УПП

Цитата момента



Никто так не украшает женщину, как любящий муж!
Многообразие смыслов - расшифровывайте…

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



Нормальная девушка - запомните это, господа! - будет читать любовные романы и смотреть любовные мелодрамы. И это не потому, что она круглая дура, патологически неспособная к восприятию глубоких идей. Просто девочка живёт в своей нормальной системе ценностей, связанных с миром эмоций и человеческих отношений. Такое чтиво (или сериалы) обеспечивают ей хороший жизненный тонус и позитивное отношение к миру.

Кот Бегемот. «99 признаков женщин, знакомиться с которыми не стоит»

Читать далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/d542/
Сахалин и Камчатка

Новая Золушка

Кочергина Елена (г. Москва)

Цель:

Способность справиться с ситуацией нагнетания напряжения, коммуникабельность, умение расположить к себе, корректное сворачивание контакта, а также выявляются факторы, которые обеспечивают его «схлопывание».

Реквизит — карточки для участников.

Время проведения — 30 минут.

Ход игры

Ведущий: Все мы прекрасно знаем сказку про Золушку. Но послушайте новую историю, которая более подробно рассказывает о событиях, происходящих на сказочном балу. Золушка, получив инструкции от своей крестной феи, прекрасно знала, что должна вернуться в 24 часа. Иначе ее прекрасное платье превратится в лохмотья, карета в тыкву, лошади — в мышей, а кучер — в крысу. Беседуя с принцем, она поглядывала на часы и видела, что до 24 осталось 10 минут. Золушка вежливо попросила принца принести ей мороженое, а сама быстро направилась к выходу, понимая, что времени еще предостаточно…

Но по дороге к выходу ее ожидали непредвиденные обстоятельства. На ее пути возникли:

Король,

Придворный балетмейстер,

Мачеха,

Сводная сестра,

Представитель местной прессы, который освещает придворную жизнь.

При этом задача Золушки — успеть за 10 минут пройти через этих людей, успев к назначенному времени выскочить из дворца.

Ведущий раздает участникам игры карточки с инструкциями для персонажей.

Карточка с инструкцией для Золушки׃

«Золушка — интеллигентная особа, которая не может себе позволить невежливо общаться с окружающими .Она понимает, что возможно ей еще придется вернуться во дворец…»

Карточка с инструкцией для Короля׃

«Король - преклонного возраста ловелас, который увидел на балу прекрасную незнакомку. Он понимает, что такая красивая, интересная, молодая дама украсит королевскую свиту. Ему не терпится познакомиться с ней поближе…»

Карточка с инструкцией для Придворного балетмейстера׃

«Придворный балетмейстер — веселый балагур, массовик-затейник, который хочет с помощью Золушки расшевелить скучную жизнь во дворце…»

Карточка с инструкцией для Мачехи׃

«Мачеха — хитрая интриганка, которая увидела «на горизонте» опасную конкурентку для своей дочки…»

Карточка с инструкцией для Сводной сестры׃

«Сводная сестра — известная модница. Она умирает от зависти, увидев прекрасный наряд Золушки.

Ей не терпится разузнать, где все это можно достать…»

Карточка с инструкцией для Представителя местной прессы׃

«Представитель прессы периодически появляется во дворце, на балах для освещения светской жизни. Он понимает, что Золушка может произвести фурор…»

По завершении игры организуется обсуждение поведения Золушки, анализируются стратегии ее поведения в сложных ситуациях и те способы, благодаря которым разрешались (или не разрешались) конфликты в общении.

Мудрость ангелов

Ирина Чоповская, Мария Галишникова (г. Орск)

Предлагаемая игра может быть применена в процессе тренинга для родителей. Она нацелена на преодоление негативных позиций в отношении собственных детей и помогает осознать качества характера своего ребенка.

Задание 1

Подумайте, пожалуйста, в течение одной минуты, как можно продолжить фразу «Мой ребенок…»

А теперь свяжите эту фразу с чертами характера своего ребенка и в течение пяти минут письменно 10 раз продолжите ее в разных вариантах, указывая черты характера вашего ребенка. Например: «Мой ребенок аккуратен», «Мой ребенок невнимателен».

Осталась одна минута, вам необходимо завершить работу.

