УПП

Цитата момента



Не надо зудеть, ворчать и пилить! Кто это делает — тот пилит не супруга, а семейные отношения.
Семьевед со стажем

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



После тяжелого сражения и перед сражением еще более тяжелым Наполеон обходил походный лагерь. Он увидел, что один из его гренадеров, стоя на часах, уснул и у него из рук выпало ружье. Тягчайшее воинское преступление! Кара за сон на посту – вплоть до смертной казни. Однако Наполеон поднял выпавшее ружье и сам стал на пост вместо спящего гренадера. Когда разводящий привел смену, Наполеон сказал ошеломленному капралу: «Я приказал часовому отдохнуть!» Император был единственным, кто, кроме караульного начальника, имел право сменить часового на посту.

Сергей Львов. «Быть или казаться?»

Читать далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/d4097/
Белое море

Компенсация.

Никому не дано обладать в жизни всем. Поэтому представляется вполне естественным, что в том случае, когда кому-либо из нас не удается достичь желаемой цели или результата, мы стараемся это возместить. Речь не идет о чем-либо предосудительном в личном или общественном плане. Понимая, что у меня нет музыкального слуха и, стало быть, виртуоза из меня не получится, я могу, к примеру, заняться рисованием, математикой или еще чем-нибудь и добиться успеха на ином поприще. Кроме того, можно последовать примеру Демосфена и бороться со своими недостатками до тех пор, пока не достигнешь успеха, а то и славы.

Между тем возмещение не всегда носит позитивный характер. Скажем, из труса может выйти тиран и диктатор, истребляющий людей тысячами. Иногда компенсация или, точнее, сверхкомпенсация может налагаться на механизм вытеснения. Представьте себе, к примеру, незамужнюю темпераментную в сексуальном отношении женщину, для которой немыслимо заниматься сексом вне супружества. Причем в обозримом будущем нет никакой надежды на брак. За сексом дело не стало бы, но он не приемлем для нее с позиций нравственности. Один из путей решения такого внутреннего конфликта заключается в том, чтобы вытеснить из сознания мысли о сексе. Найти успокоение в сверхкомпенсации, скажем, посредством основания Лиги борьбы с развратом без всякого соглашательства даже с эротикой.

Проецирование.

Как говорится, судят по себе. Этот механизм подчас до наивности невинен. В данном случае исходят из предположения, что все люди одинаковы и, следовательно, одинаковы их мотивы и цели. В итоге же возникают неприятные социальные баталии и личные драмы. Например, влюбленная девушка строит иллюзии на тот счет, что столь же желанна объекту своей любви, или один человек пребывает в убеждении, что кто-либо другой, как и сам он, руководствуется в своих поступках исключительно соображениями высокой морали, и т. д.

Вместе с тем мы склонны приписывать другим индивидам те действия, побуждения, черты характера, которые свойственны нам самим, сознавая при этом, что они не слишком-то согласуются с нормами нравственности. Следует сделать оговорку. Лучше всего, когда мы получаем еще и подтверждение тому, что как раз так все и поступают. Все лгут; не существует супружества без измены; каждый в первую очередь думает о себе; кто не ворует, тот обворовывает свою семью.

Но очень часто бывает так, что именно у других нам проще всего заметить собственные недостатки, особенно такие, в которых сами мы признались бы разве что под пытками. Поскольку в большинстве таких случаев речь идет о качествах, признаваемых отрицательными, то посредством проецирования мы избегаем чувства вины и необходимости заниматься самобичеванием. Мы наказываем других, наговариваем на них, клевещем, воздвигая баррикады на пути их воображаемых негативных действий. За свои отрицательные качества противник подвергнут наказанию, и нам становится легче. По сути же, речь идет о собственном отражении.

Сказанное во многом справедливо в отношении мании преследования. Индивид убежден, что окружающие (будь то лицо неизвестное, либо конкретный человек, или группа лиц) стремятся нанести ему обиду, в чем-то ущемить его, оклеветать, раздавить его в профессиональном или же общественном плане и даже уничтожить физически. Между тем никто его пальцем трогать не собирается. Все это не что иное, как проецирование в бессознательное вытесненных чувств ненависти к другим людям. Носитель же их не допускает даже мысли, что все козни, которых он ожидает от окружающих, строит ему в подсознании собственное воображение.

