УПП

Цитата момента



Было: Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой.
Стало: Поступай с другими так, как они поступили бы с тобой. Только делай это раньше.
Золотое правило нравственности в современной формулировке

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



– Мазукта, – спросил демиург Шамбамбукли, – а из чего еще можно делать людей?
– Кроме грязи? Из чего угодно. Это совершенно неважно. Но самое главное – пока создаешь человека, ни в коем случае не думай об обезьяне!

Bormor. Сказки о Шамбамбукли

Читать далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/s374/
Мещера-2009

РЭТ-упражнение № 4

Попробуйте вспомнить несколько самых неприятных эпизодов вашего детства. Может быть, мать отругала вас в присутствии ваших приятелей? Или, может быть, вас вызвали на уроке рассказать стихотворение, а вы от страха не могли издать ни звука, и весь класс над вами потешался? Возможно, у вас случайно спустились штанишки или юбка, и на всеобщее обозрение была выставлена пикантная часть вашего тела? Или вы сказали девочке (или мальчику), как сильно он (или она) вам нравится, а в ответ услышали холодные или насмешливые слова?

Помните ли вы какие-то особенно «травмирующие» события вашего детства? Не кажется ли вам, что они продолжают оказывать существенное влияние на вашу взрослую жизнь?

На самом деле, конечно же, это не так! И если вы идите себе труд основательно подумать, то сами это поймете.

Прежде всего, постарайтесь вспомнить — или вычислить, — что именно сделало то или иное событие «болезненным» или «травмирующим». Когда мать ругала вас в присутствии ваших друзей, вы, наверное, говорили себе, что она не должна так поступать и что вы не перенесете, если ваши приятели узнают о вас что-нибудь плохое. Когда вы в панике стояли перед классом, то, наверное, думали: «Я должен рассказать это стихотворение. Если я не смогу, это будет ужасно, все будут смеяться надо мной!» Когда вы не поправили вовремя свою одежду, то, должно быть, твердили себе: «Какой стыд и позор! Нельзя быть таким неряхой!»

Попробуйте проследить — а вы, безусловно, можете это сделать — те иррациональные представления, которые заставляли вас чувствовать себя травмированным и расстроенным тогда, в детстве. А потом попробуйте рассмотреть те разрушительные идеи, которые вы продолжаете таскать повсюду за собой и которые сохранили болезненный инцидент «живым» в вашей памяти.

Например:

«Моя мать знает, что я ничего не стою, поэтому она критикует меня. И она права!»

«Я до сих пор не могу ничего сказать при публике. Как это страшно!»

«В детстве я одевался очень небрежно, и все видели, что я неряха. Я должен был бы чему-то научиться с тех пор, но я этого не сделал. Я просто росомаха и заслуживаю того, чтобы надо мной смеялись!»

Используя свое знание РЭТ, проанализируйте, какие требования вы предъявляли себе в детстве, расстраивая себя, и что из этого вы продолжаете использовать и до сих пор.

Глава 6. Подход № 1: чувства уместные и неуместные

В данном случае под словом «подход» подразумевается проницательное, логически выводимое понимание сущности явления, ситуации в целом. В гештальт-психологии для обозначения такого подхода вводится понятие «инсайт». Понимание сущности явления — это первый шаг на пути к отказу становиться несчастным человеком.

Давайте начнем — как мы это обычно делаем при использовании методов РЭТ — с анализа ощущений несчастья. Как разобраться, что вы чувствуете; как оценить, насколько уместными являются ваши чувства?

На первую часть этого вопроса ответить достаточно просто: вы можете узнать, что вы чувствуете, если просто спросите себя: «А что я чувствую?»

Разумеется, в некоторых случаях вы можете занять оборонительную позицию. Вы можете отрицать, что чувствуете тревогу или гнев, потому что не захотите признаваться в таких «неправильных» чувствах.

И все-таки обычно вы этого не делаете. Страдая от сильной тревоги или депрессии, вы чувствуете себя так плохо, что с легкостью признаетесь — по крайней мере, себе! — в том, что переживаете именно эти чувства. Это легко почувствовать — и легко признать.

