§ 13. Дисгармоничные (дисфункциональные) типы семей
К дисгармоничным относят семьи, в которых в силу нарушения различных аспектов семейного функционирования систематически не удовлетворяются базовые потребности членов семьи и не реализуются основные ее задачи, специфические для каждой стадии жизненного цикла. Известны различные подходы к классификации дисфункциональных семей [Olson, 1993; Личко, 1989; Эйдемиллер, Юстицкис, 1999; Столин, 1986; Черников, 1998].
- На основании характера эмоциональных связей, степени гибкости и пластичности управления семьей, а также характера взаимодействия семейных подсистем Д. Олсон выделяет несколько типов дисфункциональных структур семьи:
- несбалансированная семья, характеризующаяся разобщенностью либо чрезмерной эмоциональной связанностью, ригидностью или хаотичностью;
- коалиционная семья, т.е. семья, в которой в рамках подсистем или в отношениях подсистем возникают коалиции, находящиеся в конфронтации, противостоянии, антагонизме друг с другом и нарушающие баланс и функционирование семьи в целом. Коалиции могут быть открытыми, или межпоколенными (образуются в результате объединения членов семьи, принадлежащих к разным поколениям), и скрытыми. Межпоколенные коалиции — противостояния внутрисемейных групп по типу «родитель и ребенок против второго родителя», «прародитель и ребенок против родителей», «родитель и прародитель против второго родителя» (известные противостояния тещи и жены против мужа и свекрови и мужа против жены!) и т.д. В отличие от открытых, скрытые коалиции внешне солидарны, однако реальные отношения строятся по принципу скрытой враждебности и противостояния. Для скрытых коалиций типичны коммуникационная проблема и нарушения межличностного общения, в котором четко выделяются два плана: внешний, соответствующий социальным ожиданиям, и подтекст, раскрывающий подлинный характер взаимоотношений членов семьи;
- коалиционная семья, основой стабилизации которой является приписывание патологизирующей роли одному из членов семьи, получившему в семейной психотерапии название «идентифицированного пациента», носителя дисфункции семьи. Коалиция выполняет в таком случае важную функцию сплочения и сохранения целостности семьи;
- дисгармоничная семья с аутсайдерами, чей социометрический статус крайне низок;
- семья с «перевернутой иерархией», характеризующаяся инверсией ролей. Например, за ребенком закрепляется статус родителя.
А.Е. Личко [1989] определяет гармоничную семью как семью, характеризующуюся теплой эмоциональной привязанностью, отсутствием конкуренции и противостояния, эффективным выполнением ролевых обязанностей и демократическим управлением без узурпации власти. Что касается дисгармоничных семей, то здесь можно говорить о таких вариантах, представляющих собой последовательность нарастания дисфункциональности семьи на пути к распаду, как собственно негармоничная семья, деструктогенная, распадающаяся и распавшаяся. Еще одним особым вариантом дисгармоничной семьи является ригидная псевдосолидарная семья.
Собственно негармоничную семью отличает «семейный перекос» как доминирование в семье отношений власти—подчинения; эмоциональная зависимость и несимметричность эмоциональных отношений; игнорирование одним из членов семьи своих обязанностей и функций, связанных с семейной ролью, в ущерб интересам других членов семьи; отсутствие сотрудничества, партнерства, взаимопомощи. Важной особенностью негармоничной семьи является фактическое неравноправие, отношения принуждения: одни (один) члены семьи как бы «эксплуатируют» возможности других, ограничивая их личностный рост.
Функционирование деструктогенной семьи порождает семейные проблемы и конфликты. Такой семье свойственны неравномерность и невзаимность эмоциональных привязанностей; чрезмерная автономия и независимость членов семьи; отсутствие сотрудничества и взаимопомощи в решении проблем.
