УПП

Цитата момента



Если ты голодному дал рыбу, ты накормил его на один день. Если ты дал ему удочку и научил удить — ты накормил его на всю жизнь.
Слушай, ты, с рыбой — не компостируй мозги, ну дай поесть!

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



Чем сильнее ребенок боится совершать ошибки, тем больше притупляется его врожденная способность корректировать свое поведение.

Джон Грэй. «Дети с небес»

Читать далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/d4097/
Белое море

Глава 2. Гештальт беглым взглядом

Лекция-демонстрация в Вашингтонском университете: класс для психологов-консультантов

Я хотел бы выяснить, что вы хотите от сегодняшней встречи. Одноразовая встреча может быть несколько ограничивающей. Не то, чтобы сущность Гештальта нельзя было представить вкратце, но здесь затруднена обратная связь, и у меня нет уверенности, что то, что я буду говорить, соответствует вашим интересам. Если у вас есть какие-нибудь определенные вопросы и интересы относительно общего поля гештальт-терапии или обучения сознаванию, начните с того, чтобы задать их. Я не буду отвечать на них в течение всего времени, но я буду иметь их в виду во время своего рассказа и буду привлекать по ходу дела то, что может иметь к ним отношение.

У. (участник): Я познакомился с гештальт-терапией прежде всего через Фрица Перлса, и я размышляю последнее время, что в ней от Фрица, а что из других источников.

У.: Я совсем не знаком с Гештальтом. Кое-что в учебниках, это все не показалось мне ясным.

У.: Я хотел бы узнать, какие существенные процедуры для обучения Гештальту.

У.: Я хотел бы узнать, к какого рода людям применима гештальт-терапия и какие изменения необходимы для использования в различных группах.

У.: Мне интересно, какие существуют процедуры для оценки эффективности Гештальта.

Дк. Э.: Я хотел бы начать с того, что я не только гештальтист. Это - одно из умений, которыми я располагаю, одна из точек зрения, которую я ценю, но никоим образом не единственная. Кое-что из того, о чем я буду рассказывать, исходит из более широкой сферы, чем Гештальт, я постараюсь отмечать это. Когда-то я носил клеймо "Г" на лбу, но с тех пор я постарался его стереть.

У.: В этом контексте мне хотелось бы узнать что-то относительно личности терапевта и применяемого им метода.

Гештальт за 5 минут

К счастью, Гештальт нет необходимости представлять, так сказать, аддитивно - пункт за пунктом, так что целое может появиться только после установления этих пунктов. Это можно представить в целостном виде за 5 минут, затем вновь представить за 15 минут, затем снова полно - за час, и т.д. И, конечно, это может занять всю жизнь и не уместиться в ней. Итак, вот пятиминутное представление, а потом мы расширим его до часового.

а). Знание уже наличествует.

Пара моментов абсолютно принципиальна в Гештальте. Один из них - это то, что вы уже знаете все, что вам нужно знать для того, чтобы вести совершенно удовлетворительную и удовлетворяющую счастливую и эффективную жизнь. Вы имеете это прямо сейчас. В большинстве университетов сейчас читаются курсы по межличностным отношениям. Прекрасно, вы уже прошли и проходите наилучшие курсы по межличностными отношениям вокруг вас. И вы были высокомотивированы, когда проходили эти курсы, и получали отличные отметки. И - не научились применять это. Вот в этот самый момент вы обладаете способностью мгновенно составить представление о людях, которые находятся рядом с вами, знать, чем они важны для вас, в каких отношениях они к вам находятся всеми значимыми для вас способами. Но у вас нет доступа к этому. Вопрос не в том, чтобы искать, где взять это. Все это у вас уже есть.

б). Запрещение знать то, что вы знаете.

В дополнение к тому, что вы уже научились всему этому, вы также научились не пользоваться этим. Это печальная тема, и я не хочу слишком в нее вдаваться, вот пример того, что я имею в виду. Прежде всего вам говорят, чтобы вы не смотрели. Запрещение смотреть - такого же рода, как запрещение относительно секса в нашем обществе. Совершенно реально существует в нашей жизни запрещение смотреть на другого человека. Вы почувствуете себя очень неуютно, если будете смотреть несколькими минутами дольше, чем считается приличным.

