УПП

Цитата момента



Ваше будущее определяете вы, а не ваше прошлое.
Это надо будет сказать судье…

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



Правило мне кажется железным: главное – спокойствие жены, будущее детей потом, в будущем. Женщина бросается в будущее ребенка, когда не видит будущего для себя. Вот и задача для мужчины!

Леонид Жаров, Светлана Ермакова. «Как быть мужем, как быть женой. 25 лет счастья в сибирской деревне»

Читать далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/d3651/
Весенний Всесинтоновский Слет

Деревья-Характеры из волшебного леса

Вначале «Сказка о Деревьях-Характерах» использовалась только в работе с младшими школьниками — она, собственно, и написана была для них. Но оказалось, что сказка интересна и старшеклассникам, и даже взрослым людям, Возможно, это связано с тем, что она носит медитативный характер. Построенное на основе этой сказки упражнение, которое описано ниже, можно использовать как в рамках сказкотерапевтического и метафорического тренинга, так и в других видах тренингов, в процессе которых естественными являются методики арт-терапии и образной терапии. От ведущего требуется владение умениями проведения техник визуализации и соблюдение при этом правил психологической безопасности. Первый этап упражнения проводите; на фоне релаксационной музыки.

Цели:

  • развитие навыков рефлексии и метафорического мышления;
  • помощь подросткам в осознании черт собственного характера;
  • тренировка умения расслабляться и снимать напряжение;
  • развитие креативности.

Размер группы: от 6 до 12 человек.

Ресурсы: магнитофон, кассета с релаксационной музыкой, листы для рисования (по числу участников), краски или фломастеры (по числу участников).

Время: не менее полутора часов.

Ход упражнения

Этап 1

Ведущий: Сядьте поудобней. Глаза можно закрыть, но это совсем необязательно. Я прошу вас только представлять все, о чем я сейчас буду говорить. Пусть ваша фантазия рисует яркие картинки, а я расскажу вам сказку…

Звучит «Сказка о Деревьях-Характерах» (см. приложение к упражнению). Когда сказка завершается, ведущий просит участников группы использовать свое воображение и — раз уж в волшебный лес попасть нельзя! — самим представить и изобразить, как может выглядеть их персональное Дерево-Характер. Рисовать можно карандашами или фломастерами, однако краски предпочтительней. Необходимо позаботиться заранее о том, чтобы листы бумаги и краски уже лежали на столах, за которыми участники группы будут рисовать, покинув круг.

Время на рисование - не меньше двадцати минут. За три-четыре минуты до завершения отведенного времени ведущий объявляет:

— Изображение вашего дерева-Характера уже почти завершено. Но у меня есть к вам еще одна маленькая просьба. Подумайте: а кто мог бы жить возле вашего Дерева? Может быть, не возле, а прямо в нем самом - скажем, в дупле? Или в кроне? Может быть, кто-то уютно чувствует себя на какой-нибудь ветке или между корней вашего дерева-Характера? Наверное, это могут быть птицы или звери, но необязательно - вполне возможно, что это окажется совсем необычное существо. Может статься, их будет несколько. Добавьте к своему рисунку изображение того или тех, кого вы хотите… Придумайте имя этому существу или этим существам.

Спустя несколько минут ведущий просит тех участников, кто уже закончил рисование, вернуться в крут со своим рисунком. Постепенное заполнение круга людьми информирует излишне увлеченных «художников» о необходимости завершения рисования.

Этап 2

Ведущий: Посмотрите на рисунки других участников и выберите тот рисунок, который, как вам кажется, чем-то похож на ваш. Расскажите, в чем вы видите это сходство. Прошу вас не пытаться интерпретировать чужие рисунки или ставить какие-то диагнозы. Просто посмотрите и сделайте выбор. Если у вас будет такое желание, вы можете дать комментарии к своему рисунку.

