АСПСП

Цитата момента



Очень обидно за бесцельно прожитые годы….
Особенно за первые три

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



Особенность образованных женщин - они почему-то полагают, что их эрудиция, интеллект или творческие успехи неизбежно привлекут к ним внимание мужчин. Эти три пагубные свойства постепенно начинают вытеснять исконно женские - тактичность, деликатность, умение сочувствовать, понимать и воспринимать. Иными словами, изначально женский интеллект должен в первую очередь служить для пущего понимания другого человека…

Кот Бегемот. «99 признаков женщин, знакомиться с которыми не стоит»

Читать далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/d4469/
Весенний Всесинтоновский Слет-2010

Оружие четвертое: платите окружающим своим вниманием.

Если на вас оказывает воздействие дракон высокомерия, вы будете испытывать тягу к внимательное изучению окружающих в поисках ответа на вопрос: чего они от вас хотят? Вы необычайно чувствительны к малейшим проявлениям критики в ваш адрес и любому намеку на осуждение. Вы предполагаете, будто каждый человек в мире выносит о вас свое суждение и точно знает, как вы должны себя вести. Вы думаете, что окружающие хотят видеть вас совершенным и безупречным.

Но дело в том, что каждый из людей больше занят самим собой и вовсе не собирается тратить свое время и силы на вынесение вам своего суждения. Открытие для себя подобной истины сродни вкушению горького плода, поскольку означает, что вы не имеете столь важного значения в этом мире, И тем не менее это способно принести вам и облегчение. Помимо вашей матери или старшей сестры, далеко не каждый из окружающих заставляет вас чувствовать себя жалким и несчастным в первые двадцать лет вашей жизни. Вовсе не каждый посвящает свою собственную жизнь тому, чтобы причинять вам неприятности.

Как только вы сумеете это осознать, у вас самого появится интерес к другим людям. Вы сможете заметить много удивительных вещей, связанных с этими людьми, и получите возможность расспрашивать человека о нем самом, о его заботах и чаяниях, не дожидаясь, пока он сам обратится к вам и станет делиться тем, что его волнует. Вы увидите, что окружающие не меньше вас ранимы и чувствительны. Они тоже нуждаются в вашем одобрении и поддержке. Обращаясь к группе людей, вы поймете, что они пришли узнать что-то важное для себя и надеются услышать от вас то, что им необходимо. Их больше интересует получаемая от вас информация, нежели ваш несколько вздернутый нос или рыжие торчащие волосы. Вы можете на себе испытать, что такое служить людям. Обратите на них свое внимание, и вы увидите, что люди вокруг, в сущности, хорошие парни и достойные вашей привязанности женщины, нуждающиеся в вашей любви и поддержке, независимо от того, насколько крепки вы сами. Вы полюбите их и меньше будете размышлять о том, осуждают ли они вас или нет.

Оружие пятое: будьте самим собой.

Это проще сказать, чем сделать. Как уже упоминалось, один из наиболее эффективных способов принять себя таким, какой вы есть, — это осознать живущего в вас ребенка. Этот потерявшийся ребенок уже долгое время находится в глубоком заточении в тайниках вашей души. Он ушел от окружающих, не веря в их любовь к нему, отгородился от этого жестокого, пугающего мира. Но он все так же ждет проявления к нему доброты и сострадания. Он нуждается в признании. Временами он больше не доверяет вам, видя, как вы идете на поводу у дракона.

Первый ваш действительный шаг на пути к принятию самого себя состоит в обращении к опытному терапевту или консультанту, действующему на уровне развития взрослого человека. Он сумеет воспитать живущего в вас ребенка, поставит его на ноги и превратит вас с ним в единое целое. В ходе этого процесса дракон высокомерия будет вести нещадную борьбу и с психотерапевтом, и с вашей истинной сущностью. Если терапевт опытен, он не поддастся на происки дракона. Уловки, которыми пользуется чудовище, терапевт квалифицировал бы как «сопротивление исправлению характера» или «внутреннее противодействие терапевтическому процессу». Ваше желание быть у консультирующего вас терапевта лучшим пациентом или снискать у него особое к себе отношение также является происками дракона. Раздражение, появляющееся в вас в ответ на какое-либо указание терапевта, — и это результат работы дракона.

Оружие шестое: откажитесь от осуждения себя самого и людей, которые вас окружают.

Очень важно, чтобы вы не терзали себя критическими замечаниями за сопротивление, которое невольно в вас рождается, за огорчение, которое вы испытываете, и за написанное у вас на лице смущение. Найдите в себе силы и мужество, призовите на помощь ваше чувство юмора. Сумейте осознать, что мучения, которые вы испытываете, являются следствием поведения дракона высокомерия. Скажите себе: «Да-а, этот дракон опять меня провел. Ну что ж, это сражение я проиграл, но победа в войне все равно будет за мной. Я не дракон. Мы с ним не союзники».

Когда вы постепенно откроете себя перед окружающими и посмотрите, чем вы сами можете им помочь, вы автоматически перестанете подвергать осуждению и себя самого. А поскольку вы меньше осуждаете себя, вы меньше будете судить и других. Чем меньше вы осуждаете окружающих, тем большей теплотой они вам ответят. Вы получите то, чего хотели всю жизнь, — вас будут любить таким, какой вы есть. Вас не будут подвергать сравнениям, но если такое и произойдет, для вас это не будет иметь решающего значения. У вас появится уверенность в себе и вы будете чувствовать себя в большей безопасности. У вас появится возможность влиться в настоящую жизнь.

