УПП

Цитата момента



Если что-то не будет иметь значения через пять лет, это не имеет никакого значения.
Не застревайте на мелочах!

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



Нет ничего страшнее тоски вечности! Вечность — это Ад!.. Рай и Ад, в сущности, одно и тоже — вечность. И главная задача религии — научить человека по-разному относиться к Вечности. Либо как к Раю, либо как к Аду. Это уже зависит от внутренних способностей человека…

Александр Никонов. «Апгрейд обезьяны»

Читать далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/france/
Франция. Страсбург

Этап З. Инструкция ведущего:

— Следующая ваша задача — перевести вашу метафору с языка рисунка на язык слов. Но это не означает, что вы обязаны разъяснять суть тревожащей вас проблемы. Создайте словесную метафору проблемы, расскажите ее своим товарищам по группе.

 На придумывание и изложение метафор следует выделить семь минут. Возможно, потребуется еще меньше времени, и, этот этап можно будет сократить. Однако ведущему важно проследить, чтобы каждый участник предложил свою метафору. Только после этого звучит следующая инструкция:

— На основе индивидуально созданных вами метафор ваша группа должна придумать общую метафору, которую нужно представить и в рисунке, и в словесном изложении (ведущий снабжает каждую группу большими листами бумаги). Обсуждайте совместный метафорический образ вашей проблемы, не раскрывая реальное ее содержание, используйте только метафорический язык. Время на работу — пятнадцать минут.

Вместо общего рисунка ведущий может предложить создать живую «скульптуру» или «скульптурную группу», метафорически отражающую общую для участников (сходно воспринимаемую и переживаемую) проблему. Такой прием активно применяется психодраматистами.

По окончании выработки общей метафоры каждая группа представляет другим метафорический образ своей проблемы. Ведущему лучше воздержаться от комментариев и поблагодарить участников за совместную работу.

Этап 4. Инструкция ведущего:

— Итак, вы сумели воплотить суть своей проблемы в ярких метафорических образах. Последнее задание - самое важное. Вам нужно создать метафору победы над вашей проблемой. Вместе со своими товарищами по группе придумайте нестандартную, позитивную метафору. Может быть, именно в ней будет скрыт изобретенный вами способ разрешить проблему? Неплохо, если вы внесете в создаваемый образ изрядную долю юмора.

Работа над новой метафорой может занять пятнадцать-двадцать минут. Для создания соответствующего настроения фоном звучит мажорная музыка. Желательно, чтобы представление метафор (в рисунках, афоризмах, «скульптурах») каждой группы сопровождалось аплодисментами.

На этом упражнение можно завершить и переходить к рефлексии участников. Впрочем, если ведущий почувствует необходимость и уместность, можно предложить всем участникам объединиться и создать общегрупповую метафорическую «Скульптуру Победы над Проблемой» или общий рисунок «Победа над Проблемой».

Двоечник—тоже человек!

Описываемая ниже деловая игра предназначена для учителей. Ее может провести школьный психолог на одном из занятий психологического тренинга развития профессионально-педагогического самосознания. Сразу следует оговориться: эта игра должна выступать лишь как элемент целенаправленной работы психолога в системе оказания помощи учителям в самоизменении и преобразовании стереотипных взглядов на себя, учеников, коллег. Специальной работе по формированию новой позиции в отношении «отстающих» детей должно быть посвящено немало занятий.

Цели:

 изменение отношения педагогов к неуспевающему школьнику;

 развитие профессионального педагогического самосознания;

 формирование эмпатических умений.

Размер группы: 10—12 человек.

Ресурсы: картонные карточки (по 5 штук на участника), листы для рисования (по числу участников), З или 4 листа ватмана.

Время: не менее двух с половиной часов.

Ход игры

Этап 1

Ведущий: Уважаемые коллеги! Каждый из вас практически ежедневно сталкивается в своей работе с учениками, которых мы привычно называем отстающими. Вы хорошо знаете особенности их поведения и те трудности в их обучении, с которыми вы сталкиваетесь. Сегодняшнее наше занятие будет посвящено обсуждению нашего взаимодействия с такими детьми. Первым этапом станет работа по выявлению наиболее типичных трудностей обучения отстающих, или слабоуспевающих, детей.

Ведущий вручает каждому педагогу по пять картонных карточек дает следующую инструкцию:

— Подумайте, пожалуйста, какие проблемы встречаются вам наиболее часто при обучении школьников в тех классах, где вы работаете. Выделите эти проблемы и проранжируйте их следующим образом: самую типичную трудность запишите на карточке, поставив на ней номер «один». Вторую по частоте встречаемости трудность напишите на следующей карточке, присвоив ей номер «два» и так далее до пятой карточки.

