Д же к: Я не устаю, а просто хочу спать.
Джил: Может быть, что-нибудь еще в моей просьбе тяготит тебя? (Негативные расспросы).
Джек: Когда я устаю в любовной игре, я уже ничего не могу, помнишь?
Джил: Ты думаешь, если мы попробуем еще раз, это снова произойдет? (Негативные расспросы).
Джек: Не знаю, возможно.
Джил: А что если я тебе помогу?
Джек (смотрит с беспокойством): Как?
Джил (улыбается): Ты хочешь, чтобы я показала это сейчас? (Разумный компромисс).
Джек тоже улыбается.
Джил: Если из-за более долгой сексуальной игры у тебя пропадает эрекция, хочешь, чтобы я помогла тебе ее восстановить? (Разумный компромисс).
Д ж е к: Ну конечно! (снова становится серьезным) Но если мы всю ночь будем заниматься любовью, как вставать утром на работу?
Джил: Почему бы нам не попробовать вечером? Я думаю, мы придем в себя к утру. Как ты считаешь? (Разумный компромисс).
Джек: Начнем!
Обычно, когда у нас на занятиях мало времени, я сам демонстрирую этот диалог с помощью коллеги-женщины или одной из успешных учениц. И неизменно кто-то из студентов задает мне потом вопрос: «Как женщина помогает своему партнеру поддерживать эрекцию во время любовной игры? » Если вас тоже интересует ответ на этот вопрос, я предлагаю вам, как и своим студентам, почитать что-нибудь на эту тему. Особенно рекомендую книги Алекса Камфорта «Радость секса» (1972) и «Больше удовольствия» (1974).
После этого диалога я советовал моим ученикам перейти к самому сложному вопросу в реальных сексуальных отношениях — уменьшению частоты половых актов с течением времени в совместной жизни пары. Бывает, один из супругов перестает проявлять интерес к сексу и всякий раз находит тому оправдание. Хотя таким образом могут проявлять себя и мужчина, и женщина, моя практика показывает, что мужчины чаще отрицают, что у них есть какие-то проблемы, чем женщины. Женщины обычно более открыты, они готовы признать, что у них есть трудности в сексе.
В качестве примера приведу случай, когда партнер, избегающий интимных контактов, — мужчина. У него нет явных сексуальных трудностей (отсутствие эрекции или преждевременная эякуляция). Его поведение скорее соответствует модели гнева или смешанной модели, чем модели беспокойства. Таким образом, видимо, сексуальные проблемы в данном случае вызваны не тем, что происходит в постели, а тем, что за пределами ее. Отсутствие интимных контактов, о которых я веду речь, некратковременное (я не видел ни одной семейной пары, в которой из-за какой-нибудь ссоры прекращались на короткий срок сексуальные отношения).
Я говорю только о тех случаях, которые мне встречались во время моей работы в клинике и при которых отсутствие секса растягивалось на месяцы или даже на годы. Лечение в такой ситуации (связанной с моделью гнева) заключалось в подготовке этого мужчины к тому, чтобы он смог решительно выразить свое неудовольствие или, может быть, даже излить свой гнев на что-то — это способствовало бы разрядке напряженности между супругами. Но как это сделать? Вопрос важный, тем более, что пациент — мужчина. Он, скорее всего, будет отрицать, что у него есть какие-то сексуальные проблемы, и не позволит кому-то указывать, как ему вести себя с собственной женой.
В некоторых случаях, когда ко мне на консультацию приходила только женщина и жаловалась на нечто похожее, я тренировал ее в использовании уже знакомых вам словесных навыков, и особенно подчеркивал значение Игры в туман, Негативного заявления и Негативных расспросов. Овладение этими навыками должно было помочь преодолеть манипуляции со стороны мужа. Когда жена уже была готова к разговору «по-новому», я советовал ей приступить в этой новой манере к разговору с мужем, чтобы своей открытостью побудить и его прямо высказать свои претензии к ней. Тогда он увидит, что его жена уже не безвольное» легко ранимое существо, а умеющая защитить себя женщина.