Оружие седьмое: будьте равным среди равных.

Когда вы вольетесь в сообщество окружающих вас людей, вы приобретете их уважение. Вы потратили много лет на ожидание этого уважения, добиваясь признания вашей ценности исполнением несвойственной вам роли и результатами упорного труда. Однако признание не приходит само собой, пока вы не научитесь уважать окружающих и принимать их такими, какие они есть. Оказание уважения окружающим вовсе не означает преуменьшение собственного достоинства. Оказывая уважение людям, вы тем самым зарабатываете их уважение к себе. Уважая самого себя, легче уважать и остальных.

Приобретение навыков быть равным среди равных — это долгий, трудный процесс. Это означает отказ от желания быть особенным, лучшим, чем другие; отказ от напыщенности и самовосхваления, от превознесения мужского начала и принижения женского, отказ от бахвальства и снисходительного отношения к окружающим — отказ от всех тех жалких уловок, которые затушевывают, затеняют ваше собственное доброе и мудрое «я». В то же время это отказ от отчужденности, скрытности, холодности, стеснительности — от всего, чем вы пытались отгородиться от окружающих. Нет ничего преступного в том, что кто-то заметит вашу робость или неловкость. Нельзя лишь позволять им становиться основной манерой вашего поведения.

Семь упражнений, направленных на обуздание дракона высокомерия.

Упражнение первое: говорите на людях.

Упражнение второе: делайте по три шага в день навстречу людям.

Упражнение третье: обращайтесь за советами.

Упражнение четвертое: прощайте людей, выносящих вам свое суждение.

Упражнение пятое: позвольте себе немного подурачиться.

Упражнение шестое: сделайте переоценку тому, что приводило вас в смущение.

Упражнение седьмое: развивайте свои слабые стороны.

Упражнение первое: говорите на людях.

Люди, порабощенные драконом высокомерия, зачастую боятся выступать на собраниях или говорить при большом скоплении народа, поскольку они опасаются быть увиденными. Следовательно, очень неплохо в данном случае встретить этот страх лобовой атакой, записавшись на курсы обучения публичное выступлению или пользуясь каждой удобной возможностью разговора при некотором скоплении людей. Это поставит вас лицом к лицу с испытываемым вами страхом, и вы сами сможете его увидеть. Сойдитесь с драконом один на один. Но помните, что начинать поединок следует очень осторожно, в окружении доброжелательно настроенных к вам людей. Позже вы сможете перейти к более смелому эксперименту с группой из большего числа людей.

В детстве я был таким застенчивым, что прятался в ванной комнате, когда к нам приходили гости. Когда я достиг бойскаутского возраста, мне порекомендовали поработать над собой, выступая с речью перед аудиторией, и побороться за почетный приз на конкурсе, проводимом американским клубом любителей тостов. Никто не вынуждал меня к этому, но я воспринял предложение как вызов. Я почему-то был уверен, что мне это пойдет на пользу. Я занял третье место в конкурсе, состоявшем в умении выступать перед большой аудиторией. Я очень волновался, но остался жив и приобрел большой опыт. Сейчас я довольно часто выступаю на людях, и, хотя все еще испытываю волнение, я проделал большую практическую работу и не умер при этом от смущения.

Упражнение второе: делайте по три шага в день навстречу людям.

Начните с малого: так вы будете чувствовать себя в большей безопасности. Улыбнитесь кому-нибудь, поздоровайтесь с кассиром в супермаркете, обратите внимание на чьи-то серьги или галстук; снизойдите до какого-нибудь банального замечания, общей фразы — не следует потрясать мир своим глубокомыслием. Будьте обычным, простым человеком, который тянется к людям.

Упражнение третье: обращайтесь за советами.

Как уже упоминалось, найдите себе хорошего консультанта или человека, способного дать вам правильный совет, желательно взрослого и действующего на уровне развития взрослого человека, который поддержал бы вас и помог в преодолении вашей застенчивости и замкнутости в собственных проблемах. Особенно полезна в этом отношении работа в группах, поскольку она вовлекает вас в общение с другими людьми. Здесь вам не нужно будет ни от кого прятаться.

Упражнение четвертое: прощайте людей, выносящих вам свое суждение.

Прощение возможно только после того, как вы научитесь в достаточной степени нейтрально воспринимать относящиеся к вам замечания. Стать невосприимчивым к тем, кто действует на вас угнетающе, — значит прежде всего сказать о них себе всю правду. Это вызовет у вас слезы, гнев, негодование о том, что они с вами сделали. Вы увидите, что они обращались с вами так только из-за своего высокомерия и заносчивости, и, осознав это наконец, — простите их. Имейте в виду, что выполнить эту работу можно, не общаясь непосредственно с этими людьми, доставляющими вам столько неприятностей. Вы можете сделать это через посредника, через ваш дневник, к примеру, или в форме написания писем, которые вы после этого сожжете, а то и в кабинете вашего терапевта или путем медитации с детальным зрительным представлением объекта. Однако в некоторых случаях прямое общение с людьми, которых вам нужно простить, необходимо.

Упражнение пятое: позвольте себе немного подурачиться.

Ищите возможность не казаться человеком холодным.

Как-то я посещал терапевта, порекомендовавшего мне спеть перед группой людей песню из известного мюзикла. В паре со мной оказалась застенчивая женщина, исполнявшая женскую партию. Мы с ней неплохо постарались и заслужили аплодисменты. И, как видите, даже после этого опыта я остался жив.