Посмотрите на качества, которые вы написали. Разделите их на две группы:

  • первая — те, которые вас устраивают в вашем ребенке;
  • вторая — те, которые вы бы хотели изменить в нем.

Посмотрите, каких качеств больше — положительных или отрицательных. Выберите, с какими из отрицательных качеств вы хотели бы сейчас поработать, отметьте их для себя. Отложите на время свои листочки.

Задание 2

Теперь я предлагаю вам обратиться к своему житейскому опыту. Представьте, что вы сейчас находитесь перед большим современным супермаркетом. В нем три этажа:

 на 1-м этаже продаются товары с заведомым браком, низкого качества;

 на 2-м этаже — обычные товары средней цены и качества;

 на 3-м этаже продаются самые лучшие, качественные, добротные, шикарные вещи.

На каком этаже вы бы хотели приобретать товар? (Родители отвечают по очереди.)

Когда у нас появляется ребенок, мы всегда хотим, чтобы он соответствовал «третьему этажу» - был умный, добрый, посещал музыкальную школу или школу с углубленным изучением иностранного языка. Может быть, воплотил наши несбывшиеся мечты…

Но, к сожалению, в жизни так не бывает. Каждый ребенок уникален. В нем есть что-то от 1-го, 2-го и 3-го этажа.

И ваш ребенок не исключение, вы убедились в этом. В нем есть то, что вам нравится, и то, что вы бы хотели изменить.

Задание 3

Работа проходит в группах по 5—6 человек. Группы делятся по любому признаку - на усмотрение тренера.

Посмотрите на качества, которые вы выделили в своем ребенке, требующие, по вашему мнению, изменения. Выберите два из них, которые являются для группы более или менее общими.

Я предлагаю вам сейчас прорекламировать эти качества с целью их продажи - то есть в этих качествах, чертах характера надо найти положительные моменты и рассказать об этом так, чтобы другие группы захотели их купить. Время для работы— 10 минут. (Предупредить группу, когда пройдет половина времени и за минуту до окончания работы.) Внимание! Сейчас я предлагаю вам выбрать выступающего и прорекламировать качества характера, с которыми вы работали в группах.

Процедура. Один человек от группы представляет рекламу, участники других групп помечают у себя те качества, которые они захотели приобрести.

Выступление каждой группы.

Сейчас я предлагаю желающим по кругу назвать качества, которые они решили приобрести, по возможности прокомментировав причину своего выбора (например: упрямство, так как это близко к настойчивости…).

Задание 4

 Обсуждение в кругу:

 Легко ли вам было выполнять эту работу?

 В чем сложность?

 Увидели ли вы что-то новое в этом качестве, черте характера?

 Согласны ли вы с тем, что эти черты характера нужны в жизни человека?

 Насколько после проделанной работы вы их принимаете?

В процессе обсуждения тренер подводит участников группы к пониманию того, что все эти качества необходимы в жизни каждого человека: происходит смена иррациональных родительских установок.

В заключение послушайте притчу, которая, возможно, поможет взглянуть на старые проблемы по-новому.

Притча о двух ангелах

Однажды по земле путешествовали два ангела׃ старый и молодой. В один из вечеров, уставшие и обессиленные, они попросились на ночлег в дом к богатому человеку. Он пустил странников, но, будучи скупым и негостеприимным человеком, предоставил им ночлег в сарае.

Там было холодно, темно, сыро. Несмотря на усталость, молодой ангел долго не мог уснуть. А когда ему все-таки удалось погрузиться в сон, его вдруг разбудил какой-то шум.

Проснувшись, он увидел, что старый ангел старательно заделывает дыру в стене. Молодой ангел был удивлен, он несколько раз предлагал старому бросить это дело и постараться отдохнуть перед предстоящей дорогой, но получал упорный отказ.

Утром молодой ангел, не скрывая любопытства, спросил у старого:

— Зачем ты помог этому человеку, ведь он так плохо обошелся с нами?

— Не все является тем, чем кажется, — ответил его спутник.

На следующий вечер, подыскивая ночлег, путешественники остановились у дома бедного человека. Хозяин радушно встретил их, поделился своим ужином и даже предоставил единственную кровать в доме, а сам с женой ушел в сарай.

