УПП

Цитата момента



Jesus has changed your life. Save the changes?
Yes. No. Save as…

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



Пришел однажды к мудрецу человек и пожаловался на то, что, сколько добра он не делает другим людям, те не отвечают ему тем же, и потому нет никакой радости в его душе:
— Я несчастный неудачник, — сказал человек, вздохнув.
— Ты в своей добродетели, — сказал мудрец, — похож на того нищего, который хочет умилостивить встречных путников, отдавая им то, что необходимо тебе самому. Поэтому и нет радости ни им от таких даров, ни тебе от таких жертв…

Александр Казакевич. «Вдохновляющая книга. Как жить»

Читайте далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/d542/
Сахалин и Камчатка

Маски-шоу

Татьяна Соловьева (г. Волжский)

Цель:

Ознакомление выпускников школы с простейшими приемами снятия эмоционального напряжения, снятие фрустрации на неожиданную ситуацию, получение опыта поведения на экзамене, структурирования ответа, поиск ресурса для уверенного поведения, настрой на позитивное начало.

Оборудование: Желателен, но не обязателен магнитофон, аудиокассеты со спокойной музыкой для релаксации. Маски для игры. Небольшие мягкие или полиуретановые игрушки — персонажи различных сказок (можно заменить картинками). Карточки с текстами билетов.

Ход игры

Упражнение на снятие напряжения

Представьте песчаную пустыню из сказки об Аладдине и волшебной лампе. По ней медленно плывет караван верблюдов с товарами и дарами. Вы видите, как плавно ступают верблюжьи ноги по песку, вздымая мелкую золотистую песчаную пыль. Медленно раскачиваются на боках верблюдов мешки — вправо, влево… Гордо и важно вытянуты шеи верблюдов, и только длинные пряди свисающей шерсти мерно раскачиваются вправо и влево в такт размеренному шагу. Верблюды медленно жуют, их веки с длинными пушистыми ресницами полузакрыты, и кажется, будто они спят на ходу.

Твое дыхание становится глубоким и ровным. Наблюдал за караваном, ты успокаиваешься. Сердце бьется ровно, свободно.

Упражнения на поддержку, поиск ресурса

В кругу находится корзина с игрушками - . героями различных сказок. Участники по очереди с закрытыми глазами достают игрушку и называют качество характера сказочного героя, которое может пригодиться на экзамене. Если нет игрушек, корзину можно заменить на коробочку с карточками, на которых написаны имена героев сказок .

Упражнение «Маски-шоу»

На экзамене, как и в жизни, каждый играет свою роль. По кругу поочередно пускаются маски (желательно по числу участников). Получал маску, представьте, кому из участников экзамена она больше подойдет, и озвучьте маску любой подходящей фразой из роли экзаменатора или экзаменующегося.

Упражнение «Экзамен в школе сказочных героев»

Выбирается комиссия, определяются желающие попробовать себя в роли сдающих экзамен, остальные участники образуют группу поддержки, которая может помогать так, чтобы не заметила комиссия.

Экзаменующимся раздаются роли-маски и номера билетов согласно роли: билет № 1 — Золушке, № 2— Буратино, № 3 — Шапокляк, № 4 — поросенку Нуф-Нуфу, № 5 — Карлсону, № 6 — Джинну, № 7 — Коту в Сапогах.

Организуется пространство.

За стол с билетами приглашается комиссия. На столе экзаменаторов лежат билеты текстом вниз, номер билета указан сверху. Участники тянут билеты, занимают места за партами, готовятся и отвечают. Комиссия может предложить кому-нибудь попробовать ответить без подготовки, наградив за находчивость и смелость. Группа поддержки может оказывать помощь, при условии, что экзаменаторы ее не заметят.

Комиссия выслушивает всех участников, задает дополнительные вопросы, ставит оценки. Упражнение проходит спонтанно. Ведущий старается не вмешиваться в процесс сдачи «экзамена».

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ

Билет № 1

Тернистый путь от туфельки до рваного башмака. Роль обуви в жизни человека.

Билет № 2

Подростковый сленг как способ самовыражения. Формы, способы применения и классификация подросткового сленга.

Билет № З

Роль мусора в жизни разных слоев населения. Влияние мусора на формирование характера.

Билет № 4

Лужа как место отдыха: Варианты использования лужи. Индивидуальная и групповая форма использования лужи.