Некоторые женщины, однако, с трудом мирились с таким способом разрешения проблемы. Для них это означало бы изменить вначале самих себя, стать увереннее, самим добиваться счастья, не зависеть от чужого мнения, научиться справляться с негативными эмоциями. Как показывает практика, они просто не хотят быть «освобожденными». Эти «несчастные» ждут от психотерапевта, что он посочувствует им — ведь у них такие ужасные мужья, и вообще жизнь не удалась; или они надеются, что им подскажут, с помощью каких уловок они смогут изменить поведение своего мужа, ничего не меняя в себе.
Число пациентов (и мужчин, и женщин), придерживающихся такой точки зрения, относительно невелико по сравнению с теми, кто готов изменить свое собственное поведение и найти выход из семейных проблем. Следующий диалог, как и предыдущие, представляет собой сокращенную версию диалогов, разыгрываемых на занятиях. Даже если у моих учеников и не было подобной проблемы, участие в этом диалоге помогало им понять, как можно справиться и с другими трудностями в их семейной жизни.
В реальной жизни на разрешение этой проблемы при помощи откровенных, спокойных разговоров и поисков компромисса уходило от нескольких недель до нескольких месяцев. У одних это улучшало сексуальные отношения, у других — просто помогало улучшить совместную жизнь благодаря новому стилю взаимодействия.
Итак, жена с помощью прямого разговора заставляет мужа признать, что в их семейной жизни что-то не так, и предлагает им вместе подумать об этом.
Джил замужем за Джеком уже три года. Первые восемнадцать месяцев их сексуальные отношения удовлетворяли ее, но затем число интимных контактов стало уменьшаться, и последние четыре месяца они вообще не занимались сексом. Джил любит мужа и хочет, чтобы та близость, которая была между ними в первые месяцы совместной жизни, восстановилась. Она проходила тренинг и очень прилежно училась, как нужно себя держать, не волнуясь и не нападая. После наших занятий она поняла, что сама себе судья. Что-то она делает хорошо, что-то — ужасно: она в состоянии сама понять цену своим ошибкам и провалам. И еще Джил осознала, что только от нее зависит, изменится что-либо в ее жизни или нет.
ДИАЛОГ 34
Джил начинает разговор с Джеком однажды в воскресенье утром, после привычного чтения «Тайме». (Ситуацию можно было разыграть и по-другому: инициатором прямого разговора мог стать и Джек. Моей целью является просто показать, как может строиться прямой диалог между партнерами, пользующимися специальными словесными навыками.)
Джил: Джек, я много думала о нас последнее время. Хотим мы того или нет, но нам придется признать, что у нас проблемы с сексом (Негативное заявление).
Джек: Прошу тебя, не начинай снова! Мы уже столько об этом говорили. Неужели ты хочешь опять затеять все это, когда у меня такое хорошее настроение?!
Джил: Ты прав, я ворчала и кричала на тебя, пытаясь заставить заниматься любовью, но сегодня я не хочу ворчать. Я хочу, чтобы мы посмотрели на это по-новому (Игра в туман, Самораскрытие, Разумный компромисс).
Д ж е к (с сарказмом): Вот это поворот!
Джил: Правда? Когда все это происходит, у меня такое ощущение, что мы отдаляемся друг от друга. Мы не занимались сексом почти четыре месяца (Игра в туман, Самораскрытие).
Джек (занимая оборонительную позицию): Я люблю тебя, просто в последнее время я очень устал и вымотался. Было слишком много работы и всего остального, у меня совсем не было настроения.
Джил: Да, я знаю, тебе было нелегко в этот период (вместо истеричного: «Четыре месяца!» или «А кто тебя заставлял так много работать?»), но мне кажется, причина в чем-то еще. Я думаю, что делаю что-то не так и этим не располагаю тебя к сексу (Игра в туман, Самораскрытие, Негативное заявление).
Джек: Нет, ты превосходна в постели.
Джил: Может быть, я и хороша в постели, но, по-моему, мы отдаляемся друг от друга, и, наверное, я делаю что-то не так не только в постели (Игра в туман, Заигранная пластинка, Негативное заявление).
Джек (снова уткнувшись в газету): Нет, ты замечательна.
Джил: Возможно, я хороша во многом, но есть что-нибудь, что тебя во мне раздражает? (Игра в туман, Негативные расспросы).
Джек (все еще запираясь): Никто не совершенен. Во всех семьях супруги чем-то недовольны друг другом.
