вы собираетесь вернуться к тому весу, который имели тогда, когда были сумасшедшей, то существует, конечно, вероятность того, что вы снова сойдете сума. Но поскольку сейчас бы не являетесь сумасшедшей, вы можете вернуться к своему весу и без этого…

Это различие должно быть встроено в ту часть, построением которой вы сейчас занимайтесь. Очень важно, чтобы эта новая часть умела различать эту Терри и ту, которая была сумасшедшей. Эта Терри находится в другом возрасте, и у ней есть гораздо больше информации о мире внутреннего опыта, нежели у той Терри. Вы знаете сейчас, как делаются многие вещи, о чем вы не знали тогда. Та Терри ничего не знала об НЛП. Она не знала, как зацеплять психиатров с помощью якоря. У вас сейчас есть масса разных средств и способов, чего вы не имели тогда, они у вас появились не только из НЛП, но и из транзактного анализа, и вы, кроме того, знаете еще массу вещей(которые не имеют ничего общего с психотерапией. Итак, новая часть должна быть способной указать массу различий между той и этой Терри.

Есть ли еще какие-либо вопросы относительно того, как использовать возражения для создания новой части, которую вы хотите построить. Это очень важная часть всего процесса. Это - суть процесса построения таких частей, которые функционировали бы гладкой так, чтобы вы не кончили чем-нибудь вроде анарексии.

Билл:

Я хотел бы иметь часть, которая позволила бы мне писать с ощущением комфорта, не агонизируя. Есть и часть, которая возражает. Когда я спрашиваю: какова твоя функция?, она отвечает: "Моя функция состоит в том, чтобы вы осознали все возражения, все возможные критические замечания в ответ на те, что вы напишете".

Хорошо. Противоречие, которое я слышу, заключается в том, что эта часть хочет, чтобы вы писали. Ее обязанность состоит в том, чтобы помогать вам писать. Как же это противоречит тому, чтобы вы писали с ощущением комфорта?

Билл:

Я люблю писать, проблема состоит в том, что, когда я делаю это, я потею кровавым потом.

Это невозможно. Тут то же самое противоречие. Вы говорите: "Я люблю писать, это мне так больно".

Билл:

Один мой друг однажды сказал: "Я не люблю писать, я люблю, когда уже написано"

Ну, это уже нечто другое.

Билл:

Я осознаю,. что сажусь за пишущую машинку полный вдохновения. "Ну, сейчас я напишу массу интересных вещей". Ну, а потом мне становится мучительно больно.

Да, я согласен. Но знаете ли вы, что вы должны сделать, чтобы удовлетворить эту часть? Одно простое решение может состоять в том, чтобы вы попросили ее читать то, что вы напишете в конце каждой страницы.

Билл:

Ну, я рассматривал эту возможность и попросил ее придержать свои возражения, пока я не закончу первый вариант. Но тогда она ответила: "Когда ты садишься, ты уже пишешь первый вариант".

Хорошо, но вы не должны рассматривать каждое отдельное возражение. Вы должны найти решения, которые сохраняют функции тех частей, которые возражают. Возражающая часть говорит: "Посмотри, если ты это напишешь, то при этом не учтешь все те возражения, которые возникнут у людей". Все, что вы должны сделать, это создать такую фантазию, когда вы садитесь и пишете с ощущением комфорта, а затем в конце собираете вашу работу и разрешаете этой части поработать над текстом с красным карандашом. Будет ли эта часть тогда удовлетворена? Лично я делаю именно это с чужими статьями. У меня есть такая часть, которая делает это превосходно, в особенности когда я имею дело не со своим текстом. Они называют это "редакторской работой". Это может быть очень ценная часть.

Люси:

Мне возражает часть, которая не хочет, чтобы я теряла контроль…

Контроль над чем?

Люси:

Который я возложила на часть, которая будет…

Подождите минуточку! Эти формы очень важны. У вас есть часть, которая возражает, так? Какова же ее функция?

Люси:

Ее функция заключается в том, чтобы охранять меня от ощущения беспомощности.

Это не функция, это поведение.

Люси:

Она защищает меня от всякого вреда.

Это поведение. Это не функция. Что произойдет, если вы почувствуете себя беспомощной? Что эта часть старается сделать для вас, охраняя вас от чувства беспомощности? Что если вы почувствуете себя беспомощной?

Люси:

Это бесполезная функция.