Но насколько уместными, насколько допустимыми являются эти неприятные эмоции? Вот на этот вопрос ответить гораздо труднее. Но РЭТ дает вам ответ. Потому что РЭТ является единственной системой психотерапии, которая проводит четкое различие между уместными и неуместными эмоциями.

Каким образом? Благодаря подходу № 1, гласящему: когда ваши цели или потребности блокируются, вы переживаете как уместные, так и неуместные эмоции.

Вы можете — и это очень для вас полезно — научиться отчетливо различать свои эмоциональные реакции. Большинство других видов терапии — такие, как бихевиоральная терапия Джозефа Уолпа или когнитивная терапия Ричарда Лазаруса, Аарона Бека и Дональда Мейхенбаума, — выделяют сильные эмоции, например глубокую печаль или сильное раздражение, и относят их к той же категории, что и депрессию или гнев.

Но РЭТ подходит к этому вопросу совершенно иначе.

РЭТ воспринимает сильные отрицательные эмоции — печаль, раздражение, озабоченность — как здоровые, поскольку они помогают выражать неудовольствие с связи с нежелательными событиями и подталкивают к тому, чтобы действовать в направлении изменения ситуации. В то же время РЭТ воспринимает (почти всегда) депрессию, гнев и тревогу как вредные эмоции, поскольку они проистекают из нереалистического требования, утверждающего, что нежелательное событие не должно случиться, и мешают вам действовать, если таковое событие все же происходит.

В отличие от большинства других видов терапии, РЭТ показывает вам не только как распознать свои отрицательные (и положительные) эмоции, но и как понять, уместными или неуместными они являются. РЭТ поощряет к тому, чтобы вы, полноценно переживая собственные эмоции, в то же время оставались способными взвесить, насколько желательны эти эмоции. Хотите ли вы в действительности переживать именно эти чувства? К чему хорошему или плохому они могут привести?

Например, если вы озабочены мыслью, как бы не потерять работу, то не будете опаздывать, будете стараться, будете сотрудничать с руководством и коллегами. Но если вы чрезмерно озабочены — или сильно встревожены, — то мысль о такой перспективе начинает одолевать вас, отнимая силы и время и убивая уверенность в том, что вы можете работать хорошо.

Каков же результат? Нет работы! Или есть работа, и язва к ней в придачу. Или постоянное неприятное ощущение во время работы.

Или вот еще пример: если вы расстроены тем, что вас отвергает партнер, то вы либо предпримете попытку понять, почему это происходит, и постараетесь вернуть себе расположение и любовь этого человека, либо примете решение найти другого партнера. Но если такое поведение партнера вызывает у вас гнев, то вы вступите с ним в противоборство и в конце концов станете врагами, а не друзьями. Если же оно вызывает у вас депрессию, вы замкнетесь в себе и в конце концов решите, что вас никто никогда не полюбит.

Чувства разочарования и сожаления в таких ситуациях являются вполне уместными. Они помогают пережить нежелательные события и бороться за светлое будущее. Паника, депрессия, гнев — напротив, являются неуместными чувствами, которые мешают действовать и парализуют способность работать в направлении улучшения своей жизни.

А что можно сказать об умеренной тревоге или гневе? Разве эти чувства не помогают вам активно противодействовать жизненным неприятностям? И потому не являются ли они до некоторой степени полезными?

Это не совсем так.

Практически любая отрицательная эмоция так или иначе может оказаться полезной. Сильная паника может подстегнуть вас быстрее убежать от лесного пожара. Яростный гнев может помочь побороть бюрократические несправедливости.

Может! Но вряд ли это сработает.

Сильная паника, как правило, дезорганизует вас и парализует до такой степени, что вы не можете быстро бежать от огня. Яростный гнев заставит вас кипеть от негодования, но вряд ли подтолкнет сделать что-нибудь конкретное для того, чтобы побороть несправедливость. А если вы все-таки начнете что-то делать в гневе и ярости, то, скорее всего, наделаете множество глупостей.