Утром ангелов разбудил крик хозяина и плач его жены. Оказалось, что в эту ночь умерла их корова — единственная кормилица и надежда семьи.

Молодой ангел, испытывая крайнее удивление, обратился к старому

— Почему ты не поможешь бедному человеку? — сказал он. — В прошлый раз ты помог тому, кто так плохо обошелся с нами, а в этот раз ты бездействуешь, когда в твоих силах спасти эту семью?

На что старый ангел ответил׃

— Не все является тем, чем кажется!

Продолжая путешествие, молодой ангел никак не унимался, он упрекал старого ангела, обвинял его и не мог смириться с происшедшим.

— Не все является тем, чем кажется, — ответил в третий раз старый ангел. — В прошлую ночь, когда мы были в доме у богатого человека, я увидел в стене сарая клад — и замуровал его, чтобы тот не достался хозяину дома. А в эту ночь приходила смерть за женой бедняка, и я откупил ее, отдав корову.

Надеюсь, что эта притча поможет вам переосмыслить то, что происходит между вами и вашими детьми. Нужно помнить, что нет в мире плохого и хорошего. Все зависит от того, как ты на это смотришь.

Глава 10. УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА САМООСОЗНАНИЕ

Вообще говоря, практически все хорошие тренинговые упражнения направлены на расширение знаний о себе и развитие самосознания. Однако в данной главе описаны такие психотехники, которые имеют эти цели в качестве важнейших.

Разговор субличностей

Тренинговое упражнение, о котором пойдет речь ниже, можно применять в групповой психологической работе с разным контингентом участников. При этом проводить его следует в достаточно «продвинутой» группе и с большой долей осторожности. По своей сути это уже психотерапевтическое упражнение, поэтому протагонистом в нем становится человек, психологически готовый к встрече с противоречивыми тенденциями своего внутреннего мира.

Основная идея упражнения и технология его проведения предложена известным психотерапевтом Д. Рейнуотер. фактически эта техника создана на стыке трех направлений - гештальттерапии Ф. Перлза, психосинтеза Р. Ассаджиоли и психодрамы Д. Морено. Предлагаемая ниже модификация была многократно апробирована во многих тренинговых группах.

Ведущий: Ежедневно каждый человек оказывается в ситуациях, в которых ему необходимо сделать выбор. Порой этот выбор мучителен. Одинадцатиклассник, например, порой разрывается между желанием развлечься на дискотеке и необходимостью подготовиться к завтрашней контрольной работе. Учитель, вернувшись домой, совершает выбор между профессиональным долгом (проверить пачку тетрадей), супружескими обязанностями (приготовить семье ужин) и желанием поваляться на диване с интересной книжкой. И это - только самые простые ситуации будничного выбора. А ведь иногда наши противоречивые мотивы буквально раздирают нас на части. Создается впечатление, что во внутреннем мире звучат голоса разных людей, вступающих в споры и пререкания друг с другом. Создатель психосинтеза Р. Ассаджиоли назвал таких «внутренних людей» субличностями. Это именно они нарушают гармонию внутри нас и вызывают порой ситуацию, внутриличностного конфликта. Мы с вами можем попробовать разобраться с теми субличностями, которые живут в нас, и помочь им найти контакт друг с другом. Может быть, нам удастся отвести каждой субличности подобающее место в нашем внутреннем мире.

Этап 1

Ведущий: Приготовьте, пожалуйста, листы бумаги и авторучки. Когда я закончу инструкцию, вы сможете написать на этих листах все свои желания, которые сегодня, сейчас, в эту минуту будут приходить вам в голову. Подчеркиваю — абсолютно все, любые желания! Это может быть желание пойти в туалет или желание стать министром образования, желание изучить английский язык или приобрести трехкомнатную квартиру. Дайте возможность выплеснуться на бумагу любым вашим желаниям. Не ограничивайте себя. Если вы не захотите, то после завершения работы можете никому не показывать свои записи. Никто не будет требовать этого от вас. Нумеруйте каждое желание, начиная его запись с новой строчки. Каждый пункт можете начинать со слов «Я хочу…». Слева на листе оставьте небольшие поля — достаточно двух-трех сантиметров. Работа будет продолжаться в течение пятнадцати-двадцати минут. Если вам покажется, что вроде бы все желания иссякли — не останавливайтесь. Пусть ваша рука продолжает движение, просто ведя волнистую линию — наверняка вам в голову придет еще какая-то мысль. Если вам все понятно, то можете начинать работу.