Ригидная псевдосолидарная семья сохраняет внешнее благополучие, сплоченность и видимость успешного выполнения своих функций: достаток в семье, налаженный быт, забота о детях. Однако за внешней благостной картиной обнаруживается отсутствие или дефицит сущностных характеристик семьи —эмоциональной теплоты, поддержки, эмпатии, демократичности управления; отношения власти строятся по жесткому типу доминирование — подчинение; имеет место высокая степень ригидности семьи в регламентации норм и правил поведения ее членов, включая строгие санкции за их невыполнение. Отношения в семье строятся не на основе любви — привязанности, а зависимости и подчинения. Ригидная псевдосолидарная семья может сохранять стабильность достаточно долго, поскольку члены ее в силу неудовлетворенности потребности в любви и эмоциональном взаимопонимании испытывают постоянную высокую тревожность, вынуждающую их подчиняться властному давлению главы семьи взамен на обретение определенной стабильности и чувства безопасности.
Еще два типа семьи представляют, по сути, две последовательные стадии ее распада: распадающаяся и распавшаяся семья.
Распадающаяся семья характеризуется хроническим состоянием высокой конфликтности, захватывающей все более широкую область ее жизнедеятельности; прекращением выполнения членами семьи широкого спектра ролевых обязанностей и функций. Зачастую «единство» семьи сохраняется лишь за счет общей жилплощади, вынуждающей супругов жить вместе, и отсутствия юридического оформления прекращения брака.
Распавшаяся семья — это семья, осуществившая юридическое прекращение брака и фактическое разделение супругов. Однако даже оформившая развод семья сохраняет определенные функции, например воспитания детей или материальной поддержки детей и бывших супругов.
На фоне определения типов дисгармоничных семей особое значение приобретает вопрос о том, каким требованиям должна отвечать гармоничная семья. Всестороннее ее описание представлено в работе Ф. Уолша [Walsh, 1996]. Moдель эффективной гармоничной семьи включает несколько базовых элементов, соответствующих ключевым аспектам функционирования семейной системы:
- разделенное членами семьи семейное самосознание, основанное на близких эмоционально-позитивных отношениях заботы и взаимопомощи («Мы — одна семья», а не «Я в семье»). Характер семейного самосознания определяет то, как личность строит свои отношения с другими членами семьи;
- уважение автономии и индивидуальных различий, учет интересов и потребностей, обеспечивающих успешное развитие и хорошее самочувствие членов семьи, включая все поколения от самых молодых до старых;
- взаимоуважение, поддержка, равное распределение прав и обязанностей между супругами;
- эффективное авторитетное родительство и детско-родительские отношения, обеспечивающие защиту и безопасность ребенка; процесс воспитания и социализации ребенка на основе уважения и принятия его прав; поддержку другим уязвимым членам семьи;
- наличие адекватных ресурсов, обеспечивающих экономическую безопасность, психологическую и социальную поддержку семьи в контексте расширенной (прародительской) семьи, социальной группы (друзья, знакомые, коллеги), системы социальных институтов (общество в целом). Поскольку семья испытывает нужду в поддержке извне, особенно в переходные, кризисные периоды своего развития и в период ненормативных кризисов, очень важное значение для ее жизнестойкости и толерантности приобретает социальная политика государства;
- организационная стабильность, характеризующаяся ясностью, последовательностью и предсказуемостью моделей поведения и взаимодействия в рамках семьи;
- адаптивность как гибкость и готовность к изменениям в соответствии с внешними требованиями и внутренними запросами; адаптивность к нормативным и ненормативным кризисам жизненного цикла семьи; адаптивность в направлении готовности справляться со стрессами и высокой эмоциональной напряженностью в семье за счет эффективной реализации психотерапевтической ее функции;
- открытость коммуникации, характеризующаяся четкостью и ясностью правил и ролевых ожиданий (опосредующие процесс коммуникации образы должны быть достаточно ясными). Цель коммуникации — обеспечить возможность свободного выражения чувств эмпатии, эмоциональной поддержки, преобладание позитивного эмоционального фона;
- эффективное разрешение проблем и конфликтов;
- разделенная система убеждений и ценностей в рамках всех сосуществующих поколений семьи, обеспечивающая доверие, близость и возможность успешно разрешать проблемные ситуации.