У вас есть лучший выбор. Вы можете сознательно выбрать глубокую озабоченность вместо удушающего страха; вы можете выбрать недовольство несправедливостью и решимость бороться против нее.

И это, между прочим, даст гораздо более удовлетворительные результаты! Причем нагрузка на вашу нервную систему будет намного меньше.

РЭТ утверждает, что можно также выбрать заботу о своей безопасности вместо паники и ужаса. РЭТ утверждает, что можно выбрать неудовольствие и решимость бороться с несправедливостью вместо гнева и обиды.

Гораздо полезнее проявлять озабоченность по поводу неприятных событий. Озабоченность, осторожность, предусмотрительность помогут вам сохранять бдительность и оставаться в безопасности; в то время как неоправданная тревога, паника, страх сделают вас беззащитными. Если к вам относятся несправедливо, вы вполне законно испытываете разочарование, недовольство и решимость принять меры к изменению ситуации. Но можно выбрать и неуместные чувства гнева, ярости, желания кого-нибудь убить — и тогда будете только ныть, страдать и бездействовать.

Можно ли четко обозначить разницу между уместными и неуместными чувствами? Не всегда, поскольку эмоции редко проявляются в чистом виде. Чаще они содержат одновременно как уместные, так и неуместные элементы. Вы можете быть вполне разумно озабочены тем, как спастись от огня, и одновременно переживать панический страх, по тому же поводу. Где заканчивается одно чувство и начинается другое?

РЭТ дает ответ на этот вопрос. РЭТ утверждает, что если вы озабочены, предвидя опасность, то это естественно и вполне разумно, что вы хотите, стремитесь, предпочитаете избежать этой опасности. Но если вы в панике, в ужасе, то вы не просто хотите избавиться от опасности, вы настаиваете на том, что должны, обязаны ее избежать. Желание избежать опасности является вполне законным и разумным. Действительно, почему вам не хотеть того, чего вы хотите, почему бы вам не предпочитать избегать того, чего не хотите?

Действительно, почему бы и нет?

Но ваше догматическое требование всегда получать желаемое является совершенно незаконным и разрушительным, потому что мироздание ничего вам не должно и вовсе не обязано удовлетворять ваши требования. Вы сами помешаете исполнению желаемого, если будете фанатически требовать его обязательного осуществления.

Я уже отмечал, что РЭТ является наиболее философской из всех школ психотерапии. Может быть, сейчас вы поймете, почему это так. Если вы расстроены, подход № 1 подскажет вам, что вы испытываете как уместные, так и неуместные эмоции. Обычно (но не всегда!) вы можете определить разницу между эмоциями, исследуя мысли, которые им сопутствуют.

Уместными эмоциями является выражение своих желаний, например: «Я очень хочу убежать от пожара, но это не значит, что я обязательно убегу и буду после этого жить счастливо». Или: «Я ненавижу несправедливость и намерен бороться против нее».

Неуместные эмоции основаны на диктаторских требованиях, например: «Я непременно должен спастись от огня, потому что Вселенная обязана сделать так, чтобы я остался жив и жил счастливо!» Или: «Я ненавижу тех, кто поступает несправедливо! Они не имеют права вести себя так. Я обязан любой ценой остановить их и заставить относиться ко мне как следует».

Подход № 1 утверждает: «Когда ваши цели и потребности блокируются, вы переживаете как уместные, так и неуместные эмоции. С большой пользой для себя вы можете научиться распознавать разницу между этими двумя эмоциональными реакциями». Используя основы РЭТ, которые будут изложены в следующей главе, вы научитесь делать это.

РЭТ-упражнение № 5

Вернитесь в конец второй главы и снова проделайте упражнение РЭТ, которое учит определять разницу между уместными и неуместными отрицательными эмоциями. Попробуйте также уловить разницу между уместными и неуместными положительными эмоциями.

Представьте себе, например, что вы что-то делаете исключительно хорошо: отлично играете в теннис, пишете стихи, рисуете, руководите предприятием. Позвольте себе с полным правом испытывать чувство глубокого удовлетворения собственными достижениями.