О, где бы я сейчас был, если бы мне не мешали (кто-либо или что-либо)!

Когда не удается достичь поставленных перед собой целей, то в качестве "рационального" обоснования собственного неуспеха можно объяснить это тем, что добиться успешного результата помешали объективные внешние факторы: человек или группа лиц, политические силы и т. д. Нерадивый крестьянин, пропустивший время сева, причину неурожая свалит на неблагоприятные погодные условия. У проигравшего конкурс объяснение готово. Его соперник был чьим-нибудь протеже. Меня не приняли или, наоборот, отчислили из института за мои политические убеждения. Данный механизм весьма опасен тем, что подобного рода объяснения как для их носителя, так и для окружающих выглядят более чем правдоподобно. В самом деле, много раз урожаи уничтожались стихийными бедствиями. Многие конкурсы выигрывали не наиболее достойные, а наиболее "приближенные". Всем нам известна также печальная традиция прошлых лет, когда людям отказывали в учебе по той лишь причине, что они родились в семьях, не разделявших "единственно правильных" политических убеждений. Однако данный подход примечателен не только тем, что снижает чувство вины за допущенный обман. Поборникам его весьма часто удается снискать у окружающих внимание, заботу, поддержку и т. п. Тем печальнее бывает прозрение. В последние годы многие из нас могли в этом убедиться.

Все равно я лучше!.

В терминологии механизм получил название "идентификация". Ощущая себя (а то и являясь на самом деле) маленьким, слабым, глупым - словом, никчемным человеком, индивид начинает гордиться достигнутым уровнем сообщества людей, к которым (нередко безо всякой личной заслуги) он себя причисляет. Речь может идти о принадлежности к какой-либо нации или религии, чем индивид обязан тому, что просто родился в определенном месте. И вот он гордится тем, что является датчанином, готтентотом, магометанином или синтоистом, ибо датчане, готтентоты, магометане и синтоисты, уже из-за одной своей принадлежности к таковым, - сверхчеловеки. Идентифицироваться можно и с неодушевленными объектами: я значу больше, чем другие, потому что владею автомобилем "лучшей" марки; потому что у меня прекрасный дом (пусть даже я получил все это в подарок от родственников).

Сладкие лимоны.

В сущности, данный механизм можно противопоставить "кислым гроздьям", хотя мы приберегли его под конец. Благодаря этому механизму человек без страха воспринимает неудачи, убеждая себя в том, что речь, собственно говоря, идет не о провале, а об успехе. Мол, постигшая его неудача позволила предотвратить по меньшей мере несколько неминуемых драматических последствий.

Вас уволили с работы - превосходно, теперь вы будете получать пособие по безработице и наконец-то вернете себе часть денег, выплаченных за свою трудовую жизнь в виде налогов. Вас покинул мужчина вашей мечты? Просто замечательно - ну что было бы, если бы вы поженились?! Он изменял бы вам, стал бы спиваться, бить вас. Какое счастье, что всего этого удалось избежать! Но не стоит смешивать подобное манипулирование проблемами с умением некоторых индивидов в каждой плохой ситуации находить что-либо хорошее. Есть тут одно существенное различие. Оптимистически настроенный индивид полностью осознает, что ему в чем-то не посчастливилось. Вот только вместо того, чтобы раскисать от жалости к себе или вырабатывать самозащитные механизмы, он находит позитивные стороны, опирается на них и с высоко поднятой головой движется по жизни дальше. Все дело в том, что жизненные ситуации не являются ни черными, ни белыми. В каждой из них присутствует и плохое, и хорошее (хоть и в разных соотношениях).

Приведенный выше перечень того, как наше Я играет само с собой, разумеется, не полон. Тот же, кто станет теперь утверждать, что ничего подобного с ним никогда не случалось и не случится, как раз и покажет, насколько плохо он в себе разбирается. В каждую из упомянутых игр мы с вами однажды играли. Люди отличаются друг от друга лишь тем, как часто и с какой степенью активности они предаются подобным псевдоразвлечениям. Наконец, мы позволим себе сделать вывод о том, что тут действует правило меры. Так же, как в отношении соли, аспирина или алкоголя: в небольших дозах это приправа, лекарство, удовольствие, в крупных - яд.

Почему мы себя обманываем.