Жизнь предоставляет довольно много возможностей дать выход накопившимся чувствам или вести себя как ребенок. В этом отношении нет ничего лучше костюмированных балов. Позвольте себе побыть глупым или смешным. Но помните, что вам не следует опережать естественный ход вещей или действовать опрометчиво: дракон только и ждет случая посильнее вас унизить. Идите вперед медленно, не торопясь. Начните с клоунского колпака или накладных усов. Придет время, и вы появитесь на маскараде в полном костюме.

Упражнение шестое: сделайте переоценку тому, что приводило вас в смущение.

Вместо того чтобы подавить в себе ощущение неловкости или смущения, попробуйте еще раз мысленным взором пробежать те моменты в вашей жизни, которые с максимальной остротой вызывали в вас эти чувства. Это не попытка лишний раз помучить себя, а способ внимательнее посмотреть в глаза терзающему вас дракону. Еще и еще раз детально изучите моменты, приводившие вас в смущение. Что именно вызывает у вас ощущение стыда в каждом из этих воспоминаний? Обратите внимание, что живущий в вас ребенок напуган до смерти, не желая пережить мучительное событие еще раз. Снова вернитесь к началу события и пройдите его мысленным взглядом, не торопясь, шаг за шагом, оказывая поддержку испуганному ребенку (себе самому), испытывающему такой стыд во время этого нелегкого путешествия. Попробуйте, если сможете, отыскать какие-нибудь забавные, смешные моменты в переживаемом вами событии. Как только вам удастся рассмеяться — процесс исцеления начнется.

Упражнение седьмое: развивайте свои слабые стороны.

Если у вас имеется дракон высокомерия и если вы человек высокоразвитый в умственном отношении, есть основание предположить, что вы — высокомерный интеллектуал. Вы, вероятно, считаете себя самым значительным среди тех, кто вас окружает. С вашей точки зрения, эмоциональные люди кажутся иррациональными истеричками. А люди атлетического типа — тупыми хряками.

Если вы человек эмоциональный, вы можете высокомерно полагать, что именно чувства являются основным мерилом ценности человеческого характера. Вы склонны будете принижать достоинство окружающих за их излишне развитый интеллект или, наоборот, излишнее физическое развитие.

Если вы человек кинестетического типа, вы будете гордиться своей великолепной координацией движений и мастерством на спортивной арене. Вы будете считать людей умственного развития яйцеголовыми дохляками, а людей эмоционального типа — истериками. Отличным способом подвергнуть переоценке каждое из этих трех суждении служит попытка представить себя в ситуации, когда вы выпущены использовать качество, развитое у вас менее всего: интеллект, эмоции дол спортивную форму. Вы очень скоро почувствуете себя ущемленным и униженным. Однако остерегайтесь возможности испытать еще большее унижение. Это лишь отбросит вас назад в ваших начинаниях. Очень неторопливо, постепенно попробуйте освоить незнакомые вам способности, и у вас появится возможность понаблюдать за тем, как изнутри воздействует на вас дракон высокомерия.

Тэми был высокомерным смышленым парнем, показывавшим неплохие результаты и на спортивной площадке. Я порекомендовал ему походить на занятия в художественную школу, что помогло бы его развитию в эмоциональном плане. Я также предупредил, что он должен быть готовым оказаться в числе самых отстающих в классе учеников. Мы оба с ним замечали, как беснуется дракона пытаясь заставить его бросить занятия и вернуться на привычную стезю жизни, под защиту силы и интеллекта. Дракон приводил ему множество доводов в пользу необходимости оставить школу. Он твердил Тэду, что тот слишком силен, чтобы тратить время на общение с этими артистичными типами. Тэдди обнаружил, что он подвергает критическому осуждению каждого из присутствовавших на уроке, включая и преподавателя. Вспышки критики чередовались у него с ненавистью к самому себе за свою медлительность и бесталанность. Когда он притерпелся к классу, у него появилась возможность в полной мере оценить весь репертуар дракона высокомерия, воздействие которого сказывалось в каждой области его жизни. Позднее он вынужден был признать, что этот эксперимент оказался для него наиболее просветительным из всего предыдущего жизненного опыта. Ему пришлось столкнуться со своим жестким осуждением всех, кто его окружала и с нещадной критикой по отношению к самому себе. Когда же все это буйство кипящей в нем энергии наконец угомонилось, он начал испытывать настоящее наслаждение от своих примитивных, неумелых мазков на холсте.

Заключение.

Когда дракон высокомерия берет человека под свою опеку, он приносит с собой боль и страдания. Своей честностью, самодисциплиной и сосредоточенностью вы способны изгнать из себя дракона, и на его месте появится опытный воин, преображенный рыцарь — человек, способный любить себя и окружающих. Вы сможете стать человеком, испытывающим сострадание к тем, кто попался в ту же крепко удерживающую их ловушку, что и вы сами; вы, как никто другой, сумеете оказать помощь тем, кого еще терзают кости дракона. Вы уже не поддадитесь на хитроумные уловки их драконов. Вы знаете, что за фасадом высокомерия, отчужденности и личного превосходства в каждом из этих людей скрывается глубоко одинокий, робкий и ранимый человек, тяжело переживающий сомнения относительно ценности собственной личности. Вы сумеете напомнить им, кем они в действительности являются по своей природе, — добрыми и благородными рыцарями, не хуже и не лучше всех тех, кто бок о бок идет рядом с ними по жизни.

Глава четвертая. Дракон самоуничижения

Положительный полюс — скромность. Отрицательный полюс — отсутствие чувства собственного достоинства.