А теперь понаблюдайте за своими чувствами. Испытываете ли вы чувство удовлетворения от того, что хорошо делаете свое дело? А может быть, — только давайте смотреть правде в глаза! — вы удовлетворены собой, занимаетесь самолюбованием? Не чувствуете ли вы себя выдающейся личностью? Благородной, богоподобной, эдаким Сверхчеловеком?

Если вы чувствуете себя сверхчеловеком, если считаете, что вы лучше других, то, согласно установкам РЭТ, вы переживаете неуместные положительные эмоции. Вы страдаете «манией величия», эготизмом, считая себя превыше других людей. Вы совершили слишком резкий скачок от идеи «мое поведение превосходно» к идее «поэтому я — превосходная личность!».

А это опасно. Потому что если в следующий раз у вас что-то не получится, то вам придется низко пасть в собственных глазах! И даже великолепно делая свое дело, вы будете бояться, что в следующий раз у вас это не получится. Поэтому лучше уж радуйтесь своей хорошей работе — но не обожествляйте себя только потому, что у вас что-то неплохо получилось.

Если вы чувствуете себя богоподобным сверхчеловеком, отыщите в своих мыслях слова «должен» и «обязан». Скорее всего, в таких случаях вы рассуждаете примерно так: «Я сделал это так хорошо, как и должен был сделать.

Отлично. Успех делает меня человеком, достойным преклонения». Или: «Я сделал это хорошо, и люди будут воспринимать меня как необыкновенного человека. Мне абсолютно необходимо, чтобы меня воспринимали именно так, потому что только так я могу быть полностью удовлетворен».

Если вы чувствуете себя неоправданно плохо или хорошо, составьте список тех неприятностей, которые влекут за собой эти неуместные чувства. В отношении отрицательных эмоций, например депрессии, чувства вины или ненависти к себе, сделать это довольно просто. Но ваши неуместные положительные эмоции также имеют свою оборотную сторону. Например, если вы чувствуете, что вы великий человек или превосходите всех окружающих, то это состояние может повлечь за собой следующие неприятные последствия:

  • нереальное допущение, что вы всегда будете делать все хорошо;
  • эгоистическое, высокомерное или оскорбительное поведение в отношении окружающих;
  • мысль о том, что вам, такому совершенному во всех отношениях, уже не нужно стараться в будущем сохранять высокий уровень;
  • тревога из-за того, что в будущем вы можете сесть в лужу и разочаровать тех, кто сейчас восхищается вами;
  • уверенность в том, что вы обязаны действовать всегда безукоризненно и что неудача будет для вас катастрофой;
  • трата всего без остатка времени на то, что вы умеете делать хорошо, и пренебрежение остальными сторонами жизни;
  • полная поглощенность собственным «я», ведущая к утрате понимания других людей и разрыву взаимоотношений с ними;
  • чрезмерное стремление к идеальному исполнению работы, что может привести к постоянному стрессу и нанести вред душевному и физическому здоровью.
  • Спросите себя, не грозят ли вам перечисленные или иные неприятности в связи с теми неуместными отрицательными и положительными эмоциями, которые вы переживаете. Если это так, то ищите заповеди и требования, которые порождают эти разрушительные чувства, и работайте над тем, чтобы, оспаривая, в конце концов от них отказаться.

Глава 7. Подход № 2: контроль над собственными эмоциями

Многие современные виды терапии — в особенности психоанализ — позволяют человеку уклониться от ответственности за свои собственные неврозы. Но РЭТ этого не делает. Около десяти лет тому назад журнал «Психология сегодня» окрестил этот вид терапии «Не отвертишься!». И это именно так.