Маленькие дети подобными играми не увлекаются. Им это просто незачем. Они еще не настолько социализированы, чтобы в них заговорил голос совести (то есть некий обобщенный авторитет воспитателей внутри нас). Голос того самого строгого субъекта, который на каждом шагу предостерегающе поднимает палец и дает ЦУ, как надо жить. Несмотря на то, что дети уже много раз слышали, к чему им следует стремиться (хорошо есть, ходить на горшок, не озорничать и т. п., иначе, мол, будет плохо), они все еще не вняли нашим увещеваниям. Короче говоря, они продолжают жить сегодняшним днем (и так изо дня в день - заметит моралист), не учитывая того, что, съев шоколадку сегодня, завтра, возможно, другой не получат.

С течением жизни ситуация меняется. У ребенка мало-помалу формируется супер-эго (или, если хотите, совесть). Безусловно, это отрадный факт, когда человек созревает до уровня собственного понимания того, что можно и чего нельзя допускать по отношению к себе и окружающим. В социальном плане это явление позитивное Конечно, важную роль играет то, что именно подразумевает индивид под своими правами.

Сущность нашей совести определяется мерой социально приемлемого поведения, которое не во всех культурах одинаково. То же можно сказать об отдельных людях или семьях. То, что некоторыми родителями расценивается чуть ли не как преступление, другими воспринимается скорее как повод для улыбки Даже в границах одной культуры одни и те же поступки могут иметь абсолютно разные социальные оценки. Все зависит от контекста, от тех отношений, в рамках которых был совершен данный поступок.

Например, в нашей культурной среде убийство является деянием, влекущим за собой самое суровое наказание совершившему его. Справедливо это и в отношении убийства, совершенного в процессе самообороны. В военное время, как мы знаем, дело обстоит иначе: многочисленные убийства могут превратить человека в национального героя. Между тем подобного рода подвиги порой весьма близки к преступлению.

По счастью, не так уж часто нам приходится сталкиваться с критическими ситуациями в своей жизни. Что бы мы, однако, ни делали, мы постоянно сопоставляем свои действия с суммой правил, которые храним в самосознании. Ежели наши поступки соответствуют их нормам, то мы довольны собой. В противном случае чувствуем внутреннее напряжение и разлад. Легче всего избавиться от этого посредством использования какого-либо психического защитного механизма. Короче говоря, мы внушаем себе, будто ничего такого вообще не совершали или же наш поступок продиктован исключительно нравственными побуждениями и т. п. Таким образом мы подавляем в себе мучительные мысли о собственной низости. Но всегда ли мы так плохи, когда это чувствуем? Что, если плохи нормы, которых мы стараемся придерживаться? Такие случаи не редки. В качестве правил социально приемлемого поведения можно носить в себе некую сумму разного рода предрассудков, то есть взглядов, за отстаивание истинности которых мы пошли бы в огонь и в воду и которые показывают нам, что плохо или запретно.

Мы переняли эти взгляды от своих воспитателей. Большей частью по той причине, что доверялись авторитетам и не слишком-то вникали, правильны ли их утверждения. Данными взглядами мы пытаемся руководствоваться в своих поступках, однако удается нам это не часто. Наше здоровое Я как бы чувствует, что где-то что-то не так. Скажем больше: сильнее всего люди страдают именно в тех случаях, когда нарушают нормы, ошибочно принятые за истинные. В большинстве своем как раз добропорядочные граждане придерживаются основных моральных критериев. У отщепенцев нет совести, стало быть, ничто такое не может их мучить.

Если у вас порой возникает ощущение, будто вы сражаетесь с ветряными мельницами и мир живет по другой морали, отнеситесь со вниманием к следующим наиболее распространенным десяти предрассудкам:

1. Человек не может адекватно судить о себе и о своем поведении. Необходимо сверяться с общепризнанными нормами и мнением авторитетов, являющихся таковыми именно потому, что они более мудры и зрелы, чем другие люди.