Внешние проявления.

Опущенные плечи и тенденция к мелкому, частому дыханию; низкопоклонство; униженность; подавленность настроения; смирение; угодничество; отчужденность; покорность, безропотность; упадок духа; запуганность; ощущение вины; раскаяние; производит впечатление чего-то постыдного, бесчестного и достойного презрения.

Внутренние проявления.

Вынесение обвинения самому себе, осуждения и порицания; обреченность, ощущение собственной неполноценности, недостойности и никчемности.

Примеры условий и ситуаций, способных дать пищу дракону самоуничижения.

Рабство; иммиграция; принадлежность к группе, имеющей низкий социальный статус; принадлежность к числу плохо успевающих студентов, учащихся; положение женщины в патриархальном укладе общества; принадлежность к категории низкооплачиваемого обслуживающего персонала; члены подвергаемых гонению религиозных сект, в основе верования которых лежит учение о первородном грехе, аде и вечном искуплении; нищенство; бездомность; страны, тяготеющие к тоталитарной системе правления, такие, как Польша, Румыния и Словакия; люди, интересующиеся вещами, подвергаемыми осмеянию широких слоев общества; положение нахлебника в семействе обеспеченных родственников; большинство учащихся старших классов и студентов высших учебных заведений, оказавшихся в несвойственном для них окружении; любой человек, находящийся в немилости у власть имущих.

Следует отметить, что не все люди, имеющие отношения к той или иной общественной группе или ситуации, находятся под контролем дракона самоуничижения. Принадлежность к перечисленным здесь группам или ситуациям лишь создает наиболее благоприятные условия для дальнейших действий дракона.

Внешние характеристики и манера преподнесения.

У тех, кто склонен к самоуничижению, обычно впалая грудь, сутулые плечи, и вообще они производят впечатление людей с плохим телосложением и осанкой. Голова у них несколько выдвинута вперед, глаза или бегают по сторонам, или опущены к земле, походка шаркающая, а голос глухой, невнятный и скорее напоминающий шепот. Они могут иметь привычку грызть губы или ногти, тянуть себя за волосы или пощипывать кожу. Подобные привычки наиболее заметны у этих людей в стрессовых ситуациях. Они могут демонстрировать доходящую до агрессивности защитную манеру поведения, но быстро сдаются и идут на попятную. У большинства людей эти характерные черты временами могут не проявляться.

Если вы хотите на самом себе прочувствовать ощущения людей, находящихся под властью дракона самоуничижения, проделайте следующее: опустите плечи вперед и вниз, чтобы защитить ими грудь. Взгляд устремите в пол и начните покусывать нижнюю губу. Руки сложите на груди или сцепите пальцы у гениталий. Настройте себя на оборону против всего ополчившегося на вас мира. Как вы думаете, легко вам будет найти контакт с людьми, приняв такое положение?

Развитие самоуничижения.

Завышенные ожидания.

Развитие самоуничижения начинается весьма схожим образом с высокомерием, но в его основе лежат и существенные различия. Для укоренения в их душе дракона самоуничижения дети должны испытывать на себе со стороны родителей или воспитателей завышенные ожидания, оправдать которые они явно не способны. Такие родители зачастую являются идеалистами, у которых имеются высокие стандарты по отношению к своим детям, и они делают свою любовь к ним условной, чтобы стимулировать детей на реализацию их завышенных ожиданий. Они ожидают, что их ребенок будет получать в школе наивысшие отметки, покажет лучшие результаты на спортивной площадке или будет играть на фортепиано, как тот юный виртуоз, которого они видели по телевидению. Нередко такие родители в детстве сами были в числе первых учеников в школе или добивались высоких результатов на спортивных соревнованиях, и теперь они добиваются таких же показателей от своих детей. В некоторых случаях родители придерживаются высоких требований исповедуемых ими религий или культурных традиций, по отношению к которым ребенок принципиально не может достичь уровня требуемого стандарта. Для ребенка четырех лет просто невозможно сидеть за обеденным столом без того, чтобы не повертеться, не попеть или не поразговаривать. Если при этом сидящий за столом ребенок снова и снова вызывает к себе немилость и упреки родителей, то в его душе подготавливается отличная почва для укоренения дракона самоуничижения.

Такой ребенок постепенно убеждается, что никакие его самые героические попытки не способны удовлетворить его родителей. У малыша развивается ужас перед неизбежным провалом во всех этих нескончаемых тестах и проверках его на соответствие предъявляемым требованиям. Результатом является его постоянное ощущение своей вины и необходимости просить прощения за то, что он не является таким, каким его хотят видеть. Он начинает раболепствовать перед взрослыми, и у него автоматически вырабатывается манера поведения человека, раскаивающегося в своих поступках, поскольку он уже заранее знает, что в будущем его ожидает неизменный провал. Этот страх перед провалом и следующее за этим подтверждение обоснованности их страхов порождает в нем ощущение неизбежности неудачного результата. Поскольку ребенок верит в неизбежность провала, он неизменно терпит неудачу. Как следствие, в них развивается определенный способ самозащиты, заключающийся в осознании собственной правоты вопреки переживаемой ими неудачи. «Я знал, что не смогу этого сделать. Но, по крайней мере, я был прав. Просто не буду больше пытаться повторить этот печальный опыт», — рассуждает он. После тысячи таких инцидентов в душе ребенка прочно пускает корни дракон самоуничижения.

Укоренение привычки просить прощения.