Через пять-семь минут ведущий собирает карточки и обрабатывает их (в этом ему может помочь ассистент или кто-либо из участников группы). Как правило, обработка не занимает много времени. Ее результаты заносятся на доску или планшет, разбитый на пять столбцов. Наибольший интерес представляют записи, сделанные в первом столбце, то есть те, которые лидируют в рейтинге.

Наиболее распространенные варианты выделяемых учителями трудностей:

  • «Ребята невнимательны на уроке, часто отвлекаются на постороннее» .
  • «Не умеют видеть свои ошибки, отсутствует орфографическая зоркость».
  • «Испытывают затруднения при решении математических задач».
  • «Ребята постоянно совершают ошибки в письменных работах, пропускают буквы».
  • «Дети затрудняются пересказывать тексты».
  • «Очень подвижны, не могут усидеть на месте» и т.п.

Называемые трудности обучения в целом сходны с теми, которые указываются в специальных исследованиях (см., например: Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. — М.: Издательство «Ось-89», 2001. — 272 с.).

Ведущий организует с участниками группы обсуждение, в процессе которого выделяются самые типичные, самые распространенные трудности. Учителя высказывают свои комментарии, не возбраняется приведение конкретных примеров из практики обучения.

Этап 2

Ведущий: Как мы убедились, многие из вас испытывают очень сходные трудности в своей педагогической работе. Может быть, потому что все наши неуспевающие очень похожи? Но, наверное, опыт каждого из вас позволит найти массу возражений против такого утверждения. Неуспевающие бывают очень разными. И хотя проблемы в работе с ними действительно мало отличаются, но причины этих проблем вряд ли всегда совпадают. Давайте проведем упражнение, которое, надеюсь, поможет нам понять что-нибудь новое в наших отношениях с отстающими. Выберите, пожалуйста, одного из своих «двоечников». Только одного. Называть его имя не нужно.

Ведущий выжидает минуту и уточняет у каждого участника группы, сделан ли такой выбор. Затем продолжает:

— Возьмите, пожалуйста, лист бумаги и положите его перед собой горизонтально. Разделите его пополам вертикальной чертой. Над левым столбцом напишите «Мне трудно с этим учеником, потому что.» Над правым столбцом — «У этого ученика есть замечательные черты…» Заполните эти столбцы, закончив каждое из начатых двух предложений не менее, чем семью способами. Без вашего желания и согласия никто не будет читать ваши записи. Время па работу - двадцать минут.

Возможно, что эта работа займет и большее время. Ведущему необходимо внимательно наблюдать за участниками группы. В том случае, если он видит, что большинство погружено в размышления над своими записями и в отведенное время не укладывается, ему не следует прерывать их работу: этот процесс важнее, чем соблюдение регламента. По завершении организуется обсуждение. Возможные вопросы:

1. Насколько сложным оказалось выполнение этого задания?

2. Было ли для вас трудным заполнить второй столбец? Почему?

З. Удалось ли вам назвать семь пунктов, описывающих замечательные черты отстающих? Почему?

4. Появились ли у вас неожиданные новые мысли о вашем ученике?

5. Захотелось ли вам попристальнее понаблюдать за этим ребенком и лучше понять его?

Этап 3

Ведущий: До этого момента мы говорили с вами о тех трудностях и проблемах, с которыми вы как педагоги сталкиваетесь в своей работе и с которыми теми или иными способами справляетесь — особенно если вам удается увидеть достоинства своих «двоечников». Пока речь шла о наших с вами - взрослых - трудностях. Трудностях обучения. Но ведь обучение — процесс двусторонний. То, что является трудностями для учителя — не меньшая проблема и для ученика. Порой нам кажется, что ему все равно, что он равнодушно, а то и скептично относится к учебе. Но так ли это? давайте попробуем понять как видит мир, как воспринимает свою учебу самый «выдающийся» из ваших неуспевающих учеников.

Ведущий просит участников группы поудобнее расположиться в креслах, закрыть глаза и расслабиться. При наличии у ведущего соответствующих навыков можно провести сеанс релаксации, а затем перейти к визуализации.