Джил: Конечно, у всех семейных пар есть проблемы, но меня интересует, есть ли что-нибудь такое во мне, что нервирует тебя? (Игра в туман, Негативные расспросы).
Джек: Ну хорошо… (Задумчиво): Да, есть кое-что, что раздражает меня.
Джил: Что именно тебя раздражает? (Негативные расспросы).
Джек: Трудно сформулировать… Так, мелочи… Например, спрашиваешь меня поздно вечером, выбросил ли я мусор, хотя уже напоминала мне об этом в шесть часов.
Джил: Что-нибудь еще? (Негативные расспросы).
Джек: Да. Например, когда я помогаю тебе прибираться в доме, ты потом все обходишь и находишь, что я сделал не так.
Джил (удивленно): Неужели я такое делаю?.. (Слегка улыбается): Ах да… делаю… что-нибудь еще тебя раздражает в моем поведении? (Негативные расспросы).
Джек (начинает воодушевляться): Да. Дело даже не в том, что ты мне не доверяешь. Скорее, ты ищешь, за что бы еще меня покритиковать.
Джил: Мне тоже начинает так казаться… Что еще в моем поведении выглядит так, словно я пытаюсь уличить тебя? (Негативное заявление, Негативные расспросы).
Джек: Этого мало?
Джил: Мне о многом предстоит подумать, но я хотела бы услышать, что еще тебя расстраивает (Игра в туман, Самораскрытие).
Джек: Ну хорошо. У нас когда-то была только одна машина?
Джил: Да.
Джек: Когда я приезжал за тобой с опозданием, ты сердилась и по двадцать минут ворчала о том, как я тебя утомил.
Джил: Было так глупо с моей стороны срывать на тебе свое раздражение, правда? (Вместо типичного: «А чего ты еще ожидал? Ты всегда опаздывал! ») (Негативное заявление-вопрос).
Джек молчит, в изумлении открыв рот.
Джил (продолжая с того, на чем они остановились): Я не очень помогала тебе выйти из этого затруднительного положения? Это не самое удачное поведение (Негативные расспросы, Негативное заявление).
Джек (начиная раздражаться): Ты ужасно себя вела. Я и сейчас злюсь на тебя, когда вспоминаю об этом. И есть еще кое-что. Когда ты начинала ругаться и ворчать на меня, предполагается, что я должен был сидеть и все это выслушивать.
Джил: Разве это от меня зависело? (Негативные расспросы).
Джек: Тебе ничего не стоило начать злиться. Для тебя это было в порядке вещей. Но когда я, вскоре после нашей свадьбы, стал раздражаться в ответ, ты начинала рыдать и убегала в спальню. Там ты могла плакать часами, пока я не приходил и не просил прощения.
Джил (немного смущенно, но уверенно): Я так себя вела? Это отвратительно. Я могла беситься, а ты нет. Давай договоримся. Если я начинаю злиться, ты можешь вести себя соответственно, и никто потом не извиняется. Хорошо? (Негативное заявление, Разумный компромисс).
Джек (осторожно): Хорошо… но почему бы не извиняться?
Джил: Потому что тогда получается, что ты виноват, и все может начаться сначала.
Джек Ладно, но, мне кажется, я не окажусь в выигрыше в данной ситуации.
Джил: Почему ты не окажешься в выигрыше? (Негативные расспросы).
Джек: Ты намного чаще злишься на меня, чем я на тебя.
Джил: Боюсь, это тоже правда .. Знаешь, я скажу тебе, что мы можем сделать. Я постараюсь не доставать тебя по мелочам, но если ты первым начнешь раздражаться, я тебе их припомню. Как тебе такой вариант? (Игра в туман, Разумный компромисс).
Джек: Разве мелочи не достают тебя так же сильно, как и меня?
Джил: Возможно, но у меня хорошая память. Я смогу припомнить их тебе позднее, если понадобится (Игра в туман, Разумный компромисс).
Джек: Еще один момент. Ты постоянно напоминаешь мне о моих погрешностях. Когда, как тебе кажется, я делаю что-то не так, ты долбишь меня этим снова, и снова, и снова. Почему нельзя один раз сказать, что тебе не нравится, и прекратить об этом? Такое впечатление, что ты пытаешься наказать меня. Я не маленький ребенок, чтобы меня постоянно воспитывали, я взрослый мужчина.