Итак, существует прямое запрещение внешних чувств. Запрещение ощупывать себя, знать различные части себя. Есть запрещение чувствовать, кто ты есть, запрещение чувствовать то, что ты чувствуешь, и знать то, что ты знаешь. "Подойди поцелуй тетю Агату на прощание, ты же знаешь, как она тебя любит". Да, но вы знаете, что она вас не любит, но вы должны это делать, зная, что вы не хотите, но так или иначе вы это делаете, и очень скоро это становится слишком болезненным так, что вы забываете, что вы не хотите этого делать, и вы просто это делаете и как бы цепенеете, тупеете.

Один из наиболее ядовитых примеров я видел несколько лет назад на склонах г. Рейнер. Маленькая девочка бежала впереди своего семейства, выискивая интересную тропинку в стороне от дороги. Вскоре послышался рокочущий голос матери: "Ты же не хочешь спуститься туда, дорогая". Вот так - не "Я не разрешу тебе пойти туда" и даже не "Придержи свое любопытство", что могло бы сойти: нельзя же детям слишком удаляться от взрослых в лесу. Но "Ты же не хочешь" калечит импульс, а не просто предотвращает действие. Я почти что мог слышать, как маленькая девочка говорит про себя: "Вот это да! Я думала, что я хочу, но наверное - нет. Мама всегда права. Пожалуй, в самом деле не хочу".

И так оно продолжается. Мне действительно не хочется в это влезать, это слишком болезненно и не нужно, чтобы этому противостоять. Так или иначе, важно не то, откуда оно взялось, важно знать, что удерживает это на месте сейчас. Мы действительно научены не применять собственную мудрость. Мы обладаем невероятно тонким, чудесно эффективным снаряжением, но мы завалили его мусором и дали ему ржаветь.

Гештальт ничему не должен учить. Вы уже знаете это. Все, что вам нужно, это способы разблокировать, отпереть, отпустить, дать вам войти в соприкосновение с этим.

в). Все, что вы знаете, наличествует здесь и теперь.

Во-вторых, знаете ли вы об этом или нет, но все это есть здесь и теперь, прямо сейчас. С одной точки зрения это настолько очевидно, что нечего тратить время на сообщение этого вам, с другой точки зрения, это настолько глубоко, что вы вошли бы в сатори, если бы реально обрели это. Все, что только случится с вами, и все, что случилось с вами, все, что может повлиять на вас в будущем, - наличествует прямо сейчас. На небесах нет картотеки, где хранился бы ваш опыт, чтобы высылать вам вниз по мере надобности. Он здесь. Сейчас. Каждый импульс ударить кого-то, который вы когда-либо переживали, сохранился в ваших мышцах, так же, как и удержание от этого. Это часть того, что называют "подавлением" (английский вариант немецкого термина, который переводится обычно на русский язык как "вытеснение") - мышечное напряжение при удерживании от реализации импульса. Все это здесь и теперь в нервно-мышечной системе.

Поистине, если бы можно было остановить любого из нас на мгновение и потом в течение вечности разворачивать это мгновение жизни, мы обнаружили бы в нем все. Любой опыт. Все, все, все.

Поэтому совершенно ложно разделение, которое мы слышим в терапии: "Будем ли мы работать с тем, что здесь и теперь, или с прошлым?" Нет такого выбора. Выбор - только в языке, которым мы пользуемся. Я могу говорить о своем наличном опыте в прошедшем времени, давая вам метафоры в форме воспоминания, или я могу говорить о моем опыте в настоящем времени, или я могу говорить о нем, рассказывая вам сны или образы будущего. Или я могу говорить вам об этом проективно, рассказывая о том, как кто-то другой чувствовал, чувствует или может чувствовать ситуацию. Это не так важно. Все это - те или иные средства выражения того, что присутствует здесь и сейчас.