Вот только эти самые авторитеты нередко преследуют интересы удержаться на своих высоких позициях, у кормила власти. В связи с чем им не чужды ни ложь, ни манипуляции. Кроме того, авторитеты меняются, а с ними меняются и их взгляды. В качестве примера можно было бы процитировать показания нацистов на Нюрнбергском процессе. Они оправдывались тем, что не могут нести ответственности за истребление десятков тысяч людей, к чему каждый из них приложил руку, ибо всего лишь исполняли приказы. Они просто прислушивались к мнению авторитета, занимавшего в их стране абсолютно легальное положение, и поэтому не виновны. Если бы они прислушивались к голосу собственной совести и руководствовались основными этическими правилами, то подобные деяния были бы совершенно исключены.

Итак, речь идет о человеческой жизни; все, что случится в ней, зависит только от нас. Именно мы сами должны быть себе судьями, должны оценивать свои мысли, эмоции и поступки и нести ответственность за их последствия.

2. За свои действия человек в ответе перед другими людьми, и все то, что совершает, он должен им (а значит, и себе) объяснять, обосновывать и оправдывать.

В этом случае легко может статься, что мы прибегнем к какой-либо рационализации, адресованной как самим себе, так и нашим оппонентам. Иного выхода у нас нет, поскольку бывает мучительно трудно признаться в истинных мотивах поведения. Чаще же случается так, что мы и сами их не осознаем. Мы втягиваем себя в придумывание всевозможных обоснований и нередко запутываемся в сетях общественных взаимоотношений, ибо от неуверенности и страха (подсознательно мы понимаем, что занимаемся самовнушением и по нам это видно) изобретаем все новые и новые оправдания и отговорки. В итоге нервы у нас сдают и дело доходит до ссоры.

Так что человек имеет право не предлагать никаких обоснований и отговорок, оправдывающих его поведение.

3. Человек несет ответственность за своих близких, а также перед учреждениями, по отношению к которым имеет обязательства. В противном случае речь идет о безнравственном эгоисте.

Данный предрассудок нередко подается как некая квинтэссенция морали, в особенности тоталитарными режимами, при которых отдельный человек не представляет значительной ценности. Если исходить из упомянутого предубеждения, то, к примеру, лозунг "Каждый - хозяин на своем рабочем месте!" позволительно интерпретировать следующим образом: люди исполнительные должны расплачиваться за недобросовестность других. Или, скажем, в магазине вы желаете, чтобы вам продемонстрировали качество покупаемого изделия, в этом случае вами могут манипулировать как продавец, так и покупатели, стоящие за вашей спиной: не задерживайте, мол, очередь. То есть вы являетесь безответственным человеком по той причине, что крадете драгоценное время у людей, тоже собирающихся сделать покупки. Или: если ваш партнер по браку тоскует (чувствует себя духовно опустошенным, отверженным и т. д.), вина за это лежит на вас, поскольку вы ответственны за его счастье.

Не подумайте, что мы склоняем вас к аморальному поведению, просто не надевайте себе чемодан на голову. Было бы неплохо, если бы вы поняли, что у каждого человека есть право решать, в какой мере он ответствен за проблемы других людей.

4. Серьезные люди занимают в жизни твердую позицию. Они не меняют своих убеждений. В противном случае речь идет о безответственных людях, на которых нельзя положиться; среди них могут быть и расчетливые хамелеоны.

В таком случае несерьезным можно посчитать и Коперника, поскольку он изменил свой взгляд на то, вокруг чего все вертится во Вселенной. Несерьезны и все те, кому перестала нравиться любимая в детстве манная каша, или те, кто изменил свое мнение об увлекательности игры в прятки. Несерьезен следователь, который на основании новых данных, полученных в ходе расследования, меняет свое мнение о том, кто является преступником. Несерьезно разочароваться в ДДТ; я должен раз и навсегда уверовать в то, что это лучшее средство от насекомых.

Абсурдность данного предрассудка особенно видна в тех случаях, когда ясно, что перемена взгляда обусловлена приобретением нового опыта.

С этической точки зрения мерилом решающей оценки служит то, приблизился ли человек к истине благодаря смене взгляда. При оценке ядовитых свойств какого-либо вещества это, скажем, заметить нетрудно. Сложнее обстоит дело при оценке философских взглядов, людей, пристрастий. Человек должен менять свои взгляды, и не обязательно под давлением новых достоверных фактов, но и просто в процессе развития. Даже убежденные приверженцы данного предрассудка не требуют, например, от пятидесятилетнего, чтобы он был таким же романтиком, как в свои четырнадцать лет.