Нет. Просто вы еще не знаете, в чем состоит функция этой части. Что она делает для вас, защищая вас от чувства беспомощности? Это первый вопрос. Второй вопрос состоит в том, как связаны более частные оргазмы с ощущением беспомощности или с его отсутствием? Я не хочу, чтобы вы вербально мне на это отвечали. Суть состоит в том, чтобы сформулировать настолько ясно функцию, чтобы понять, как вы должны модифицировать вашу фантазию, чтобы эта часть была удовлетворена.

Рэй:

Я был очень удивлен, что нашлась часть, которая возражала против того, чтобы я импровизировал на фортепиано. Первое возражение состояло в том, что в конце концов на вечеринках я буду сидеть за пианино вместо того, чтобы общаться с другими людьми.

Хорошо. Я не просил вас задавать этот вопрос. Это важно. Я сказал, если вы обнаружите возражающую часть. Не спрашивайте ее о том, в чем состоит возражение. Спросите ее о том, в чем заключается ее функция, чтобы вы знали, за что отвечает эта часть. И только тогда, когда вы не понимаете, как ее функция может вызвать возражение против новой части, спросите ее, в чем состоит возражение.

Рэй:

Потом я спросил и это.

Правильно. Это очень важно, чтобы вы, находясь в моей группе, задавали вопросы так, как я вам говорю. Когда вы вернетесь домой, вы сможете строить новые части так, как вам захочется. Если вы не знаете, в чем состоит функция возражающей части, вам будет очень трудно удовлетворить ее.

Билл:

Я задал вопрос: "Что, как выдумаете, произойдет, если вы получите критическую обратную связь?" Ответ, который я получил, был таков: "Если это случится, я почувствую себя одиноким и неадекватным". Таким образом, эта часть хранит меня от чувства одиночества и неадекватности.

Ну, в каком-то смысле это тот же самый ответ. Это просто перефразирование. Ну, вы знаете, моя обязанность состоит в том, чтобы охранять тебя от чувства неадекватности и одиночества. "Да, но что произойдет, если я почувствую себя одиноким и неадекватным". "Ну, тогда ты почувствуешь себя плохо. Моя обязанность состоит в том, чтобы не допускать этого". "А что произойдет, если я почувствую себя плохо?" "Ну, если ты почувствуешь себя плохо, тогда ты поймешь, что люди не любят тебя". Вы просто называете другими словами то, чего не хочет для вас эта часть - ощущения неблагополучия. Но такое переопределение дает вам несколько больше информации. Теперь вы можете сделать, например, вот что: встроить в конструкцию новой части либо защиту против критики со стороны окружающих, либо способ, с помощью которого вы можете наслаждаться критикой.

Вы можете понять и встроить в новую часть: следующее: Когда люди критикуют вас, это предоставляет вам беспрецедентную возможность сделать множество вещей. Например, продемонстрировать, как громко вы можете кричать. Другой вариант - использовать их поведение. Когда люди сердятся, это представляет для вас беспрецендетную разрядку, возможность проверить ваши навыки утилизации. Существуют и другие возможности. Таким образом, вы не должны чувствовать себя одиноким. Вы можете сделать критицизм базой для длительных взаимоотношений

Сейчас я хочу вам рассказать об одной очень странной вещи, которую я заметил еще в подростковом возрасте. Каждый, кому случилось меня побить, становился моим другом, и наоборот. Когда я был подростком, я жил в очень суровом месте, и я открыл, что один из лучших способов завязать доверительные, устойчивые взаимоотношения с определенным человеком - это дать ему по соплям. Я осознал это примерно в восьмом классе. Если б около меня был человек, с которым я хотел подружиться, то самое удачное, что я в этом случае мог сделать, - это дать ему по соплям. Я не представляю, как это работает, но это интересный феномен.

Мужчина:

Обнаружили ли вы какие-либо ситуации, когда такое поведение неадекватно?

Нет, до сих пор не обнаружил, весь мой профессиональный опыт и профессиональные отношения построены на этом. Я езжу по стране, оскорбляю людей, а они платят мне деньги. Не странно ли это?!

Харвей:

Я хочу поподробней представить мой список функций, чтобы увидеть, понял ли я это. Одна из функций - это хранить меня от неудач. Давать мне время для отдыха - это вторая функция. Все это функции, не так ли?

Конечно.

Харвей:

Получать любовь от других. Вызывать особенную реакцию.

Да. Я надеюсь, что ваша часть знает, что именно она имеет в виду под номинализацией "любовь". Вам нужно попросить ее быть более конкретной. Это важно.

Харвей:

Хорошо. Я обнаружил еще одну функцию - быть заботливым человеком.