Итак, подытоживая "пятиминутное" изложение Гештальта: вы уже знаете все, что вам нужно знать, и вы знаете это сейчас. Образно говоря, существует поток сознавания, протекающий все время, поток потенциального сознавания - не полного сознавания - и, если только вы можете углубиться в него, любой ответ, который вам нужен - там. Если вы можете сформулировать вопрос - вы получаете ответ. Вы не можете сформулировать вопроса, на который вы не могли бы получить ответ. Вы можете не знать ответа - можете не иметь определенного доступа к нему

- но он там. У индейцев Помо есть поговорка: "То, что человеку нужно, у него уже есть". Если вы можете сформулировать вопрос, вы начинаете его осуществлять.

У меня есть такой образ. Мы живем по одну сторону сцены. По другую ее сторону полная свобода и сознавание, а мы по эту сторону. Толщина стены - самое большее 90 секунд. В каждый момент дверь, которая пропускала вчера, не пропустит сегодня, но всегда есть такая дверь, которая откроется. Если только вы найдете ее, вы будете свободны за секунды, это не потребует большего. Всегда. Конечно, вы можете прожить целую жизнь за 30 секунд в этом месте свободы, это тоже происходит, но оно всегда здесь, всегда может быть достигнуто - хотя бы потенциально, если не всегда актуально.

Эксперименты на сознавание тела

а). Выражение лица.

Дж.Э.: Давайте попробуем проэкспериментироватъ. Примите такое положение, чтобы ваша голова была свободна, ни на что не опирайтесь. Лучше снять очки и закрыть глаза. С закрытыми глазами попробуйте почувствовать свое лицо изнутри, не ощупывая его руками, просто почувствуйте напряжения, которые возникают, найдите их, но не расслабляйте. Легко и соблазнительно мгновенно расслабить их, но вместо этого постарайтесь просто отметить их, почувствуйте все свое лицо, лоб и мышцы за лбом, глаза, щеки, рот, просто замечая, что там…

Итак, что же получается?

У.: Чувство напряжения напомнило мне о времени крайней ненависти, предельного конфликта. А также о времени реального экстаза. Это кажется не слишком осмысленным, так?

Дж. 3.: К счастью, в этом эксперименте нет необходимости искать, "что это значит". Это лишь преувеличенное правило нашей культуры. Иногда оно полезно, чаще же всего оно становится препятствием к простому, открытому переживанию своего опыта.

У.: Я почувствовал напряжение, чувство сжатости и подавленности, невозможности выбраться.

Дж. Э.: Заметьте, что эта "невозможность выбраться" - очень сложное переживание, это не простой опыт. Это включает набор того, как вы могли бы реагировать, плюс борющиеся с этим реакции, которые вы осуществляете, плюс какие-то оценки, что-то, что "могло бы быть" в некоторых отношениях предпочтительнее и т.д. Мы вернемся к этому позже, опыт "невозможности", "я не могу" " очень сложный и неприятный.

У.: Я действительно почувствовал, что мои брови нахмурены, а зубы сжаты. Ассоциация, которая возникла в связи с этим, - предельное усилие. Я связываю с этим что-то вроде истории про атлетов, чувство "Я сделаю это несмотря ни на что, черт возьми!"

Дж. Э.: Знаете ли вы, что "это" вы собираетесь сделать в этой ситуации.

У.: Непосредственной ассоциацией было сосредоточение и попытка понять.

Дж. Э.: У кого-нибудь возникли воспоминания из прошлого, может быть из своего далекого прошлого? Это часто происходит. Или воспоминания о чем-то совсем недавнем?

У.: Я почувствовал напряжение, элость, страх, тревожность - я не хотел дать воспоминаниям возникнуть.

Дж. 9.: И вы затолкали их обратно; "Уйдите, забытые, вы не нужны мне сейчас".

У.: Я почувствовал напряжение в руках, щеках и ногах. Я почувствовал что-то вроде предостережения, концентрации и защиты. Были также вспышки сексуального напряжения.