Билет № 5

Понятие и роль крыши в современном обществе. Возможности и ограничения крыши.

Билет № 6

Жизненные этапы пластиковых и стеклянных сосудов (емкостей, бутылок). Эмбриональная стадия, сам этап используемого сосуда и «постбутылочный» этап.

Билет № 7

Роль хозяина в жизни кошки. Разновидности хозяев, способы ухода и воспитания хозяина. Несовершенство образа человека точки зрения кошки.

Глава 9. УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛННЫЕ НА РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ГИБКОГО ПОВЕДЕНИЯ

Я возвращаюсь домой…

Цели:

  • развитие умений перевоплощения и вхождения в необычную роль;
  • эмоциональная поддержка;
  • развитие эмпатических умений;
  • тренировка гибкости поведения.

Размер группы: не более 12 человек.

Ресурсы: специальных ресурсов не требуется.

Время: 40—50 минут.

Ход упражнения

Вариант 1

Упражнение «Я возвращаюсь домой…» может быть использовано в тренингах разных типов. Идея упражнения заимствована у М. Кипниса, использующего сходную технику для отработки актерских навыков. Лучше использовать описываемую психотехнику в достаточно подготовленной группе, во всяком случае, не на самом первом занятии.

Ведущий: Когда каждый из вас возвращается после работы домой, то, наверное, не ожидает застать дома ничего необычного. Но давайте представим, что настал такой волшебный день, когда вы, войдя в свою квартиру, не увидели там никого из близких, зато обнаружили совершенно неожиданных гостей. Гости эти были необычными. Их можно назвать «гости-сюрпризы». Они могут быть людьми или животными, явлениями, чувствами, качествами, временами года, фантазиями — да чем угодно! С ними можно поговорить, пообщаться, напоить чаем или — если возникнет такое желание — выставить за дверь.

Процедура проведения этого упражнения такова: один из участников тренинга становится тем самым учителем, вернувшимся после работы домой. Остальные участники распределяют между собой роли «гостей-сюрпризов». Пока будет проходить это распределение, «учителю» надо будет подождать за дверью; участникам можно сказать, он еще ведет уроки. Зайдя в квартиру, он должен будет познакомиться с неожиданными гостями. Для этого нужно вступить с каждым из них в контакт, задать вопросы, уточнить что-то. «Гости» имеют право отвечать на вопросы, рассказывать о себе и даже описывать свой внешний вид. Они могут двигаться так, как, с их точки зрения, предполагает выбранная роль. Фактически участники тренинга пытаются в максимальной степени сыграть, — через пластику и вербально — своего персонажа, будь он одушевленным предметом или абстрактным понятием. Единственное, что им запрещено — прямо называть себя. Задача «учителя» — догадаться о том, что за гости собрались у него дома, а там уж решать, как с ними поступить.

Во время отсутствия главного игрока участники тренинга обсуждают, какие именно персонажи могли бы оказаться для него приятным сюрпризом. Появление эпитета «приятный» перед словом «сюрприз» неслучайно: члены группы, не желая быть выдворенными из квартиры вернувшимся домой хозяином, естественным образом приходят к мысли о том, что незваные гости должны быть приятными и желанными для хозяина Если же кто-то из игроков предлагает сыграть роль «гостей-сюрпризов» сомнительной для «учителя» привлекательности (например, налогового инспектора, новой болезни, зловредной тетушки из тьмутаракани или повестки из военкомата для сына), то ведущий может задать вопрос: «Вы полагаете, что N. будет рад, если обнаружит дома таких гостей?».

Если группа слишком велика, то необязательно привлекать к исполнению ролей «гостей-сюрпризов» всех ее членов. Достаточно включить в игру пять-шесть участников. Однако в группе из двенадцати человек можно включить всех, ограничив время «распознавания» каждого персонажа, например тремя минутами.

Среди «гостей-сюрпризов» можно встретить едва ли не любую вещь — от конкретного материального предмета до высокоабстрактных категорий. Назовем некоторых персонажей, появлявшихся в различных тренинговых группах:

  • глубокая и сильная любовь;
  • мобильный телефон;
  • путевка в сочинский санаторий (на Байкал, на Канарские острова, в Прагу);
  • новый холодильник;
  • хорошее настроение;
  • потерявшийся котенок;
  • ветерок в форточку;
  • надежда;
  • горячий ужин, приготовленный в новой электроплите; букет цветов;
  • написанный отчет о работе;
  • уверенность в себе;
  • друг (подруга);
  • покой;
  • третья комната в двухкомнатной квартире и т.п.