Джил: Наверное, я и в самом деле так веду себя. Мне ужасно неприятно, что я бываю такой сволочью по отношению к тебе (Самораскрытие, Негативное заявление).
Джек (мягко): Может быть, остановимся?
Джил (в замешательстве): Не знаю. Мне кажется, нужно продолжить, но мне тяжело осознавать, что я такая (Самораскрытие).
Джек: (Снова молчит).
Джил: Мне хочется плакать, но если я сейчас заплачу, я снова все испорчу, как раньше (долгая пауза). Давай выпьем кофе, чтобы я могла прийти в себя.
Джек: Давай. (После кофе): Чего бы ты хотела?
Джил: Мне по-прежнему не по себе, но, может, все-таки, продолжим?
Джек: Пожалуйста, если ты так хочешь.
Д ж и л: Я и хочу и не хочу. Тебе придется помочь мне.
Джек: О чем ты хочешь, чтобы я сказал?
Джил: Жаль, что ты не мой психотерапевт, он знал бы, что нужно сказать.
Джек (сердито): Так это он предложил тебе затеять все это?
Джил: Да. Но для меня важно, чтобы в наших отношениях не было «тумана». Когда мне что-то не нравилось в тебе, я «наезжала» на тебя. Мне хочется узнать, смогу ли я избежать того, что тебе не нравится. Может быть, мы смогли бы найти взаимопонимание.
Джек («ретируясь»): Теперь мне нужно немного кофе. (Возвращается через несколько минут, выглядит раздраженным, закуривает сигарету.)
Джил: Что в том, что я сказала, так огорчило тебя? (Негативные расспросы).
Д ж е к: Я не хочу быть подопытным кроликом твоего психотерапевта.
Джил: Я тебя понимаю. Но, может быть, сходим к нему вместе? (Игра в туман, Разумный компромисс).
Джек: Нет.
Джил: Ты хочешь развода?
Джек: Конечно, нет.
Джил: Если мы будем продолжать все в том же духе, наша жизнь не улучшится, а тогда я не знаю, что делать. Я бы хотела, чтобы мы с помощью этого разговора могли найти какой-нибудь выход. Ты не хочешь пойти со мной к врачу и не хочешь попытаться поговорить откровенно. Что нам тогда остается делать? (Разумный компромисс).
Джек: Мне все это не нравится.
Джил: Я не требую от тебя, чтобы тебе это нравилось. Я прошу только помочь мне (Игра в туман, Разумный компромисс).
Джек: Все как прежде. Я дурак, а ты знаешь ответы на все вопросы!
Джил: Что я сделала такого, что заставило тебя ощутить себя дураком? (Негативные расспросы).
Джек: Ты все время капаешь мне на мозги.
Джил: Хочешь, мы прекратим говорить об этом? (Разумный компромисс).
Джек: Нет уж, ты меня завела.
Джил: Чем? (Негативные расспросы).
Джек: У меня возникло ощущение, что это я пациент, а не ты. Ты просто продолжаешь свой тренинг на мне.
Джил: Это действительно так. Но я не вижу другого пути. Однако я не буду продолжать, если ты не хочешь (Игра в туман, Самораскрытие, Разумный компромисс).
Джек: У меня такое ощущение, что ты разыгрываешь со мной какой-то хитроумный трюк.
Джил: Возможно, но я не знаю, что еще можно сделать. Что мне сделать? Ты хочешь жить так, как мы живем сейчас? (Игра в туман, Самораскрытие, Разумный компромисс).
Джек: Что тебя не устраивает в том, как мы живем?
Джил (сердито, соскальзывая на свой прежний стиль): Многое! Ты хочешь, чтобы я перечислила все твои глупости?
Джек: Вот в чем вся беда — в твоем длинном языке.
Джил (все еще сердито): Именно об этом я и говорю. Мы только и делаем, что ссоримся. Я не хочу так больше жить.
Джек (выходя из себя): Я тоже!
Джил: Так давай же попробуем, ради Бога! Это не убьет тебя!
Джек (устало): Что ты хочешь, чтобы мы сделали?
Джил (берет себя в руки и несколько минут молчит): Ничего, если ты совсем не хочешь (Разумный компромисс).
Джек: Мне все это не нравится.