Ведущий: Вы чувствуете себя спокойно и легко. У вас размеренный ритм дыхания. Вы расслаблены… А теперь представьте себе класс, с которым вы работаете. Обегите мысленным взором лица учеников. Идет урок, который ведете вы. Дети слушают вас, работают: выполняют задания, отвечают на вопросы. Посмотрите на своего «двоечника», на того ребенка, о котором вы только что думали и описывали ваши трудности взаимодействия с ним и его замечательные черты. Представьте его лицо во всех подробностях, рассмотрите его одежду, понаблюдайте за тем, как он движется, как разговаривает… Оставайтесь совершенно спокойным, расслабленным… Там, раньше, когда-то его поведение и манеры, возможно, раздражали вас. Но сейчас вы спокойны и сдержанны… Вообразите картинку, на которой этот ваш ученик, как можно ярче. Добавьте в нее яркости и цвета, сделайте более четкими детали. Попробуйте насытить эту картинку звуками и движением. Представьте, что может видеть этот ребенок со своего места. Как выглядит все окружающее оттуда? Вот этот ребенок посмотрел на вас. Попробуйте взглянуть на себя его глазами. Какой кажетесь ему вы? Станьте на короткое время этим ребенком, почувствуйте себя сидящим за его столом, откройте тетрадь, возьмите авторучку, услышьте слова учителя… Попытайтесь выполнить то задание, которое он дает ученикам. Трудно? Если вам трудно, попробуйте осознать, почему… Что вы чувствуете, будучи этим ребенком? О чем вы думаете?.. А теперь вернитесь в свое собственное тело. Посмотрите на этого ребенка со стороны… Взгляните в его глаза… Вы снова здесь, в нашей комнате. Вы сидите в кресле. Не открывая глаз, пошевелите руками и ступнями ног… Теперь поворочайте головой… Не делайте резких движений… Откройте глаза.

Убедившись, что все участники группы чувствуют себя нормально, ведущий предлагает обсудить результаты упражнения. Участники делятся впечатлениями от визуализированных образов и тем, насколько успешно удалось с ними поработать. Важно обратить внимание на те чувства и мысли, которые возникли у педагогов в ситуации «превращения» в избранного ими «двоечника».

Этап 4

Ведущий: Вместе мы продвинулись по пути лучшего понимания тех детей, которых мы сами относим к категории отстающих. Конечно, не всех, а тех, кого выбрали. Продолжим эту работу. Каждый из этих детей оригинален и своеобразен, он думает и чувствует по-своему, по-своему воспринимает окружающее. Когда мы сами думаем о таких детях, у нас могут возникать яркие и порой неожиданные метафорические образы. Я прошу вас нарисовать метафорический портрет вашего «двоечника». Принципы соцреализма в искусстве нас не интересуют. Пусть основой вашего рисунка станет именно метафора.

Для рисования лучше всего использовать краски. Время для выполнения метафорического портрета «двоечника» — от пятнадцати минут до получаса. По завершении этого процесса желающие могут прокомментировать собственные рисунки. При этом ведущий строго оговаривает запрет на интерпретации чужих рисунков. Участники группы могут лишь задать друг другу уточняющие вопросы и сообщить о своих чувствах, которые вызвали у них портреты «двоечников».

Этап 5

Ведущий: Для того чтобы лучше понять важнейшие аспекты наших взаимоотношений с неуспевающими школьниками и их личные особенности, мы использовали логический анализ, активное воображение и эмоционально-творческие ресурсы. А значит, нам стали яснее те причины, которые негативно влияют на успеваемость этих детей. Если вначале мы описали и конкретизировали трудности в обучении детей, то последний этап нашей работы будет связан с осознанием причин этих трудностей.

Группа разбивается на четыре-пять подгрупп (в зависимости от количества участников), и каждой группе предлагается одна из трудностей обучения — лидеров в рейтинге. Задание — назвать возможные причины возникновения этих трудностей у детей. Время на подготовку - десять минут. По истечении указанного времени каждая подгруппа представляет найденные причины.

Вот некоторые из возможных вариантов:

  • Низкий уровень внимания.
  • Низкий уровень развития произвольности процессов.
  • Несформированность самоконтроля и умений действовать по правилу.
  • Слабое развитие фонематического слуха.
  • Обида на учителя.
  • Отсутствие учебной мотивации, преобладание игровой мотивации.
  • Быстрая утомляемость, болезни.
  • Психологические сложности в семье.
  • Отсутствие признания у одноклассников.
  • Низкая самооценка, неуверенность в себе.
  • Слабое развитие образного мышления, кратковременной памяти или/и какой-либо модальности восприятия.
  • Слабое речевое развитие, сложности в овладении русским языком (поскольку он не является родным).
  • Сниженный уровень волевого развития.

Казалось бы, подобные причины педагоги могли назвать и без предварительной работы. Однако все предыдущие этапы помогают выявить указанные причины не абстрактно, не на основе «сухой рациональности», а в связи с конкретными детьми в результате сопереживания, сочувствования, эмпатии. Главным итогом становится изменение отношения к «двоечникам».