По поводу последнего персонажа как ни старалась «третья комната» объяснить вернувшемуся домой учителю, кто она такая, тот никак не мог уразуметь, что значит «твоя самая большая мечта», «высокая, просторная, светлая», «я помогу тебе разместить многие вещи более удобно». Зато сколько было радости, когда, наконец, персонаж был угадан!

Обсуждение игры имеет смысл провести с опорой на следующие вопросы:

  • Какие чувства вы испытали, когда увидели в своей квартире неожиданных гостей?
  • Кто из гостей оказался вам наиболее приятен?
  • Есть ли такие гости, которых бы были не очень рады видеть? Почему?
  • Кого из персонажей вам было особенно трудно определить? Кого вы угадали достаточно легко? Почему?
  • Можете ли вы назвать гостей, которых вам хотелось бы увидеть в своем доме, но в игре они не появились?

Если позволяет время, можно провести еще несколько туров этой игры.

Вариант 2

Другие возможности этой игры связаны с более глубокой проработкой межличностных и внутриличностных отношений протагониста Они подразумевают наличие у ведущего группы навыков психотерапевтической работы, в частности — психодраматического опыта. Сценарий игры остается прежним. Только «гости-сюрпризы» — это не просто люди или животные, явления, чувства, качества, фантазии а вполне конкретные персонажи из определенной области, мой ведущим. Такими персонажами могут быть, например, важнейшие жизненные мотивы протагониста. Или его личностные качества. Или его отношения с наиболее важными в его жизни людьми. Именно с ними разворачиваются диалоги вернувшегося домой учителя. Он также определяет персонажей, как и в первом варианте игры. Возвращение учителя домой, в свою квартиру, когда там нет никого из близких, фактически превращается во встречу с самим собой — своими особенностями, желаниями, отношениями.

Разумеется, такая конкретизация подразумевает хорошее знание участниками тренинга различных нюансов жизни друг друга и высокую стадию развития группы. В этом случае речь идет о предоставлении разносторонней обратной связи главному игроку, и его переживания, возникающие в этом процессе, далеко не всегда могут быть только положительными. Следовательно, важно, чтобы исполнители ролей качеств и свойств протагониста сами имели некоторый опыт участия в психодраме и были достаточно эмпатичными, чтобы почувствовать меру возможных импровизаций. Ведущий может периодически включаться в процедуры, направляя участников и помогая им.

По завершении игры помимо вопросов, названных в первом варианте, необходимо обсудить, насколько совпадают личные представления «учителя» о своих «внутренних составляющих» с особенностями тех персонажей, которых сыграли участники группы. Как принято в психодраматических процедурах, игру следует завершать деролингом (снятием ролей) и шерингом. При необходимости — процесс-анализом. Представляется, что эмоциональная поддержка протагониста в этом варианте является обязательной.

Вариант 3

Последний вариант является чисто психодраматическим. Как требуют правила психодрамы, протагонист сам определяет исполнителей ролей. Можно заранее договориться, каким будет круг «гостей-сюрпризов»: внутренними качествами и свойствами человека или конкретными людьми, с которыми он реально взаимодействует в своей жизни. И в том, и в другом случае протагонист сам объясняет вспомогательным лицам, что от них требуется при исполнении ролей и какими видит персонажей он сам. При третьем варианте проведения игры у него нет необходимости покидать тренинговый зал (поскольку угадывать персонажей ему не придется). Достаточно символически изобразить его возвращение домой.

После взаимодействия протагониста со своими внутренними качествами можно попросить его произвести расстановку персонажей по степени близости к его Я: чем ярче и больше представлено это качество в нем, тем ближе к себе его следует расположить в пространст ве. Другое возможное задание протагонисту: разместить свои качества в квартире, найти им наиболее подходящее место. Некоторые, может быть, выставить в прихожую, а то и вовсе — за дверь, в подъезд. Правда, все подобные действия нужно будет обосновать.

Завершить игру следует теми же процедурами, что и во втором варианте.

Кельтское колесо бытия

Елена Кочергина (г. Москва)

Цель:

Выявить как презентационные навыки каждого из участников, так и умение взаимодействовать в группе, умение настоять на своем и способность гибко подойти к решению поставленной проблемы, конфликтность, оценка вклада каждого в продукт, произведенный группой, выявление скрытых и явных лидеров, а также людей, вносящих явно деструктивный вклад в общую работу.