Это поведение, а не функция. Я собираюсь сделать так, чтобы все здесь уловили различие между поведением и функцией. Вы можете не научиться строить части, но вы за оставшееся здесь нам время должны усвоить то. что такое функция. "Быть" - это описание. Послушайте фразу: "Быть или не быть". Когда вы делаете утверждение: "… быть таким или другим" - это описание поведения. "Быть сердитым. Я хочу иметь часть, которая заставляла бы меня сердиться". Это не функция. Это просто описание поведения. Часть, которая хочет, чтобы вы были заботливы, она хочет, чтобы вы заботились о ком, где, почему и для какой цели?. Чего она хочет достичь тем, что заставляет вас быть заботливым? Что случится, если вы не будете заботливым?

Харвей:

Идея, которая за этим лежит, состоит в том, что я не хочу стать похожим на машину.

Да, это, конечно, из гуманистической психологии. "Я не хочу быть андроидом. Поэтому я должен действовать так все время, я буду выражать благосклонность каждому, и таким образом я уклонюсь от опасности стать роботом". Суть состоит в том, что эта часть хочет заставить вас делать нечто, что составляет понятие "быть заботливым". Я совершенно не имею понятия, что это означает. Означает ли это, что вы будете говорить людям честно все то, что они действительно желают слышать? Или же это означает, что вы будете гладить каждого? Что это означает? Не отвечайте, потому что меня совершенно не интересует содержание. Я хочу, чтобы вы знали, какова функция данного специфического поведения. Может быть, эта часть не хочет, чтобы вы стали роботом. В этом случае заботливость или незаботливость тут ни при чем. Вы можете снова вернуться внутрь себя и сказать: "Подумали ли вы когда-нибудь о том, насколько сильно связаны понятия заботливость и роботоподобие?" Возьмем заботливого и незаботливого человека. Если я буду всегда заботливым, по меньшей мере я буду иным роботом.

Вопрос состоит в следующем: Какова функция данной части? Если функция этой части состоит в том, чтобы уберечь вас от опасности превращения в андроида, тогда следующий вопрос будет таков: "Что это означает?" "Означает ли это, что ваше поведение будет лишено стереотипов, или это означает, что вы НЕ будете делать всех тех вещей, которые Маслоу назвал плохими. Весьма важно определить функцию данной части.

Рэй:

В этот раз, когда я задал вопрос о функции, я получил ответ: "Я забочусь о том, чтобы ты не стал похож на своего отца".

Только психолог мог такое сказать.

Рэй:

Мой отец играл на фортепиано.

Так. Но это по-прежнему функция. Вы должны пойти немножко дальше. Если б вы стали похожим на своего отца, импровизируя на фортепиано, то что бы тогда случилось? Эта ваша часть считает, что в том, как ваш отец играл на пианино, было что-то негативное: он либо делал из себя дурака, или делал при этом что-то такое, чего не" хотела видеть эта часть? Так? Итак, что это было?

Рэй:

Он избегал общения с людьми.

Так. Хорошо. Итак, мы обнаружили часть, которая отвечает за то, чтобы у вас были личностные отношения с людьми. Хорошо. Сейчас все, что мы должны сделать, - это построить способ общения с людьми и встроить его в новую часть, которая отвечает за то, чтобы вы импровизировали на фортепиано. Вы должны определить, что означает "личное" отношение, поскольку это, конечно, не пение песен. Может быть, это означает, что вы можете тихо играть на фортепиано и при этом вести осмысленную углубленную психологическую беседу.

Женщина:

Желание, чтобы обо мне заботились, - это функция или поведение.

Это ничего. Настолько это неспецифично. Это не является ни тем, ни другим. "Чтобы обо мне заботились" - как конкретно, каким способом? Кто?

Женщина:

Я стремлюсь восстановить то, что я испытала в моей родительской семье.

Вы стараетесь построить часть, которая будет что-то делать, так, так? Что она будет делать?

Женщина:

Она должна позволить мне чувствовать себя хорошо, когда я танцую перед публикой.

Разрешить вам танцевать? Тогда вы используете не ту модель переформирования, поскольку здесь обнаруживается часть, которая не дает вам делать это.

Женщина:

О, да, я знаю… я знала это, начиная и…

Но ваша мысль соскользнула куда-то в сторону. Суть состоит в том, что здесь имеется часть, которой это не понравится, потому что обязанностью ее является не позволять вам танцевать перед людьми. У этой части будут очень сильные возражения. Итак, вы обнаружили возражающую часть, ее функцией является "чтобы о вас заботились". Обратитесь внутрь себя и скажите ей: "Я совершенно не представляю, что это такое - чтобы обо мне заботились", что именно это означает в терминах внутреннего опыта?"