Участники сообщают о своих выборах и коротко их поясняют. У них также есть возможность задать друг другу вопросы относительно каких-то аспектов или деталей изображения, уточнить, правильно ли понят образ на рисунке. У каждого есть право не отвечать на вопросы, Участники — те, кто захочет, — комментируют свои рисунки и рассказывают об ощущениях, возникших по ходу выполнения этапов упражнения — во время слушания сказки и во время рисования. Чрезвычайно интересны пояснения, которые участники будут делать по поводу существ, появившихся на рисунках с Деревьями-Характерами.

Этап 3

Дальнейшая работа будет связана как раз с этими существами. Ее можно организовать по-разному в зависимости от количества участников группы. В небольшой по объему группе участникам предлагается сочинить общую сказку, в которой действовали бы только что придуманные персонажи. Сам процесс сочинения также может быть построен разными способами: можно придумать сюжет исходя из особенностей возникших героев, а можно начать сочинять сказку по кругу, поочередно вводи персонажей. Если группа достаточно многочисленна (более восьми человек), то имеет смысл разбить ее на подгруппы по четыре-шесть человек и предложить не просто сочинить сказку, но и инсценировать ее. Время на работу - не менее тридцати минут.

Этап 4

После того как участники расскажут сочиненную сказку или представят свои «мини-спектакли», организуется обсуждение. Во всех случаях стоит обсудить следующие вопросы:

  • Можете ли вы сказать, что символизировали придуманные вами существа?
  • Как проявили себя эти существа в созданных вами сказках?
  • В чем состояла их роль и значение в этих сказках?
  • Как вы можете охарактеризовать эти существа?
  • Какими качествами они обладают?
  • Трудно ли вам было объединить своих существ в едином сюжете сказки?
  • Как вы справились с этими трудностями?
  • Какие чувства испытываете сейчас?

Возможна и иная организация обсуждения, которая приемлема именно на сказкотерапевтическом тренинге. Обсуждение строится по следующей схеме анализа сказки (эта схема должна быть уже известна участникам группы):

1. Основная тема (темы).

2. Главный герой (его личностные качества и основные мотивы).

3. Отношения между главным героем и другими персонажами.

4. События сказки.

5. Трудности, которые приходится преодолевать главному герою.

6. Средства совладания с трудностями.

7. Имеющиеся ресурсы.

8. Недостающие ресурсы.

9. Актуализированные в сказке чувства.

10. Образы и символы сказки.

И в том, и в другом случае ведущему следует помнить о наличии проекций в образах сказочных персонажей, которые практически всегда дают о себе знать.

Приложение к упражнению «Деревья-Характеры из волшебного леса»

Сказка о деревьях-Характерах

В некотором удивительном мире, в долине, раскинувшейся среди высоких и неприступных гор, в волшебном лесу, где поют свои дивные песни удивительные птицы росли… Деревья-Характеры. Это были необычные деревья. Их внешний вид был отражением характеров людей, живших далеко-далеко за горами.

У каждого Дерева-Характера от ствола отходили четыре главные ветви, а от них — множество маленьких. Эти четыре ветви имели свои названия: Отношение к людям, Отношение к делу, Отношение к себе, Отношение к вещам. У каждого Дерева-Характера эти ветви имели свою, не похожую на других форму, свою характерную особенность.

На одном Дереве-Характере ветвь Отношения к людям была пряма и устремлена вверх, потому что была ветвью Правдивости, а на другом была скручена кольцом Лжи. Где-то ветвь Отношения к себе вызывающе торчала Самовлюбленностью, где-то прогибалась до земли от своей Приниженности, а где-то спокойно и уверенно поднималась к солнцу как воплощение Достоинства. Ветви Отношения к вещам на некоторых Деревьях-Характерах скрючились от Жадности, а на других обилием листвы обнаруживали свою Щедрость.

Очень разные Деревья-Характеры росли в этом волшебном лесу. Под некоторыми Характерами трескалась земля — такими они были тяжелыми, зато легкие Характеры буквально парили в воздухе, едва цепляясь за почву корнями. Встречались Характеры, сплошь — от корней до кроны — покрытые иголками, и потому они были очень колючими. А иные напоминали телеграфные столбы с едва заметными отростками — это были прямые Характеры. Даже бензопила не смогла бы распилить твердые Характеры, а мягкие Характеры были настолько податливы, что их стволы можно было запросто мять, как глину. Были среди них очень красивые и безобразные, высокие и низкие, стройные и стелющиеся по земле.