Последующие занятия должны быть направлены на анализ оптимальных способов помощи детям в преодолении имеющихся трудностей.

Глава 7. УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ УБЕЖДЕНИЯ

Идея перевоплощения используется в процессе проведения тренингов многими психологами. Особенно естественно применение указанной идеи в тренингах, построенных на использовании метафоры и сказки. Впрочем, цели реализации психотехник перевоплощения могут оказаться самыми разными. Цикл игр «Превращения» был специально разработан для школьников разных возрастов. Игры указанного цикла могут быть применены в системе тренингов разной направленности, в том числе на развитие толерантности. В то же время вполне приемлемо их использование как отдельных процедур.

Первая из описываемых ниже игр предназначена для пятиклассников (при некоторой модификации, направленной на упрощение содержания, может быть проведена и с младшими школьниками). Она направлена на тренировку наблюдательности, развитие навыков эффективного взаимодействия со сверстниками. Технология проведения игры напоминает процедуры популярной игры «Мафия», однако суть, содержание, формы ее сильно изменены.

Заколдованные звери

Цели:

  • формирование навыков совместной деятельности;
  • тренировка умений быть убедительным и доказывать свою точку зрения;
  • развитие наблюдательности и логического мышления.

Размер группы: 12 человек.

Ресурсы: повязки (по числу участников), два комплекта карточек (таюке по числу участников), в каждом из которых на трех карточках написано «Заяц», а на трех — «Кролик».

Время: тридцать минут.

Ход игры

Ведущий: В наших краях есть два леса, разделенные лугом. В одном лесу живут только кролики, а в другом — только зайцы. Это хоть и похожие зверьки, но все-таки кое в чем они отличаются друг от друга. Мы разделимся на две команды — кроликов и зайцев.

Разделение можно провести самыми разными способами: расчетом на «первый-второй», с помощью детских считалок или просто, разбив круг участников пополам. В каждой команде должно оказаться по шесть человек. Ведущий предлагает участникам каждой команды образовать отдельный кружок. Кто станет кроликами, а кто — зайцами, решается жеребьевкой. Если есть возможность, хорошо бы использовать соответствующий антураж и декорации, изображающие лес. Над одной половиной игрового зала можно вывесить табличку «Заячий лес», над другой — «Кроличий лес».

Ведущий: И кролики, и зайцы жили не тужили, в чужой лес не ходили, да и незваных гостей в своем лесу не привечали. Но однажды прилетела на луг сорока и рассказала жителям обоих лесов, что на самом деле нё все из них настоящие кролики и настоящие зайцы. Заколдовала часть зверей Баба-яга, превратив кроликов в зайцев, а зайцев в кроликов. Пройдет три ночи, и спадет колдовство. Но уже на ближайшее утро, «ненастоящие» кролики и зайцы узнают, кто они такие. Каждый будет знать, заколдован он или нет, но про других ему не будет известно. Выдавать себя нельзя. Улетела сорока. А тем временем наступил вечер, а следом — ночь. Все звери легли спать…

Дети закрывают глаза. Можно заранее раздать детям повязки, которые по «ночам» они будут прикладывать к лицу. В случае отсутствия повязок можно обойтись закрыванием глаз ладошками. У ведущего должно быть заранее заготовлено два комплекта по шесть карточек. В каждом комплекте на трех написано «Заяц», а на трех — «Кролик». Ведущий кладет на пол перед каждым участником карточку «рубашкой» вверх.

Ведущий: Наступило утро. Звери просыпаются. Можно открыть глаза. Перед вами на полу лежат карточки. По моей команде — и только по команде, никак не раньше! — вы должны поднять свою карточку и посмотреть, что на ней написано. Только ни в коем случае не произносите вслух и никому не показывайте карточку! Когда вы узнаете, кто вы на самом деле — кролик или заяц, сразу спрячьте карту в карман. Приготовились… Посмотрели карточки!.. Итак, теперь вы знаете, заколдованы вы или нет. В каждом лесу оказалось по три настоящих зверя и по три заколдованных. Но ведь в наших краях есть закон: кролики живут в одном лесу, а зайцы — в другом. Поэтому «подлинным» зверям надо суметь догадаться, кто из их окружения является заколдованным и прежде, чем он примет настоящий облик, отправить его в свой лес: заколдованных кроликов — в кроличий лес, а заколдованных зайцев — разумеется, в заячий. Но вот незадача: «не настоящие» звери никак не хотят покидать привычное место обитания. Им нравится в этом лесу, они хотят остаться здесь, а поэтому не должны сознаваться, кто они. Они будут выдавать себя за настоящих кроликов и зайцев. Итак, сегодня днем вам, жители каждого леса, нужно попытаться определить одного заколдованного зверя и отправить его в соседний лес. Как же его можно определить? Посмотрите внимательно на других игроков. Что изменилось в их поведении, в словах? Поговорите друг с другом. Может быть, по каким-то деталям вы сумеете догадаться, кто же «ненастоящий» кролик или заяц.