Если вы не хотите, чтобы ваша совесть и окружающие люди манипулировали вами, верьте, что вам дано право менять свои убеждения.

5. Порядочный человек делает все возможное для того, чтобы никогда не совершать ошибок. Ошибки совершаются из-за невнимательности, нерадивости, несерьезности, безответственности и т. п.

Носители данного предубеждения требуют от людей совершенства. Ну, а если они допускают ошибки, то обязательно должны испытывать чувство вины. Совершил оплошность - значит, ты недостаточно серьезен и тебя следует опекать. Тебя будут (или даже я буду) контролировать и наставлять, что стоит а чего не стоит делать, с тем чтобы избежать дальнейших ошибок. Данное предубеждение - весьма действенный инструмент манипулирования нашей совестью и разными защитными механизмами. Последние мы вырабатываем с той целью, чтобы ослабить собственное чувство вины. Предрассудок манипулирует и нашим поведением (когда мы чувствуем себя виноватыми, мы склонны к таким шагам, которые едва ли предприняли бы при других обстоятельствах). Нет более верного способа шаг за шагом продвигаться по ложному пути в своей жизни.

Желающие избежать такой участи сознают, что человеку свойственно ошибаться. Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает. Не следует падать духом и посыпать голову пеплом. Не лучше ли спеть вместе с нашими юмористами Восковцом и Верихом: "Все мы на ошибках обучаемся и старыми за новые ручаемся!"? После этого можно с хорошим настроением приниматься за устранение последствий. Ибо совершать ошибки - право каждого человека, что, конечно, не освобождает от ответственности (тут можно снова привести пример с нацистскими преступниками).

6. Зрелый и психически уравновешенный человек знает себя То есть им осознаются собственные мотивы и побуждения, и он должен быть способен ответить на любой вопрос, связанный с его поведением. Совершая что-либо, нормальный человек отдает себе отчет в своих действиях. Тот, кто не может назвать мотив, либо лжет, либо созрел для обследования у психиатра.
Люди, занимающие руководящие посты, обязаны знать все. Что это за родители и учителя, если они не могут дать ответ на любой, пусть нескромный, вопрос ребенка?

Разделяя данное предубеждение, вы готовите почву для самообмана и последующих социальных проблем. Зачастую у вас просто не будет иного выхода, нежели немного приврать, когда вы не сможете себе позволить чего-либо не знать.

Если вы лжете сознательно, то это хоть и предосудительно с моральной точки зрения, однако гораздо менее опасно, чем то, когда вы вклиниваетесь в ложь подсознательную. При средних интеллектуальных способностях не является проблемой соединить крупицы знаний, разного рода полуправды и фантазии и представить их в логически завершенном, целостном виде. Исходя из ситуации, вы преподнесете все это как завоевание человеческого разума или как комментарий, обнаруживающий моральную глубину ваших поступков и побуждений.

Однако если вы хотите жить сами с собой и с другими людьми в мире и согласии, то расстаньтесь с мыслью, будто путь к этому пролегает через непогрешимость и всеведение. Бывают ситуации, когда лучший и наиболее правильный, с точки зрения нравственности, ответ - "Я не знаю".

7. Человек живет среди людей и в своих потребностях находится в зависимом положении. Поэтому с людьми нужно быть предупредительными; лучше всего вести себя таким образом, чтобы окружающие нас любили.
Если нам не удастся завоевать их любви или, по крайней мере, симпатии, то нам будет чуть ли не хуже, чем плохо.

Данное предубеждение на первый взгляд выглядит даже нравственным, ориентированным на установление добрых отношений с окружающими. Но возникает вопрос, можно ли назвать лучшим полицейского, которого любит преступный мир. Разделяя подобные взгляды, мы становимся весьма подверженными манипулированию. Достаточно будет кому-либо только намекнуть, что он разлюбит нас, если мы не удовлетворим его желание, и мы согласимся на то, о чем сами же впоследствии пожалеем. Наши поступки могут повредить не только нам, но и другим людям. Конечно, это прекрасно, когда индивид думает о том, чтобы не причинить обиды окружающим. Но бывают моменты, в которых без этого не обойтись, поскольку те или иные желания просто не реализуемы.

Если вы хотите пройти по жизни так, чтобы набить поменьше шишек, вам следует научиться не зависеть от доброй воли других.

