Мотивация, имеющая своим источником сам процесс.
Если человек мотивируется к выполнению той или иной работы или тому или иному поведению только ради удовольствия, которое он получает от этой работы или от этого поведения, тогда речь идет о мотивации, проистекающей из процесса. Сама работа действует как источник мотивации: работающие наслаждаются тем, что они делают. В литературе могут быть найдены понятия, близкие к понятию мотивации, имеющей своим источником сам процесс.
Специалисты по теории развития описывали этот тип мотивации аналогичным образом, используя термины «гетерономная мораль» (Kohlberg, 1976), «импульсивный» (Kegan, 1982;
Loevinger, 1976) и «пре-операциональный» (Piaget, 1972).
В других описаниях это — ранние потребности существования (Alderfer, 1969), потребности внутреннего удовольствия (Murray, 1964) и физиологические потребности (Maslow, 1954).
Бандура (1986) описал сенсорную внутреннюю мотивацию и физиологическую внутреннюю мотивацию в терминах, аналогичных тем, которые используются для описания идущей изнутри процессуальной мотивации. Этот мотив называли также внутренней мотивацией получения удовольствия от задания (Deci,
1975) и внутренней мотивацией выполнять задание, не зависящей от внешнего контроля или наград (Staw, 1976).
Инструментальная мотивация / Instrumental Motivation.
Инструментальные награды мотивируют индивидуумов, когда они чувствуют, что их поведение будет вести к определенным внешним осязаемым результатам, таким как оплата, продвижение по службе, премии и т. д. Этот источник мотивации объединяет отчужденную и расчетливую включенность (Etzioni, 1961), теорию обмена (Barnard, 1938), легальное послушание и внешние вознаграждения (Katz and Kahn, 1978).
Теоретики развития описали эту мотивацию как стадию конкретных операций (Piaget, 1972), инструментальную (Kohlberg,
1976), имперскую (Kegan, 1982) и оппортунистическую (Loevinger, 1976).
Аналогичный мотив или «потребность» описывались как потребность силы (McClelland, 1961; Murray, 1964), потребность безопасности (Maslow, 1954) или как поздние стадии потребности существования (Alderfer, 1969).
Другими в аналогичных терминах описывалась внешняя мотивация (Bandura, 1986; Deci, 1975; Staw, 1976) и материальное побуждение (Barnard, 1938).
Мотивация, проистекающая из внешней концепции Я.
Мотивация этого рода проистекает из внешних источников: индивидуум ориентирован прежде всего на других, ища у них подтверждения своих черт, компетентности и ценностей. Идеальное Я усваивается из ролевых ожиданий референтных групп. Индивидуум ведет себя так, чтобы удовлетворить членов референтной группы, сначала для того, чтобы быть принятым ими, а после достижения этого — для того, чтобы получить статус.
Этот источник мотивации аналогичен социально-моральной вовлеченности (Etzioni, 1961), внешней межличностной мотивации (Deci, 1975; Staw, 1976) и социальному побуждению, следованию групповым аттитюдам (Barnard, 1938).
Этот источник также родственен теории социальной идентичности (Ashford and Mael, 1989).
Теоретики развития обсуждали аналогичную мотивационную стадию как межличностную (Kegan, 1982; Kohlberg, 1976), ранних формальных операций (Piaget, 1972) и конформистскую (Loevinger, 1976).
Другими обозначениями являются потребность в аффилиации (McClelland, 1961; Murray, 1964), потребность в любви, привязанности и принадлежности (Maslow, 1954), потребность отношений (Alderfer, 1969).
Катц и Кан (1978) описали работников, ищущих членства и старшинства в организациях, одобрения со стороны лидеров и одобрения групп в терминах, аналогичных мотивации, проистекающей из внешней концепции Я.
Мотивация, проистекающая из внутренней концепции Я.
Такая мотивация имеет внутренние основания. Индивидуум внутренне ориентирован. Он сам устанавливает внутренние стандарты черт, компетентности и ценностей, которые становятся основанием для идеала Я. Впоследствии личность мотивируется к такому поведению, которое подкрепляет эти стандарты и позволяет достичь более высоких уровней компетентности.