Дж. Э.: Это упражнение иногда дает немедленные результаты, другие нуждаются в некоторой практике. Мышцы лица - местоположение качеств эмоций и чувств. Обратная связь от лица в значительной степени определяет особенности эмоционального переживания. Ваше тело и лицо всегда знает, что происходит. Иногда в этом упражнении вспоминаются события двадцатилетней давности, иногда - происшедшие 5 минут назад, от самого тонкого до самого смешного. Ваше лицо всегда с вами, оно старается рассказать вам о том, что важно, что происходит здесь и теперь, что вы реально сознаете и т.п. Оно говорит вам, как вы относитесь к ситуации, какие моменты прошлого значимы. Нужно только настроить его, выслушать его, найти несколько секунд, чтобы его заметить - и вот оно.

б). Позы тела как выражения отношения.

О.к. Останьтесь теперь в той позе, в которой вы находитесь прямо сейчас. Не делайте даже малейших перемещений и приспособлений. Почувствуйте, что с чем связано, что чего касается, где напряжение. Посмотрите, можете ли вы дать этому быть как оно есть. У нас всегда существует принудительная тенденция расслабиться, если мы замечаем напряжения. Пусть они будут. Они пытаются вам что-то сказать. Почувствуйте, что происходит.

Можно подойти к этому двумя способами. Один состоит в том, чтобы найти 3-4 глагола - здесь нужны именно глаголы - чтобы выразить то, что происходит, толкает назад, выдвигает вперед, достает - и т.п. Найдите 3-4 глагола, которые выражают ваше тело - прямо сейчас - закрывается, открывается, стискивает. Просто дайте этим глаголам проскользнуть в ум, просмотрите свое тело и дайте глаголам появиться. (Пауза.)

Вот другой подход, после того, как вы просидели в этой позе больше минуты, может быть, возникло несколько точек небольшой боли или напряжения, которое начало проявляться из фона. Найдите эти точки, особенно если это касается двух частей тела или мест, где тело соприкасается с чем-то внешним. Найдите точку напряжения или неудобства, где встречаются два элемента, и дайте вашему сознаванию перемещаться туда и сюда. Если это, например, рука и подбородок, дайте вашему сознаванию целиком войти в подбородок, почувствуйте, как он опирается, найдите слова, которыми это можно описать. Затем перенесите сознавание на руку, почувствуйте, как она поддерживает. Один из способов сделать это - провести беседу. Локоть может сказать подлокотнику кресла; "О, спасибо, что вы здесь, мне так удобно лежать на вас", а подлокотник может ответить: "О, пожалуйста, опирайтесь, я могу многое выдержать", дайте им минуту-другую. Пусть ваше сознавание перемещается от одного элемента к другому.

Существует очень полезное правило: когда вы вроде бы готовы остановиться, кажется, пора остановиться, - сделайте еще один шаг, скажите еще что-то.

О.К. Давайте послушаем, какие глаголы пришли вам в голову.

У.: Удерживаюсь.

У.: Предчувствую.

Дж. Э.: Это довольно далеко от прямого наблюдения. Что переживает тело, когда вы "предчувствуете"?

У.: Я полагаю, готовность.

У.: Сотрясение.

У.: Схватывание.

У.: Возбуждение.

У.: Полет.

Дж.Э.: Заметьте, что такие ответы, как "предчувствую" или "лечу" весьма метафоричны, довольно далеки от прямого, основанного на ощущения тела опыта. Это может быть красиво и поэтично, но здесь есть опасность неясности, предвзятости и поспешных заключений, связанных с метафорой.

Ну, а какие разговоры возникли, что из этого получилось? Пришли ли они к межличностным отношениям?

У.; Я удерживаю правую руку от действования, похоже, что только два пальца делали это. Правая рука сказала этим пальцам: "Да, вы не хотите в этом участвовать, потому что если бы это произошло, я бы была гораздо сильнее, чем два пальца!"

У.: Мое колено поговорило с лодыжкой. "Ха, лодыжка!" "Ха, колено!" "Мы с тобой не раз встречались." "Как тебе удается всегда быть наверху?"" "Не знаю, привычка, наверное. Хочешь, давай поменяемся".

Дж.Э.: Весьма по-дружески.