 Так непохожи были Деревья-Характеры, потому что росли они на разных почвах, неодинаково согревало их солнце, иначе обдувал ветер, не поровну давал влаги дождь. А ведь и у каждого человека в жизни складывается все по-разному, верно?

Порой налетала в волшебную долину свирепая буря, яростно бросалась она на Деревья-Характеры: иные ломала или вырывала с корнем, другие гнула до земли, но сломать не могла. Были и такие, что не склонялись даже под самым сильным ураганным ветром и лишь гордо распрямляли свои могучие ветви — ветви Отношения к себе, Отношения к людям, Отношения к делу и Отношения к вещам.

У каждого человека в этом волшебном лесу есть его собственное Дерево-Характер, которое своим видом отражает присущий ему характер. Многие люди хотели бы побывать там, посмотреть, как выглядит их Дерево-Характер. Но попасть в этот волшебный лес не может никто…

Путешествие в страну Гармоника

Ольга Рудякова (г. Волгоград)

Упражнение Визуализация «Страна Гармоника»

Ведущий: Устройтесь поудобнее, закройте глаза, расслабьтесь… Сегодня мы отправляемся в путешествие по сказочной стране Гармоника, которой нет ни на одной карте мира, но в том-то и суть, что у каждого из нас эта страна своя, индивидуальная, неповторимая.

Страна Гармоника — это внутренний мир каждого из нас, который многогранен, здесь есть место и ощущениям нашего тела, и мыслям, чувствам, и отношениям, духовности. Все это части единого целого — определенного пространства, в котором мы существуем. Каждая частица страны Гармоника играет свою роль, но они взаимодействуют друг с другом, создавая все вместе особый мир. Окиньте его внутренним взором, рассмотрите просторы, палитру красок…

Возможно, какой-то участок привлечет ваше внимание больше остальных. Рассмотрите его… Прислушайтесь, чем живет эта частица вашего Я. Живет ли она полноценной жизнью?.. Гармонично ли она вписывается в ландшафт сказочной страны?.. Довольны ли вы отношениями, которые складываются у этой частицы с другими частями страны Гармоника?.. Какие ощущения вызывает у вас то, что вы видите?.. Запомните, пожалуйста, эти ощущения. Теперь нам пора возвращаться. Наша путешествие подходит к концу, и вы снова в этой комнате, здесь и сейчас… Откройте глаза, потянитесь, почувствуйте свое тело…

В сказочной стране Гармоника, как и в любой сказочной стране, есть место волшебству. И сейчас вы — самый могущественный волшебник, который после путешествия, испытан некую палитру ощущений чувств, решил их запечатлеть. У каждого из вас в руках кусочек пластилина — это то волшебное средство, с помощью которого вы придадите своим ощущениям, чувствам видимый образ. Все в ваших руках, смелее за дело. Руки помогут вам сами, доверьтесь им…

Пока группа работает над своими образами, ведущие отслеживают эмоциональное состояние участников. Время на работу с пластилином — 10 минут.

Ведущий: Посмотрите на творение своих рук, дайте имя образу, который у вас появился. Познакомьте нас с вашими чудесными образами. (Каждый участник занятия представляет то, что у него поучилось.) Если у вас есть желание поделиться своими ощущениями, переживаниями, то мы будем вам благодарны.

Рефлексия

Упражнение «Создание сказки»

Ведущий: Теперь присмотритесь к тем образам, которые получились у вас и у остальных участников группы. Найдите те, которые, как вам кажется, схожи с вашими, и объединитесь в подгруппы. Наше путешествие продолжается.

Участники группы объединяются в подгруппы.

Ведущий: А сейчас мы с вами создадим сказки, где главные герои — созданные вами образы, а сюжет будет разворачиваться в стране Гармоника, с полями раздумий, морем любви, лесом желаний, тропинкой страха, болотом сомнений и многим другим, о чем знаете только вы.