Женщина:

В моей родительской семье я должна была делать X, Y и Z, и тогда обо мне заботились.

Хорошо. Возможно, вы должны были выносить мусор, и за это родители о вас заботились. Но я спрашиваю: "Что это означает в вашем теперешнем опыте?" То, что вы говорите, настолько неспецифично, что я не могу, помочь вам. Это подобно тому, как кто-то смотрит на человека и говорит: "Существительное, глагол, прилагательное, существительное". В вашем предложении нет никакого содержании, я даже не могу отреагировать на него. Это немного слишком нормально. Единственное, что вы должны знать об этой части, заключается в следующем: "Что ты для меня делаешь. Конечно, ты часть меня. Я больше не живу с моими родителями. Я хочу знать, что ты для меня делаешь и как ты возражаешь против того, чтобы я танцевала. Если я буду танцевать, что такого плохого может случиться?"

Вы должны добиться ответа на оба вопроса. Вы должны узнать, в чем заключается обязанность этой части. "Что ты для меня делаешь?" "Я хочу, чтобы о тебе заботились". "Как ты это делаешь, как? Что именно ты для этого делаешь?"

Знаете, забота может означать, что люди крепко обнимают вас. Или, возможно, они испытывают приятное чувство, общаясь с вами. Вы должны определить, что означает слово "забота" в терминах внутреннего опыта. Только это в конце концов имеет значение.

Дэн:

Я хочу построить часть, которая бы позволила мне иметь доступ ко всей визуальной и аудиальной, информации, которую я воспринимаю. Другая часть возражает против этого."

Я с ней согласен. Впрочем, какова ее функция? Что она для вас делает? Что произошло бы, если бы Дэн действительно имел часть, которая в любой момент могла произвести всю визуальную и аудиальную информацию? Люди, которые это умеют, называются сумасшедшими учеными, и их кладут в психиатрические больницы. Сумасшедшие ученые совершенно дисфункциональны, они не могут вообще действовать как человеческие существа. Они постоянно осознают все, что когда-либо произошло с ними… Они могут прекрасно перемножать числа. Они могут быть гениями в математике, но не могут функционировать в мире опыта, так как находятся в основном в состоянии "даун-тайм".

Если у какой-то части есть возражения, возьмите во внимание, а затем переопределите то, что должна делать новая часть.

Дэн мог бы переопределить задачу новой части. Например, так: "Я хочу построить часть, которая давала бы мне доступ к новой информации, к некоторой информации обо всех якорях, которые возникают в определенной среде". Или: "Я хотел бы уметь анализировать определенные страницы книги, которую я прочел один раз". Какова бы ни была задача новой части, определите ее конкретно в терминах внутреннего опыта так, чтобы вы знали конкретно, что должно произойти, чтобы другие части вашей личности знали, будут ли они против этого возражать или нет. В таком случае, если возражения будут, они будут ценными.

Билл:

Я получил функцию части, которая отвечает за мои трудности в тот момент, когда я хочу что-либо выразить словами. Функция такова: "Видишь ли, я хочу снизить вероятность того, что над тобой будут смеяться или презирать тебя. И я хочу максимально повысить вероятность того, что тебя будут уважать и даже относиться к тебе с почтением".

Хорошо. Ну, это очень широкая функция. Можно сказать, что эта часть не хочет, чтобы вы выставляли себя дураком перед другими.

Билл:

Хорошо. Но ведь это функция?.

Да. Это функция. Но все-таки вопрос состоит в том, что же произошло бы если бы вы выставили себя дураком?

Билл:

Но мой вопрос состоит не в этом. Мой вопрос таков: "Употребляю ли я те слова, которые соответствуют именно функции, а не поведению?"

Ну, эти слова в основном описывают поведение, но последствия выполнения функции тесно связаны с поведением.

Билл:

Назовите, пожалуйста, несколько слов, которые бы описывали функции.

Хорошо. Например, "если я выставлю себя дураком, то мой доход снизится, потому что мои клиенты обратятся к кому-нибудь другому". Эта часть не дает вам делать из себя дурака, потому что она опасается, что вы потеряете тогда своих друзей, сотрудников и клиентов. Функция обстоит в том, чтобы вы сохранили ваших друзей.

Билл:

Итак, мы имеем утверждение типа "если, то… ", и функция будет описывать часть "то…" в этом утверждении?

Да. Это один из способов списать функцию. Существуют и другие способы. Это не так просто, как бы вам хотелось. функция - это то, что вы получаете, а поведение - это то, как вы этого достигаете.



Страница сформирована за 0.76 сек
SQL запросов: 190