Этот источник аналогичен высокой потребности достижения (McClelland, 1961), внутренней мотивации преодоления вызова (Deci, 1975), идеалу интернализованной мотивации, формируемой в результате исполнения роли (Katz and Kahn, 1978).
Теоретики развития описали аналогичную стадию как стадию полных формальных операций (Piaget, 1972), социальных систем (Kohlberg, 1982), институциональную (Kegan, 1982) и долженствовательную (Loevinger, 1976).
Аналогичные мотивы были описаны как потребность достижения (McClelland, 1961; Murray, 1964), потребность уважения (Maslow, 1954), мотивирующие факторы (Herzberg, 1968) и потребности роста, связанные с развитием индивидуального потенциала (Alderfer, 1969).
Бандура (1986) описывает самооценочные механизмы, саморегуляцию и личностные стандарты в терминах, аналогичных мотивации, проистекающей из внутренней концепции Я.
Катц и Кан (1978) описывают аналогичный мотив как интернализованную мотивацию, или мотивацию самовыражения в исполняемой роли. Этот мотив описывался также как внутренняя мотивация преодоления вызова (Deci, 1975) и внутренняя мотивация личных достижений (Staw, 1976).
Мотивация интернализации цели.
Поведение мотивируется интернализацией цели. Индивидуумы усваивают аттитюды и виды поведения, конгруэнтные их личной системе ценностей. Каждый работающий верит в цель и поэтому мотивирован целью своего коллектива. Этот источник аналогичен системе ценностей (Kelman, 1958), интернализованным ценностям (Katz and Kahn, 1978), интернальной ценности результата (Deci, 1975) и чистой моральной вовлеченности (Etzioni, 1961).
Специалисты теории развития описывают аналогичную мотивационную стадию как постформальную операциональную (Piaget, 1972), ориентированную на принцип (Kohlberg, 1976), межиндивидуальную (Kegan, 1982), и автономную стадию (Loevinger, 1976).
Исследователи потребностей описывают аналогичный мотив как самоактуализацию (Maslow, 1954).
Предложенная классификация дает нам систему координат, столь необходимую для понимания индивидуального поведения и принятия решений (Barbuto, 1996).
Целью авторов настоящего исследования было создание и валидизация опросника для измерения пяти источников мотивации. Использовалась процедура, предложенная Hinkin & Schriesheim (1989), Devellis (1991) и Spector (1992). На первой стадии это предполагало создание и внедрение новых, концептуально непротиворечивых, теоретических определений каждого из конструктов (Hinkin and Schriesheim, 1989).
В опоре на приведенные выше описания были даны операциональные определения каждого из пяти источников мотивации:
Внутренние процессы |
Желание получить удовольствие и наслаждение от процесса деятельности |
Инструментальная мотивация |
Желание осязаемых внешних вознаграждений, таких как плата, премии и т. п. |
Внешняя концепция Я |
Желание принятия и подтверждения своих черт, компетентности и ценностей со стороны других индивидуумов или референтной группы |
Внутренняя концепция Я |
Желание отвечать собственным стандартам черт, компетентности и ценностей |
Интернализация цели |
Желание достигать целей, соответствующих интернализованным ценностям |
Таблица П-1. Интегрирующая типология источников мотивации
Ученый |
Внутренние процессы |
Инструментальная мотивация |
Алдерфер (1969) |
Существование |
Безопасность |
Маслоу(1954) |
Физиологические |
Удовлетворители |
Херцберг(1968) |
---- |
Внешняя |
Бандура(1986) |
Сенсорные внутренние физиологические |
Легальное послушание |
КатциКан(1978) |
----- |
Расчетливая/ отчужденная |
Этзиони (1975) |
----- |
Идущая извне |
Деси (1975) |
Удовольствие от задачи |
|
Пиаже (1972) |
Пре-операциональ-ная фаза |
Конкретная |
Кольберг(1976) |
Гетерономная |
Инструментальная |
Кеган(1982) |
Импульсивная |
Имперская |
Лоевингер (1976) |
Импульсивная |
Оппортунистическая |
Мак-Клелланд (1961) |
----- |
Сила |
Мюррей (1964) |
Внутреннее удовольствие |
Сила! |
Барнард(1938) |
----- |
Материальные побудители |