8. Раз уж мы наделены интеллектом, значит, всегда должны рассуждать логически. Кто этого не делает, тот или глуп, или просто лодырь.

Правоверные приверженцы логики искренне удивляются, когда их логически выверенные рецепты не срабатывают. Нередко это происходит по той причине, что многие из нас понимают логику как выведение правильных заключений из каких-либо предпосылок с последующим контролем их истинности. Таким образом, делается ставка не на логику, а на информацию, которая может быть и неверной. Скажем, некто убежден в том, будто бледная поганка - вкусный съедобный гриб. Такой человек поступит логично, если приготовит эти грибы на ужин. Между тем для здоровья было бы полезнее алогичное поведение, то есть оставить "деликатес" расти в лесу. В случае, когда речь идет о самом ядовитом грибе наших лесов, большинство людей при логических умозаключениях о целесообразности использования его в качестве продукта питания исходят из правильных предпосылок.

Однако не все в жизни известно так хорошо, как ядовитые грибы. Даже некоторые повседневные проблемы выходят за рамки наших знаний. Так что не бойтесь "алогичных" решений. Все дело в том, что нередко наше окружение прибегает к логическим аргументам лишь с той целью, чтобы вызвать у нас чувство вины и тем самым получить возможность с большей легкостью манипулировать нами.

9. Гот, кто стремится к добрым взаимоотношениям с ближними, должен быть способен понять их душу. Особенно показательны в этой связи отношения между влюбленными, когда партнеры без слов понимают желания, потребности и чувства друг друга. Если действительно любишь - слова излишни. Кроме того, когда люди вам что-либо объясняют, нужно быть глупцом или невеждой, чтобы ничего не понять. Короче говоря, нормальный человек в определенной степени должен обладать умением поставить себя на место другого и читать по глазам чужие мысли. Если же вам самим требуется на что-либо "открывать глаза", то вы просто невежда.

В реальности, однако, существует достаточно большая разница между умением поставить себя на место другого и телепатическим чтением мыслей. Недопонимание иногда возникает по той причине, что говорящий далеко не всегда является хорошим оратором, умеющим складно выразить суть дела. Не говоря уже о том, что нередко за подобными требованиями окружающих стоит стремление убедить нас в нашей несостоятельности, а стало быть, и необходимости руководствоваться инструкциями другого человека, исполнять его прихоти. Иными словами, заглядывать ему в рот.

Единственное средство защиты в таких случаях - умение сказать: "Я не понимаю".

10. Человек, достойный таковым называться, должен в течение всей жизни стремиться стать лучше. Если он в чем-либо не совершенен, то ему следует активно заниматься самоусовершенствованием до тех пор, пока он не добьется своего. Главное - это стремиться.

В данном предубеждении улавливается подтекст, а именно: предполагается, что критерии совершенства указывают другие (супруг, коллега, приятель, учитель, сосед и т. д.). Люди желают ближнему добра, когда говорят, в чем ему следовало бы измениться к лучшему. Если человек следует их указаниям, он делает это для своего же блага. Вот только по какому праву кто-либо (даже если он занимает вышестоящее положение) берет на себя смелость определять, что такое совершенство? Известно также, что "одному вершки, другому корешки".

У каждого из нас есть моральное право ответить подобному воспитателю-самозванцу: "Меня это не волнует". Не существует ни малейших нравственных оснований для того, чтобы за нас решали другие, чтобы они внушали нам, что хорошо для нас, для человечества, для его будущего и что нам следует делать. При этом, конечно, следует считаться с тем, что вы можете кому-либо не понравиться. Но вам-то известно: нельзя понравиться и угодить каждому.

Если вы поддадитесь на манипуляторские маневры окружающих, умело пользующихся в том числе и другими из уст в уста передающимися ересями, то придете к разладу с самими собой. А в конечном итоге и с другими (даже с теми, к мнению которых вы прислушивались). Научитесь быть сами собой. Разумеется, это предполагает, что тогда вы проникнете в тайну своей тринадцатой комнаты, избавитесь от предубеждений от самообмана, будете понимать истинный порядок вещей (перестанете постоянно смешивать это с тем, что, по вашему мнению, думают другие по поводу того, какими должны быть ваши устремления).



Страница сформирована за 0.67 сек
SQL запросов: 190