Время проведения - 1 час.

Ход игры

Ведущий: Древние кельты создали богатейшую культуру, которая существует и поныне. Духовное начало кельтов коренится в единстве с землей и природой, уважительном отношении к жизни. Понимание кельтами энергетических потоков и моделей отразилось в описанном ими колесе жизни, которое объединяет в себе четыре стороны света, соответствующие четырем временам года: восток — весна (горн, где создает свои творения кузнец, где рождается новое), юг—лето (посох, которым направляются и собираются вместе отары), запад — осень (чаша, где вещества хранятся и смешиваются), север — зима (камень, служащий символом власти или ответственности).

С точки зрения кельтов, все шло хорошо, когда основные потоки энергии находились в гармонии. Без гармонии приходили беды. Кельты признавали и учитывали существование отличий: холодная зима (север) сильно отличается от жаркого лета (юга). Замысел колеса жизни состоит в том, чтобы понять и принять существующие различия и через это понимание и принятие познать единство.

Предлагаю всем разбиться на четыре группы (по сторонам света). Почему вы выбрали именно эту сторону света?

В течение 15 минут участники определяются по сторонам света и объясняют свой выбор.

Ведущий: Теперь давайте попробуем разбиться на четыре группы по символам, соответствующим четырем сторонам света, которые вам ближе;

Восток — горн, где создает свои творения кузнец, где рождается новое.

Юг — посох, которым направляются и собираются вместе отары.

Запад — чаша, где вещества хранятся, варятся и смешиваются.

Север — камень, служащий символом власти или ответственности.

Почему вы сделали ваш выбор таким?

Участники определяются, кто они по значению символов. Группы изменяются по составу.

Ведущий: Каждой стороне света соответствует определенный тип личности, темперамента. Попробуйте определить теперь, к какой стороне света вы все-таки относитесь.

Ведущий зачитывает, а затем раздаются карточки, где указаны описания типов четырех сторон света.

«Восток; творческий, изобретательный наполненный огнем одухотворенности. Человек с богатым воображением, склонный видеть всю картину целиком. Фокусирование на идее, направленность в будущее. Четкое сознание своего предназначения и целей. Склонность к познанию, экспериментам. Есть опасность потери концентрации над задачей и ее выполнением. Часто может не справиться с объемом работ, потерять чувство времени. Склонность к энтузиазму вначале и следующему скорому разочарованию.

Юг: невинность и доверие к другим, основанное на открытости и беззащитности. Позволяет другим почувствовать свою важность в определении направления происходящего. Упор на морально-этические ценности во всех вопросах личной, профессиональной жизни. Использует личные отношения, связи для выполнения задач. Поддерживающий, эмоциональный, чувствительный. С трудом отказывает в просьбах. Не умеет сказать нет. Прячет проблемы в себе и берет всю вину на себя. Склонность к разочарованию, когда человеческие отношения становятся на второе место после деловых. Частое раздражение при необходимости открытого выяснения отношений.

Запад׃ познание, оценка, информация. Взвешивает все «за» и «против». Прибегает к анализу данных и к логике. Воспринимается как скрупулезный практик при выполнении работы. Смотрит внутрь своею Я, занимается самоанализом. Может быть упрямым и стоять на своем. Может быть нерешительным, заниматься сбором нужных сведений, зацикленным на деталях. Может выглядеть отрешенным и холодным.

Север: уверен, активен, любит управлять взаимоотношениями и направлять развитие событий, быстро реагирует, подталкивает других к решительным действиям. Обожает сталкиваться с трудностями и трудными людьми. Может быстро занимать оборону, спорить, доказывать свое превосходство. Может потерять терпение, требовать принятия скоропалительных решений. Может быть авторитарным, требовать, чтобы все было в соответствии с его желаниями».

Ведущий: Предлагаю каждой стороне света представить себя, сделать рекламу своей стороны света. Описать отрицательные стороны других частей света и выслушать про свои негативные черты.

Группы выполняют задание.

Ведущий: А теперь предлагаю каждой группе ответить на вопрос: почему она не могла бы обойтись без других сторон света.

После этого в процессе общего обсуждения подводятся итоги упражнения.



Страница сформирована за 1.56 сек
SQL запросов: 190