Под воздействием дракона самоуничижения у ребенка развивается привычка сопровождать все свои слова и поступки извинениями или предупреждением о своей некомпетентности в том, за что он берется. Принимаясь за что-либо для них новое, к примеру, обучаясь езде на велосипеде, такие дети неизменно скажут: «Я такой неуклюжий. Обязательно свалюсь где-нибудь. Но вы не обращайте внимания». Вынужденные задать вопрос, эти дети, вероятнее всего, опустят глаза в пол и промямлят что-то вроде: «Простите меня, наверное, ничего не понимаю в том, что говорю, но позвольте мне задать вам вопрос?»

Зачастую эти дети настолько обеспокоены предъявляемыми к ним требованиями, что в разговоре прикрывают рот руками, делая свою речь совершенно невразумительной и труднодоступной для понимания. Своим жестом они словно хотят сказать: «Я знаю: все, что я говорю, не имеет никакого значения и, вероятно, вызывает у вас только критическое отношение, поэтому будет лучше, если вы вообще не услышите то, что я говорю».

Привычка чувствовать себя маленьким и незаметным.

Такие дети принимают ориентацию людей маленьких и незаметных, словно стремящихся спрятаться от окружающего их мира. Голова их наклонена к земле, плечи развернуты вперед и опущены, словно они пытаются прикрыть свое столь ранимое сердце. Иногда они вжимают голову в плечи, как черепахи, прячущиеся в панцирь а ожидании возможного нападения. Походка у них нерешительная, а руки обычно прикрывают наиболее уязвимые части тела. Им свойственно держать руки скрещенными на груди либо прикрывать одной рукой солнечное сплетение, а другой — рот или подбородок. Часто они подносят руки к горлу, оберегая и защищая эту область тела.

В попытке стать меньше ростом и перед страхом подвергнуться внезапному нападению эти дети приобретают тенденцию сокращать глубину своего дыхания. Своей манерой поведения они напоминают человека, прячущегося от неприятеля в кустах и сдерживающего дыхание, чтобы не выдать свое присутствие. Поскольку они все время пребывают в подобном состоянии, циркуляция крови в их организме нарушается, конечности их становятся холодными, а сами они выглядят бледными и нездоровыми. При ограниченном попадании воздуха в легкие сокращается и снабжение кислородом мозговых клеток, отчего у детей этого типа нарушается память и снижается способность к ясному мышлению. Производимое ими безрадостное впечатление усугубляется еще и тем, что они, как правило, не выглядят достаточно развитыми физически.

Такие дети идут по жизни в неизменном сопровожу доний дракона самоуничижения. Они заранее отказываются от попытки самоутвердиться или ознакомиться с чем-то для них новым, что лишает их необходимого жизненного опыта. При ужесточении этой жизненной позиции они могут совершенно отказаться от встреч с представителями противоположного пола и вести жизнь в полном одиночестве, считая себя слишком уродливыми и недостойными привлечь к себе чье-то внимание. Они неспособны понять, что в основе притягательности человека для окружающих лежит не физическое совершенство, а его энергичность и жизнелюбие.

Рассказ о Каролине: история развития самоуничижения.

Каролина была шестым или седьмым по счету ребенком в большой католической семье. Хотя ее родители, ирландцы, принадлежали к рабочему классу, они предъявляли жесткие требования к учебе своих детей и приобретению ими профессиональных навыков в самостоятельной жизни. Каролина не выделялась среди остальных детей ни красотой, ни способностями, и хотя считалась успевающей ученицей, успехи ее были затенены достижениями ее старшей сестры. Она ощущала недостаток энтузиазма, с которым ее родители приветствовали приносимый ею табель успеваемости за четверть, проигрывающий в сравнении с отметками старшей сестры. Она словно жила в постоянной тени, отбрасываемой ее более способными братьями и сестрами. Почва для укоренения дракона самоуничижения была подготовлена.

Хотя Каролина не подвергалась мерам физического воздействия или прямого унижения, она все время ощущала на себе отсутствие достаточной теплоты и внимания. В довершение к этому Каролина исправно посещала церковно-приходскую школу, где ей внушили ответственность за страдания распятого на кресте Иисуса Христа и мысль о первородном грехе. Она восприняла это близко к сердцу и почувствовала глубокое к себе презрение за то, что она является таким ужасным, полным греха человеком. Она прониклась мыслью, что не имеет никакого права испытывать к себе чувство уважения. Она решила, что должна делать все возможное для искупления своих грехов и пороков.

После окончания женской католической школы она единственная из своей семьи начала учебу в колледже, прежде чем поступить в местный университет, которому было куда как далеко до Гарвардского, в котором обучались два ее старших брата, поступившие туда сразу после школьной скамьи. Кроме того, на всем протяжении обучения в школе и в первые годы пребывания в колледже Каролина чувствовала себя слишком уродливой, чтобы ожидать свидания с каким-нибудь молодым человеком, и ей оставалось только прятать от них глаза и тяжело вздыхать.

К окончанию колледжа она полностью уверилась в своей уродливости, безобразной полноте и приобрела манеры во всем видящего свою вину человека. Она говорила так тихо, что собеседникам часто приходилось просить ее повторить сказанное. Во время знакомства с людьми она неизменно складывала руки на груди, словно сжимая себя в объятиях. Осанка у нее была плохая, как у человека, не испытывающего тяги к физическим упражнениям.