Примерно в течение двух-трех минут дети взаимодействуют друг с другом. В первый раз такое взаимодействие с целью «вычисления» заколдованного зверя может происходить очень тяжело. Детям совсем непросто и прятать «свое истинное лицо», и раскрывать его. Далеко не все еще обладают нужными навыками наблюдения и анализа. Решение об «экстрадиции» можно принимать путем голосования. Если подозреваемых несколько, то выселяется тот, кто набрал больше голосов.

Ведущий: Итак, кого же вы подозреваете в том, что он заколдован? Вы принимаете решение отправить его к сородичам? Хорошо. Но тот, кого вы выбрали, пока никому не должен говорить, кто он на самом деле. Угадали жители леса или нет — станет ясно только в конце игры — после третьей ночи, когда, по условиям, зверям вернется их подлинный вид.

Тот из зайцев, которого остальные «определили» как кролика, переселяется в Кроличий лес, а оттуда в Заячий лес перебирается тот, кто, по мнению кроликов, является заколдованным зайцем.

Ведущий: Первый обмен зверями между двумя лесами произошел. А тем временем наступает ночь. Звери снова засыпают. Закройте глаза. И только теперь заколдованные кролики, находящиеся в Заячьем лесу, и заколдованные зайцы, находящиеся в Кроличьем лесу, потихоньку откройте глаза. Только заколдованные! Те, кто только что переселился в новый лес, глаза не открывают - они спят вместе со всеми остальными! Очень хорошо! Молча посмотрите друг на друга. Теперь вы знаете, кто такой же, как и вы - заколдованный. Снова закройте глаза… Наступает утро. Глаза можно открыть. Снова день, и снова вам нужно решить, кто, по-вашему, оказался не в своем лесу. Поговорите друг с другом, посмотрите друг на друга повнимательнее. Кто из вас заколдованный?

Дети, как и в первый день, начинают взаимодействовать друг с другом. Теперь это немного легче. Через две-три минуты опять выявляется подозреваемый, которого жители леса решают отправить к соседям.

Ведущий: Вот и снова сделан выбор. Кто-то перешел в Заячий лес, а кто-то - в Кроличий. Однако — опять вечер. Все засыпают, закрывают глаза… Утро. Вам предстоит принять последнее решение. Кто же последний из заколдованных зверей? Решайте!

Процедура повторяется. После того как происходит очередной обмен зверями, наступает кульминационный момент игры.

Ведущий: Вечер третьего дня. Именно сейчас и спадет колдовство Бабы-яги. Звери примут свой настоящий облик. Сусака, масака, буридо, фуридо! Достаньте свои карточки и продемонстрируйте своим товарищам - кто же вы на самом деле?

Обсуждение игры следует организовать посредством ответов на следующие вопросы:

  • Трудно ли было определить заколдованного зверя?
  • Что вам помогло в этом и что помешало?
  • Какие чувства вы испытывали во время игры?
  • В чем секрет прозорливости кроликов и зайцев (в случае, если все заколдованные звери были определены правильно)?
  • Почему не удалось догадаться, кто из зверей ненастоящий (в случае, если некоторые выборы оказались ошибочными)?
  • Какие особенности поведения, речи ваших товарищей помогли вам узнать, что они заколдованы?
  • Использовали заколдованные звери свое знание о том, кто также в их команде, полученное во вторую ночь? Как?
  • Каким образом вели себя звери, которые переселились в новый лес? Принимали ли они участие в обсуждении и принятии решения в новой компании? Почему?
  • Как принималось решение о переселении зверей? Удалось ли избежать конфликтов?
  • Как вы убеждали своих товарищей в своей точке зрения?
  • Кто из ребят был наиболее убедительным? Что помогло ему в этом? Какие способы он использовал?

Очень важно и процессе игры и особенно по ее завершении помочь детям преодолеть чувства противопоставления, соперничества, которые могут возникнуть между заколдованными и незаколдованными зверями. Ведь это просто игра, в процессе которой мы учимся наблюдать, думать, принимать решения! Для придания игры большей эмоциональности и интриги можно построить ее на соседстве заячьего и волчьего лесов. Поскольку зайцы и волки - явные антагонисты, то в игру будут добавлены очень важные нюансы.



Страница сформирована за 1.52 сек
SQL запросов: 190