Но, в отличие от многих экстремистских культов, РЭТ вовсе не провозглашает человека полностью ответственным за все его неприятности. Напротив. Как уже было отмечено ранее, на вас влияют и ваши гены, и воспитание, которые также способствуют развитию тех или иных расстройств. И тем не менее — в определенной степени — вы можете контролировать свои эмоции. В какой-то мере вы можете сами выбрать, насколько часто вы будете «опрокидывать тележку с яблоками». Ведь это вы слушаете родителей и учителей. Вы собственноручно претворяете в жизнь всю ту чушь, которой вас учили. Вы сами выбираете потворство панике или отчаянию — хотя чаще всего прекрасно знаете, как остановить поток своих эмоций.

Да, именно вы.

И это довольно удачно. Потому что если бы вас угнетали непосредственно эмоциональные проблемы, если бы ваши неврозы были продуктом исключительно внешних условий, то чтобы вы сами смогли сделать, дабы помочь себе? Практически ничего!

Но если вы — и никто другой — сами создаете свои неврозы, то вы можете изменить это положение. Вы можете что-то выбрать — но вы можете и отказаться от этого. Вы можете выбрать определенные чувства и мысли, и вы можете отказаться думать и чувствовать таким образом. Именно в этом заключается подход РЭТ № 2: В значительной степени (хотя и не полностью) вы сами являетесь творцом своих расстраивающих мыслей и чувств; а потому в вашей власти взять их под контроль и изменить — конечно, при условии, что вы принимаете данный подход и готовы старательно работать над его применением.

Позвольте мне изложить основные положения, азбуку РЭТ. А — это активизирующее событие, то есть такое событие, которое блокирует или подрывает осуществление ваших целей, удовлетворение потребностей и исполнение желаний. Например: вы хотите получить работу, но терпите неудачу на собеседовании и получаете отказ. В данном случае А (активизирующее событие) — это неудача И отказ.

Пожалуйста, обратите внимание на следующее: в рамках РЭТ мы начинаем изучение основ эмоциональных расстройств, встающих преградой на пути к достижению целей, решениям задач, осуществлению желаний и переоценке ценностей. Сознательно или подсознательно, вы сами ставите для себя барьеры перед определенными целями (G).

Каковы, в общем случае, те цели, преграды на пути к которым делают нас несчастными?

Это, во-первых, выживание, а во-вторых — удовлетворение собственных потребностей и обретение счастья. С самого рождения в вас развита сильнейшая биологическая тенденция к сохранению жизни и к борьбе за получение удовлетворения. Если бы у вас не было желания выжить, то вряд ли бы вы в этом преуспели. Если бы у вас не было желания — цели — быть счастливым, то вы, возможно, не захотели бы продолжать жизнь. Итак, желание жить и быть счастливым, пока мы живы, является сильной врожденной тенденцией и помогает не только сохранению вас как индивида, но и сохранению всего рода человеческого.

Теперь, каким образом вы хотите быть счастливым или удовлетворенным? А кто как Кто-то испытывает удовлетворение от одиночества, кто-то — от активного общения с людьми, ну а кто-то — от общения с близким ему человеком. Одни счастливы, когда у них все прекрасно на работе или в бизнесе, когда они достаточно зарабатывают, чтобы жить хорошо, а для других — нет большей радости, чем предаваться занятиям искусством, наукой, спортом, творчеством или же просто наслаждаться беззаботным отдыхом

Если однажды вы решите, что вам надо жить, и притом жить счастливо, вы привнесете эти цели в основы человеческого существования. На пути к своей цели вы сталкиваетесь с А (активизирующим событием) И если вы чувствуете себя несчастным или действуете нелепо (пункт С, последствия пунктов А и G), то ваша цель в пункте А блокируется.

Итак, мы имеем:

G — ваша цель, которая заключается в получении того, что вы хотите (в особенности успеха и одобрения).

А — активизирующее событие, которое блокирует достижение вашей цели (например, неудача или отказ).

С — эмоциональные последствия пунктов G и А (в основном, ощущение тревоги и депрессии, или развитие пагубных видов поведения — например, уход в себя или болезненные пристрастия).

Всякий раз, когда неприятные активизирующие события ставят преграды вашим целям, вы совершенно несправедливо обвиняете в этом последствия (С). Например, вы говорите: «Поскольку я потерпел неудачу и отказ в связи с событием А и поскольку я переживаю депрессию С, то событие А вызвало последствие С. У меня депрессия из-за провала и отказа!»