Уолш указывает, что все выделенные базовые элементы составляют целостную систему, где характеристики каждого из них находятся в неразрывной связи и взаимодействии с остальными, определяя общую эффективность функционирования семьи. Степень выраженности элементов и их конкретные характеристики определяются также видом семьи (нуклеарная, расширенная, семья с приемными детьми, гомосексуальная, двухкарьерная и т.д.) и стадией ее жизненного цикла (семья супругов без детей, семья с подростками, стареющие родители и молодой одинокий взрослый и пр.). Вместе с тем каждая семья уникальна и исключительна в выборе своего собственного пути достижения гармонии и баланса. Перефразируя Л.Н. Толстого, можно сказать: «Все счастливые семьи счастливы по-своему!»
Вопросы и задания
- Каковы основные характеристики семьи как системы?
- Какие компоненты любви выделяются в различных ее теориях (Э. Фромм, Р. Мэй, Р. Стернберг)?
- Назовите основные критерии типологии любви и приведите примеры ее классификаций.
- Какое отражение находят функции семьи в ее ролевой структуре?
- Что определяет главенство в семье?
- Какие виды главенства улучшают функционирование семьи? Какие дезорганизуют? Почему? Приведите примеры.
- Чем различаются конвенциональные и межличностные семейные роли?
- Дайте определения «ролевого конфликта» и «ролевой перегрузки» в семье. Соотнесите эти понятия и приведите примеры.
- Каковы критерии оценки эффективности ролевой структуры семьи?
- Как связаны сиблинговые позиции супругов (порядок рождения в родительской семье) и ролевая структура семьи?
- Каковы генезис и причины устойчивости патологизирующих ролей в семье?
- В чем сходство и различия семейного самосознания и семейных мифов? Приведите примеры.
- Каковы причины и условия формирования семейных мифов?
- Каким требованиям должна удовлетворять эффективная семейная коммуникация?
- Чем обусловлены нарушения коммуникации в семье?
- Можно ли избежать конфликтов в супружеских отношениях? Аргументируйте свой ответ.
- Назовите наиболее частые причины семейных конфликтов? Оцените возможности предупреждения таких конфликтов и сформулируйте соответствующие профилактические рекомендации.
- Какие стратегии и способы разрешения конфликтов вам известны? Дайте оценку эффективности каждой из стратегий. Какие стратегии в семейной жизни используете вы сами?
- Сформулируйте основные принципы и правила работы «семейного совета». Покажите на конкретном примере, как должна строиться работа с конфликтом по этому методу?
- В какой степени супружеская совместимость влияет на сплоченность семьи?
- От чего зависит субъективная удовлетворенность браком? Оцените вклад каждого фактора и обоснуйте свой ответ.
- Можно ли считать гармоничной семью с выраженной асимметричностью эмоциональных отношений между ее членами? Обоснуйте свой ответ. Назовите типы дисгармоничных семей.
- Каковы психологические особенности функционирования гармоничной семьи?
- Сформулируйте основные задачи психологической помощи семье, испытывающей трудности в своем функционировании.
Глава 3. ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
§ 1. Семья как институт первичной социализации ребенка
Важнейшая социальная функция семьи — воспитание подрастающего поколения. Семья в современном обществе рассматривается как институт первичной социализации ребенка. Родительство имеет социокультурную природу и характеризуется системой предписанных культурой и обществом норм и правил, регулирующих распределение между родителями функций ухода за детьми и их воспитания в семье; определяющих содержание ролей, модели ролевого поведения. Родители несут ответственность перед обществом за организацию системы условий, соответствующих возрастным особенностям ребенка на каждой из ступеней онтогенеза и обеспечивающих оптимальные возможности его личностного и умственного развития [Кон, 1988]. В истории родительства все более явной становится тенденция возрастания значения института семьи. Прежде ответственность за воспитание ребенка возлагалась на общество, в то время как индивидуальное родительство охватывало лишь относительно непродолжительный период детства ребенка до начала вступления его в трудовую деятельность или начала выполнения им социальных функций, но с изменением задач социализации ребенка в рамках семейного воспитания на каждой из возрастных стадий его развития претерпевают изменения также конкретные формы и средства воспитательных воздействий, характер отношений ребенка с родителями.
