АСПСП

Цитата момента



Берегите каждую потерянную минуту!
И эту тоже.

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



Нет ничего страшнее тоски вечности! Вечность — это Ад!.. Рай и Ад, в сущности, одно и тоже — вечность. И главная задача религии — научить человека по-разному относиться к Вечности. Либо как к Раю, либо как к Аду. Это уже зависит от внутренних способностей человека…

Александр Никонов. «Апгрейд обезьяны»

Читать далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/s374/
Мещера-2010

Дистанция — красный

Я хорошо понимаю и полностью принимаю православных авторов, когда они пишут, что воспитание — это не набор методов и приемов, не упражнение и не отдельный проект, а «сама наша жизнь вместе с ребенком, заметный отрезок на жизненном пути отца или матери, когда дети растут, учатся и взрослеют». А.Рогозинский в книге «Хочу или надо? О свободе и дисциплине при воспитании детей» пишет:

«…любовь не бывает ради какой-нибудь цели или по какому-то поводу. Она есть, и все. Человек любит, потому что это нормально. Особенно, любить ребенка. А если не любит, то это, напротив, большая беда и нелепость. И в этом состоянии вычитанные из книг «принципы воспитания» не действуют и не помогают. Взрослому нужно сперва привести себя в должное чувство. Потому что нелепо вдвойне — из этой своей нелюбви, просто так, в порядке «очистки совести», рассуждать о ребенке: «Хорошо бы его правильно вырастить. Что бы для этого мне сделать?»»

По-моему, очень важно быть внимательными к детишкам с самых первых дней жизни (уж не говорю, что  «быть внимательными» важно ко всем людям, к близким особенно), это оберегает от опасности быть неточными и поверхностными в отношениях. Один уже взрослый человек рассказывал: «Наша мама всегда чувствовала, когда мы капризничаем, а когда расстроены всерьез. Обмануть ее было невозможно. За капризы она наказывала нас жестко, но никаких протестов у нас с братом это не вызывало: мы знали, что это — справедливо.» Ромен Роллан писал, что взрослые, глядя на детей, часто замечают лишь внешние общие признаки детства, «кору», то, что делает одного ребенка похожим на другого. И за этой корой не дают себе труда разглядеть отличия, сердцевину человека, его душу. Если вы будете внимательно подмечать отдельные черточки вашего ребенка, характер, происходящие изменения, если будете заниматься интересными вещами, не только нужными, ваше воспитание будет больше похоже на «жизнь вместе», чем на «вмешательство» и «контроль».

То, что я сейчас написала, искренне считаю очень мудрыми и дальновидными рекомендациями. Однако сама знаю, как хочется подчас услышать что-то конкретное. Ведь часто люди, любя своих детей, не в состоянии дать детям почувствовать эту свою любовь. Просто не знают, как это сделать. Поэтому в нынешнем выпуске я дам список книг, которые, по моему мнению, вам могут очень пригодиться (если вы знаете какие-то другие — напишите, пожалуйста), а завтра еще подкину конкретных советов. Только не забывайте, что любыми конкретными советами пользоваться нужно очень аккуратно — разбираться, что делать, когда, где, с кем, в какой степени и т.д.

Итак, одна из самых, на мой взгляд, лучших книг про то, как жить с детьми — Ю.Б.Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как». Много практических советов, изложенных в очень доступной форме. Например, от наших мам и бабушек мы слышим, что «с ребенком нужно заниматься!». Это утверждение, оказывается, в свое время обосновал психолог Л.С.Выготский. Он показал, что по мере развития ребенка круг дел, которые он начинает выполнять самостоятельно, увеличивается за счет тех дел, которые он раньше выполнял вместе со взрослым, то есть завтра ребенок будет делать сам то, что сегодня он делал с мамой или папой, и именно потому, что «это было вместе». Поэтому Ю.Б. не советует часто предоставлять ребенка самому себе — делайте это только если ребенок сам этого хочет.

И если у вас возникает вопрос помогать или не помогать ребенку в его делах, вот ответ Ю.Б.: в ситуациях, когда «…ребенок не просит помощи, и даже протестует, когда ее оказывают», помогать НЕ НАДО. Если же «…ребенок либо прямо просит о помощи, либо жалуется, что у него «не выходит», «не получается», что «он не знает, как», либо вообще оставляет начатое дело после первых неудач, то любое из этих проявлений — сигнал о том, что ему нужно помочь.»

А теперь — списком — другие:

Карен Прайор «Не рычите на собаку», — потрясающая книга о воспитании всех подряд, веселая и полезная;

Р. и Д. Байярд «Ваш беспокойный подросток», — для тех родителей, которых испытывают на прочность их беспокойные подростки;

Б. и Л.Никитины «Мы, наши дети и внуки» — замечательный пример ОСМЫСЛЕННОГО и ОСОЗНАННОГО подхода к воспитанию детей;

И такие монстры от педагогики, как Макаренко «Флаги на башнях» и Я.Корчак «Как любить ребенка». В их книгах мало советов и много глубины, — с налета не прочтешь.

Для тех, кто заинтересовался: почти все эти книги есть на сайте Н.И. http://old.nkozlov.ru/?s=41 .

       



Страница сформирована за 0.5 сек
SQL запросов: 170