У.: У меня получилась беседа между седалищем и стулом. (Прим. перев. - В английском языке в отличие от русского слово, обозначающее эту часть тела, не имеет того специфического оттенка, который связывается у нас со словом "зад", "задница".) Сначала стул сказал: "Вот, я удерживаю тебя и мне это нравится". Седалище ответило: "Спасибо, ты мягкий и теплый". Потом стул сказал: "Минутку, ты совсем на меня взгромоздился, слезай-ка", а седалище сказало: "Нет, мне нравится здесь сидеть", но стул говорит: "Нет, теперь моя очередь, я хочу, чтобы ты слез и я побыл один", но мое седалище ответило: "И не подумаю, я буду здесь сидеть".

Дж. Э.: Один из способов отношения к тому, что из этого получается, - увидеть, как вы постоянно создаете эмоциональное пространство, в котором живете, - между людьми, внутри себя, неважно. Обнаружив определенное качество взаимодействия между частями тела, поищите это качество в своей жизни.

в). Поза, как информация об установке.

Проделаем еще одну-две вещи с телом, а потом перейдем к чему-нибудь другому. Примите на минуту центрированное, уравновешенное положение. Желательно, чтобы руки и ноги не перекрещивались и не касались друг друга. Это может показаться несколько искусственным. Ничего, это только на минуту.

Теперь оглянитесь, а потом наклоните немного голову в одну сторону и снова осмотритесь, посмотрите на людей вокруг, на меня. Дайте оформиться каким-то суждениям или восприятиям, пока голова слегка наклонена. Понаблюдайте, какие чувства возникают, какие оценки и какого рода, когда вы видите мир из такого положения. Когда вы немного вживетесь в это, наклоните голову в другую сторону, тоже немного, просто, чтобы почувствовать наклон, и посмотрите, что произойдет. Осмотритесь и постарайтесь почувствовать разницу. Если кто-то вызывает у вас сильные чувства, попробуйте посмотреть на него такими двумя способами и понаблюдайте, что произойдет.

Кто заметил какую-нибудь разницу? В чем она состояла? В каком отношении, или направлении?

У.: Когда я наклонил голову направо, мое тело стало теплее. Когда налево, это было несколько странно, причина, я думаю…

Дж. Э.: Не заботьтесь о причинах. Сохраняйте переживание и испытывайте его в различных обстоятельствах.

У.: Когда я наклонил голову влево, это ощущалось, как дружественное, направо - несколько враждебно.

Дж. Э.: Это довольно частое направление различия. У меня, например, когда я наклоняю голову направо, я как бы говорю: "Я выслушаю то, что вы скажете, и помещу это в свои представления", налево - это полная открытость, принятие того, что говорили на том уровне, на котором это говорится.

У.: У меня это точно так же. Я чувствовал себя критичным, когда наклонил голову направо, и почувствовал себя гораздо уютнее, когда наклонил налево.

Дж. Э.: Для меня "критичный" - это слишком сильно сказано. Для меня это просто: "Я принимаю это не так как вы говорите, а помещаю в рамки собственных представлений".

Хорошо, теперь зафиксируйте позу, в которой вы находитесь. Постарайтесь запомнить ее, чтобы иметь возможность к ней вернуться. Действительно запомните ее - до деталей, до мельчайшего выгиба брови, все, как оно сейчас есть. Когда вы будете совершенно уверены в том, что сможете вернуться в эту позу, примите опять то уравновешенное положение, которое я просил принять несколько минус тому назад, а потом переходите из нее в позу, которую вы запоминаете сейчас, обращая внимание на каждое изменение по пути и стараясь почувствовать, о чем говорит каждый сдвиг. Итак, запомните позу, в которой находитесь, вернитесь к центрированной позе и медленно переходите в позу, которую запомнили.

У.: Я сидел вот так, с центрированной спиной, и затем, когда я начал смещаться, ноги втянулись, и я наклонился вот так и вот так переместил ноги, так что они сблизились.

Дж.Э.: Я подчеркнул бы здесь глаголы: втянул, сблизил.

У.: Я обнаружил, что из расслабленного , свободного положения я перешел в такое, когда все конечности напряжены. Рука давит на колено, колено на руку, так что я не могу пошевелиться.