Неправда! Ложь! Ошибка!

Событие А (провал или отказ, которые блокируют ваши цели) вносит определенный вклад в развитие последствий С, но никогда не порождает эти последствия

Почему?

Скажите, если сто человек, имеющих одинаковую цель (например, получение работы), блокированы событием А (получили отказ), будут ли они все испытывать одинаковую депрессию? Конечно, нет!

Некоторые будут совершенно подавлены и даже, возможно, захотят покончить с собой. Некоторые будут огорчены и разочарованы, но не будут страдать от депрессии Некоторые будут спокойны или безразличны. А некоторые даже получат от этого удовлетворение. Почему? А может быть, они решили, что работа, которую они хотели получить, не так уж и хороша. Или им просто больше нравится быть безработными.

Итак, вы видите, что активизирующие события (А) не порождают непосредственно последствия С — хотя они и Вносят определенный вклад в формирование эмоций.

Это вовсе не новое открытие РЭТ. Об этом говорили Многие философы — в особенности стоики античности — еще две с половиной тысячи лет назад. Один из наиболее выдающихся мыслителей, Эпиктет предельно четко сформулировал это положение в первом веке нашей эры: Люди расстраиваются не из-за вещей, а из-за своего взгляда на вещи». Ту же самую мысль проводит Шекспир в Гамлете»: «…ибо нет ничего ни хорошего, ни плохого; это размышление делает все таковым…» (перевод М. Ловинского).

Подход рационально-эмотивной терапии к основам эмоциональных расстройств имеет славную историю. РЭТ не является чистым стоицизмом, в чем вы сможете убедиться в дальнейшем. Но РЭТ соглашается с Эпиктетом: вы сами в значительной степени (хотя и не полностью) создаете свои несчастья. И вы можете сделать сознательный выбор не быть несчастным

Как же можно предотвратить расстройство или устранить его? Для этого нужно взглянуть на параметр В, то есть на свои убеждения и представления.

Итак, что же такое представление?

Представления (Bs) можно назвать мыслями, взглядами, убеждениями, мнениями, системой ценностей, отношениями, идеями, ожиданиями или философией. В других видах терапии используются другие названия. Но в рамках этой книги мы будем придерживаться термина «представления».

Вы можете иметь представления сознательные или подсознательные — другими словами, осознанные или неосознанные. Вы можете выражать их в словах, образах, фантазиях, символах, в общем — самыми различными способами. Но если вы хотите ясно осознать свои представления и использовать их для того, чтобы изменить себя, вам лучше выражать их словесно. Но от тех идей, которые делают вас несчастными, можно отказаться и другим способом. Фактически одно из достоинств РЭТ заключается в том, что она предоставляет вам множество путей для изменения ваших представлений, о чем я расскажу в дальнейшем.

Когда вы без нужды делаете себя несчастным, то пользуетесь двумя основными видами представлений:

1. Рациональные представления (rBs). Ваши рациональные представления — это те мысли, которые помогают вам переживать уместные чувства и вести себя соответствующим образом. И это способствует тому, чтобы получить побольше того, чего вы хотите, и поменьше того, чего не хотите. Эти представления включают «холодные» размышления или спокойные описания того, что происходит в вашей жизни. Например: «Человек, который проводит собеседование, хмурится. Он может решить, что я для этой работы не подхожу». Это «холодная» мысль, поскольку она говорит о том, что делает человек, а не о том, какую оценку вы даете его поведению. Вам будет легче понять ваши чувства, если вы обратитесь к тем «теплым» мыслям, которые также включаются в состав ваших рациональных представлений. Например: «Я хочу получить работу, и потому мне не нравится хмурый взгляд человека, проводящего собеседование. Я хочу, чтобы он перестал хмуриться и взглянул бы на меня с улыбкой». В этой «теплой» мысли выражаются ваши желания, предпочтения и антипатии. Итак, «теплые» мысли оценивают то, что происходит, в контексте вашей цели (G). «Теплые» рациональные представления тоже не являются догматическими. Они основаны скорее на вероятности, чем на обязательности. Например: «Очень может быть, что эта работа мне понравится, когда я ее получу. А может быть — и нет. И даже если она мне очень понравится, из этого совершенно не обязательно следует, что я обязан получить эту работу или держаться за нее — хотя это и было бы хорошо!»