Каролина привыкла осознавать себя человеком, не отвечающим предъявляемым к нему требованиям. Она давно оставила попытки догнать своих старших братьев и сестер и приняла на себя роль гадкого утенка. В действительности она начала даже испытывать страх перед возможным успехом, вызывавшим у всего семейства лишь насмешливое любопытство, причинявшее ей больше мучений, нежели полное фиаско.

За время обучения в школе Каролина продемонстрировала некоторые успехи в работе с детьми, и один из преподавателей порекомендовал ей приобрести навыки в общественной работе и к окончанию школы добиться в этой области звания мастера своего дела. Ей удалось найти себе работу в местной больнице, состоявшей под началом человека деспотичного, превратившего жизнь девушки в полосу сплошных унижений и использовавшего ее в качестве козла отпущения. Подобное обращение не помогло Каролине поправиться, она чувствовала, что ничего иного и не заслуживает, и редко искала сочувствия и утешения.

В этот же период жизни Каролина познакомилась и вышла замуж за одного инженера — человека, всецело погруженного в свою работу, имевшего слабое представление об интимных отношениях с женщиной и в эмоциональном плане крайне незрелого. Замужество Каролины было наполнено одиночеством и непониманием, пока она не родила двух детей, которым она полностью себя и посвятила. Все шло хорошо, пока дети не подросли настолько, чтобы понять отсутствие у матери чувства собственного достоинства и использовать это качество в своих целях. Они постепенно теряли к ней уважение и все чаще становились на сторону отца, не упускавшего случая показать жене свое превосходство. Под их натиском Каролина чувствовала себя беспомощной и часто проводила ночи без сна, орошая слезами свою подушку. Дракон самоуничижения прочно взял под контроль жизнь молодой женщины.

Когда Каролине исполнилось 33 года, затянувшийся кризис привел ее к психотерапевту. Два ее достигшие высокого общественного положения брата — один ставший преуспевающим бизнесменом, а второй юристом — разбились на самолете, отправляясь на подписание документов для приобретения крупного земельного участка. Каролина не могла прийти в себя от горя и отчаяния. Она чувствовала, что это она должна была погибнуть во время крушения самолета, а не эти два многообещающих молодых человека. С другой стороны, она каким-то образом ощущала, что братья получили то, чего в действительности заслуживали. Эти раздиравшие ее противоречивые чувства были настолько сильны, что Каролина начала подумывать о том, чтобы распрощаться с жизнью. Остановило ее лишь сознание того, что даже в этом ее постигнет неудача.

С этого момента и начались победы Каролины. Около двух лет Каролина упорно трудилась под руководством консультанта над воспитанием в себе чувства самоуважения. Временами ее чувство собственной никчемности и ожидание неизбежного провала оказывались столь глубоки, что у меня, ее психотерапевта, буквально опускались руки и я тоже готов был сдаться. Тем не менее нам удалось добиться успеха, и Каролина начала испытывать гнев от недостатка по отношению к ней внимания и уважения со стороны членов ее семьи. Она словно воочию убедилась в существовании в ее семье сценария, озаглавленного «Женщина, обрекающая на провал все, за что бы она ни взялась». Мало того, она с ужасом заметила, что поступает именно так, как предписывает ей этот сценарий. Гнев Каролины по отношению к членам ее семейства мгновенно улегся и обратился на нее саму. Ощущение испытываемой ею вины было настолько сильным, что зачастую играло на руку дракону. Чудовище потешалось над женщиной и всячески старалось поколебать ее решимость довести дело до конца.

Каролина продолжала борьбу с драконом и постепенно научилась брать на себя ответственность за предпринимаемые в жизни шаги. Между вспышками гнева и сожалением о потерянных годах она постепенно начала приобретать облик нормального человека, обладающего своими собственными желаниями и стремлениями. Однажды в консультационный кабинет зашел и муж Каролины, и после того, как он научился внимательнее относиться к сексуальным запросам супруги, а она нашла в себе силы выражать свои пожелания, их семейные отношения постепенно стали укрепляться. Каролина начала отстаивать свои права и в отношениях с детьми, первоначально встретивших в штыки, но затем воспринявших с благосклонностью появление в ней новых сил. Она стала одеваться в более привлекательные платья, сделала современную прическу и отправилась на Гавайи, чтобы провести там свой первый за многие годы отпуск. Она уволилась из больницы и после недолгого поиска нашла себе несравненно лучшее место работы.

Иногда Каролина способна была горевать по поводу гибели братьев, но случалось это лишь после того, как у нее проходила обида на родительскую семью. Отношения с родителями все еще продолжали сохранять определенную долю напряженности, поскольку она по-прежнему оставалась в их представлении «женщиной, обрекающей на провал все, за что бы она ни взялась». Дракон упорно не давал Каролине возможности одержать победу на этой территории, но благодаря настойчивости молодой женщины усилия чудовища оказались напрасными. Каролине пришлось пережить длительный, полный мучительных обид период непонимания, но постепенно ей удалось улучшить отношения с отцом и добиться большей теплоты со стороны матери. Основной ее победой явилась крепнущая день ото дня дружба со старшей сестрой, отношения с которой в прошлом вряд ли можно было назвать добрыми.

И сейчас еще Каролина считает, что ее работа по обузданию дракона не закончена. Иногда она ловит себя на том, что приносит многословные извинения, прежде чем что-либо сказать, и вынуждена снова и снова обращаться к тренировочным упражнениям. Она также зачастую нуждается в поддержке и одобрении, когда ей хочется приобрести себе какую-нибудь хорошенькую безделушку. Но длительная борьба все же сломала дракону самоуничижения хребет, и если чудовище еще пытается показывать зубы, оно уже неспособно избежать окончательного поражения.