Д ж и л: Я это понимаю, но, может быть, ты все-таки попробуешь? Если ты скажешь «нет», мы остановимся (Игра в туман, Разумный компромисс).
Джек: Если станет совсем невмоготу, мы это прекратим?
Джил: Как ты скажешь. Если ты не попробуешь того, что и я, мы просто потеряем время, как и во время ссор. Нет смысла заставлять тебя делать то, что я хочу. Нам помогут только общие усилия (Игра в туман).
Джек: Ладно. (Обратите внимание если бы Джек не согласился, дальнейшего разговора не было бы.)
Джил: Может быть, попробуем продолжить потом? Завтра или на следующей неделе? (Разумный компромисс).
Джек: Давай попытаемся еще раз.
Джил: На чем мы остановились?
Джек: Черт его знает. Кажется, меня «достало», что ты экспериментируешь на мне.
Джил: Хорошо. Начнем с этого. Ты можешь объяснить, что именно тебя так вывело? (Негативные расспросы).
Джек: Ты дала мне понять, что знаешь ответы на все вопросы.
Джил: Каким образом? (Негативные расспросы).
Джек: Ты была ужасно хладнокровна и ловка.
Джил: Словно я вела разговор в нужном мне русле? (Негативные расспросы).
Джек Да!
Джил: Каким образом я создала такое впечатление? (Негативные расспросы).
Джек: Получалось так, что все, что я говорил, было спровоцировано тобой. Ты даже и глазом не моргнула, пока не начала кричать.
Д ж и л: Я угнетаю тебя своим криком? (Негативные расспросы).
Джек: Когда ты так кричишь, я могу «послать тебя», а потом я чувствую себя виноватым.
Джил: Каким образом я заставляю тебя почувствовать свою вину? (Негативные расспросы).
Джек: Не знаю. Я понимаю, что все, что ты делаешь, это полный бред, но все-таки я чувствую свою вину перед тобой… и хочу извиниться перед тобой, хотя все еще зол на тебя.
Джил: Это мой промах… Я заставляю тебя заткнуться и проглотить свой гнев, когда кричу и убегаю… словно бы я говорю этим: «Какой ты подонок, что так обращаешься со мной, бедной, беззащитной женщиной]» (Подчеркнутое негативное заявление).
Джек: Когда ты так себя ведешь, я совершенно теряюсь. Я ненавижу твои издевательства надо мной, но все же подчиняюсь тебе. Боже, какая чушь!
Джил: Ты хочешь, чтобы мы остановились? (Разумный компромисс).
Джек (все еще сердито): Ну уж нет!
Джил: Что-нибудь еще? (Негативные расспросы).
Джек: Когда все это случается, я чувствую себя так, словно я сопливый мальчишка, еще не выросший из пеленок.
Джил (побуждая Джека продолжить мысль): Я заставляю тебя чувствовать себя маленьким ребенком, а не взрослым мужчиной? (Негативные расспросы).
Джек: Да.
Джил: Что еще из того, что я делаю, заставляет тебя так себя чувствовать? (Негативные расспросы).
Джек: К примеру, твои замечания типа: «Мне все приходится делать самой!» или «Ты никогда не делаешь того, что нужно. Ты делаешь только то, что тебя интересует!»
Джил: Я действительно так говорю. Полагаю, что я просто ворчлива, но когда я говорю что-то подобное, это звучит так, словно я не доверяю тебе (Игра в туман, Самораскрытие, Негативное заявление).
Джек: Вот именно.
Джил: Ты можешь не обращать на это внимания? (Разумный компромисс).
Джек: Я пытаюсь, но у меня внутри все клокочет.
Д ж и л: А что, если в таком случае ты попросишь, чтобы я закрыла свой глупый рот? (Разумный компромисс, Негативное заявление).
Джек: Дать тебе сдачи?
Джил: Совершенно верно.
Джек (подавленно): Иногда мне настолько все это надоедает, что мне не хочется пререкаться.
Джил: Да, ты не противишься мне, и я виню тебя за это. Я вряд ли смогу прекратить ругаться, но если бы ты в такой момент поставил меня на место, может быть, это помогло бы (Игра в туман, Негативное заявление, Разумный компромисс).
Джек: Ладно. Я ничего не обещаю, но попробую.
Джил: Что еще в моем поведении раздражает тебя? (Негативные расспросы).