Дж. 3.: То есть вы говорите о состоянии уравновешенного напряжения.

У.: Да, что-то вроде гордиева узла.

У.: Я не провел реально весь путь к начальной позе, но у меня возникло впечатление, будто кто-то мешает мне в моем медленном движении, как бы задерживает.

Дж.3.: Посмотрите, что это движение может вам сказать о вашем отношении ко мне, к окружающим, к комнате, в которой вы находитесь. Что хочет сказать вам прямо сейчас это движение? Рассмотрите возможности, используя глаголы.

У.: Мои ноги скрещены, и я чувствовал, что скрещивание ног было как бы закрыванием, защитой, которую я использовал, я соединил руки с подложенным большим пальцем и чувствовал себя, как будто я говорю "У маня здесь стена и все мое имущество внутри". Моя голова несколько накренилась, будто я повторяю предыдущее упражнение, и я как бы смотрел на вещи искоса.

Дж.Э.: Отметьте значимость народной мудрости: "смотреть искоса", "выше голову" и т.п. Народная мудрость знает про такие вещи. Когда вы обнаруживаете, что пользуетесь словами вроде: "защищаюсь", "отгораживаюсь" и т.п., посмотрите, не можете ли вы закончить фразу: "защищаясь от…", "предостерегаю себя от…". Посмотрите, что произойдет, если вы попытаетесь закончить фразу. Но не насилуйте это. Просто оставьте предположение и ждите, и часто что-то пробьется.

У.: Я не слишком переменил позу. Я заметил что-то вроде прогиба внутрь, как у девочки, которая хочет нагнуться к своим туфелькам.

У.: В этот раз у меня возникло воспоминание, не возникавшее ранее. Я сидел вот так и ждал начала матча по спортивной борьбе. Я могу почувствовать это "на своем затылке".

Дж.Э.: Мы сейчас очень бегло просмотрели подход Гештальта к состояниям тела. Если справедливо, что мы единые создания - а таково фундаментальное предположение Гештальта - то ясно, что мы постоянно проявляем себя в позе, движении и т.п., всегда тем или иным образом выражаем то, что происходит.

Часто то, что делает тело (или что делается с телом) уравновешивает или комментирует то, что говорится словами. Выражение тела не менее и не более реально, чем словесное. Лучший пример, который приходит мне в голову, - однажды, когда я работал с группой студентов-медиков, один из них все время задавал интересно звучащие вопросы, но каждый раз сопровождал это хлопком руки. Я попросил его соседа придержать его руку. Тогда другая рука начала хлопать. Я попросил соседа с другой стороны придержать и эту руку. После этого в соответствии с каждым вопросом начало двигаться его плечо. Я попросил повторить это движение, как бы преувеличивая, и это превратилось во что-то вроде пожимания плечами. Когда он настроился и пережил этот жест, это стало звучать для него как "д-да?!" Его голос также нес это интересное качество, а тело говорило: "Да никто за это гроша ломанного не даст".

Есть ли еще какие-нибудь реакции, возникшие, пока мы этим занимались? Нечто, что вас заинтересовало? Мы лишь бегло скользнули по поверхности гештальтистского подхода к телу.

Сознавание и изменение в теле

У.: Если вы реально чувствуете некоторую закрытость и хотите больше открыться, можно ли достичь этого изменением положения тела?

Дж.Э.: Это прекрасный вопрос. Гештальтисты бы сказали "нет", но есть и другие достаточно глубокие точки зрения, которые сказали бы "да". И то и другое может быть верным. Гештальтист говорит: "Нет, вы только сделаете защиту менее видимой". Большая часть того, что происходит, сделана таким образом менее видимой - очень тонко, почти незаметно, но все по-прежнему здесь. По существу, именно это происходило со студентом-медиком, о котором я рассказал. Когда у ребенка возникает приступ раздражения - это весьма ясное и определенное состояние, и он определенно его выражает. Взрослый переживает мини-вспышку (хмурится, слегка напрягается). Но это то же самое. Однако специальное давление заставляет его "уменьшать". Так что, если я сижу вот так (показывает), закрытый, а кто-то говорит: "Ну-ка, откройся", я могу изменить позу (показывает), чтобы выглядеть открытым, но я по-прежнему закрыт, может быть, еще больше.