2. Иррациональные представления (IBs). Ваши иррациональные представления — это те мысли, которые способствуют формированию неуместных чувств и несоответствующего поведения. Они только мешают тому, чтобы получить побольше того, что вы хотите, и поменьше того, чего вы не хотите. Они начинаются с «холодных» мыслей («Похоже, интервьюер меня явно невзлюбил!»), или с «теплых» мыслей («Я хочу, чтобы он отнесся ко мне хорошо. Мне неприятно, что я не нравлюсь ему. Мне не нравится, что он может не допустить меня до этой работы».) Но здесь вмешиваются и «горячие» мысли, которые расставляют оценки тому, что происходит, и являются абсолютистскими, догматическими, требовательными. Например: «Любым путем я должен произвести хорошее впечатление на интервьюера, я обязан заставить его принять меня на работу. Если он этого не сделает, это будет ужасно. Я не переживу этого! Если я не получу работу, значит, я — некомпетентный, нестоящий человек, который никогда не будет способен занять сколько-нибудь значительное положение».

Обратите внимание! РЭТ не утверждает, что все эмоциональные расстройства произрастают из iBs, поскольку возможно существование и других важных причин. РЭТ также не утверждает, что абсолютно все иррациональные представления ведут к формированию эмоциональных расстройств, поскольку (как отметил еще Джон Дьюи) это не соответствует действительности. Вы можете совершенно нерационально верить в то, что все женщины — сумасшедшие, что поедание черепах способствует избавлению от бородавок, что дважды два равно пяти, и при этом не чувствовать никакого душевного дискомфорта. Возможно, вы будете действовать не вполне адекватно, если станете придерживаться этих иррациональных представлений (и еще сотен других). Но беспокоиться по этому поводу не станете, так как это зависит исключительно от вас.

РЭТ утверждает — и в этом состоит ее уникальность — что если вы жестко и неуклонно придерживаетесь своих иррациональных представлений, если вы догматически настаиваете на том, что у вас все должно получаться хорошо, что вас должны одобрять окружающие, что к вам должны относиться справедливо, что вы должны жить в приятных и комфортабельных условиях, — так вот, если вы упорно стоите на таких позициях, то вы добьетесь того, что сделаете сами себя несчастными и, не исключено, нанесете огромный ущерб делу достижения наиболее желанных целей. Далее РЭТ утверждает, что, придерживаясь иррациональных представлений, вы сами выбираете императивные понятия «должен» и «обязан» — сознательно или бессознательно. А потому у вас есть возможность сознательно исследовать эти представления и изменить их. А теперь позвольте мне повторить положения подхода № 2:

В значительной степени (хотя и не полностью) вы сами являетесь творцом своих расстраивающих мыслей и чувств; а потому в вашей власти взять их под контроль и изменить — конечно, при условии, что вы принимаете этот подход и готовы старательно работать в этом направлении.

Можно выразиться более определенно: вы можете перестать чувствовать себя несчастным, если будете работать в направлении поиска и преобразования своих иррациональных представлений Джордж, прослышав, что РЭТ имеет дело с иррациональными представлениями, обратился ко мне с такой проблемой: он совершенно «иррационально» питал вожделение к любой женщине моложе сорока лет Ему самому было двадцать пять.

Вскоре я смог доказать Джорджу, что его желание заниматься сексом с любой встречной женщиной вряд ли можно считать иррациональным, пока это не выходит за пределы разумного. Свое рациональное представление (гВ) Джордж мог бы сформулировать следующим образом: «Мне очень нравится заниматься любовью, и я хотел бы проделать это с большинством женщин, которых встречаю».