Джек: Если что-нибудь происходит не так в самых обыденных вещах, у меня всегда возникает ощущение, что ты меня винишь в этом.
Джил (с любопытством): Я что-то не вполне понимаю. Что в моем поведении заставляет тебя чувствовать, словно я обвиняю тебя в чем-то? (Негативные расспросы).
Джек: Не знаю, как это происходит. Когда ты замечаешь какой-то непорядок в доме и ворчишь по этому поводу, у меня возникает ощущение, что я в нем виноват. Мне следовало лучше следить за домом.
Джил (побуждая Джека к дальнейшему разговору): Получается, что я ответственность за все, что происходит, перекладываю на тебя? (Негативные расспросы).
Джек: Да. Как будто я несу ответственность за все, что происходит. Причем это не что-то важное, а какие-то мелочи, но за три года их накопилось столько, что иногда вечером мне не хочется идти домой, потому что, возможно, опять что-то произошло, и в этом буду виноват я.
Джил: Я поняла. Что еще я делаю, что заставляет тебя чувствовать свою вину? (Негативные расспросы).
Джек: Не знаю, но, вообще, многое. Если тебе что-то надоедает или становится скучно, я чувствую, что несу ответственность за это.
Джил (подталкивая Джека к дальнейшим признаниям): Я заставляю тебя почувствовать, что ты должен меня развлекать? (Негативные расспросы).
Джек: Совершенно верно. Как будто я должен следить за каждым своим словом, чтобы, упаси Бог, не обидеть тебя. Я не могу просто быть собой и расслабиться. Я все время должен беспокоиться, все ли в порядке с тобой.
Джил (побуждая Джека продолжать): Ты говоришь, что слишком зависишь от моего настроения. (Задумчиво): Вероятно, это так. Чем еще я заставляю тебя почувствовать, что ты отвечаешь за мое состояние? (Игра в туман, Негативные расспросы).
Джек: Иногда мне кажется, что ты ничего не можешь сделать без меня. Я всегда должен быть вовлечен в твои дела. Если я все же не хочу что-то делать и говорю тебе об этом, ты отвечаешь мне холодным молчанием. Предполагается, что мне не может не нравиться то, чего хочешь ты. Словно -у меня нет своей жизни. Ты бы ругалась, если бы я сделал что-то по дому без тебя. Мне даже кажется, что ты пошла бы со мной на работу, если бы нашла для этого оправдание. Порой у меня возникает ощущение, что это не брак, а другая работа, которую я делаю для тебя. Даже в отношении секса… Иногда мне кажется, что я тебе это должен, и это возмущает меня! Ты не замечала, что за все три года нашего брака я ни разу не ушел на вечер, чтобы встретиться с друзьями. Единственное, что я себе позволял, это иногда съездить на рыбалку, но ты всякий раз изводила меня за это?
Джил (утрачивая свою холодность и немного раздраженно): Боже, и это проблема!
Джек: Вот-вот, об этом я и говорю. Я рассказываю о том, что меня тревожит, а ты и не слушаешь меня. Ты просто опускаешь руки, и снова все обрушиваешь на меня.
Джил (закуривая сигарету): Я понимаю, о чем ты (с кислой улыбкой). Я не очень хорошо себя веду? (Игра в туман, Негативные расспросы).
Джек: Ты сама напросилась.
Джил: Пожалуйста, Джек. Это правда. У меня действительно есть проблемы, но я не безнадежна (Игра в туман, Разумный компромисс).
Джек: Ну, и?..
Джил (взяв себя в руки): Видимо, я была слишком капризна и требовательна. Что мне с этим делать? (Негативное заявление, Разумный компромисс).
Джек: Не знаю. Ты можешь сказать: «Сходи, развлекись». Но если ты останешься одна дома и будешь не рада этому, я все равно буду чувствовать себя виноватым. Только сказать — не поможет.
Джил: Мне тоже так кажется. Смотри, что у нас получается: я хочу, чтобы мы были более близки, а сама не оставляю тебе выбора. И самое худшее то, как я это делаю (появляются слезы). Джек!.. Извини (Игра в туман).
Джек: И ты меня.
Джил: Мне не справиться со всеми упреками, которые ты на меня обрушил.
Джек (улыбаясь и «спасая» ее): Какие упреки? Я — само совершенство!