Итак, это было давным-давно, а может, и не очень, когда люди верили в чудеса и волшебников, жили в мире с собой и с окружающей их природой. В одной далекой, а может, и не очень, но точно сказочной стране Гармоника произошло нечто необъяснимое и загадочное…

А вот что же произошло в стране Гармоника, каждая из подгрупп узнает с помощью этих карточек. Прошу по одному представителю из каждой подгруппы подойти и выбрать карточку.

После прочтения зачина и выбора карточки ведущий предлагает каждой из подгрупп продолжить повествование. Время на выполнение задания — до 15 минут. Затем каждая подгруппа представляет свою сказочную версию о том, что произошло в стране Гармоника. Каждая подгруппа награждается аплодисментами за свою сказку.

Рефлексия

Карточки для зачина сказки «Страна Гармоника»

Море Любви вышло из берегов

На Тропинке Страха появилась трещина, которая стала разрастаться

В Болоте Сомнений поселился Некто

В стране Гармоника появился загадочный гость - Тело

Проснулся дух Пустыни Переживаний

Лес Желаний покинули все птицы

На страну Гармоника обрушился сильный ураган Эмоция

Волшебники

Все описываемые ниже игры объединены использованием особых «сказочных карточек», а если точнее — карточек со сказочными персонажами. Разумеется, игр с применением таких карточек можно придумать значительно больше, чем предложено здесь.

До начала тренинга ведущий заготавливает карточки, на которых написаны имена сказочных героев — 20—ЗО мужских и столько же женских. При этом очень было бы неплохо, если бы, во-первых, каждый сказочный персонаж был многократно продублирован, а во вторых, на карточке наличествовало не только имя персонажа, но и его портрет (лучше цветной).

Примерный комплект:

Женские персонажи: Царевна Несмеяна, Золушка, Снежная Королева, Аленушка, Баба яга, Белочка, Старуха с разбитым корытом, Спящая царевна, Злая Мачеха, Прекрасная принцесса, Маленькая разбойница Мальвина, Федора, Фея, Серая Мышка, Лиса Патрикеевна, Заботливая матушка, Курица-Наседка, Жена Людоеда, Пушистая Кошечка, Дюймовочка, Колдунья, Снегурочка, Злая Королева, Русалочка, старуха Шапокляк, Белоснежка, Сорока-воровка, Герда, Стрекоза, Черепаха Тартила, Кукушка, Красная Шапочка, Мартышка.

Мужские персонажи: Буратино, Бармалей, Илья Муромец, Король, Солдат, Винни Пух, Карабас Барабас, Чиполлино, Баран, Пьеро, Кот Матроскин, Попугай Кеша, Колдун, Пес Полкан, Пятачок, Железный Дровосек, Кощей Бессмертный, Гадкий Утенок, Мальчик-с-пальчик, Людоед, Кот в сапогах, Дракон, Питер Пэн, Страшила, Разбойник, Незнайка, Серый Волк, Старый Волшебник, Кролик, Самоделкин, Муравей, Коварный Гном.

Перечисленные персонажи являются лишь примерным набором, на который можно опереться, но которым не следует ограничиваться. Чем больше будет предложено сказочных персонажей, тем лучше. Главное — соблюсти два условия: во-первых, эти персонажи должны быть всем известны, а во-вторых, они должны быть яркими типажами, обладающими набором очевидных качеств и особенностей. Можно приготовить большой плакат, на котором будут перечислены сказочные персонажи. А все участники получат пустые карточки по числу членов группы. Альтернативным (или дополнительным) способом создания набора сказочных героев является написание каждым участником группы на специально заготовленных пустых карточках по три самых привлекательных и самых несимпатичных сказочных персонажа. Карточки сдаются ведущему.Таким образом, в комплекте оказывается в шесть раз больше карточек с именами сказочных героев, чем число участников. Это дает возможность широкого выбора вариантов использования карточек. Для удобства их можно разложить на полу в центре круга или разместить на планшете в несколько рядов в специальных кармашках по алфавиту, чтобы можно было легко и быстро отыскать нужную карточку.



Страница сформирована за 1.58 сек
SQL запросов: 190