Порой участникам кажется, что пятнадцать минут это слишком много. Однако, как правило, у подавляющего большинства поток желаний не иссякает и через двадцать минут. Если позволяет время, можно уделить написанию желаний полчаса. За минуту до истечения отведенного срока ведущий предупреждает, что времени осталось лишь на написание последнего желания.

Этап 2

Ведущий: Давайте назовем количество зафиксированных вами желаний (каждый из участников, сидящих в кругу, произносит одну цифру — получившееся у него количество). Перечитайте написанные вами желания. Наверное, они оказались довольно разноплановыми — одни связаны с материальными потребностями, другие — с романтичными мечтами, третьи — с нацеленностью на личностное развитие. Впрочем, у каждого они особенные. Выберите какие-либо критерии по которым вы можете разбить ваши желания на отдельные группы. Обозначьте желания, относящиеся к одной группе, каким-нибудь символом — для этого мы и оставляли на листах поля слева. Символами могут быть галочки, квадратики, кружки и любые другие значки по вашему выбору. Не стремитесь к слишком дробной классификации. Неплохо, если у вас получится от трех до шести групп. Не надо стараться, чтобы группы были равными по объему. Количество желаний в группах может быть разным.

Этап 3

Ведущий: Каждая из получившихся у вас групп желаний связана с какой-то стороной вашей личности, с какими-то главными мотивами, действующими в вашей жизни. Пользуясь терминами психосинтеза, можно сказать, что в каждой из этих групп желаний отражается определенная субличность, проявившаяся здесь и сейчас. Представьте, что за каждой совокупностью желаний спит некий человек, имеющий собственный своеобразный склад личности и мечтающий именно об этом и ни о чем другом. Как можно было бы назвать такого человека? Попробуем придумать названия получившимся субличностям. Так, скажем, группу желаний, связанных с материальными приобретениями, можно было бы назвать «Руки загребущие», а романтические желания о дальних путешествиях можно объединить названием «Синдбад-мореход». Чем ярче и остроумнее окажутся названия — тем лучше. Запишите названия под списком желаний, снабдив их соответствующими значками.

Дождавшись момента, когда большинство участников справится с заданием, ведущий предлагает каждому изобразить «диаграмму субличностей», распределив названия субличностей по секторам и приведя размеры секторов в соответствии с количеством желаний каждой субличности.

Пример «диаграммы субличностей»:

щелкните, и изображение увеличится

После этого ведущий предлагает желающим сообщить группе названия своих субличностей и количество желаний, попавших с соответствующую группу. Следует обратить внимание на тех участников, кто вызвался озвучить получившиеся у него результаты. Как правило, именно кто-то из них заявляет желание стать протагонистом на следующих этапах работы. Ведущему следует поощрять высказывания участников и их комментарии к собственным «диаграммам субличностей», но не надо настаивать на этом и тем более требовать (помним об обещании, данном в первой инструкции). Иногда названия, придуманные участниками, бывают очень остроумными и емкими — «Собака на сене», «Курица-наседка, «Луч света», «Наташка с крылышками» и другие.

Этап 4

Этот этап в работе является кульминационным. Задания, выполненные до этого момента, уже сами по себе являются полезными и значимыми. На предыдущих этапах в работе принимали активное участие все члены группы. Здесь же важнейшим действующим лицом становится протагонист, и разворачивается психодраматическая процедура с привлечением вспомогательных лиц.

Ведущий: Итак, нам удалось вычленить некоторые из наших субличностей, которые проявились здесь и сейчас. Кто из вас желает поближе с ними познакомиться и попытаться выяснить, какая из них для вас наиболее значима? Предупреждаю, что этому человеку придется открыть другим список своих желаний.

Что будет происходить дальше, еще никто не знает, поэтому нужно все-таки иметь изрядную смелость, чтобы стать добровольцем. Если желающих несколько, то ведущий решает по ситуации, кому отдать предпочтение. И только теперь объясняется дальнейшая процедура.