Семь ступеней развития дракона самоуничижения.

Дракон самоуничижения отыскивает брешь в личности человека и проникает в нее, взбираясь по семи ступеням. Они не представляют собой единую лестницу, но все ведут к порабощению человека.

Первая ступень: ребенок начинает осознавать, что любовь в его доме является условной.

Вторая ступень: ребенок боится не соответствовать предъявляемым ему требованиям.

Третья ступень: ребенок учится приносить извинения за все, что он делает.

Четвертая ступень: ребенок учится чувствовать себя маленьким и незначительным.

Пятая степень: ребенок начинает понимать, что он может быть прав, заранее предсказав свою неудачу.

Шестая ступень: ребенок учится подвергать себя критике.

Седьмая ступень: ребенок учится любой ценой избегать успеха.

Первая ступень: ребенок начинает осознавать, что любовь в его доме является условной.

Ребенок сталкивается с родительскими ожиданиями на его счет, являющимися для него завышенными.

Вывод и принятое решение: «Меня не любят таким, какой я есть».

Атмосфера условной любви схожа здесь с той, которая присутствует в доме ребенка, подверженного воздействию дракона высокомерия. Ребенок чувствует, что он каким-то образом недооценен с точки зрения родительского внимания, и начинает подозревать о существовании некоего препятствия, которое ему нужно преодолеть, чтобы снискать их любовь и признание.

Вторая ступень: ребенок боится не соответствовать предъявляемым ему требованиям.

Ребенок не может понять, как ему угодить своим родителям. Он не знает, как ему разрешить проблему с недосягаемым образцом для подражания, и у него рождается опасение, что он никогда не сможет выполнить условия, необходимые для завоевания родительской любви.

Вывод и принятое решение: «Я не соответствую их требованиям». На этом начинает выявляться различие между направлением развития дракона высокомерия и чудовищем, несущим с собой самоуничижение. Ребенок, дающий развитие дракону высокомерия, избирает стратегию сокрытия своего несоответствия стандартам и демонстрации своих ложных ценностей. Ребенок же, давший приют дракону самоуничижения, придерживается иной политики: вместо попытки угодить родителям своими успехами он торопится сдаться без борьбы. Он соглашается с собственной неполноценностью.

Третья ступень: ребенок учится приносить извинения за все, что он делает.

Находящийся под воздействием дракона самоуничижения ребенок развивает в себе привычку приносить извинения, чтобы предупредить реакцию окружающих и заранее занизить их высокие ожидания. Он учится выживать путем заблаговременного разрушения ожиданий окружающих относительно благополучного исхода дела, за которое он берется. Он пытается предотвратить разочарование окружающих до того, как они начнут его выражать. Он отпускает в свой адрес самоуничижительные шутки, замечания, первым указывает на свои недостатки и подвергает критике то, что говорит.

Такие дети остро ощущают свою неполноценность, но вместо того, чтобы ее скрывать, они выставляют ее на всеобщее обозрение. Они склонны преувеличивать свою неполноценность, и позже, в жизни, они демонстрируют свои грязные волосы, уныло поникшие плечи, опущенные к земле глаза и неуверенную, робкую походку. Таким образом они покупают себе прощение у терроризирующего их дракона самоуничижения. Каждый, кому приходилось попробовать убедить людей с сильно выраженной склонностью к самоуничижению в том, что они на самом деле являются вполне достойными членами общества, на собственном опыте испытал силу упрямства, с которым эти люди держатся за представление о себе как об отбросах общества.

Я однажды пытался излечить десятилетнего ребенка, девочку, от привычки говорить «простите» буквально сотни раз на день. Это оказалось очень трудным занятием, и единственной системой, давшей реальные плоды, явилась методика поощрения билетом в кино в ответ на обещание не говорить «простите» в течение сначала нескольких минут, затем часов, дней, недель и так далее. Избавление от этой привычки, конечно, принесло немалую пользу, но затем последовала несравненно более сложная работа по возрождению в девочке чувства самоуважения.

Вывод и принятое решение: «Всегда приноси извинения прежде, чем что-нибудь сказать или сделать».

Четвертая ступень: ребенок учится чувствовать себя маленьким и незначительным.

Стремясь избежать негативного внимания или проявления критики, такой ребенок физически и психически сдерживает свою внутреннюю энергию. Он учится мелко и часто дышать, словно прячась таким образом от окружающих. Голова его уходит в плечи, взгляд скользит по земле, а спина и грудь сутулятся и подаются вперед. Он нередко в защитном жесте прижимает руки к груди, к солнечному сплетению. Голос у него становится приглушенным, и ребенок приобретает привычку осторожно и незаметно проникать и выскальзывать из комнаты. Он учится быть невидимым.

Эти перемены всецело лежат на ответственности физического проявления дракона самоуничижения. Люди, на которых распространяется воздействие этого чудовища, не только учатся съеживаться и уходить в себя, но и приобретают привычку прятаться за спины окружающих при фотографировании или на каких-то общественных мероприятиях. Они достигают в этом такого мастерства, что окружающие зачастую даже не могут вспомнить, были ли эти люди на последнем собрании или торжественном вечере.

Вывод и принятое решение: «Если я стану маленьким и незаметным, никто не будет ничего от меня ожидать».

Пятая ступень: ребенок начинает понимать, что он может быть прав, заранее предсказав свою неудачу.

