Природа эго
В экспериментах, на которые я ссылался, и во многих других экспериментах аналогичной природы обнаружилось, что одна группа испытуемых (те, кто лично взволнован и увлечен заданием) ведет себя в известном смысле совершенно непохоже на другую группу испытуемых (которые не увлечены). В некоторых случаях измеримые количественные различия достигают 50 или 60 %, иногда много больше. В других случаях существуют качественные отличия, которые ускользают от измерений. Таким образом, здесь перед нами некоторый параметр, который ведет к громадным различиям в наших экспериментальных результатах.
Мы видели, что в условиях эго-вовлеченности вся личность проявляет большую последовательность в поведении, она обнаруживает не ситуационную специфичность поведения, а его генерализованность и согласованность. В области суждений мы видели, как эго-вовлеченность приводит к значимым искажениям обычных психофизических суждений. В области памяти мы обнаружили, что эго-вовлеченное запоминание определенно лучше (хотя иногда может вмешиваться вытеснение или в память проникает рационализация). В области интеллекта мы отмечаем, что эго-вовлеченность необходима, если мы хотим достичь оптимальных результатов. В теории обучения явно необходимы реформы, направленные на то, чтобы признать очевидное влияние эго на приобретение умений и знаний. В области мотивации жажда признания, статуса и оценки оказывается главной, что глубоко влияет на наши концепции, процедуры и политику в производственных отношениях, в образовании и в психотерапии. И это лишь некоторые из операциональных критериев, с помощью которых мы можем продемонстрировать наличие эго.
Несколько психологов, помимо меня, отстаивали то, что эго должно занять более высокое положение в современной психологии. Это делали Коффка, Левин и психоаналитики, а также Мюррей, который различает «перифералистскую» психологию и «нейтралистскую» психологию60. Тезис, сформулированный в книге Роджерса «Консультирование и психотерапия»61, кажется мне особенно ясным свидетельством того, что эго приобретает признание. Роджерс фактически приглашает консультантов откинуться в кресле и, не пользуясь почти ничем, кроме своевременного «ага», поощрять пациента самого реорганизовать и перепланировать свою жизнь. Эго пациента берет управление на себя. Наверное, уже пора.
Хотя мы адекватно операционально продемонстрировали существование эго, мы еще не занимались сложной проблемой его определения. Выше мы видели, что преобладают восемь концепций. Но всякий раз, когда мы сталкиваемся с эго-вовлеченностью, эго оказывается задействованным в нескольких из этих исторических смыслов. К тому же эти исторические концепции, похоже, имеют много общего.
Прежде всего, кажется очевидным, что все эти концепции уже, чем понятие «личность». Все авторы, похоже, согласны в том, что эго — только одна часть, одна область, или, как говорят фрейдисты, один «институт» личности. Многие умения, привычки и воспоминания являются компонентами личности, но редко, если вообще когда-нибудь, становятся эго-вовлеченными. Авторы, пожалуй, согласны также в том, что эго не существует в раннем детском возрасте, постепенно развиваясь по мере того, как ребенок становится способен отделять себя от окружающей его среды и от других людей. Они согласны рассматривать эго как часть личности, которая находится в тесной связи с внешним миром, она ощущает угрозы, возможности и жизненную значимость внешних и внутренних событий. Это та часть личности, которая, так сказать, противостоит миру лоб в лоб. Это контактная область личности. По этой причине она также является конфликтной областью. Кроме того, она не совпадает ни с сознанием, ни с бессознательным, ведь многое из того, что мы сознаем, неважно для нашего эго, а многие неосознаваемые стимулы тихо, но эффективно вовлекают его.
Есть также согласие в вопросе о том, что субъективное чувство эго время от времени сильно меняется, то сжимаясь уже границ тела, то расширяясь далеко за его пределы. Меняется его содержание; в один момент эго оказывается поглощенным одной деятельностью, а вскоре после этого — полностью другой деятельностью. Эта изменчивость, тем не менее, не означает, что стабильная и повторяющаяся структура отсутствует. Наоборот, если вы знаете человека достаточно хорошо, вы обнаружите, что можете вполне успешно предсказать, какие вопросы будут, а какие не будут затрагивать его эго. Многие авторы представляют эго как многослойную структуру. Конечно, существуют разные степени эго-вовлеченности. человек может быть пристрастным умеренно или интенсивно.
Пожалуй, есть еще одно свойство эго, которое реже обсуждается, — это его устремленность в будущее. Вспомним. Израэли сообщает, что среди его испытуемых более 90 % выражали большую заинтересованность своим будущим, чем своим прошлым62. Эту находку стоит подчеркнуть, поскольку, как правило, психологи больше интересуются прошлым человека, чем его будущим. Другими словами, психолог и его испытуемые обычно смотрят в разных направлениях, что прискорбно.
Признание высокого положения эго в психологии не означает реимпорта deus ex machina* довундтовской психологии. Тем не менее, это означает признание того факта, что наши предшественники, которые рассматривали психологию как науку о душе, не ошибались, ставя до нас проблему единства и личностной релевантности. То, что они называли душой, мы можем сейчас с чистой совестью назвать эго. Это не будет следованием устаревшим идеям. Диалектика уже уступила дорогу эксперименту, клинике и еще более новым методам изучения обыкновенного человека в его нормальном социальном окружении.
Но, безотносительно к проблемам метода, которые лежат за пределами этого очерка, мы можем спокойно предсказать, что эго-психология в двадцатом веке будет неуклонно расцветать. Ведь только с ее помощью психологи могут примирить человеческую природу, которую они изучают, с человеческой природой, которой они служат.