С другой стороны, есть довольно глубокий взгляд на человеческую природу, утверждающий, что если вы можете практиковать форму, вы сможете достичь сути. Это центральный способ изменения в Синаноне и во множестве других подходов к человеку. Это подчеркивается в психосинтезе, и в этом есть свой смысл. Это может производиться слишком грубо и этим можно злоупотреблять, но это может и происходить. В особенности, если практика достаточно длительна. Если я постоянно проверяю себя, постоянно удерживаюсь от своих замечаний - изменение может произойти. Правда, Фриц очень справедливо утверждал, что это невозможно - произвольное изменение невозможно.

Я не согласен с этим. Помню, недели через 2-3 после того, как вышла "Гештальт-терапия дословно", ко мне пришли три паренька, такие 20-летние, такие беспомощные в организации своей жизни, с экземплярами книги, один из них подчеркнул абзац о том, что произвольные изменения невозможны, и был готов сдаться в отношении всех попыток, которые он предпринимал. Все они хотели гештальт-терапии, полагая, что это что-то очень "современное", меньше всего они нуждались в том, чтобы получить дополнительное оправдание своему желанию сдаться.

Так что это очень тонкая проблема. Гештальтисты говорят "нет", но я с этим не согласен, хотя и принимаю предупреждение этого "нет". Но если вы правильно организуете ситуацию, произвольное изменение возможно. Практика формы может вести к изменению сути.

Есть ли еще какие-нибудь соображения?

У.: Мне кажется, что движения тела не могут быть интерпретированы по схеме "то-то и то-то означает то-то и то-то". И мне кажется, что движения тела предшествуют сознаванию.

Сознавание против интерпретации состояний тела

Дж.Э.: То, что вы говорите, вызывает у меня две реакции. Есть множество исследований и популярных книг относительно интерпретации тела. Я понимаю так, что это - опасная полуправда. Путь к сознаванию не лежит через смотрение на другого, я не могу посмотреть на вас и сказать, что у вас дела обстоят так-то и так-то. Я полагаю, что это разрушительно. Гештальт-подход состоит в том, чтобы помочь вам прийти к собственным формулировкам. И вы обычно по существу правы в своих формулировках, хотя возможно, что они и не полны. Если вы сидите вот так (демонстрирует закрытую позу) и говорите, что чувствуете себя открытым, причем говорите искренне, вы открыты. В этот момент, в вашей вселенной, вы открыты. Может быть, что альтернатива такова (зажимается больше), относительно этого вы раньше были закрыты. Я не могу посмотреть на вас и сказать, что вы закрыты. Гештальт стремится помочь вам привести в более ясное сознавание то, что существует для вас самих. В лучших проявлениях Гештальт не интерпретирует, не накладывает на вас ничего. То, что есть для вас, - таково для вас, и таково оно для вас и есть. Если я действительно работаю в духе Гештальта, ничто из того, что я знаю о вас, не имеет такой ценности, как то, что вы знаете о себе. Если я продолжаю видеть вас закрытым и настаиваю на этом, когда вы говорите, что вы открыты, мне нужно посмотреть на мои собственные проекции.

У.: Если вы ведете группу Гештальта и кто-то работает, а вы говорите: "Почему ты действительно не входишь в этот момент, сосредоточься на этой вещи, которую ты сделал…" - это звучит так, как будто вы имеете гипотезу относительно этого момента.

Дж. Э.: Да, это так звучит, но можно надеяться, что это не так. Если у меня и есть гипотеза, хорошо бы, чтобы ее не было. Это энергетический момент и я отброшу ее как горячую картофелину, как только выяснится, что она ошибочна. Все, что я делаю, - следование за потоком энергии. Я слежу за концентрацией энергии, за тем, что кажется ее фокусами, и привлекаю к ней внимание. У меня постоянно были гипотезы, и они постепенно уводили меня не туда. Если я следую гипотезе, я не иду за тем, что это значило для вас.



Страница сформирована за 0.6 сек
SQL запросов: 190