Ребенок начинает осознавать, что может сохранить хотя бы частичку самоуважения, по крайней мере тем, что он оказался прав, заранее зная, что его постигнет неудача. Его идея состоит в том, чтобы продемонстрировать свою неполноценность прежде, чем кто-либо успеет обвинить его за это. Фактически он приходит к следующему заключению: «Мне не следует даже пытаться одержать победу. Я уже сейчас наверняка могу сказать, что проиграю или не уложусь вовремя». Таким образом он, по крайней мере, может с уверенностью сказать: «Я знал об этом наперед».

Это чрезвычайно опасный момент в рассуждении ребенка. Это означает, что дракон самоуничижения прочно впился в него когтями и настраивает ребенка на то, чтобы тот во всем считал себя заранее побежденным. Если чудовищу это удается, победа над ребенком ему обеспечена. Теперь дракон может давать ребенку убедительные советы насчет того, почему ему не следует отказываться от психологии человека, заранее предсказывающего себе поражение. Отсюда для ребенка начинается движение назад в своем развитии, поскольку он активно начинает искать возможности спрятаться от людских глаз, затеряться среди людей посредственных, подальше уйти от какого бы то ни было лидерства.

Вывод и принятое решение: «Я не смогу этого сделать и заранее это предрекаю. По крайней мере, в этом я совершенно прав».

Шестая ступень: ребенок учится подвергать себя критике.

Для ребенка, испытывающего воздействие дракона самоуничижения, становится характерным следующий разговор с самим собой: «Тупица, тупица, тупица! Ну, разве у меня может получиться хоть что-нибудь так, как нужно? Лучше бы мне вообще не появляться на этом свете! Я такой идиот!»

Ребенок начинает осознавать и принимать концепцию своей неполноценности. Как только это происходит, он больше не нуждается в родителях и воспитателях для вынесения себе неодобрения. Теперь, где бы он ни находился, он способен сам провести над собой экзекуцию. При этом он может иметь последнюю престижную марку автомобиля с откидывающимся верхом или находиться в кругу самых любимых для него в мире людей — ничто не способно прекратить его никому не слышное самобичевание. Дракон самоуничижения крепко держит его в своих объятиях.

Вывод и принятое решение: «Если я не могу их победить, я присоединюсь к ним в их критическом ко мне отношении. Я, как и они, тоже себя презираю».

Седьмая ступень: ребенок учится любой ценой избегать успеха.

Успех означает повышение ожиданий окружающих людей и новое, более сильное их разочарование по поводу следующей за ним неизбежной неудачи. Если ребенку удается преуспеть в каком-то начинании, ему придется затем снова испытать мучительное чувство неловкости, вызванное ощущением своей неполноценности, поскольку он не в состоянии этот успех удержать. В конце концов ребенок приходит к заключению, что лучше ничего и не начинать.

Это известный синдром «боязни успеха», широко распространенный среди населения в целом. Ребенок опасается, что первая его удача заставит родителей ожидать от него столь же успешного выполнения и более сложных заданий, с которыми он, конечно, не справится. Поэтому он совершенно логично приходит к следующему умозаключению: «К чему дразнить гусей и наверняка потерпеть завтра неудачу? Лучше уже сегодня отказаться от этого начинания. Я разрушу их ожидания на корню. Это лучше, чем выслушивать потом бесконечные критические замечания. Так, по крайней мере, я хоть в какой-то степени смогу держать ситуацию под контролем». Вывод и принятое решение: «К успеху не стремись».

Большая ложь дракона самоуничижения.

Дракон самоуничижения хочет, чтобы люди поверили в то, что они выйдут победителями, если навсегда сохранят о себе представление как о людях неполноценных, несостоятельных. Дракон нашептывает, что чем чаще они по поводу и без повода будут приносить окружающим извинения и стараться держаться в тени, тем лучше для них самих. «Избегайте боли и разочарований, — увещевает чудовище, — ищите успокоения в бездействии и неприметности». Конечно, поскольку между человеком и драконом идет бескомпромиссная война, держать человека в вечном плену, безусловно, на руку дракону. Люди снова и снова разочаровывают окружающих своей неспособностью оправдать их ожидания, пока не достигнут логичного завершения подобных опытов — состояния глубокой депрессии. Находящиеся во власти этого дракона неизменно пребывают в состоянии легкой или более жесткой депрессии, поскачку глубоко переживают свою беспомощность и крушение всех надежд. Они даже не пытаются бороться с терзающим их чудовищем, так как весь их предыдущий опыт состоял из сплошной цепи потерь и поражений. Беда в том и состоит, что ждать милости от чудовища не приходится, и в глубине души люди, испытывающие на себе его воздействие, хорошо это понимают.

Депрессия, которую несет с собой дракон самоуничижения, хитра и коварна, поскольку может в течение долгого времени развиваться скрытно и не давать о себе знать. Пораженные драконом люди способны вести совершенно обычную жизнь с минимальными проявлениями склонности к самоуничижению. Но едва лишь создается благоприятная для нанесения удара по самоуважению человека обстановка, как депрессия тут же поднимает голову и набрасывается на него со всей силой и безжалостностью. Нередко это происходит с теми, кто выходит на пенсию и утрачивает все, что давала им работа. Подобное наблюдается с родителями, чьи дети оставляют дом, или с людьми, пережившими развод или смерть супруга. То, что еще недавно было лишь проявлением излишней скромности, под воздействием дракона мгновенно превращается в сокрушительный натиск самоуничижения.



Страница сформирована за 0.66 сек
SQL запросов: 191