Примечания:
* Впервые опубликовано в
7 Delgado H Psicologia у psicopatologia de la conscientia del yo // An Inst Psicol , University of Buenos Aires 1938 Vol 2 P 135-176, FedernP Narzissmus lm Ichfuge // Internationales Zeitschnft fur Psychoanalyse 1927 Bd 13 S 420-438 8 Lundholm H Op cit 9 StirnerM The ego and his own / Trans by S T Bymgton London А С Fifield, 1912
22 Cantnl H The psychology of social movements N Y Wiley, 1941 P 44 23 Hartshorne Н, May M Studies m deceit N Y Macmillan, 1928 24 Trow W С The psychology of confidence//Archives of Psychology 1923 № 67 25 Symonds P M The nature of conduct N Y Macmillan, 1928 26 MacKinnon D W Violation of prohibitions // Explorations in personality / Ed by H A Murray N Y Oxford University Press, 1938 P 491-501 27 Johnson D M Confidence and speed in two-category judgment // Archives of Psychology 1939 №241 28 Allport G W Personality a psychological interpretation N Y Holt, 1937 29 Murphy G, Jensen G Approaches to personality N Y Coward-McCann, 1932 P 385 30 Klein G S, Schoenfeld N The influence of ego-involvement on confidence // Journal of Abnormal and Social Psychology 1941 Vol 36 P 249-258 31 Cantnl H Gauging public opinion Princeton Princeton University Press, 1943 Ch 3 32 Marks Е Skin colorjudgments of Negro college students // Journal of Abnormal and Social Psychology 1943 Vol 38 P 370-376 33 Cantnl H Gauging public opinion Princeton Princeton University Press, 1943 34 Ibidem Ch 5
35 Ibidem
36 Frenkel-Brunswik E Mechanisms of self-deception//Journal of Social Psychology 1939 Vol 10 P 409-420 37 Bartlett F С Remembering a study m experimental and social psychology Cambridge, England Cambridge University Press, 1932 38 Edwards A L Rationalization in recognition as a result of a political frame of reference // Journal of Abnormal and Social Psychology 1941 Vol 36 P 234 39ZilhgM Emstellung und Aussage//Zeitschnft fur Psychology 1928 В 106 S 58-106 40 Watson W S, Hartmann G W Rigidity of a basic attitudmal frame // Journal of Abnormal and Social Psychology 1939 Vol 34 P 314-336 «WallenR Ego-involvement as a determinant of selective forgetting // Ibidem 1942 Vol 37 P 20-39 42 Levine J M, Murphy G The learning and forgetting of controversial material // Ibidem 1943 Vol 38 P 507-517 43 Edwards A L Political frames of reference as a factor influencing recognition // Journal of Abnormal and Social Psychology 1941 Vol 36 P 34-50 44 Sells S В The atmosphere effect an experimental study of reasoning // Archives of Psychology 1936 № 200 45 National Society for the Study of Education, The psychology of learning, Forty-first Yearbook Part 2 Bloommgton Publ School Pub Co , 1942 P 118 46 Ibidem P 349 47 TermanL M The measurement of intelligence Boston Houghton Mifflm, 1916 P 125 48 Одна формулировка требующегося правила предложена Френчем «Пока напряжение не превышает имеющуюся в наличии энергию интегративных механизмов, до тех пор интегративная мощность целенаправленных стремлений возрастает с ростом напряжения Но как только напряжение потребности начинает превышать имеющуюся в наличии энергию интегрирующего механизма, эффект растущего напряжения становится противоположным» (French R M Goal, mechanisms and mtegrative field // Psychocom Med 1941 Vol 3 P 245) 49 Hoppe F Erfolg und Misserfolg // Psychologische Forschung 1930 В 14 S 1-62 50 Rosenzweig S Preferences in the repetition of successful and unsuccessful activities as a function of age and personality//Journal of Genetic Psychology 1933 Vol 42 P 423-441 51 Israeli N The social psychology of time // Journal of Abnormal and Social Psychology 1932 Vol 27 P 209-213 52 Huntley С W Judgments of self based upon records of expressive behavior // Journal of Abnormal and Social Psychology 1940 Vol 35 P 398-427, Wolff W Selbstbeurteilung and Fremdbeurteilung lm wissentlichen und unwissentlichen Versuch//Psychologische Forschung 1932 Bd 16 S 251-329 «HoppeF Op cit
54 Frank J D Some psychological determinations of the level of aspiration // American Journal of Psychology 1935 Vol 47 P 285-293 55 Preston M G, Bayton J A Differential effect of a social variable upon three levels of aspiration // Journal of Experimental Psychology 1941 Vol 29 P 351-369 56 Frank J D Op cit
57 Roethhsberger F J, Dickson W J Management and the worker Cambridge Harvard University Press, 1939 58 Watson G Work satisfaction //Industrial conflict a psychological interpretation/Ed byG W Hart-mann N Y Cordon Press, 1939 Ch 6 59 Ibidem P 119
60 Murray H A Explorations in personality N Y Oxford University Press, 1938 61 Rogers С R Counseling and psychotherapy Boston Houghton Mifflm, 1942
* «Бог из машины» (лат ), развязка вследствие вмешательства непредвиденного обстоятельства (в античной трагедии развязка наступала иногда благодаря вмешательству какого-либо бога, появлявшегося на сцене при помощи механического приспособления)