Ведущий: Теперь вам необходимо выбрать из участников группы тех, кто, по вашему мнению, смог бы исполнить роли каждой из ваших субличностей. Прошу участников не отказывать протагонисту если на вас пал его выбор.

Протагонист указывает выбранных им «актеров» и называет те «роли», которые им предлагаются. После этого ведущий продолжает:

— Вы становитесь в середину круга. Ваши субличности занимают места вокруг вас — на одинаковом расстоянии. Ваша задача — просто слушать, а задача каждой субличности — убедить протагониста в том, именно она самая важная, самая главная в его личности. Чтобы знать, что говорить и как убеждать, вы должны хорошо понять, что представляет из себя каждая субличность, какие желания сконцентрированы в ней. Поэтому я прошу протагониста объяснить субличностям суть их ролей и содержание желаний, характеризующих каждую.

Несколько минут уделяется подготовке актеров-субличностей к исполнению ролей. Содержание общения протагониста со вспомогательными лицами не обязательно должно открываться остальным — незадействованным участникам группы, которые во время этой процедуры могут получить наставления от ведущего относительно внимательного наблюдения за тем, что будет происходить в дальнейшем. По завершении подготовки актеров ведущий вновь обращается к ним и протагонисту.

Ведущий: Сложность предстоящей процедуры будет состоять в том, что все субличности должны будут говорить… ОДНОВРЕМЕННО! У протагониста будет возможность регулировать этот процесс одновременного говорения следующим образом: поднятие руки означает просьбу какой-то субличности говорить громче, опускание руки - просьбу говорить тише, «захлопывание» горизонтальных ладоней в направлении какой-то субличности — знак ей замолчать, отстраняющее движение руки — чуть отойти, движение руки к себе — приблизиться, руки, скрещенные над головой, означают просьбу замолчать всем.

Объясняя все это, ведущий демонстрирует соответствующие сигналы. Собственно процедура. Начинать убеждать протагониста субличности могут только по сигналу ведущего после четкого уяснения инструкции.

Несмотря на внешнюю простоту этой процедуры, сила ее эмоционального воздействия необыкновенно велика. Не редко ее результатом становится подлинный катарсис. Ведущий должен предельно внимательно следить за ходом процесса и реакцией протагониста. Обычно слушание субличностей протагонистом занимает две-три минуты, но это — чрезвычайно эмоционально насыщенные минуты. Сразу после того как протагонист подает сигнал о прекращении говорения, ведущий просит его расставить субличности вокруг себя таким образом, чтобы он ощущал себя комфортно.

Обсуждение четвертого этапа упражнения начинается с традиционного вопроса к протагонисту: «Что вы сейчас чувствуете?» Интересно, что в процессе одновременного говорения субличностей, часто воспринимаемого внешними наблюдателями как какофония, протагонист обычно слышит всех и улавливает смысл произносимого. Однако это очень непросто. Ощущения, возникающие у протагониста, порой довольно неожиданные и обычно очень яркие, нередко ведущие к настоящим открытиям себя.

Затем своими впечатлениями делятся вспомогательные лица. Иногда бывает необходимость проведения традиционных психодраматических процедур — деролинга (снятия роли) и шеринга (вербального или невербального выражения сопереживания протагонисту).

Во время одного занятия возможно проведение процедуры разговора субличностей с двумя или даже тремя протагонистами. Сравнение их ощущений и переживаний также дает интересный опыт группе.

Дистанция

Описываемое социометрическое упражнение встречается в разных вариантах в различных тренингах. Здесь предлагается авторская модифицикация, многократно опробованная в тренинговых группах. Термин «психологическая дистанция» здесь употребляется не в плане пространственных «зон общения» в духе Аллана Пиза, а как оценка отношений человека с конкретными людьми, представленная во внешних количественных (пространственных) характеристиках.

Это упражнение относится к разряду жестких, при этом степень жесткости может варьироваться в зависимости от целей ведущего и психологической готовности участников. Регулирование эмоционального напряжения может осуществляться за счет изменения инструкции, внимательного отслеживания поведенческих реакций участников, тактичного обсуждения результатов. К данной процедуре группа должна быть подготовлена, особенно в том случае, если она сформирована из незнакомых людей. Если же в тренинге участвуют ребята из одного класса, то применение упражнения возможно уже на первых занятиях.