Главными задачами семьи являются формирование первой социальной потребности ребенка — потребности в социальном контакте (М.И. Лисина), базового доверия к миру (Э. Эриксон) и привязанности (Дж. Боулби, М. Эйнсворт) в младенчестве; формирование предметно-орудийной компетентности в раннем возрасте и социальной компетентности в дошкольном, сотрудничество и поддержка в освоении системы научных понятий и осуществлении самостоятельной учебной деятельности в младшем школьном возрасте; создание условий для развития автономии и самосознания в подростковом и юношеском возрасте. Эмоциональная насыщенность и эмоционально-позитивный характер межличностных отношений, устойчивость, длительность и стабильность взаимодействия с партнером, совместная деятельность и сотрудничество со взрослым как образцом компетентности, социальная поддержка и инициирование к самостоятельной деятельности делают семью уникальной структурой, обеспечивающей наиболее благоприятные условия для личностного и интеллектуального развития ребенка.
§ 2. Основные характеристики детско-родительских отношений
Детско-родительские отношения составляют важнейшую подсистему отношений семьи как целостной системы и могут рассматриваться как непрерывные, длительные и опосредованные возрастными особенностями ребенка и родителя отношения. Детско-родительские отношения как важнейшая детерминанта психического развития и процесса социализации ребенка могут быть определены следующими параметрами:
- характер эмоциональной связи: со стороны родителя — эмоциональное принятие ребенка (родительская любовь), со стороны ребенка — привязанность и эмоциональное отношение к родителю. Особенностью детско-родительских отношений по сравнению с другими видами межличностных отношений является их высокая значимость для обеих сторон;
- мотивы воспитания и родительства;
- степень вовлеченности родителя и ребенка в детско-родительские отношения;
- удовлетворение потребностей ребенка, забота и внимание к нему родителя;
- стиль общения и взаимодействия с ребенком, особенности проявления родительского лидерства;
- способ разрешения проблемных и конфликтных ситуаций; поддержка автономии ребенка;
- социальный контроль: требования и запреты, их содержание и количество; способ контроля; санкции (поощрения и подкрепления); родительский мониторинг;
- степень устойчивости и последовательности (противоречивости) семейного воспитания.
Интегративные показатели детско-родительских отношений:
- родительская позиция, определяемая характером эмоционального принятия ребенка, мотивами и ценностями воспитания, образом ребенка, образом себя как родителя, моделями ролевого родительского поведения, степенью удовлетворенности родительством;
- тип семейного воспитания, определяемый параметрами эмоциональных отношений, стилем общения и взаимодействия, степенью удовлетворения потребностей ребенка, особенностями родительского контроля и степенью последовательности в его реализации;
- образ родителя как воспитателя и образ системы семейного воспитания у ребенка. Этот показатель стал предметом научного исследования и широкого обсуждения сравнительно недавно. Возникновение интереса к изучению позиции ребенка в системе детско-родительских отношений обусловлено тем, что ребенок, как и родитель, является их активным участником. Изменение воспитательной парадигмы от отношения к ребенку как объекту воспитания к гуманистической установке — ребенок как субъект воспитания и равноправный участник отношений, произошедшее в последней четверти XX в. в общественном сознании, является основой пересмотра концепта детско-родительских отношений в сторону все большего учета позиции самого ребенка как активного творца этих отношений.
Роль образа родителя и ребенка в детско-родительских отношениях состоит в ориентировке в указанной системе отношений с целью достижения согласованности и сотрудничества в решении задач совместной деятельности и обеспечении необходимых условий гармоничного развития ребенка. Особенности интеграции образов родителя и ребенка в детско-родительских отношениях исследуются в работах Л.И. Вассермана [1995], Г.Т. Хоментаускаса, Е.О. Смирновой [2001], В.В. Абраменковой [2000], О.А Карабановой [2001, 2002], И.М. Марковской [1999].