Его иррациональное представление (1В) звучало так: «Я не должен иметь таких сильных сексуальных влечений! Я должен быть избирательным в своих желаниях. Я должен желать только тех женщин, которые мне действительно нравятся».

«А почему вы считаете, что такое представление является иррациональным?» — спросил меня Джордж, согласившись с тем, что дело обстоит именно так.

«А потому, — ответил я, — что это не желание, а требование. Вы можете разумно предпочитать быть более сдержанным или даже вовсе не испытывать вожделения. Но, заявляя: "Я не имею права желать женщин! Я не должен вожделеть!", вы немедленно становитесь одержимы своим желанием, и даже будете переживать его гораздо острее. Более того, вы потеряете способность принимать Какие-то разумные меры, чтобы ослабить это желание. Таким образом, ваше стремление или намерение стать менее страстным является вполне закономерным. Но категоричное требование этого ввергает вас в неприятности. Вы будете страдать от тревоги и чувства вины».

«Так и есть!» — воскликнул Джордж. «Поэтому вам надо понять, в чем же состоит ваше иррациональное представление», — сказал я.

«Вы хотите сказать, — живо откликнулся Джордж, — что я имею определенное иррациональное представление о своем рациональном представлении, то есть о пристрастии к сексу. Не так ли?»

«Совершенно верно! В терминах РЭТ можно сказать, что у вас действительно есть рациональное представление (гВ) по поводу иррационального представления ( iB). Теперь, если вы сможете отказаться от иррационального представление о том, что вы обязаны быть менее темпераментным, у вас все-таки останется рациональная вера в то, что секс — это приятно, и вы сможете заниматься им, получая от этого большое удовольствие»

«Понятно», — кивнул Джордж.

Однако, несмотря на то что с моей помощью ему удалось увидеть разницу между его рациональными и иррациональными представлениями, он все же испытывал определенные трудности при отказе от последних. Когда его вновь одолевало иррациональное предубеждение, он, согласно моим советам, задавал себе вполне уместный вопрос: «Почему я не имею права желать многих женщин? Почему это плохо?» И давал ответ «Если я переживаю сильное сексуальное влечение, то это хорошо. Значит, у меня все в порядке».

И все-таки, видимо, полной уверенности в правоте подобных утверждений у Джорджа не было, потому что вскоре он вновь вернулся к прежним мыслям. «А если все же такая повышенная сексуальность ненормальна? Другие мужчины ведь не так ненасытны, как я Может быть, я все-таки ненормален в этом отношении? А если так, то пропащий я человек!»

Джордж продолжал переживать чувство тревоги и вины и снова обратился ко мне Я показал ему, что он пришел к неверному выводу. Более элегантное решение РЭТ может показать ему, во-первых, что его желание («Мне нравится заниматься сексом со многими женщинами») является рациональным; во-вторых, что даже если его сексуальные желания и являются необычными и если слишком большое потворство им нерационально, то это означает только одно: он — человек с ненормальными желаниями, но вовсе не ненормальный человек РЭТ показывает людям, как перестать поносить себя, как полностью принять себя даже в том случае, когда ты совершаешь глупые или даже аморальные поступки.

Во всяком случае, увидев разницу между своими рациональными и иррациональными представлениями, Джордж начал усиленно работать над тем, чтобы подчинить себе иррациональные, и в конце концов он перестал страдать от чувства вины и тревоги из-за своей повышенной сексуальности. Как-то раз, проведя несколько недель в лихорадочных сношениях с несколькими женщинами, Джордж совершенно забросил работу. Проанализировав ситуацию, он пришел к выводу, что, да, он вел себя по-идиотски и себе во вред, но не стал от этого хуже. В конце концов Джордж смог взять себя в руки и научился управлять своими сексуальными влечениями.

Прибегнув в процессе осознания проблемы к подходу № 2, Джордж получил возможность взять свои эмоции под контроль. Ему приходится иногда переживать сожаление, но уже не депрессию.



Страница сформирована за 0.64 сек
SQL запросов: 190