Ведущий: Если люди более или менее длительное время общаются и взаимодействуют друг с другом, то между ними складываются определенные отношения. Эти отношения могут обладать разной степенью близости. Иначе говоря, каждый человек знает, с кем он тесно общается, с кем его отношения можно назвать близкими. С кем-то отношения пока не очень близкие, ну, может быть, просто потому, что еще не было повода и возможности пообщаться.

Вы уже неплохо знаете друг друга. При этом каждый из вас, наверное, осознает, каковы особенности его взаимоотношений с другими участниками нашей группы. Сейчас у вас есть прекрасный шанс проверить, правильное ли у вас сложилось представление о ваших отношениях с участниками группы. Кто готов рискнуть первым и стать добровольцем?

Думается, что выявление «рисковых» участников перед предстоящей процедурой является вполне оправданным (и не только в этом случае, но и при проведении ряда других упражнений). Во-первых, такое выявление само по себе можно рассматривать как социометрический прием, а во-вторых, оно позволяет обнаружить и тех, кто способен безболезненно перенести «жесткость» процедуры. Когда желающие объявятся, ведущий объясняет, в чем состоит упражнение.

Ведущий: Степень близости наших отношений с тем или иным конкретным человеком может быть определена с помощью понятия «психологическая дистанция». Давайте попробуем выразить близость-дальность отношений друг с другом через дистанцию в буквальном смысле слова  через расстояние в пространстве.

Наш доброволец должен встать лицом к стене. Все остальные участники располагаются за его спиной на таком расстоянии, которое символически будет отражать близость ваших с ним отношений. При этом учитывайте и взаимное расположение. Задание необходимо выполнить молча, чтобы стоящий у стены не определил ваше местоположение по голосу. Участники занимают места за спиной основного игрока. Ведущему не следует торопить ребят, чтобы у них была возможность подумать и выбрать себе место. Запомните, пожалуйста, свои места и разойдитесь… А теперь ты (ведущий обращается к добровольцу) можешь повернуться. Расставь ребят так, как, по твоему мнению, они должны были бы расположиться. Основной игрок расставляет Участников, после чего снова встает у стены. Посмотри внимательно еще раз, как ты расставил участников. Не хочется ли тебе что-нибудь изменить в этой картинке?

Если основной игрок сочтет свою расстановку окончательной, он отворачивается к стене, а остальные игроки встают на те места, которые они занимали вначале. После этого ведущий просит основного игрока повернуться.

Ведущий: Посмотри, пожалуйста, что изменилось? Есть ли разница между тем, как расставил ты, и тем, какие места заняли сами ребята? В чем ты видишь разницу?

После кратких комментариев основного игрока ведущий предлагает занять его место кому-либо еще из участников группы. Как правило, здесь уже от желающих нет отбоя - всем хочется выяснить, как к нему относятся на самом деле и правильно ли он понимает свое место в группе. Хорошо, если на «горячем месте» у стены побывают все участники тренинга.

Если количество членов группы не превышает двенадцати человек, то это упражнение не вызывает утомления. Однако если участников, например, двадцать, то и расстановка окажется затруднительной, и упражнение будет непомерно затянуто.

Оптимальной для проведения такого упражнения является группа в восемь человек. Остальные в этот раз могут быть только наблюдателями. На следующем занятии можно повторить упражнение с новым составом.

Любопытно, что старшеклассники в 50—70% случаев почти полностью угадывают расстановку. Не слишком большая редкость и стопроцентное совпадение расстановок.

В заключение обязательно нужно провести подробное обсуждение возникших переживаний. Следует подумать и над такими вопросами:

  • Сложно ли было прогнозировать расположение своих товарищей? Чувствовали ли вы себя уверенно, когда расставляли их по местам?
  • Постигло ли вас разочарование, когда вы увидели, какие места они заняли сами?
  • Или, напротив, вас это обрадовало?
  • Что вообще вы вкладываете в понятия «психологическая дистанция» и «степень близости отношений»?
  • Старались ли бы угадать, как могли встать участники группы, или просто переводили свое видение ваших отношений на язык пространственных характеристик?
  • Что вас удивило в этом упражнении? Что вы узнали нового о себе и своих товарищах?


Страница сформирована за 1.28 сек
SQL запросов: 191